Происхождение и развитие церкви всемогущего бога. Отдел первый. О Боге едином в существе Всемогущий бог и отношение к нашей жизни

Спрашивает Юлия
Отвечает Александр Дулгер, 16.07.2010


Юлия спрашивает:
1. Кто или что появилось раньше Бог или Вселенная? Бог создал нашу Землю и как я понимаю всю Вселенную. Но Он же когда-то появился и в каком-то пространстве.
2. Бог Един для всех и для инопланетян то же? Или только Господь Бог создатель и руководитель нашей планеты Земля?
3. Знает ли Бог каждую прошлую, нынешнюю и будущую секунду жизни каждого человека?

Мир Вам, Юлия!

1) Бог был прежде всего. Он существовал до сотворения им материального мира (вселенной) и духовного мира (если он не есть часть нашей вселенной).
Об этом говорят следующие тексты: , .
Бог существовал всегда и будет существовать всегда, вечно. Библия говорит, что это тайна. Но не потому, что это секрет, а потому, что человеческий разум физически не в состоянии осмыслить, как это возможно. В дополнение см. этот ответ:

Библейские писатели проливают дополнительный свет на сущность Бога, свидетельствуя о Его Божественных свойствах.

Бог обладает некоторыми, присущими лишь Ему свойствами, которые не даны сотворенным существам и характеризуют Его Божественное естество. Бог обладает не заимствованной ни от кого жизнью, ибо Он имеет "жизнь в Самом Себе" (). Он не зависим в Своей воле (см. ) и власти (см. ). Он всеведущ, знает все (см. ; - 18; 146:5; ) и, будучи Альфой и Омегой (см. ), знает конец от начала (см. ).

В отношении инопланетян мы видим в Библии следующее: они существуют; они созданы Богом как и мы; часть инопланетян - это ангелы (духи), существа нематериальные (или из иной материи); часть инопланетян - это такие же существа из плоти, как мы; все инопланетяне являются непадшими существами (ни разу не согрешили), за исключением Люцифера (сатаны) и трети ангелов, которые последовали за ним; инопланетяне, которые посещают землю (НЛО) - это не жители других миров, а какие-то сверхъестественные явления или иллюзии (), которые производят сатана и его ангелы; безгрешные жители других миров не посещают грешную землю, за исключением ангелов, которые служат спасаемым людям ().

3) Да, Бог знает каждую прошлую, нынешнюю и будущую секунду жизни каждого человека. Бог видит прошлое и будущее также, как мы видим предметы перед собой или вдали. Ссылки на тексты см.выше (п.1).

Бог предвидит выбор каждого человека. Но Его предвидение не влияет на этот выбор... Библейское предопределение заключается в активном намерении Бога спасти всякого, кто избирает веру во Христа" ( ; )4.

Некоторые недоумевают, что имеет в виду Писание, когда говорит, что Иакова Бог возлюбил, а Исава возненавидел (см. ) и что Он ожесточил сердце фараона (ст. 17, 18; ср. ст. 15, 16; ; 4:21)? Из ближайшего контекста видно, что Павел в данном случае рассматривает вопрос о призвании, а не о спасении. Искупление доступно всякому, но Бог избирает определенных лиц для определенной цели. Спасение было равно доступно Иакову и Исаву, но Бог избрал именно Иакова, а не Исава положить начало той родословной линии, через которую Он мог бы явить весть спасения миру. Бог проявляет верховную власть, используя людей в соответствии со Своей стратегией. Когда Писание говорит, что Бог ожесточил сердце фараона, оно просто отражает Божье позволение. Здесь не имеется в виду, что Бог ожесточает Своею властью. Нежелание фараона откликнуться на призыв Божий в действительности показывает то, что Бог уважает свободу его выбора.

Некоторые считают, что Бог вступает в отношения с людьми, не зная заранее, каков будет их выбор; что Богу ведомы определенные будущие события, такие, как Второе пришествие, тысячелетнее царство, обновление земли, но у Него нет ни малейшего представления о том, кто будет спасен. Таковым кажется, что живые взаимоотношения Бога с родом человеческим оказались бы в опасности, если бы Он знал все, что может произойти в грядущие века. Иные думают, что Ему стало бы скучно, знай Он конец от начала. Однако знания Бога о том, что сделают люди в будущем, не влияют на их выбор, точно так же, как знания историка не могут повлиять на поступки людей в прошлом. Фотоаппарат только производит съемку какой-то сцены, но не изменяет ее. Точно так же и предвидение смотрит в будущее, но не влияет на него. Божественное предвидение никогда не посягает на человеческую свободу.

С уважением,
Александр

Читайте еще по теме "Непознанное":

Сайт «Православие. Ru» продолжает публикацию докладов, сделанных на международной конференции «Христианство и проблемы современного мира» (17–18 июня 2011, Краков). Организаторами конференции, в которой приняли участие известные польские и российские ученые, священнослужители, публицисты, стали кафедра византийско-православной культуры Ягеллонского университета, одного из старейших в Европе, Польская академия наук и православный приход Успения Божией Матери в Кракове.

Очень многие вопросы христианской апологетики и, соответственно, возражения атеизма сводятся к вопросу о существовании всемогущего существа. Например, говорят атеисты, если бы существовал всемогущий Бог, то не было бы в мире зла, не было бы законов природы, существовала бы только единственная истинная религия и т.п.

На эти замечания некоторые христиане отвечают, что да, всемогущий Бог существует, и поэтому не существует законов природы, ведь все в руках Божиих; мир сотворен за ничтожно малое время – за шесть дней; не существует свободы человека: все предопределено.

