Древний Рим. Общий обзор архитектуры. Этапы развития архитектуры древнего рима Архитектура др рима основные постройки

На протяжении III-II вв. до Р. X. Рим был занят непрерывной борьбой, как внутренней, так и внешней. Римом управляла олигархия в лице патрициев, которые властвовали в сенате и народном собрании. Этот период закончился гражданскими войнами и приходом к власти императора Августа в 27 г. до Р. X. Во времена Римской республики возникла новая форма архитектуры, включившая в себя этрусско-италийские традиции, заимствования греческих художественных приемов и римские строительные методы. Сохранилось очень немного сооружений того времени, но даже то, что есть, говорит о духе поиска новых строительных материалов, типов зданий и способов декоративного украшения. Римляне сумели создать свой собственный ар-хитектурный стиль.

Коринфская капитель

Ранняя римская коринфская капитель была более широкой, чем поздняя, с мясистыми листьями аканта и большими цветами на абаке. Эта капитель из храма Весты в Риме, где было двадцать таких капителей на каннелированных колоннах.

В ранних сооружениях уже применялся бетон, который постепенно сделался самостоятельным строительным материалом, хотя для облицовки наружных поверхностей стен использовали небольшие камни неправильной формы, соединенные бетоном. Это так называемая неправильная облицовка – инцерн.

Мало что осталось от базилики Эмилия, кроме фрагментов. Из раскопок и изображений на медалях известно, что она выходила на форум более длинной стороной. При реконструкции форума Цезаря, она была заслонена возведенным перед ней портиком.

Большой цирк (IV в. до Р. X.)

В цирке проводились конные бега и гладиаторские состязания. Он находился в долине между Палатином и Авентином, его длина – 1968 футов (600 м).
Со временем там были устроены скамьи и установлена низкая стена – спина, вокруг которой происходили бега. На концах спины были установлены меты – конические обелиски.

Постройка Помпей датируется III в. до Р. X. Он расположен в Южной Италии. В 63 г. он был поврежден землетрясением, а в 79 г. был засыпан толстым слоем пепла после извержения Везувия. Раскопки, начавшиеся в конце XVIII в., раскрыли раннее римское поселение, необычайно богатое по архитектуре. Дома, памятники остались нетронутыми. Уцелевшие здания – то немногое, что сохранилось от самых ранних римских сооружений, таких как базилика или термы. Юг Италии находился под сильным влиянием греческого искусства, и Помпеи – не исключение. Мода на греческий стиль прослеживается в убранстве домов состоятельных людей.

Атриум – обширный двор в центре здания. Он имел перекрытия с квадратным отверстием в центре, через которое в бассейн стекала дождевая вода. В зависимости от конструкции перекрытий различалось несколько видов атриума. Коринфский был самый светлый, так как большое количество колонн позволяло расширить отверстие в крыше.

Домус (II в. до Р. X.)

Италийский домус имеет этрусское происхождение.
Он состоял из комнат, сгруппированных вокруг атриума – внутреннего двора. За атриумом часто находился перистиль. В доме Пансы он состоял из шестнадцати ионических колонн с бассейном в центре. Фасад, выходящий на улицу, сдавался внаем.

Базилика

Возможно, базилика происходит от греческой стой, которую со временем перекрыли. Базилики являлись деловыми центрами. В базилику в Помпеях входили с торцевой стороны, внутри была площадка для публичных выступлений.

Республиканские постройки близ Рима

Тенденции в архитектуре времен Республики за пределами Рима в III-I вв. до Р. X. были те же, что и в столице. Римлянам не хватало больших мраморных карьеров, которые были у греков, поэтому они использовали местный туф, травертин и пеперин.

В то же время они использовали кирпич. Разработка необычайно прочного бетона повлияла на конструкции воздвигаемых сооружений. Бетон обычно покрывали слоем кирпича, каменной кладкой или штукатуркой. Храмы этого периода объе-диняют этрусско-италийские традиции с эллинистическим ордером.

Круглый храм Весты, возвышающийся над ущельем в Тиволи, посвящен богине домашнего очага. Храмы этого периода нередко удачно расположены в пейзаже.

Вытянутые пропорции храма, коринфские колонны с фризом из бычьих голов – все это, несомненно, идет от греческой архитектуры. Конструкция же храма, возведенного из местного туфа и травертина, типично римская.

Постройки Августа

Когда после гражданской войны, Август пришел к власти в 27 г. до Р. X. , он возвестил наступление века мира и процветания, который длился двести лет.

Он приступил к строительству дорог, мостов и акведуков. К сожалению, до нас дошло мало светских сооружений того времени. Очевидно, Август во многих отношениях следовал примеру своего приемного отца, Юлия Цезаря, восстановив форум и закончив театр Марцелла, самый первый и наиболее явный пример арочной конструкции с применением ордера. Для цемента стали использовать вулканический песок – пуццолан и изобрели процесс медленного его высушивания. Век Августа оста-вался чрезвычайно консервативным в своих вкусах.

На полукруглом фасаде театра Марцелла (13 г. до Р. X., посвящен памяти внука Августа – Марцелла) было три яруса арочных галерей, обрамленных полуколоннами: внизу – дорическими, в следующих ярусах ионическими и коринфскими. Сочетание арочных конструкций и ордера характерно для Рима.

Сохранилось только два яруса театра Марцелла, на арках которого наложены ионический и дорический ордера. Неизвестно, существовал ли третий, коринфский ярус или простой аттический. Колонны римского дорического ордера всегда имели базу.

Римские театры отличались от греческих. Полукруглые в плане, а не круглые, они сооружались на субструкциях и не обязательно на склоне холма. Театры были обычно трехъярусные, и публика попадала из одного яруса в другой по лестницам, а радиальные коридоры выводили ее в зрительный зал. Внутри театр обычно состоял из трех ярусов мраморных ступеней.

Август утверждал, что нашел Рим каменным, а оставил мраморным. Это справедливо главным образом в отношении храмов, многие из которых он построил и реставрировал. В жизнеописании Августа Res Gestae Divi Augusti, он утверждал, что восстановил восемьдесят два храма за один год только в самом Риме. Храмы этого периода основаны на республиканских традициях, объединяющих влияния Греции и этрусков. Им присуща строгая ясность и упорядоченность, вытянутость пропорций. Храмы часто ставились на высокий подий. Большинство августовских храмов – коринфские, что соответствует вкусу к изощренным деталям и использованию мрамора.

Пока не были открыты каменоломни в Луне в 20 г. до Р. X., мрамор оставался дорогим строительным материалом. Во времена Августа лунский мрамор уже активно использовался, его белизна прекрасно сочеталась с привезенным цветным мрамором. В храме Конкордии (10 г.) мрамор использован повсеместно.

Архитектура постоянно использовалась римлянами в политических целях. Во время битвы при Филиппах (42 г. до Р. X.) Август поклялся отомстить за смерть Юлия Цезаря и построить храм в его память. Храм Марса Ультора (мстителя) на форуме Августа был подарен городу. В плане храм Марса Ультора – восьмиколонный пикностиль италийского типа, дополненный апсидой, расположенной выше уровня пола и замыкавшей главную ось храма. Храм почти квадратный, на высоком подие.

Форум Август расположен перпендикулярно форуму Юлия Цезаря и сохранил основные черты его плана, но храм был придвинут вплотную к задней стене форума, боковые стены образовывали два полукружия.
Фланкируя храм, они придали площади типично италийский характер с центрально-осевой композицией

Флавии

Император Веспасиан (правил 69- 79 гг.) основал единственную имперскую династию – династию Флавиев. Как и его предшественники (Юлии- Клавдии), они отвергли архитектурный аскетизм республиканской эры и эры Августа. Их наследие – затейливая причуда, которая могла появиться только в век мира и изобилия. Домовая и дворцовая архитектура создала формы сводов. Совершенное владение бетоном и строительной технологией дало возможность перекрывать большие пролеты без опор, как-то: октагон перекрытый сомкнутым сводом в Золотом доме Нерона. В 64 г. пожар разрушил большую часть города, и Нерон принял закон, запрещающий использование дерева, и рекомендовал цементные полы и потолки с аркадами на более низких уровнях.

