Господь и царь. «На одежде и на бедре Его написано Имя: Царь царей и Господь господствующих Для дальнейшего исследования

Свт. Андрей Кесарийский

На одежде и на бедре Его написано имя: Царь царей и Господь господствующих

Наименование Царем царей показывает нераздельность Божественного воплощения, по которой Он, будучи Богом, пострадал плотью и будучи человеком, есть Царь царей , царствующих над страстями и Господь господ , при содействии Христа получивших достоинство и власть над грехом, и Господь тех, которые воцарятся с Ним в будущем веке.

Толкование на Апокалипсис.

Апрингий

Христос - начало, Христос - основа­ние, на котором строит Павел-архитек­тор. Христос - добрый пастырь, который жизнь свою полагает за овец (Ин 10:15) . Христос - глава всякого началь­ства и власти (Кол 2:10) . Он - глава Церкви. Потому сказано: мужу глава Христос (1 Кор 11:3) , что Он есть глава Церкви. Следовательно, Он есть отец, потому что в Нем через крещение рождаются заново народы всей земли. Бедро Его , на котором написано имя Его , -это верующие, которых Сын Божий, то есть Христос, пожелал назвать сынами благодаря усыновлению через веру. Одежда Его - это воспринятое человечество, и поскольку [Христос -] одна ипостась двух сущностей, мы признаем Божество в одежде, то есть в Таинстве Господнего Тела. Говорится, что на одежде тела написано имя Его: Царь царей и Господь господствующих . Это потому написано на Его бедре, что все, кто через веру, как мы сказали, назва­ны сынами, тогда засвидетельствуют неутомимым исповеданием, что Он - Царь царей и Господь господствующих .

Трактат на Откровение.

Экумений

На одежде и на бедре Его написано имя: «Царь царей и Господь господствующих»

Одежда иносказательно обозначает плоть Господа, наделенную разум­ной душой, согласно святым анге­лам, говорящим у Исайи: Отчего же одеяние Твое красно, и ризы у Тебя, как у топтавшего в точиле? Оно сплошь покрыто истоптанным [виноградом] (Ис 63:2) . А бедро обозначает рождение во плоти, ибо написано в книге Бытия: Всех душ, пришедших с Иаковом в Египет, которые произошли из чресл его (Быт 46:26) . Стало быть, иносказание, предъявляя написание на одежде и бедре о том, что Еммануил - Царь всех, указывает, что Слово, объединившись по ипостаси с плотью, претерпев плотское рождение от Девы, ничуть не мень­ше пребывает Царем и Господом всех на небесах и на земле и не становится меньшим по достоинству из-за вочеловечения. Ибо Он и в таком образе был, есть и будет Бог.





Царь царей и Господь господ

Мне приятно быть с вами по мере того, как мы приближаемся к концу исследования нашей рождественской темы: «Звания, которые носит Иисус».

В предыдущих частях мы уже рассмотрели такие звания Иисуса, которыми наделяет Его Писание:

Чудный Советник

Князь Мира

Слово Божье

Агнец Божий

Лев из колена Иудина

Спаситель

Христос (Мессия)

Альфа и Омега

Яркая Утренняя Звезда.

Десятое звание, которое нам предстоит изучить в этой части: «Царь царей и Господь господ». Как и два предыдущих звания, оно взято из книги Откровение.

В этой книге дано описание великого мирового конфликта в конце времен, когда сатана и его мироправители выйдут на открытую войну с Богом и Им назначенным Правителем, Иисусом. Вот часть описания этой битвы, Откровение 17:12-14:

И десять рогов, которые ты видел, суть десять царей, которые еще не получили царства, но примут власть со зверем, как цари, на один час. Они имеют одни мысли и передадут силу и власть свою зверю (антихристу). Они будут вести брань с Агнцем, и Агнец победит их; ибо Он есть Господь господствующих и Царь царей…

Мы ранее говорили о том, что Агнец это еще и Лев, а здесь Агнец назван Господом господствующих и Царем царей. Есть сознательное противоречие в том, что Агнец является Господом господ и Царем царей.

… И те, которые с Ним, суть званые и избранные и верные .

Меня всегда благословляет то, что Иисус не желает одержать победу в одиночку. Он хочет разделить ее со Своими последователями. Это так похоже на Него. Он желает ввести нас во все, и в Свою победу также.

То же самое звание применяется в книге Откровение и немного дальше, в откровении о готовности Иисуса вернуться в силе и славе, чтобы судить землю и взять власть над ее царствами. Откровение 19:11-16:

И увидел я отверстое небо, и вот конь белый, и сидящий на нем называется Верный и Истинный (это Иисус), Который праведно судит и воинствует. Очи у Него как пламень огненный, и на голове Его много диадим.

Множество диадим царских венцов представляет все царства, которые принадлежат Ему по праву.

Он имел имя написанное, которого никто не знал, кроме Его Самого. Он был облечен в одежду, обагренную кровью. Имя Ему: «Слово Божие». И воинства небесные следовали за Ним на конях белых, облеченные в виссон белый и чистый. Из уст же Его исходит острый меч, чтобы им поражать народы. Он пасет их жезлом железным; Он топчет точило вина ярости и гнева Бога Вседержителя. На одежде и на бедре Его написано имя: «Царь царей и Господь господствующих».

Как видите, Иисус представлен здесь очень ясно и категорически как окончательный правитель вселенной, и этот отрывок описывает установление Его власти вопреки всякому противостоянию.

