Порождение ехидны значение. Порождения ехиднины. Как выглядит Ехидна

В русском Синодальном переводе Библии , как и в церковнославянском тексте, встречается выражение «порождения ехиднины », - например, в Матф. 12:

Русские переводы середины XX - нач. XXI века обычно переводят соответствующее выражение как «змеиное отродье».

Примечания


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Ехидна (Библия)" в других словарях:

    Ехидна: В Викисловаре есть статья «ехидна» Ехидна (мифология) полуженщина полузмея, персонаж греческой мифологии. Ехидна (Библия) в русском языке до XIX века, в том числе в русском Синодальном переводе Библии: ядовитая змея. Ехидны (лат. … Википедия

    Ехидна, Эхидна (др. греч. Ἔχιδνα) в древнегреческой мифологии исполинская полуженщина полузмея . Дочь Форкия и Кето, жившая под землёй в киликийских Аримах , либо дочь Тартара и Геи … Википедия

    Ехидна, Эхидна (др. греч. Ἔχιδνα) в древнегреческой мифологии исполинская полуженщина полузмея . Дочь Форкия и Кето, жившая под землёй в киликийских Аримах , либо дочь Тартара и Геи … Википедия

    Василиск Василиск (от греч. βασιλίσκος царёк), кокатрис, regulus (от лат. малый король) мифическое создание с головой петуха, туловищем и глазами жабы и хвостом змеи. На голове василиска имеется красный хохолок, который похож на корону (отсюда… … Википедия

    Василиск Василиск (от греч. βασιλίσκος царёк), кокатрис, regulus (от лат. малый король) мифическое создание с головой петуха, туловищем и глазами жабы и хвостом змеи. На голове василиска имеется красный хохолок, который похож на корону (отсюда… … Википедия

    Василиск Василиск (от греч. βασιλίσκος царёк), кокатрис, regulus (от лат. малый король) мифическое создание с головой петуха, туловищем и глазами жабы и хвостом змеи. На голове василиска имеется красный хохолок, который похож на корону (отсюда… … Википедия

    - (Βελλεροφών, Βελλεροφόντης), в греческой мифологии один из главных героев старшего поколения, сын коринфского (у Гомера II. VI 152 след. Коринф идентифицируется с городом Эфира) царя Главка (вариант: бога Посейдона), внук Сисифа. Первоначальное… … Энциклопедия мифологии

    Ниже приведен список грецизмов заимствований из греческого языка в русском языке. Список Академия (Ακαδήμεια производное от имени героя Ακάδημος) название многих научных учреждений, обществ и учебных заведений. Акустика (… Википедия

#Константинеску #спасение_из_страха #конец_света #второе_пришествие #миллер #ожидание_Христа

«Иоанн приходившему креститься от него народу говорил: порождения ехиднины! кто внушил вам бежать от будущего гнева?» (Луки 3:7).

«Порождения ехиднины» или «змеиное отродье» (Перевод Кулакова, прим. редакции) — это одно из самых сильных выражений в Библии. К кому обращается Иоанн с таким оскорблением?

В основе формирования адвентистской церкви лежит ее апокалиптическая миссия. О чем говорят на сегодняшних евангелизационных компаниях? «Приближается день суда, и если ты не готов, то тебя ожидает излитие язв, нашествие саранчи, воскресный декрет и другие неприятности. Господь придет и уничтожит всех, так что приходите к нам, и мы вам поможем всего этого избежать».

Но Иоанн говорит противоположное: «Порождения ехиднины! кто внушил вам бежать от будущего гнева? Сотворите же достойные плоды покаяния и не думайте говорить в себе: «отец у нас Авраам», ибо говорю вам, что Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму».

Иоанн тут подчеркивает две идеи: первое, нет смысла приходить к Богу из страха, только глубокое духовное перерождение способно принести добрые плоды. И второе, Бог может из камней воздвигнуть детей Аврааму, не 144000, не ваша узко мыслящая секта, а представьте себе огромное количество камней, окружающих нас.

«И спрашивал его народ: что же нам делать? Он сказал им в ответ: у кого две одежды, тот дай неимущему, и у кого есть пища, делай то же».

Иоанн предлагает непопулярное решение, то, что мы называем социальным евангелием. Вместо того, чтоб рассказывать людям об аде, апокалиптических зверях и язвах, он учит людей отдавать последние вещи, одежду, еду. Иоанн был действительно свободным человеком, потому что свободен не тот, кто имеет миллионы, а тот кто может обходиться малым. Иоанн был тем, кого сегодня показывают в реалити шоу, их называют «последними героями», выживающими в трудных условиях.

«Пришли и мытари креститься, и сказали ему: учитель! что нам делать? Он отвечал им: ничего не требуйте более определенного вам. Спрашивали его также и воины: а нам что делать? И сказал им: никого не обижайте, не клевещите, и довольствуйтесь своим жалованьем».

Иоанн не руководствуется приближением какого-то абстрактного конца света, он не учит солдат отказаться от своих воинских обязанностей, не советует пойти в стройбат или в тюрьму, только бы не брать оружие в руки. Он учит мытарей и воинов оставаться на своих постах, судить справедливо и довольствоваться своим жалованием. Он учит людей, как им праведно жить сегодня, как жить в этом реальном мире. Не в мире, где завтра грядет Господь, и не стоит получать высшее образование или строить карьеру. Где лучше «пострадать за Господа», может даже попасть в места лишения свободы, чем развиваться и читать художественную литературу. Все это — только для того, чтоб Он нашел веру на земле, когда Он вернется.

