Псалтири для детей - православие детям - любовь - каталог статей - любовь безусловная. Псалмы, избранные для детей О важности чтения Псалтири за детей

Название:
Запись: ООО "Деоника"
Читает: Наталия Минаева и послушник Илья (Рыбаков)
Жанр: Аудиокнига
Язык: Русский, церковнославянский
Звук: mp3, 56 kbps, 44.1 kHz, stereo
Общее время звучания: 57 мин
Размер: 19,6 МБ

О аудиокниге: Этот предназначенный для детей диск содержит начала Псалтири - книги, входящей в состав Святой Библии. В этой удивительной книге ребёнок найдёт мудрые духовные советы-наставления на многие случаи жизни и обретёт прекрасные образцы покаяния. Исполненные духовной силы псалмы сохранят его под кровом Всевышнего, когда в час опасности он обратится к охраняющему его ангелу-хранителю молитвословиями псалмов. Эта книга даст пищу уму: она расскажет ребёнку в сжатой поэтической форме о сотворении мира, об истории народов и племён.

Вся Псалтирь состоит из 150 псалмов, сгруппированных в 20 глав (кафизм). На этом диске помещены семь псалмов, наиболее часто употребляемых в православном богослужении. Каждый псалом предварён комментарием, поясняющим смысл и значение этого псалма. Потом следует сам текст псалма сначала на церковно-славянском языке, а затем - на русском языке в переводе П.Юнгерова (Псалтирь в русском переводе с греческого текста LXX, с введением и примечаниями. Казань, 1915). Такая подача материала позволит ребёнку легче понимать и осмысленно воспринимать эти боговдохновенные тексты на слух и даже при желании поможет выучить их наизусть. Диск также может быть рекомендован для семейного прослушивания.

Предисловие
Псалом 1. Псалом Давида
Псалом 33. Псалом Давида, когда он изменил лицо своё пред Авимелехом, и тот отпустил его, и он ушёл
Псалом 50. В конец. Псалом Давида, когда приходил к нему пророк Нафан, после того, как он вошёл к Вирсавии, жене Урия
Псалом 90. Хвалебная песнь Давида
Псалом 102. Псалом Давида
Псалом 103. Псалом Давида о бытии мира
Псалом 150. Аллилуия

К каждому псалму идут пояснения. Псалом прочитывается на церковно-славянском и русском языках.

Псалтири для детей

Предисловие

Боголюбивый юный читатель!
Мы предлагаем тебе начала Псалтири — книги, входящей в состав Святой Библии. В твоей семье или в храме ты заметил, конечно, как часто читают эту книгу взрослые. Некоторые православные знают всю Псалтирь наизусть. И понятно почему: в Псалтири верующая душа находит все ей необходимое. С восторгом откликается она на то дивное вдохновенное славословие, хвалу и благодарение Богу, которые в изобилии излиты в псалмах. А какие прекрасные образцы покаяния обретаем мы в этих песнопениях!
Читая эту удивительную книгу, ты найдешь в ней мудрые духовные советы-назидания на многие случаи жизни. А когда захочешь обратиться ко Господу с просьбой, Псалтирь поможет тебе это сделать. Исполненные духовной силы псалмы сохранят тебя под кровом Всевышнего, когда в час опасности ты воззовешь к охраняющему тебя Ангелу-хранителю молитвословиями Псалтири. Эта книга даст пищу уму: она расскажет тебе в сжатой поэтической форме о сотворении мира, об истории народов и племен.
Вся Псалтирь состоит из 150 псалмов, сгруппированных в 20 глав (кафизм). В переводе с греческого «псалом» означает «песнь». Написаны псалмы на древнееврейском языке боговдохновенными псалмопевцами, жившими в ветхозаветную эпоху в Израиле. Ритмизованные, стихотворные тексты псалмов сопровождались игрой на струнных музыкальных инструментах. Один из таких инструментов назывался псалтирью. Псалмопение было важной частью ветхозаветного богослужения.
Около половины псалмов принадлежит Давиду. Давид был одновременно и царь, и воин, и пророк, и псалмопевец. Жил он за тысячу лет до Рождества Христова. Всем известен его подвиг: будучи еще простым пастухом, он вступил в единоборство с филистимским богатырем Голиафом и победил его. Но сила Давида была не в праще и камне, но в имени Господа Бога Саваофа, которым вооружен был Давид.
Из рода Давида надлежало родиться нашему Спасителю Господу Иисусу Христу, о Котором пророчествовал в своих псалмах Давид. Изучая Псалтирь, ты увидишь, что в ней предсказаны основные события из жизни Христа. В частности, Его распятие, воскресение, вознесение на небо, Его второе пришествие. Псалтирь позволит тебе глубже понять Евангелие. Ты увидишь, как на грех и немощь человека в Ветхом Завете Бог отвечает любовью Креста и Воскресением в Новом Завете.
Когда в IX веке по Рождестве Христове Библия была переложена на славянский язык, одной из первых книг была переведена Псалтирь. В благодарной памяти славян навечно останутся имена переводчиков — святых братьев Кирилла и Мефодия с учениками. Святой Кирилл изобрел славянский алфавит (кириллицу). В нем есть буквы, начертание которых непривычно для тебя, некоторых же букв и вовсе нет в современном русском языке.


Для того, чтобы ты мог читать по-церковнославянски, мы прилагаем славянскую азбуку. Конечно, нужно будет приложить труд, чтобы научиться правильно читать и понимать Псалтирь. Ведь за тысячу лет язык изменился: одни слова вышли из употребления, другие изменили свое значение.
Когда будешь читать Псалтирь на церковно- славянском языке, помни, что в этом языке нет звука «ё». Поэтому произноси не «моё», «твоё», «своё», но: «мое», «твое», «свое». Кроме того, четко произноси звук «о», не превращай его в звук «а». Читай: «поклонимся», а не «пакланимся», «помилуй», а не «памилуй» и так далее.
Призови Господа на помощь, и вскоре ты почувствуешь музыку славянского языка, поймешь, как он богат и выразителен, могуч и пластичен. Великий дар Божий — говорить о небесном и божественном на этом дивном языке! Только Церкви оставлен этот язык, чтобы высоким слогом говорить о высоком. И пусть не все тебе будет сразу понятно — не смущайся. Возрастешь духом — и откроются тебе глубины Писания.
Помни совет святителя Иоанна Златоуста: когда сядешь читать, то прежде помолись Богу, чтобы Он отверз твои очи сердечные. Когда читаешь, не только листы перевертывай, но внимай всем сердцем написанному. Молись так: «Господи Иисусе Христе! Отверзи мои очи сердечные, чтобы услышать мне слово Твое и уразуметь его и исполнить волю Твою» .
Попробуй заучить псалмы наизусть. Они пригодятся тебе не раз. Знание их на память сделает твою внутреннюю жизнь независимой от обстоятельств — ты сможешь находить тропинку к Богу в своем сердце, когда захочешь. Это к тому же, безусловно, разовьет твои способности к запоминанию, и речь твоя станет богаче, а слог — возвышенней.
Как и всякий труд, чтение псалмов укрепит твою волю. Незримая же благодать Божия научит тебя различать добро и зло, научит читать Псалтирь добрыми делами, видеть присутствие Божие в твоей жизни.
Мы помещаем в этой небольшой книжке только семь псалмов. Они наиболее часто употребляются в нашем православном богослужении. Надеемся, что всякий раз встреча с ними за богослужением будет для тебя радостной, а само служение в храме станет понятнее и ближе.
На жертвеннике чистого детского сердца ты вознесешь горячую молитву за твоих родных, друзей, за весь мир. Пламя этой молитвы будет хранить тебя от всего дурного, потому что Господу особенно дорого благоухающее молитвой маленькое сердце.
Бог тебе в помощь, дорогой юный друг и сомолитвенник!

