Псалмы на разные случаи жизни: какие и когда нужно читать. Псалтирь Псалмы, читаемые на разные случаи жизни

1 Псалом Давида. К Тебе, Господи, возношу душу мою.

2 Боже мой! на Тебя уповаю, да не постыжусь, да не восторжествуют надо мною враги мои,

3 да не постыдятся и все надеющиеся на Тебя: да постыдятся беззаконнующие втуне.

4 Укажи мне, Господи, пути Твои и научи меня стезям Твоим.

5 Направь меня на истину Твою и научи меня, ибо Ты Бог спасения моего; на Тебя надеюсь всякий день.

6 Вспомни щедроты Твои, Господи, и милости Твои, ибо они от века.

7 Грехов юности моей и преступлений моих не вспоминай; по милости Твоей вспомни меня Ты, ради благости Твоей, Господи!

8 Благ и праведен Господь, посему наставляет грешников на путь,

10 Все пути Господни – милость и истина к хранящим завет Его и откровения Его.

11 Ради имени Твоего, Господи, прости согрешение моё, ибо велико оно.

12 Кто есть человек, боящийся Господа? Ему укажет Он путь, который избрать.

13 Душа его пребудет во благе, и семя его наследует землю.

14 Тайна Господня – боящимся Его, и завет Свой Он открывает им.

15 Очи мои всегда к Господу, ибо Он извлекает из сети ноги мои.

16 Призри на меня и помилуй меня, ибо я одинок и угнетен.

17 Скорби сердца моего умножились; выведи меня из бед моих,

18 призри на страдание моё и на изнеможение моё и прости все грехи мои.

19 Посмотри на врагов моих, как много их, и какою лютою ненавистью они ненавидят меня.

20 Сохрани душу мою и избавь меня, да не постыжусь, что я на Тебя уповаю.

21 Непорочность и правота да охраняют меня, ибо я на Тебя надеюсь.

22 Избавь, Боже, Израиля от всех скорбей его.

Толкование Псалма 24

Этот псалом – молитва к Господу о наставлении и прощении – да дарует их Давиду по милости Своей. Псалом написан как акрост, т. е. каждый из его стихов начинается с буквы еврейского алфавита в их последовательности (такая литературная форма была употребительна у народов древнего Востока, потому, что облегчала запоминание поэтического произведения).

Полагают, что Пс. 24 был написан в дни мятежа Авессалома, который Давид воспринимал как расплату за тяжелый грех, некогда им совершенный (движимый страстью к Вирсавии, он обрек на смерть ее мужа Урию). В стихе 3 он говорит о людях, действующих против него, в нарушение закона; в стихе 16 – жалуется на подавленность свою и одиночество (число сохранивших верность Давиду и бежавших вместе с ним из Иерусалима было невелико). С другой стороны, признанием тяжести греха своего, искренним раскаянием в нем и мольбой о прощении по милости Господней звучат стихи 7,11,18 и другие.

Пс. 24:1-3 . Беззаконнующие втуне (стих 3); подразумеваются те (по-видимому, Аввессалом и принявшие его сторону), которые решились выступить против Давида, помазанника Божиего, «втуне», напрасно, не имея на то ни причин ни поводов, сколько-нибудь оправдывающих их. Да постыдятся они, точнее, да будут они постыжены (в значении «да не осуществятся их планы»). В стихе 2 фраза «да не постыжусь я» означает «не дай мне разочароваться» (ибо на Тебя уповаю).

Пс. 24:4-7 . Просьба о постоянном, изо дня в день, наставлении Божием; знавший закон Моисея, Давид просит Господа о том, чтобы в практической, повседневной, жизни Он указывал ему пути и «стези», и ими направлял избранника Своего. Да не отнимутся от Давида щедроты… и милости, вечным источником которых является Господь. Под «щедротами» может пониматься ниспослание материальных благ, под «милостями» – как материальные блага, так и вещи духовного порядка, и прежде всего – чувство внутреннего мира, покоя.

В стихе 7 – мольба о прощении грехов… и преступлений, совершенных в молодости, когда человеку свойственно более действовать в порыве чувств, чем по здравом рассуждении. Давид не пытается оправдывать эти грехи «юностью» своей, он молит Бога простить их по милости… и благости Его.

Пс. 24:8-10 . Псалмопевец славит Господа за праведность Его и за то, что кротких, т. е. любящих Его и готовых Ему внимать, хранящих завет Его и откровения Его, Он тоже направляет… к правде, и научает их путям Своим.