Давайте напомним сами себе путь, которым Иисус пришел на эту позицию. Это также описано в книге Откровение 1:4-5:

Благодать вам и мир от Того, Который есть и был и грядет (это Бог Отец), и от семи духов, находящихся перед престолом Его (это Дух Святой), и от Иисуса Христа, Который есть свидетель верный, первенец из мертвых и владыка царей земных.

Здесь есть определенная последовательность, которую нам необходимо рассмотреть. Иисус, будучи на земле, был, во-первых, Свидетелем верным, Который ни разу не отвернулся от истины, Который говорил истину даже о Самом себе, не смотря на то, что это стоило Ему жизни.

Во-вторых, поскольку Он был Свидетелем верным, Отец доказал Его верность и праведность воскресив Его из мертвых. Поэтому Он стал Первенцем из мертвых, первым Человеком, Который преодолел смерть. Если Он Первенец, то это означает, что верующие в Него последуют за Ним.

В-третьих, как Первенeц из мертвых, глава нового творения, Он является правителем нового порядка. Он является Царем земных царей.

Давайте посмотрим на эти слова еще раз. Иисус является Свидетелем верным, Первенцем из мертвых, и, поэтому, Владыкой царей земных. Важно увидеть и то, что Иисус принял Свою власть от Отца. Она не была Его Собственной. Она была пожалована Ему потому, что Он заслужил ее. Он должен был удостоиться ее. Он должен быть выполнить необходимые условия. Павел пишет об этом Тимофею, используя прекрасные и чудесные слова, Первое послание к Тимофею 6:13-16:

Пред Богом, все животворящим, и пред Христом Иисусом, Который засвидетельствовал пред Понтием Пилатом доброе исповедание…

Иисус был Свидетелем верным.

… завещеваю тебе соблюсти заповедь чисто и неукоризненно, даже до явления Господа нашего Иисуса Христа…

Здесь говорится опять о явлении Господа Иисуса во славе и силе.

… которое в свое время откроет блаженный и единый сильный Царь царствующих и Господь господствующих, единый имеющий бессмертие, Который обитает в неприступном свете, Которого никто из человеков не видел и видеть не может. Ему честь и держава вечная! Аминь.

Итак, именно Бог Отец совершит это явление во славе Господа Иисуса Христа и о Боге Отце сказано, что Он «блаженный и единый сильный». Один из переводов говорит, что Он «единый Владыка». Здесь использовано чрезвычайно сильное слово в оригинале. По-гречески это звучит очень интересно: «Царь царствующих и Господь господствующих» (синод. перевод дает точный буквальный перевод – примеч. переводчика). Поэтому не имеет никакого значения, что заявляют о себе люди, какую власть они пытаются захватить – Бог Отец является Царем царствующих и Господом господствующих, и Он намерен отдать Свою власть Своему избранному, возлюбленному и верному Сыну, Господу Иисусу. Поэтому Иисус, благодаря получению этой власти, будет Царем царствующих и Господом господствующих.

Этот прекрасный титул, который дарован Иисусу, Царь царей и Господь господ, имеет особое значение. Цари и князья являются правителями. Поэтому титул Иисуса означает, что Он является Правителем над всеми правящими, Властелином над всеми имеющими власть. В частности, под Его властью находятся все земные правительства и власти. Он находится над ними и все они должны преклонится пред Ним. Поэтому Он носит на голове множество венцов, по-гречески – диадем. Это не те венцы, которыми награждались спортсмены, но эти венцы являются символами царской власти. У Него много диадем, потому что все цари получают свою власть и свое право на правление от Него.

У Бога есть особое слово об Иисусе к правителям. Думаю, что мы порой не осознаем, что Бог говорит некоторые вещи непосредственно к правителям и лидерам. Давайте прочтем весь второй псалом, Псалом 2:1-12:

Зачем мятутся народы, и племена замышляют тщетное? Восстают цари земли, и князья совещаются вместе против Господа и против Помазанника Его.

Вы помните о том, что Его Помазанник – это Его Христос, Его Мессия.

Обратите внимание, что это слова земных правителей:

«Расторгнем узы их, и свергнем с себя оковы их».

Они хотят отказаться от Господства Иисуса.

Живущий на небесах посмеется, Господь поругается им. Тогда скажет им во гневе Своем и яростью Своею приведет их в смятение: «Я помазал Царя Моего над Сионом, святою горою Моею …

Живущий на небесах – это Бог Отец, а Мой Царь – это, конечно же, Иисус. Не имеет значения, что земные цари говорят, решают или пытаются сделать – Иисус является назначенным Царем, Который уже помазан на небесном Сионе.

Затем Сын свидетельствует об Отцовском отношении к Нему:

… возвещу определение: Господь сказал Мне: Ты Сын Мой; Я ныне родил Тебя…

Это о воскресении Христа.

… проси у Меня, и дам народы в наследие Тебе и пределы земли во владение Тебе…

Поскольку Он является Первенцем из мертвых, Он – Владыка царей земных.

… Ты поразишь их жезлом железным; сокрушишь их, как сосуд горшечника».

Затем идет слово к правителям:

Итак вразумитесь, цари; научитесь, судьи земли! Служите Господу со страхом и радуйтесь с трепетом. Почтите Сына, чтобы Он не прогневался, и чтобы вам не погибнуть в пути вашем, ибо гнев Его возгорится вскоре. Блаженны все, уповающие на Него.