Я не буду отвечать на все эти вопросы – это потребует слишком много времени. Мне хотелось бы показать, что понятие всемогущества, используемое в данной аргументации, не столь очевидно и требует соответствующего анализа.

Часто говорят о логической и метафизической противоречивости понятия всемогущества. Рассмотрим их.

Метафизическая противоречивость

На многих этот парадокс действовал столь убеждающе, что приходилось отказываться от идеи всемогущества Бога. Так, в умах некоторых протестантских теологов возникает мысль о необходимости создания нового богословия, отрицающего божественное всемогущество. Однако все христианское вероучение основано именно на учении о всемогуществе Бога. Всемогущество есть одно из Его свойств. Преподобный Максим Исповедник, к примеру, пишет: «Нелепо сомневаться относительно того, что всемогущий Бог может осуществить что-либо, когда возжелает этого» .

К парадоксу всемогущества в любой его формулировке часто обращались философы и богословы во все времена.

Как правило, этот парадокс решался в истории богословской мысли одним из двух способов.

Первый способ решения, наиболее распространенный, можно логически выразить следующим образом: «Бог всемогущ, и поэтому Он делает только то, что соответствует Его сущности ». Основано это утверждение на принципиальном отличии Бога от мира, Творца от твари. Бог не зависит ни от чего, и в этом состоит Его полная свобода. Человек же является творением Божиим и поэтому зависит от многих вещей. Эта его зависимость и порождает его несвободу, когда человек не может что-либо сделать по своей немощи. Бог же, если Он не может что-либо сделать, то, наоборот, по Своему всемогуществу.

В философии такое понимание всемогущества впервые появляется у Плотина, учившего о том, что Единое не может не творить мир. На возражение, что в таком случае Единое становится невсемогущим и несвободным, Плотин отвечал: «Что касается того сомнения, может ли быть свободным существо, если оно повинуется своей природе, то мы, в свою очередь, спросим: разве можно считать существо зависимым тогда, когда оно ничем извне не принуждается следовать чему-либо другому? Разве существо, стремящееся к благу, находится под давлением необходимости, когда это его стремление вытекает из его собственного желания и из уверенности, что предмет его желания есть благо? Напротив, невольным бывает его удаление от блага, вынужденным бывает его стремление к тому, что не есть его благо, и быть в рабстве означает не что иное, как лишиться возможности следовать своему благу из-за подчинения какой-нибудь силе, отдаляющей от блага» . Следуя этой же логике, блаженный Августин пишет, что Бог «правильно называется всемогущим, хотя умереть и обмануться не может. Он называется всемогущим, поскольку делает то, что хочет, и не терпит того, чего не хочет; если бы последнее случилось с Ним, Он никоим образом не был бы всемогущим. Потому-то нечто и невозможно для Него, что Он всемогущ. Так же точно, когда мы говорим, что мы необходимо по доброй воле желаем, когда чего-нибудь желаем, мы говорим, безусловно, истину, и этим свою добрую волю не подчиняем необходимости, которая лишает свободы» .

Соглашается с блаженным Августином и католический средневековый богослов Фома Аквинский. В своей «Сумме теологии» он указывает, что «Бог всемогущ, поскольку Он может делать все, что возможно в абсолютном смысле… Таким образом, все, что не подразумевает противоречия в определениях, числится среди того возможного, относительно которого Бог называется всемогущим; в то время как то, что такое противоречие подразумевает, не находится в пределах божественного всемогущества постольку, поскольку не имеет и не может иметь аспекта возможности» . Поэтому Бог не может, например, согрешить, поскольку грех противоречит святости Бога и «согрешить – значит утратить совершенство действия; следовательно, быть способным грешить – значит быть способным утрачивать совершенство действия, а это противоречит всемогуществу» .

В таком же плане решает эту проблему автор классического учебника по православному богословию митрополит Макарий (Булгаков). По его мнению, «святые отцы и учители Церкви находили истину всемогущества Божия столь общеизвестной, что считали излишним ее доказывать» . На аргументы тех, кто утверждал, что Бог в таком случае оказывается лишенным возможности очень многое делать (умереть, грешить и т.п., в то время как человек это может сделать и представляется более всемогущим), митрополит Макарий отвечал: «Ибо если бы Он мог умереть или мог вредить другому, лгать и вообще грешить и быть злым, это было бы признаком не могущества в Боге, а слабости и бессилия, физического или нравственного. Бог все может, чего только хочет и что не противно Его природе. Но умереть или перестать существовать совершенно противно Его природе, и Он хочет, по своей природе, одного только добра и зла не желает никакого» .

Второй способ можно выразить следующим образом: «Всемогущество Бога значит, что Бог не может совершить абсурд, сделать то, что в принципе невозможно в нашем мире ». Такой взгляд тоже развивает Фома Аквинский: «Принципы некоторых наук, например логики, геометрии и арифметики, берутся только из формальных принципов реальных вещей, тех принципов, от которых зависит сущность вещи. Следовательно, Бог не может сделать того, что противоречило бы этим принципам, – например, сделать так… чтобы линии, проведенные от центра к окружности, были не равны или чтобы сумма трех углов прямолинейного треугольника не равнялась двум прямым. Из этого следует с очевидностью также и то, что Бог не может сделать бывшее небывшим. Ибо это тоже предполагало бы противоречие» .

