Что из себя представляет пирамида маслоу. Пирамида потребностей Маслоу: теория, примеры, уровни, физиологические потребности. Споры по поводу пирамиды Маслоу

У каждого человека есть определённые потребности. Без некоторых из них невозможно существовать. У специалистов разные взгляды на потребности. Впервые описаны и проанализированы нужды человека были в начале ХХ века. До сих пор каждый профессионал рассматривает свою теорию. В статье рассмотрим основные потребности человека, проанализируем классификацию известного американского психолога Абрахама Гарольда Маслоу.

Суть понятия

Каждый человек в чём-то нуждается. Всё зависит от условий жизни, деятельности личности, материальных объектов и т. д. Это и есть потребность индивида. То есть это внутреннее состояние человека, из-за которого чувствуется недостаточность чего-нибудь. Потребность проявляется у каждого по-разному, в зависимости от определённых ситуаций. Специалисты заметили, что нужда никогда не заканчивается. Если человек удовлетворил одну потребность, сразу же появляется другая. Такой круговорот происходит всю жизнь. Каждая нужда проявляется определёнными эмоциями. Человек становится злым и раздражительным, когда не может удовлетворить потребность, то есть негативно настроенным. Положительные эмоции проявляются только тогда, когда всё получилось.

Если не удовлетворились потребности, появляется дискомфорт, который постепенно перерастает в негативное состояние. Именно поэтому люди стараются создать все условия для комфортной и обеспеченной жизни. Каждый живой организм в чём-то нуждается. Это необязательно человек, но и растения, животные, насекомые и другие живые существа. Понятие и классификация потребностей рассматриваются в разносторонних аспектах. Однако психологи связывают их с нуждой человека в разных сферах и направлениях. В этом суть каждой потребности.

Сущность и классификация

Классификация потребностей личности – понятие, которое используется в нескольких значениях. В первую очередь – это объекты внешней среды. Именно они нужны для нормальной жизни человека. Вторая сфера – это состояние психики. Человек нуждается в общении, любви и других чувствах. Если этого нет, тогда происходит переломный момент в жизни индивида, который сильно влияет на психику, отчего и появляется депрессивное состояние.

Есть ещё фундаментальные свойства. То есть как человек относится к миру и окружающей среде. На вышеперечисленных потребностях выделяют такие особенности:

  1. Потребность взаимосвязана с дефицитом определённого предмета или объекта. Например, когда человеку не хватает еды или одежды, он чувствует в этом нужду.
  2. Потребности тесно взаимосвязаны с положительными и отрицательными эмоциями. Всё зависит от ситуации. Если человек удовлетворил свою потребность, например, что-то купил или сделал своими руками, тогда он радуется и всё у него хорошо. Когда потребность нереализованная, тогда портится настроение, появляется депрессия и проявляются негативные эмоции.
  3. Количество потребностей с каждым годом увеличивается. Если у новорождённого не так много нужд, то у взрослого человека их намного больше. Маленького ребёнка нужно покормить, поиграть с ним или переодеть. Он уже будет доволен жизнью. У взрослого человека намного больше потребностей, которые требуют определённых сил и затрат.

Классификация человеческих потребностей – это система, по которой определяется значимость нужд. Их особенности напрямую взаимосвязаны с мотивацией и целью человека. Это говорит о том, что нужду можно удовлетворить только тогда, когда личность целенаправленно движется вперёд и помнит о мотивах.

Функции

Существует три этапа, которые определяют потребности человека. Сначала формируется нужда, когда у человека определённое отношение, чувства и эмоции к внешним раздражителям. Затем строится мотивация, а третья стадия – это осознание потребности. При этом человек испытывает негативные или положительные эмоции, появляются конкретные мысли, цели и планы.

Есть две основные функции:

  • Сигнальная. Когда возникает потребность, человек чувствует дефицит, меняются мысли, состояние становится более беспокойное до тех пор, пока не будет удовлетворена нужда.
  • Побуждающая потребность. Личность начинает действовать в своих интересах. Проявляется активность, трудовая деятельность, кардинально меняется поведение человека.

На самом деле классификация потребностей человека тесно пересекается с функциями. Однако описаны только некоторые виды. Многие психологи насчитывают более 130 потребностей человека. Это очень много, но люди всё равно стремятся жить лучше и удовлетворяют свои нужды как с помощью материальных благ, так и духовных. То же самое можно сказать и про потребности общества.

Виды потребностей

Исходя из вышеперечисленных особенностей, специалисты выделяют определённые нужды. Профессионалы обычно используют в своей работе 6 разновидностей – это основные классификации потребностей. В первую из них входит сфера деятельности. То есть личность нуждается в работе или учёбе. Например, школьнику или маленькому ребёнку необходимо познание, а взрослому – трудовая деятельность. Однако у каждого человека наблюдается потребность как в общении, так и в отдыхе. Это касается не только взрослых людей, но и детей.

Вторая классификация – объект потребностей. Это может быть материальная сторона, биологическая, духовная, эстетическая и др. То есть здесь говорится о том, что человеку нужна работа для удовлетворения финансовых потребностей или отдых. Третья классификация очень важна. Она определяет значимость потребностей и делится на два вида. На первом месте стоит основная потребность, без которой личность не сможет жить, а на втором – доминирующая (второстепенная). Четвёртая классификация потребностей (временная устойчивость) тоже делится на два вида. Первая нужда – ситуативная, а вторая – устойчивая.

Функциональная роль – это пятая классификация, которую делят на два вида:

  1. Естественная, когда передаётся на генетическом уровне. Это потребность в еде, воде, кислороде. Естественная потребность стоит на первом месте и считается доминирующей.
  2. Культурная. Человек нуждается в предметах, разных явлениях, которые не передаются по наследству. Это красота, чистота, знания, религия, наука, спорт и многое другое.

Последняя, шестая классификация потребностей – по субъекту. Это может быть общение или работа с группой людей, обществом, коллективом или с индивидуальным человеком. Виды потребностей и их классификация показывают, что это те факты, которые учитываются для того, чтобы понимать суть нужды человека или общества. В общей сложности можно сделать вывод, что отсутствие блага вызывают определённые эмоции личности. Они могут быть как негативные, так и положительные. Аналогично можно охарактеризовать и потребности общества.

Классификация потребностей по Маслоу

Американский психолог Абрахам Гарольд Маслоу выдвинул свою теорию. Он расписал нужды человека по некому порядку. Однако по его теории, нужды нужно рассматривать от низшего класса к высшему. Люди должны удовлетворять сначала те, которые являются природными, самобытными, постепенно переходя к более высоким, духовным.

Классификация потребностей по Маслоу включает такие основные компоненты потребности:

  • Нужда в самореализации.
  • Потребность в признании.
  • В любви и принадлежности.
  • Потребность в безопасности.
  • Потребности физиологии.

На основании вышеперечисленных компонентов образовалась пирамида с главными потребностями человека. В списке, представленном выше, она выглядит таким образом: нижний пункт – фундамент, на котором базируется каждый последующий компонент. Верхние – пик. Пирамида стала известна во всём мире и успешно используется студентами и преподавателями.

Для чего нужны основные потребности?

Как выяснилось, классификация потребностей по Маслоу разбита на 5 компонентов. Самое интересное, что они рассматриваются в обратном порядке. Первая очень важная классификация – это потребность в физиологии. Именно от неё зависит жизнь не только человека, но и любого живого существа. К физиологической потребности относится сон, еда, секс и дыхание.