Существует два распространенных отношения ко второму пришествию.

Первое — это образ несчастливого человека, полностью отчужденного от этого мира. Его единственная надежда — это пришествие Господа. Он говорит: «Скорее бы пришел Господь, и уничтожил грех и всех грешников.» К таким людям надо относиться со снисходительностью, их надо понять.

И второе, это образ «порождений ехидны» или «змеиных отродий», — они бегут от будущего гнева. Мотивация такого человека эгоистична, он верит, что придет конец и он хочет быть спасен. Мы признаем такую мотивацию правильной, мы так и учим людей: «вы не желаете быть среди спасенных? Или хотите гореть в огне? Получить образ зверя»? Но ведь это мотивация змеиного отродья, которое боится, и бежит от будущего гнева Божьего. Иисус обращается с призывом не терять веру к тем, кто жаждет истины и справедливости, кто жаждет Добра, которого нет в этом мире. Иоанн также обращается к людям, которые хотят перемен в жизни, и советует им начать с самих себя, не потому что они боятся суда, а потому что они любят правду.

По этому поводу хочу вспонить пример из жизни отца адвентизма — Уильяма Миллера. Из Великой борьбы мы узнаем, что Уильям Миллер был человеком, занимавшимся самообразованием. Он стал деистом (в результате его общения с масонами), а затем он испытывал серьезную депрессию, потому-что не видел смысла в жизни. Это сподвигло его к изучению Писаний, пророчеств, и он пришел в выводу, что Иисус вернется в 1844-м году.

В этом описании есть недостаток, потому что в нем отсутствует очень важный элемент. На самом деле Уильям Миллер стал изучать пророчества о конце света, потому что он был глубоко разочарован в проекте Американской республики. Его родители принимали участие в гражданской войне, он в 1815 году участвовал в военных действиях под руководством полковника Джексона, ставшего в последствии президентом, против британского вторжения.

После того, как Миллер, в ранге капитана, принял участие в этой победоносной миссии в устье реки Миссисипи, он стал шерифом и занимал другие административные посты, а затем в его биографии говорится, что он глубоко разочаровался в том, чем стала Америка. Умерла надежда его родителей на то, что Америка станет республикой, формой правления, в которой все участвуют на равных правах, Америка стала страной, которой управляют политические и экономические силы, страной, где властвует мафия и существует рабство. Он испытывал депрессию, потому что на поле боя столкнулся с отсутствием идеализма, люди боролись за власть и за наживу. Служа шерифом, он понял, что и здесь справедливости не добиться, он потерял надежду на правду в этом мире. Тогда он возложил всю свою надежду на то, что придет Господь и уничтожит эту несправедливость. Надежда Миллера отличается от надежды адвентиста сегодняшнего дня, его не интересовала собственная безопасность, это менталитет змеиного отродья, у него же был идеал истины, справедливости и добра, который, по его мнению, не возможен в этом мире.

Проблема, с которой мы сегодня сталкиваемся, это факт, что большинство адвентистов седьмого дня не ожидают Второе Пришествие потому, что они желают лучшего будущего.

Самый большой капкан, в который попали адвентисты — это соблюдение субботы, потому что оно дает им ложную уверенность в том, что они будут спасены благодаря соблюдению седьмого дня. У нас ведь есть секретное знание, то чего не знают другие: воскресный декрет. Знаем какой день первый, умеем считать до семи: раз, два, три… задачка решена, теперь ты можешь спасти свою шкуру, когда придет гнев Божий. Но Суббота — это нечто не похожее на то, что сделали из нее мы. Хочу заявить, что я остаюсь страстным блюстителем субботы, но она ни в коем случае не должна рассматриваться как печать праведности, или как спасательный круг.

Мотивом истинного ожидающего является высокий идеал, в котором нет ничего общего с эгоизмом, личной безопасностью или благосостоянием, а желание добиться правды, справедливости, добра.

Вечная жизнь дастся людям, у которых есть высокие идеалы. Ее не получат змеиные отродья, им не нужна жизнь вечная, их жизнь и так уже слишком длинная.

Многим приходилось слышать про это мифическое существо. Одно название ассоциируется с чем-то неприятным и даже пугающим. Что рассказывает про такое существо как Ехидна мифология Греции, и почему чудовище Ехидна одно из самых популярных предлагаем узнать.

Ехидна в греческой мифологии

В древнегреческой мифологии мифическое существо Ехидна является полуженщиной-полузмеей. Она обитала под землей и была дочерью Форкия и Кето. Однако есть информация про то, что она являлась дочерью Стикс и Перанта, либо дочерью Фанета. Помимо того, она была сестрой и женой Тифона, а также матерью двуглавого пса Орфа и трехглавого Кербера. Пиндар говорит про то, что Ехидна появилась из утробы своей матери. Свои сравнения существа есть и у Тиберия, который сопоставлял ее с ехидной Гая Калигулу.

Как выглядит Ехидна?

Про внешний вид такого существа как ехидна мифология говорит однозначно. Ехидна – полузмея в виде женщины с прекрасным лицом. Она в себе совмещала красоту и свирепый характер. Нередко ее называли стоглавой и рассказывали про то, как она похищала путников. Разные мифы говорят про то, как была убита Ехидна:

  • Гераклом;
  • Беллерофонтом;
  • Эдипом;
  • во сне задушил Аргус.