Верю, что это слово правителям земным особенно уместно сегодня: «Примиритесь с Богом через Иисуса. Почтите Сына, потому что если воспылает Его гнев, то это обрушит на вас такой суд, перед которым вы не сможете устоять».

Позвольте мне сказать в заключение, что установление Царства Иисуса является единственным решением земных проблем и является единственной надеждой для народов земли. Слава Богу, что Он является Царем царей и Господом господ. Аминь. Гряди скорее, Господь Иисус!

Памятный текст

«И увидел я отверстое небо, и вот, конь белый, и сидящий на нем называется Верный и Истинный, Который праведно судит и воинствует... На одежде и на бедре Его написано имя: „Царь царей и Господь господствующих"» (Откр. 19:11,16).

Для изучения на этой неделе читайте

Ин. 14:1-3; Деян. 1: 9-11; Мф. 24:23-51; 7:21-29; Флп. 2:9-11; Откр. 20:7-9.

Основная мысль

Наш Господь и Спаситель Иисус Христос придет опять во славе, чтобы собрать искупленных всех времен в Свое вечное царство. Все, кто принял Его как Спасителя и Господа, будут радоваться Его пришествию на эту землю.

Божьи обетования. Из всех обетовании, которые Иисус, наш Господь и Спаситель, дал нам, самым великим является обетование о Его Втором пришествии и избавлении нас из этого мира, зараженного грехом. Мы живем этой надеждой на пришествие Господа Иисуса Христа, Который, будучи нашим Спасителем, примирил землю с небом и таким образом открыл путь для великого и славного дня Его возвращения, когда Он - ЦАРЬ ЦАРЕЙ И ГОСПОДЬ ГОСПОДСТВУЮЩИХ - совершит окончательное избавление.

Это великая надежда для всех, кто в своей жизни признал Христа Господом. Для тех же, кто независимо от своих убеждений отверг Христа как Господина своей жизни, Второе пришествие будет печальным и страшным событием.

Почему бы вам прямо сейчас не посвятить свою жизнь полностью Тому, Кто на Голгофе отдал все ради вас?

Воскресенье. 18 сентября.

Уверенность в пришествии Христа

(Ин. 14:1-3;Деян. 1:9-11)

Принявшие Иисуса Христа как Спасителя и Господа – это люди, живущие с надеждой. Они ожидают «блаженного упования и явления славы великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа» (Тит. 2:13). Наша надежда на скорое возвращение Господа Иисуса Христа - это не просто наше желание. Она основана на верности нашего Господа Своим обетованиям.

Какое обетование о Своем пришествии дал Иисус Своим последователям? Ин. 14:1-3.

Мы верим обетованию Христа: «Приду опять». Эта фраза буквально переводится как «Я иду опять». Глагол «идти» в оригинале стоит в настоящем времени. Это время используется для обозначения запланированных событий, которые непременно исполнятся. Этим обетованием Иисус Христос заверяет нас в Своем пришествии, как будто оно происходит уже сейчас!

Какое заверение двух небесных вестников подтверждает обетование Христа о Его пришествии? Деян. 1:9-11.

Благословенная надежда на славное пришествие нашего Господа и Спасителя Иисуса Христа всегда поддерживала христиан адвентистов седьмого дня. Само наше название напоминает нам о том, что Иисус Христос, однажды пришедший в этот мир как Младенец, придет опять как Царь царей и Господь господствующих. И хотя первые адвентисты ожидали Его пришествия много лет тому назад, обетование все еще верно. «Не медлит Господь исполнением обетования, как некоторые почитают то медлением; но долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию. Придет же день Господень» (2 Петр. 3:9, 10). Апостол Павел выражает уверенность в этом такими словами: «Потому что Сам Господь... сойдет с неба» (1 Фес. 4:16). Второе пришествие Христа - это не только желание, это обоснованная надежда.

Вы удручены, обеспокоены, напуганы? Тогда с молитвой прочитайте еще раз Ин. 14:1-3 и везде, где можно, вставьте свое имя. Осознайте, что Иисус разговаривает с вами, что Его слова обращены лично к вам. Какую надежду вы черпаете из этого драгоценного обетования Иисуса, обращенного лично к вам?

Понедельник. 19 сентября.

Каким образом придет Христос?

Наш Господь Иисус Христос желает, чтобы мы не только были уверены в Его пришествии, но и чтобы понимали, каким образом Он придет. Мы знаем, что Его пришествие будет буквальным. Иисус заявил: «Приду опять». Ошибочным является любое толкование, согласно которому Христос придет как дух в наше сердце. Да, то что Иисус может обитать в наших сердцах, является истиной (см. Еф. 3:17), но Его пребывание в наших сердцах Святым Духом не заменяет собой Его буквального возвращения в славе.

Что мы можем узнать из следующих высказываний Христа о том, как Он придет?

Второе пришествие Христа не произойдет тайно. Оно будет впечатляющим, видимым и слышимым. В вышеприведенных словах Христа говорится также о том, что во время Его пришествия произойдет воскресение мертвых. Прислушайтесь еще к одному обетованию Иисуса: «Воля Пославшего Меня есть та, чтобы всякий, видящий Сына и верующий в Него, имел жизнь вечную; и Я воскрешу его в последний день» (Ин. 6:40).

Прочитайте, как Павел описывает пришествие Христа (1 Фес. 4:16, 17). Почему пришествие Христа невозможно будет подделать? И почему, несмотря на ясное свидетельство о том, каким образом произойдет пришествие Иисуса, столько людей было обмануто лжехристами в прошлом?