Ретикулат – сетчатая кладка, при которой внешняя поверхность бетонной стены облицовывалась небольшими, тщательно уложенными камнями пирамидальной формы. Плоские основания их выходят наружу и образуют сетчатый узор, а острые концы погружены в бетонное ядро стены.

Тосканский ордер являлся первоначально этрусским вариантом дорического, хотя римляне воспринимали его как специфически италийский. В отличие от дорического, в тосканском ордере колонны имеют базу и высокую капитель и не имеющий мутул карниз.

Или амфитеатр Флавиев, был заложен Веспасианом в 70 г. как подарок городу Риму. Он был открыт его сыном Титом в 80 г., а закончен Домицианом. Колизей был построен на месте искусственного озера в садах, окружавших Золотой дом Нерона. Глинистая почва формировала идеальную базу для огромного веса здания. Стоящий рядом колосс – огромная статуя Нерона, – возможно, дал название амфитеатру. В отличие от эгоистично – расточительного Нерона, Веспасиан благоразумно подарил римлянам амфитеатр, где проходили гладиаторские бои, создав первый постоянный амфитеатр в городе. Сооружение весьма традиционно в плане и декоре, но его размеры: 616 х 512 футов (188 х 156 м) делают его уникальным.

Материалы были выбраны сознательно для задания таких размеров и веса. Основания сделаны из бетона, стены – из туфа, верхняя часть – из бетона, облицованного кирпичом. Внешняя часть выполнена из травертина. Опорой для переходов являлся жесткий конструктивный каркас, состоявший из пилонов и цилиндрических сводов. Кроме того, бетонная конструкция Колизея содержала много кирпичных арок, которые работали как разгрузочные и образовывали каркас сводов.

В отверстия кронштейнов карниза аттика вставлялись деревянные стойки, к которым привязывались концы растяжек навеса – велария, который натягивался над амфитеатром, чтобы защитить зрителей от солнца. Он удерживался системой блоков.

Испанский солдат Траян стал императором в 98 г. Он известен как один из великих строителей-императоров, но, к сожалению, до нас мало что дошло от его времени. Рынки Траяна – счастливое исключение. Эти улицы магазинов из камня и бетона поднимались на Квиринальском холме над форумом Траяна. Он построил термы на месте Золотого дома Нерона, которые следовали плану терм Тита. Траян также реконструировал порт и верфи в Риме. Но самый масштабный его проект – форум Романум (Римский форум). В целом архитектор форума использовал многие выработанные до него приемы, в частности полукружия форума Августа.

Библиотеки. Рим

Две великолепные библиотеки для латинских и греческих рукописей были построены на форуме Траяна. Они располагались одна напротив другой и выходили входами на площадь, в центре которой стояла колонна Траяна. Подий в них был заменен галереями на высоких колоннах.

Прах императора Траяна был замурован в основание колонны. Колонна имела внутреннюю винтовую лестницу и была увенчана позолоченной бронзовой статуей, которая позже была заменена на статую св. Петра.

Монументальная колонна на мрамора (155 футов в высоту или 47 м) была возведена, и честь побед Траяна в воине с даками. Главная особенность колонны – рельефный фриз, который тянется от подия до капители длинной спинальной лентой.

Адриан

Архитектура эпохи Адриана (117-138 гг.) стремилась соединить римские формы с архитектурными и декоративными формами Греции и эллинистического Востока. Ее характерной особенностью было строительство из бетона и кирпича, а также разработка сводчатых и купольных конструкций, например на вилле в Тиволи. Архитектура эпохи барочной в своей пластичности, соотношении пространств, игре света и тени. Глубокое восхищение Адриана Грецией заметно в большинстве построек его времени. Сам он подолгу жил в Афинах и много здесь строил. Иногда Адриан выступает и как архитектор, в числе других проектируя здания, например, храм Венеры и Ромы в Риме.

Загородная вилла: вилла Адриана. Тиволи (ок. 118-134 гг.)

Название «вилла Адриана» вводит в заблуждение. Это, скорее, дворец, помещенный в сельской местности. Для него характерна свободная живописная планировка, восхитительное сочетание водной поверхности с архитектурой, скульптурой и зеленым ландшафтом. В постройках использовался бетон, а также технически сложные конструкции.

Внешне – это периптер с удлиненной целлой, но он состоит из двух одинаковых храмов, соприкасающихся апсидами, в одной из которых помещалась статуя Венеры, в другой – Ромы.

Известно, что храм спроектировал сам Адриан. Архитектор Аполлодор осмелился критиковать храм за непропорциональность, за что и поплатился жизнью. Расположенный на высоком постаменте, он был окружен колоннадой из серого гранита с белыми мраморными капителями.

Пантеон занял особое место в римской и мировой архитектуре. Он построен примерно в 118-128 гг. Адрианом на месте старого Пантеона, возведенного консулом Марком Агриппой, но превосходил его по размерам и внешнему облику. Храм был посвящен всем богам и повторял круглую форму старого Пантеона, что, видимо, можно объяс-нить желанием сохранить преемственность традиций. Любопытно, что на портике была сохранена надпись с храма Агриппы. Это одно из величайших сохранившихся зданий времен античности. Он был возведен на Марсовом поле и являлся своеобразным противовесом Колизею. В 609 г. Пантеон был превращен папой Бонифацием в церковь.

Храм состоит из трех частей: купольной ротонды, примыкающего к ней прямоугольного портика и переходной части между портиком и ротондой. Стены в нижней части, видимо, были покрыты мрамором, а в верхней – оштукатурены. Купол покрывала позолоченная черепица.

В интерьере доминирует полусфера грандиозного купола. В высшей его точке находилось отверстие – опайон, через которое проникал свет. В убранстве интерьера Пантеон отражает типично римскую выразительность. Это результат использования бетона, лающего больше свободы в организации внутреннего пространства и позволяющего создавать здания значительных масштабов.

Купол Пантеона превосходит по размерам все подобного рода конструкции не только древности, но и Средних, веков, и Возрождения, вплоть до XIX в. Его диаметр – 141 фут (43 м) – равновелик его высоте, составляющей половину высоты всего здания, соотношение, рекомендованное Витрувием.

Эпоха Северов в Риме

Императоры династии Северов пришли к власти в 193 г. после гражданских войн. Уменьшающаяся сила и влияние Рима и усиление провинций, казалось, только воодушевило их на постройку еще более грандиозных сооружений.

Их главный вклад в архитектуру Рима – обширные комплексы терм. Основные особенности поздних римских терм уже были найдены в термах Траяна и Тита I в. – это осевая симметрия и последовательность расположения помещений. Новым стал размер построек Северов: термы Каракаллы занимали 50 акров (20 га) и вмещали 1600 человек одновременно. Использование бетонных сводов и арочных конструкций позволяло расширять эти огромные пространства без внешних подпорок.

Мраморная триумфальная арка была воздвигнута у подножия Капитолия и посвящена победам императора в Месопотамии.
Особенностью арки являются внутренние проемы в средних пилонах. Арка Септимия Севера была богато украшена скульптурой. Каждый цилиндрический свод над проходом покрыт кессонами с цветами, окруженными листьями аканта.

Септизоний (203 г.)

Колоссальная декорация, поставленная у южного склона Палатина и заслонявшая субструкции императорского дворца. Он был разрушен в 1588 г. Стену оформляли трехъярусные портики, чередующиеся с экседрами. Цветной мрамор колонн, статуя императора в центре, фонтаны и статуи в экседрах придавали сооружению торжественный вид.

Империя Северов

В огромной империи Северов (193-305) разрабатывались новые архитектурные типы и стили. Римляне принесли свои традиции в провинцию, но они изменились в соответствии с местной строительной практикой. За пределами Рима бетон использовался редко, это ограничивало возможности.