Пс. 24:11 . В стихе 11 – вновь мольба о прощении «великого согрешения» Давида (очевидно, в поступке с Вирсавией и Урией).

Пс. 24:12-14 . Эти стихи перекликаются по своей «теме» с древне-израильской «литературой мудрости» и, прежде всего, – с Притчами (сравните Прит. 1:7; 9:10; 15:33; 31:30): лишь человек, боящийся Бога, пребудет во благе, и потомки его унаследуют землю. Ибо только им укажет Господь путь, который избрать, и откроет «тайну».

Свою, т. е. нечто, сокрытое от других. (Подразумеваются особо доверительные отношения Бога с такими людьми, в процессе которых им открывается в духовном плане больше чем разумеют другие; глубокое проникновение в смысл завета Его с людьми благотворно сказывается на их внутреннем состоянии, как и все непосредственное воздействие на них Бога.)

Пс. 24:15-22 . Псалом 24 завершается смиренной и страстной молитвой, в которой вновь повторяются и сетования на скорби и страдание, и мольба об избавлении от врагов, и выражение искреннего упования на Господа. Надежда на «избавление» тесно увязана в этом псалме с исповеданием греха. Последний стих – молитва об избавлении Израиля от всех скорбей его.

К Тебе, Господи, воздвигох душу мою, Боже мой, на Тя уповах, да не постыжуся во век, ниже да посмеют ми ся врази мои, ибо вси терпящии Тя не постыдятся. Да постыдятся беззаконнующии вотще. Пути Твоя, Господи, скажи ми, и стезям Твоим научи мя. Настави мя на истину Твою, и научи мя, яко Ты еси Бог Спас мой, и Тебе терпех весь день. Помяни щедроты Твоя, Господи, и милости Твоя, яко от века суть. Грех юности моея, и неведения моего не помяни, по милости Твоей помяни мя Ты, ради благости Твоея, Господи. Благ и прав Господь, сего ради законоположит согрешающым на пути. Наставит кроткия на суд, научит кроткия путем Своим Вси путие Господни милость и истина, взыскающым завета Его, и свидения Его. Ради имене Твоего, Господи, и очисти грех мой, мног бо есть. Кто есть человек бояйся Господа? Законоположит ему на пути, егоже изволи. Душа его во благих водворится, и семя его наследит землю. Держава Господь боящихся Его, и завет Его явит им. Очи мои выну ко Господу, яко Той исторгнет от сети нозе мои. Призри на мя и помилуй мя, яко единород и нищ есмь аз. Скорби сердца моего умножишася, от нужд моих изведи мя. Виждь смирение мое, и труд мой, и остави вся грехи моя. Виждь враги моя, яко умножишася, и ненавидением неправедным возненавидеша мя. Сохрани душу мою, и избави мя, да не постыжуся, яко уповах на Тя. Незлобивии и правии прилепляхуся мне, яко потерпех Тя, Господи, Избави, Боже, Израиля от всех скорбей его.

24:1,2 Псалом Давида. К Тебе, Господи, возношу душу мою.
2 Боже мой! на Тебя уповаю, да не постыжусь, да не восторжествуют надо мною враги мои,
Давид беспокоился о том, чтобы враги его не торжествовали по поводу падений его. Иногда желание не дать сатане «потирать ручки» от удовольствия, когда он наблюдает картину падения Божьих служителей – помогает выдерживать множество нагрузок и держать равновесие при этом.

24:3 да не постыдятся и все надеющиеся на Тебя: да постыдятся беззаконнующие втуне.
Давид также беспокоился и о том, чтобы всем, кто с Давидом служит Иегове – не было стыдно и за свои поступки. Чувство коллективной ответственности - тоже не последнее дело в борьбе с грехом, помогает принимать удары жизни, удерживаясь на ногах.

Давид желает также, чтобы не смог ни один беззаконный остаться мудрым в глазах своих и процветать.

24:4,5 Укажи мне, Господи, пути Твои и научи меня стезям Твоим.
5 Направь меня на истину Твою и научи меня, ибо Ты Бог спасения моего; на Тебя надеюсь всякий день.
На протяжении всей своей жизни Давид просил Бога наставить его на путь праведности, ибо понимал, что путь к спасению от всех невзгод века сего – только от Бога Израиля, то Иеговы, и кроме него – нет Наставника.

А если Он не научит, если не наставит, если не направит на Свой путь, то невозможно пройти жизненный путь вслепую - без потерь.