Апостол Павел еще раз повторяет наставление Христа о том, как Он придет во второй раз. При Втором пришествии Сам Господь сойдет с неба. Это будет величественное событие. Господь воззовет, и произойдет воскресение: вначале воскреснут умершие во Христе, затем все искупленные будут собраны вместе для встречи с Господом на небе.

Запишите своими словами то, что вы усвоили из этого урока о Втором пришествии Иисуса Христа. Используйте свое воображение, чтобы описать то, что будет происходить. В классе прочитайте ваши записи вслух. В чем они совпадают с записями других и в чем различаются?

Вторник. 20 сентября.

Когда придет Иисус?

Почти две тысячи лет назад, как повествует последняя запись слов Христа в Книге Откровение, воскресший Господь заявил: «Ей, гряду скоро!» (Откр. 22:20). С тех пор христиане живут надеждой на осуществление этого обетования. Хотя иногда кажется, что Христос медлит, мы все же понимаем, что у Него свой отсчет времени. Апостол Петр напоминает нам, что «у Господа один день, как тысяча лет, и тысяча лет, как один день» (2 Петр. 3:8).

Поразмышляйте над этими словами Петра. Какой ошибки они могут помочь нам избежать?

С точки зрения вечности Иисус придет скоро. Но все же зачастую мы ловим себя на том, что, подобно душам, находящимся под жертвенником, вопием: «Доколе, Владыка Святой и Истинный, не судишь и не мстишь живущим на земле за кровь нашу?» (Откр. 6:10).

Прочитайте притчу Иисуса, записанную в Мф. 24:45-51. Запишите своими словами ее основную весть. В чем важность этой притчи для нас, адвентистов?

В Церкви по вопросу о промедлении Иисуса шли долгие дебаты. Действительно ли Он задерживается? Если да, почему? А если нет, то почему Он до сих пор не пришел? Находясь по эту сторону вечности, мы не сможем ответить на все вопросы такого рода. Поэтому важно быть всегда готовыми, независимо от того, когда придет Христос.

Если бы вас кто-нибудь спросил, что значит быть готовым к возвращению Христа, что бы вы ответили? Если бы Иисус пришел сегодня, были бы вы готовы?

Среда. 21 сентября.

Значение пришествия Христа

Славное пришествие нашего Господа и Спасителя Иисуса Христа принесет живущим на земле одно из двух последствий. Для тех, кто откажется принять Иисуса Христа Спасителем и Господом, Его приход будет временем ужаса и скорби. Даже для многих, открыто признающих себя последователями Христа, но не позволивших Ему стать Господином жизни, пришествие станет временем страшного суда.

Внимательно прочитайте следующие стихи в свете уроков этого квартала: «Не всякий, говорящий Мне: "Господи! Господи!", войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного. Многие скажут Мне в тот день: „Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили?" И тогда объявлю им: „Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие"» (Мф. 7:21-23). Как в этих стихах выражена суть того, что значит называть Христа Господином, но не позволять Ему быть таковым в жизни? Какова принципиальная разница между тем и другим?

Наш Спаситель говорит ясно: мы не можем отделить исповедание веры в Него от послушания Ему. Обратите внимание, как Иисус связывает послушание со спасительными взаимоотношениями с Ним; Он говорит, что «никогда не знал» тех, кто, называя Его Господом и даже совершая во имя Его дела, не был послушен Божьей воле. Это одно из самых сильных заявлений Христа о тщетности исповедания христианства наряду с отказом жить по-христиански. Христианская жизнь подразумевает выполнение воли Небесного Отца. В противном случае наша вера будет построена на песке.

Прочитайте притчу, которая следует прямо за этими словами Христа. Мф. 7:24-29. Как эта притча соотносится с тем, что сказал Иисус в ст. 21-23?

Четверг. 22 сентября.

Вселенское признание

Для христиан их признание Иисуса своим Господином сопряжено с истинным послушанием, которое само по себе не спасает (да и не может спасти), но является выражением истинной веры в Бога, искупившего нас ценой Своей крови.

Прочитайте Еф. 1:7; Кол. 1:14; Евр. 9:12. Что в этих стихах говорится о том, как мы получаем искупление?

Конечно, не только те, кто поступают так, как говорится в этих стихах, признают Христа Господом. Согласно апостолу Павлу, грядет день, когда каждое колено преклонится и каждый язык признает это.

Прочитайте Флп. 2:9-11. О чем здесь говорит Павел?

«Когда Христос пришел в первый раз, люди отвергли Его, и затем, как вора, привели на суд к Пилату, обвинив в богохульстве. Его высекли плетьми и распяли. Гвозди пронзили Его руки и ноги... При Втором пришествии картина будет совершенно иной. Вес признают Его как Царя славы. Пред именем Иисуса преклонится каждое колено и каждый язык признает, что Иисус Христос есть Господь, в славу Бога Отца. Ангелы склонятся перед Ним в невыразимой любви. Его враги увидят ошибку, допущенную ими, и каждый язык признает Его Божественность» (Е. Уайт. С силою и славою великою//Знамения времени. 1905. 19 апр.).

Тем не менее для неправедных это признание не будет иметь спасительного результата. С их стороны это будет простым осознанием неопровержимого факта. Никакого изменения сердец и никакого покаяния не произойдет. Более того, согласно Откр. 20:7-9, они продолжат свое восстание против Господа.