Купол мавзолея Диоклетиана в Сплите, к примеру, был полностью выложен из кирпича, что ограничивало его размеры. В провинции камень продолжал использоваться еще долго после того, как его перестали применять в Риме. Свобода в использовании классических ордеров была характерна и для провинций, что давало возможность создавать новые архитектурные формы.

Это один из немногих хорошо сохранившихся храмов ансамбля в Баальбеке (ныне Ливан). Храма типично римский, с глубоким портиком и большой целлой на высоком подии. Но его высота скорее эллинистическая.

Богатый интерьер храма Вакха – один из немногих хорошо сохранившихся до нашего времени. Его известняковые стены украшены классическим орнаментом и ордером, поднимающимся во всю высоту здания. Между колоннами – ниши, одни с фронтонным завершением, другие – круглые.

Четырехколонный портик заслонял круглую целлу, придавая центрическому храму излюбленную римлянами фронтальную осевую ориентацию. Раскреповка подия и антаблемента, который поддерживали коринфские колонны, создавала почти барочную пластичность.

Поздняя империя

При императоре Константине произошли два важных события, которые изменили ход дальнейшего развития архитектуры Рима. В 313 г. император признал христианство и сам стал христианином, а в 330 г. он сделал Константинополь своей столицей. Все возрастающая угроза со стороны северных племен, политическая нестабильность привели к снижению строительного уровня. В техническом отношении конструкции стали проще, нередки были случаи разборки обветшавших зданий и вторичное использование их камня, колонн, деталей, рельефов. Резьба по камню уже не была столь изысканной и сложной. Но были и исключения, например конструкция стен Аврелия вокруг Рима. Император Максценций даже построил для себя новую виллу и ипподром рядом с Аппиевой дорогой. Поздняя империя (30б-340-е гг.) стала переходом от Рима к Византие.

Базилика была начата Максценцием и закончена Константином, при котором вход пе-ренесен в середину длинной стороны, что вызвало пристройку напротив него апсиды.

Три боковых отсека с каждой стороны центрального нефа служат контрфорсами, удер-живающими распор тяжелого свода. Центральный неф базилики (80 х 25 м, высотой 35 м) был перекрыт тремя бетонными крестовыми сводами. Он опирался на массивные столбы и своды поперечных нефов.

Применявшийся со времен Августа кирпич использовали в качестве прокладок в бетоне и как облицовочный материал. Бетон стал преобладающим строительным материалом в позднюю империю. Камень почти не использовали, кроме как в триумфальных арках.

В Древнем Риме возводились и иные интересные архитектурные сооружения общественного нежилого назначения. Прежде всего это, конечно же, храмовые комплексы, базилики, амфитеатры, цирки, театры, термы, триумфальные арки и колонны.

Храмовые комплексы. Если говорить о римском храмовом зодчестве, то храмы часто возводились в городах Римского государства либо в виде встроенных храмовых комплексов на форумах, либо как отдельно стоящие здания. Первоначально римляне заимствовали у этрусков типовой храм и ввели в его композицию тосканский ордер с антаблементом, состоящим из одного архитрава, позднее стали использовать ионический, коринфский ордера, а в период империи – и композитный ордер. Кроме того, римляне заимствовали у этрусков сильно выступающие крыши. Если сравнивать общий силуэт римского и греческого храмов, то римские храмы отличаются большей динамичностью и стройностью, нежели греческие храмовые здания. Кроме того, римский храм отличается от греческого более крутыми скатами кровли. В плане римские храмы мало отличаются от греческих, в основном они имели вытянутый прямоугольный план и решались как периптер или простиль, однако иногда встречались и круглые храмы – моноптеры. В Риме к этому типу можно отнести храм богини Весты на Форуме, круглый храм двуликого Януса на Форуме и храм Venerum Barbarum (Венеры бородатой) там же на Форуме. В отличие от греческих храмов, поставленных на высокий стилобат, римские храмы стоят на подиуме с лестницами обычных размеров, размещенными только со стороны главного входа, с западной стороны. Это было также заимствовано римлянами от этрусков. Ярким примером подобного храма является знаменитый храм в городе Ниме, возведенный в 27–24 гг. до н.э., уже в период правления Октавиана Августа (рис. IV.9).

Базилики . Базиликой называется огромное сооружение, служившее местом общественных собраний (торговых съездов, политических совещаний, судебных заседаний). В плане это вытянутый прямоугольник, разделенный на продольные залы – нефы – рядами колонн. Причем средний неф выше остальных и закапчивается полукруглой нишей-абсидой. В зависимости от величины базилики она может быть трех- или пятинефной. Все здание перекрывалось деревянной крышей. Наиболее интересной римской базиликой являлась базилика Максенция на римском Форуме, в которой пространство главного нефа было перекрыто крестовыми сводами. Из наиболее интересных римских базилик уже периода империи можно отметить перестроенный из базилики дворец императрицы Елены и императора Константина Великого в городе Трире (сейчас в этой базилике с 350 г. н.э. находится кафедральный католический собор Успения Богоматери). Там же в Трире находится и более ранняя базилика эпохи императора Константина (рис. IV.10). Помимо этого можно привести пример прекрасно сохранившихся базилик в городе Маастрихте (Голландия), где в римской базилике IV в. н.э. освящен кафедральный городской собор Св. Сервасия, епископа Маастрихтского, а также римской базилики на Латеранском холме в Риме, которая после 313 г. была перестроена в первый дворец римских пап и в кафедральный Латеранский собор, освященный в честь Св. Иоанна Крестителя (рис. IV.11).

Амфитеатры служили для массовых зрелищ. Обычно в центре амфитеатра имелась овального типа арена для гладиаторских битв. Выходы с арены были с двух сторон, с обоих концов арены.

Обычно под ареной располагался цокольный этаж, а в его галереях – служебные помещения. Некоторые амфитеатры могли при помощи акведуков заполняться водой, и тогда устраивались гладиаторские сражения на плотах или битвы на мини-галерах. Вокруг арены располагались зрительские ряды. По сути, планировка и архитектура римских амфитеатров напоминают современные цирки. Самый грандиозный амфитеатр римской эпохи – это овальный в плане амфитеатр Флавиев (Колизей), построенный в эпоху правления династии Флавиев во II в. н.э. Также интересными являются знаменитый Веронский амфитеатр в городе Вероне и амфитеатр города Пальмира (Ваальбек в современном Ливане), который был построен в период правления в Пальмире проконсула провинции Сирии Марка Луция Септимия Одената в 268–270 гг. н.э. Последние два амфитеатра продолжают использоваться и в настоящее время для театральных и оперных фестивалей (рис. IV. 12).

Цирки в Римском государстве – это специальные сооружения для конных состязаний, подобные греческим и более поздним византийским ипподромам. До наших дней в Риме сохранились остатки большого римского цирка, который вмещал до 250 000 зрителей. Цирки возводились продольными и подковообразными в плане (рис. 4.20).

Рис. 4.20.

Римский театр в отличие от греческого располагался не на естественном склоне, а на специальных сводах. Это позволило римлянам не зависеть от условий рельефа при строительстве театров. Обычно римский театр возводился как возвышающееся над землей здание, имеющее несколько этажей. Планировка римского театра отличалась от планировки греческого. Так, хоры римского театра были перенесены на трибуну, а освободившаяся площадь использовалась для размещения зрителей. Театральное действие происходило не в орхестре, как в греческом театре, а на скене. На Марсовом поле в Риме до нас дошел хорошо сохранившийся римский театр I в. до н.э. – театр Марцелла (рис. 4.21). Он интересен тем, что в этом театре сохранились все три яруса аркад, каждая из которых украшена тремя ордерными стилями: нижние аркады – дорическим ордером, верхние – ионическим и аркады третьего яруса – композитным.

Рис. 4.21. :

а – реконструкция; б – современный вид

И наконец, к числу наиболее интересных общественных сооружений в Риме можно отнести термы и триумфальные мемориальные арки и колонны.