Для себя лично Давид решил и выбрал, что путь Божий - наилучший путь жизни, и что он желает научиться ходить именно этим путём. Давид понимает, что сам он, несмотря на любовь к Богу - не во всём и не всегда знает, как поступать правильно, поэтому и просит Бога научить его идти по этому пути (жить праведно)

24:6,7 Вспомни щедроты Твои, Господи, и милости Твои, ибо они от века.
7 Грехов юности моей и преступлений моих не вспоминай; по милости Твоей вспомни меня Ты, ради благости Твоей, Господи!
Давид просит Бога вспомнить о величине Своего милосердия и благодаря ему – забыть все грехи и преступления Давида, сделанные в юности. Юность – период неопытности в жизни человека, очерченный не биологическим возрастом, а духовным.

Если грехи совершаются в неверии, в незнании, по глупости с пылу, с жару, а не по злому умыслу – то Бог милостив к этому при условии, что человек стал взрослее, понимает, что так жить нельзя и перестаёт ходить по жизни путями юности.

Если человек и к смертному одру подошёл юным в этом отношении и не сделал по жизни никаких выводов, то ему ещё будет дан шанс повзрослеть - в Миллениуме.

24:8,9 Благ и праведен Господь, посему наставляет грешников на путь,
9 направляет кротких к правде, и научает кротких путям Своим.
Есть грешники кроткие – послушные исправительному гласу Бога, а есть не кроткие – не послушные.

И хотя Бог направляет всех на путь праведности и спасения - так, что каждый имеет возможность обратится от своих злых путей и выйти на Божий путь – тем не менее, не все станут на этот путь. Почему? Потому, что только кроткие откликаются на глас Бога и стараются послушно исполнять то, что говорит им Отец, а не то, что придумали они сами для собственного оправдания и успокоения совести.

24:10,11 Все пути Господни - милость и истина к хранящим завет Его и откровения Его.
11 Ради имени Твоего, Господи, прости согрешение мое, ибо велико оно.
Давид относился к кротким овцам Бога своего и принимал все наставления свыше, потому и получалось у него раскаиваться в соделанных грехах.

Именно разъяснения Бога и помогали ему увидеть, что он делает неправильно и впредь так не поступать. Сегодня эти разъяснения тоже возможно слышать, если читать слово Божье и размышлять над тем, что желает видеть в нас Бог.

24:12-14 Кто есть человек, боящийся Господа? Ему укажет Он путь, который избрать.
13 Душа его пребудет во благе, и семя его наследует землю.
14 Тайна Господня - боящимся Его, и завет Свой Он открывает им.
Только боящийся Господа сможет выправить пути свои, обнаружив, что ведут они не к Богу. Кто научится бояться тяжёлых последствий от поступков своих для себя и своих ближних - тому есть верная надежда на то, что в будущем путь такого будет прям. Задолго до уклонения от пути Божьего он будет видеть опасность и избежит её (благоразумный видит беду и уклоняется).

И с другой стороны - если не испытывать тяжёлых последствий от проступков своих – то и научиться бояться их сложно. Блудный сын, вспомним, прочувствовал на себе тяжесть последствий своего разгульного образа жизни, докатившись до того, что пришлось ему питаться свиными рожками – едой для нечистых животных. Это помогло ему опомниться, выпрямить пути свои, вернуться и приблизиться к отцу.

Старший же сын, при отце оставаясь - тем не менее, был далёк от него.
Так вот бывает иногда: близкий – далёк, а далёкий – близок. И география с расстоянием здесь ни при чём.

24:15,16 Очи мои всегда к Господу, ибо Он извлекает из сети ноги мои.
16 Призри на меня и помилуй меня, ибо я одинок и угнетен.
Давид всегда видел Господа пред собой, чтобы идти к Нему. Но, тем не менее, часто попадал в сети грехов и неприятностей. И что? Отчаивался ли Давид настолько, чтобы перестать служить Богу, считая себя недостойным? Нет. Он всегда полагался на милость Божью и просил Его о помиловании, стараясь и дальше идти к Богу, расхлёбывая последствия своих согрешений в полной мере.

24:17-19 Скорби сердца моего умножились; выведи меня из бед моих,
18 призри на страдание мое и на изнеможение мое и прости все грехи мои.
19 Посмотри на врагов моих, как много их, и [какою] лютою ненавистью они ненавидят меня.
Видно, ЧТО именно угнетало Давида, что он считал бедами своими и по поводу чего страдал: от собственных согрешений. Потому и просил Давид Бога простить, чтобы тяжесть проступков не довела его до полного изнеможения его и давала сил жить дальше, сопротивляться врагам, жаждущим лицезреть падение Давида и то, как он сломается.