ПСАЛОМ 1

Первый псалом, по мнению святых отцов, является основанием и началом всех псалмов, потому что говорит о блаженстве (духовной гармонии с Истиной), которая сообщается праведным. Кого Господь Иисус Христос называет в Священном Писании блаженными, ты можешь прочитать в Евангелии от Матфея, глава 5, стихи с 3 по 11 («заповеди блаженства»).
Давид в самом начале указывает, что есть два пути: блаженство праведных и гибель нечестивых. Хочешь ходить путем праведных — тщательно выбирай себе друзей и советчиков, чтобы не уклониться от Закона Господня. Блажен тот, кто размышляет о Законе, любит его и делает все по правилам его, т.е. в Законе поучается день и ночь. Нечестивые же не устоят на Страшном суде, грешные не пребудут в сонме праведных. Какой великий нравственный урок мудро преподает нам пророк!
Этот один из псалмов, которые ты слышишь в церкви в начале всенощного бдения.


Псалом 1. Псалом Давида

1 Блажен муж, который на собрание нече-
стивых не ходил, и на пути грешных
2 не стоял, и в обществе губителей не сидел,
Но в законе Господнем — воля его и зако-
3 ну Его он будет поучаться день и ночь. И
будет он, как древо, посаженное при исто-
ках вод, которое плод свой будет давать в
свое время, и лист его не отпадет. И все,
4 что он ни делает, будет благоуспешно. Не
так нечестивые, не так: но как прах, кото-
5 рый сметает ветр с лица земли! Посему не
восстанут нечестивые на суд и грешники в
6 собрание праведных. Ибо знает Господь
путь праведных, а путь нечестивых погибнет.

ПСАЛОМ 33

Это песнь благодарения, которую Давид вознес ко Господу, избежав опасности.
Псалом называется алфавитным: первый стих начинается с первой буквы древнееврейского алфавита (Алеф), второй стих — со второй буквы (Бет), и так далее — по числу букв в алфавите — всего 23 стиха. В древнееврейском тексте псалом особенно красив. Без сомнения, Давид обладал высоким поэтическим мастерством.
Псалмопевец призывает благодарить Господа за все, что происходит в нашей жизни, и в нищете духовной с упованием взывать к Нему. Господь не посрамит нашего упования.
Если ты выучишь этот псалом, то сможешь подпевать хору, когда в конце вечерни будет исполняться этот гимн.

Псалом 33. Псалом Давида, когда он изменил лице свое пред Авимелехом, и тот отпустил его, и он ушел.

Буду прославлять Господа во всякое время, хвала Ему — всегда на устах моих.
Господом будет хвалиться душа моя, да услышат кроткие и возвеселятся.
Величайте Господа со мною и все вместе превознесем имя Его.
Я взыскал Господа, и Он услышал меня, и от всех скорбей моих избавил меня.
Приступите к Нему и просветитесь, и лица ваши не постыдятся.
Сей нищий воззвал, и Господь услышал его, и от всех скорбей его избавил его.
Ополчится Ангел Господень вокруг боящихся Его и избавит их.
Вкусите и увидите, как благ Господь: блажен муж, уповающий на Него!
Бойтесь Господа, все святые Его, ибо нет недостатка у боящихся Его.
Богатые обнищали и взалкали, а ищущие Господа не будут лишены никакого блага.
Приидите, чада, послушайте меня, страху Господню научу вас.
Кто любит жизнь, хочет видеть добрые дни?
Удержи язык твой от зла и уста твои от лукавых слов.
Уклоняйся от зла и делай добро, ищи мира и стремись к нему.
Очи Господа (обращены) к праведным и уши Его — к молитве их.
Лице же Господне против делающих зло, чтобы истребить с земли память о них.
Воззвали праведные, и Господь услышал их, и от всех скорбей их избавил их.
Близок Господь к сокрушенным сердцем и смиренных духом спасет.
Много скорбей у праведных, но от всех их Господь избавит их.
Господь хранит все кости их, ни одна из 21 них не сокрушится.
Смерть грешников бедственна и ненавидящие праведнаго погрешат.
Избавит Господь души рабов Своих, и не погрешат все уповающие на Него.

ПСАЛОМ 50

Преткнуться, упасть может и праведник. Именно так случилось с Давидом. Но смотри, какой глубины покаяние принес он Богу, какова сила его слез!
Это самый употребительный в храме и на молитвенном правиле псалом. Он является образцом покаяния и в совершенстве выражает всю Псалтирь.
Ветхозаветное человечество не имело таинства Покаяния, которое есть у нас в Новом Завете. Помнишь, что в конце твоей исповеди в церкви батюшка читает над твоей головой молитву? Через эту молитву мы получаем прощение наших грехов. А в Ветхом Завете символом очищения от грехов служило окропление кающегося водой или кровью жертвенного животного. Делалось это с помощью пучка иссопа (горькой ароматической травы). Кающийся должен был принести в жертву животное. Если животное, после убиения, сжигалось полностью, тогда это называлось жертвой всесожжения. Именно о таком жертвоприношении говорит Давид.
Покаяние, которое приносит пророк в этом псалме, очень искренне и глубоко. Удивительно, что Давид, человек Ветхого Завета, произносит пронзительной силы покаянные слова в духе Нового Завета: Богу нужны не всесожжения, но сокрушенное и смиренное сердце, которое Господь не уничижит. Через тысячу лет после Давида Сам Христос скажет, что «кто унижает себя, тот возвысится» (Мф. 23: 12).
Постарайся уяснить смысл псалма. Выучи его наизусть. Ты будешь взрослеть, и все новые глубины будут тебе открываться в этом псалме.

Псалом 50. В конец. Псалом Давида, когда вошел к нему Нафан пророк,
После того, как он вошел к Вирсавии, жене Урия.