Ехидна и Геракл

Мифы говорят про то, что греческая ехидна от Геракла родила троих сыновей, которым было суждено стать родоначальниками скифских племен. Скиф является одним из таких сыновей, поскольку сумел выполнить завещание отца и натянул его лук и подпоясался его поясом. Ему и было суждено стать владыкой скифского царства. Многие мифы рассказывают про то, что ехидну во время сна убил стоглазый великан Аргос. Древнегреческие сказания про Ехидну легли в основу средневековых легенд про самое чудовищное из всех существующих.

Библейская Ехидна

Такое понятие как порождение ехидны в Библии можно встретить не более четырех раз. Три раза упоминается в Евангелии от Матфея и единожды в Евангелии от Луки. Известно про то, что первый раз данное словосочетание используется Иоанном Предтечей в отношении к фарисеям. Некоторые исследователи были уверены, что в описываемые Евангелием времена под этим выражением люди понимали змей после линьки. Большинство животных не единожды в год сбрасывают старую шкуру. У некоторых из них эта шкура напоминает мертвую особь.

Есть версия про то, что древние люди предполагали, что в действительности детеныш растет внутри матери и в итоге он таки рождается. Таким образом можно предполагать, что оставшаяся после процесса линьки кожа является погибшей матерью, а появившееся существо после сбрасывания шкуры – ее порождение, детеныш. Можно предполагать, что для древнего человека понятие «порождение Ехидны» является ни чем иным как «материубийство».


Миф о Ехидне

Ехидна в мифологии – титанида, родившаяся от союза двух титанов. Она не только обладала красивой внешностью, но и была очень мудрой. Где бы мифическая Ехидна не появлялась, повсюду ее сопровождали животные. Однако были и те, кто ей откровенно завидовали. Среди них – Гера. Однажды богиня попросила Аргуса похитить ее магическую силу, но когда тот ночью пришел к Ехидне, то влюбился в нее. Он пожелал, чтобы его возлюбленная была на небе среди богов, но туда дорога открывалась только днем. Аргус пришел к Ехидне утром, но в это время она не смогла из-за солнца увидеть блеск его глаз, и прогнала.

Гера начала просить Зевса прогнать Ехидну из мира живых, поскольку она посмела околдовать Аргуса. В итоге главный бог приказал самому титану отнести Ехидну в пещеру, где обитали чудища и драконы. Когда та очнулась, то увидела, что ее ноги превратились в змеиный хвост, и только лицо осталось, как и прежде красивым. Так одна ее часть внушала страх, а другая, как и раньше, оставалась прекрасной.

И как похвала.

Во второй раз словосочетание используется Иисусом Христом по отношению к фарисеям. К Иисусу привели бесноватого человека, который был ослепшим и немым. Христос его исцелил. Фарисеи же, наблюдавшие за этим, укорили Его в этом поступке. Словосочетание «Порождения ехиднины» встречаются в следующем фрагменте ответной речи Спасителя:

В третий раз словосочетание встречается в 23 главе Евангелия от Матфея, в которой Иисус Христос обличает книжников и фарисеев.

В Евангелии от Луки словосочетание упоминается один раз, использует его Иоанн Предтеча. Ситуация во многом схожа с описываемой в Евангелии от Матфея (Иоанн обращается к пришедшим и спрашивает: кто внушил вам бежать от будущего гнева?). Дело в том, что Евангелия от Матфея и от Луки (вместе с Евангелием от Марка) являются синоптическими и во многом сюжетами между собой перекликаются.

Смысл словосочетания

В том случае, когда словосочетание «порождения ехиднины» используется Иоанном Предтечей по отношению к фарисеям, пришедшим на Иордан , Иоанн Златоуст изъясняет, что оно могло использоваться не как обвинение, а как похвала. Ведь фарисеи пришли послушать его проповедь оставив свой город и свои дома. Почему именно порождения ехиднины? Возможно потому, что как змея сбрасывает свою шкуру при линьке, так и фарисеи на время сбросили с себя шкуру лицемерия, жестокосердия.

Однако, толкования данного места весьма разняться. Некоторые богословы склонны к версии, что Иоанн Предтеча именно порицал фарисеев , так как они, по их мнению, не шли каяться, а шли просто поглядеть, нет ли в проповеди Крестителя угрозы.

В случае, когда Иисус Христос обращается к фарисеям (которые посмели упрекнуть за исцеление бесноватого), называя их порождениями ехидниными, Иоанн Златоуст объясняет, что в данном случае Иисус Христос именно обвиняет:

Третий случай использования словосочетания порождения ехиднины в Евангелии от Матфея (когда Иисус Христос обличает фарисеев) Иоанн Златоуст тоже также трактует, как обвинение фарисеев.

