Евангелие от Матфея. Библия онлайн Толкование евангелия от матфея глава 12

О Господине субботы.

Мф.12:1 В то время, в субботу, Иисус проходил через засеянные поля. Ученики Его были голодны и начали срывать колосья и есть.

Мф.12:2 Когда фарисеи увидели это, они сказали Ему: «Вот ученики Твои делают то, что не разрешается делать в субботу.»

Мф.12:3 Он ответил им: «Разве вы не читали, что сделал Давид и бывшие с ним, когда проголодались?

Мф.12:4 Как он вошел в дом Божий и ел хлебы предложения, которые не разрешалось есть ни ему, ни бывшим с ним, но только одним священникам?

Мф.12:5 Или вы не читали в Законе, что по субботам священники в храме нарушают субботу, но они невиновны?

Мф.12:6 Говорю вам, что здесь Тот, Кто больше храма.

Мф.12:7 Если бы вы понимали, что значит: «Милости хочу, а не жертвы», то не осудили бы невиновных.

Мф.12:8 Ведь Сын Человеческий есть Господин и субботы.»

Об исцелении в день субботний.

Мф.12:9 И когда Он ушел оттуда, пришел в их синагогу.

Мф.12:10 Там был человек с высохшей рукой. И чтобы обвинить Его, они спросили Его: «Позволяется ли исцелять в субботу?»

Мф.12:11 Он сказал им: «Кто из вас такой человек, который, имея одну овцу, если она упадет в яму в субботу, не возьмет ее и не вытащит оттуда ?

Мф.12:12 Насколько человек ценнее овцы?! Так что в субботу позволяется делать добро.»

Мф.12:13 Тогда говорит тому человеку: «Протяни твою руку!» И тот протянул, и его рука восстановилась и стала здоровой, как и другая.

Мф.12:14 Выйдя, фарисеи приняли решение убить Иисуса.

Об исполнении пророчества об Иисусе.

Мф.12:15 Иисус, узнав об этом, ушел оттуда. И последовало за Ним множество народа, и Он исцелил их всех.

Мф.12:17 чтобы было исполнено, сказанное через пророка Исаию, который говорит:

Мф.12:18 «Вот Слуга Мой избранный! Любимый Мой, к Которому благоволит душа Моя! Возложу Духа Моего на Него, и возвестит народам суд.

Мф.12:19 Не будет ни спорить, ни кричать, и никто не услышит на улицах голос Его.

Мф.12:20 Тростник надломленный не сломает и фитиль мерцающий не погасит, пока не вынесет в победе суд.

Мф.12:21 И на Имя Его будут надеяться народы.»

Об изгнании демонов.

Мф.12:22 Тогда привели к Нему одержимого демонами слепого и немого. Он исцелил его, так что немой заговорил и стал видеть.

Мф.12:23 И изумлялись все люди и говорили: «Может , это и есть Сын Давида?»

Мф.12:24 Фарисеи, услышав это, сказали: «Этот Человек не изгнал бы демонов без Веельзевула, князя демонов.»

Мф.12:25 Зная их помыслы, Он сказал им: «Любое царство, разделенное внутри себя опустошается, и любой город или дом, разделенный внутри себя, не устоит.

Мф.12:26 И если сатана изгоняет сатану, значит, он разделился сам в себе. Как тогда устоит царство его?

Мф.12:27 И если Я изгоняю демонов благодаря Веельзевулу, то благодаря кому их изгоняют ваши последователи? Пусть они будут вам судьями.

Мф.12:28 Но если Я изгоняю демонов благодаря Духу Божьему, тогда достигло до вас Царство Божье.

Мф.12:29 Или, как может кто-нибудь войти в дом сильного и захватить его имущество, если сначала не свяжет сильного? И тогда захватит дом его.

О непрощении хулы на Духа Святого.

Мф.12:30 Кто не со Мной, тот против Меня, и кто не собирает со Мной, тот разбрасывает.

Мф.12:31 Поэтому говорю вам, любой грех и хула будут прощены людям, но хула на Духа не будет прощена.

Мф.12:32 И если кто-то скажет слово на Сына Человеческого, тот будет прощен, но если кто-то скажет на Духа Святого, тот не будет прощен ни в этом веке, ни в будущем.

От полноты сердца говорят уста.

Мф.12:33 Или признайте дерево хорошим и плод его хорошим, или признайте дерево гнилым и плод его гнилым, ведь дерево познается по его плодам.

Мф.12:34 Порождения гадюк, как вы можете говорить доброе, будучи злы? Ведь от избытка сердца говорят уста.

Мф.12:35 Добрый человек из доброй сокровищницы выносит доброе, а злой человек из злой сокровищницы выносит злое.

Мф.12:36 Говорю вам, что за каждое бесполезное слово, которое произнесут люди, они дадут отчет в день суда.

Мф.12:37 Ведь от слов своих оправдаешься и от слов своих осудишься.»

О знамении пророка Ионы.

Мф.12:38 Тогда ответили Ему некоторые из книжников и фарисеев, говоря: «Учитель, мы хотим увидеть от тебя какое-нибудь знамение.»

Мф.12:39 Он же ответил им: «Злое и развратное поколение ищет знамения. Но ему не будет дано знамения, кроме знамения пророка Ионы.

Мф.12:40 Как Иона был три дня и три ночи в чреве громадной рыбы, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи.

Мф.12:41 Мужи Ниневии поднимутся на суд с поколением этим и осудят его, потому что они покаялись от проповеди Ионы, и вот, здесь Тот, Кто больше Ионы.

Мф.12:42 Царица южного царства поднимется на суд с поколением этим и осудит его, потому что она пришла с другого края земли послушать мудрость Соломона, и вот, здесь Тот, Кто больше Соломона.»

О возвращении нечистого духа.

Мф.12:43 Когда нечистый дух выйдет из человека, проходит через безводные места, ища покоя, но не находит его .

Мф.12:44 Тогда говорит: «Возвращусь в дом мой, из которого вышел». И возвратившись, находит дом незанятым, выметенным и убранным.

Мф.12:45 Тогда отправляется и берет с собой семь других духов, более злых, чем он сам, и, войдя, они поселяются там. И становится последнее состояние человека того хуже первого. Так будет и с этим злым поколением.

Об истинной семье Иисуса.

Мф.12:46 В то время, как Он говорил с народом, пришли матерь и братья Его. Они стояли снаружи, желая поговорить с Ним.

Мф.12:47 Некто сказал Иисусу: «Твоя матерь и братья стоят снаружи и хотят поговорить с Тобой.»

Мф.12:48 Иисус же ответил говорящему Ему: «Кто матерь Моя и кто братья Мои?»

Мф.12:49 И, показав рукой на Своих учеников, сказал: «Вот матерь Моя и братья Мои!

Мф.12:50 Ведь тот, кто исполняет волю Отца Моего Небесного, - Мой брат, и сестра, и матерь. »

Чтобы убедиться, что вы просматриваете актуальную версию перевода, а не сохраненную в кэше браузера, просто нажмите на клавиатуре клавишу F5 или нажмите на верхней панели вашего браузера кнопку «Обновить эту страницу».

Глава двенадцатая

В то время проходил Иисус в субботу засеянными полями, ученики же Его взалкали и начали срывать колосья и есть. Желая пояснить постановления закона, Господь ведет учеников засеянным полем, чтобы они ядением нарушили закон о субботе.