И, напротив, будут те, кто, являясь грешниками, несовершенными людьми, не имеющими праведности в самих себе, предал свои души Господу Иисусу Христу, подчинив Ему свою волю. Эти люди провозгласят Иисуса своим Господом, и их жизнь будет тому свидетельством. Наше прославление Господа в небесах будет продолжением той хвалы, которую мы возносили здесь, на земле. Если мы любим Христа и служим Ему даже на этой земле среди тяжелого труда, боли, греха и разврата, то насколько более приятным будет служение Ему на новом небе и новой земле! Но там наше служение уже не будет обременено грехом, болезнью, невежеством и противодействием сатаны. Вот победа, которую одержал Христос для нас! Мы можем прямо сейчас, доверяя Иисусу как Господу и живя верой в Него, начать наслаждаться плодами этой победы.

Пятница. 23 сентября.

Для дальнейшего исследования

Прочитайте последние четыре главы Книги Откровение. Поразмышляйте о прекрасных сценах новой земли: «И показал мне чистую реку воды жизни, светлую, как кристалл, исходящую от престола Бога и Агнца. Среди улицы его, и по ту и по другую сторону реки, древо жизни, двенадцать раз приносящее плоды, дающее на каждый месяц плод свой; и листья дерева - для исцеления народов. И ничего уже не будет проклятого; но престол Бога и Агнца будет в нем, и рабы Его будут служить Ему. И узрят лицо Его, и имя Его будет на челах их. И ночи не будет там, и не будут иметь нужды ни в светильнике, ни в свете солнечном, ибо Господь Бог освещает их; и будут царствовать во веки веков» (Откр. 22:1-5).

Какая благословенная надежда! Вскоре наш Господь и Спаситель Иисус Христос придет как Царь царей и Господь господствующих. Он сотворит новое небо и новую землю, и мы будем царствовать с Ним вовеки. Ей, гряди, Господи Иисусе!

Вопросы для обсуждения

1. Сравните в классе ваши записи о том, как вы представляете себе пришествие Христа.

2. Что вы скажете человеку, который при обсуждении темы о Втором пришествии говорит: «Послушайте, когда я еще был ребенком, мне говорили, что Христос скоро придет. Это было много лет назад. Пожалуйста, не надоедайте мне своими разговорами о Его „скором" пришествии»?

3. Прочитав указанный выше отрывок из Книги Откровение, поделитесь в классе своими мыслями о том, как вы представляете себе жизнь на новой земле. Каково будет главное отличие между жизнью там и жизнью здесь?

Заключение

Мы можем быть уверены в том, что Второе пришествие Иисуса Христа непременно произойдет. В этот день даже нечестивые признают Его Господом. Мы должны уже сейчас решить, хотим ли мы быть готовыми к встрече с Ним. Независимо от того, готовы мы или нет, Христос грядет!

Вопрос 26: КАК ХРИСТОС ОСУЩЕСТВЛЯЕТ СЛУЖЕНИЕ ЦАРЯ?

Ответ: Подчинив нас Себе, управляя нами и защищая нас, обуздывая и побеждая всех Своих и наших врагов.

Давайте рассмотрим царское служение Христа. «На одежде и на бедре Его написано имя: Царь царей и Господь господствующих» (Отк.19:16).

Известность Иисуса Христа невозможно переоценить, ибо Он царь.

1) Он носит царский титул: «Высокий и Превознесенный» (Ис.57:15).

2) Он обладает insignia regalia, символами царской власти. «Corona est insigne regoe potestatis. — Венец — это символ царской власти». У Христа есть Свой венец (Отк.6:2), Свой меч — «Препояшь Себя по бедру мечем Твоим» (Пс.44:4), Свой жезл — «…Жезл царствия Твоего — жезл правоты» (Евр.1:8).

3) У Христа есть escutcheon, герб на щите, на котором изображен лев. «…Лев от колена Иудина» (Отк.5:5). Писание называет Христа «Царем царей». Ему принадлежит первенство над всеми другими царями, и Он назван «Владыкой царей земных» (Отк.1:5). Христос и должен быть таковым, ибо Им «цари царствуют» (Прит.8:15). Они носят свои венцы благодаря Иисусу — своему сюзерену и Верховному Владыке. Христос безмерно превосходит всех других правителей. У Него самый высокий престол, самые большие права, самые обширные владения. «…Престол Твой, Боже, в век века» (Евр.1:8). У Христа много наследников, но нет ни единого преемника. Он по праву назван «Царем царей», ибо обладает неограниченной властью. Власть других правителей ограничена, власть Христа — нет. «Господь творит все, что хочет, на небесах и на земле, на морях и во всех безднах» (Пс.134:6). Власть Христа так же велика, как и Его воля. Ангелы присягают на верность Ему. «…И да поклонятся Ему все Ангелы Божии» (Евр.1 ;6).

Как Христос стал царем?

Христос не узурпировал власть, она принадлежит Ему по закону. Он получил венец во владение прямо с небес. Бог Отец постановил Христу быть Царем. «Я помазал Царя

Моего над Сионом, святою горою Моею; возвещу определение» (Пс.2:6,7). Бог помазал Иисуса на царское служение и скрепил постановление печатью. «.. .Ибо на Нем положил печать Свою Отец, Бог» (Иоан.6:27). Именно Бог Отец надел венец на голову Сына.

В каком смысле Христос является Царем?

Двояким образом:

I.