Почему же Христос говорит, что они не верили Иоан­ну? Потому что это была не вера, если они не приняли Того, о Ком Иоан­н проповедовал. Они, по-видимому, внимали и учению пророков, и словам Законодателя, – и однако Христос обличал их в невнимании, потому что они не приняли Того, о Ком предрекали пророки. «Ибо если бы вы верили Мо­исею , – говорит Он, – то поверили бы и Мне» (Ин. 5:46) . И впоследствии, когда Христос спрашивал их: «Крещение Иоан­ново откуда было» ? – они так рассуждали между собою: «Если сказать: от человеков, – бо­имся народа; если скажем: с небес, то Он скажет нам: почему же вы не поверили ему» (Мф. 21:25–26) ? Из всего этого, таким образом, видно, что они приходили к крещению, и крестились, но не пребыли в вере проповедан­ному. И евангелист Иоан­н открывает нам их злобу, когда, говоря о послан­ных спросить Крестителя: «Ты Илия?» Христос ли ты? тотчас прибавляет: «А послан­ные были из фарисеев» (Ин. 1:21, . Так что же? А простой народ разве не точно так же думал? Правда, говорит; но только простой народ думал так по простоте сердца, фарисеи же хотели уловить его. Так как, например, было известно, что Христос придет из веси Давидовой, а Иоан­н был от колена Левиина, то они и предлагали ему коварный вопрос, чтобы в самом его ответе найти случай напасть на него. Это видно и из дальнейшего: не смотря на то, что он и не дал тех ответов, каких они ожидали, они все-таки нападают на него, говоря: «Что же ты крестишь, если ты ни Христос…» (Ин. 1:25) ? Но чтобы тебе еще более увериться в том, что фарисеи приходили креститься с одними мыслями, а простой народ с другими, послушай, как показал это евангелист. О простом народе он говорит, что он приходил и крестил­ся от Иоан­на, исповедуя свои грехи; а о фарисеях говорит уже не то, но вот что: «Увидев же Иоан­н многих фарисеев и саддукеев, идущих к нему креститься, сказал им: порождения ехиднины! кто внушил вам бежать от будущего гнева »? Какая высота духа! Как сильно говорит он к людям, всегда жаждав­шим крови пророков, – людям, ничем не лучшим змей! С какою свободою он обличает и их самих, и родив­ших их!

Так, скажешь: свобода велика; но вот что надобно спросить: имеет ли она какое-либо основание? Ведь он видел их не согреша­ю­щими, но ка­ю­щимися; казалось бы, поэтому, он должен был не порицать их, а похвалить, и принять за то имен­но, что они, оставив город и свои дома, пришли слушать его проповедь. Что же мы на это скажем? То, что он обращал внимание не на настоящие обстоятель­ства, не на то, что про­исходило, но видел тайные их помышления, которые открыл ему Бог. Так как они величались сво­ими предками, что и было причиною их погибели, и повергло их в беспечность, то он исторгает самый корень их гордости. Потому же и Исайя называет их начальниками содомскими и народом гоморрским (Ис. 1:10) , а другой пророк говорит: «Не таковы ли (вы), как сыны Ефиоплян» (Ам. 9:7) ? Так все их предостерегают от этого предрассудка, смиряя их гордость, быв­шую для них источником бесчислен­ных зол. Но ты скажешь: пророки справедливо так поступали, потому что они видели их согреша­ю­щими; здесь же почему и для чего делать это Иоан­ну, когда он видит их уже покорными? Для того, чтобы еще более смягчить их. Если же кто со вниманием рассмотрит его слова, то и в самом обличении откроет похвалу им, потому что эти слова были про­изнесены им от удивления, что они, хотя и поздно, но все же могли сделать то, что казалось некогда невозможным. Следователь­но, и само обличение их Иоанном означает более желание привлечь их и расположить к покаянию. В то время, когда он, по-видимому, поражает их, он открывает и прежнее их великое нечестие, и вместе с тем их дивную и неожидан­ную настоящую перемену. Как это могло быть, говорит он, что они, будучи детьми таких родителей и так худо воспитаны, начали раскаи­ваться? Откуда такая перемена? Кто смягчил суровое их сердце? Кто исцелил неисцель­ное? Смотри, как он с самого начала поразил их, говоря им о геен­не. Не о обыкновен­ных бедствиях сказал он им, как например: «кто внушил вам бежать от врагов, наше­с­т­вия варваров, плена, голода и язвы?» Нет; он угрожает им другим наказанием, о котором они еще не имели ясного понятия, говоря таким образом: «Кто внушил вам бежать от будущего гнева »?

Беседы на Евангелие от Матфея.

Свт. Хроматий Аквилейский

Ст. 7-8 Увидев же Иоанн многих фарисеев и саддукеев, идущих к нему креститься, сказал им: порождения ехиднины! кто внушил вам бежать от будущего гнева? сотворите же достойный плод покаяния

Однако святой Иоанн прогонял фарисеев и саддукеев, приходящих к нему креститься, говоря: Порождения ехиднины, кто внушил вам бежать от будущего гнева? Сотворите же достойный плод покаяния (Мф. 3:7-8) . Тех, кого издавна называли сыновьями Бога, теперь справедливо в наказание за преступления называют порождениями ехидны , потому что, творя волю дьявола, который с самого начала был назван змеем, они сами себя назначили сыновьями дьявола, как гласит Евангелие: Ваш отец диавол, и вы хотите исполнять похоти отца вашего (Ин. 8:44) .

Трактат на Евангелие от Матфея.