Фоме Аквинскому вторит современный английский богослов и писатель К.С. Льюис: «Его всемогущество означает власть делать все, что внутренне возможно, но не то, что внутренне невозможно. Ему можно приписывать чудеса, но не глупости. Это не полагает границ Его власти. Если вы скажете: “Бог может дать существу свободную волю и в то же время лишить его свободы воли”, – вы фактически ничего не сказали о Боге – бессмысленная комбинация слов не обретет внезапно смысла потому лишь, что вы предпошлете ей два других слова: “Бог может”. По-прежнему остается истинным, что для Бога нет вещей невозможных – внутренние невозможности не есть вещи, а лишь пустые места. Для Бога не более возможно, чем для Его слабейшего создания, осуществить две взаимоисключающие альтернативы – не потому, что Его могущество наталкивается на препятствие, а потому, что чепуха остается чепухой, даже когда мы говорим ее о Боге» .

Логическая противоречивость

Для доказательства логической противоречивости понятия всемогущества часто приводят известный парадокс: может ли Бог сотворить столь тяжелый камень, который Сам не сможет поднять? Поскольку любой вывод – как «может», так и «не может» – приводит к нелепостям, то делается вывод о том, что само существование всемогущего существа, то есть Бога, является противоречивым. И поэтому Бога не существует.

Об этом же говорит и известнейший современный атеист Ричард Докинз: «Кстати, логики уже заметили, что всеведение и всемогущество являются взаимоисключающими качествами. Если Бог всезнающ, то Он уже знает о том, что Он вмешается в историю и, используя всемогущество, изменит ее ход. Но из этого следует, что Он не может передумать и не вмешиваться, а значит, Он не всемогущ. По поводу этого остроумного парадокса Карен Оуэнс сложила не менее забавный куплет:

Как бы всезнающий Бог,
Прозревший грядущее, смог
Быть еще и всевластным и передумать
То, о чем завтра был должен подумать?» .

Как же решить этот парадокс? Очень часто ответ на парадокс о камне дается в такой формулировке: да, Бог может создать такой камень, и Он уже его создал, и этот камень – человек. Ведь даже Бог не может нарушить свободную волю человека, иначе Он превратит человека в некую одушевленную машину, которая уже не будет человеком. Однако, несмотря на всю очевидную правильность этого ответа, некая неудовлетворенность остается. Ведь, отвечая на вопрос, мы произвели подмену понятий: в вопросе шла речь о камне, а мы перевели разговор на человека. Парадоксальность, таким образом, решена неполно.

Однако обратим внимание, что все согласны в том, что это выражение о камне является парадоксом. Существование парадоксов известно еще с античных времен. Один из самых популярных – парадокс лжеца: «Лжец говорит: я лгу». Принято приписывать этот парадокс Эпимениду, который, будучи родом с Крита, сказал: «Все критяне лжецы». Об этом высказывании речь идет у апостола Павла: «Из них же самих один стихотворец сказал: “Критяне всегда лжецы”» (Тит. 1: 12). Какова эта фраза: истинная или ложная? Невозможно ответить.

В начале XX века известный математик и философ Бертран Рассел обратился к парадоксам, чтобы выяснить, возможно ли их решение. В результате он пришел к выводу о том, что парадокс можно выразить в общем виде на языке теории множеств как следующее выражение: «Пусть K – множество всех множеств, которые не содержат себя в качестве своего элемента. Содержит ли K само себя в качестве элемента? Если да, то, по определению K , оно не должно быть элементом K – противоречие. Если нет – то, по определению K , оно должно быть элементом K – вновь противоречие». Для иллюстрации Рассел предложил парадокс брадобрея: «Одному деревенскому брадобрею приказали “брить всякого, кто сам не бреется, и не брить того, кто сам бреется”. Как он должен поступить с собой?» По этому образцу к настоящему времени придумано множество парадоксов. Например, парадокс мэра: «В одной стране вышел указ: “Мэры всех городов должны жить не в своем городе, а в специальном Городе мэров». Где должен жить мэр Города мэров?» И т.п. В 30-х годах XX века австрийский математик Курт Гедель, рассуждая о проблеме непротиворечивости формализованных математических теорий, предложенной Д. Гильбертом, доказал, что любая формализованная система аксиом содержит неразрешенные предположения. Поэтому Гедель сформулировал и доказал теорему о неполноте : «Логическая полнота (или неполнота) любой системы аксиом не может быть доказана в рамках этой системы. Для ее доказательства или опровержения требуются дополнительные аксиомы».

Вывод из этих соображений очевиден. Никто не будет сомневаться в том, что существуют лжецы, брадобреи и мэры, несмотря на то, что использование этих понятий в определенных предложениях приводит к парадоксам. Гедель просто доказал, что в любом языке, в том числе и в обыденном, могут возникать парадоксы, то есть высказывания, которые невозможно доказать. Для их доказательства необходимо строить более общий язык, в котором тот язык, где возник парадокс, будет его частным случаем. Богословие вообще-то утверждает то же самое: Бог непознаваем, Его невозможно выразить никаким человеческим понятием. Однако когда речь заходит о понятии всемогущества, вывод о несуществовании всемогущего Бога тотчас же делается, хотя существование лжецов при этом не отрицается. Почему? К логике это не имеет отношения. Скорее, к психологии атеизма.

Таким образом, ни логические, ни метафизические рассуждения, якобы опровергающие существование Бога, не являются состоятельными. Что, собственно говоря, было понятно уже великим отцам Церкви, и мы лишь продемонстрировали, что и новейшие популярные атеистические аргументы являются не только неправильными, но и ошибочными как с точки зрения философии, так и логики.

Что значит всемогущество Бога?

Слово «всемогущий» буквально означает, что кто-то «может все». Как и с качествами всезнания и вездесущности – если Бог бесконечен и владеет суверенной властью (а мы знаем, что это правда), то Он также должен быть всемогущим. Он имеет всю власть над всем во все времена и во всех отношениях.