Вторым компонентом рассматривается четвёртая классификация. Это потребность в безопасности. Человек должен быть уверен, что живёт в защищённом обществе, где верховенствует закон и право. Он не должен бояться за свою жизнь. Индивиду необходимо знать, что в случае чрезвычайной ситуации ему на помощь придут полицейские, пожарные, врачи и так далее. Сюда также можно отнести чувство стабильности и уверенности в завтрашнем дне.

Потребность в любви и принадлежности – это третий важный компонент в жизни человека. Все люди хотят, чтобы их любили и уважали. Поэтому каждая личность нуждается в общении с коллективом, друзьями, родственниками. Человек при этом чувствует себя кому-то нужным. Когда удовлетворена потребность в любви, тогда личность нуждается в престиже и признании. Это вторая по счёту ступень Человек хочет, чтобы окружающие видели его таланты. Только тогда, когда люди признают одарённую личность, он становится самоуверенным и успешным.

И первый по счёту компонент – потребность в самореализации. Это духовная нужда. Каждый человек старается заниматься творчеством, ходит в музей, театр, цирк. То есть стремится духовно развиваться. Американский психолог Маслоу расположил пять основных компонентов в иерархической последовательности. Однако многие учёные не согласились с такой теорией. Ведь не может быть потребность в самореализации стоять на первом месте, а физиологические потребности – на последнем. Однако психолог смог доказать обратное, так как пирамида читается снизу.

Смысл пирамиды Маслоу

Классификация потребностей в психологии рассматривалась многими учёными. Они сделали вывод, что пирамида по Маслоу стоит внимания и уважения, если изучать её с низшей ступени. Ведь самое важное в жизни человека – это питание, питьё, крыша над головой. Поэтому физиологическая потребность занимает первое место. Теперь эту уникальную пирамиду потребностей изучают в университетах на таких предметах, как психология, экономика и даже маркетинг. Не только студент, но и каждый человек должен понимать потребность по степени важности.

Смысл пирамиды заключается в том, чтобы удовлетворить второстепенную потребность, нужно реализовать доминирующую. Как родителям, так и педагогам психологи рекомендуют детей заинтересовать, чтобы у них было желание удовлетворить свои нужды. Однако не все специалисты с этим согласны, так как А. Маслоу не искал индивидуальность. Он создал иерархическую ступень на своих исследованиях, которые сильно отличаются от теории других специалистов. Об этом вы сможете прочитать ниже.

К чему приводит нереализованная потребность

Не каждому человеку удаётся удовлетворить свои нужды так, как хочется. Поэтому бывают ситуации, когда потребность остаётся нереализованной. Что же происходит в этом случае? Если человек не смог удовлетворить свою нужду в самореализации, он становится неуверенным и закомплексованным. В будущем у таких людей нет общих тем для разговора с окружающими. Если человек не удовлетворил потребность в безопасности и у него нет стабильности, тогда появляется психологическая травма. Впоследствии появляется страх, нервозность, стрессы.

Когда у человека нет друзей и близких людей, на которых он может опереться, значит, потребность в любви неудовлетворена. Такие люди становятся замкнутыми и одинокими. Они быстро увядают и жить им становится скучно и неинтересно.

Как выяснилось, физиологическая потребность самая важная. Если она нереализованная, тогда человек начинает не только болеть, но и «угасать» на глазах. Последствие может быть пагубное. Любая нереализованная потребность негативно сказывается как на здоровье, так и на психике человека. Именно поэтому психологи считают, что необходимо удовлетворять свои нужды сразу же, по мере их поступления.

Критика потребностей психологами

Многие психологи несогласны с пирамидой Маслоу только по той причине, что не видят логики. Учёный так разработал потребности, что они идут только по очереди. Прежде чем удовлетворить вторую нужду, сначала нужно реализовать первую. На самом деле психологи согласны только с физиологическими потребностями. Ведь если человек голоден, он не захочет реализовывать ничего другого. Однако, почему же на втором месте стоит потребность в безопасности, а не в любви? Ведь каждый человек индивидуален. Если одному нужна стабильность, а второму может понадобиться любовь.

Одновременно психологи согласны с Маслоу в том, что человек зависим от потребностей. Личность превышает свои запросы, поэтому процесс формирования нужд часто становится более сложным. Можно отдать должное Абрахаму Гарольду Маслоу. Он никогда не настаивал на своей теории, а предоставлял людям выбор. Он соглашался с теми психологами, которые выдвигали свои теории классификации потребностей. Маслоу согласен, что любая потребность зависит от определённых условий, в которых находится человек. Кажется, что теория английского учёного дала развёрнутый ответ педагогам или руководителям.

Заключение

В заключение можно сказать, что теория известного американского психолога А. Маслоу вызвала как недоумение других специалистов, так и множество вопросов. Ведь его теория, иерархия не каждому доступны и понятны. Психолог проанализировал потребность человека и создал пять ступеней, которые рассказывали о нуждах людей. Однако он не учёл индивидуальность личности и поэтому получилась иерархия для всех людей одна. Психологи утверждают, что такого не может быть, так как у каждого индивидуума есть свои желания. Если человек чрезмерно креативен и не представляет свою жизнь без творчества, тогда это и самое важное для личности. Для таких людей любовь и другие потребности становятся второстепенными.

Исследования специалистов показывают, что одна и та же нужда как повышает показатели эффективности, так и снижает их. Всё зависит от конкретной ситуации, индивидуальности личности.

Знаменитая пирамида потребностей Маслоу , которая знакома многим еще с уроков обществознания отражает иерархию человеческих потребностей.

Последнее время она подвергается критике со стороны психологов и социологов. Но неужели она на самом деле бесполезна? Давайте попробуем разобраться.

Суть пирамиды Маслоу

Работа самого ученого и здравый смысл подсказывают, что более предыдущий уровень пирамиды не обязательно должен быть «закрыт» на 100%, прежде чем появится желание реализоваться на следующей ступени.

Помимо этого, очевидно, что в одних и тех же условиях один человек почувствует некоторую потребность удовлетворенной, а другой нет.

Можно сказать, что у разных людей разная высота ступеней пирамиды. Далее поговорим о них подробнее.

Уровни пирамиды Маслоу

Достаточно кратко и ёмко суть пирамиды Маслоу можно объяснить так: пока в определенной степени не удовлетворены потребности наиболее низкого порядка, у человека не возникнет более «высоких» стремлений.

Работа самого ученого и здравый смысл подсказывают, что более предыдущий уровень пирамиды не обязательно должен быть «закрыт» на 100%, прежде чем появится желание реализоваться на следующей ступени. Помимо этого, очевидно, что в одних и тех же условиях один человек почувствует некоторую потребность удовлетворенной, а другой нет. Можно сказать, что у разных людей разная высота ступеней пирамиды. Далее поговорим о них подробнее.

Физиологические потребности

В первую очередь это необходимость в еде, воздухе, воде и достаточном количестве сна. Естественно, что без этого человек просто умрет. В эту же категорию Маслоу относил и потребность в половых контактах. Эти стремления роднят нас с и уйти от них невозможно.

Потребность в безопасности

Сюда входит как простая «животная» безопасность, т.е. наличие надежного укрытия, отсутствие угрозы нападения и т.д., так и обусловленная нашим социумом (так, люди испытывают огромный стресс, когда существует риск потерять работу).