Помилуй меня, Боже, по великой милости Твоей и по множеству щедрот Твоих очисть беззаконие мое.
Многократно омой меня от беззакония моего, и от греха моего очисть меня.
Ибо беззаконие мое я сознаю, и грех мой всегда предо мною.
Тебе Одному я согрешил и лукавое пред Тобою сотворил, так что Ты будешь праведен в приговорах Твоих и победишь, когда Ты будешь судить.
Ибо вот, я в беззакониях зачат и во грехах родила меня мать моя.
Ты же истину возлюбил: неизвестное и тайное премудрости Твоей Ты явил мне.
Окропишь меня иссопом, и я очищусь, омоешь меня, и я сделаюсь белее снега.
Слуху моему доставишь радость и веселие: возрадуются кости смиренныя.
Отврати лице Твое от грехов моих, и все беззакония мои очисть.
Сердце чистое создай во мне, Боже, и дух правый обнови во внутренности моей.
Не отвергни меня от лица Твоего, и Духа Твоего Святаго не отними от меня.
Возврати мне радость спасения Твоего и Духом Владычественным утверди меня.
Научу беззаконников путям Твоим и нечестивые к Тебе обратятся.
Избавь меня от (пролития) кровей, Боже, Боже спасения моего! восхвалит язык мой с радостию правду Твою.
Господи! Открой уста мои, и уста мои возвестят хвалу Твою.
Если бы Ты восхотел жертвы, я дал бы, (но) ко всесожжению Ты не благоволишь.
Жертва Богу — дух сокрушенный, сердца сокрушеннаго и смиреннаго Бог не уничижит.
Облагодетельствуй, Господи, по Твоему благоволению, Сион, и да построятся стены Иерусалимския.
Тогда будешь благоволить к жертве правды, возношению и всесожжениям; тогда возложат на алтарь Твой тельцов.

ПСАЛОМ 90

Этот псалом, кроме богослужения, часто читают, когда хотят оградить себя от худого воздействия злых людей и духов злобы.
Кто как ни Господь есть наш Заступник и наше Прибежище? Призови Господа — и Он избавит тебя от тайных козней («сети ловчей»), от слов обидных («словесе мятежна»), от неожиданного злоумышления («вещь преходящая во тьме»), от явного и открытого вреда («встреча полуденная»), от духа лености и уныния («бес полуденный»). Человеку, к которому Господь приставляет Своих Ангелов, не могут повредить и самые злые и сильные животные: гадюка («аспид»), удав («змий») и даже убивающее одним взглядом и дыханием загадочное животное с головой петуха, туловищем жабы и тремя хвостами («василиск»).
Уповай на Господа — и не будешь посрамлен.

Псалом 90. Хвалебная песнь. Давида. Ненадписан у Евреев.

Живущий помощью Вышняго под кровом Бога небеснаго водворится,
Скажет Господу: «Ты — заступник мой и прибежище мое, Бог мой и уповаю на Него».
Ибо Он избавит тебя от сети ловцов и от мятежнаго слова,
Плечами Своими защитит тебя и под крыльями Его будешь безопасен, щитом оградит тебя истина Его.
Не убоишься ужаса ночи, стрелы, летящей днем,
Бедствия, постигающего ночью, болезни и полуденнаго беса.
Падет подле тебя тысяча, и десять тысяч направо от тебя, к тебе же не приблизится.
Только очами своими смотреть будешь и воздаяние грешникам увидишь.
Ибо (ты сказал:) «Ты, Господи, упование мое», Вышняго избрал ты прибежищем своим.
Не приступит к тебе зло, и язва не приблизится к жилищу твоему.
Ибо Ангелам Своим Он заповедает о тебе, — хранить тебя на всех путях твоих.
На руки возьмут тебя, чтобы не преткнулся ты ногою своею о камень.
На аспида и василиска наступишь, и попирать будешь льва и змея.
«Так как он на Меня уповал, то Я избавлю его, покрою его, ибо он познал имя Мое.
Воззовет ко Мне и услышу его, с ним Я в скорби, избавлю его и прославлю его,
Долготою дней насыщу его и явлю ему спасение Мое».

ПСАЛОМ 102

Господь — наш Небесный Отец. Он сотворил нас, Он заботливо печется о всех наших нуждах. И, конечно, наша душа ищет слова благодарности к Подателю всяческих. Благие (добрые) слова складываются в благословление Господа. Прекрасные вдохновенные благословления оставили нам библейские пророки и псалмопевцы. Мы часто слышим их в нашем христианском богослужении. Вот и сто второй псалом ты встретишь в составе шестопсалмия на утрени и в начале божественной литургии.
Тебе может показаться странным, что Давид обращается с призывами к своей душе («Благослови, душе моя, Господа»). Но это распространенный прием у творцов молитвословий как в Ветхом, так и в Новом Заветах. В Великом покаянном каноне преподобного Андрея Критского, который читается в церкви Великим Постом, множество таких взываний.
Через весь псалом проходит мысль о том, что милость Господня всегда почивает на боящихся Его. Кто боится Бога, тот боится совершать грехи. Кроткий, богобоязненный человек знает, что мы, как полевые (сельные) цветы: сегодня они цветут, а завтра уже завяли. Исполняй заповеди — и продлятся (обновятся) дни твои, как у орла (по легенде, орел живет так долго, потому что к нему возвращается юность).

Псалом 102. Псалом Давида.

Благослови, душа моя, Господа и вся внутренность моя — имя святое Его!
Благослови, душа моя, Господа и не забывай всех благодеяний Его:
Он прощает все беззакония твои, исцеляет все недуги твои,
Избавляет от могилы жизнь твою, окружает тебя милостью и щедротами,
Исполняет благия желания твои, обновится, как у орла, юность твоя.
Являет Господь милость и правду всем обижаемым.
Он явил пути Свои Моисею, сынам Израиля — желания Свои.
Щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив.
Не до конца будет гневаться и не во век негодовать.
Не по беззакониям нашим Он поступил с нами и не по грехам нашим Он воздал нам.
Ибо сколь высоко небо над землею, (столь же великую) милость Свою Господь мощно явил на боящихся Его.
Насколько отстоит восток от запада, (настолько) Он удалил от нас беззакония наши.
Как отец милует сынов, так Господь помиловал боящихся Его.
Ибо Он знает образование наше: помнит, что мы — прах,
Человек — что трава, дни его, как полевой цветок, так и он отцветает.
Как только дух прошел в нем, (его уже) не будет, и не узнает он более места своего.
Милость же Господня от века и до века на боящихся Его,
И правда Его на сынах сынов, хранящих завет Его и помнящих заповеди Его, чтобы исполнять их.
Господь на небе уготовал престол Свой и царство Его всем обладает.
Благословите Господа, все Ангелы Его, крепкие силою, исполняющие слово Его, слушающие глас слов Его.
Благословите Господа, все силы Его, слуги Его, исполняющие волю Его.
Благословите Господа, все дела Его, на всяком месте владычества Его.