II. По отношению к Своим врагам.

I. По отношению к Своему народу.

1) Христос правит народом. Таково было пророчество о Нем еще до Его рождения: «И ты, Вифлеем, земля Иудина, ничем не меньше воеводств Иудиных; ибо из тебя произойдет Вождь, Который упасет народ Мой Израиля» (Мат. 2:6). Какой прок царю от венца на голове, если в руке у него нет жезла для правления?

Где Христос правит как Царь?

Царство Христа — духовное. Он правит в сердцах людей. Иисус устанавливает Свой престол там, где это не сделает никакой другой царь. Он управляет волей и чувствами, в Его власти связать совесть. Наш Господь подчиняет человеческие похоти. «…Изгладит беззакония наши» (Мих.7:19).

На чем основывается правление Христа?

На законе и на любви.

а) Христос правит по закону. Издавать законы — одна из jura regalia, царских привилегий, цветков царского венца. Иисус как царь издает законы и по этим законам правит. Например, закон веры: «Веруй в Господа Иисуса» и закон святости: «…и сами будьте святы во всех поступках» (1Пет.1:15). Многие рады видеть Христа Ходатаем, просящим о них, но не Царем, управляющим ими.

б) Правление Христа основано на любви. Он — царь совершенной милости и снисхождения. У нашего Господа не только жезл в руке, но и масличная веточка мира в устах. И хотя по величию Христос — Лев от колена Иудина, по кротости Он — Агнец Божий. На кончике Его царского жезла -мед. Иисус изливает любовь в сердца Своих подданных. Он управляет ими не только посредством заповедей, но и посредством обетований. Благодаря этому, все подданные Христа служат Ему добровольно. Они охотно присягают Ему на верность. «В день силы Твоей народ Твой готов…» (Пс.109:3).

2) Христос — Царь, защищающий Свой народ. У нашего Господа есть не только жезл для управления народом, но и щит, охраняющий подданных. «Но Ты, Господи, щит предо мною» (Пс.3:4). Когда Антиох воспылал яростью на еврейский народ, похитил сосуды из дома Господня и поставил в храме идола, великий князь Михаил встал на защиту сынов народа своего (Дан.12:1). Христос бережет Свою церковь, как искру в океане, как отару овец среди волков. Подобно тому как море, находясь выше уровня земли, не затопляет ее — и это чудо, так и нечестивые, обладая силой большей, чем у Церкви, не могут ее поглотить. Потому что у Христа на одежде и на бедре написано, что Он — ЦАРЬ царей. «Если бы не Господь был с нами, когда восстали на нас люди, то живых они поглотили бы нас» (Пс.123:2,3). О львах говорят, что они insomnes — спят очень мало или вообще не спят. Это верно в отношении Льва от колена Иудина — Он никогда не дремлет и не спит, но стережет Церковь, дабы ее защитить. «В тот день воспойте о нем — о возлюбленном винограднике: Я, Господь, хранитель его, в каждое мгновение напояю его; ночью и днем стерегу его, чтобы кто не ворвался в него» (Ис.27:2,3). Если враги задумают уничтожить Церковь, то произойти это должно ни днем, ни ночью, потому что днем и ночью Христос стережет ее. Христос несет Церковь, как орел своих птенцов, на крыльях (Исх.19:4). Прежде чем ранить птенца, стрела должна попасть в орла и пронзить его крыло. Прежде чем уничтожить Церковь, враги должны поразить Христа. Пусть неистовствуют ветры и бури, пусть даже Церковь накрывают волны, Христос — ее корабль, значит, кораблекрушение ей не грозит. Иисус не только защищает Свою Церковь как Царь, но также избавляет ее. «Господь же предстал мне и укрепил меня… и я избавился из львиных челюстей», то есть от Нерона (2Тим.4:17). «…И даровал Господь спасение великое» (1Пар.11:14). Иногда о нашем Господе говорится как о дарующем спасение (Пс.43:5), иногда — как о творящем спасение (Ис.45:8). Как царь Христос дарует спасение, а как Бог — творит его. Избавление придет в определенное Господом время. «…Я, Господь, ускорю совершить это в Свое время» (Ис.60:22).

Когда наступит время избавления Царем Своего народа?

Когда сердца Его подданных станут смиреннейшими, молитвы — усерднейшими, вера — сильнейшей, силы будут на исходе, а враги — на высоте. Именно в такое время Христос прилагает Свою царскую власть для избавления (Ис.33:2,8,9).

3) Христос — Царь, награждающий Свой народ. Служащие Этому Царю ничего не теряют. Он награждает Своих подданных в этой жизни. Наш Господь дарит Своему народу мир и радость в сердце, грозди винограда по пути, а зачастую — богатство и почести. «…Благочестие на все полезно, имея обетование жизни настоящей и будущей» (1Тим.4:8). Все это — только внешнее, а настоящая награда ждет святых впереди: «…в безмерном преизбытке вечная слава» (2Кор.4:17). Христос всех Своих подданных делает царями. «…Дам тебе венец жизни» (Отк.2:10). В этом венце будет множество драгоценных камней, и он не увянет (1Пет.5:4).

II. Христос — Царь по отношению к Своим врагам — Он подчиняет и побеждает их.

Он сбивает с них спесь, расстраивает их интриги, обуздывает их злобу. По словам Августина, камень, оторвавшийся от горы без содействия рук и разбивший истукан, -это символ царской власти Христа, побеждающего и торжествующего над Своими врагами (Дан.2:34). Враги Христа будут лежать у подножия ног Его (Пс.109:1). Он с легкостью уничтожит их. «…Господи! не в Твоей ли силе помочь сильному или бессильному? помоги же нам» (2Пар.14:11). Христос может обойтись малыми средствами или вообще без помощи всяких средств. Он способен заставить врагов уничтожить самих себя. Он настроил персов против эллинов, а аммонитяне перебили друг друга (2Пар.20:23). Так Христос побеждает врагов Своей церкви.

