Кто такой левиафан. Легенды и мифы. В руках он держит крест и меч. В своей книге Гоббс обосновал теорию возникновения государства и общества, человек, по его мнению, изначально обладает злой природой, в этом причина постоянной «войны всех против всех»
Анна Бартули
Знаете ли вы, что
- Режиссер Андрей Звягинцев был впечатлен нашумевшей в свое время историей американца по фамилии Химейр. Местный цементный завод решил отобрать у него землю. Мужчина сначала долго пытался восстановить справедливость, обращался в суд, но ничего не помогало. Тогда он забрался в мощный экскаватор и напрочь разрушил само здание завода, а также несколько строений вокруг, а потом свел счеты с жизнью. Эта история и стала заделом для будущей картины. Причем режиссер поначалу собирался и своего персонажа усадить в трактор, но эта идея отпала в процессе работы над лентой.
- Первый вариант материала для фильма был написан талантливым сценаристом Олегом Негиным уже в декабре 2010 года. Он имел рабочее название «Батя». Однако продюсер Александр Роднянский был раздосадован тем, что сценарий полон ругани и ненормативной лексики. Из-за этого проект решено было придержать.
- В качестве натуры для съемок киноленты рассматривалось много российских провинциальных городов, в том числе Астрахань и Владимир. Однако наиболее гнетущая атмосфера безысходности обнаружилась только на Кольском полуострове.
- Актер Алексей Серебряков чрезвычайно сложно и долго вживался в образ Николая. Он на два месяца переехал в поселок Териберка и напрочь отсек все контакты с внешним миром, выключил телефон, не пользовался интернетом и так далее. О результате можно судить, посмотрев кино.
- Работу над картиной производили более восьми десятков человек. Нужно было завершить съемочный процесс до середины сентября, так как согласно местным статистическим данным, именно в это время должен был выпасть первый снег. Вся работа растянулась на два месяца и семь дней, что стало предметом грустных шуток.
- Основных персонажей в кино целых восемь, что вовсе не свойственно Звягинцеву. Второстепенных же наберется более пятнадцати.
- Актрисе Анне Уколовой, чтобы принять участие в проекте, пришлось поправиться на добрые 15 килограммов, о чем ее просил сам режиссер.
- Эпизод, где муха бессильно бьется о стекло в то время, когда адвокат Дмитрий составляет жалобу на мэра, получился совершенно случайно. Режиссер случайно заметил ее, пока готовилась сцена и попросил оператора снять такую красивую аналогию с попытками людей повлиять хоть на что-нибудь.
- Обглоданный морем и птицами белоснежный скелет белого кита монтировали бутафоры. На работу у них ушло полных шесть дней.
- Во время съемки того, как Паша и Анжела предлагают Роме принять их опекунство, декорация дома Николая неожиданно загорелась. К счастью, пожар удалось быстро локализовать.
- Писатель, а также журналист Д. Л. Быков высказал мнение, что Андрей Звягинцев – единственный человек, которые не побоялся отметить, какую роль сыграли во всем церковь и священники.
Больше фактов (+8)
Сюжет
Осторожно, текст может содержать спойлеры!
Автослесарь по имени Николай Сергеев тихо живет себе на берегу небольшой бухточки, в выстроенном собственноручно его отцом доме, с женой и сорванцом-сынишкой. Он хороший человек, его уважают в соседнем городке Прибрежный и охотно приезжают на его СТО. Он дружит с местным полицейским Поливановым, а также полковником ДПС Дегтяревым, а за плечами у него служба в горячих точках со столичным адвокатом Димой.
Однажды продажный мэр Шелевят решает, что ему срочно понадобился как раз то клочок земли, который принадлежит Николаю, где стоит дом, а также станция техобслуживания. Он назначает смехотворную выкупную сумму практически сгоняя семейство с территории и не давая ничего взамен. Сергеев просит помощи у адвоката Дмитрия, и тот, отложив все дела, приезжает спасать друга. Суд дважды выносит приговор в пользу мэра, после чего товарищи решают собрать компромат на коррумпированного главу города и этим его шантажировать.