ПСАЛОМ 103

Именно этим псалмом начинается в храме вечерня. В образно-поэтической форме описывает в нем Давид красоту и разумную благоустроенность окружающего нас мира. Дивны дела Божии на небе, в воздухе, на земле и в море. И от созерцания этой славы и великолепия дел Божиих душа псалмопевца приходит к восторженному благодарению Творца.
Чтобы лучше уяснить смысл псалма, перечитай первую главу книги Бытия. В согласии с Моисеем, Давид изображает Творца всяческих обитающим в неприступном свете. Пламенеющие любовию к Богу Ангелы с трепетом служат Ему. Наша Земля как бы дом, верхняя часть которого («превыспренняя») покрыта облаками. Облака, как и ветры, повинуются Божию Промыслу («восхождение»). Все в руке Божией, все устроено премудро в законах, данных Господом. Сама земля, в основании которой повеление Божие, никогда не опрокинется («не преклонится»).
Знают свои пределы и воды, и горы. Дожди и источники в долинах («в дебрех») напояют животных («онагри» — дикие ослы) и птиц, дают рост траве и злакам, питающим скот и человека. Ничто и никто не забыт Богом: ни могучие кедры ливанские, растущие в полях, ни гнездящиеся на самых высоких деревьях цапли (еродии). Для блага всего живого установлено Творцом чередование дня и ночи, труда и отдыха. И все сущее в морях, включая и самого большого обитателя морей — кита, играющего в воде («змий сей»), — все прославляет премудрость Творца. Все живое обратилось в прах, если бы Податель всяческих не имел попечения о Своем творении. И человек, как венец созидания, ответственен за этот прекрасный Божий мир. Нечестивым людям, не берегущим его, неразумно употребляющим дары Божии, грозит гнев Божий («да исчезнут грешницы от земли»). Хорошо бы всегда помнить эту мысль и бережно относиться к природе.

Псалом 103. Псалом Давида о бытии мира.

Благослови, душа моя, Господа! Господи, Боже мой!
Ты дивно велик, в славу и великолепие Ты облекся.
Ты одеваешься светом, как одеждою, простираешь небо, как кожаный покров (шатра),
Покрываешь водами высоты Свои, облака делаешь колесницею Своею, шествуешь на крыльях ветра.
Ты творишь Ангелов Своих духами и слуг Своих пламенем огненным.
Основал землю на тверди ея: не наклонится она во век века.
Бездна, как одежда, — покров ея.
На горах станут воды:
От прещения Твоего побегут, звука грома Твоего убоятся.
Восходят оне (как) горы и спускаются (как) равнины на место, которое Ты назначил им.
Предел положил Ты, котораго оне не перейдут, и не возвратятся, чтобы покрыть землю.
Ты направляешь источники в до-лины: среди гор текут воды,
Поят всех полевых зверей; дикие ослы (из них) утоляют жажду свою.
При них обитают птицы небесныя, из средины утесов издают голос.
Ты напаяешь горы с высот Своих: плодами дел Твоих насыщается земля.
Произращаешь траву для скота и зелень на пользу людям, чтобы доставить (им) пищу из земли.
И вино веселит сердце человека, чтобы лице (его) блистало (как бы) от елея.
Хлеб укрепляет сердце человека. Насытятся деревья полевыя, кедры Ливанские, которые Ты насадил,
Там устрояют гнезда птицы: жилище аиста управляет ими.
Высокий горы для оленей, каменистая скала — прибежище зайцам.
Он сотворил луну для (указания) времен, солнце познает запад свой.
Ты простираешь тьму и настает ночь, во время коей ходят все звери лесные,
Молодые львы, рыкающие о добыче, чтобы выпросить у Бога пищи себе.
Взошло солнце, и они собрались и легли в своих логовищах.
Человек (тогда) выходит на дело свое и на работу свою до вечера.
Как величественны дела Твои, Господи! Все премудро Ты сотворил.
Полна земля тварью Твоею.
Это море великое и пространное: там гады, коим нет числа, животные малые с великими.
Там плавают корабли, этот змей, котораго Ты создал, чтобы унизить его.
Все ожидают от Тебя пищи, чтобы Ты дал им благовременно:
Когда Ты дашь им, примут, когда Ты откроешь руку, все насытятся благом.
А когда Ты отвернешь лице, — смятутся, возьмешь дух их, и исчезнут и в землю свою возвратятся.
Пошлешь Духа Твоего, и будут созданы, и обновишь лице земли.
Да будет слава Господу во веки! Возвеселится Господь о делах Своих:
Он посмотрит на землю, и заставит ее трястись, прикоснется горам, и оне задымятся.
Буду петь Господу в жизни моей, воспою Богу моему, пока существую.
Да будет усладительна Ему (молитвенная) беседа моя, а я буду веселиться о Господе.
Да исчезнут 35 грешники с земли и беззаконники — чтобы их не было!
Благослови, душа моя, Господа!

ПСАЛОМ 150

Книга божественных псалмов заканчивается псалмом-хвалением. Псалмопевец призывает восхвалить Господа за Его безмерное величие и силу. Хваление это будет подобающе величественным, если зазвучат серебряные трубы, к ним подключатся и другие музыкальные инструменты — псалтирь, гусли, тимпан.
Святые своим очищенным духовным зрением видят, что все живое («всякое дыхание») непрестанно возносит хвалу и благодарение Творцу. В этой общей симфонии звучит и наш человеческий голос.

Псалом 150. Аллилуия.

Хвалите Бога во святых Его, хвалите Его на тверди силы Его.
Хвалите Его по силе Его, хвалите Его по чрезмерному величию Его.
Хвалите Его голосом трубы, хвалите Его на псалтири и гуслях.
Хвалите Его на тимпане и хором, хвалите Его на струнах и органе.
Хвалите Его на кимвалах доброгласных, хвалите Его на кимвалах громогласных.

Copyright 2018 Любовь безусловная

Все о религии и вере - "молитва за детей при чтении псалтири" с подробным описанием и фотографиями.

«Не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» - пишет апостол Павел христианам города Коринфа. Это означает, что человеку не хватит воображения представить, как выглядит другой мир, где он предстанет перед Богом лицом к лицу. Но когда умирает родственник или друг, хочется знать, что происходит с ним за гранью бытия. Когда и как молиться Богу, чтобы облегчить свою скорбь об ушедшем и путь его души в вечность? Церковные и домашние молитвы о новопреставленном при внимательном чтении дают христианину утешение и поучение.

Новопреставленным (т. е. только что представшим перед Богом) называют усопшего с момента смерти до года . За многие века в Православной Церкви установилось несколько обычаев поминать новопреставленных:

  • ежедневное чтение Псалтири со специальной молитвой;
  • сорокоуст, исполняемый в храме;
  • панихиды на 3-й, 9-й и 40-й день;
  • литии на могиле в дни общего поминовения усопших;
  • пожертвования, поминальные трапезы.

Благочестивые христиане стараются делать перечисленное и по истечении года. Таким образом облегчается участь умершего и исполняется заповедь Господа о любви к ближним.