Фарисеи, увидевши это, сказали ему: вот ученики Твои делают, чего не должно делать в субботу. Он же сказал им: разве вы не читали, что сделал Давид, когда взалкал сам и бывшие с ним? Как он вошел в дом Божий и ел хлебы предложения, которых не должно было есть ни ему, ни бывшим с ним, а только одним священникам? Фарисеи снова ставят в вину естественное чувство голода, сами в худшем греша, Господь же стыдит их историей о Давиде. Ибо он, - говорит Господь, - по причине голода пошел на нечто большее. Под хлебами предложения разумеются те хлебы, которые полагались каждый день, ибо на трапезе полагалось двенадцать хлебов: шесть на правой стороне и шесть на левой. Хотя Давид был и пророк, однако он не должен был есть их (это могли сделать только священники), а тем более находящиеся с ними. Однако по причине голода он достоин прощения. Таким же образом и ученики.

Или не читали вы в законе, что в субботы священники в храме нарушают субботу, однако невиновны? Но говорю вам, что здесь Тот, кто больше храма. Закон возбранял работать в субботу, а священники в субботу и дрова кололи, и огонь разжигали, так что оскверняли субботу, то есть безумствовали, как вы думаете. Но вы говорите Мне, что то были священники, а ученики нет. На это отвечу вам, что здесь Тот, Кто больше храма, то есть, так как Я, Владыка, больше храма и нахожусь с учениками Своими, то они имеют большую власть нарушать субботу, чем священники.

Если бы вы знали, что значит: милости хочу, а не жертвы, то не осудили бы невиновных. Ибо Сын Человеческий есть господин и субботы. Показывает их и невеждами, так как они не знают писаний пророческих. Не должно ли, говорит, быть милостивым к людям голодающим. Кроме того, Я, Сын Человеческий, господин субботы, как и всего, и творец этих дней; поэтому, как Владыка, Я нарушаю субботу. Понимай это и в переносном смысле: апостолы были делатели; жатва же и колосья - верующие; апостолы срывали их и ели, то есть своей пищей они имели спасение людей. Это они делали в субботу, в тот день, когда должно было уклоняться от злых дел. Фарисеи же негодовали. Так бывает и в церкви. В то время как учители часто поучают и приносят пользу, фарисействующие и завистливые досадуют.

И отошедши оттуда, вошел Он в синагогу их. И вот, там был человек, имеющий сухую руку. И спросили Иисуса, чтобы обвинить Его: можно ли исцелять в субботы? Другие евангелисты говорят, что Иисус спросил фарисеев. Итак, можно сказать, что фарисеи, будучи людьми завистливыми, предупредили и спросили Его, как говорит Моисей; затем Христос, со своей стороны, спросил их, как бы насмехаясь и осмеивая их бесчувственность, о чем говорят другие евангелисты. Фарисеи спросили Его с тою целью, чтобы иметь повод к клевете.

Он же сказал им: кто из вас, имея одну овцу, если она в субботу упадет в яму, не возьмет ее и не вытащит? Сколько же лучше человек овцы! Итак, можно делать в субботу добро. Показывает, что они для корысти и для того, чтобы не лишиться овцы, нарушают субботу, для уврачевания же человека не допускают этого. Итак, в одном и том же случае показывает их и любостяжательными, и жестокими, и пренебрегающими Богом, ибо они пренебрегают субботой, чтобы не лишиться овцы, и являются немилосердными тогда, когда не желают уврачевания человека.

Тогда говорит человеку тому: протяни руку. И он протянул, и стала она здорова, как другая. Многие и теперь имеют сухие руки, то есть немилостивые и скупые. Но когда слово евангельское громко зазвучит для них, они простирают их для милостыни, хотя фарисеи, гордые демоны, отсеченные от нас, по своей вражде и не хотят того, чтобы наши руки простирались для милостыни.

Фарисеи же, вышедши, имели совещание против Него, как бы погубить Его. Но Иисус, узнав, удалился оттуда. О зависть! когда получают благодеяние, тогда неистовствуют. Иисус же уходит, потому что еще не настало время страдания, а вместе и щадит Своих врагов, чтобы они не впали в грех убийства. Ибо безрассудно подвергаться опасности - небогоугодное дело. Вдумайся в это слово "вышедши". Когда ушли от Бога, тогда стали совещаться о том, чтобы погубить Иисуса, ибо никто из пребывающих в Боге не замышляет подобного.

И последовало за Ним множество народа, и Он исцелил их всех. И запретил им объявлять о Нем. Укрощая зависть врагов, не хочет, чтоб объявляли о Нем, но, однако, всеми способами старался уврачевать больных.

Да сбудется реченное чрез пророка Исайю, который говорит: се, отрок Мой, которого Я избрал, Возлюбленный Мой, которому благоволит душа Моя. Положу дух Мой на Него и возвестит народам суд. Не воспрекословит, ни возопиет. Евангелист приводит и пророка, как свидетеля кротости Иисуса. Ибо чего бы, говорит, ни хотели иудеи, Он сделает, Если они хотят, чтобы Он не являлся, Он и это сделает и не станет противиться, подобно честолюбцу, и не будет спорить, но возвестит толпам следующих за ним, чтобы не объявляли о Нем. Но Он возвестит суд и язычникам, то есть будет учить и язычников, ибо суд - научение, знание и различение добра; или возвестит и о грядущем суде язычникам, которые никогда не слыхали о будущем суде.

Трости надломленной не переломит и льна курящегося не угасит. Он мог, говорит, сокрушить иудеев, как надломленную трость, и угасить их гнев, как курящийся или горящий лен, но не хотел, пока не исполнит домостроительства и не победит их во всем. Это обозначают и последующие слова.

Доколе не доставит суду победы. И на имя Его будут уповать народы. Чтобы не имели чего-либо в качестве оправдания, все переносил, чтобы впоследствии осудить их и победить не имеющих ничего сказать в ответ. Ибо чего Он не сделал, чтобы приобрести их. Но они не пожелали. Поэтому народы будут уповать на Него, в то время как иудеи не захотели.

Тогда привели к Нему бесноватого слепого и немого; и исцелил его, так что слепой и немой стал говорить и видеть. И дивился весь народ и говорил: не это ли Христос, Сын Давидов. Демон заключил пути к вере: глаза, слух и язык, но Иисус исцеляет, и народ называет Его Сыном Давида, ибо Христа ожидали от семени Давида. И теперь, если увидишь, что иной и сам не постигает добра, и другого слов не принимает, то считай его слепым и немым, которого пусть исцелит Бог, коснувшись сердца Его.

Фарисеи же, услышав сие, сказали: Он изгоняет бесов не иначе, как силою Веельзевула, князя бесовского. Хотя Господь и удалился, но они, и издали, слушая, клевещут именно тогда, когда Он творит благодеяния людям. Таким образом, они были враги по природе, как дьявол.

Но Иисус, зная помышления их, сказал им: всякое царство разделившееся само в себе, опустеет, и всякий город или дом, разделившийся сам в себе, не устоит. А если сатана сатану изгоняет, то он разделился сам с собою: как же устоит царство его? Обнаруживая пред ними их мысли, Господь показывает, что Он - Бог. Он защищается против них ссылкой на обыкновенные примеры и показывает их безумие. Ибо как демоны могут изгонять самих себя, когда они более всего стараются сплотиться? Сатаной называется противник.