Термы – римские бани, самые сложные в конструктивном и технологическом отношении сооружения Древнего Рима. Они играли роль места общественных собраний. В комплекс терм входили залы для отдыха, спортивные залы, библиотеки. Термы состояли из трех основных комплексов. Фригидарии – залы, где были бассейны с холодной водой, кальдарии – залы, где были бассейны с горячей водой, и терпидарии – залы, где помещались бассейны с теплой водой. Вокруг этих залов располагались библиотеки и спортивные комплексы. Термы отапливались при помощи калориферного отопления. Они имели симметричную планировочную структуру, которая была рассчитана на два параллельных людских потока (мужской и женский). Надо сказать, что гигантские термы строились государством для людей малого и среднего достатка и были бесплатными. Поэтому там можно было увидеть и сенатора, и вольноотпущенника, и раба, и свободного ремесленника. Но все же основная масса богатых римских патрициев предпочитала термам собственные домашние бани. Термы были открыты 24 часа в сутки. До наших дней в Риме сохранились термы императора Каракаллы (рис. 4.22) и термы императора Диоклетиана. В небольшом австрийском городе Магдалененберг сохранились архитектурные фрагменты бывшего римского военного поселения, где также можно видеть как общественные термы, так и домашнюю баню в доме начальника местного военного гарнизона.

Рис. 4.22.

Триумфальные арки и колонны обычно возводили в Риме в память о победах римского оружия. Высота арок обычно достигала 30–40 м, например колонна Траяна высотой именно 30 м. Наиболее грандиозные сооружения были воздвигнуты в Риме в ранний период империи. В период поздней империи в колоннах и арках сильно ощущалось декоративное начало, например в арке Константина высотой 21,5 м возле Колизея, сооруженной в 315 г. н.э. в память победы над Максенцием (рис. IV.13).

Вершиной строительной деятельности римлян являются инженерные сооружения. Они возводили коллекторы, канализационные системы, подземные водопроводы, акведуки, склады, а также общественные уборные в городах. В Риме до наших дней сохранились такие сооружения, как склады Эмилиев, которые протянулись на 500 м вдоль берега Тибра. Территория империи была покрыта сетью дорог. Обычно римская дорога строилась таким способом: снизу была мощная подушка из песка и гравия, на которую настилались каменные плиты огромной толщины на растворе (рис. IV.14). На мостах настилались плоские каменные плиты. До нашего времени сохранилось много мостов, например понте Фабрицио (арочный пролет которого равен 24,5 м), построенный в 62 г. до н.э. в Риме через реку Тибр, Траянов мост через Дунай, возведенный инженером Апполодором. Длина моста превышает 1 км, и возвышается он на 20 каменных пилонах высотой 44 м. Еще во II в. до н.э. общая длина водопроводов в государстве составляла около 430 км.

В эпоху поздней империи в государстве стали возводить и крепостные сооружения. В основе римских городов лежала планировка римского военного лагеря – каструма, где под прямым углом пересекались две "улицы", кардо и декуманос. Раннесредневековые романские крепости и замки создавались под сильным влиянием крепостной архитектуры позднеримского периода.

Композиция характерного римского городского ансамбля - форма несет на себе следы влияния композиций греческой агоры и народного жилища.

Преобладающим типом развитого жилого дома был атриумно-перистильный. Обычно он размещался на удлиненном участке, отгороженном от улиц глухими наружными стенами. Переднюю часть дома занимал атриум - замкнутое помещение, по сторонам которого располагались жилые комнаты и подсобные помещения. В центре атриума находился бассейн, над которым в кровле оставлялась открытая часть для освещения и стока воды в бассейн. За атриумом через таблинум шел перистиль с садом внутри. Вся композиция развивалась в глубину по оси с последовательным раскрытием основных пространств.

В римских форумах получила отражение та же идея замкнутой осевой композиции - ордерного перистиля, но увеличенного до размеров городской площади. В начальный период форумы обычно служили рынками и по их периметру к галереям примыкали лавки, а иногда и другие общественные здания. С течением времени они превратились в парадные площади для общественных собраний, торжественных церемоний, культовых действий и т.д.

Идейным и композиционным центром стал храм, расположенный в середине узкой стороны прямоугольной площади на ее главной оси. Возвышаясь на подиуме, он доминировал в композиции. В плане храм имел форму прямоугольника, к которому пристраивался портик. Подобная композиция храма была в Риме традиционной и уходила своими истоками к древнейшим типам храмов этрусско-архаического периода. В композиции форума фронтальное построение храма подчеркивало его глубинно-осевую структуру, а богатый портик (композитного, коринфского, реже ионического ордера) акцентировал вход в храм. Начиная с республиканского периода в Риме было последовательно возведено несколько форумов. Позднее императоры трактовали форум как монумент собственной славы.

По своему великолепию, роскоши, величине и сложности композиции выделяется форум императора Траяна (архитектор Аполлодор Дамасский, 112-117 гг.). Помимо основной площади и храма на нем были возведены пятипролетный удлиненный зал - базилика площадью 55х159 м и два симметричных здания библиотек, между которыми на небольшой площади была воздвигнута мемориальная колонна Траяна высотой 38 м. Ее мраморный ствол покрыт спиральной лентой барельефа с 2500 фигурами, изображающего эпизоды победных походов Траяна. Триумфальная арка служит парадным входом, статуя императора установлена в центре площади, храм - в ее глубине. Выполненные из мрамора колоннады и портики, имевшие различные и подчас огромные размеры, являлись основным мотивом ансамбля.

Строившиеся в комплексе с форумами и на главных дорогах триумфальные арки - один из наиболее распространенных в Риме типов мемориальных сооружений. Примерами являются арка Тита (70-е годы), арка Константина (IV в.), где монументальный массив одет в богатый декоративный убор с раскрепованным ордером.

Арка Константина , поставленная около Колизея, превосходит другие не только своими размерами (21,5 м высотой, 25 м шириной), но и обилием украшений. Некоторые детали (например, круглые и прямоугольные рельефы, фигуры и др.) взяты с архитектурных памятников более раннего времени, что в архитектуре позднего Рима было распространенным явлением. Пластическое богатство и крупные размеры сооружения призваны убедительно выразить идеи могущества императора, властвующего как в самом Риме, так и в обширных имперских колониях.

Арочные и сводчатые формы первоначально получили широкое распространение в утилитарных сооружениях - мостах и акведуках. Городские водопроводы - акведуки - занимали особое место в благоустройстве городов, рост которых требовал все большего количества воды. Подававшаяся из холмистых окрестностей в городские резервуары вода протекала по каменным, оштукатуренным гидравлическим раствором, каналам (лоткам), которые в низменных местах и на пересечениях рек или оврагов поддерживались арочными конструкциями. Величественные аркады мостов и акведуков уже в республиканский период определили тип сооружений. Характерны для этих типов сооружений; акведук Марция в Риме , 144 г. до н.э. и др.











Некоторые из них поднялись до уровня лучших образцов римского зодчества не только в техническом, но и в архитектурно-художественном отношении. К ним следует отнести мост Траяна в Алькантре в Испании (98-106 гг. н.э.) и акведук в г. Ниме во Франции (II в. н.э.), пересекающий р. Гард, и др.

Протяженность Гардского моста-акведука 275 м. Он состоит из трех ярусов арочных устоев общей высотой 49 м. Пролет наибольшей арки составляет огромную для того времени величину - 24,5 м. Устои и арки сложены насухо из точно притесанных камней. Аркада отличается простотой форм и гармонией соотношений, ясностью тектоники, крупностью масштаба, выразительной фактурой. Монументально-изысканная красота композиции достигнута исключительно при помощи конструктивных форм.