Потребность в принадлежности и любви

Это желание быть частью определенной социальной группы, занимать в ней своё место, которое принимают остальные члены данного сообщества. Потребность в любви в пояснении не нуждается.

Потребность в уважении и признании

Это признание достижений и успехов человека как можно большим количеством членов общества, хотя для некоторых будет достаточно и своей семьи.

Потребность в познании, исследованиях

На этом этапе человека начинают тяготить различные мировоззренческие вопросы, наподобие смысла жизни. Появляется желание погрузиться в науку, религию, эзотерику, попытаться разобраться в этом мире.

Потребность в эстетике и гармонии

Подразумевается, что на этом уровне личность стремится во всем находить красоту, принимает Вселенную такой, какой она есть. В быту же стремится к максимальному порядку и гармонии.

Потребность в самореализации

Это определение своих способностей и их максимальная реализация. Человек на этой ступени занимается преимущественно творческой деятельностью, активно развивается духовно. По мнению Маслоу таких высот достигает всего лишь около 2% человечества.

Обобщенный вид пирамиды потребностей вы видите на рисунке. Можно привести большое количество примеров как подтверждающих, так и опровергающих эту схему. Так наши хобби зачастую помогают удовлетворить стремление к принадлежности некоторому сообществу.

Таким образом они проходят еще одну ступень. Вокруг мы видим множество примеров людей, которые не достигли 4 уровня пирамиды и поэтому испытывают некоторый душевный дискомфорт.

Однако не все так гладко. Без труда можно обнаружить примеры, которые не укладываются в данную теорию. Проще всего найти их в истории. Например тяга к познаниям у молодого Чарльза Дарвина появилась во время весьма опасного плавания, а не в спокойных и сытых домашних условиях.

Такие противоречия приводят к тому, что на сегодняшний день большое количество ученых отвергает привычную нам пирамиду потребностей.

Применение пирамиды Маслоу

И все же теория Маслоу нашла свое применение в нашей жизни. Маркетологи используют её для ориентации на определенные стремления индивида, некоторые системы управления персоналом, путем манипулирования мотивацией сотрудников строятся на основе пирамиды.

Творение Абрахама Маслоу может помочь каждому из нас при постановке личных целей, а именно: определиться с тем, что вы действительно хотите и в достижении чего действительно нуждаетесь.

В заключение отметим, что в оригинальных работах Маслоу не содержалось непосредственно пирамиды. Она появилась на свет только через 5 лет после его смерти, но конечно на основании работ ученого. По слухам сам Абрахам в конце жизни пересмотрел свои взгляды. Насколько серьезно воспринимать его творение в наши дни решать вам.

Согласно А.Маслоу, все человеческие потребности человека можно расположить в виде иерархии. Обычно данную теорию представляют в виде пирамиды. Суть данной пирамиды состоит в том, что при регулярном удовлетворении тех или иных потребностей в полном объеме у человека всегда появляются потребности новые, более высокого уровня.

Маслоу определяет пять уровней иерархии, которые он называет базовыми потребностями. К ним он относит:

1. физиологические потребности (голод, жажда, кров, сон и т.п.);

2. потребности безопасности (безопасность семьи, здоровье, трудоустройство, стабильность);

3. потребности в принадлежности и любви (дружба, семья, принадлежность к группе, общение);

4. потребности в уважении, признании (самооценка, отношение окружающих);

5. потребности в самоактуализации или потребности личного совершенствования (самовыражение, персональное развитие).

На рисунке 1. представлена иерархия потребностей по А. Маслоу в том виде, в котором она чаще всего представлена в различных источниках.

Рисунок 1 - Иерархия потребностей по Маслоу

Существует также боле подробная классификация. В этой классификации Маслоу выделяет семь уровней:

1. низший – физиологические потребности (голод, жажда, кров, сон и т.п.);

2. потребность в безопасности (чувство уверенности, избавление от страха и неудач);

3. потребность в принадлежности и любви;

4. потребность в уважении (достижение успеха, одобрение, признание);

5. познавательские потребности (знание, умение, исследование);

6. эстетические потребности (гармония, порядок, красота);

7. высший – потребность в самоактуализации (реализация своих целей, способностей, развитие собственной личности).

На рисунке 2 представлена иерархия потребностей по второй классификации.

Рисунок 2 – Расширенная иерархия потребностей по Абрахаму Маслоу

По мере удовлетворения низлежайших потребностей, все более актуальными становятся потребности более высокого уровня, но это вовсе не означает, что место предыдущей потребности занимает новая, только когда прежняя удовлетворена полностью.

Также потребности не находятся в неразрывной последовательности и не имеют фиксированных положений. Такая закономерность имеет место как наиболее устойчивая, но у разных людей взаимное расположение потребностей может варьироваться.

Согласно данной теории, потребности первого уровня – физиологические – являются врожденными и присущи всем людям.

А потребности боле высоких уровней могут появиться только в том случае, если достигнут определенный уровень потребностей предыдущего уровня.

Так, потребность в безопасности, защите и порядке возникает, если физиологические потребности человека удовлетворены не менее, чем на 85%.

Социальные потребности возникают при удовлетворении потребности в безопасности на 70%.

Социальные потребности также должны быть удовлетворены на 70% для того, чтобы у человека возникла потребность в самоуважении, которое подразумевает достижение определенного социального статуса, свободы действий.

При удовлетворении потребности в самоуважении на 60%, личность начинает испытывать потребности в самоактуализации, самовыражении, реализации своего творческого потенциала. Эту последнюю потребность удовлетворить сложнее всего, и даже при достижении 40% уровня самоактуализации, человек чувствует себя счастливым, но достигают этого уровня только 1-4% населения Земли. Поэтому и процесс мотивации поведения через потребности бесконечен.

Теория иерархических потребностей А.Маслоу показала, что стимулирование подчиненных исключительно экономическими стимулами. Способствующими удовлетворению потребностей только низших уровней, не продуктивно. Значительно лучших результатов можно добиться, ставя цели организации, способствующие удовлетворению высших потребностей подчиненных.

В таблице 1 представлены возможные методы удовлетворения потребностей высших уровней по А. Маслоу.

Знание иерархии потребностей требует от руководителя в первую очередь, определить, какой уровень иерархии является для работника наиболее актуальным.

Иерархия потребностей позволяет понять, что уровни актуальных потребностей работников могут различаться.

Данная концепция помогает организации определить последовательность стимулирования работников, учитывать не только физиологические потребности, но и потребности более высоких уровней.

Однако нельзя рассчитывать, что стимулирование, которое один раз оказалось эффективным, будет эффективно всегда.

Таблица 1 – Методы удовлетворения потребностей высших уровней

Уровень потребностей Методы стимулирования
Социальные потребности 1. Давайте сотрудникам такую работу, которая позволила бы им общаться. 2. Создавайте на рабочих местах дух единой команды. 3. Проводите с подчиненными периодические совещания. 4. Не старайтесь разрушить возникшие неформальные группы, если они не наносят организации реального ущерба. 5. Создавайте условия для социальной активности членов организации вне ее рамок.
Потребности в уважении 1. Предлагайте подчиненным более содержательную работу. 2. Обеспечьте им положительную обратную связь с достигнутыми результатами. 3. Привлекайте подчиненных к формулировке целей и выработке решений. 4. Делегируйте подчиненным дополнительные права и полномочия. 5. Продвигайте подчиненных по служебной лестнице. 6. Обеспечивайте обучение и переподготовку персонала, которые повышают уровень компетентности.
Потребности в самовыражении 1. Обеспечивайте подчиненным возможности для обучения и развития, которые позволили бы полностью использовать их потенциал. 2. Давайте подчиненным сложную и важную работу, требующую от них полной отдачи. 3. Поощряйте и развивайте у подчиненных творческие способности.

