Не уверует никто. Не уверует1 никто из вас до тех пор, пока не станет желать своему брату (в Исламе) того же, чего желает самому себе

Я начинаю с именем Аллаха. Вся хвала принадлежит Аллаху, да пребудет благословение и приветствие над Посланником Аллаха, его семейством и сподвижниками! Да направит Аллах нас всех на то, что Он любит и чем Он будет доволен!

Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорит:

قال رسول الله صلى الله عليه وسلم: لا يؤمن أحدكم حتى يكون الله ورسوله أحب إليه مما سواهما ‏‏

«Не уверует из вас никто (имеется в виду не уверует истинной верой), пока Аллах и его Посланник для него не будут любимей, чем всё остальное » (Имам Бухари).

В другом хадисе говорится, что один из сподвижников спросил Посланника Аллаха о том, что такое вера (иман)? (мир ему и благословение Аллаха) ответил:

قال أبو رزين العقيلي‏:‏ يا رسول الله ما الإيمان قال‏:‏ ‏"‏ أن يكون الله ورسوله أحب إليك مما سواهما

«Вера – это когда Аллах и его Посланник любимей, чем всё остальное ».

Каждый мусульманин должен стремиться обрести любовь к Аллаху, так как от этого зависит наша вера. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) часто обращался к Аллаху с такой мольбой:

وقد قال نبينا صلى الله عليه وسلم في دعائه‏:‏ ‏"‏ اللهم ارزقني حبك وحب ما يقربني إلى حبك واجعل حبك أحب إلي من الماء البارد

«О Аллах, даруй мне любовь к Тебе, а также любовь ко всему, что приближает меня к любви к Тебе, и сделай любовь к тебе для меня любимей, чем прохладная вода ».

Любовь к Аллаху является наивысшей степенью из всех степеней, и все другие степени – это плоды любви к Аллаху.

К примеру, очень высокой степенью в религии является аскетизм. В хадисе говорится: «Оставь мирское, и тебя полюбит Аллах».

В хадисе сказано: «У аскета (отрёкшегося от мирского) сердце и тело отдыхают, а желающий мирского бывает в беспокойстве и в печали. Любовь к мирскому – это основа всех бед, а отказ от него – это основа всех благ и послушания » (см. в книге «Ибн Абу Дунья фи Замми Дунья», № 131).

Каждый из нас знает, как трудно отречься от мирских благ. Но если сердце человека наполнено любовью к Аллаху, то тогда это не представляет для него особой трудности. Об этом свидетельствуют и слова Абубакра Сиддика (да будет доволен им Аллах).

Он говорит:

وقال أبو بكر الصديق رضي الله عنه من ذاق من خالص محبة الله تعالى شغله ذلك عن طلب الدنيا وأوحشه عن جميع البشر‏.‏

«Кто испытает истинную любовь к Аллаху, того оно отвлечёт от стремления к мирскому… »

Любящий Аллаха является аскетом, даже если ему будут принадлежать все богатства этого мира, поскольку любовь к Аллаху не оставит в его сердце места для мирского.

Абу Сулейман ад-Дарани говорил:

وقال أبو سليمان الداراني‏:‏ إن من خلق الله خلقاً ما يشغلهم الجنان وما فيها من النعيم عنه فكيف يشتغلون عنه بالدنيا‏.‏

«Среди рабов Аллаха есть такие, которых не отвлекают от Него (Аллаха) даже Рай и то, что в нём. Как же их отвлечёт от Него мирское! »

Каковы же признаки любящего Аллаха и как нам обрести любовь к Аллаху?

1. Первым признаком любящего Аллаха является следование сунне Пророка (мир ему и благословение) .

قُلْ إِن كُنتُمْ تُحِبُّونَ اللّهَ فَاتَّبِعُونِي يُحْبِبْكُمُ اللّهُ وَيَغْفِرْ لَكُمْ ذُنُوبَكُمْ وَاللّهُ غَفُورٌ رَّحِيمٌ

В говорится: «Скажи Мухаммад: «Если вы любите Аллаха, то следуйте за мной, и тогда Аллах возлюбит вас и простит ваши грехи. Аллах – Прощающий, Милостивый » (сура «аль Имран», аят 31).

Джунайд аль-Багдади сказал: «Никто не познал и не полюбил искренней любовью Аллаха, кроме как с помощью Аллаха, а путь, ведущий к этой любви, это следование пути Пророка (мир ему и благословение)».