Чтение Псалтири по новопреставленному

Когда тело умершего ещё находится в доме и ожидается прибытие священника для отпевания, родственники по очереди, включая ночное время, читают над усопшим Псалтирь . При отсутствии должного мастерства приглашают церковного чтеца или благочестивого мирянина, имеющего в этом опыт.

Для чтения устанавливают аналой (подставку для книги) или небольшой стол, располагая его в головах покойного, зажигают свечу. Не запрещено, наряду со свечой, использовать настольную лампу. При длительном чтении и крайней утомлённости чтец может продолжать молитву сидя, вставая только для поклонов на словах «Слава: и ныне: Аллилуйя» и молитвы, совершаемой после каждой кафизмы.

Друзья и родные могут тихо входить и выходить во время исполнения Псалтири, совершая молитву об усопшем родственнике по силам. Приглашённый чтец, по возможности, может читать всю ночь или ограничиться прочтением Книги Псалмов один раз . За понесённый труд ему предлагают денежное пожертвование, часть поминальной трапезы и просят молитв об усопшем.

Звучание псалмов у гроба новопреставленного успокаивает скорбь близких и вселяет надежду на милость Бога, с Которым очень скоро встретится душа умершего.

В день погребения верующие родственники и друзья покойного договариваются между собой продолжать чтение Псалтири до сорокового дня. Каждый берёт обязательство прочитывать какую-то одну кафизму ежедневно.

Молитва о новопреставленном

Псалтирь состоит из 20 кафизм , каждая из них поделена на три части. После каждой части делается по три поклона и читается короткая молитва:

«Упокой, Господи, душу раба Твоего (имя), прости ему прегрешения вольные и невольные, и даруй ему Царство Небесное» .

По окончании кафизмы читают молитву по усопшему до 40 дней, расположенную в конце Псалтири, в главе «О чтении Псалтири об усопшем». Если такой главы в книге нет, используют отдельно распечатанный текст.

Для осознанного чтения следует понимать значение некоторых слов и выражений , составляющих текст.

  • «в надежди живота вечного» - надеясь на вечную жизнь;
  • «отпущаяй грехи и потребляяй неправды» - эти слова относятся ко Господу, Который отпускает грехи и уничтожает неправые дела, сотворённые человеком;
  • «вольная и невольная согрешения» - грехи, сделанные намеренно и нечаянно;
  • «причастие вечных благих» - получить часть вечных благ;
  • «Аминь» - всё сказанное - истина.

Заказ сорокоуста в храме

Молитва на 3-й, 9-й и 40-й день

Поминовения в особые дни после смерти существовали ещё в язычестве. Желая освятить народные обычаи, Церковь постановила в установленные древностью сроки творить молитвы о душе усопшего. Человеческому разуму невозможно познать, что происходит в мире, где нет времени. Чтобы легче было представить загробный путь покойного, Церковь делит его на периоды:

3-й день, погребение

В третий день после смерти совершается Погребение (отпевание) - православный обряд с участием священника и обязательной молитвой близких. Погребение совершается над гробом покойного. В случае трагической смерти, когда тело не удаётся обнаружить, совершается заочное отпевание в храме.

Чин погребения очень продолжительный и в древности длился около двух часов. Сегодня он совершается сокращённо, до 20 минут. На участь усопшего это не повлияет, если родственники горячо молятся за его душу.

После обряда устраивается поминальная трапеза, на которую в старину приглашали нищих и убогих, прося их молитв об умершем.

9-й день, начало мытарств или «двадцати судов»

В этот важный день близкие собираются в храме, чтобы отслужить панихиду . Душа покойного, насладившись созерцанием райских обителей, готовится давать ответ за все содеянные неправды. К ней приступают бесы, напоминая даже самые мелкие проступки, относящиеся к двадцати видам грехов. Им отвечают Ангелы, указывая на добрые дела покойного или принесённое им церковное покаяние. Тяжело приходится душе, за которую Ангелы не могут дать ответ. Тогда на чашу весов кладутся молитвы близких, совершаемые в 9-й день и всё последующее время, до 40-го дня.

40-й день, определение места пребывания души

В 40-й день вновь собирается поминальная трапеза , в храме заказывается панихида. Можно продлить закончившийся сорокоуст или заказать чтение «Неусыпаемой Псалтири» в монастыре. Близкие покойного молятся, чтобы Бог помиловал душу и определил ей ожидать Страшного Суда в райском блаженстве.

К молитве лучше призвать как можно больше людей, творя милостыню от имени покойного. Обычно раздают угощение, деньги или одежду неимущим, говоря: «Помяните о упокоении раба Божиего (имя)». Берущий милостыню крестится и отвечает молитвой: «Помяни, Господи, раба Твоего во Царствии Твоем».

По прошествии 40 дней чтение Псалтири по усопшему прекращается , но его имя постоянно поминается при домашнем чтении кафизм или слушании их в храме. Достаточно на «Славе» мысленно произнести «Помяни, Господи, раба Твоего».

В отдельных случаях, по договорённости со священником, в храме может быть совершена заупокойная литургия.

Родительские субботы

До того как со дня смерти исполнится год, усопшего называют новопреставленным. Существует также обычай делать это только до 40-го дня. Обе традиции допустимы.

Каждую субботу в церкви совершаются заупокойные литии , на которые следует подать записку и свечу. В дни общецерковного поминовения - Родительские субботы - приносят продукты для служителей храма, чтобы те присоединились к молитве. В пакет с приношением хорошо вложить записку с именем умершего, обязательно пометив «за упокой».

По исполнении года со дня смерти над могилой устанавливается капитальный памятник (крест) и служится панихида. После этого усопший называется «приснопоминаемым» (о котором помнят вечно).

Домашняя молитва о новопреставленном

Почти все тексты, звучавшие в храме на отпевании и панихидах, можно использовать в домашней молитве за покойного. Найти их можно в молитвослове или Требнике . Обычно поминание новопреставленного совершается за утренним правилом, где этому посвящён отдельный текст.

Молитва за новопреставленного успокаивает горечь разлуки, позволяет духовно соединиться с ним, помочь его положению. Для более продолжительной молитвы существует «Канон за единоумершего», где для удобства поминовение ведётся в единственном числе. К канону можно присоединить акафист с тем же названием. Эти тексты находятся в богослужебных книгах, поэтому для чтения дома удобней купить в храме отдельное издание или распечатать из интернета. Существует традиция читать канон и акафист именно в сороковой день.

Посещая могилу, мирянин сам может пропеть тропари «Со духи праведных скончавшихся», «Со святыми упокой», «Вечная память».

Как правильно читать псалтырь дома

Псалтырь - книга священных гимнов или псалмов, большая часть которых написаны царем Давидом по наущению Духа Святого. В каждом псалме мы видим ту боль, радость, смятение или торжество, которые испытывал Великий Псалмопевец, когда создавал эти священные тексты.