И если Я силою Веельзевула изгоняю бесов, то сыновья ваши, чьею силою изгоняют? Посему они будут вам судьями! Пусть, говорит, Я таков; но ваши сыны, то есть мои ученики, чьей силой они изгоняют? Неужели и они - силой Веельзевула? Если же они Божественной силой, то тем более Я, ибо они творят чудеса Моим именем. Итак, они послужат к осуждению вашему, потому что вы, видя, что они творят чудеса Моим именем, продолжаете клеветать на Меня.

Если же Я Духом Божиим изгоняю бесов, то, конечно, достигло до вас Царствие Божие. Говорит: если Я изгоняю бесов Божественною силою, то Я - Сын Божий и пришел ради вас, чтобы благодетельствовать вам, так что "достигло до вас" пришествие Мое, которое есть Царствие Божие. Зачем же вы клевещете на Мое пришествие, которое произошло ради вас?

Или, как может кто войти в дом сильного и расхитить вещи его, если прежде не свяжет сильного! и тогда расхитит дом его. Настолько далеко, говорит, отстою от того, чтобы иметь демонов друзьями, что противостою им и связываю их, которые были крепкими до Моего пришествия. Ибо, войдя в дом, то есть в мир, Христос расхитил сосуды демонов, разумею людей.

Кто не со мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает. Как, говорит, Веельзевул будет содействовать Мне, если он более всех других противостоит Мне? Я учу добродетели, он - злу. Как же он со Мною? Я собираю людей для спасения, а он рассеивает. Указывает и на фарисеев, потому что они, когда Он учил и приносил многим пользу, рассеивали народ, чтобы не приходили к Нему. Итак, Господь показывает, что они действительно подобны демонам.

Посему говорю вам: всякий грех хула простятся человекам; а хула на Духа не простится человекам; если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святаго, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем. Говорит здесь следующее: всякий другой грех имеет хоть малое оправдание, например, блуд, воровство. Ибо мы в таких случаях ссылаемся на человеческую слабость и являемся заслуживающими извинения. Но когда кто-нибудь видит чудеса, совершаемые Духом, и клевещет на них, будто они бывают силою демона, какое оправдание может иметь он? Ясно, он знает, что они происходят от Святого Духа, но намеренно поступает дурно. Каким же образом таковой может получить извинение? Итак, когда иудеи видели, что Господь ест, пьет, обращается с мытарями и блудницами и делает все остальное, как Сын Человеческий, и затем порицали Его, как ядцу и винопийцу, то в этом они достойны извинения, и не потребуется от них покаяния в этом, так как им казалось, что они соблазняются по достаточной причине. Но если они, видя, что Он совершает чудеса, тем не менее, клеветали и поносили Святого Духа, говоря, что это - бесовское дело, то как можно допустить, что этот грех отпустится им, если они не покаются? Итак, знай, что кто поносит Сына Человеческого, видя, что Он живет, как человек, и, называя Его другом блудников, ядцею и винопийцею за то, что Христос так делал, - такой человек, если и не покается, не даст ответа: он заслуживает извинения, потому что не думал, что в Иисусе Христе скрыт Бог. Но кто хулит Святого Духа или духовные дела Христа и называет их бесовскими, тот, если не покается, не будет прощен, ибо он не имел достаточной причины для клеветы, как тот, кто клеветал на Христа, видя Его среди блудников и мытарей. Итак, не простится ему ни здесь, ни там, но он будет наказан и здесь, и там. Ибо многие наказываются здесь, а там совершенно нет, как бедный Лазарь; другие же и здесь, и там, как содомляне и те, кто хулит Святого Духа; третий же ни здесь, ни там, как апостолы и Предтеча. Они, по-видимому, несли наказания, когда подвергались гонениям, тем не менее это не было наказание за грехи, но испытания и венцы.

Или признайте дерево хорошим и плод его хорошим; или признайте дерево худым и плод его худым; ибо дерево познается по плоду. Так как иудеи не могли оклеветать чудеса, как злые дела, Христа же, Который совершил их, хулили, как подобного демонам, то Господь говорит: или и Меня признавайте хорошим деревом, и тогда чудеса Мои, которые суть плод, будут прекрасны, или если вы признаете Меня худым деревом, то и плод, или чудеса Мои, очевидно, будут худыми. Но чудеса, то есть плоды, вы называете добрыми; следовательно, и Я - доброе дерево. Ибо дерево узнается по плодам, подобно этому и Я-по Моим чудесам.

Порождения ехиднины! как вы можете говорить доброе, будучи злы? Вы, говорит, будучи худыми деревьями, приносите и плод худой, когда поносите Меня; так и Я, если бы был худой, приносил бы и плод худой, а не столь великие чудеса. Называет их порождениями ехидны, так как они хвалились Авраамом. Господь показывает, что они происходят не от Авраама, а от предков, достойных их злобы.

Ибо от избытка сердца говорят уста. Добрый человек из доброго сокровища выносит доброе; а злой человек из злого сокровища выносит злое. Когда видишь, что кто-либо срамословит, то знай, что в сердце своем он имеет не то, что говорит, но много более того. Ибо то, что выходит наружу, это выходит только от избытка, и тот, кто скрывает внутри себя сокровище, открывает только некоторую часть его. Подобно этому и тот, кто говорит доброе, гораздо больше носит в своем сердце.

Говорю же вам, что за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда: ибо от слов своих оправдишься и от слов своих осудишься. Здесь Господь устрашает нас, что и мы дадим ответ за каждое пустое слово, то есть за ложное, клеветническое или бестактное и насмешливое. Затем приводит свидетельство из Писания, чтобы не подумали, что Он говорит нечто Свое: от слов, говорит, своих получишь оправдание и от слов своих будешь осужден.

Тогда некоторые из книжников и фарисеев сказали: Учитель! хотелось бы нам видеть от Тебя знамение. Евангелист с удивлением прибавил - "тогда", ибо когда должно было подчиниться вследствие бывших чудес, тогда они требуют знамения. Они хотят видеть знамение с неба, как говорит другой евангелист. Им казалось, что земные знамения Он совершает силой дьявольской. Ибо дьявол властитель мира. Что же Спаситель?

Он сказал им в ответ: род лукавый и прелюбодейный ищет знамения; и знамения не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка; ибо, как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи. "Лукавым родом" называет их, как льстецов и коварных людей, "прелюбодейным" - как отступивших от Бога и соединившихся с демонами. Знамением называет Свое воскресение, как необыкновенное явление. Ибо Он, сойдя в сердце земли - разумею преисподнее место, ад - в третий день восстал из мертвых. Под тремя днями и ночами разумей части, а не полные дни и ночи. Он умер в пятницу-это один день; субботу лежал в гробу мертвым, вот и другой день; ночь на воскресенье застала Его еще мертвым. Так насчитывается трое неполных дней и ночей. Ибо и мы часто имеем обычай так считать время.

Ниневитяне восстанут на суд с родом сим и осудят его, ибо они покаялись от проповеди Иониной; и вот, здесь больше Ионы. Когда говорит, Иона после выхода из чрева кита проповедовал, ему поверили, а Я по воскресении Моем не встречу веры с вашей стороны; поэтому и будете осуждены ниневитянами, которые поверили рабу Моему - Ионе помимо знамений, и это они сделали, несмотря на то, что были варвары. Вы воспитались на пророках, видели знамения и не поверили Мне, Владыке. Ибо это означается в словах: "И вот, здесь больше Ионы".