Человек, утверждающий, что любит , но не следующий пути Пророка (мир ему и благословение), лжец и лицемер, так как если бы он любил Аллаха, то следовал бы его велениям.

Всевышний, как мы видели из предыдущего аята, велит нам следовать пути Пророка (мир ему и благословение) и даёт понять нам, что следование пути Пророка (мир ему и благословение) является свидетельством любви к Аллаху и средством, приводящим к любви к Аллаху.

Чтобы следовать пути Пророка (мир ему и благословение) прежде всего нужно знать о жизни Пророка (мир ему и благословение) и о его деяниях и для этого читать книги о жизнеописании Пророка (мир ему и благословение), об его особенностях и нравственных качествах.

2. Другим признаком любящего Аллаха является частое поминание Его .

В хадисе говорится:

قال صلي الله عليه وسلم فمن أحب شيئا أكثر من ذكره بقلبه ولسانه

«Если кто-то полюбил что-либо, то он вспоминает о нём часто сердцем и языком ».

Если человек желает узнать, какова его любовь к Аллаху, то пусть посмотрит в своё сердце и подумает, как часто он вспоминает об Аллахе.

Если человек любит Аллаха, то он поминает его часто и сердцем, и языком. Более того, если человек любит Аллаха истинной любовью, то он даже если захочет, не сможет забыт о Нём.

Так же как поминание Аллаха является плодом любви к Нему, также оно (поминание Аллаха) является и средством, увеличивающим в сердце любовь к Аллаху. Если человек хочет обрести любовь к Аллаху, он должен усердствовать в поминании Аллаха, и тогда Аллах озарит его сердце любовью к Нему.

3. Третьим признаком любви к Аллаху является любовь к тем, кто любит Аллаха . Это может и помочь обрести любовь к Аллаху.

В хадисе говорится: «Лучшие из вас те, при виде которых вспоминают Аллаха ».

Суфьян ас-Саврию сказал: «Тот, кто полюбит того, кого любит Аллах, того и Аллах полюбит; тот, кто возвеличит того, кого возвеличивает Аллах, того и Аллах возвеличит ».

Несомненно, наиболее соответствующими этим хадисам людьми являются духовные наставники, то есть суфийские шейхи. Из истории мы знаем, что на всём протяжении истории Ислама, после времён сподвижников, те, кто стремился к познанию Аллаха, включая и крупнейших учёных уммы, вступали под руководство духовных наставников.

Тому, кто желает познать Аллаха и почувствовать в своём сердце истинную любовь к Аллаху, необходимо, следуя примеру учёных Ислама, найти духовного наставника и вступить под его руководство.

Вера не будет совершенной и не доставит человеку подлинной радости до тех пор, пока он не подчинит свои желания и устремления тому, что угодно Всевышнему Аллаху, и тому, что принёс Его посланник, да благословит его Аллах и приветствует. Ал-Багави в «Шарх ас-сунна» и Ибн Абу ‘Асим в «Сунне» передали со слов ‘Абдаллаха ибн ‘Амра ибн ал-‘Аса, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Никто из вас не уверует, пока его желания не подчинятся тому, что я принёс» . Ан-Навави в известном сборнике из сорока хадисов назвал его иснад достоверным, и Ибн Хаджар в «Фатх ал-Бари» (13/354) назвал его передатчиков заслуживавшими доверия. Ибн Раджаб показал, что ни одна из версий хадиса не является надёжной. Ал-Албани в «Зилал ал-джанна» (1/7) тоже назвал хадис слабым. Тем не менее, его смысл достоверен, ибо вера может быть совершенной и даже правильной лишь тогда, когда раб любит приказы Аллаха и испытывает неприязнь к тому, что Он запретил.

Комментируя этот хадис в книге «Джами‘ ал-‘улум ва-л-хикам» (С. 511), Ибн Раджаб пишет: «Все грехи возникают из-за того, что желаниям отдают предпочтение перед любовью к Аллаху и Его посланнику, да благословит его Аллах и приветствует. Аллах в Своём писании несколько раз охарактеризовал язычников потаканием страстям. Всевышний сказал: «Если они не ответят тебе, то знай, что они лишь потакают своим желаниям. А кто может быть более заблудшим, чем тот, кто потакает своим желаниям без верного руководства от Аллаха?» (сура 28 «Рассказ», аят 50 ).
Ереси тоже возникают тогда, когда желаниям отдают предпочтение перед шариатом, и поэтому еретиков называют потакающими страстям. Грехи тоже совершают тогда, когда желания ставят выше, чем любовь к Аллаху и любовь к тому, что Он любит. То же касается любви к людям: она должна быть подчинена тому, что принёс посланник, да благословит его Аллах и приветствует»
.