Николай отправляется поговорить с Шелевятом, но его запирают в полицейском участке, его супруга Лиля тем временем изменяет ему с Димой, а тот обещает забрать ее в Москву. На пикнике Сергей раскрывает ее измену, мужчины ввязываются в драку, но после этого женщина все же возвращается к законному супругу, и тот, любящий ее до безумия, прощает все. Но не прощает сын Ромка. Расстроенная женщина уходит из дома, но не появляется на работе. Телефон ее молчит, на рассвете ее тело находят в бухте: кто-то проломил ей голову.
Николая обвиняют в убийстве жены, он получает 15 лет тюрьмы, а Рому собираются отправить в интерна, но его берут под опеку Поливановы. Финальная сцена поражает своей безысходностью – из храма выходит мэр с семьей, и не разразился гнев господний, не засверкали молнии. Тишина и покой.
Отзывы о фильме «Левиафан»
Рецензии на фильм «Левиафан»
- Эдуард Богомолов
4 июня 2017
Оценка фильма
9
из 10
Россия убивает
Четвертый фильм Андрея Звягинцева, который произвел на западе настоящий фурор и был отмечен множеством наград и номинаций. Лучший сценарий на Каннском кинофестивале, а также номинация на “Оскар” за лучшую иностранную картину. Не исключается, что поводом к такой любви стала политическая ситуация и небольшая неприязнь западной аудитории к российской… Нет комментариев 4 - Сергей Половинко
27 мая 2017
Оценка фильма
6
из 10
Левиафан выйди вон
Андрей Звягинцев незаурядный российский режиссер, всегда выделялся среди соотечественников умением создавать положительную ауру вокруг российского кино. Отхвативший в 2003-м в Венеции Золотого Льва и еще 4 награды, а также восторженную критику, он показал, что в России могут снимать настоящее кино…
Левиафаном в библейской мифологии зовется чудовищное, огромное и сильное существо. Обиталище его где-то в глубине, но не морской, ибо библейское понятие глубины – космос. То есть глубина как раз над головами, а не под ногами. И именно в самом низу высшей глубины и проживал Левиафан, порою опускаясь в моря и океаны человеческие, где разрушал и топил лодки и корабли.
Если брать смысл прямой, то в Библии Левиафан означает «изгибающийся, извивающийся». По сути, огромное чудовище, обитающее в море. Это чудовище, которое олицетворяет собой самые страшные силы земли. В некоторых местах это понятие обозначают как дракон, крокодил, бегемот. Он является символом тайны Божественного сотворения, ее непостижимости.
Его зовут и большим чудовищем из воды, на Ниле оно наводило ужас на жителей, и по всей вероятности, являлось крокодилом. О чудовище среди моря и кораблях говорится у Иова. В данном случае речь может идти об огромном ките, поскольку крокодил в морях не живет. Левиафаном можно также назвать огромных змей, которые извиваются и образуют клубок. Так можно называть и дракона.
Кто написал левиафан?
Произведение «Левиафан» создал Томас Гоббс, и оно стало его основной литературной работой. Томас Гоббс жил в Новое время в Англии, был философом, политиком, знал право. В этом произведении автор разрабатывает и систематизирует мысли, касающиеся права и государства. Его «Левиафан» очень серьезным образом повлиял на Европу, ее общественное настроение, и по сей день является источником, где люди черпают неординарные социальные идеи.
Как он выглядит?
Если рассматривать внешний вид Левиафана Гоббса, то это государство, сметающее и уничтожающее на своем пути все, что попадется, это тоже чудовище, многоликое и всесильное, система подавления. Противостоять ей не может никто, но без нее невозможно поддерживать общество, оно будет нежизнеспособно.