Иов говорил о Божьей силе в книге Иова 42:2: «Я знаю: все в Твоей власти, нет для Тебя невозможного, что бы Ты ни замыслил». Он признавал всемогущество Бога в осуществлении Своих планов. Моисею Бог напомнил, что Он имел всю власть для выполнения Своих целей в отношении израильтян: «Но Господь ответил Моисею: "Неужели бессильна рука Господня? Что же, смотри, сбудется Мое слово или нет!».

Самое убедительное проявление всемогущества Бога было при творении. Бог сказал: «Да будет…» и так было (Бытие 1:3, 6, 9 и т.д.). Человек нуждается в инструментах и материалах для создания, а Бог просто говорил, и силой Его слова все было создано из ничего. «Словом Господа созданы небеса, дуновеньем уст Его – все воинство их» (Псалтирь 32:6).

Божья сила также проявляется и в сохранении Его творения. Вся жизнь на Земле погибла бы, если бы не постоянное обеспечение Богом всем, что нужно для еды, одежды и жилья, все из возобновляемых ресурсов, удерживаемых Его силой как хранителя человека и животных (Псалтирь 35:6). Моря, которые покрывают большую часть земли и над которыми мы бессильны, погребли бы нас, если бы Бог не установил их пределы (Иова 38:8–11).

Всемогущество Бога распространяется на правительства и лидеров народов (Даниила 2:21), так как Он сдерживает их или позволяет им идти своим путем в соответствии с Его планами и целями. Его власть неограниченна в отношении сатаны и его демонов. Атаки сатаны на Иова ограничивались лишь определенными действиями. Он был ограничен неограниченной властью Бога (Иова 1:12, 2:6). Иисус напомнил Пилату, что тот не имел бы власти над Ним, если бы не был уполномочен Богом всей власти (Иоанна 19:11).

Будучи всемогущим, Бог может сделать все. Тем не менее, это не значит, что Бог потерял Свое всемогущество, когда Библия говорит, что Он не может делать определенные вещи. Например, в Евреям 6:18 сказано, что Он не может обманывать. Это значит не то, что Ему не хватает силы, чтобы солгать, но то, что Он выбирает не обманывать в согласии со Своим собственным моральным совершенством. Точно так же, несмотря на Его всесильность и ненависть к злу, Он позволяет злу происходить в соответствии с Его благой волей. Он использует определенные злые поступки, чтобы Его цели раскрывались, как например, величайшее зло из всех произошедших – убийство совершенного, святого, невинного Агнца Божьего для искупления человечества.

Как воплощенный Бог, Иисус Христос также является всемогущим. Его сила проявлялась в Его чудесах – многочисленных исцелениях, накормлении пяти тысяч (Марка 6:30–44), укрощении бури (Марка 4:37–41) и в высшем проявлении силы, воскресении Лазаря и дочери Иаира из мертвых (Иоанна 11:38–44; Марка 5:35–43) – это было примером того, что Он контролирует жизнь и смерть. Смерть является конечной причиной, по которой Иисус пришел – чтобы уничтожить ее (1 Коринфянам 15:22; Евреям 2:14) и привести грешников к праведным отношениям с Богом. Господь Иисус четко заявил, что имел власть отдать Свою жизнь и опять принять ее – факт, который Он аллегорически выразил, говоря о храме (Иоанна 2:19). Он имел силу призвать двенадцать легионов ангелов, чтобы спасти Его во время судебного разбирательства, если бы это было необходимо (Матфея 26:53), но Он в смирении принес Себя в жертву вместо других людей (Филиппийцам 2:1–11).

Великая тайна заключается в том, что эта сила может использоваться верующими, которые объединены в Боге через Иисуса Христа. Павел говорит: «И вот мне всего приятнее хвалиться своими слабостями, чтобы обитала во мне сила Христа» (2 Коринфянам 12:9). Божья сила проявляется в нас больше всего тогда, когда наши слабости сильнее обычного, потому что Он может «совершить неизмеримо больше, чем все то, о чем мы можем попросить или даже помыслить» (Ефесянам 3:20). Именно Божья сила продолжает удерживать нас в состоянии благодати, несмотря на наши грехи (2 Тимофею 1:12), и Его сила сохраняет нас от падения (Иуды 1:24). Его сила будет провозглашаться всем воинством небесным во веки веков (Откровение 19:1). Да будет это нашей постоянной молитвой!

Священник Иоанн Павлов

89. Об основных свойствах Бога

Все мы, христиане, веруем во единого Бога, Творца вселенной. А представляем ли мы себе, Кто наш Бог, каковы Его свойства? В какого Бога мы веруем? Увы, далеко не всегда мы это отчетливо себе представляем. Между тем наша вера непременно должна быть осмысленной, и хотя бы основные понятия о Боге мы обязательно должны иметь. Откуда же мы можем что-то знать о Боге?

На этот вопрос один мудрый человек отвечал, что Бог дал нам две книги, из которых мы можем узнать о Нем, первая книга - это Библия, а вторая - это книга природы. Важнейшей из них для приобретения знаний о Боге является Библия, потому что в ней Сам Господь лично открывает нам о Себе. На основании Библейского Откровения святые отцы создали истинное, чистое, безупречное христианское богословие. Что же говорит оно об основных свойствах Бога?