То, что Христос — Царь, Который может не только связать врага по рукам и ногам, но и разбить его, должно служить прочным основанием для утешения Церкви, опутанной хитросплетениями вражеских заговоров. Стоящий за Церковь, больше того, кто против нее. На стороне Церкви -Эммануил, великий ЦАРЬ, перед Которым преклонится всякое колено.

Христос назван «мужем брани» (Исх.15:3). Ему знаком кодекс чести рыцаря. О нашем Господе говорится, что у Него семь очей и семь рогов (Отк.5:6). Семь глаз — для различения тайных заговоров врагов, а семь рогов — для расправы над ними.

О Христе говорится как об имеющем венец и лук. «Я взглянул, и вот, конь белый, и на нем всадник, имеющий лук, и дан был ему венец; и вышел он как победоносный, и чтобы победить» (Отк.6:2). Венец — символ царской власти Христа, а лук предназначен для умерщвления врагов.

Одежда Христа обагрена кровью (Отк.19:13). У Него -золотой жезл для управления Своим народом и железный жезл — для поражения врагов. «И десять рогов, которые ты видел, суть десять царей… Они будут вести брань с Агнцем, и Агнец победит их; ибо Он есть Господь господствующих и Царь царей» (Отк.17:12,14). Возможно, враги и устанавливают свои правила, но в конечном счете Христос Сам установит возмездие. «И поверг Ангел серп свой на землю, и обрезал виноград на земле, и бросил в великое точило гнева Божия. И истоптаны ягоды в точиле за городом, и потекла кровь из точила» (Отк.14:19,20). Враги нашего Господа будут подобны гроздьям винограда, брошенным в точило Божьего гнева, где Христос истопчет их, и истекут они кровью. В конечном счете, Христос выйдет победителем, враги же нашего Господа будут повергнуты к Его ногам. Gaudeo quod Christus Dominus est, alioque des-perassem. «Я так рад, что правит Христос, иначе я пребывал бы в отчаянии», — писал Миконий в послании к Кальвину.

Урок первый.

1) Служить Христу — отнюдь не унизительно. Иисус — Царь, а быть нанятым на службу к царю никогда не считалось бесчестием. Есть люди, склонные упрекать святых за их набожность. Однако святые служат Господу Иисусу Христу, на одежде Которого написано: «ЦАРЬ царей». Феодосий почитал за большую честь быть слугою Христа, а не главою империи. Servire est regnare. Слуги Христа названы «сосудами в чести» (2Тим.2:21) и «царственным священством» (1Пет.2:9). Служение Христу делает нас благородными. Служить нашему Господу — честь куда более высокая, чем иметь в услужении царей.

2) Христос, будучи Царем, доводит до нашего сведения, что однажды все дела предстанут перед Ним. Христос обладает Jus vitoe et necis: в Его руках власть над жизнью и смертью. «Ибо Отец… весь суд отдал Сыну» (Иоан.5:22). Тот, Кто когда-то висел на кресте, будет занимать место судьи, и цари будут судимы Христом. Некогда восседавшие на престоле предстанут пред судом. Бог отдал весь суд Сыну, и Христос — Судья высшей инстанции. Если Этот Царь осудит кого-либо — тому человеку некуда будет подавать апелляцию.

3) Если мы разрушаемы тлением, то должны обратиться ко Христу, ибо Он — Царь. Умоляйте Иисуса, чтобы Он Своей царской властью подавил наше тление, «заключил царей их в узы» (Пс.149:8). Мы склонны говорить о своих грехах: «Эти люди, сыновья Саруи, сильнее меня», нам никогда не одолеть гордость и неверие. Так обратитесь же ко Христу как к царю. Наши похоти слишком сильны для нас, но только не для Христа. Иисус способен их одолеть. Ибо Его Духом мы разрушаем власть греха. Когда Иисус Навин победил пятерых царей, то приказал своим подчиненным: «Наступите ногами вашими на выи царей сих». Так и Христос может наступить Своими ногами на выи наших похотей.

Урок второй. Разве Христос не Царь царей? Тогда пусть сильные мира сего остерегаются применять силу против нашего Господа. Именно Христос дает им власть. И если эта власть будет использована для подавления Его Царства и постановлений, они жестоко за это поплатятся. Бог возложил правление на плечи Христа (Ис.9:6), и противостояние Христу как царю напоминает армию колючек, выстроившуюся на борьбу с огнем, или дитя, вышедшее на бой с архангелом. Меч Христа, который наш Господь носит на бедре, отомстит всем Его обидчикам. Льва дразнить очень опасно. Так пусть же ни один человек не провоцирует Льва от колена Иудина, Чьи глаза горят подобно факелам, и «скалы распадаются пред Ним» (Наум.1:6). «Он укрощает дух князей» (Пс.75:13).