В книге Иова вид Левиафана таков: ужасный круг зубов, чих его вызывает проблеск света, от дыхания раскаляются угли, пасть изрыгает огонь, пучина морская вскипает от испускаемого его дыханием пара. Голову украшают 300-мильные рога. В некоторых источниках Левиафан имеет 7 голов, 10 рогов, на голове по венцу.
У режиссера Звягинцева Левиафан является уроком человечеству, а не просто монстром. Он мощен, шокирует правдой, несет огромный заряд сатирической энергетики.
- Зимой (уже в декабре 2010 года) Олегом Негиным была написана первая версия сценария под рабочим названием «Батя», действие которого разворачивалось в России, но повторяло события американской трагедии, в том числе и бунт главного героя. Сценарий изобиловал ненормативной лексикой, что в некоторой степени смутило продюсера картины Александра Роднянского , и помешало запустить проект сразу по завершении работы над фильмом «Елена » (2011).
- Вторая версия сценария, уже под названием «Левиафан», была закончена осенью 2012 года и объединила в себе аллюзии на американскую трагедию Марвина Джона Химейера, историю библейского Иова и философский трактат Томаса Гоббса «Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского».
- «Левиафан» – самый «многолюдный» фильм Андрея Звягинцева . Круг центральных персонажей составляет 8 человек. В целом в картине более 15 персонажей, постепенно вовлекаемых в полную драматизма воронку сюжета.
- Поиск актеров занял почти год. Между пробами Владимира Вдовиченкова и его утверждением на роль прошло несколько месяцев. В этот период времени Вдовиченкову поступило предложение о съемках в британской картине под названием «Чёрное море » режиссера Кевина МакДональда с Джудом Лоу в главной роли. Вдовиченков уже дал устное согласие англичанам, и тут ему сообщают, что он утвержден на роль в «Левиафане». Для Вдовиченкова это явилось серьезным испытанием, которое он все же преодолел в пользу работы со Звягинцевым .
- В поисках места действия фильма творческая группа картины посетила более 70 городов в радиусе 600 километров от Москвы, совершив путешествие от Пскова до Владимира, от Ярославля до Орла, заглянув даже в Беларусь. Окончательный выбор пал на поселок Териберка, расположенный на берегу Баренцева моря (Мурманская область).
- В поселке Териберка была выстроена декорация «Дом Николая», состоящая из двухэтажного деревянного дома, автомастерской и теплицы. Строительство велось с мая по июль 2013 года силами художественного департамента под руководством художника-постановщика картины Андрея Понкратова .
- Съемочный период картины продолжался с 1 августа по 8 ноября 2013 года и составил 67 съемочных дней. Съемки проходили в поселках Териберка и Туманный, городах Кировск, Мончегорск, Апатиты и Оленегорск Мурманской области, а также в Пошехонье (Ярославская область). Некоторые интерьеры, с целью экономии средств на экспедицию, сняты были в Москве.
- Для того, чтобы сродниться со своим персонажем Алексей Серебряков брал костюм своего героя накануне съемочного дня и обживал его, приезжая и уезжая со съемочной площадки в нем. Отказавшись от участия в других проектах, он не выезжал из Териберки два с половиной месяца, посвятив себя целиком съемкам в фильме «Левиафан». То же сделала и Елена Лядова , весь съемочный период оставаясь с группой в экспедиции, и не покидая места съемок фильма. Это было очень важно для того, чтобы «нажить» отношения, сделать дом Николая живым, наполненным духом самой жизни.
- Актриса Анна Уколова по просьбе режиссера поправилась для съемок на 15 кг.