Прежде всего, наш Бог есть Бог Троица. Единый Бог троичен в Лицах, Он есть Троица - Отец, Сын и Святой Дух. Отец есть Бог, Сын есть Бог, Дух Святой есть Бог, и все Они трое есть один Бог. Почему три Лица есть один Бог? Во-первых, потому что Они едины во взаимной Своей Божественной любви. Во-вторых, потому что у всех Трех одна общая Божественная природа. Святые отцы приводили такое сравнение: если в комнате горят три светильника, то свет, которым они наполняют комнату, по своей природе и по своему действию есть один и тот же, хотя и происходит из трех разных источников. И в-третьих, Лица Троицы едины, потому что не разделены ничем: ни Своей волей, ни действием, ни пространством, ни временем.

Следующее свойство Бога - всемогущество. Наш Бог есть Бог всемогущий. Это означает, что Он ничем не связан и не ограничен в Своих действиях и может делать совершенно все, что Ему угодно. Как писатель имеет полную власть над своим романом, над его сюжетом и судьбой его героев, так и Господь имеет власть над Своим творением, то есть над всем, что есть во вселенной. Писатель в романе властен над жизнью и смертью своих героев, он может, например, сделать так, что какой-нибудь герой, упав с самолета, не разобьется, а останется жив и будет продолжать действовать в романе. Так и Господь в Своем произведении (а Его произведение - это наш реальный мир) может делать все, что Ему угодно. И в этом нет ничего удивительного, ведь Господь Сам установил законы материального мира, а потому и может их нарушать, когда захочет. Впрочем, Он имеет полное уважение к естественным законам и нарушает их нечасто.

Следующее из основных свойств Божиих - это вездесущие. Бог есть везде, и нет такого места, где бы не было Бога. При этом не нужно думать, что Бог разлит в пространстве так, как воздух или радиоволны. Нет, для Своего присутствия Он не нуждается ни в месте, ни в объеме, но Своими силами и энергиями Бог целиком присутствует во всякой точке, на всяком месте, во всякой вещи. Эти Божественные силы и энергии в нашем мире все поддерживают, во все проникают, все оживляют, всем управляют, все обновляют.

Следует также помнить, что вездесущие Бога относится не только к пространству, но и ко времени. Как в пространстве нет такого места, где бы не было Бога, так и во времени нет такого момента, в который бы Он отсутствовал. Бог не связан временем, как связаны мы. Человек всегда находится только в одной точке времени, существует только в один какой-то момент. Мы есть только сегодня, вчера нас уже нет, а завтра нас еще нет. Тем более нас нет через десять лет или в позапрошлом веке. Но Господь не зависит от условий времени и присутствует в каждой его точке - во все века, дни, часы и минуты мировой истории. Он одинаково, одним и тем же взглядом смотрит как на сегодняшний день, так и на любой другой день жизни отдельного человека или бытия мира в целом. «Бог не подлежит времени: время не существует для Бога… - говорит святитель Игнатий Брянчанинов. - Имеющее совершиться предстоит уже совершившимся лицу Божию».

Следующее свойство Бога - Его всеведение. От Бога ничто не скрыто, Он знает все. Собственно, это свойство логически следует из вездесущия: если Бог присутствует на всяком месте и во всякое время, то, конечно, во всем бытии нет ничего, что было бы Ему не известно. Господь, например, знает будущее именно потому, что взирает на него совершенно так же, как на настоящее.

Следующее свойство Бога - премудрость. Бог создал наш бесконечный и сложный мир, и только Он один знает смысл каждой вещи и каждого явления, их назначение, их конечную цель и пути достижения этой цели. «Мои мысли - не ваши мысли, ни ваши пути - пути Мои... но как небо выше земли, так пути Мои выше путей ваших, и мысли Мои выше мыслей ваших», - говорит Господь в книге пророка Исаии. Это совершенно понятно: ведь Бог есть абсолютная первопричина всякого существования и все законы бытия были установлены Им. Законы ли материального мира или законы нравственные, законы слова и понятия, смысла и разума, красоты и совершенства, порядка и гармонии - все это Им установлено, все это «из Него, Им и к Нему». Во всем без исключения Он есть Альфа и Омега, начало и конец, первый и последний. Бог чудесным и непостижимым образом промышляет обо всем, что есть в нашем мире. Согласно катехизису Промысл Божий заключается в том, что Бог сохраняет бытие и силы всего Им сотворенного, направляет их к благим целям, содействует всякому добру, а возникающее чрез удаление от добра зло пресекает или исправляет и обращает к добрым последствиям.

Премудрость Божия разлита повсюду, по всей вселенной - от огромных звездных систем до каких-нибудь микроскопических бактерий. Насколько премудро устроен человек! Или животные! Возьмем, например, жирафа. У жирафа очень длинная шея, и, чтобы закачивать кровь так высоко, в его организме имеется мощное сердце, способное создавать высокое давление. Однако когда жираф нагибается, например к воде, то возникает опасность кровоизлияния в мозг, потому что давление в голове при этом резко возрастает. И жираф неминуемо погиб бы, если бы в кровеносных сосудах его шеи не было нескольких особых клапанов, которые, когда он пьет, закрываются и предотвращают приток крови к голове. Так премудро устроена шея жирафа.

Или еще пример: верблюд. Верблюда называют «кораблем пустыни», и, действительно, все его устройство идеально подходит для путешествий в раскаленных пустынях. Верблюд может по многу дней обходиться без воды, к чему другие животные не способны. Перед путешествием верблюд запасает воду и иногда выпивает ее больше ста литров. У него имеется уникальный механизм, который позволяет запасать воду, распределяя ее по всему организму. Во время путешествия верблюд может потерять до трети собственного веса, сохраняя при этом свою работоспособность. Экономить воду верблюду помогает изменяемая температура его тела. Ночью эта температура падает, а днем постепенно повышается, что позволяет ему в раскаленной пустыне почти не чувствовать жары. Кроме того, верблюда защищает от жары еще и густая шерсть. Та же шерсть согревает его ночью, когда в пустыне бывает холодно.