Согласно Маслоу, когда потребности более низкого уровня удовлетворены, потребности более высокого порядка становятся важнее. Однако это скорее характерно для категории людей с низким уровнем дохода, так как их основные потребности в пище и жилье слабо удовлетворены.

У среднего класса, профессионалов и менеджеров порядок и значимость потребностей будут напоминать ромб. Для среднего класса актуальны потребности второго, третьего и четвертого уровней и не актуальны – первого и пятого.

Класс людей с высоким уровнем дохода (топ-менеджеры) давно удовлетворил низшие потребности, а актуальность средних потребностей для них невелика, так как они работают индивидуально, а не в команде, над ними нет начальников и т.д., зато очень сильна потребность в самовыражении. В этом случае пирамида будет перевернутой.

Поскольку в различных странах относительная важность потребностей определяется по-разному, руководители организаций, действующих на международном уровне, должны знать различия и принимать их в расчет.

Был проведен сопоставительный анализ пяти различных групп руководителей. Эти группы были сформированы по географическому принципу:

1. руководители английских и американских фирм;

2. японские руководители;

3. руководители фирм Германии, Дании, Швеции, Норвегии;

4. руководители фирм Испании, Франции, Бельгии, Италии;

5. руководители фирм Аргентины, Чили, Индии.

Один из результатов этого исследования состоял в том, что руководители таких стран, как Аргентина, Чили, Индия, придавали большее значение всем потребностям иерархии Маслоу и степени их удовлетворения, чем руководители каких-либо других стран. Руководители фирм Испании, Франции, Бельгии, Италии больше всего стремятся удовлетворить социальные потребности. Это говорит о важности использования при работе с ним таких вознаграждений. Как повышение статуса, социальное уважение, признание заслуг.

Более позднее исследование на эту же тему, составленное на основании результатов опросов и посвященное определению потребности людей из более 40 стран, позволило сделать вывод, что теории мотивации, разработанные американскими учеными, базируются на неявном допущении о том, что американская система культурных ценностей и идеалов существует и за границей. Однако это не соответствует действительности.

Теория человеческих потребностей Маслоу дала руководителям весьма полезное описание процесса мотивации, последующие экспериментальные исследования подтвердили ее далеко не полностью. Можно сделать вывод, что людей можно отнести к той или иной достаточно широкой категории, характеризующейся какой-либо потребностью высшего или низшего уровня. Но четкой пятиступенчатой иерархической структуры потребностей по Маслоу не существует. Не получила полного подтверждения и концепция наиважнейших потребностей. Удовлетворение какой-либо одной потребности не приводит к автоматическому задействованию потребностей следующего уровня в качестве фактора мотивации деятельности человека. Многие авторы, считают, что данная теория не учитывает индивидуальные отличия людей.

По мнению таких авторов как Какабадзе, Людлов и Винникомб, занимавшихся изучением динамики групп, индивид испытывает потребность во власти, и удовлетворение этой потребности облегчается посредством членства в группе. Данная группа авторов считает, что к потребностям, названным Маслоу, следовало бы добавить еще одну, потребность во власти. По их мнению, данная потребность может быть удовлетворена только в условиях группы: либо за счет обретения непосредственной власти над другими членами группы, либо за счет использования силового потенциала группы для осуществления изменений в организации, реализация которых была бы невозможна для самого индивида.

Иерархия потребностей оказала огромное влияние на современный подход к мотивации в менеджменте. Однако, проведенные исследования, дают слабое эмпирическое подтверждение этой теории. Результаты большинства исследований показывают, что теория Маслоу не отвечает на все вопросы, связанные с мотивацией человека.

(“пирамида” А. Маслоу ) – теория мотивации, согласно которой все потребности индивида можно поместить в “пирамиду” следующим образом: в основании “пирамиды” располагаются наиболее важные человеческие потребности, без удовлетворения которых невозможно биологическое существование человека, на более высоких уровнях “пирамиды” располагаются потребности, характеризующие человека как социальное существо и как личность.

краткая информация по термину

Иерархия потребностей А. Маслоу – одна из наиболее известных теорий содержания мотивации – основана на результатах многочисленных психологических исследований. Потребности рассматриваются как осознанное отсутствие чего-либо, вызывающее побуждение к действию. Потребности подразделяются на первичные, характеризующие человека как биологический организм, и культурные или высшие, характеризующие человека как социальное существо и личность.

Согласно теории А. Маслоу, потребности первого уровня – физиологические (потребность в пище, отдыхе, тепле и т.д.) – являются врожденными и присущи всем людям. А потребности более высоких уровней “пирамиды” могут появиться только в том случае, если достигнут определенный уровень удовлетворения потребностей предыдущего уровня.

Так, потребность в безопасности , защите и порядке возникает, если физиологические потребности человека удовлетворены не менее, ем на 85%.

Социальные потребности (в дружбе, уважении, одобрении, признании, любви) возникают при удовлетворении потребности в безопасности на 70%.

Социальные потребности также должны быть удовлетворены на 70% для того, чтобы у человека возникла потребность в самоуважении , которое подразумевает достижение определенного социального статуса, свободы действий.

При удовлетворении потребности в самоуважении на 60% личность начинает испытывать потребность в самоактуализации , самовыражении, реализации своего творческого потенциала. Эту последнюю потребность удовлетворить сложнее всего, и даже при достижении 40% уровня самоактуализации человек чувствует себя счастливым, но достигают этого уровня только 1–4% населения Земли.

С точки зрения управления персоналом и внедрения системы мотивации труда, крайне важно достичь необходимого уровня удовлетворения физиологических, социальных потребностей и потребности в безопасности, с тем, чтобы у работника появилась потребность в самовыражении, а также создать условия для ее реализации на данном предприятии.

Публикации

Брандин В.А. Персонал как заинтересованная сторона в системе менеджмента предприятия
Рассматривается роль персонала в эффективности деятельности предприятия. Мотивация персонала рассматривается как одна из главных составляющих менеджмента.

Мотивация и вознаграждение
Подборка материалов по мотивации и материальному стимулированию труда персонала.

Громова Д. Мотивация персонала в условиях антикризисного управления и реструктуризации
Рассматриваются подходы к мотивации персонала на ОАО “Волгоградский тракторный завод” на различных этапах(антикризисное управление, реструктуризация, осуществление реформ) деятельности этого предприятия.

Волгина О.Н. Особенности и механизмы мотивации труда в финансово-кредитных организациях
Рассмотрены и проанализированы как существующие принципы, так и новые подходы к усилению мотивации труда и наиболее эффективного использования потенциала наёмных работников финансово-кредитных организаций (на примере коммерческого банка).

В статье подробно рассматриваются потребности человека на примере знаменитой пирамиды Абрахама Маслоу. Детально расписаны все ступени становления потребностей.

В основе мотивов лежат потребности — состояния, которые возникают у человека, когда он нуждается в чем-то, необходимом для его существования. Таким образом, потребности являются источником активности индивида. Человек — существо желающее, и вряд ли в реальности можно представить себе ситуацию, когда все потребности удовлетворены полностью: едва человек обретает нечто, в чем нуждался, как тут же на первый план выходит новая потребность.