- Первый съемочный день ознаменовался неприятным событием. Во время съемки первого кадра, в котором Николай и Ромка проезжают сквозь каменное ущелье, у автомобиля Nissan Terrano лопнуло переднее колесо. Находящийся за рулем Сергей Походаев и Алексей Серебряков , контролирующий управление автомобилем с пассажирского сидения с помощью специальной дублирующей системы, не справились с управлением. Автомобиль врезался в машины съемочной группы. К счастью, в аварии никто не пострадал. Находящийся в этот день на съемочной площадке Вдовиченков сказал, что это событие стоит рассматривать как хороший знак. Из-за повреждений игровой машины, съемочный план в срочном порядке пришлось изменить. Несколько первых дней пришлось снимать не по запланированному заранее графику. Для продолжения съемочного процесса, спустя несколько дней, в Петербурге был приобретен еще один автомобиль той же марки и выкрашен в тот же цвет. Параллельно с этим ремонтировалась пострадавшая в аварии машина. В результате в картине снимались две машины, обе они постоянно присутствовали на съемочной площадке. Через две-три недели, в том же самом месте, во время съемки похожей сцены, когда рано утром Николай проезжает сквозь каменное ущелье, чтобы встретить на вокзале Дмитрия, ситуация повторилась. В первом же дубле у игровой машины лопнули сразу два колеса, но Алексей Серебряков справился с управлением и аварии удалось избежать.
- В одной из сцен, не вошедших в окончательный монтаж фильма, героиня Елены Лядовой отъезжает от парковки. Сдавая назад, Елена врезалась в стоящий позади автомобиль. Все отделались легким испугом, кроме того, что режиссер фильма возместил незначительный ущерб хозяину пострадавшей машины. Таким образом, все актеры, управлявшие игровой «машиной Николая» попадали в аварию. Причем происходило это всегда именно в кадре.
- В сцене первой встречи Николая с Пашей на посту ДПС, в роли напарника Паши снялся отец Сергея Походаева – Алексей.
- В сцене, где Ромка выбегает из дома встретить приехавшего Дмитрия, режиссер намеренно не предупредил Сергея Походаева , играющего Ромку, о том, что Вдовиченков будет дарить ему подарок (модель самолета для самостоятельной сборки). Эта импровизация была введена начиная с третьего дубля и в итоге вошла в фильм.
- Во время съемок сцены завтрака в доме Николая после приезда Дмитрия, Ромка дерзит Лиле, за что получает подзатыльник от отца. Снято было восемь дублей. На вопрос о том, как ему удается столь натурально изображать реакцию на подзатыльник, Сергей Походаев ответил: «Он бьет их по-настоящему».
- Кадр со старой фотографией дома, которую Николай кладет на стол, показывая ее Дмитрию, был снят уже на этапе монтажа прямо в московском офисе, когда стало ясно, что сцена подвергнется значительному сокращению. Для этой съемки были вызваны и Алексей Серебряков , и Владимир Вдовиченков . Эта панорамная фотография, сделанная еще в 1929 году, найдена была исполнительным продюсером Екатериной Маракулиной в краеведческом музее поселка Териберка. Но удивительным совпадением является то обстоятельство, что точка кинокамеры с видом на поселок и дом Николая определена была на том этапе подготовки, когда у группы не было еще в руках этой старой фотографии. То есть, кто-то еще 85 лет назад поставил фотоаппарат почти на ту же точку, с которой съемочная группа решила снять эту панораму.
- Сцена «Пикник у озера» снималась пять дней. Кадр, в котором брошенный Дмитрием камень «блинчиком» скачет по воде (начало сцены «Пикник у озера»), снимался отдельно от вышеупомянутого пятидневного блока. Мастерство запуска блинчиков демонстрировал лично Андрей Звягинцев по очереди с дольщиком группы Леонидом Доленко. Чей именно бросок попал в монтаж никому не известно.
- Скелет синего кита весом в полторы тонны и длиной 24 метра, изготовленный бутафорами на металлическом каркасе по заказу художника-постановщика Андрея Понкратова , был смонтирован в бухте рядом с поселком Териберка в течение шести дней.
- Сцена, в которой Лиля и Анжела разделывают рыбу на конвейере, снималась в реальной рабочей обстановке рыбоперерабатывающей фабрики непосредственно во время ночной смены. Актрисы предварительно прошли инструктаж и встали за конвейер вместо двух работниц. Вместе с Лилей в «пазике» рыбзавода ехали жительницы поселка Териберка, настоящие работницы фабрики.