Свт. Игнатий (Брянчанинов)

Увидев же Иоанн многих фарисеев и саддукеев, идущих к нему креститься, сказал им: порождения ехиднины! кто внушил вам бежать от будущего гнева

Святой евангелист Лука повествует, что великий Иоанн Предтеча, увещевая израильтян отвергнуть самомнение и несчастную напыщенность происхождением по плоти от Авраама, называл весь народ порождениями ехидны (Лк. 3:7) . Святой же евангелист Матфей говорит, что Иоанн назвал порождениями ехидны саддукеев и фарисеев. Сам Cпаситель мира назвал книжников и фарисеев змеями, порождениями ехидны , не могущими избежать осуждения в огнь гееннский (Мф. 23:33) . Это значит: название порождениями ехидны отнюдь не было только сильным выражением: оно - определение суда Божия, изреченное Самим Сыном и Словом Божиим, изреченное чрез Иоанна Святым Божиим Духом. Змеем и ехидною здесь назван падший ангел - сатана. Зараженные самомнением, называвшие себя чадами и племенем Авраама, названы чадами и племенем сатаны, названы и признаны такими Самим Богом.

Отчего фарисеи, будучи сопричислены Господом к разряду змеев, то есть отверженных духов, названы порождениями ехидны, составляющей особенную породу змей? Ехидна есть весьма малая, едва приметная змея, слепая, но вооруженная сильнейшим, смертоносным ядом. Так и гордость есть недуг души едва заметный, часто представляющийся человекам глубочайшим смирением, часто признаваемый человеками за святость и бесстрастие, но убивающий душу, соделывающий ее неспособною ни к каким добродетелям. Ехидна слепа: слепа и гордость. Омраченный ею не видит и не ведает Бога, лишен правильного воззрения на себя и на человечество. Самая дверь к добродетелям – покаяние – затворяется, накрепко заключается гордостью. «Мытари и любодейцы », грехи которых так явны и грубы, оказались более способными принять покаяние и им восхитить Царство Небесное, нежели зараженные самомнением иудейские архиереи и священники (Мф. 21:31) .

По какой причине Иоанн Предтеча назвал весь народ иудейский порождениями ехидны , по преимуществу же саддукеев и фарисеев? По той причине, что саддукеи и фарисеи по преимуществу заражены были недугом плотского мудрования и самомнения, по преимуществу они величались происхождением от Авраама, родством с пророками; свой недуг они сообщали народу как начальники и учители народа.

Аскетическая проповедь.

Прп. Исидор Пелусиот

Увидев же Иоанн многих фарисеев и саддукеев, идущих к нему креститься, сказал им: порождения ехиднины! кто внушил вам бежать от будущего гнева

Почему Иоанн Предтеча Иудеев назвал рождениями ехидновыми . Иоанн Предтеча назвал Иудеев рождениями ехидновыми , как плод, превзошедший в лукавстве своих лукавых родителей. Ибо говорят, что ехидна, рождаясь, угрызает матернюю утробу. А посему, так как Иудеи оставили родившего их Бога и всю данную им благодать, приведя в бездействие, как бы умертвили, то св. Иоанн справедливо уподобляет их сим ядовитым животным, уничтожающим или, лучше сказать, поедающим благодеяния своею неблагодарностью.

Письма. Книга I.

Блж. Феофилакт Болгарский

Увидев же Иоанн многих фарисеев

Фарисей в переводе значит «отдельный», так как и по своей жизни, и по своим знаниям они отличались от других.

и саддукеев

Саддукеи не верили ни в воскресение, ни в ангелов, ни в духа. «Саддукеи» в переводе значит «праведные», ибо «седек» - праведность. Они сами называли себя праведными или назывались так по ересеначальнику их Садоку.

идущих к нему креститься, сказал им

Фарисеи и саддукеи шли к крещению не с правым намерением, как прочие. Поэтому Предтеча и порицает их.

порождения ехиднины! Кто внушил вам бежать от будущего гнева

Предтеча строго говорит к ним, зная их строптивость, но, тем не менее, и похваляет их, говоря: «кто внушил вам ?». Он удивляется, как случилось, что этот злой род покаялся. Порождением ехидны он называет их потому, что, как ехидны прогрызают ложесна и таким образом рождаются, так и они убивали отцов своих, то есть учителей и пророков. «От будущего гнева », - говорит о геенне.

Евфимий Зигабен

Видев же (Иоанн) многи фарисеи и саддукеи грядущыя на крещение его, рече им: рождения ехиднова, кто сказа вам бежати от будущаго гнева