Псалмы используются в богослужениях еще с ветхозаветных времен. И в наше время на службах мы слышим хоровое пение или чтение псалмов. Чтение Псалтыри в храме регламентируется Типиконом - богослужебным уставом.

В Православной церкви существует добрая традиция чтения Псалтыри келейно (дома). Читают Священную книгу или по соглашению - несколько верующих, прочитывая за день всю Псалтырь, или индивидуально, по кафизме (разделу Псалтыри) в день. Взяв на себя правило прилежно и внимательно читать Псалтырь дома христианин совершает малый подвиг, это и трудно, и одновременно приносит огромное успокоение душе.

Устава для чтения Псалтыри дома не существует. Но со временем сложились определенные правила, выполнение которых желательно.

  • Без благословения, взятого у батюшки, приступать к чтению псалтыри нельзя.
  • Прежде чем начать чтение, зажигается свеча или лампада. Огонь при чтении не зажигается только, если в данный момент находитесь в дороге.
  • Следуя совету преп.Серафима Саровского, читать Псалтырь надо вслух, негромко. Это облегчает восприятие священного текста не только разумом, но и слухом. «Слуху моему даси радость и веселие» (Пс.50,10).
  • Нельзя неправильно расставлять ударения в словах. Это грех. От неправильной расстановки ударений меняется смысл слова, искажается фраза.
  • Если сложно стоять, то разрешается читать Священную книгу сидя. Необходимо вставать, когда читается «Слава» и молитвы, с которых начинается и заканчивается чтение Псалтыри или кафизмы.
  • При выполнении правила не следует предаваться излишней страстности. Пусть чтение будет немного монотонным, лишенным театральности.
  • Не надо читать названия псалмов.
  • Не стоит унывать от того, что вначале непонятно, о чем говорится в псалмах. Постепенно раскрывается красота древних текстов, и смысл их становится понятен.
  • Вначале читаются « Молитвы перед началом чтения Псалтыри «.
  • Псалтырь делится на двадцать кафизм, те делятся на части тремя Славами. На Славах при домашнем чтении Псалтыри поминаются живые и усопшие.
  • Прочитав кафизму, обязательно чтение тропарей и молитвы.
  • Заканчивается Псалтырь чтением « Молитв по прочтении нескольких кафизм или всей Псалтыри «.
  • Не стоит страшиться ошибиться в чем-то или прочитать что-то неправильно, не по уставу. Искреннее покаяние, благодарность за все сделают молитву живой, невзирая ни на какие ошибки.

Все права на контент и дизайн защищены. Копирование материалов разрешено только с указанием первоисточника в виде активной не закрытой от индексирования поисковыми системами гиперссылки!

Порядок чтения Псалтири

Богослужебный устав чтения Псалтири оговорен в 17 главе Типикона. Вообще православное богослужение в основе своей состоит из Псалтири. Псалмы являются ядром, основанием службы. Из суточного богослужебного круга нет ни одного богослужения, в котором не используются псалмы, практически во всех последованиях Требника используются тексты из Псалтири.

Наряду с чтением кафизм на Вечерне, Утрене и Великопостных Часах в богослужениях используются отдельно псалмы (например Часы в основе своей имеют три псалма) и стихи из них (прокимны, запевы к стихирам).

За неделю в храмах Псалтирь обязательно прочитывается 1 раз полностью, в период Великого Поста давжды в неделю.

Для мирян Псалтирь стала незаменимой книгой в домашней молитве. Здесь нет особых указаний, как следовало бы читать Псалтирь дома, но общие правила схожи с богослужебными. Псалтирь читают с молитвами о здравии, о упокоении усопших, особо в периоды постов.

Устав чтения Псалтири на православном богослужении

Период когда на Утрене читается по две кафизмы

Период:

  • От Недели Антипасхи до отдания Воздвижения
  • От 20 декабря до 14 января по церковному календарю
  • В мясопустную и сырную седмицы

В будние дни, если служится полиелейная утреня или бдение, то на Вечерне накануне праздника рядовая кафизма опускается, а вместо нее поется 1-й антифон 1-й кафизмы (“Блажен муж”).

Период когда на Утрене читается по три кафизмы

Период:

  • От отдания Воздвижения до 20 декабря(ст.ст.)
  • От 15 января(ст.ст.) до субботы перед Неделей о блуном сыне

Примечание: В будние дни, если служится полиелейная утреня или бдение, то на Вечерне накануне праздника рядовая кафизма опускается, а вместо нее поется 1-й антифон 1-й кафизмы (“Блажен муж”). На Утрене читается 2 кафизмы, а третья рядовая – на Вечерне, вместо 18-й.

В период Великого Поста

Примечание: Если на воскресной Утрене поется полиелей, то чтение 17-й кафизмы отменяется, читаются только 2-я и 3-я.

если в четверг – Благовещение,

тогда Великий Канон

читается во вторник

Псалтирь не читается в период от Великого Четверга Страстной седмицы до Фоминой недели (антипасхи). В течении этих десяти дней отменяется всякое чтение Псалтири как в храмах, так и келейно. Во всех остальных случаях Псалтирь читается мирянами.

В келейном чтении принято деление кафизм на три Славы. Перед и после кафизмы читаются особые молитвословия.

Перед началом чтения кафизмы или нескольких кафизм:

Моли́твами святы́х оте́ц на́ших, Го́споди Иису́се Христе́ Бо́же наш, поми́луй нас.

Aминь. Царю́ Небе́сный. Трисвятое. И по Отче наш…

Господи помилуй (12 раз)

Прииди́те, поклони́мся Царе́ви на́шему Бо́гу. (поклон)

Прииди́те, поклони́мся и припаде́м Христу́, Царе́ви на́шему Бо́гу. (поклон)

Прииди́те, поклони́мся и припаде́м Самому́ Христу́, Царе́ви и Бо́гу на́шему. (поклон)

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь

Аллилуия, аллилуия, аллилуия. Слава Тебе, Боже. (трижды)

Господи помилуй (трижды)

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу,

и ныне и присно и во веки веков. Аминь

После чтения кафизмы Трисвятое, тропари и молитва по кафизме

Достойно есть яко воистину блажити Тя, Богородицу, Присноблаженную и Пренепорочную и Матерь Бога нашего.

Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу Тя величаем.

Слава, и ныне. Го́споди, поми́луй (трижды).

Го́споди Иису́се Христе́, Сы́не Бо́жий, моли́тв ра́ди Пречи́стыя Твоея́ Ма́тере, си́лою Честна́го и Животворя́щаго Креста́ и святы́х Небе́сных сил безпло́тных, и преподо́бных и богоно́сных оте́ц на́ших, и Свята́го проро́ка Дави́да, и всех святы́х, поми́луй и спаси́ мя, гре́шнаго, я́ко Благ и Человеколю́бец. Аминь.

Молитвы о здравии и упокоении на Славах

Спаси, Господи, и помилуй отца моего духовнаго (имя), родителей моих (имена), сродников (имена), начальников, наставников, благодетелей (имена) и всех православных христиан.