- За весь съемочный период фильма было отснято три с половиной часа полезного материала, на что было потрачено 85000 метров пленки Kodak.
- Монтаж фильма занял 50 дней.
- Фильм был показан отборщикам 67-го Каннского международного кинофестиваля еще до окончания процесса монтажа, а также работ по сведению звука и был принят в основную конкурсную программу. Премьера фильма состоялась в последний день фестиваля, 23 мая 2014 года.
- Один из американских кинокритиков Тодд МакКарти в декабре 2014 года составил список из самых главных десяти фильмов уходящего года. В этой десятке первую строчку занял «Левиафан» (2014).
- В фильме два раза упоминается «панк-молебен» Pussy Riot (российская панк-рок-группа, действующая на принципах анонимности и осуществляющая свои выступления в форме несанкционированных акций в не предназначенных для этого местах) ближе к концу фильма название группы мелькает на экране телевизора, а в концовке эту акцию упоминает архиерей в своей проповеди.
- В фильме используются популярные в России песни: «Владимирский централ» (Михаил Круг), «Городской шалман, жизнь пропащая» (Любовь Успенская), «О Боже, какой мужчина!» (Натали). По словам режиссёра, он подбирал «песни, которые звучат в каждом кабачке и в каждом ресторанчике» и составляют нашу звуковую среду.
- Фильм «Левиафан» должен был открывать программу российского кино на 36-м Московском международном кинофестивале. Но показ не состоялся из-за ненормативной лексики фильму не было выдано прокатное удостоверение в России. В конце июня прокатное удостоверение было получено с ограничением по возрасту «18+» в связи с наличием нецензурной лексики.
- Прокатное удостоверение «Левиафан» получил до 1 июля 2014 года, то есть до вступления в силу закона о запрете нецензурной лексики в кино, и может быть показан в первоначальном виде. Однако продюсер картины Александр Роднянский заметил, что мат в фильме всё равно придётся править. «Прокатное удостоверение мы действительно получили, но это не освобождает нас от ответственности за соблюдение закона РФ». Мат в фильме будет переозвучен или попросту «запикан».
- По словам режиссёра Андрея Звягинцева , мат в фильме пришлось вырезать «по живому»: «Артикуляция есть, а звука нет это травма. Эти два дня я сидел и чертыхался, вспоминал их всех, этих депутатов, прозаседавшихся, весь этот идиотизм. Я надеюсь, что будет инициатива к пересмотру этого закона, потому что совершенно очевидно, что есть запретительные меры, есть острожный ненорматив, есть „18+“ этого достаточно. Кинозал это место, где взрослый, ответственный человек приобретает в кассе билет. Билет является нашим с ним соглашением. Я хочу показать картину вот в таком виде, а он готов её посмотреть в таком виде. Почему сюда вмешивается третья сторона? Откуда? Что это за дичь такая?».
- В январе 2015 года, за месяц до предполагаемого начала кинопроката в России, пиратские копии фильма были нелегально выложены в Интернет и просмотрены многими зрителями и кинокритиками. Роднянский подозревал в этом отборщиков одного из кинофестивалей. Писатель Дмитрий Быков ввиду сомнительных, по его оценке, шансов на успех российского проката, советовал продюсерам радоваться тому, что фильм в пиратской копии увидят хотя бы жители северных территорий, в которых он снят, и даже подозревал их самих в распространении фильма таким способом.
- Для посмотревших пиратскую копию фильма и желающих отблагодарить его создателей открылся сайт www.leviathan-film.ru. По словам продюсера фильма, полученные денежные средства будут переданы в благотворительный фонд «Подари жизнь».
- Фильм получил резко негативные отзывы от политолога Сергея Маркова, назвавшего его «антироссийским политическим заказом, снятым на российские бюджетные деньги» и «фильмом новой холодной войны Запада против России».