Значение данного хадиса подтверждается словами Всевышнего: «Но нет - клянусь твоим Господом! - они не уверуют, пока они не изберут тебя судьёй во всём том, что запутано между ними, не перестанут испытывать в душе стеснение от твоего решения и не подчинятся полностью» (сура 4 «Женщины», аят 65 ).

У этого аята удивительная причина ниспослания. Ахмад, ал-Бухари, Муслим и др. передали рассказ ‘Урвы: «Однажды аз-Зубайр поспорил с одним из ансаров по поводу канавы в лавовой местности, и пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал ему: “Ороси свой участок, аз-Зубайр, а затем проведу воду соседу” . Тогда ансар сказал: “О посланник Аллаха, ты принял такое решение, потому что он твой двоюродный брат?” Тут лицо посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, изменилось в цвете, и он сказал: “Ороси свой участок, аз-Зубайр, и задержи воду, чтобы она поднялась до дамбы, а затем проведи воду соседу” . Ансар рассердил пророка да благословит его Аллах и приветствует, и тот вынес ясное постановление, согласно которому аз-Зубайр полностью получил то, что ему полагалось, хотя до этого он принял более великодушное решение. Аз-Зубайр говорил: “Я считаю, что аят «Но нет - клянусь твоим Господом! - они не уверуют, пока они не изберут тебя судьёй во всём том, что запутано между ними…» был ниспослан именно по этому поводу” ».

Данный хадис свидетельствует о том, что решения Аллаха и Его посланника, да благословит его Аллах и приветствует, исполнены милосердия и сострадания к верующим и что выполнение их сулит рабам облегчение в этом мире и преуспеяние после смерти. В Священном Коране сказано: «Если же вы станете препираться о чём-нибудь, то обратитесь с этим к Аллаху и посланнику, если вы веруете в Аллаха и в последний день. Так будет лучше и прекраснее по исходу» (сура 4 «Женщины», аят 59 ).

Это означает, что повиновение Аллаху и Его посланнику, да благословит его Аллах и приветствует, - залог всякого добра и благополучия. Разве может быть иначе, если исход всех дел - у Аллаха, Чьё могущество безгранично, Чья воля неотвратима, Чья милость и благодарность совершенны?

С именем Аллаха, Милостивого и Всемилостивого!

Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Вы не войдете в Рай, пока не уверуете, а вы не уверуете, пока не полюбите друг друга». Порой кажется, что для того чтобы полюбить кого-либо, будь то друг, сосед или родственник, должно случиться что-то глобальное. Например, те, кто помышляет о суициде, греют себя надеждой, что их смерти пробудят в важных для них людях любовь к ним и сожаление, что они не были к ним справедливы. Кто-то грезит о сценах раскаяния, кто-то – об утешительном подарке от обидчика, кто-то уже давно махнул рукой на идею улучшения отношений, оправдавшись несхожестью характеров. А между тем жизнь проходит, день за днем наши шансы уменьшаются, а любви как не было, так и не появляется. Пока мы ждем чуда, благодаря которому любовь друг к другу появится сама собой, время уходит, забирая с собой тех самых...

Если чуда любви не случается, то почему бы не ступить на путь постепенного улучшения отношений? Иногда любовь возникает сразу, иногда же ей нужно дать время. Особенно это касается родственных взаимоотношений. Всевышний Аллах любит поддерживающих родственные связи и сеющих мир и любовь в семье. А сколько тех, кто не испытывает в семье тепла, не близок со своими родными, с супругой (или с супругом). Как сказал один мудрец, «путь в тысячу миль начинается с одного шага». Если жизнь не предоставляет нам скоростного транспорта для него, ты мо должны пройти его пешком. И сердцем.

Итак, перечислим первые шаги навстречу светлым переменам в ваших отношениях друг с другом, опираясь на практику Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует.