Упокой, Господи, души усопших раб Твоих: родителей моих, сродников, благодетелей (имена) и всех православных христиан, и прости им вся согрешения вольная и невольная, и даруй им Царствие Небесное.

Чтение псалмов в дни седмицы (в течении недели)

В воскресенье – Пс. 23

В понедельник – Пс. 47

В пятницу – Пс. 92

В субботу – Пс. 91

Чтение псалтири на всякую потребу

Преподобный Арсений Каппадокийский использовал псалмы для благословения, подходящие к различным случаям; особенно в тех случаях, когда не имелось церковного чинопоследования на особую потребность. Греческий первоисточник можно найти в издании “0 Герон Паисиос” иеромонаха Христодула, Святая Гора Афон, 1994 год.

Предметный указатель псалмов

Сельское хозяйство : 1, 26, 30, 50, 52, 62, 66, 71, 83, 124, 147, 148.

Животные враждебные : 63, 123, 147.

Здоровье телесное : 5, 12, 28, 36, 37, 44, 56, 58, 63, 79, 86, 88, 95, 102, 108, 122, 125, 128, 145, 146.

Здоровье душевное : 4, 7, 8, 9, 11, 24, 27, 41, 55, 56, 60, 61, 69, 70, 80, 81, 84, 97, 100, 103, 128, 136, 138.

Здоровье женщины : 18, 19, 40, 67, 75, 10 142, 145.

Законы и правительство : 14, 16, 32, 36, 47, 51, 59, 72, 82, 84, 93, 101, 108, 110, 137, 140, 141, 143.

От нечистых духов : 5, 6, 8, 9, 13, 33, 57, 65, 90, 94, 96, 121.

Мир и война : 26, 33, 42, 73, 78, 93, 107, 111, 117, 118, 120, 127, 131, 132, 135, 140, 141, 143.

Мир в семье и между друзьями : 10, 19, 22, 35, 41, 43, 45, 54, 65, 76, 86, 94, 109, 116, 126, 127, 139.

Общественные вопросы : 20, 32, 35, 38, 51, 53, 59, 77, 80, 81, 87, 93, 101, 110, 112, 113, 114, 119, 124, 137, 140.

Духовные вопросы : 3, 9, 24, 25, 29, 49, 50, 57, 72, 91, 98, 99, 100, 104, 105, 108, 115, 119, 130, 134, 136, 149.

Путешествия : 28, 29, 31, 92, 135, 150.

Работа : 2, 38, 39, 46, 48, 51, 52, 57, 60, 64, 74, 81, 83, 100, 101, 103, 129, 137, 140, 144.

Благодарственные и хвалебные : 33, 65, 66, 91, 95, 96, 102, 103, 116, 145, 149, 150.

Прославляющие Бога : 8, 17, 92, 102, 103.

Назидательные : 1, 32, 40, 45, 84, 89, 100, 111, 126.

Изливающие скорбь : 3, 12, 16, 37, 54, 87, 141, 142.

Выражающие надежду на Бога : 53, 85, 90, 111, 120.

С просьбой о защите и помощи : 3, 4, 24, 40, 54, 69, 142.

Выражающие радость : 32, 83, 114.

  • Чтобы уберечься от тяжких грехов: 18
  • Против нападений бесовских: 45, 67
  • При обвинениях и клевете, воздвигающихся на тебя: 4, 7, 36, 51
  • Когда видишь гордыню и злобу многих, когда нет у людей ничего святого: 11
  • Для смирения духа: 5, 27, 43, 54, 78, 79, 138
  • Когда враги продолжают искать твоей погибели: 34, 25, 42
  • В благодарность за победу над врагом: 17
  • Во время скорби и в несчастиях: 3, 12, 21, 68, 76, 82, 142
  • При унынии и в безотчетной скорби: 90, 26, 101
  • В защиту от врагов, в напастях, при кознях человеческих и вражьих: 90, 3, 37, 2, 49, 53, 58, 139
  • В обстояниях, чтобы Господь услышал молитву твою: 16, 85, 87, 140
  • Когда просишь милости и щедрот у Бога: 66
  • Если желаешь научиться, как должно приность благодарение Господу: 28
  • Чтобы не скупиться и подавать милостыню: 40
  • Восхваляя Господа: 23, 88, 92, 95, 110, 112, 113, 114, 133, 138
  • В болезнях: 29, 46, 69
  • В смятении душевном: 30
  • В душевном уязвлении: 36, 39, 53, 69
  • В утешение угнетаемым: 19
  • От порчи и колдунов: 49, 53, 58, 63, 139
  • Когда имеешь потребность исподевания истинного Бога: 9, 74, 104, 105, 106, 107, 117, 135, 137
  • О прощении грехов и в покаянии: 50, 6, 24, 56, 129
  • В радости духовной: 102, 103
  • Когда слышишь, что хулят Промысл Божий: 13, 52
  • Чтобы не соблазниться, когда видишь, что нечестивые благоденствуют, а праведные терпят скорби: 72
  • В благодарность за всякое благодеяние Божие: 33, 145, 149, 45, 47, 64, 65, 80, 84, 97, 115, 116, 123, 125, 134, 148
  • Перед выходом из дома: 31
  • В дороге: 41, 42, 62, 142
  • Перед посевом: 64
  • От покраж: 51
  • От потопления: 68
  • От мороза: 147
  • В гонениях: 53, 55, 56, 141
  • О даровании мирной кончины: 38
  • О желании переселиться в вечные селения: 83
  • По усопшим: 118
  • Если одолевает лукавый: 142, 67

Псалмы, употребляемые на богослужениях

Утреня: Начало: 19, 20. Шестопсалмие: 3, 37, 62, 87, 102, 142. Перед каноном: 50. Хвалительные псалмы: 148, 149, 150.

Часы: Первый: 5, 89, 100. Третий: 16, 24, 50. Шестой: 53, 54, 90. Девятый: 83, 84, 85.

Вечерня: Предначинательный: 103. “Блажен муж”: 1. На “Господи, воззвах”: 140, 141, 129, 116. В конце вечерни: 33 (только Великим постом).

Молебны : о болящем: 70, благодарственный: 117, Новый год: 64, путешествующим: 120, просительный молебен: 142.

Чтение Псалтири по усопшим

Обычай читать Псалтирь по усопшим восходит к глубокой древности, чтение это несомненно приносит им великое утешение само по себе, как чтение слова Божия, и как свидетельствующее о любви к ним и памяти о них живых собратий. Приносит оно им и великую пользу, ибо приемлется Господом как приятная умилостивительная жертва во очищение грехов поминаемых – так же, как приемлется Им вообще всякая молитва, всякое доброе дело.

Псалмы должно читать с умилением и сокрушением сердечным, не торопясь, со вниманием вникая в читаемое. Наибольшую пользу приносит чтение Псалтири самими поминающими: оно свидетельствует о большой степени любви и усердия к поминаемым их живых собратий, которые сами лично хотят потрудиться в память их, а не заменять себя в труде другими.