Пожалуй, наиболее известной теорией потребностей в психологии является концепция Абрахама Маслоу . Он не только создал классификацию потребностей, но и предположил, что у любого человека они имеют определенную иерархию: есть потребности базовые, есть более высокие. Все люди па земле испытывают потребности всех уровней, причем действует следующий закон: базовые потребности являются доминирующими, и потребности более высокого уровня могут «заявить о себе» и стать мотивами поведения только при том условии, что удовлетворены потребности «нижележащие».

Знаменитая -«пирамида Маслоу» выглядит следующим образом:

Как мы видим, в основании пирамиды лежат самые базовые потребности — физиологические. За ними следуют потребности безопасности, удовлетворение которых обеспечивает человеку выживание и ощущение постоянства, стабильности его жизненных условий. Можно сказать, что до тех пор, пока все эти потребности не удовлетворены, человек человеку — волк: основными мотивами поведения являются те, что направлены на выживание. Когда же человек получает все необходимое для обеспечения своего физического благополучия, у него появляется возможность ощутить потребности более высокого уровня: он испытывает нужду в объединении с себе подобными, проявляется потребность в принадлежности и любви — в том, чтобы другие люди признали его «своим».

Удовлетворение потребностей этого уровня дает «зеленый свет» следующим в иерархии — потребностям самоуважения: человеку недостаточно быть сытым, одетым, защищенным от внешних угроз и одиночества — ему необходимо чувствовать себя «достойным», знать, что он в чем-то достоин уважения. Наконец, на самом верху пирамиды находятся потребности в самоактуализации, то есть в раскрытии своего потенциала: А. Маслоу объяснял эго как потребность «стать тем, кем ты являешься».

Предполагается, что все эти потребности являются врожденными и общими для всех и каждого. В то же время очевидно, что люди очень различаются друг от друга но своей мотивации. По самым разным причинам далеко не всем удается подняться на самую вершину пирамиды: многие люди на протяжении всей жизни не осознают отчетливо собственной потребности в самоактуализации, увлеченные бесконечным удовлетворением потребностей на более низких уровнях.

Пренебрежение своими высшими потребностями тем не менее вызывает неосознаваемый, но существенный дискомфорт: причина его человеку неясна, и все-таки, сколько бы очевидных своих потребностей он не насыщал, чего-то ему все равно не хватает для достижения душевной гармонии.

Таким образом, чем выше человек поднимается в иерархии своих потребностей, то есть чем в более высоких потребностях отдает себе отчет и стремится их удовлетворить, тем ярче проявляются его индивидуальность, истинно человеческие качества, и тем прочнее его душевное здоровье.

Всем нам известны примеры нарушения описанной выше последовательности в удовлетворении потребностей. Наверное, если бы высшие духовные потребности испытывали только сытые, физически здоровые, находящиеся в полной безопасности люди, само понятие человечности утратило бы смысл. Достаточно вспомнить блокадный Ленинград, в котором в условиях жесточайшего неудовлетворения всех базовых потребностей находились люди — и немало людей! — способные писать картины, поэмы и симфонии, проявлять постоянную деятельную заботу о близких и незнакомых — всегда в ущерб собственным потребностям, — чтобы убедиться: теория иерархической организации потребностей полна исключений.

Это, впрочем, признавал и ее создатель, отмечая, что всегда существуют на свете люди, чьи идеалы настолько сильны, что они готовы скорее переносить голод, жажду и другие лишения, вплоть до готовности умереть, ради сохранения этих идеалов. Маслоу полагал, что в силу определенных особенностей биографии человек может сформировать и собственную иерархию потребностей, в которой, например, стремление к самоуважению окажется сильнее, нежели потребность в любви и принятии со стороны других людей.

Важно еще уточнить, что никогда потребности не удовлетворяются по принципу «все или ничего»: если бы это было так, то физиологические потребности насыщались бы в какой-то момент раз и навсегда, и человек переходил бы на следующий уровень пирамиды, никогда больше не возвращаясь ниже. Не нужно доказывать, что дело обстоит совсем не так.

Поведение людей всегда мотивировано потребностями уровней: действуя под влиянием стремления к самоуважению, мы не перестаем испытывать голод и жажду, нужду в защищенности и хорошем отношении окружающих. Какие-то наши потребности удовлетворяются в большей степени, какие-то в меньшей — во всем этом сложном переплетении и заключена мотивация в целом.

Рассмотрим подробно каждый из уровней пирамиды.

Физиологические потребности

На самом нижнем уровне пирамиды располагаются потребности, обеспечивающие физическое выживание индивида. Соответственно, они являются наиболее неотложными и обладают самой мощной побудительной силой. Они должны быть удовлетворены хотя бы минимально, чтобы человек имел возможность ощутить потребности более высоких уровней.

К физиологическим относятся потребности в:

1. пище и питье;

2. кислороде;

3. сне;

4. защите от экстремальных температур;

5. физической активности;

6. сенсорной стимуляции.

К сожалению, история рода человеческого изобилует свидетельствами о том, как именно ведут себя люди в условиях неудовлетворения физиологических потребностей: какое бы тысячелетие не стояло на дворе, всегда здесь и там, по тем или иным причинам, кто-то выживает, будучи лишен самого необходимого. И для многих людей мотивы, связанные с насыщением базовых потребностей, остаются ведущими.

Впрочем, мы уже упомянули очевидный факт: физиологические потребности нельзя удовлетворить раз и навсегда, они мотивируют наше поведение постоянно, просто при своевременном реагировании на них они не становятся доминирующими: человек выспался, поел — и переключился на более важные дела.

Но влияние физиологических потребностей прослеживается в нашем поведении всегда — и вовсе не только в условиях жестокого кризиса, серьезной угрозы выживанию. Просто человеческий организм всегда стремится к поддержанию стабильного состояния: постоянной температуры тела, постоянного содержания в крови необходимых питательных веществ и кислорода и т. д. Поддержание этого постоянства называется гомеостазом. Этот самый гомеостаз нередко определяет наше поведение, в то время как мы ищем какие-то более сложные психологические объяснения собственным поступкам.

Один из типичных примеров — неудачные попытки многих женщин похудеть, соблюдая диету. Очень часто события развиваются по хорошо известному сценарию: вы садитесь на самую модную и эффективную диету, старательно придерживаетесь всех рекомендаций и довольно скоро начинаете радоваться результатам: лишние килограммы уходят. Но почему-то счастье оказывается недолгим — аппетит усиливается даже по сравнению с «додиетическим», желание есть становится просто непреодолимым. И довольно быстро возвращаются все утраченные килограммы. Ученые полагают, что у любого организма имеется своя «точка равновесия» — оптимальный вес (который женщины зачастую считают «избыточным»). Соблюдение диеты может привести к тому, что вес упадет ниже этой точки равновесия, и организм неизбежно будет стремиться к возвращению в нормальное состояние. В этом случае поведение человека будет определяться потребностями гомеостаза — а вовсе не «слабоволием», «потаканием собственным слабостям» и т. д.

Другая физиологическая потребность, сильно влияющая на поведение, — потребность в сенсорной стимуляции, то есть в чувственных ощущениях. Эта потребность в раздражителях выражена у людей очень по-разному. Психологи выделяют два типа личности в зависимости от потребности в ощущениях: типы «Т» и «t».