С огромным размахом шло в Риме дворцовое строительство. Особенно выделялся императорский дворец на Палатине , состоящий из собственно дворца для парадных приемов и жилища императора. Парадные помещения располагались вокруг обширного перистильного двора. Главное помещение - тронный зал - поражало своими размерами. Зал перекрывался цилиндрическим сводом пролетом 29,3 м, который возвышался над уровнем пола на 43-44 м. Основные помещения жилой части также группировались вокруг перистилей на террасах холмов, используя приемы строительства вилл. Строительство вилл также приобрело в Риме широкие масштабы. Помимо крупных дворцовых комплексов в них осуществлены с наибольшей широтой принципы садово-парковой архитектуры, которые интенсивно развивались с I веке до н.э. (вилла Адриана в Тибуре , первая пол. II века и др.).

Наиболее грандиозные общественные здания Рима, осуществленные в императорский период, связаны с развитием арочно-сводчатых бетонных конструкций.

Римские театры основывались на греческих традициях, но в отличие от греческих театров, зрительские места которых располагались на естественных склонах гор, представляли собой отдельно стоящие здания со сложной субструкцией, поддерживающей места для зрителей, с радиальными стенами, столбами и лестницами и проходами внутри основного полукруглого в плане объема (театр Марцелла в Риме , II в. до н.э., вмещавший около 13 тыс. зрителей, и др.).

Колизей (Коллосей) (75-80 гг. н. э.)- крупнейший амфитеатр Рима, предназначавшийся для боев гладиаторов и других состязаний. Эллиптический в плане (размеры в главных осях около 156х188 м) и грандиозный по высоте (48,5 м), он вмещал до 50 тыс. зрителей. В плане сооружение расчленено поперечными и кольцевыми проходами. Между тремя внешними рядами столбов была устроена система главных распределительных галерей. Система лестниц связывала галереи с равномерно расположенными в воронке амфитеатра выходами и наружными входами в здание, устроенными по всему периметру.

Конструктивную основу составляют 80 радиально направленных стен и столбов, несущих своды перекрытий. Наружная стена сложена из травертиновых квадров; в верхней части она состоит из двух слоев: внутреннего из бетона и внешнего из травертина. Для облицовочных и прочих декоративных работ широко использовался мрамор и стук.

С большим пониманием свойств и работы материала зодчие сочетали различные породы камня и составы бетона. В элементах, испытывающих наибольшие напряжения (в столбах, продольных арках и пр.), применен самый прочный материал - травертин; радиальные стены из туфа облицованы кирпичом и частично разгружены кирпичными арками; наклонный бетонный свод в целях облегчения веса имеет в качестве заполнителя легкую пемзу. Кирпичные арки различной конструкции пронизывают толщу бетона как в сводах, так и в радиальных стенах. «Каркасная» структура Колизея была функционально целесообразной, обеспечила освещение внутренних галерей, проходов и лестниц, экономна по затрате материалов.

Колизей дает также первый известный в истории пример смелого решения тентовых конструкций в виде периодически устраиваемого покрытия. На стене четвертого яруса сохранились кронштейны, служившие опорами для стержней, к которым с помощью канатов крепился гигантский шелковый тент, защищавший зрителей от палящих лучей солнца.

Внешний облик Колизея монументален благодаря огромным размерам и единству пластической разработки стены в виде многоярусной ордерной аркады. Система ордеров придает композиции масштабность и наряду с этим особый характер взаимосвязи пластики со стеной. Вместе с тем фасады несколько сухи, пропорции тяжеловесны. Применение ордерной аркады внесло в композицию тектоническую двойственность: многоярусная, завершенная в себе ордерная система служит здесь исключительно декоративно-пластическим целям, создавая лишь иллюзорное впечатление ордерной каркасности здания, зрительно облегчающей его массив.

Римские термы - сложные комплексы многочисленных помещений и дворов, предназначавшихся для омовения и различных занятий, связанных с отдыхом и развлечениями (помещения и открытые площадки для спортивных упражнений, залы для собраний, помещения для игр и бесед и т. п.). Основу композиции составляли залы для омовения с постепенным переходом из холодного помещения (фригидария) в теплое (тепидарий) и затем в помещение с самой высокой температурой (кальдарий), содержащее в центре бассейн горячей воды. Расположенные по главной оси залы достигали огромных размеров, поскольку крупные термы были рассчитаны на широкие массы плебса.

Все залы и комнаты обогревались теплым воздухом, поступавшим по специальным каналам, которые устраивались под полом и в стенах зданий.

В Риме было построено 11 крупных императорских терм и около 800 небольших частных терм. Наиболее известны термы Каракаллы (206-216 гг.) и термы Диоклетиана (306 г.). Главное здание терм порою достигало огромных размеров (термы Каракаллы-216х120 м). Окруженное садами, площадками для отдыха и развлечений, оно вместе с последними занимало значительную площадь (термы Каракаллы - 363х535 м).

Технической основой появления столь грандиозных сооружений явился накопленный опыт в создании смелых конструктивных форм - сводов и куполов из бетона. В термах эти формы пространственно взаимодействуют друг с другом, образуя сложную структуру. Уменьшив до минимума «инертную» массу конструкций, зодчие экономно и целесообразно распределяли усилия. Придавая конструкциям различную форму, они максимально использовали возможности взаимного погашения горизонтальных усилий самими сводами. Так, перекрытие центрального зала обычно представляло собой три смежных крестовых свода пролетом до 25 м, опиравшихся на поперечные устои, между которыми были перекинуты цилиндрические своды.

Большие и малые залы, соединяясь в анфилады, создавали сложный интерьер, поражавший блеском и роскошью отделки, обилием света и воздуха. Важное значение в интерьере придавалось декоративно трактованным ордерным элементам и членениям. С помощью ордера и пластической разработки поверхностей сводов создавался зрительный эффект легкости конструкции, подчеркивалась идея пространственности интерьера. (Термы Каракаллы в Риме, 206-216 гг. Реконструкция интерьера )

Один из центральных залов терм часто делался круглой формы с купольным покрытием. Его размеры достигали больших величин: диаметр кальдария терм Каракаллы - 34 м. Развитие купольных конструкций в термах способствовало возникновению композиции типа ротонды, в которой купольная форма стала доминирующей.

Пантеон в Риме (около 125 г.) - наиболее совершенный образец грандиозного храма-ротонды, в которой диаметр купола достиг 43,2 м. В Пантеоне блестяще разрешены конструктивные и художественные задачи создания крупнейшего в Риме (непревзойденного до XX в.) большепролетного купольного пространства.

Сферический свод выполнен горизонтальными слоями бетона и рядами обожженного кирпича, представляя собой монолитную, лишенную каркаса массу. Для облегчения веса купол постепенно уменьшается по толщине к вершине, а в состав бетона вводится легкий заполнитель - пемзовый щебень. Купол опирается на стену толщиной 6 м. Фундамент - бетонный с заполнителем из травертина. По мере возвышения стены травертин сменяется более легким туфом, а в верхней части - кирпичным щебнем. Заполнителем нижней зоны купола также служит кирпичный щебень. Таким образом, в конструкции Пантеона последовательно проведена система облегчения веса заполнителя бетона.

Система разгрузочных кирпичных арок в толще бетона равномерно распределяет усилия купола на устои и разгружает стену над нишами, уменьшая нагрузки на колонны. Многоярусная система арок с четко проведенной субординацией главных и второстепенных частей позволила рационально распределить усилия в конструкции, освободив ее от инертной массы. Она способствовала сохранению постройки несмотря на землетрясения.

Художественный строй здания определяется конструктивной формой: мощным купольным объемом снаружи, единым и целостным пространством внутри. Центричный объем ротонды снаружи трактован как осевая фронтальная композиция. Перед величественным восьмиколонным портиком коринфского ордера (высота колонн 14 м) ранее существовал прямоугольный двор с торжественным входом и триумфальной аркой по типу форума. Развитое пространство под портиком с четырьмя рядами промежуточных колонн как бы подготавливает посетителя к восприятию огромного пространства интерьера.

Купол, в вершине которого оставлен круглый световой проем диаметром 9 м, доминирует в интерьере. Пять рядов убывающих кверху кессонов создают впечатление купольного «каркаса», зрительно облегчающего массив. В то же время они придают куполу пластичность и соразмерный с членениями интерьера масштаб. Ордер нижнего яруса, акцентирующий глубокие ниши, эффектно чередуется с облицованными мрамором массивными опорами.