Народ иудейский называется различными именами. Евреями они называются от Евера, как пользующиеся его языком: Бог сохранил несмешанным язык только его одного за то, что он не захотел присоединиться к строившим башню. Он был предком Авраама. Израильтянами они названы от Иакова, который в видении лествицы видел Бога и назван Израилем. Израиль значит – видящий Бога. А иудеями – от Давида. После того как Бог избрал его на царство из колена Иудина и предоставил его потомкам царствовать по праву наследства, то колено это Он сделал знаменитым, как бы царским, – так что и происшедшие из других колен впоследствии, стали называться от него общим именем иудеев. Определив это таким образом, следует также сказать о двух упоминаемых здесь иудейских сектах. Саддукеи в остальном были иудеи, но совершенно отвергали бытие Святого Духа, Ангелов и воскресение мертвых. Фарисеи, будучи в остальном теми же иудеями, имели некоторые, им только свойственные обычаи, пост два дня в седмицу, отдача десятой части имущества в пользу бедных, омовения и очищения сосудов, блюд и чаш и другие такого рода обычаи. А так как фарисеи и саддукеи сравнительно с другими были лучшими законниками и учителями, то они весьма превозносились над остальным народом. Иоанн, видя их приближающихся и узнавая их, как по благодати, обитающей в нем, так и по отличной их одежде и виду, весьма свободно обличает их, потому что имел уверенность в Том, Который послал его. К строгости обличения он присоединяет и похвалу, чтобы тою смирялись, а этою утешались. Он обличает их, называя их рождения ехиднова . Как дети ехидны умерщвляют своих матерей, изъедая их чрево, так и иудеи убили своих духовных отцов, т.е. пророков. Их же и похваляет, говоря: кто сказа вам бежати от будущаго гнева ? Очевидно, что никто другой, как только их собственное благоразумие. Будущим гневом называет или гнев римлян во время осады, или гнев Божий в день суда, которого они избегали, приходя к покаянию. Конечно, он направлял свою речь преимущественно к фарисеям и саддукеям, которые считали себя весьма умными; но в лице их он говорил и всем долженствующим уверовать во Христа, которые вместе должны были избегнуть и предсказанного гнева. Если Лука говорит, что он сказал это народам, пришедшим к нему креститься, то не смущайся этим. Могло быть, что Иоанн сказал это дважды: раз – этим, а другой раз –тем. Удивляется же Иоанн их большой перемене: каким образом они, убившие пророков, не убили также и его, но идут на покаяние.

Толкование Евангелия от Матфея.

Евагрий Понтийский

Увидев же Иоанн многих фарисеев и саддукеев, идущих к нему креститься, сказал им: порождения ехиднины! кто внушил вам бежать от будущего гнева

Все бесы научают душу [быть] сластолюбивой и только один бес печали не позволяет ей этого делать; [более того], он [даже] губит [порочные] помыслы тех, кто вступил [в пустыню], кто пресек всякое наслаждение своей души и иссушил его печалью, если действительно «мужу печальну засышут кости» (Притч. 17:22) . И умеренно воюя с отшельником, он делает его искусным, убеждая его не приближаться ни к одному [из удовольствий] мира сего и избегать всякого наслаждения. Однако, укоренившись [в нас, этот бес] рождает помыслы, которые советуют душе убить саму себя, либо побуждают ее бежать подальше от места [своего подвижничества]. Это некогда помыслил и претерпел святой Иов, мучимый этим бесом: «Аще бы возможно было, сам бых себе убил, или молил бых иного, дабы ми то сотворил» (Иов. 30:24) . Символом этого беса является ехидна, яд которой, даваемый человеку в умеренных дозах, уничтожает яды других зверей, а принятый в неумеренном количестве губит само живое существо, [принявшее его]. Этому бесу [Апостол] Павел предал коринфского беззаконника; поэтому он вскоре опять пишет к коринфянам: «Окажите ему любовь, дабы он не был поглощен чрезмерною печалью » (2 Кор. 2:7–8) . Впрочем, [Апостол] знал, что этот угнетающий людей дух [иногда] становится защитником благого покаяния. Поэтому святой Иоанн Креститель назвал ужаленных этим бесом и прибегающих к Богу «порождениями ехидны », говоря им: «Кто внушил вам бежать от будущего гнева? Сотворите же достойный плод покаяния; и не думайте говорить в себе: «отец у нас Авраам»; ибо говорю вам, что Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму ». Впрочем, всякий, кто, подражая Аврааму, исшел из земли своей и от рода своего (Быт. 12:10), стал [тем самым] сильнее этого беса.

О помыслах.

Еп. Михаил (Лузин)

Увидев же Иоанн многих фарисеев и саддукеев, идущих к нему креститься, сказал им: порождения ехиднины! кто внушил вам бежать от будущего гнева