Бывают там и песчаные бури, однако у верблюда и против них имеются особые средства защиты: очень длинные ресницы на глазах и специальные мышцы в носу, которые не дают песку попадать в ноздри. Для путешествий на большие расстояния у верблюда имеются один или два больших горба, которые состоят из запасов жира и позволяют ему обходиться в пути не только без воды, но и почти без пищи. Поистине удивительно и премудро устроено это животное! Как тут не вспомнить слова псалмопевца: «Вся премудростию сотворил еси…»

Но пойдем дальше и скажем о следующем свойстве Бога, нашего Создателя, может быть, самом главном из всех. Это свойство - любовь. Строго говоря, это даже не свойство, а имя нашего Бога. Всем известны слова апостола Иоанна: Бог есть любовь. Как же следует понимать эти слова? В чем проявляется любовь Божия? Во-первых, она проявляется, во внутренней жизни Божества - как любовь трех Ипостасей, а во-вторых, эта любовь Троицы изливается и вовне - на весь мир, на все творение Божие.

Уже в самом создании нашего мира видна Божественная любовь. Ибо, создавая мир и разумных существ - Ангелов и людей, Господь позволил быть чему-то иному, чем Он Сам. Ведь Бог никак не нуждался в творении мира. Если бы мира не было, внутренняя жизнь Божества не потерпела бы никакого ущерба и не стала бы беднее. Святые отцы говорят, что причина сотворения мира - переливающаяся через край любовь Лиц Троицы - Отца, Сына и Святого Духа. Господь хотел, чтобы был кто-то еще, кто разделил бы Его бытие, Его любовь, Его совершенство, Его славу. Так появился наш мир - следствие вечной любви Бога Троицы. Именно об этой любви говорит Христос, Сын Божий, небесному Отцу: Ты возлюбил Меня прежде основания мира…

Из чего еще видна любовь Бога? Она видна из того, что Бог не оставил наш мир погибнуть, когда через падение Адама он подпал под власть смерти и диавола. Адам изменил Богу, оскорбил Его, преступил Его волю, а Господь отвечает на это тем, что приходит в наш страждущий и непрерывно умирающий мир, чтобы пострадать вместе с ним и умереть ради его жизни и спасения. И причина такого снисхождения Бога есть не что иное, как Его любовь к человеку, даже к человеку грешному и падшему. По слову преподобного Силуана Афонского, именно любовь, и ничто другое, свела Бога с неба и привела Его на Крест.

Святой Силуан также говорит, что любовь Бога бесконечна и человек своими силами постичь ее не может. Постигается она только Духом Святым - кому сколько, по мере вместимости, даст Господь. Все святые, которым была открыта эта тайна, свидетельствуют, что любовь Бога невыразима на языке людей. Святитель Филарет Московский писал, что даже само Слово Божие, желая совершенно изобразить эту любовь, умолкло на Кресте.

Приведем еще слова современного подвижника, старца Паисия Святогорца. «Никто не может постичь, как Бог любит человека! - говорит он. - Его любовь ни с чем не сравнима! Она не имеет границ! Она так велика, что если человек почувствует хоть малую ее часть, то сердце его не выдерживает и растворяется, потому что сделано из глины». Так говорят святые о Божественной любви, которую они познали Духом Святым...

Итак, мы коротко рассмотрели основные свойства Бога, о которых говорит нам первая из двух данных человеку книг - Библия. Но ведь есть же еще и вторая книга, книга природы - что она нам может рассказать? Книга природы расскажет нам то же самое! Ведь это очевидно: раз обе книги написаны одним и тем же Автором, то они не могут друг другу противоречить. Рассматривая внимательно наш мир, можно найти подтверждение всем тем свойствам Божиим, о которых мы только что говорили. Эти свойства Творца отражаются в Его творении, подобно тому как у людей любое произведение несет на себе отпечаток личности автора. Например, услышав незнакомую музыку или посмотрев на незнакомую картину, часто можно определить их автора по тем или иным характерным чертам, присущим лишь ему одному.

Вот и создание Божие - оно несет на себе отпечаток свойств своего Создателя. В Символе веры сказано, что мы веруем во единого Бога Отца Вседержителя, Творца неба и земли. Символ веры был написан на греческом языке, а по-гречески слово «Творец» звучит как «Пойэтэс», что дословно означает «Поэт». Так что вполне можно было бы читать Символ веры и так: «Верую во единого Бога Отца Вседержителя, Поэта неба и земли…» И из этого следует, что наш мир есть как бы поэма, сочиненная Богом. И конечно, в ней сокрыты многие тайны Самого Поэта, то есть нашего Господа и Создателя.

Но здесь нам нужно сделать одно важное замечание. Хотя мир и является творением Божиим, однако нельзя забывать, что это творение было дважды повреждено - падением в мире Ангельском и падением Адама. Даже самого беглого взгляда на наш мир достаточно, чтобы увидеть это повреждение. Действительно, в мире есть зло, есть неправда, есть горе, есть болезни, есть смерть. Однако причина всего этого - не Бог, а свободные творения Бога, использующие во зло данную им свободу - то есть падшие ангелы и злонамеренные люди. Именно они являются причиной видимого нами мирового зла. Эту истину открывает нам первая Божественная книга - Библия, из книги же природы об этом нельзя узнать. И потому, если мы хотим, рассматривая мир, сделать правильные выводы о его Создателе, нам непременно нужно принять во внимание то, что говорит Библия о происхождении зла. Ибо в противном случае мы подвергаемся опасности приписать все мировое зло Богу и, таким образом, оправдать это зло и обожествить его.