Промежуточная между ордером и куполом полоса аттика мелким масштабом членении контрастно подчеркивает формы купола и основного ордера. Выразительная тектоника композиции сочетается с эффектом льющегося сверху рассеянного освещения и тонкими цветовыми нюансами, создаваемыми мрамором облицовки. Богатый празднично величественный интерьер составляет контраст с внешним видом Пантеона, где господствует простота монументального объема.

Важное место в строительстве занимали крытые залы - базилики, служившие для различного рода собраний и заседаний трибунала. Это вытянутые в плане прямоугольные здания, внутри разделенные рядами опор на удлиненные пространства - нефы. Средний неф делался шире и выше боковых, освещался через проемы в верхней части стен.

Трехнефная базилика Константина (312 г.) - одна из крупнейших базилик Рима. Средний неф шириной 23,5 м, длиной 80 м и высотой 35 м был перекрыт тремя крестовыми сводами. Боковые нефы перекрывались поперечно направленными цилиндрическими сводами, опиравшимися на мощные арочные устои, служившие опорой и сводов среднего нефа. Распор крестовых сводов погашался этими же опорами, которые были частично выведены над боковыми нефами наружу. В продольных стенах среднего нефа выше сводов боковых частей были устроены арочные проемы освещения. Как и в других крупнейших сооружениях Рима (термы, Пантеон и др.), основное внимание в базилике Константина уделено созданию больших внутренних пространств. Богато разработанному интерьеру, который по композиции и отделке был схож с интерьерами терм, противопоставлен простой и лаконичный внешний облик здания.

В IV в. с принятием Римом христианства на основе базилики начали развиваться новые типы культовых зданий-базиликальные церкви. Христианская базилика получила особенно широкое распространение в культовом строительстве западного средневековья.

Храмы

В древнем Риме архитектура была ведущим искусством. В отличие от Греции, где главным был храм, в римской архитектуре основное место занимали сооружения, воплощавшие идеи могущества римского государства, а впоследствии и императора: форумы, триумфальные арки, амфитеатры. Римский театр, в отличие от греческого, это отдельное здание, впервые в нем строится сцена. Одной из вершин римской архитектуры является амфитеатр Колизей, вмещавший 50000 зрителей, предназначался он для гладиаторских боев.

Все же римляне строили храмы из уважения к богам. В целле римского храма, как в греческом храме, находилась статуя бога. Строгому дорическому стилю римляне предпочитали более изящный ионический и коринфский ордер, а также композитный ордер, в котором сочетаются элементы ионического и коринфского ордеров. Вдоль фасадов, кроме главного, не было отдельно стоящих колонн - стены были гладкими или украшены полуколоннами и пилястрами (пилястра - плоский вертикальный прямоугольный в плане выступ на стене или столбе, повторяющий все части и пропорции ордерной колонны, но, в отличие от нее обычно лишённый энтазиса).

Некоторые небольшие римские храмы, например, Мэзон Карре в Ниме, превосходно сохранились благодаря своей прочной конструкции с цилиндрическим сводом. Интерьер таких небольших храмов был чрезвычайно простым: комната с гладкими стенами и кессонированным потолком, в центре возвышалась статуя бога, которому был посвящен храм.

Интерьеры больших храмов, ныне лежащих в руинах, значительно сложнее. Так, к примеру, в храме Венеры и Ромы в Риме (135 г. н.э.) было два зала; вдоль боковых стен шли ряды колонн, в промежутках между которыми располагались декоративные ниши; в каждом зале была перекрытая полукуполом апсида, по всей вероятности, в ней помещались статуи богов.

Самый известный римский храм - грандиозный и, к счастью, прекрасно сохранившийся храм всех богов Пантеон (ок. 118-128 гг. н.э.) Это ротонда диаметром 43,5 м, увенчанная куполом. Портик с фронтоном поддер-живают восемь колонн коринфского ордера. Два дополнительных ряда ко-лонн по четыре колонны в каждом фланкируют великолепный бронзовой портал (сохранились не только подлин-ные двери, но даже дверные петли). Стены толщиной 6,3 м расчленены глу-бокими нишами с коринфскими колон-нами, где когда-то стояли статуи богов. Общая высота храма равна его диамет-ру, при этом высота нижней части ци-линдра соответствует высоте купола. Внутри храма стены разделены на два яруса - нижний с коринфскими колоннами и пилястрами, и верхний с лож-ными окнами. На куполе пять рядов кессонов, уменьшающихся по направ-лению к центру купола. Единственным источником света является круглое ок-но в центре купола (окулюс). Купол сделан из бетона, его толщина у окулюса - 1,5 м, по направлению к основа-нию она увеличивается. Это необходи-мо для правильного распределения сил тяжести и распора. Стены из кирпича и бетона внутри и снаружи облицованы камнем. Грандиозное подкупольное пространство, богатство внутренней отделки, завораживающая игра солнеч-ных лучей, - проникая через круглое окно, они отражаются от блестящей поверхности мраморного пола - и не-обычный акустический эффект делают Пантеон одним из интереснейших па-мятников античной архитектуры.

По мере того как Римская империя расширялась, римские постройки ста-новились все более сложными и замы-словатыми. Римские культовые соору-жения такие, как храмы в Баальбеке, Ливан, и Пергаме, Турция, отличались сложными и богато украшенными ин-терьерами. Так, внутри храма Венеры в Баальбеке находится еще один храм меньшего размера.

Светские постройки

Римская базилика - основной тип в гражданской архитектуре Рима, оказавший огромное влияние на архи-тектуру последующих эпох. В базилике проходили судебные заседания, участ-ники которых собирались в централь-ном нефе (неф - вытянутое помеще-ние, часть интерьера, ограниченная с одной или обеих продольных сторон рядом колонн или столбов, называется так из-за сходства с корпусом корабля); судья восседал на возвышении в апсиде в торце здания. Боковые нефы, отде-ленные аркадой, сообщались с цент-ральным нефом. Боковые нефы имели высоту меньшую, чем высота централь-ного нефа, что позволяло делать ог-ромные окна. Каменные стены базили-ки поддерживали деревянную крышу.

Как известно, римляне унаследовали от греков многое. Однако любовь к роскоши стала в их интерьерах определяющей доминантой. Именно у римлян сложилась та система типов жилых зданий, которой мы пользуемся и теперь. Это городской дворец, или просто дом (domus), затем - многоквартирный и многоэтажный городской жилой дом, имевший название «инсула», и, наконец, загородная вилла. Все те подлинные интерьеры, что мы можем видеть сегодня благодаря раскопкам в Помпеях, демонстрируют один вид римского жилища - «domus». Их роскошь представляется невероятной даже по сегодняшним меркам. Упомянутые выше Помпеи стали кладезем знаний о быте древней культуры.

Вулканический пепел, образовавшийся во время извержения Везувия в 79 г. н. э., сохранял город в неприкосновенности на протяжении долгих веков. Здесь было гораздо больше великолепных, ухоженных домов, чем, к примеру, в городах средневековья и даже эпохи Возрождения. Улицы украшены фонтанами и другими искусно оформленными водоемами с источниками: вода лилась то из разинутой пасти животного, то, например, из опрокинутого сосуда с сидящим на нем петухом.

Дома в основном одноэтажные, реже двухэтажные и напоминают маленькие крепости, так как выходят на улицу глухими, без окон, стенами. Через, входной портик посетитель попадал в короткий коридор, ведший прямо к атриуму - главному помещению в доме. При входе в него располагались домашние алтари с изображениями богов и маски предков. Освещался атриум через отверстие в крыше, в которое стекала дождевая вода, наполняя неглубокий имплювий (бассейн) в центре помещения. По углам бассейна стояли четыре колонны, поддерживавшие крышу. В атриуме собиралась семья, здесь принимали гостей. Сюда же выходили небольшие кубикулы (спальни). Прямо за атриумом располагалась комната, называвшаяся таблинум. С течением времени из ниши, предназначенной для супружеского ложа, она эволюционировала в парадный кабинет хозяина. В таблинуме находилась библиотека с папирусами и манускриптами, а также архивом семьи. По бокам таблинума находились триклинумы (столовые).