1. Хорошие мысли.

В хадисе, переданном от Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, сказано, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Остерегайтесь дурных мыслей (о людях), ибо, поистине, дурные мысли - это самые лживые слова, и не разузнавайте, не выслеживайте, не соперничайте друг с другом, не завидуйте друг другу, откажитесь от взаимной ненависти, не поворачивайтесь друг к другу спиной и будьте братьями, о рабы Аллаха, как Он велел вам! Мусульманин мусульманину брат, и не (должен) он ни притеснять его, ни оставлять без поддержки, ни относиться к нему с презрением, а благочестие (скрыто) здесь, благочестие (скрыто) здесь! (и посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, указал рукой себе на грудь, после чего сказал:) Достаточно будет зла тому человеку, который презирает своего брата в исламе. Для каждого мусульманина неприкосновенными (должны) быть жизнь, честь и имущество (другого) мусульманина. Поистине, Аллах не смотрит ни на тела ваши, ни на ваше обличье, но смотрит Он на сердца ваши и на ваши дела!»

Хорошее отношение начинается с хорошего мнения о другом, с пожеланий ему добра и милости. В хадисе, переданном Бухари и Муслимом, сказано: «Не уверует никто из вас, пока не будет желать своему брату того же, что желает самому себе». Рассказывают, что однажды один праведник из племени Исраиля проходил мимо песчаного холма, а в то время был страшный голод. И он подумал, что если бы этот холм был из муки, он непременно накормил бы весь народ. И Аллах внушил пророку этого племени, чтобы он передал тому человеку, что Всевышний Аллах записал ему такую награду, какую бы он получил, если бы этот холм действительно был из муки и н накормил бы весь народ. И сказано в одном хадисе: «Намерение верующего лучше, чем его деяние».

Если мы не питаем добрых мыслей друг к другу, то мы не сможем улучшить наши взаимоотношения. А это порой труднее, чем совершение доброго поступка. Потому что сердцу, окруженному обидами, недоверием, дурными мыслями о другом, тяжело быть искренним в пожелании добра, в хороших мыслях о нем. Чтобы улучшить отношения, нужно подготовить к ним сердце (иначе изменения не будут настоящими), нужно вспахать почву сердца, чтобы засеять его семенами любви и милости.

Да, путь в тысячу миль начинается с первого шага, но этот первый шаг порой самый трудный…

Продолжение следует…

Хадис № 13

Внимание: для поиска интересующего вас вопроса, вы можете воспользоваться поисковиком страницы, одновременно нажав клавиши CTRL F

аудиозаписи по этой книги, вы можете прослушать, пройдя по следующей ссылке:

Тринадцатый хадис

13 ― Сообщается со слов Абу Хамзы Анаса ибн Малика, да будет доволен им Аллах, который был слугой посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, что посланник, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Не уверует никто из вас до тех пор, пока не станет желать своему брату (в Исламе) того же, чего желает самому себе». [аль-Бухари, 13; Муслим, 45].

_____________________________________________________________________________________

Разъясняет шейх Салих али Шейх:

«Не уверует никто из вас…» - данная фраза указывает на обязательность того, о чём говорится после неё.

Шейх уль-Ислям ибн Теймия, да помилует его Аллах, сказал: «(В данном хадисе) имеется в виду отрицание полноценной верой». — [См. «Маджму‘ аль-Фатауа», 7/257-258].

«Не уверует никто из вас до тех пор, пока не станет желать своему брату (в Исламе) того же, чего желает самому себе» - эти слова указывают на то, что человек обязан желать своему брату того же, чего желает себе самому. Если человек оставил нечто желательное, то, говоря о нём, не отрицают наличие у него веры. А в хадисе сказано: «Не уверует…» , - а это указывают на то, что упомянутое вслед является обязательным.

«Не уверует никто из вас…» - следовательно, эта фраза означает: не уверует никто из вас полноценной верой .

Фраза «…не уверует…» часто приходит в сунне. Например, пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: « Не уверует никто из вас , пока не станет любить меня больше, чем любит своего отца, и своих детей, и всех людей вообще». — [аль-Бухари, 15; Муслим, 44].

Также, однажды, пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Клянусь Аллахом, не уверует , клянусь Аллахом, не уверует , клянусь Аллахом, не уверует Его спросили: «Кто, о посланник Аллаха?» Он сказал: «Тот (человек), сосед которого не находится в безопасности от его зла». — [аль-Бухари, 6016].