Фарисеев и саддукеев : это были две самые многочисленные и влиятельные секты иудейские, возникшие не очень задолго до времени земной жизни Спасителя. - Фарисеи (от еврейского слова фараш - отделял) назывались так потому, что они отделяли себя от прочих самым строгим исполнением религиозных обязанностей (ср. Феофил.); отличались от прочих и своими некоторыми особенными верованиями, и своею внешностью. Кроме писанного закона Моисеева, они принимали еще великое множество преданий, которые будто бы переходят из рода в род также от законодателя Моисея, только устно, не будучи записаны, и соблюдали их так же строго, как и закон Моисеев писаный. Эти предписания закона неписаного касались большею частью внешней обрядности, внешнего благоповедения, и имели для них такую силу, что ради них они изменяли даже закон писаный там, где он не сходился с ними, за что, между прочим, и обличал их Христос (например, Мф. 15:2-10). Исполняя мелочные требования предания, они пренебрегали иногда существенными правилами закона и правды (см. Мф. 23) и, приказывая исполнять их другим, сами иногда не исполняли. Вследствие всего этого, являясь народу набожными, исполняющими строго наружные обряды, они были по большей части лицемерами, святошами, были и горды, и сварливы, и честолюбивы, и вообще весьма повреждены нравственно. Нет сомнения, что и из числа их были люди сердечно веровавшие и убежденные в святости закона и потому нравственные, вроде, например, Никодима (Ин. 3:1) , или Савла (впоследствии Ап. Павла), или Гамалиила, учителя его (ср. Деян. 5:34 ; может быть, также: Мк. 15:43 , Лк. 2:25 , Лк. 23:51 , Ин. 19:38-42 , Ин. 3:1 , 7:50); но вообще члены секты были испорченной нравственности; впрочем свою внешнею набожностью они имели величайшее влияние на народ и стремились руководить его нравственным направлением. - Саддукеи имя свое получили, говорят, от Садока - раввина, славившегося лет за 260 до Р. Хр., ученика Антигона Соха, председателя иудейского Синедриона, или верховного судилища. Этот Антигон проповедовал, между прочим, что человек обязан служить Богу совершенно бескорыстно, без надежды на награду и не из страха наказания по смерти. Садок же, односторонне поняв учение своего учителя, начал проповедовать, что будущей загробной жизни вовсе нет; нет и наград праведным и наказания грешникам, и на этом учении основал секту, называвшуюся от имени его Саддукейскою. Основные пункты учения ее следующие: нет ни воскресения, ни ангелов, ни духов (Мф. 22:23, Деян. 23:8) ; душа человеческая уничтожается вместе со смертью тела; нет божественного провидения, а все зависит от свободной воли человека. Саддукеи отвергали всякие предания, принимаемые фарисеями и прочими иудеями, и принимали только письменный закон. Саддукеи были не так многочисленны, как фарисеи, но они были более богаты, и потому пользовались уважением и имели значительное влияние, особенно в высших классах, и занимали иногда высокие места. - Фарисеи и саддукеи (многие) шли к Иоанну креститься: они вместе с народом ожидали наступления царства Мессии и, услыша о проповеди Иоанна, многие приходили к нему креститься, чтобы быть готовыми вступить в сие царство, хотя и не крестились (Лк. 7:30) , может быть, потому, что им не легко было исповедовать грехи свои, чего требовал Иоанн, наравне с грешным, по их мнению, и презираемым ими народом (Ин. 7:49) ; может быть, они приходили также, искушая или уловляя Иоанна, что можно заключить из повествования евангелиста Иоанна о посольстве фарисеев к Иоанну Крестителю около этого времени (Ин. 1:19-25) . - Сказал им : «фарисеи и саддукеи шли ко крещению не с доброю мыслию, как прочие, потому Иоанн и обличает их» (Феофил., ср. Злат.). Порождения ехиднины : ехидна - из породы змей. Говорят, что нет змеи, укушение которой было бы столь ядовито, как ужаление ехидны; ужаленный ею почти тотчас умирает (ср. Деян. 28:6). Змей и ехидна на библейском служат образом хитрости или лукавства и злости (Мф. 12:34 , Мф. 23:33 , Ис. 14:29 , Ис. 59:5 , Пс. 57:5) , иногда впрочем и образом мудрости служит змей (Мф. 10:16) . Здесь, очевидно, по связи речи и по характеру ее обличительному, ехидна представляется образом лукавства и злости; выражение: порождения (или дети) ехиднины значит - лукавые и злые люди (скверные), развращенные, негодные в самом своем корне или основании, как бы в утробе матери еще повредившиеся. - Бежать от будущего гнева : будущий гнев означает божественный гнев на нечестивых, сопровождаемый наказанием их. У евреев была вера, что Мессия, явившись, произведет суд и одних добрых сделает блаженными, а других подвергнет наказанию, - верование истинное, но неправильно понималоcь ими сие: они думали, что язычники будут осуждены и подвергнуты наказанию, а иудеи, особенно фарисеи, будут оправданы и осчастливлены. Иоанн же говорит, что гневу, а следовательно, и осужению, подвергнутся все непокаявшиеся, даже фарисеи, мнимые праведники. Бежать от сего гнева - значит стараться избегнуть осуждении, которому обречены нераскаянные. Креститель выражает удивление, как эти фарисеи и саддукеи думают избежать этого осуждения, будучи ык испорчены нравственно, что не могут уже измениться и обновиться духом, переменить свои убеждения и образ жизни, хотя и идут к нему креститься. Видно, он глубоко прозирал их испорченность и вместе с Тем с трогой речью хотел показать народу эту испорченность, чтобы предохранить его от вредного влияния их. Впоследствии Христос сам то же выразил им словами: порождения ехидны! как вы можете говорить доброе, будучи злы (Мф. 12:34) .

Толкование на Евангелие от Матфея.

Лопухин А.П.

Увидев же Иоанн многих фарисеев и саддукеев, идущих к нему креститься, сказал им: порождения ехиднины! кто внушил вам бежать от будущего гнева