В богатых домах имелся ещё перистиль - дворик с внутренней колоннадой, где устраивали сады с водоемами и статуями. Причем различались триклинумы летние, выходящие в перистиль, и зимние, сообщающиеся с кабинетом хозяина (таблинумом). Перистиль, как и в греческих домах, был гордостью хозяев, местом уюта и тишины. Его украшали скульптура (бюсты, статуи, гермы с портретами философов), фонтаны, цветники, мозаика на стенах или полах.

Как и у греков, у римлян были популярны настенные росписи которые создавали иллюзию расширения внутреннего пространства для тесных комнат. Технология римской настенной живописи была довольно сложной и многодельной. Предполагается, что после нанесения многослойной грунтовки, заключавшей в себе истолченный в порошок мрамор, роспись делали с помощью комбинирования пигментов, приготовленных на воске и яйце. Затем шла полировка шерстью, после чего шелковой кистью наносился расплавленный с растительным маслом пунический воск. Вслед за этим к стенам подносили раскаленные угли из чернильного ореха и снова разглаживали и полировали поверхность чистым полотном.

В римском атриуме находился очаг, посвященный богине Весте, хранительнице дома. В нишах часто помещали бюсты предков - для демонстрации гостям, которых принимали здесь же, в атриуме. Богатые дома могли иметь несколько атриумов и несколько перистилей. В доме существовали еще термы (бани) с бассейнами горячей (кальдарий) и холодной (фригидарий) воды. Имелась система центрального отопления, которое осуществлялось за плату в городскую казну, и, конечно, знаменитый римский водопровод.

В то время как средиземноморский климат едва ли требовал дополнительного обогрева, кроме угольных жаровен, жители районов к северу от Рима нуждались в защите от зимних холодов. Еще дальше на север, там, где проходила стена Адриана, считавшаяся границей Римской империи, в Британии, римляне строили дома (виллы), которые дают нам возможность изучать существовавшую тогда систему отопления. Каменный пол был приподнят над землей на небольшую высоту с помощью подпорок из кирпича или камней. Под полом находился дымоход, соединенный с очагом. Когда в очаге зажигали огонь, дым выходил через подпол, одновременно отапливая дом; та же система применялась для обогрева римских терм. Пол нагревался до средней температуры. Однако римляне покрывали стены своих домов не только росписью. Их облицовывали мрамором, иногда гранитом. В I в. н. э. особенно популярным стал такой вид декора, как мозаика. Она могла украшать и пол, и потолок, и даже колонны.

Убранство парадных помещений дополняли изделия из стекла и бронзы. Бронзовые треножники и курильни; канделябры в форме раскидистого дерева, фигуры человека или фантастических существ; дверные ручки-кольца с рельефным изображением Ме-дузы-Горгоны, отвращающей зло; сосуды для кипячения воды (самовары) на трех ножках в виде птиц, сфинксов и звериных лап составляли неотъемлемую часть быта. К главной части дома патриция примыкали хозяйственные постройки, располагавшиеся по незамкнутому прямоуголь-нику или полукругом. Римляне усовершенствовали архитектуру жилых домов. Италийский тип дома имел внутренний дворик, окруженный колоннадой, украшенный фонтаном, статуями, цветниками с фонтанами, беседками, гротами и большим водоемом. Виллы отличались роскошным убранством, применением мрамора и ценных пород дерева. Стены украшались сложной живопи-сью, имитирующей колонны - так называемый архитектур-ный стиль. В то время уже были известны законы перспективы, поэтому в стенных росписях много «обманок» (картины в рамах, иллюзорная архитектура, предметы, которые кажутся настоящими).

Культура завоеванных народов влияет и на римс-кую орнаментику. Кроме традиционных симметричных ком-бинаций цветов и листьев, используются символические фи-гуры орлов, львов, сфинксов.

Мебель

Мебель создавалась по греческим образцам, но с более пышным орнаментом. Она изготавливалась из лучших пород дерева со вставками из слоновой кости или металла. Стулья и кресла символизировали общественное положение, а не были просто утилитарными предметами.

Древние римляне, кроме мебели из дерева, бронзы и мрамора, делали еще и мебель, сплетенную из ивовых прутьев. Общие формы древнеримской мебели изящны и изысканны, но страдают излишеством украшений. Кресла, например, делались с подлокотниками в виде грифонов, сфинксов, львов. Ножкам придавали форму львиных лап с крыльями, оканчивающихся вверху головою зверя. Деревянная мебель украшалась резьбой, позолотой, инкрустацией из золота и серебра. Существовала также мебель декоративная, неподвижная, делавшаяся из белого или цветного мрамора мозаичными досками на столах.

Вокруг обеденно-го стола обычно ставили три ложа. Мужчины возлежали на них («грековали»), а женщины сиде-ли на стульях. Тяжелые прямоугольные столы для трапез были деревянными: либо на одной опоре - в виде колонны, либо на трех - в форме звериных лап. В атриуме находились мрамор-ные столики, украшенные резьбой, на которых хранилась по-суда для гостей (столовые серебряные сервизы, чаши, кубки). За четырехугольным столом с трех сторон ставились ложа, четвертая оставалась свободной для подачи кушаний. На каждом таком ложе помещалось по три человека. Стол с тремя ложами вокруг назывался триклиниумом; так же стала называться и комната, в которой обедали. Когда в конце рес-публики в моду стали входить круглые столы, ложа стали де-лать полукруглой формы, и они, получили название «сигма». Круглые столы укреплялись на трех ножках, сделанных в виде звериных лап, иногда изящно изогнутых и богато украшенных. У прямоугольных столов вместо отдельных ножек делались сплошные боковины с сильной рельефной резьбой, ко-торая изображала двойные фигуры грифонов, львов, орлов и пр. Столовая доска иногда делалась гладкой, иногда украша-лась мозаикой или каменной инкрустацией. Стулья со спинкой назы-вались катедрой, а кресло домохозяина, так же как и импера-торский трон, называлось солиумом. Делалось оно с подло-котниками, имело высокие ножки, богато украшенная спин-ка его доходила до плеч сидящего, но иногда делалась и значительно более высокой. Кресло это обыкновенно стояло на невысоком постаменте. Прямые ножки у столов, кресел и скамей древние римляне нередко заменяли богато и изыскан-но отделанной доской. Зачастую ножкам придавали форму львиных лап с крыльями, оканчивающихся вверху головою зверя. Подлокотники кресел изображали грифонов, сфинк-сов, львов и т. п. Вещи же хранились в сундуках.

Кровати в древнем Риме были очень похожи на греческие. Остов кровати по большей части делался из дерева с инкрус-тацией из черепахи, слоновой кости, цветного стекла, а также бронзовыми деталями (головами львов, лошадей). Между стенками остова помешалась решетка из бронзовых прутьев, на которую клался матрац. Ложе имело точеные ножки пря-моугольной или гнутой формы, или в виде лап животных. У ложа простирался «ковер» из кубиков мозаики. В спальнях стояли малень-кие деревянные или бронзовые столики на трех ножках - для светильников.

Вся древнеримская мебель может быть разбита на две большие группы:

  • а) мебель деревянная, украшенная резьбой, позолотой, инкрустацией из дерева других цветов, эмали, кусочков фаянса, золота и серебра;
  • б) мебель декоративная, неподвижная, делавшаяся из белого или цветного мрамора с мозаичными досками на столах.