Люди, принадлежащие к Т-типу, нуждаются в острых ощущениях, риске, сильных переживаниях: это любители экстремальных аттракционов и видов спорта, искатели приключений, сильных эмоций, предпочитающие опасности и конфликты безмятежному существованию. Люди t-типa обладают низкой потребностью в стимуляции: они комфортно чувствуют себя в стабильных условиях, предпочитают покой, очень тяжело переносят воздействие даже несильных раздражителей.

Большинство людей принадлежит к «золотой середине», то есть не нуждается в очень сильной чувственной стимуляции, но и не реагирует болезненно на любые стимулы внешнего мира.

Особенно важно уделять внимание развитию детей с ярко выраженной принадлежностью к одному из крайних типов. Дети t-типа требуют особенно бережного отношения, их бессмысленно и вредно приучать быть «смелыми», «отважными», «более открытыми». Следует избегать шумных многолюдных мероприятий, любых ситуаций, богатых стимулами (детские праздники со множеством участников и порой довольно назойливых аниматоров, аквапарки и парки аттракционов, всевозможные световые и музыкальные шоу, даже «прогулки» по торговым центрам). Навязчивое желание «окунуть» такого ребенка «в жизнь» наверняка приведет к быстрому развитию невроза.

Не менее важен грамотный подход и к ребенку Т-типа. Здесь важно как можно раньше выявить склонность к риску и подобрать ребенку занятие, позволяющее направлять эту склонность в конструктивное, а главное — безопасное русло. Это могут быть активные виды спорта, театральные студии и т. п. При благоприятных условиях дети Т-типа проявляют заметную творческую одаренность, но отсутствие правильного руководства их побуждениями может уже к подростковому возрасту привести к очень нежелательным последствиям: социально отклоняющемуся поведению, употреблению психоактивных веществ и др.

Потребности безопасности и защиты

Следующий уровень витальных (то есть жизненно важных, обеспечивающих выживание) потребностей — это потребности безопасности и защиты, потребности в:

1. свободе от угрозы (внешнего негативного воздействия, болезни, страха, хаоса);

2. стабильности, организации, порядке;

3. предсказуемости событий.

Можно сказать, что если физиологические потребности связаны с выживанием организма в каждый конкретный момент, то потребности безопасности обеспечивают долговременное выживание индивида.

Конечно, заметнее всего эти потребности выражены у наиболее беспомощных люден — прежде всего, очень маленьких детей. Мы уже обсуждали значение того факта, что человеческий детеныш после рождения целиком зависит от заботящихся о нем взрослых. Эта уязвимость и объясняет тот факт, что поведение и развитие маленького ребенка в огромной степени определяется именно тем, насколько полно удовлетворяются его потребности в защите и безопасности.

Речь идет не просто об элементарном уходе за младенцем — этот уход обеспечивает насыщение физиологических потребностей, но ребенку необходимо гораздо больше, чем своевременное кормление, тепло и физический комфорт. Психологи говорят, что маленькие дети — ярко выраженные конформисты, то есть приверженцы определенного порядка. Изменения в режиме, в окружающей обстановке они обычно воспринимают негативно, предпочитая держаться привычного порядка вещей.

Исследования показывают, что соблюдение режима (путь не очень жесткого, но все же постоянного) благотворно влияет на развитие и психическое состояние малыша: если же сон, кормление, прогулки происходят «вне графика», то у ребенка развиваются тревожность, недоверчивость, нарушения поведения. Его мир непредсказуем, то есть страдает одна из базовых потребностей — потребность в безопасности, не формируется уверенность в том, что мир надежен и в нем можно ориентироваться, справляться с его требованиями.

Потребности этого уровня влияют и на поведение взрослых людей: мы стремимся иметь надежную работу со стабильной заработной платой, откладываем деньги «на всякий случай», страхуем квартиры и здоровье, ставим прочные замки и решетки на окна, постоянно пытаемся составить какие-то прогнозы па будущее.

По мнению многих ученых, в значительной степени именно этими потребностями объясняется и наличие системы религиозных или философских убеждений человека: вера в высшие силы, к которым можно обращаться за помощью и покровительством, также дает человеку более прочное чувство безопасности и защищенности.

Потребности принадлежности и любви

Следующий уровень в пирамиде Маслоу — потребности принадлежности и любви — связан со стремлением человека избежать одиночества, быть принятым в сообщество людей. Мотивы этого рода становятся доминирующими, когда удовлетворены витальные потребности предыдущих двух уровней.

Очень многое в нашем поведении определяется этими потребностями: для нас жизненно важно чувствовать себя включенными в отношения между людьми, быть «одним из» — идет ли речь о семье, дружеском или профессиональном круге или обществе в целом. Маленькому ребенку любовь необходима так же, как удовлетворение физиологических нужд и ощущение безопасности.

Особенно ярко проявляются потребности принадлежности и любви в подростковом возрасте: в этот период мотивы, вырастающие из этих потребностей, становятся ведущими. Психологи говорят о типичных чертах подросткового поведения: основной деятельностью в этом возрасте является общение со сверстниками, также характерны поиски авторитетного взрослого (учителя, наставника, лидера). Подростки страстно желают быть «как все» (хотя под «всеми» разные дети подразумевают разное): отсюда — сильная подверженность моде, принадлежность к той или иной субкультуре (это могут быть рокеры, байкеры, экстремалы, пацифисты или, наоборот, националистические группировки и т. д.).

Если подросток увлекается каким-то музыкальным направлением, основным мотивом является не столько любовь именно к такой музыке, сколько принадлежность к фанатам конкретной группы или певца; если занимается каким-то видом спорта (или вообще какой-то «внешкольной» деятельностью) — то опять-таки в фокусе его интересов обычно не столько занятия как таковые, сколько то, что они являются совместными, объединяют его с другими молодыми людьми.

По мере взросления потребности принадлежности и любви фокусируются на более избирательных, но и более глубоких отношениях: они подталкивают людей к построению семьи, более важным становится не количество связей, а их качество, глубина. У взрослых людей обычно не так много друзей, как у подростков, но это уже по-настоящему близкие люди, связи с которыми очень важны для душевного благополучия.

Потребности принадлежности, принятия в разной степени выражены у разных людей: кто-то и в зрелые годы стремится поддерживать очень широкий круг общения, кому-то достаточно двух-трех очень близких привязанностей. Желая изучить различия в потребности принадлежности, американские психологи Краун и Марлоу разработали и провели любопытный эксперимент.

С помощью специально составленного теста для измерения потребности в социальном одобрении они разделили испытуемых на две группы. Затем участникам каждой группы было дано задание, сложить в коробку двенадцать катушек, причем требовалось брать их строго по одной. После этого от испытуемых требовали высыпать катушки из коробки и вновь собрать их. Участники эксперимента с низкими и средними баллами по тесту нужды в социальном одобрении сочли это задание весьма скучным и бессмысленным (каковым оно, конечно, и являлось!).

А вот люди, обладающие сильно выраженной потребностью в одобрении, не только оценили это задание как интересное и важное, но и уверяли, что данный эксперимент позволил им научиться чему-то и наверняка принесет пользу науке.