Такое оправдание и обожествление имело место в языческих религиях Древнего мира. Например, если мы почитаем о жизни и похождениях греческих богов, то увидим, что эти так называемые боги совершали очень много мерзостей и запятнали себя самыми отвратительными злодеяниями. О похождениях богов кто-то говорил, что даже и малой их части было бы достаточно, чтобы покрыть вечным позором не только богов, но и простых смертных людей. Однако, несмотря на это, цивилизованные греки и римляне чтили своих богов, строили в честь них прекрасные храмы и воздавали им божеское поклонение. Происходило это по той причине, что люди пытались составить представление о Боге, глядя на Его творение - на наш мир. Конечно, они видели, что в мире есть много не только доброго, но и злого, не только прекрасного, но и безобразного. И вот, не имея Священного Писания и не зная, откуда происходит это зло и безобразие, они приписали его Богу, или, точнее, многим своим богам. Так появились на свет языческие лжерелигии. Но мы, чтобы избежать подобной ошибки, когда рассматриваем мир, должны всегда помнить, что не Бог является причиной мирового зла, но падшие ангелы и грешные люди. Если мы это помним, то всегда сможем сделать правильные выводы и составить верное представление о Боге, Создателе мира. Итак, принимая все это во внимание, посмотрим на окружающий нас мир и постараемся определить, какие его черты бросаются нам в глаза прежде всего?

Во-первых, это бесконечно простирающееся пространство и вечно продолжающееся время. О чем это говорит? Это говорит о том, что Бог наш бесконечен и вечен, ибо причиной бесконечности и вечности не может быть тот, кто сам ограничен пространством и временем.

Далее, глядя на вселенную, мы видим бесконечное количество материи и энергии. Ведь материя и энергия солнца, звезд и галактик не поддается никакому исчислению. И это значит, что наш Бог есть Бог всемогущий, ибо если бы Он не был таковым, то не мог бы стать причиной бесконечной материи и энергии, наблюдаемых нами во вселенной.

Что еще мы видим в мире? Мы видим, что в нем есть жизнь - живая природа, принципиально отличающаяся от неживой. И отсюда мы делаем вывод, что наш Бог - живой, так как причиной жизни не может быть тот, кто сам мертв.

Далее, глядя на разумных существ, то есть на людей, мы замечаем, что каждый человек есть единственная, неповторимая личность, на других непохожая. Рассуждаем аналогично: причиной личности не может быть тот, кто сам личностью не является, и, следовательно, Бог наш есть Личность.

Итак, подводя итог нашему исследованию, сделаем следующий вывод: Создатель мира есть бесконечное, вечное, всемогущее, живое, разумное Существо, и Это Существо есть Личность! Приведенное рассуждение является классическим, и его нередко можно встретить в христианской литературе.

Если мы пойдем далее, то увидим, что в природе можно найти указания и на более глубокие тайны нашего Создателя. В частности, на два самых главных христианских догмата - о Троице и о Богочеловеке. Догмат о Троице подтверждается, например, тем, что самые фундаментальные категории материального мира - троичны. Пространство наше трехмерное, время - трехсоставное, оно бывает прошедшим, настоящим, будущим. Материя существует в трех формах: твердом, жидком и газообразном. Из смешения трех основных цветов - красного, синего и зеленого - происходит все бесконечное разнообразие красок в нашем мире. Совершенно очевидно, что все это есть отражение троичности Создателя и является ярким свидетельством истинности Библейского Откровения о Троице.

В природе также можно найти указания и на другую, известную нам из Писания тайну, - о воплощении Бога. Согласно Библии, Христос имел две природы: Божественную и человеческую. Во время Его земной жизни проявлялись обе эти природы - иногда одна, иногда другая. «Не человеческая природа воскресила Лазаря, но и не Божество проливало слезы у его гроба», - говорит святой Иоанн Дамаскин. В физическом мире подобием Богочеловека является свет. В чем здесь подобие? Как свет, освещающий мир и дающий ему жизнь, исходит от солнца, так и Христос рождается от Бога Отца и приходит в мир, чтобы дать ему жизнь вечную. Однако на этом подобие не заканчивается. Из школьного курса физики мы знаем, что свет имеет двойную природу: иногда он проявляет себя как поток частиц, а иногда - как колебания волн. То есть свет соединяет в себе две природы, подобно тому как и Христос соединяет в Себе две несоединимые природы - Божество и человечество. Так что, может быть, еще и по этой причине Евангелие сравнивает Христа со светом - оно называет Его «Светом истинным, просвещающим мир»…

Итак, братия и сестры, узнавая из Библии и из природы свойства нашего Бога и Создателя, удивимся Его бесконечным совершенствам, Его силе и всемогуществу, Его непостижимой любви и премудрости. Ответим и сами на Его любовь своей любовью, на Его жертву своей жертвой, будем прославлять Его и словом, и делом, и молитвой, и всей нашей жизнью. Ибо если будем так поступать, то и Он сделает нас причастниками Своей непостижимой любви, Своей неизреченной славы, как и Сам говорит об этом в Писании: любящих Меня люблю и прославляющих Меня прославлю. Аминь.