24:20,21 Сохрани душу мою и избавь меня, да не постыжусь, что я на Тебя уповаю.
21 Непорочность и правота да охраняют меня, ибо я на Тебя надеюсь.
И не стыдился Давид даже в тяжких обстоятельствах всем врагам своим показывать, что он на Бога своего уповает. Хотя, понятно, это могло быть поводом для насмешек: ведь уповающие на Бога своего (по мнению врагов) не должны попадать в неприятности. А Давид, уповающий на Иегову и сидящий ПРИ ЭТОМ во множестве проблем - забавно выглядел в глазах врагов его.

24:22 Избавь, Боже, Израиля от всех скорбей его.
Давид просил об избавлении от скорбей для всего Израиля, не только для себя. Значит, не всё хорошо было в народе Иеговы и во времена Давида, праведного царя. Так что ожидать райской жизни в этой системе вещей – не стоит служителю Божьему. По крайней мере не придётся густо разочаровываться

Каждый стих данного псалма начинается от буквы евр. алфавита, почему он и называется алфавитным. Такой способ письма был довольно употребителен не только у евреев, но и вообще у восточных народов, представляя один из видов художественного построения речи, облегчающего ее запоминание.

Псалом написан во время гонений от Авессалома, на что указывает двойственность его содержания: с одной стороны, Давид называет своих врагов беззаконниками, незаслуженно преследующими его (Пс. 24_3, 19), с другой – просит Бога о прощении своего греха, который он считает очень великим (Пс. 24_7, 11–18). Другие части псалма, изображающие Давида одиноким, оставленным (Пс. 24_16), только с небольшим количеством преданных ему лиц (Пс. 24_19) и ввиду большой, угрожающей ему опасности (Пс. 24_1, 20), соответствуют его положению при Авессаломе, во время бегства из Иерусалима.

Спаси меня, Господи, от врагов и научи меня следовать правде (1–6). Ты милостив, прости мои грехи и наставь меня (7–10). Очисти и спаси меня от окружающих врагов и тяжелых страданий, так как я надеюсь только на Тебя (11–21).

. да не постыдятся и все надеющиеся на Тебя: да постыдятся беззаконнующие втуне.

«Беззаконнующие втуне» – нападающие на меня без оснований, поводов к тому с моей стороны.

. Укажи мне, Господи, пути Твои и научи меня стезям Твоим.

. Направь меня на истину Твою и научи меня, ибо Ты Бог спасения моего; на Тебя надеюсь всякий день.

"Пути" и "стез и» – это Божественные заповеди. Давид молит Бога о научении как этим заповедям, так и Его "истин е», т. е. правде, закону. Под этим научением разумеется не внешнее усвоение тех заповедей, не простое лишь изучение писанного Моисеева закона, что для Давида не трудно было сделать, но развитие в себе внутренней силы неуклонного следования предписаниям закона, от которого, как Давид говорит ниже, он отступал. – «На Тебя надеюсь всякий день» – всю жизнь провожу в надежде на Тебя, т. е. при всех страданиях я только от Тебя ищу и жду помощи.

. Вспомни щедроты Твои, Господи, и милости Твои, ибо они от века.

. Грехов юности моей и преступлений моих не вспоминай; по милости Твоей вспомни меня Ты, ради благости Твоей, Господи!

"Щедроты" и "милости" , большею частью означают – первое слово – внешние выражения божественной любви к человеку в ниспослании ему материальных благ, а "милости" – духовных, напр., душевного спокойствия от сознания близости Бога, чистоты и возвышенности воззрений и т. п.

«Грехи юности... и грехи преступлений» – с Вирсавией. Давид сознает виновность и незаконность этого поступка, но называет его не намеренным и не сознательным нарушением Божественной заповеди, а плодом увлечения ("юности" ), бессознательным. Этот был следствием временного господства над Давидом чувственного влечения, тем порывом, каким отдается юный возраст, когда еще не выработалась способность строгой оценки своих поступков и помыслов, но когда человеком руководит больше область чувствований, направляющая волю, а потому и поступки человека часто не в ту сторону, куда они направлялись бы, если бы были освещены разумом. Смотря по тому, что лежит в основании последних – возвышенные ли побуждения, или низменные – соответственными являются и поступки, то как подвиги героизма, самопожертвования, или наоборот, грубого эгоизма и низменных страстей. Таким порывом, затемнившим в Давиде сознание и оценку делаемого, и был его поступок с Урией и Вирсавией. Выяснение Давидом внутренней, психологической стороны своего греха не было однако ж попыткой самооправдания и выражением желания остаться безнаказанным, но столь глубоким сознанием своего падения и своей виновности пред Богом, что он молит Его о своем помиловании лишь по великому снисхождению Бога к человеку, по Его необыкновенной щедрости и милости к недостойному, что Бог часто проявлял над евреями (6).