Царица Южная восстанет на суд с родом сим и осудит его, ибо она приходила от пределов земли послушать мудрости Соломоновой; и вот, здесь больше Соломона. Эта царица, говорит, пришла издалека, хотя и была слабая женщина, чтобы послушать о деревьях, лесах и о некоторых естественных предметах. Вы же не приняли Меня, когда Я пришел к вам, говоря и неизреченное.

Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и не находит; тогда говорит: возвращусь в дом мой, откуда я вышел; и пришел находит его незанятым, выметенным и убранным. Тогда идет и берет с собою семь других духов, злейших себя, и вошедши живут там. И бывает для человека того последнее хуже первого. Так будет и с этим злым родом. Господь показывает, что они достигли края погибели, не приняв Его. Подобно тому, как освободившиеся от демонов, если не радеют, терпят худшее, так и ваш род находился во власти демона, когда вы поклонялись идолам; но чрез пророков Я изгнал этого демона и Сам пришел, желая очистить вас; но так как вы оттолкнули Меня и более - стремитесь погубить Меня, то, как согрешившие в более худшем, будете и наказаны сильнее, и последний ваш плен будет тяжелее прежних. Ты же пойми и то, что посредством крещения изгоняется нечистый дух и бродит по безводным пустыням и некрещеным душам, но в них не находит отдыха. Ибо отдых для демонов - это смущать крещеных злыми делами, тогда как некрещеных он уже имеет в своей власти. Итак, демон возвращается к крещеному с семью духами. Ибо как семь даров Духа, так в противоположность этому и семь духов злобы. Когда он войдет в крещеного, тогда его несчастье бывает большим, ибо прежде была надежда очиститься крещением, после же нет надежды очиститься, кроме как только крещением покаяния, которое очень трудно.

Когда Он еще говорил к народу, матерь и братья Его стояли вне дома, желая говорить с Ним. По некоторому человеческому свойству мать желала показать, что имеет власть над Сыном, так как она еще ничего великого не мыслила о Нем. Поэтому, любя честь видеть Сына послушным себе, желает привлечь Его к себе в то время, когда Он беседовал. Что же Христос? Так как Он узнал намерение ее, то слушай, что говорит.

И некто сказал Ему: вот матерь Твоя и братья Твои стоят вне, желая говорить с Тобою. Он же сказал говорившему: Кто - матерь Моя, и кто - братья Мои? И, указав рукою на учеников Своих, сказал: вот - матерь Моя и братья Мои; ибо кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот Мне брат и сестра, и матерь . Не укоряя мать, говорит это, но исправляя честолюбивую ее и человеческую мысль, ибо не сказал: "это - не Моя мать", но "если она не станет исполнять воли Бога, то ничуть не будет полезно для нее то, что она родила Меня". Господь не отрекается от естественного родства, но присоединяет родство по добродетели, потому что каждый недостойный не получает пользы от родства. Исправив таким образом болезнь тщеславия, Он снова повинуется зову Своей матери, как евангелист говорит далее.

12:1,2 В то время проходил Иисус в субботу засеянными полями; ученики же Его взалкали и начали срывать колосья и есть.
2 Фарисеи, увидев это, сказали Ему: вот, ученики Твои делают, чего не должно делать в субботу.

Ветхий Завет нигде не запрещает срывать в субботу колосья для того, чтобы поесть. Закон Божий о субботе запрещал заниматься лишь суетными делами прихоти – тем, что сверх жизнеобеспечивающих потребностей (Ис.58:58:13) Ожидать же от Бога, чтобы он, наделив нас аппетитом и ежедневной потребностью есть, запретил бы при этом заниматься поиском и приготовлением пищи - глупо, «старцы» Израиля в составлении перечней запретов к толкованию Закона – явно перестарались и исказили требования Бога.

Учеников Христа в данном случае нельзя сравнивать земледельцами, у которых есть вся неделя на обработку нивы.

12:3,4 Он же сказал им: разве вы не читали, что сделал Давид, когда взалкал сам и бывшие с ним?
4 как он вошел в дом Божий и ел хлебы предложения, которых не должно было есть ни ему, ни бывшим с ним, а только одним священникам?

При ответе Иисус вспомнил случай 1Цар.21:1-6, остановимся на нём подробнее:
священные хлебы имели право есть только чистые люди, освящённые Всевышним (в В.З. - только священники).
Давид не был священником по букве, но был таковым по духу. Хотя церемонию официального освящения по букве как священники он не проходил, но стал помазанником Бога и пророком при помощи освящения свыше по изволению Бога:
Дух Господень говорит во мне, и слово Его на языке у меня
(2Цар.23:2).

В общем, он был внутренне чист по мнению Бога и по духу - уподоблен священнику, потому имел право вкушать Божью трапезу наравне со священниками по букве (преимущество внутренней чистоты по духу по сравнению с телесной чистотой по букве церемоний – несомненное).

Священник Ахимелех был в курсе призвания Давида: кто избран Богом в качестве пророка -тот и чист с точки зрения Бога. Но для одобрения Богом соблюдать должно не только дух, но и букву закона (духовная свобода помазанника не абсолютна ни в ВЗ, ни в НЗ, она ограничена рамками буквы требований Бога, например, запретов лгать, воровать и т.д) .
Поэтому он спросил Давида о внешней чистоте. Если бы он был с женщинами – был бы нечист весь день (Лев.15:16), и священник не смог бы накормить Давида: он не должен был нарушать не только дух, но и букву закона.
Но Давид не касался женщины в тот день, стало быть и обрядовую чистоту буквы закона он соблюл. То есть, ничто не мешало ему вкусить хлебов Божиих.

Что касается остальных: бывшие с Давидом были тоже по духу в принципе чисты, это показывает их факт присоединения к гонимому Давиду, они не побоялись преследования официального царя Саула, но заняли сторону Божьего избранника. По сути, действия священника по кормлению этих путников – это руководство Бога: их сосуды были чисты, поэтому Божья трапеза даже на осквернённой чем-нибудь (трупами, например) дороге - чистоту свою могла сохранить в чистых сосудах путников (1Цар.21:5).

Вернёмся к примеру Христа и его учеников:
срывать колосья в субботу - в день, посвящённый Богу - было всё равно, что есть Божий хлеб (принадлежащее Богу). Ученики Христа в глазах Бога были чисты, иначе Он не избрал бы их в качестве апостолов Своему сыну.
То есть, получилось как и в случае с Давидом: Христос - больший Давид, а бывшие с ним - были чисты в глазах Бога и потому имели право на "субботний" хлеб, даже если по мнению фарисеев в субботу срывать колосья запрещено.

12:5,6 Или не читали ли вы в законе, что в субботы священники в храме нарушают субботу, однако невиновны?
6 Но говорю вам, что здесь Тот, Кто больше храма;

Но, понимая, что фарисеи не удовлетворятся примером Давида и могут даже сказать, что священник был неправ - Иисус приводит пример их собственных нарушений святости субботы: закон, запрещающий работать в субботу, тем не менее освобождает священников, трудящихся в служении Богу – от требований Закона. Иисус же - больше храма и его служение Богу – больше их служения. А потому – обвинять его и его учеников в нарушении субботы - так же абсурдно, как и обвинять священников в субботних жертвоприношениях.

12:7 если бы вы знали, что значит: милости хочу, а не жертвы, то не осудили бы невиновных,
В довершение разъяснения фарисеям Иисус напоминает им Осию 6:6, где говорится о том, что поклонение Богу сводится не к жертвоприношениям, а к преданности Ему и благочестию, следствием которых должна стать любовь к людям и сострадание к ним (слово "милость" имеет значение "преданность, верность Богу" или "милость, доброта - как следствие преданной любви к Богу") .