Кроме этих двух типов, существовала бронзовая мебель. Среди других бронзовых предметов обстановки в этих раскопках найдены многочисленные канделябры, светильники, треножники и другие предметы обстановки. Прикладное искусство достигло в Древнем Риме высокого развития: резные и чеканные золотые и серебряные чаши, сосуды из стекла, оправленного в золото, прекрасные ткани украшали интерьеры домов в Риме. Ярким декоративным акцентом в доме были произведения из мозаичного стекла (римляне применяли технику инкрустации формы разными цветными кусочками).

Римская империя является одной из древнейших цивилизаций мира. Ее история начинается более трех тысяч лет назад, а расцвет приходится на первые столетия нашей эры. Крах древнеримской цивилизации связывают с набегами варваров, что также положило начало и разрушению необъятного количества архитектурных сооружений того времени. До наших дней дожила лишь часть из них, но и этого достаточно, чтобы насладиться величием и красотой древних объектов культуры.

Десятое место среди самых популярных архитектурных достопримечательностей Рима можно смело отдать этому уникальному строению. Причиной постройки Триумфальной арки в 81 году нашей эры послужило взятие десятилетием ранее Иерусалима императором Титом.

Арка имеет один пролет и расположена на Священной дороге Via Sacra. Отличительной особенностью постройки является удивительный барельеф внутри арки, на котором изображено шествие воинов, демонстрирующих свои трофеи, добытые в Иерусалиме.

Арка практически полностью сохранила свой первозданный вид, за исключением отсутствия наверху памятника статуи самого Тита, слитой из бронзы.

Благодаря своему уникальному строению, этот монумент поднимается среди прочих на 9 строчку рейтинга. Колонна посвящена императору Траяну, выходцу из обычных легионеров, укрепившему и усилившему власть римской империи в годы своего правления.

Памятник был возведен в 113 году нашей эры. Внутри него находится винтовая лестница, ведущая на смотровую площадку капители, а снаружи колонна украшена рельефными эпизодами сражений времен войны Дакии и Рима.

Основание памятника, внутри которого расположили урны с пеплом, является усыпальницей императора Траяна, скончавшегося в 117 году нашей эры, и его спутницы жизни.

Фонтан Треви

В Риме сохранилось большое количество прекрасных фонтанов, среди которых самым популярным является Фонтан Треви, за что он и получил восьмое место в списке достопримечательностей.

Это сооружение имеет удивительную историю. Еще в 20 годы нашей эры император Октавиан Август установил водоснабжение жителей чистой водой, питающееся от удаленного на 12 км от города источника. До 18 века сооружение было скромного вида, и только в 1762 году, после тридцатилетнего периода строительства, обрело свой уникальный вид.

Фонтан представляет собой каменное изваяние морского бога Нептуна, окруженного множеством персонажей, поражающих точностью деталей, и мимикой.

Термы Каракаллы

Седьмое место достается, так называемым, «банным комплексам» Рима. Созданы они были при Марке Аврелии, императоре по прозвищу Каракалла, в III веке нашей эры.

Строение имело множество отделений, предназначенных не только чтобы мыться, но и полностью расслабиться, получить наслаждение и отдохнуть душой. Постройки включали в себя сами бани (термы), библиотеки, места для театральных представлений, гимнастические залы.

Целью этого сооружения было привлечение людей, популяризация терм, в связи с чем императоры стремились не только украсить стены и полы строения уникальной мозаикой, мрамором, но и собирали в нем многочисленные скульптуры, и иные ценности искусства.

Катакомбы

На шестую строчку попадают многочисленные подземные лабиринты Рима, представляющие собой античные места погребений людей, причисленных к лику святых.

Захоронения длились с I по V века нашей эры. За этот период в усыпальницах, количество которых насчитывают более шестидесяти, было погребено около 750 тысяч человек.

Так как катакомбы расположились по всему периметру города в разных его районах, одного конкретного входа в них нет. Попасть в подземные лабиринты можно, изучив официальные сайты усыпальниц.

Мавзолей Адриана

Еще одно уникальное строение Древнего Рима — замок Святого Ангела, — попадает на пятое место рейтинга. За свою историю это место успело побыть гробницей, тюрьмой, резиденцией пап и хранилищем их ценностей, замком, а в настоящее время является музеем и памятником архитектуры.

Мавзолей был построен в 139 году нашей эры по заказу самого императора Адриана, почитавшего искусство и архитектуру, для собственного погребения.

Сооружение представляет собой здание двадцатиметровой высоты, имеющее цилиндрическую форму, и установленное на крупном квадратном основании. Изначально верхушку строения украшала статуя Адриана, представленная в виде управляющего колесницей бога Гелиоса. К замку ведет чудесный мост, украшенный большим количеством античных скульптур.

Собор Святого Петра

Благодаря своему статусу главнейшего собора католической церкви, это строение поднимается на четвертую ступень в рейтинге знаменитых архитектурных сооружений Рима.

Строительство собора длилось более сорока лет и стало результатом работы многих знаменитых скульпторов и архитекторов, таких как Микеланджело Буонаротти, Джакомо делла Порта, Карло Мадерна.

Здание имеет потрясающий фасад с карнизом, увенчанным скульптурами одиннадцати апостолов (кроме Петра), Иоанна Крестителя и Иисуса Христа. А перед самим собором установлены статуи Петра, держащего ключ от Царствия Небесного, и апостола Павла, торжественно держащего в руке меч.

Высота купола, установленного на колоннах собора, до наших дней остается самой высокой в мире, и равна 138 метрам.

Собор поражает своими масштабами и огромным количеством отделений, уставленных скульптурами, картинами, лепниной. Затраты на его возведение были столь огромны, что Папа Лев Х вынужден был продать Альбрехту Брандербургскому права на осуществление индульгенций на немецких землях, из-за корыстности которого в будущем произошел европейский раскол.

Тройку лидеров открывает храм, построенный по заказу императора Адриана еще во II веке нашей эры, и посвященный всем Богам.

Как и многие другие здания древнего Рима, Пантеон является гробницей для захоронения многих знаменитых людей (здесь погребены Умберто I, Рафаэль).

Самой популярной и уникальной особенностью строения является круглое отверстие, расположенное на крыше купола, через которое в полдень в здание проникает яркий широкий луч света.

Храм славится своей богатой внутренней отделкой цветным мрамором, красивыми фресками и величественным убранством. И, не смотря на наличие толстых стен и массивного купола, внутри создается ощущение легкости и целостности всех конструкций.

Второе место рейтинга достается центру общественной жизни Рима — площади, выстроенной на месте когда-то болотистой местности, использующейся под кладбища, и осушенной при помощи канализационных систем, за несколько веков до нашей эры.

На римском форуме были воздвигнуты такие великолепные архитектурные сооружения, как Храм Веспасиана, Храм Сатурна и Храм Весты.

Посвященный богу Сатурну храм, построенный еще за 5 веков до нашей эры, претерпел множество изменений, связанных с постоянными разрушениями и восстановлениями, и дошел до нашего времени лишь в виде нескольких колонн.

Примерно та же участь коснулась и Храма Веспасиана, построенного в 79 году нашей эры, от которого в настоящее время осталось только три высоких колонны, возвышающихся на 15 метров над землей.

Дошел до нашего времени целиком только, воздвигнутый в честь богини домашнего очага, Храм Весты. После многочисленных пожаров, возникающих в здании, его было принято закрыть, в связи с чем строение пришло в упадок и сильно обветшало.

Это сооружение по праву занимает первое место списка, поскольку уже давно является не просто величественным зданием, а неоспоримым символом Древнего и современного Рима.

Амфитеатр представляет собой многоярусное здание овальной формы, с множеством расположенных по периметру арок разного размера. На строительство этого сооружения ушло 8 лет. Каждый ярус укрепляют колонны, возведенные в разных архитектурных стилях (коринфского, ионического, дорического ордена).

Отделка Колизея снаружи была выполнена в мраморе, а периметр украшали потрясающие скульптуры.

Самые важные персоны Рима и сам император усаживались в нижних ложах для привилегированных особ.

Несмотря на то, что уцелела лишь одна треть здания, римский Колизей остается одним из самых поразительных архитектурных сооружений во всем мире.