(Лк. 3:7) . Увидев же Иоанн многих фарисеев и саддукеев. Фарисеи и саддукеи были тогда две партии (но не секты), враждебные одна другой, историческое происхождение которых темно. Происхождение фарисеев относят ко времени Ионафана, преемника Иуды Маккавея (161-143 до Р. X.). Они были преемниками хасидимов. Хасидимы (ревнители закона, благочестивые) настаивали на исполнении закона и обязанностью человека считали исключительно только повиновение воле Божией, как она открыта в Библии. Так как хасидимы по разным причинам держались отдельно от простого народа, то получили название фарисеев, или отделенных. Число фарисеев около времени Христа доходило до 6000. Отличительным признаком их было лицемерие. Так как они посвятили все свои силы изучению и соблюдению закона, то считали самих себя истинными вождями и учителями народа. И народ до известной степени соглашался с этим. При Ионафане партия вооружилась против того, что он был первосвященником, хотя мать его была некогда рабыней. Это возбудило гнев Ионафана и он перешел на сторону саддукеев. Под этим последним названием разумелась партия практических людей, которые связали себя с судьбами Маккавейского дома. Они были преданы закону, насколько это согласовалось с их планами обеспечить для Израиля его независимость. Это была партия священнической аристократии. Название ее одни производят от Садока, который был священником при Давиде и Соломоне (3 Цар. 1:32-39) ; другие от Садока, жившего много после и бывшего учеником Антигона Сохо, еврейского книжника, известного только почти по одному имени. В Авот р. Нафана (гл. 5) говорится, что “саддукеи называются по имени Садока”. Оба эти производства, однако, сопряжены с лингвистическими затруднениями. Епифаний (Haeres. 14) говорит, что члены партии называют себя саддукеями потому, конечно, что это название происходит от слова праведность; ибо σεδεκ значит праведность. По этому объяснению фарисеи считали себя праведными и назывались цаддиким. Изменение в цаддуким могло произойти вследствие народной остроты. Саддукеи были немногочисленны во время Христа, к ним принадлежали высшие лица церковной иерархии, они отличались угодливостью, жестокосердием и хитростью.

Идущих к нему креститься: буквально - идущих ко крещению его (αὐτοῦ выпущено, однако, в Синайском и Ватиканском кодексах, у Тишендорфа и Вестк. Хорта), т.е. Иоанна. Предлог к (ἐπί) означает движение к месту. Указывает ли он на цель прибытия фарисеев и саддукеев - креститься от Иоанна - сомнительно, ввиду того, что “фарисеи и законники”, по словам Луки (7:30) отвергли волю Божию и не крестились от Иоанна. По всей вероятности, так делали и саддукеи.

Порождения ехиднины: под ехиднами разумеются маленькие змейки, которые живут только в жарких странах, весьма ядовитые и опасные. Иоанн называет фарисеев и саддукеев не ехиднами, а порождениями ехидн. Под этим можно понимать детенышей ехидн или же вообще змеиный род их. В обоих случаях указывается на нравственное состояние фарисеев и саддукеев, которое заставляло их походить на ядовитых змей или их детенышей.

Будущего гнева. Несомненно, что Иоанн представлял наступающее царство не только царством милосердия, но и царством гнева, и притом преимущественно, что видно из дальнейших его слов, где он сравнивает царство с гумном, людей с пшеницей и соломой, говорить о Мессии, что у Него веятельная лопата в руках. Он сожжет солому (мякину) огнем неугасимым. Такие представления не вполне соответствовали, конечно, духу нового царства и деятельности Христа, как об этом мы знаем из последующих событий, и были еще ветхозаветными.

Толковая Библия.

Троицкие листки

Увидев же Иоанн многих фарисеев и саддукеев, идущих к нему креститься, сказал им: порождения ехиднины! кто внушил вам бежать от будущего гнева

Фарисеи и саддукеи приходили к Иоанну только для того, чтобы показать народу свою ревность ко спасению, а может быть им хотелось уловить в чем-нибудь незаконном Предтечу Христова, выведать его намерения: ведь чем более народ стремился к Иоанну, тем более сами они падали во мнении народа. Но Иоанн видел их тайные помышления: Бог открыл ему это; мог ли он смотреть на это равнодушно? И он восстал против них с обличением, грозил им гневом Божиим, требовал немедленного покаяния. Строгие обличения древнего пророка Исайи слышались в словах его. увидев же Иоанн многих фарисеев и саддукеев, идущих к нему креститься, сказал им: порождения ехиднины. Ехидна - самая ядовитая змея: ужаленный ею почти тотчас же умирает. Она служит образом хитрости, злобы и лукавства. Непотребные дети гнусных отцов! Вы на словах отравляете народ своими соблазнами, вы угрызаете и убиваете даже святых ядом своих клевет! Как это случилось, что вы, будучи детьми таких злых отцов, начали раскаиваться? Откуда такая перемена? кто внушил вам бежать от будущего гнева ? Думаете ли вы, что избежите Страшного Суда Божия и вечной геенны только тем, что наружно креститесь, а сердцем, душой не переменитесь, не обновитесь, не покаетесь?..

Троицкие листки. №801-1050.

Анонимный комментарий

Увидев же Иоанн многих фарисеев и саддукеев, идущих к нему креститься, сказал им: порождения ехиднины! кто внушил вам бежать от будущего гнева

Порождения ехиднины ! Ведь змеиная природа такова, что, ужалив человека, змея немедленно бежит к воде, а если не находит воды, то умирает. Поэтому и Иоанн называл порождениями ехидниными тех, кто, совершив смертные грехи, прибегал ко крещению, чтобы, подобно змеям, избегнуть смерти благодаря воде. И еще: у змей так устроено от природы, что они рождаются, прорывая материнское чрево. И еще иудеи именуются ехидниными порождениями , потому что, преследуя постоянно пророков, они разрушили Синагогу, свою матерь, как говорит она, печалясь, в Песни Песней: Дети мои пошли войной на меня (Песн. 1:5) . И еще: змеи снаружи выглядят красиво, они словно бы разрисованы, но внутри полны яда. Потому Иоанн и называет лицемеров и фарисеев ехидниными порождениями , ибо лицемеры изображали на своем лице красоту святости, а в сердце носили яд порока.