По идее законоучителя должны были бы знать это место Писания.
А потому удивительно, как это они, ЗНАЯ, чего ожидает от них Бог, тем не менее - необходимость жертвоприношений (ради которых сами нарушают субботу) – поставили выше милосердия и сострадания к голодным, раздобывающим себе пищу в субботу ради сохранения жизни. Вывод только один: они совсем не понимают Божьих принципов, нет в них Боговедения, о котором говорил пророк Осия, не познали они своего Бога и поэтому поступают неправильно, осуждая невиновных.

12:8 ибо Сын Человеческий есть господин и субботы.
В каком смысле Иисус является "господином субботы"? В двух духовных смыслах:
1) Иудеи, став "рабами буквы" закона о субботе не были способны понять, что закон Бога - гибкий: он дан для помощи людям в духовном исцелении, а не для того, чтобы заставлять людей трепетать перед пунктами правил (Иер.18:7-10; Мтф.12:11,12). Так как израильтяне не посвящали время духовным делам и служению Иегове добровольно - Бог установил им закон о 7 дне для того, чтобы они хотя бы 1 день в неделю уделяли время духовному – ради их же блага.

Но если Иисус всё своё время добровольно посвящал служению Иегове - зачем же ему был нужен закон о субботе? (Гал.5:23). У него духовная "суббота"- каждый день, Он сам для себя решал, когда ему "устроить субботу" - заниматься духовными делами, а когда - нет: таким образом Иисус как бы сам управлял "субботой", а не "суббота управляла им". Это - первое значение того, в чём проявлялось господство Иисуса Христа над субботой. Фарисеи, по рабски "служившие 7му дню", не смогли этого понять. Почему?

Потому, что они слишком увлеклись пунктом о 7м дне, он стал для них идолом, а люди – жертвами, обязанными служить их любимой "субботе". Увлечённость внешней стороной закона о субботе вытеснила из их понимания сущность субботы, как дня, предназначенного для блага людей. Поэтому они не поняли, что исцеление в субботу не могло быть грехом (Мтф.12:10-12).

2) Иисус - Господин субботы в значении "покоя Бога" - в принципе; он - царь будущего Божьего миропорядка, Господин над всем - в периоде покоя Божьего, в субботе вечной, в дне Господа вечном. Если над вечностью Иисус является Господином в земном миропорядке, то над днём недели у него и подавно полномочия от Бога имеются: он сам решает, что ему делать в субботу, а что нет. А фарисеи ему в этом - не указ.

12:9-13 И, отойдя оттуда, вошел Он в синагогу их.
10 И вот, там был человек, имеющий сухую руку. И спросили Иисуса, чтобы обвинить Его: можно ли исцелять в субботы?
11 Он же сказал им: кто из вас, имея одну овцу, если она в субботу упадет в яму, не возьмет ее и не вытащит?

Иисус не остановился на достигнутом возле синагоги, но продолжил разъяснение сути субботства Божьего - ещё и в самой синагоге на наглядном примере исцеления, понимая, что, и исцеляя в субботу, он непременно спровоцирует возмущение и вопрос, на который уже знает, что отвечать вопрошающим. Но для того и не стал ждать понедельника, чтобы ОТВЕТИТЬ по субботе и показать им абсурдность их собственного отношения к исполнению Закона.

Фарисеи, похоже, никак не могли понять, что суббота как один день в неделю - для совершения добрых дел Богом введена, чтобы хотя бы раз в неделю народ Божий не творил зло и не суетился только о личных нуждах. И уж если ради благополучия упавшей в яму овцы - иудеи готовы были нарушить субботу, не раздумывая ни секунды, то насколько же больше их должно интересовать благополучие ЧЕЛОВЕКА, созданного по образу Божьему?! (уж если они так кичатся тем, что любят Бога, то не любить созданного по образу Его – по меньшей мере странно)

12 Сколько же лучше человек овцы! Итак можно в субботы делать добро.
13 Тогда говорит человеку тому: протяни руку твою. И он протянул, и стала она здорова, как другая.

И уж если они так к своей овце добры могут быть – то насколько же больше, по идее, они должны быть добры к страдающим овцам Бога - к несчастному больному?!

Всё это слышали не только фарисеи, но и множество народа, что и требовалось Иисусу: семя Божьего слова сеялось, имеющий уши слышать – слышал.

12:14 Фарисеи же, выйдя, имели совещание против Него, как бы погубить Его.
Жестокосердие настолько ослепило фарисеев, что они не только абсурдности своего поклонения Богу не увидели, но ещё и замыслили закрыть навсегда уста того, кто так разумно и легко их разоблачал.

Но Иисус, узнав, удалился оттуда
Иисус никогда не шёл на бессмысленный конфликт, не геройствовал, вызывая огонь на себя, а тихо делал Божье дело и благоразумно избегал откровенных столкновений со всеми, кто мог бы помешать ему выполнить задание Отца полностью -
до определённого времени.

12:15-21 И последовало за Ним множество народа, и Он исцелил их всех
16 и запретил им объявлять о Нем,
17 да сбудется реченное через пророка Исаию, который говорит:
18 Се, Отрок Мой, Которого Я избрал, Возлюбленный Мой, Которому благоволит душа Моя. Положу дух Мой на Него, и возвестит народам суд;
Слава физического целителя и ажиотаж вокруг этого могли бы также сильно помешать ему исполнить дело Отца, поэтому он и запрещал исцелённым трубить о себе повсюду, сдерживая насколько это было возможно натиск масс, желающих быть здоровыми: исцелить физически вообще всех больных в этом веке - в намерения Христа не входило.

19 не воспрекословит, не возопиет, и никто не услышит на улицах голоса Его;
Резкие и громкие слова закрывают перед нами все двери и все сердца. От Христа ожидать грубости или бестактности – не приходилось.

Кроме того человеческие разборки всякого рода, шоу, скандалы и распри – также не для Христа, всё это очень сильно отвлекает от выполнения первоочередных задач ЛЮБЫХ, тем более - поставленных перед Христом, и тормозит продвижение главного. Поэтому невозможно представить себе Христа, застрявшего в выяснении отношений с кем-либо в отдельности или в публичных скандалах: он шёл и говорил, говорил и шёл. Все, кто по ходу присоединялись к нему – хорошо, нет – не уговаривал.

20 трости надломленной не переломит, и льна курящегося не угасит, доколе не доставит суду победы;
Главное, что должно было исполниться на нём – это забота о духовном исцелении. Он – тот, кто возвестил народам суть будущего суда Божьего и не потерял духовно «тлеющие» фитили и «трости надломленные», он отыскал и сохранил для Бога Его овец, стонущих под бременем фарисейского понимания праведности. (Ис.42:1-4) .

21 и на имя Его будут уповать народы.
Он – тот, кто основал христианство и показал путь к духовному исцелению всего человечества.

12:22-24 Тогда привели к Нему бесноватого слепого и немого; и исцелил его, так что слепой и немой стал и говорить и видеть. 23 И дивился весь народ и говорил: не это ли Христос, сын Давидов?
Простой народ, которому нечего терять - не вычислял в уме опасность и «издержки» лично для себя от присутствия Христа. Поэтому воспринимал его дела правильно: тот, кто изгоняет бесов, исцеляет от слепоты и немого делает говорящим – явно не простой смертный, а посланник небес. Поэтому простой люд бесхитростно высказывал догадки о том, что Иисус - это долгожданный потомок Давида и обещанный Христос.