"Грекам, а вслед за ними и римлянам всегда хотелось все знать. На этом основана вся античная цивилизация. Именно на этой неуемной, бурлящей и неутомимой жажде знания. И о Боге, когда они стали христианами, им тоже захотелось знать - может Он все или нет. Отсюда слово "Всемогущий" или "Omniрotens", один из эпитетов Юпитера в римской поэзии, которым очень любит пользоваться в своей "Энеиде" Вергилий. А Бог "неизречен, недоведом, невидим, непостижим" (это мы знаем не из богословия, нередко попадавшего под влияние античной философии, а из молитвенного опыта Церкви, из опыта Евхаристии - не случайно же каждый священник непременно повторяет эти слова во время каждой литургии), поэтому мы просто не в состоянии на вопрос "Может ли Бог все?" - ответить ни "да", ни "нет". Поэтому, кто виноват в боли, я не знаю, но знаю, кто страдает вместе с нами - Иисус " (с) Георгий Чистяков, "Размышления с Евангелием в руках" .


У каждого человека в жизни бывают моменты, когда он или она сомневается в Боге. И когда такой момент был у меня, знакомый священник сказал мне удивительную штуку, истину, которая с тех пор служит основой того, что я думаю о Боге. И, быть может, того, что Бог думает обо мне. Священник сказал мне, что Бог - не всемогущ. Вообще, нет философии более неблагодарной задачи, чем изобретать разные теодицеи. Потому что как не крутись, нельзя соединить всемогущество в смысле возможности сделать всё, что пожелаешь, с тем, что мы видим вокруг себя каждый день. Понятно, что всякие бредни по то, что, мол Бог добро дает, а зло - попускает, мне вообще кажутся кощунственными. Хуже напрямую причиненного зла только зло "попущенное", а по-русски - сделанное чужими руками, по злому умыслу или по безразличию.

Собственно, вопрос даже не в том, может ли Бог "всё" . Думаю, всем, кроме дюжины богословов, совершенно безразлично, может ли Бог создать пончик размером с Солнце. Вопрос в том, может ли Бог хотя бы что-нибудь из того, что мы Ему приписываем . Может вылечить мальчика, больного лейкемией? Может остановить руку пилота, готовящегося сбросить ядерную бомбу? Может сделать так, чтобы в мире голодала не пятая часть населения, а хотя бы десятая?

В Писании Бог многократно называется "могучим", "сильным", и даже "всемогущим", и вряд ли будет правильно просто закрыть глаза на эти слова. В чём же дело? Мне представляется, что мы, как обычно, забываем, что Бог - Иной, "Кадош". Любое слово, которое мы говорим о Нем, автоматически получает иное значение, чем оно имело до этого. По словам Иоанна Златоуста, "когда ты слышишь слова: "ярость и гнев", в отношении к Богу, то не разумей под ними ничего человеческого: это слова снисхождения. Божество чуждо всего подобного; говорится же так для того, чтобы приблизить предмет к разумению людей более грубых".

Что бы не означали слова "могущество" и "возможность" в отношении Бога - это не то могущество, которое мы себе представляем. Об этом же говорит Библия, которая приписывает всемогущество, например, верующему человеку, причем даже такому, чья вера далека от совершенства: "Eсли сколько-нибудь можешь веровать, все возможно верующему" (Мк. 9.23).

Собственно, всё, что я здесь пишу - самоочевидная банальность. И про то, что могущество Бога несколько отличается от могущества фараонов и консулов, и про то, что в отношении Бога, как говорит Златоуст, не стоит разуметь ничего человеческого в принципе. Проблема в том, что мы все остаемся людьми и продолжаем говорить о Боге человеческим языком, который постоянно изменяется, отражая скоротекущие реалии мира сего, коему он, язык, и принадлежит. Если когда-то Бога называли "царём" для краткости, потому что все знали, что такое царь, то теперь человеку надо сперва долго объяснять, что значит "царь" (это слово известно в основном из детских сказок, кстати, что очень небезопасно для веры), а потом долго, часто прибегая к (само)обману убеждать его (и себя) зачем и почему Бога надо называть именно этим странным словом. Так вот, мне представляется, что слово "всемогущий" в отношении Бога обесценилось и лишилось смысла даже в большей мере, чем слово "царь". Причём не просто лишилось смысла, а превратилось в эдакий тонкий троллинг, наподобие шутки, которую Яхвист, вложил в уста Бога, говорящего к Адаму: "Вот, Адам стал как один из Нас, зная добро и зло" (Быт. 3.22). Это слово как мантра повторяется в молитве - в ожидании, видимо, что читающий молитву убедит себя в том, что Бог-таки "всемогущ" настолько сильно, что, наконец, получит дивиденды "по вере своей". Но эффект, насколько я замечал, чаще выходит обратный - потому что на самом деле Бог очевидно не всемогущ. По крайней мере, Он не всемогущ в том смысле, в каком его всемогущество подносится в изрядной доле нашего предания: литургических текстов, иконографии, многих святоотеческих творений. Кроме того, к началу ХХI века сами понятия "власти" и "могущества" оказались скомпрометированы настолько, что употребление их для описания Бога для многих звучит просто кощунственно, в стиле "Зиг хайль Тебе, мой Фюрер, сущий на небесах".

"Принять такого Бога непросто человеку, который хо-чет видеть Его грозным и сильным, царствующим и об-лечённым в славу. Намного проще, когда Бог является в грозе, вихре, землетрясении и огне: «...и идет как буря злая, весь овеян чёрной мглой», - как писал Хомяков. Вот почему в конце концов человек приходит к отрица-нию Бога и кричит: «Бога нет!». Но именно в этом вопле в муках рождается пламенная вера. Вот оно - то про-странство, где начинается человек, его личная история и т.д. Можно вспомнить и Владимира Соловьёва с его юношеским атеизмом, и Эдит Штайн, и многих других, кто прошёл через резкое отрицание Бога и, возможно, именно поэтому пришёл к Нему " (с) Георгий Чистяков, "Путь, что ведёт нас к Богу" .

Ганс Гольбейн, "Мертвый Христос"