Урок третий. Поскольку Христос — великий Царь, давайте подчиняться Ему. Не говорите, подобно иудеям: «Нет у нас царя, кроме кесаря» — «Нет у нас царя, кроме похотей», И если вы выбрали терновник, дабы он управлял вами, «то выйдет огонь из терновника» (Суд.9:15). Подчинитесь Христу добровольно. Все бесы в аду вынуждены будут покориться Иисусу, но — против своей воли. Это будет рабство, а не подчинение. Покоритесь с радостью Христу и Его законам. Многие предпочли бы иметь Христа-Спасителя, а не правителя. Но те, что не признают над собою власти Христа-Царя, не могут рассчитывать на спасительную силу Его Крови. Выполняйте царские повеления Христа. Если Он заповедал любовь, смирение и добрые дела, уподобьтесь стрелке компаса, неизменно следующей за притяжением магнита.

Урок четвертый. Пусть не перестают восхищаться даром благодати те, что когда-то были во власти и под гнетом сатаны, а теперь — рабы Христовы, а значит — подданные Его Царства. Христос не нуждается в подданных — у Него в распоряжении легионы ангелов. Но из любви к вам, Иисус удостоил вас чести стать Его подданными. О, как много времени прошло, прежде чем Он покорил вас, дабы вы встали под Его знамя! С каким сопротивлением пришлось столкнуться нашему Господу, прежде чем вы согласились облачиться в цвета Своего правителя! Наконец всесильная благодать одолела вас. Когда Петр спал между двумя воинами, пришел ангел и освободил его от цепей (Деян.12:7). Так, когда ты спал в объятиях дьявола, Христос Своим Духом коснулся твоего сердца, и цепи греха рухнули. Так Иисус сделал тебя подданным Своего царства. Не переставай восхищаться даром благодати! Если ты подданный Христа, то непременно воцаришься с Ним на века!

Священники, которые являются царями

Бог стремится построить на земле Царство царей и священников; не два разных класса или две касты, а две должности, объединенные в одном человеке. Со времени Адама эти две обязанности еще ни в ком не сочетались, кроме Иисуса Христа. Царь - это руководитель, адми­нистратор, осуществляющий в своих владениях управле­ние и суд, тогда как священник - это посредник между Богом и Его народом, отвечающий за духовное благосос­тояние нации. Адам не нуждался ни в царе, ни в священ­нике, потому что сам был и тем, и другим. До грехопаде­ния Адам был царем, обладающим административной властью над земными владениями, но также и священни­ком, имевшим непосредственное, прямое и открытое об­щение с Богом.

По первоначальному Божьему плану и царем, и свя­щенником должен был быть один и тот же человек, но после грехопадения люди пытаются разделить эти Две функции. Когда Бог избавил израильский народ из еги­петского рабства и призвал их быть Его народом, Он сказал им:

"«Итак, если вы будете слушаться гласа Мо­его и соблюдать завет Мой, то будете Моим уделом из всех народов, ибо Моя вся земля, а вы будете у Меня царством священников и на­родом святым». Вот слова, которые ты ска­жешь сынам Израилевым"

(Исх. 19:5,6).

Бог желал благословить через Израиль все народы земли, как Он пообещал Аврааму за несколько веков,д 0 того. Вот почему Он назвал израильтян "Царством свя­щенников"; они должны были стать Его представителями перед всем миром. Хотя израильский народ провалил этот план, Бог не оставил Своего первоначального замы­сла. С наступлением полноты времени пришел Иисус, по плоти - сын Израилев, а по духу - обещанное миру бла­гословение Божье.

Бог всегда хотел иметь священника с короной. Пробле­ма демократии, республики, монархии, диктатуры или любой другой человеческой формы правления в том, что они разделяют должности царя и священника. В падшем мире это, вероятно, мудрый и необходимый компромисс, ведь грешные люди, объединив государственную власть и власть религиозную, легко могут превратить ее в средство подавления. Разделенные обязанности царя и священни­ка уравновешивают друг друга.

Первоначально Бог не хотел и не планировал такого разделения. Его цель состояла в том, чтобы объединить должности царя и священника. Иисус исполнил это, когда пришел на землю. Иисус, как Адам, был (и остает­ся) священником. Когда Пилат спросил у Иисуса: "Ты Царь иудейский?"(Ин. 18:33), Иисус ответил: "...Царство Мое не от мира сего... Царство Мое не отсюда... Ты гово­ришь, что Я Царь. Я на то родился и на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать об истине..." (Ин. 18:36,37). Он Тот, Кто в книге Откровения назван "Царь царей и Гос­подь господствующих" (Откр. 19:16).



В то же время Иисус является священником. В Пос­лании к евреям Иисус представлен как великий Первос­вященник, ходатайствующий за нас перед Отцом:

"Итак, имея Первосвященника великого, про­шедшего небеса, Иисуса, Сына Божьего, бу­дем твердо держаться исповедания нашего.

Ибо мы имеем не такого первосвященника, который не может сострадать нам в немо­щах наших, но Который, подобно нам, иску­шен во всем, кроме греха. Поэтому да присту­паем с дерзновением к престолу благодати, чтобы получить милость и обрести благо­дать для благовременной помощи"

(Евр. 4:14-16).

Иисус примет того, что Бог желает для всех Своих детей. Он хочет, чтобы мы были, как Иисус, царями и священниками в мире. Царями, которые будут правиль­но представлять Его правительство и осуществлять Его власть на земле, и священниками, являющими Его лю­бовь, благодать и милость людям, которые претыкаются во тьме и ничего не знают ни о Нем, ни о Его Царстве. Он преследует именно эту цель, когда призывает каждо­го из нас ко Христу. Об этом писал Петр в своем Первом послании:

"Но вы - род избранный, царственное свя­щенство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет; некогда не народ, а ныне народ Божий; некогда непомилованные, а ныне помилованные"