Господом подвиг чтения будет принят не только как жертва за поминаемых, и как жертва за самих приносящих ее, трудящихся в чтении.

Конечно принимать на себя чтение Псалтири при гробе усопшего может тот, кто к этому способен и располагает определенными знаниями, подобающими для служения священному делу. Жертвенный порыв поминающих родственников или друзей покойного может во многом, но не во всем восполнить их слабую подготовленность. Кроме того, чтение Псалтири при гробе должно быть по возможности непрерывным, а для этого необходимо несколько сменяющихся чтецов. Поэтому существует обычай приглашать для священного чтения способных к нему людей, присоединяя к этому приглашению подачу милостыни за поминаемых. Однако в любом случае долг внимания к слову Божию и молитвы за душу умершего лежит не на одном чтеце Псалтири, но и на домашних родственниках усопшего.

Само чтение Псалтири по усопшим бывает двух родов. Первый – это сугубое чтение Псалтири над гробом почившего в ближайшие дни и недели по его кончине – например, до 40-го дня. Чтение боговдохновенных псалмов Давидовых в идеале должно быть ежедневным частным занятием православных христиан, поэтому распространен обычай соединять келейное (домашнее) чтение Псалтыри с поминанием живых и усопших – таков другой род чтения Псалтири с поминовением.

Если Псалтирь читается только за усопшего, перед первой кафизмой обязательно читается Канон за единоумершего. После канона – “Достойно есть..” и далее до конца, как указано в чине келейного чтения Канона за единоумершего.

Когда псалтирь читается у гроба усопшего, то сначала присутствующим иереем совершается Последование по исходе души и тела. За тем чтец начинает чтение Псалтири

По окончании всей Псалтири чтец читает опять Канон за единоумершего и после него снова начинается чтение Псалтири, и так повторяется во все время чтения Псалтири за усопшего.

“При чтении Псалтири при гробе усопшего, – пишет владыка Афанасий (Сахоров) в своем исчерпывающем исследовании “О поминовении усопших по Уставу Православной Церкви”, – нет нужды читать по кафизмам назначенные для обычного келейного правила тропари и молитвы. Более соответственным будет во всех случаях, и после каждой “Славы:”, и после кафизмы, читать специальную поминальную молитву. Практика Древней Руси освятила употребление в этом случае того заупокойного тропаря, которым должно завершаться келейное чтение заупокойных канонов: “Помяни, Господи, душу усопшего раба Твоего”, причем во время чтения полагается пять поклонов, в самый тропарь читается трижды. Согласно той же старинной практике, чтение Псалтыри за упокой предваряется чтением Канона за умершего, после которого начинается чтение Псалтири. По прочтении всех псалмов опять прочитывается заупокойный Канон, после которого снова начинается чтение первый кафизмы. Такой порядок продолжается во всё время чтения Псалтири за упокой”.

Сейчас получила распространение и несколько другая традиция чтения Псалтири у гроба: по первой и второй “Славе:” кафизмы, читается молитва “Помяни, Господи Боже наш. “, а по окончании кафизмы, читаются тропари покойны (а не тропари по окончании данной кафизмы) и положенная после кафизмы молитва. Такой порядок чтения рекомендуется в Псалтири издания Московской Патриархии (1973 г.) и некоторых других изданиях.

При чтении Псалтири при гробе усопшего, следует учитывать традицию и всякий раз предварять чтение 1-ой кафизмы чтением заупокойного канона.

В заключение остается лишь добавить, что любому чтецу Псалтыри (опытному или не опытному), приличнее стоять, как человеку молящемуся (в ногах у гроба усопшего), если особенная крайность не заставляет его сесть. Небрежность в этом деле, как и при соблюдении других благочестивых обычаев, оскорбительна и для священного обряда, благословляемого Святой Церковью, и для слова Божия, которое при небрежности читается как бы в несоответствии с намерением и чувством молящегося христианина.

Последование при чтении Псалтири по усопшим

Чтение каждой кафизмы начинается с молитвословия:

Приидите, поклонимся Цареви нашему Богу.

Приидите, поклонимся и припадем Христу, Цареви нашему Богу.

Приидите, поклонимся и припадем Самому Христу, Цареви и Богу нашему.

(При чтении кафизмы по каждой “Славе” (которая читается как “Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, И ныне и присно и во веки веков Аминь”) произносится:

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, И ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Аллилуиа, Аллилуиа, Аллилуиа слава Тебе, Боже! (трижды.),

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу.

(Затем читается молитвенное прошение за усопшего “Помяни, Господи Боже наш. ”, находящееся в конце “Последования по исходе души”, и на нем поминается имя усопшего с присоединением (до сорокового дня со дня смерти) слова “новопреставленного):

Помяни, Господи Боже наш, в вере и надежди живота вечнаго преставльшагося раба Твоего, брата нашего [имярек] и яко Благ и Человеколюбец, отпущаяй грехи, и потребляяй неправды, ослаби, остави и прости вся вольная его согрешения и невольная, избави его вечныя муки и огня геенскаго, и даруй ему причастие и наслаждение вечных Твоих благих, уготованных любящым Тя: аще бо и согреши, но не отступи от Тебе, и несумненно во Отца и Сына и Святаго Духа, Бога Тя в Троице славимаго, верова, и Единицу в Троице и Троицу во Единстве, православно даже до последняго своего издыхания исповеда. Темже милостив тому буди, и веру, яже в Тя вместо дел вмени, и со святыми Твоими яко Щедр упокой: несть бо человека, иже поживет и не согрешит. Но Ты Един еси кроме всякого греха, и правда Твоя, правда во веки, и Ты еси Един Бог милостей и щедрот, и человеколюбия, и Тебе славу возсылаем Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Затем продолжается чтение псалмов кафизмы). По окончании кафизмы читается:

Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас. (Читается трижды, с крестным знамением и поясным поклоном.)

Молитва ко Пресвятой Троице

Пресвятая Троице, помилуй нас; Господи, очисти грехи наша; Владыко, прости беззакония наша; Святый, посети и исцели немощи наша, имене Твоего ради.

Господи, помилуй. (трижды) ;

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу и ныне и присно и во веки веков. Аминь

Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго

Со духи праведных скончавшихся душу раба Твоего, Спасе, упокой, сохраняя ю во блаженной жизни, яже у Тебе, Человеколюбче

В покоищи Твоем, Господи: идеже вси святии Твои упокоеваются, упокой и душу раба Твоего, яко Един еси Человеколюбец

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу:

Ты еси Бог, сошедый во ад и узы окованных разрешивый, Сам и душу раба Твоего упокой

И ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Едина Чистая и Непорочная Дево, Бога без семене рождшая, моли спастися души его.

Господи, помилуй (40 раз)

(Затем читается молитва, положенная по окончании кафизмы.)