Во всех этих хадисах под фразой «…не уверует…» имеется в виду: не уверует полноценной верой.

«…желать своему брату того же, чего желает самому себе» - то есть: не станет желать своему брату всех праведных слов, деяний и убеждений. Человек должен желать своему брату таких же прекрасных убеждений, какие есть у него самого. Это – обязательно (уаджиб) . Человек должен желать своему брату, чтобы тот всегда совершал молитву. Если же человек желает своему брату заблуждения, то тем самым он совершает запретное и не считается полноценно верующим. Если человек желает своему брату, чтобы тот отклонился от правильных убеждений, которые соответствуют сунне, то этот человек также не является полноценно верующим. То же самое касается всех остальных видов поклонения. То же самое касается и оставления грехов. Если человек перестал брать взятки, но желает своему брату того, чтобы тот брал взятки, то такой человек не является полноценно верующим.

В другой версии данного хадиса сказано: «Не уверует никто из вас до тех пор, пока не станет желать своему брату (в Исламе) того же, чего желает самому себе из блага ». — [ан-Насаи в «аль-Кубра», 6/534; Ахмад, 3/206; ибн Хиббан, 1/471; Абу Йа‘ля, 5/268; ибн Мандах в «аль-Иман», 1/441].

Что касается желания своему брату какого-либо блага, касающегося мирской жизни, то это желательно (мустахабб) . Например, человек желает быть обладателем достатка в имуществе, и ему желательно желать того же самого своему брату. Например, человек желает быть почитаемым в обществе, и ему желательно желать того же самого своему брату. Но если человек не желает своему брату какого-либо блага, касающегося мирской жизни , то этот человек не считается тем, у кого отрицается наличие полноценной веры. Ведь, в данном случае все вышеперечисленное желательно, а не обязательно.

Следовательно, всё вышеперечисленное можно разделить на две группы:

1 - Если человек желает себе чего-то, что связано с религией , то он обязан желать своим братьям того же самого. В противном случае, человек считается тем, кто не обладает полноценной верой. Человек обязан желать своему брату того, чтобы тот выполнял обязательные и желательные религиозные предписания, а также оставлял всё запрещенное Аллахом.

2 - Если человек желает себе блага, которое связано с мирской жизнью , то ему желательно (мустахабб) желать своим братьям того же самого . Например, желательно желать своему брату того, чтобы тот имел изобилие в пропитании. Например, желательно желать своему брату того, чтобы тот обладал почётом, имуществом или полезными книгами, и так далее. Всё это является желательным.

Важный момент:

Существует такое понятие как ″исар″ — (إيثَارٌ) — ″готовность жертвовать для других своими личными интересами″ . Он бывает двух видов:

1-ый вид - ″исар″ в вопросах поклонения - в вопросах поклонения нежелательно (макрух) жертвовать личными интересами для других. Это противоречит тому, что нам велено – нам велено опережать друг друга в благих деяниях. Аллах Всевышний сказал:

﴿ سَابِقُوا إِلَى مَغْفِرَةٍ مِّن رَّبِّكُمْ ﴾

«Стремитесь (опережая друг друга) к прощению от вашего Господа» . — [Сура аль-Хадид, аят 21].

А также:

﴿ وَسَارِعُواْ إِلَى مَغْفِرَةٍ مِّن رَّبِّكُمْ ﴾

«И стремитесь к прощению вашего Господа» . — [Сура али ‘Имран, аят 133].

Следовательно, мусульманин должен стараться опередить другого мусульманина во всех видах благах. Как сказал Аллах Всевышний:

﴿ وَفِي ذَلِكَ فَلْيَتَنَافَسِ الْمُتَنَافِسُونَ ﴾

«Пусть же ради этого (ради вечной благодати) состязаются состязающиеся!» [Сура аль-Мутаффифин, аят 26].

Например, человек увидел свободное место в первом ряду молящихся, но не встал на это место и сказал своему брату: «Становись!», а тот ответил ему: «Нет, давай лучше ты!» Поступать так нежелательно! Человек должен стараться опережать другого человека в вопросах поклонения, а в данном случае, известно о достоинстве совершения молитвы в первом ряду.