Люди с высокой потребностью в принятии и социальном одобрении вполне узнаваемы: их конформизм, то есть приверженность общепринятым нормам, заметен и в манере поведения, и в готовности следовать правилам — при этом они действуют не вынужденно, но с искренним энтузиазмом. Часто они не просто одеваются и причесываются «как все», но стараются и внешне подчеркнуть принадлежность к какой-то группе. Вспомним «форму» футбольных болельщиков: шарфы и прочие аксессуары «командных» расцветок — вовсе не свидетельство большой любви к спорту, но знак единства, объединяющий символ для всех «фанатов».

Очень активно эксплуатируется потребность в принадлежности создателями рекламы. Персонаж, не принимаемый обществом, имеет перхоть и редкие волосы, неприятный запах изо рта, прыщи и кариес, он одинок и растерян. Но стоит ему приобрести все рекламируемые средства, как он превращается в популярного и общительного человека, «свежее дыхание» облегчает ему взаимоотношения с окружающими, а «густая шевелюра» обеспечивает успех у противоположного пола. Недаром рекламные ролики изобилуют призывами вроде «Вливайся!», «Присоединяйся!», «Участвуй!»

В современной жизни люди достаточно разобщены, несмотря на развитие всевозможных виртуальных средств общения. Сегодня мы не чувствуем себя членами общины — в лучшем случае, наша принадлежность ограничивается семьей из трех поколений, но многие лишены и этого. Неудовлетворенность потребности в принадлежности приводит к самым различным психологическим нарушениям. При этом часто люди, с детства испытывавшие нехватку близости, в зрелом возрасте испытывают сильный страх перед ней. С одной стороны, они очень нуждаются в близких отношениях, с другой — невротически избегают их, опасаясь утратить свою целостность.

А. Маслоу выделил два возможных типа любви (подразумевая под ней не только любовь между мужчиной и женщиной, хотя, прежде всего ее, но и другие очень тесные, интимные отношения — между родителями и детьми, ближайшими друзьями):

1. Дефицитарная любовь (Д-любовь) — стремление восполнить нехватку чего-то жизненно важного. Источник такого рода любви — неудовлетворенные потребности: в защите, самоуважении, принятии. Это эгоистичная любовь, мотивированная заполнением внутренних лакун, заставляющая человека только брать, но не отдавать. Увы, очень часто в основе отношений между людьми — в том числе и длительных, например, супружеских — лежит именно дефицитарная любовь: участники такого союза могут прожить вместе всю жизнь, но в их отношениях многое определяется внутренним голодом. Отсюда зависимость, ревность, страх потерять и желание подчинить, постоянные попытки «перетянуть одеяло на себя», подавить и подчинить партнера, чтобы теснее привязать его к себе.

2. Бытийная любовь (Б-любовь) — чувство, основанное на признании безусловной ценности другого, не за какие-то его заслуги или качества, а просто потому, что он есть. Конечно, бытийная любовь тоже удовлетворяет наши потребности в принятии, но в ней нет компонента собственничества, стремления отнять у другого то, в чем нуждаешься сам. Человек, способный испытывать бытийную любовь, не старается переделать, исправить, изменить партнера, но лишь поощряет в нем все лучшее, поддерживает в нем стремление к росту. Маслоу описывал Б-любовь как здоровые, нежные отношения между людьми, основанные на взаимном уважении, доверии и восхищении.

Говоря о возможности такого сложного и редкого чувства, как бытийная, то есть не эгоистичная и не собственническая любовь, А. Маслоу описывал ее так: «Можно упиваться картиной, не воруя ее из музея, наслаждаться розой, не срывая ее с куста, восхищаться младенцем, не похищая его у матери, слушать песни соловья, не сажая его в клетку. Но точно так же можно любоваться и наслаждаться другим человеком, не утверждая над ним своего владычества».

Потребности самоуважения

Хотя этот уровень обозначен как потребности самоуважения, А. Маслоу выделял здесь два типа потребностей: нужда в самоуважении и нужда в уважении со стороны других людей. Впрочем, они сильно зависят друг от друга, и разделить их подчас бывает трудно. Тем не менее можно уточнить, что к первому типу потребностей относятся потребности в:

1. ощущении своей компетентности;

2. уверенности;

3. достижениях;

4. независимости и свободе в принятии решений.

5. Ко второму типу потребностей можно отнести потребности в:

6. престиже;

7. признании;

8. статусе;

9. репутации;

10. принятии.

Потребность в самоуважении — это стремление человека знать, что он способен справляться с встающими перед ним задачами и требованиями, испытывать чувство, что он является личностью. Потребность в уважении со стороны других — это желание быть уверенным, что окружающие люди признают и ценят то, что мы делаем.

Если эти потребности не удовлетворяются, возникает чувство неполноценности, зависимости и слабости, бессмысленности собственного существования. Чем сильнее эти переживания, тем слабее способность человека в реальности действовать эффективно — один из многих психологических порочных кругов, в которые можно попасть из-за дефицита в удовлетворении тех или иных потребностей.

Очень важный момент: самоуважение является здоровым и обеспечивает психологическую устойчивость только тогда, когда в его основе лежит действительное уважение со стороны других людей, а не лесть, жалость, статус и положение в обществе.

Отношение к нам окружающих хотя и зависит от наших качеств и поступков, но отнюдь не абсолютно; слишком многое в нем вызвано факторами, которыми мы не можем управлять. Проще говоря, это отношение определяем не только (и даже не столько) мы сами, но и личные особенности других людей, принятые в обществе стереотипы, самые разные влияния внешней ситуации. Поэтому весьма опасно строить свое самоуважение преимущественно на оценке других людей.

Потребность в уважении зависит от возраста человека: предполагается, что сильнее всего она выражена у молодых людей (которые только-только сформировались как личность, еще находятся в поисках своей профессиональной ниши, налаживают семейные отношения), а в зрелые годы становится менее интенсивной. Психологи объясняют это двумя причинами.

Во-первых, взрослый человек уже имеет достаточно реалистичную оценку своей настоящей значимости и ценности, основанную на жизненном опыте. Во-вторых, в большинстве случаен к зрелым годам люди уже приобретают опыт уважения, имеют некоторую уверенность в своих способностях и качествах — и потому потребности самоуважения хотя и не исчезают полностью, но перестают быть доминирующими: статус более или менее утвержден, знания о собственных возможностях и потенциале имеются, и открывается путь для более высоких потребностей — потребностей в самоактуализации (см. ниже).

Одна из самых распространенных и влиятельных потребностей этого уровня — потребность в достижениях, которой в западном обществе придается огромное значение. Сильно развитая потребность в достижениях считается одним из ключевых факторов жизненного успеха.

Люди с высокой потребностью в достижениях предпочитают задачи, решение которых требует усилий, — но важно, чтобы задача в принципе была решаема, то есть удовлетворение приносит не сам процесс решения, а достигнутый результат. Для этих людей важно иметь возможность самостоятельно планировать свою работу, ставить цели и задачи, полагаться при их решении на собственные силы, а не указания вышестоящих лиц.

Поскольку потребность в достижении относится к уровню самоуважения и уважения другими людьми, основным мотивом здесь является не столько практический результат деятельности (например, материальное вознаграждение), сколько получение одобрения со стороны окружающих. Люди, мотивированные на успех и достижения, могут работать и на «голом энтузиазме», если только их труд будет оценен, сами они получат столь необходимое им признание.

С сильно выраженной потребностью в достижениях тесно связана мотивация на успех, в то время как люди, менее стремящиеся к достижениям, часто предпочитают действовать, исходя из стремления избежать неудачи.