. Благ и праведен Господь, посему наставляет грешников на путь,

. направляет кротких к правде, и научает кротких путям Своим.

. Все пути Господни – милость и истина к хранящим завет Его и откровения Его.

«Наставляет грешников на путь» . Закон представляет собою указания, с которыми должна согласоваться деятельность человека, если она имеет целью его духовное совершенствование и приближение к Богу. Но человек часто отступает от этой возвышенной задачи и направляет свои силы на удовлетворение дурных, низменных своих влечений. В данном случае Господь дает ему вразумления, которые указывают на ошибочность избранного им пути. Эти указания могут быть общими, свойственными и присущими каждому человеку, и частными, даваемыми не всем и не всегда. Под первыми разумеется то нравственное чувство человека, которое одобряет или осуждает его дела (голос совести), под вторыми – особенные указания, даваемые Богом человеку для его исправления, как, напр., по отношению к Давиду – обличение его пророком Нафаном. Все это Господь делает из любви к человеку, с целью облегчить ему выступление «на суд» пред «Богом», и тем избавить его от тяжелой ответственности пред Ним за свое поведение. – «Все пути Господни» – все действия Бога; "хранящи е завет Его и откровения» – жаждущие союза с Ним, и близости, т. е. Господь всегда помогает человеку в его стремлении к Нему особенными действиями и указаниями. Давид здесь разумеет обличение его пророком Нафаном, раскрывшее Давиду глаза на его поступок и побудившее его к покаянию и большей духовной бдительности над собою.

. Ради имени Твоего, Господи, прости согрешение мое, ибо велико оно.

Очищение ради великого имени Бога указывает на высоту благоговения Давида пред Ним. Бог всесовершенен, в Нем нет и не может быть никакого недостатка; соответственно тому и Его чтители должны быть людьми высокой нравственной чистоты; недостойные же как бы умаляют величие Его имени. Это то же, что мы видим и в обыденной жизни: чем выше положение человека, тем достойнее должно быть его лицо; ничтожный человек как бы грязнит, унижает самое звание свое. Давид свой называет тяжким («велико оно» ) и себя великим грешником пред Богом, унижающим Его своим поклонением в том случае, если он не позаботится о своем очищении.

. Кто есть человек, боящийся Господа? Ему укажет Он путь, который избрать.

. Душа его пребудет во благе, и семя его наследует землю.

. Тайна Господня – боящимся Его, и завет Свой Он открывает им.

Здесь перифраз основной мысли Второзакония, по которой верный Богу будет наслаждаться как духовными благами, так и внешне-материальными. – «Тайна Господня – боящимся Его, и завет Свой Он открывает им» , т. е. Господь настолько близко становится к благоговеющим пред Ним, что сообщает им все, скрытое от других. Здесь нужно разуметь непосредственное воздействие Бога на человека сообщением ему откровения и внутреннее руководство им.

. призри на страдание мое и на изнеможение мое и прости все грехи мои.

«Призри на страдание» – посмотри на мое унижение и «прости все грехи мои» – вызвавшие эти бедствия. Давид преступление с Вирсавией ставит в связь с настоящими бедствиями.

. Сохрани душу мою и избавь меня, да не постыжусь, что я на Тебя уповаю.

«Да не постыжусь, что я на Тебя уповаю» – спаси меня от врагов, чтобы моя вера в защиту от Тебя не была осмеяна врагами. Моя гибель может быть истолкована врагами, как показатель Твоего бессилия спасти тех, кто в Тебя верует; оказанием защиты не допусти оскорблять Твое великое имя.

. Непорочность и правота да охраняют меня, ибо я на Тебя надеюсь.

После прощения моего греха и очищения «непорочность и правота да охраняют меня» , пусть я никогда не уклонюсь от истины и не впаду в грех.

. Избавь, Боже, Израиля от всех скорбей его.

Этот стих представляет литургическую прибавку, может быть появившуюся во время вавилонского плена, когда евреи в положении угнетенного и кающегося Давида могли видеть образ своих страданий в плену и молиться об избавлении от них словами своего искренне кающегося благочестивого предка.

В богослужении этот псалом входит в состав 3-го часа, дополняя содержание XVI псалма искренней и горячей молитвой к Богу о духовном очищении молящегося () для достойного присутствия при совершении литургии.