24 Фарисеи же, услышав [сие], сказали: Он изгоняет бесов не иначе, как [силою] веельзевула, князя бесовского.
Фарисеи же не планировали принимать Иисуса – Христом, потому и разуверяли массы в чистоте его помыслов, приписывая ему действия бесов. Им было, что терять и опасность от Христа – они уже хорошо для себя прочувствовали: всё, что было дорого им в своём образе жизни «праведников» - Иисус с лёгкостью называл суетой, совершенно не нужной Богу.

12:25,26 Но Иисус, зная помышления их, сказал им: всякое царство, разделившееся само в себе, опустеет; и всякий город или дом, разделившийся сам в себе, не устоит.
26 И если сатана сатану изгоняет, то он разделился сам с собою: как же устоит царство его?

Иисус, зная причины такому их обвинению, снова легко показал его абсурдность: если я - бес, то с какой же стати мне тогда своих гонять? Но если бес уже своих гоняет, то скоро этой братии конец придёт. Иисус показал фарисеям, что всё бесовское скоро будет разоблачено, их помышления – в том числе.

12:27 И если Я [силою] веельзевула изгоняю бесов, то сыновья ваши чьею [силою] изгоняют? Посему они будут вам судьями.
Заодно он показывает им невозможность доказать правоту своих обвинений, ибо бесов изгоняет ведь не только он, но и сыновья священства претендуют на роль целителей. Так что, уж если он, исцеляя, по их мнению - с бесами заодно, то то же самое можно сказать и об их сынах исцеляющих. Так что и в этом случае - они в проигрыше со своими доводами. То есть, считать, что он - с бесами водится - фарисеям было невыгодно в любом случае, ибо в таком случае они и священство подставляют под обвинение в соучастии с бесами.

12:28, 29 Если же Я Духом Божиим изгоняю бесов, то конечно достигло до вас Царствие Божие. 29 Или, как может кто войти в дом сильного и расхитить вещи его, если прежде не свяжет сильного? и тогда расхитит дом его.
Фарисеи должны понять, что если бы он исцелял силою бесов - то им от этого ничего бы не было. Но если он изгоняет силой Бога – то берегитесь, ибо пред вами - представитель Божьего Царства, а вы его за демона почитаете. А если посланник Бога имеет власть над бесами в доме главаря их (в веке этом нечестивом) - это значит, что главарь их – связан тем, кто сильнее его, то есть Христом. Ну и понятно, если Христос – главаря нечисти обуздал, то фарисеям не стоит так легкомысленно ко Христу относиться.

12:30-32 Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает.
31 Посему говорю вам: всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам;

Дальше он переходит от полушутливого разоблачения глупости фарисеев - к обличению серьёзному, от которого зависит их жизнь и будущее: о хуле на святой дух.
Что означает хула на святой дух?
Эти тексты частично разъясняют значение хулы на святой дух:
29 один закон да будет для вас, как для природного жителя из сынов Израилевых, так и для пришельца, живущего у вас, если кто сделает что по ошибке.
30 Если же кто из туземцев, или из пришельцев, сделает что дерзкою рукою, то он хулит Господа : истребится душа та из народа своего,
31 ибо слово Господне он презрел и заповедь Его нарушил ; истребится душа та; грех ее на ней
. (Числа 15)

То есть, если кто-то пребывает в неведении о действиях святого духа Бога, о заповедях и принципах Бога, кто не понимает значения происходящих событий - тот совершает грех нечаянно, по ошибке, в неведении, в состоянии аффекта, не осознавая, что делает. За нечаянные согрешения предусмотрел жертвы повинности и за грех: когда человеку разъяснят его грех, и если он раскается, повинившись пред Богом - то его Бог простит (Чис.15:24-28).
Но если кто-то, зная заповеди Бога, понимая, как может действовать в ком-то святой дух Бога или как сам Бог через святой дух, но, находясь в здравом уме и осознанно (дерзкою рукою ) поступает против заповедей Бога или специально не признаёт действие святого духа в ком-то, как в случае с Иисусом – тот может оказаться в глазах Бога хулителем Его:
32 если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святаго, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем.

Иисус предупредил фарисеев, что если кто-то из личной корысти не желает признать, что чрез него действует Бог – тот окажется богохульником. Все, кто действия Божьей силы пытается выдать за действия дьявола - очерняют чистоту замысла и действий Бога и виновны в хуле на Бога. Каждый хулитель чистых замыслов и действий Бога - погибнет и в этом веке, и в будущем.

Однако, не следует спешить обвинять в богохульстве по нашему мнению, как это случается в современном поклонении Богу. Например, если христианин принадлежит к конфессии, которую мы лично считаем сатанинской, то не следует спешить считать, что бросать, например, пить, курить, воровать, блудить и т.д - ему помогает дьявол. Почему? Потому что о том, что всё это надо бросать – говорит нам БОГ через Своё слово, и именно ЕГО слово - может оказывать положительное влияние на личность человека независимо от того, где этот человек находится.

12:33-35
Или признайте дерево хорошим и плод его хорошим; или признайте дерево худым и плод его худым, ибо дерево познается по плоду.
Здесь - принцип распознавания дерева по плодам и содержимого сердца по устам. По плоду дерева – познаётся и полезность самого дерева и это совсем ведь несложно понять: если результат деятельности человека приносит пользу обществу (плод съедобный), то не может человек этот быть слугой дьявола (плохим деревом). Если Христос приносит пользу людям, то на фарисеях лежит обязанность признать его «хорошим деревом» - слугой Бога.

34 Порождения ехиднины! как вы можете говорить доброе, будучи злы?
Но фарисеи не могут сказать ничего хорошего в пользу Христа, ибо сами – порождения ехидны (слуги дьявола). Потому принцип «дерева по плодам» - на них сводится к следующему: будучи плохим деревом, они просто не могут принести хороший плод и признать Христа Божьим.

Ибо от избытка сердца говорят уста.
35 Добрый человек из доброго сокровища выносит доброе, а злой человек из злого сокровища выносит злое.

Чем наполнено сердце (каков корень дерева) – то и выносится наружу устами (таков и плод). Добрый человек выносит доброе, злой – злое. Фарисеи были злыми, потому ничего доброго и вынести не могли устами своими, не признавая Христа сердцем – они и устами не могли его признать.

12:36,37 Говорю же вам, что за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда:
37 ибо от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься.

День суда или судный день - это период тысячелетнего правления Иисуса Христа - период времени, когда будут приняты решения по каждому потомку Адама, живущему в этом веке. Кого-то вернут к жизни в тысячелетии и определят, достоин ли он вечности Бога или нет. А кого-то на основании того, что он делал при жизни в этом веке - могут и не вернуть к жизни, но осудить на вечную смерть.

Иисус здесь говорит о том, что на будущее человека может повлиять каждое его слово. И если даже праздное слово не нравится Творцу (праздное - это пустое слово, бесплодное, не полезное для наставления в вере, такие слова произносили фарисеи) - то насколько тяжелее будет обвинение по слову, сказанному необдуманно и с плохим смыслом (Мтф.5:22). Поэтому христиане, желающие быть одобренными Богом и войти в тысячелетие Христа Его, должны быть внимательны к тому, что и как говорят. Каждое слово может повлиять на отношение Бога к человеку. Грехи языка – оскорбления, злоречие, ложь – не менее тяжелы, чем грехи остальной плоти – блуд, например –Откр. 21:8.