Особенности потребности в достижении закладываются в детстве, под влиянием родительских установок. Если родители сами обладают этой потребностью, они, как правило, требуют самостоятельности и инициативности от своих детей. Те же, кто имеет слабую потребность в достижениях, склонны чрезмерно опекать детей, предоставлять им меньше свободы, и в результате дети вырастают менее уверенными в себе и своих силах, предпочитают полагаться на руководство, авторитеты, нежели принимать собственные решения и брать ответственность на себя.

Потребность в достижениях может быть и искаженной: желая получить уважение, одобрение, признание со стороны окружающих, человек тем не менее не готов прикладывать усилия для воплощения этих желаний. Всеобщая гонка за достижениями часто «заражает» людей, не обладающих необходимым запасом энергии и уверенности в себе. Нередко люди относят к своим достижениям то, что на самом деле является лишь игрой случая — например, выигрыш в азартной игре.

Такого рода успех создает иллюзию повышения статуса, позволяет человеку почувствовать себя «состоятельным». Так что одним из ведущих мотивов азартного поведения является отнюдь не жажда материального обогащения, как принято думать, и не стремление к риску, а именно искаженная потребность быть признанным, заслужить уважение других.

Потребности самоактуализации

Наконец, высший уровень в пирамиде — потребности самоактуализации — Маслоу определил как стремление человека стать тем, кем он может стать: «Музыканты играют музыку, художники рисуют, поэты сочиняют стихи, если они, в конце концов, хотят быть в мире с самими собой. Люди должны быть тем, кем они могут стать. Они должны быть преданны своей природе».

Не следует думать, что самоактуализация возможна только для художественно одаренных людей — художников, музыкантов и т. п. Свой творческий и личностный потенциал есть у каждого. Каждый человек имеет свое призвание, и потребность в самоактуализации означает желание найти в себе это призвание и добиться возможности заниматься именно этим, любимым делом. Пути и формы самоактуализации очень разнообразны, и именно на этом, высшем уровне потребностей, мотивация и поведение людей наиболее индивидуальны и уникальны.

Маслоу утверждал, что стремление максимально реализовать свои возможности в принципе присуще всем людям. Тем не менее людей, руководимых именно этими потребностями, то есть тех, кого ученый называл самоактуализирующимися, очень и очень немного (согласно оценке Маслоу, проводившего специальное исследование, таковых не более 1% от всего населения). Почему же потребности, заложенные в психику каждого человека, становятся побудительными стимулами столь редко?

Маслоу указывал на три причины такого неблагоприятного положения:

1. Незнание о своих возможностях и непонимание пользы самосовершенствования (сомнения в собственных способностях, страх успеха).

2. Давление социальных и культурных стереотипов (потенциал человека может идти вразрез с тем, чего требует от него общество в целом или ближайшее окружение: например, стереотипы «мужественности» и «женственности» могут помешать юноше стать талантливым танцором или визажистом, а девушке — достичь успехов в какой-нибудь «неженской» профессии).

3. Противодействие потребностей безопасности (процессы самоактуализации требуют порой совершения рискованных поступков, действия без гарантии успеха, готовности приобретать новый опыт).

Каковы же люди, руководствующиеся в жизни потребностями этого уровня? Для подробного знакомства с темой мы рекомендуем познакомиться с работами самого А. Маслоу, собравшего множество «портретов» самоактуализирующихся людей и весьма ярко описавшего их.

Мы же ограничимся кратким перечислением тех качеств, которые свойственны этим «лучшим представителям» человеческого общества.

1. Более качественное понимание реальности — умение видеть действительность такой, какова она есть, а не такой, какой хотелось бы ее видеть.

2. Принятие себя, других людей и природы — свобода от чрезмерного давления стыда, тревоги, чувства вины, гармония не только со своей душой, но и со своим телом; способность с пониманием относиться к слабостям других людей, без желания исправлять и переделывать их; восхищение природой и понимание того факта, что в ней действуют неподвластные человеку законы.

3. Непосредственность, простота и естественность — отсутствие стремления произвести эффект, представить себя кем-то иным и в то же время готовность вести себя в соответствии с запросами ситуации, если это разумеется необходимо.

4. Центрированность на проблеме — приверженность какому-то делу, призванию, долгу; дело воспринимается выше непосредственных личных потребностей.

5. Независимость и потребность в уединении — потребность в общении с собой, способность к творческому, конструктивному одиночеству.

6. Самостоятельность — независимость от культуры и окружения, опора на внутренние источники силы и развития, способность к самоконтролю и отсутствие подверженности влиянию внешних условии.

7. Свежесть восприятия — умение замечать и ценить даже самые обычные явления, наслаждение тем, что дается природой, судьбой, другими людьми.

8. Вершинные переживания — кульминационные моменты «озарения», чувство абсолютной гармонии с миром и природой, выход за пределы своего «Я».

9. Общественный интерес — чувство глубокой близости, сопричастности человеческому роду, сострадание и любовь ко всему человечеству в целом.

10. Глубокие межличностные отношения — круг общения невелик, по отношения с каждым из близких людей очень тесны, глубоки и серьезны.

11. Демократичный характер — свобода от классовых, расовых, гендерных, возрастных и прочих предубеждений, готовность учиться у других.

12. Разграничение средств и целей — цель никогда не оправдывает средства; приверженность нравственным и этическим нормам (хотя совсем не обязательно религиозность); способность наслаждаться различными занятиями ради самого удовольствия от деятельности (наслаждение средствами), а не ради достижения цели (например, удовольствие от физических упражнений как таковое, а не стремление к цели «стать здоровым» и т. п.).

13. Философское чувство юмора — удовольствие от того юмора, который скорее вызывает улыбку, а не смех, не от тех шуток, что высмеивают кого-то конкретного или бьют «ниже пояса», а скорее глупость и нелепости в человеческой жизни в целом (наглядный пример — разница между некоторыми «сиюминутными» шутками М. Задорнова и философским юмором М. Жванецкого).

14. Креативность — спонтанная и естественная способность к творчеству, подобная детской; не обязательно творчество в искусстве, по свежий и свободный от шаблонов, увлеченный подход к любому делу, которым человек занимается.

15. Сопротивление окультуриванию — независимость в сохранении собственных ценностей и идеалов, неподчинение догме.

Даже это краткое описание может способствовать впечатлению, что самоактуализирующиеся люди — это некие «сверхчеловеки», одиноко воспарившие над огромной серой массой. Маслоу неоднократно подчеркивал, что это совсем не так. Да, во многих отношениях это люди исключительные и формирующие некий особый слой в человеческом обществе: «Эти особи, сами являющиеся элитой, выбирают в друзья также элиту, но это элита характера, способностей и таланта, а не крови, расы, рождения, молодости, семьи, возраста, имени, славы или власти».

И эти люди — отнюдь не ангелы, лишенные всех человеческих недостатков. Они могут быть тяжелы в общении, упрямы, вздорны, тщеславны и вспыльчивы. Многим они могут показаться холодными и равнодушными, и порой действительно ведут себя с «хирургической холодностью», особенно в ситуациях разрешения конфликтов. Как и все другие люди, они страдают от неуверенности и сомнений или же раздражают и обижают окружающих.

И, тем не менее, они служат ярким свидетельством того, что потенциал человеческого роста и развития намного шире, чем тот, каким довольствуется большинство из нас.