Или, например, к людям явился человек, нуждающийся в определенной сумме денег, которая покрыла бы его потребности. Например, ты можешь помочь этому человеку деньгами, но говоришь своему брату: «Помоги ему! Я предоставлю тебе эту возможность совершить благодеяние!» А он отвечает: «Нет, давай лучше ты! Я бы хотел, чтобы ты заработал награду». Иначе говоря, каждый из вас обоих старается отдать предпочтение друг другу. Это является нежелательным! Человек обязан стремиться опережать других людей в совершении благих деяний.

2-ой вид - ″исар″ в мирских вопросах - например, жертвование своему брату еды, одежды, транспорта, и тому подобных вещей, забывая о своих личных интересах. Всё это желательно (мустахабб) . Аллах Всевышний сказал, описывая особых верующих:

﴿ وَيُؤْثِرُونَ عَلَى أَنفُسِهِمْ وَلَوْ كَانَ بِهِمْ خَصَاصَةٌ وَمَن يُوقَ شُحَّ نَفْسِهِ فَأُوْلَئِكَ هُمُ الْمُفْلِحُونَ ﴾

«Они (особые верующие) отдают им (другим верующим) предпочтение перед собой, даже если сами нуждаются. А уберегшиеся от собственной алчности являются преуспевшими» . — [Сура аль-Хашр, аят 9].

Этот аят указывает на качество верующих людей – они готовы были жертвовать для других своими личными интересами, когда дело касалось мирских вопросов.

Родиться на земле, где исповедуют ту или иную религию, не значит по умолчанию принадлежать к ней. Нельзя получать статус верующего по наследству, будь это Ислам, Христианство, Иудаизм и др. Ваша вера – не паспорт, не гражданство, не кровь и не генетические цепочки ДНК. Вера – это состояние вашего сердца, находящегося в согласии с разумом, подтверждённое делами, жизнедеятельностью изо дня в день!

Нельзя быть верующим только потому, что вы принадлежите к какой-либо нации, но не имеете убеждений сердца и не доказываете свою веру отношением к людям, миру!

Увы, некоторые «элементы», причисляющие себя к верующим, всей своей жизнью противоречат своду правил поведения от Всевышнего. Я вижу в аудиозаписях соцсетей лезгинку с названием «Аллаху Акбар», фотографии бородатых кавказских парней, позирующих с оружием, с удовольствием принимающих на себя бандитский облик, подписывающих фото исламской терминологией. И проблема не только в их вероубеждении. Всё намного серьезнее. Это то, что формирует представление о мусульманах в обществе в целом.

Какой вы собираетесь делать призыв людям таким способом? Вы, ведущие себя часто по-хамски только потому, что вас не видят старшие земляки. Вы, обижающие и презирающие всё и вся, что не связано с вашими адатами, часто не имеющими ничего общего с Шариатом. И что вы ответите Всевышнему, когда Аллах ﷻ спросит вас: «Что вы сделали для того, чтобы показать окружающим, как прекрасна Моя религия?» Вам нечего будет ответить...

Сейчас я говорю о мусульманах, не затрагивая аналогичных случаев с представителями других конфессий, так как Ислам – моя религия. Мусульманин – тот, с кем безопасно чувствуют себя соседи, окружающие, не только единоверцы! «Не уверует никто из вас до тех пор, пока не будет желать брату своему того же, чего желает самому себе» (хадис пророка Мухаммада ﷺ ).

А тот, кто высокомерно превозносится над другими, – несчастный человек. Ведь гордыня и высокомерие – качества Иблиса! Хочу сказать: религия и люди – есть разные вещи, а если бы это было не так, все были бы в Раю.

Есть кавказцы, азиаты, арабы, славяне, а есть мусульмане. Принадлежность к нации не определяет принадлежности к религии. Мы часто встречаем хадисы, где пророк Мухаммад ﷺ перечисляет негативные качества характера или деяния, после чего говорит: «Тот не один из нас!» Заметьте, ни в одном из этих хадисов не названа принадлежность к национальности, но только – духовные аспекты. Неужели вы не задумаетесь, почему?

В итоге хочу обратиться к некоторым элементам, коих из-за географической принадлежности причисляют к Исламу: не дискредитируйте религию! Делая гадости, объявляйте себя не из уммы пророка Мухаммада ﷺ .

Амира Сиухина,
г. Петрозаводск,