Поэтому христиане должны следить за своей речью и стремиться делать её Богоугодной.

12:38-42 Тогда некоторые из книжников и фарисеев сказали: Учитель! хотелось бы нам видеть от Тебя знамение.
39 Но Он сказал им в ответ: род лукавый и прелюбодейный ищет знамения; и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка;
Фарисеи невинно просят ещё каких-нибудь знамений в подтверждение тому, что он Христос: дескать, сильно хотят всё же ему поверить. И это - при том, что несколько минут назад они были свидетелями тройного исцеления. Поэтому Христос и не стал даже утруждать себя для удовлетворения их невинной просьбы: подобному лукавому роду людей, изображающему из себя невинность овцы с аппетитами волка, никакие знамения не помогут поверить в то, чему верить невыгодно.

40 ибо как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи.
Иисус Христос обратился к истории Ионы, чтобы сообщить нечто важное о своей миссии (Мтф.12:39-42; 16:4). Говоря о "знамении пророка Ионы", он не имеет в виду подобие количества трёх дней и трёх ночей, которые Иона провел во чреве кита, так как сам Иисус пробыл в чреве земли два дня и две ночи (Мтф.16:21). О чём же говорил Иисус в связи со знамением Ионы?
О том, что, подобно Ионе, Иисус сначала будет спрятан в чреве земли, как был спрятан Иона в чреве кита. А затем он выйдет оттуда, как Иона вышел из чрева кита.
То есть, знамение Ионы по отношению к Иисусу – это предупреждение о его смерти и воскресении.
Как сообщается в книге Ионы 2:2,7,сам Иона сравнил своё местонахождение с преисподней и адом – могилой, местом, где находятся умершие (где находился Иисус и откуда он вышел по подобию Ионы).

Итак, хотя Иисус был мёртв часть 14 нисана, 15 нисана полностью и часть дня 16 нисана (смерть действительно удерживала его, захватив три дня и три ночи - с вечера 14 нисана до утра 16) - знамение Ионы для рода фарисейского в отношении Христа - в его пленении чревом земли (могилой) и возвращении.
Как Иона был в плену чрева кита, но "вышел" из этого плена и появился после того, как думали, что он погиб, так и Иисус Христос по примеру Ионы должен был быть в плену чрева земли, но выйти из этого плена и явиться после того, как все будут думать, что он погиб.
Иисус, как и предсказывал о себе сам, действительно вышел из плена чрева земли (из могилы) - воскрес и явился ученикам на третий день после распятия (Мтф.17:23, 20:19). И это событие должно было бы, по идее, пробудить в фарисеях здравое мышление. Однако "чуда пробуждения" не произошло, как помним, даже и после знамения воскресения Христа.

Что означает выражение "три дня и три ночи" - по Библии -см. вставку.

"Три дня и три ночи "
Согласно традиционному взгляду и иудейскому исчислению времени, Иисус был мертв три неполных дня - часть 14 нисана, полностью 15 нисана, и часть 16 нисана. В понимании еврея это вполне соответствовало описанию "три дня и три ночи". Как такое возможно?

Идиома типа “столько-то дней и ночей ” была очень распространена в еврейском языке, и практически никогда не воспринималась буквально. (Сравни Эсфирь 4:16; 5:1) Несложно убедиться, что в Писании, в том числе и в Евангелиях, обозначения “через три дня ” и “на третий день ” попеременно используются в одинаковом смысле (Бытие 40:12, 13, 18-20; 42:17, 18; 2 Прлпмн 10:5, 12). Это лишний раз подтверждает “включительное счисление ” в восприятии времени древними евреями. С этим согласуется их практика отсчета дней для исполнении обрядов. Младенца нужно обрезать “на восьмой день”, и даже если он родился за несколько минут до начала нового дня, этот короткий отрезок принимался за целый день.

Обратимся за свидетельством к раввину Элеазару бен Азарии, жившему около 100 г. н. э., как к знатоку и носителю еврейской лексики: “День и ночь составляют onah [‘отрезок времени’], а часть onah принимается за целое”. В раввинистической литературе есть и другие примеры, где “три дня и три ночи” из Иона 1:7 рассматриваются параллельно с ветхозаветными отрывками, упоминающими события, происходившие “на третий день”. “Именно в этом свете нам следует понимать Матфея 12:40”, пишет Герхард Диллинг (Theological Dictionary of the New Testament (Grand Rapids, 1974), vol. II, p. 950. Подробнее смотри Watchtower, 1944, pp. 86-88)

41 Ниневитяне восстанут на суд с родом сим и осудят его, ибо они покаялись от проповеди Иониной; и вот, здесь больше Ионы. 42 Царица южная восстанет на суд с родом сим и осудит его, ибо она приходила от пределов земли послушать мудрости Соломоновой; и вот, здесь больше Соломона.
Этот род лукавствующих, появившийся в народе Бога – «превзошёл» неверием и грешных Ниневитян, покаявшихся всего лишь от слова Божьего через Иону без всяких знамений, и - других язычников, ибо царица Савская приезжала, чтобы послушать всего лишь мудрость Божью чрез Соломона, а не знамения от него увидеть. А лукавые -и при наличии знамений слову Божьему не верят.

12:43-45 Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и не находит;
44 тогда говорит: возвращусь в дом мой, откуда я вышел. И, придя, находит [его] незанятым, выметенным и убранным;
45 тогда идет и берет с собою семь других духов, злейших себя, и, войдя, живут там; и бывает для человека того последнее хуже первого. Так будет и с этим злым родом.

Здесь по принципу «свободной руке - работа всегда найдётся»: для того, чтобы оставаться в состоянии чистого - недостаточно освободиться от влияния демонов и всего лишь перестать творить злые дела. Необходимо ДЕЛАТЬ добрые дела, занять свою «руку» полезными занятиями, иначе со временем она снова и неизбежно к злым делам вернётся.

Этот пример - должен был показать фарисеям, что их праведности в виде «не делать запретное законом» - маловато для праведности Божьей. Праведность Божья измеряется не количеством дел, которые мы не сделали по причине запрета на них. А количеством дел, сделанных нами из любви к Богу и людям.

12:46-50 Когда же Он еще говорил к народу, Матерь и братья Его стояли вне [дома], желая говорить с Ним.
47 И некто сказал Ему: вот Матерь Твоя и братья Твои стоят вне, желая говорить с Тобою.
48 Он же сказал в ответ говорившему: кто Матерь Моя? и кто братья Мои?
49 И, указав рукою Своею на учеников Своих, сказал: вот матерь Моя и братья Мои;
50 ибо, кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот Мне брат, и сестра, и матерь.

Кто-то усмотрел в этих словах Иисуса пренебрежение матерью и родными, кто-то - даже нарушение закона Бога об отношении к своим родным. Но здесь Иисус показал сущность близости отношений между соверующими: иногда вроде бы и родной по крови человеческой – а в жизни дальше постороннего нам. А иной дальний - ближе родного по мироощущению становится.

Всё зависит от основы, на которой строятся отношения друг с другом: если люди объединены любовью к одному небесному Отцу - вот тогда они чувствуют себя как настоящие братья и сёстры, ибо единомышленники во всём, за что ни возьмутся. Родственные узы - мало что значат, если духовными узами не переплетаются. Однако духовные узы - всегда крепче родственных.

Такое вот преимущество в отношениях у духовных братьев и сестёр, имеющих небесного Отца, по сравнению с имеющими одного земного отца или всего лишь родственными узами объединёнными.

Когда же Он еще говорил к народу, Матерь и братья Его стояли вне дома, желая говорить с Ним.

И некто сказал Ему: вот Матерь Твоя и братья Твои стоят вне, желая говорить с Тобою.

Он же сказал в ответ говорившему: кто Матерь Моя? и кто братья Мои?

И, указав рукою Своею на учеников Своих, сказал: вот матерь Моя и братья Мои;

ибо, кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот Мне брат, и сестра, и матерь.

Выйдя же в день тот из дома, Иисус сел у моря.

И собралось к Нему множество народа, так что Он вошел в лодку и сел; а весь народ стоял на берегу.

И поучал их много притчами, говоря: вот, вышел сеятель сеять;

Толкование Феофилакта Болгарского

По некоторому человеческому свойству Мать желала показать, что имеет власть над Сыном, так как Она еще ничего великого не мыслила о Нем. Поэтому, любя честь видеть Сына послушным себе, желает привлечь Его к себе в то время, когда Он беседовал. Что же Христос? Так как Он узнал намерение ее, то слушай, что говорит.

Мф.12:47. И некто сказал Ему: вот Матерь Твоя и братья Твои стоят вне, желая говорить с Тобою.

Мф.12:48. Он же сказал говорившему: кто Матерь Моя? и кто братья Мои?

Мф.12:49. И, указав рукою Своею на учеников Своих, сказал: вот матерь Моя и братья Мои;

Мф.12:50. ибо, кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот Мне брат, и сестра, и матерь.

Не укоряя Мать, говорит это, но исправляя честолюбивую ее и человеческую мысль, ибо не сказал: «это – не Моя Мать», но «если Она не станет исполнять воли Бога, то ничуть не будет полезно для нее то, что Она родила Меня». Господь не отрекается от естественного родства, но присоединяет родство по добродетели, потому что каждый недостойный не получает пользы от родства. Исправив таким образом болезнь тщеславия, Он снова повинуется зову Своей Матери, как евангелист говорит далее.

Мф.13:1. Выйдя же в день тот из дома, Иисус сел у моря. И собралось к Нему множество народа, так что Он вошел в лодку и сел; а весь народ стоял на берегу.

Господь сел в лодку, чтобы ко всем слушателям стоять лицом и чтобы все слышали Его. И с моря уловляет Он тех, кто находится на земле.

Мф.13:2. И поучал их много притчами, говоря:

Простому народу на горе говорит без притчей, здесь же, когда перед Ним находились коварные фарисеи, говорит притчами, чтобы они, хотя бы и не понимая, поставили Ему вопрос и научились. С другой стороны, им, как недостойным, и не должно было предлагать учение без покровов, ибо не должно «бросать бисера пред свиньями». Первой притчей говорит такой, которая делает слушателя более внимательным. Поэтому слушай!

вот, вышел сеятель сеять;

Под сеятелем разумеет Самого Себя, а под семенем – Свое слово. Вышел же Он не в определенном месте, ибо был везде; но так как Он приблизился к нам плотью, поэтому и говорится «вышел», разумеется – из недр Отца. Итак, Он вышел к нам, когда сами мы не могли прийти к Нему. И вышел, чтобы что сделать? Зажечь ли землю по причине множества терний или же наказать? Нет, но для того, чтобы сеять. Семя Он называет Своим, потому что и пророки сеяли, но не свое семя, а Божие. Он же, будучи Богом, сеял собственное семя, ибо не благодатью Божией был умудрен, но Сам был мудрость Божия.

2 Фарисеи, увидев это, сказали Ему: вот, ученики Твои делают, чего не должно делать в субботу.

3 Он же сказал им: разве вы не читали, что сделал Давид, когда взалкал сам и бывшие с ним? 4 как он вошел в дом Божий и ел хлебы предложения, которых не должно было есть ни ему, ни бывшим с ним, а только одним священникам?

5 Или не читали ли вы в законе, что в субботы священники в храме нарушают субботу, однако невиновны?

6 Но говорю вам, что здесь Тот, Кто больше храма; 7 если бы вы знали, что" значит: милости хочу, а не жертвы, то не осудили бы невиновных, 8 ибо Сын Человеческий есть господин и субботы.

9 И, отойдя оттуда, вошел Он в синагогу их.

10 И вот, там был человек, имеющий сухую руку. И спросили Иисуса, чтобы обвинить Его: можно ли исцелять в субботы?

11 Он же сказал им: кто из вас, имея одну овцу, если она в субботу упадет в яму, не возьмет ее и не вытащит?

12 Сколько же лучше человек овцы! Итак можно в субботы делать добро.

13 Тогда говорит человеку тому: протяни руку твою. И он протянул, и стала она здорова, как другая.

14 Фарисеи же, выйдя, имели совещание против Него, как бы погубить Его. Но Иисус, узнав, удалился оттуда.

15 И последовало за Ним множество народа, и Он исцелил их всех 16 и запретил им объявлять о Нем, 17 да сбудется реченное через пророка Исаию, который говорит:

18 Се, Отрок Мой, Которого Я избрал, Возлюбленный Мой, Которому благоволит душа Моя. Положу дух Мой на Него, и возвестит народам суд; 19 не воспрекословит, не возопиет, и никто не услышит на улицах голоса Его; 20 трости надломленной не переломит, и льна курящегося не угасит, доколе не доставит суду победы; 21 и на имя Его будут уповать народы.

22 Тогда привели к Нему бесноватого слепого и немого; и исцелил его, так что слепой и немой стал и говорить и видеть.

23 И дивился весь народ и говорил: не это ли Христос, сын Давидов?

24 Фарисеи же, услышав сие, сказали: Он изгоняет бесов не иначе, как силою веельзевула, князя бесовского.

25 Но Иисус, зная помышления их, сказал им: всякое царство, разделившееся само в себе, опустеет; и всякий город или дом, разделившийся сам в себе, не устоит.

26 И если сатана сатану изгоняет, то он разделился сам с собою: как же устоит царство его?

27 И если Я силою веельзевула изгоняю бесов, то сыновья ваши чьею силою изгоняют? Посему они будут вам судьями.

28 Если же Я Духом Божиим изгоняю бесов, то конечно достигло до вас Царствие Божие.

29 Или, как может кто войти в дом сильного и расхитить вещи его, если прежде не свяжет сильного? и тогда расхитит дом его.

30 Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает.

31 Посему говорю вам: всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам; 32 если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святаго, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем.

33 Или признайте дерево хорошим и плод его хорошим; или признайте дерево худым и плод его худым, ибо дерево познается по плоду.

34 Порождения ехиднины! как вы можете говорить доброе, будучи злы? Ибо от избытка сердца говорят уста.

35 Добрый человек из доброго сокровища выносит доброе, а злой человек из злого сокровища выносит злое.

36 Говорю же вам, что за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда: 37 ибо от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься.

38 Тогда некоторые из книжников и фарисеев сказали: Учитель! хотелось бы нам видеть от Тебя знамение.

39 Но Он сказал им в ответ: род лукавый и прелюбодейный ищет знамения; и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка; 40 ибо как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи.

41 Ниневитяне восстанут на суд с родом сим и осудят его, ибо они покаялись от проповеди Иониной; и вот, здесь больше Ионы.

42 Царица южная восстанет на суд с родом сим и осудит его, ибо она приходила от пределов земли послушать мудрости Соломоновой; и вот, здесь больше Соломона.