- Татьяна Трубилина, глава села Териберка (Мурманская область), в котором снимался фильм, 12 января 2015 года выступила против показа ленты на больших экранах: «Впечатлений (от фильма) особых нет, мы здесь все алкаши, живущие в собственной помойке. С эстетической точки зрения я против показа, я вообще не знаю, кому этот фильм стоит смотреть». Позднее в некоторых СМИ прошла информация о том, что администрация Мурманской области настоятельно рекомендовала кинотеатрам отказаться от показа фильма, однако губернатор Марина Ковтун опровергла эту информацию: «Всех пишущих о запрете показа фильма «Левиафан» прошу успокоиться. Такого запрета просто не может быть. И потом мы живем в век Интернета».
- Митрополит Мурманский и Мончегорский Симон (Гетя) (в пределах митрополии, которой он управляет и снимался «Левиафан») в ответ на просьбу радиостанции «Говорит Москва» оценить фильм Звягинцева сказал: «Он мне понравился. Фильм честный» и отметил, что запрещать показ фильма не следует. Говоря о наличии в фильме ненормативной лексики Симон заметил, что «Мат, на который в данной ситуации ссылаются, к большому сожалению, стал нашей позорной действительностью, и в фильме его не больше, чем в жизни, чего уж тут лицемерить» и «Кроме стыда за мат, ужасно удручает водка-водка-водка, которая везде и всюду. Однако в целом фильм вдохновляет тем, что в нём указано на жизненные проблемы страны, как на зияющие раны тела, от которых оно разлагается, страдает и умирает. Необходимо серьёзное врачевание».
- Православные активисты обращались к министру культуры Владимиру Мединскому с просьбой запретить показ фильма в России.
- Власти Самары получили коллективное письмо с просьбой наказать исполнителя роли архиерея Валерия Гришко, который в то время работал главным режиссёром в Самарском театре драмы имени М. Горького, за участие в «клеветническом опусе» и «изощрённом поношении Российской власти и Православной Церкви».
- Внимание! Дальнейший список фактов о фильме содержит спойлеры. Будьте осторожны.
- История создания фильма Левиафан началась в 2008 году. На съемках новеллы Апокриф для киноальманаха «Нью-Йорк, я люблю тебя » (2008), переводчица и ассистент Андрея Звягинцева Инна Брауде рассказала ему историю о сварщике из штата Колорадо Марвине Джоне Химейере, у которого новые владельцы цементного завода решили выкупить мастерскую, расположенную на их территории. Марвин не шел ни на какие соглашения, и тогда управление завода попросту огородило его забором. Отчаявшись бороться за свою собственность, пройдя все круги бюрократической судебной и исполнительной системы, он оборудовал многотонный бульдозер пуленепробиваемой броней, буквально запаяв себя в кабине трактора, и выехал на нем из своей мастерской. Он разрушил все постройки цементного завода, полностью снес забор, отгородивший его от внешнего мира и направился в город. Полиция пыталась препятствовать ему чем только могла, в него было выпущено более двухсот пуль, были сооружены заслоны из тяжеловозов, но все их старания были совершенно напрасны, он сметал на своем пути все, а по въезду в город методично снес около десятка административных зданий и, завершив свое возмездие, в громкоговоритель сказал, что «до сих пор никто не хотел его слышать, теперь же услышали все». После чего в кабине своего бульдозера он покончил с собой. В этом инциденте не пострадал ни один человек, кроме самого Химейера.
- После того, как он узнал историю Химейера, режиссер натолкнулся на текст, пересказывающий средневековую хронику времен Мартина Лютера (Михаэль Кольхаас). Сюжет этой новеллы, написанной Генрихом фон Клейстом , был почти до деталей схож с историей Химейера. Ясно было, что это вечный сюжет, исток которого, при определенном усилии, можно найти и в истории несчастного библейского Иова. Потому совершенно не имеет значения, где именно могли бы разворачиваться события этой драмы. История о столкновении человека и власть имущих универсальна. Скоро была найдена и еще одна аллюзия – параллель с текстом английского философа XVII века Томаса Гоббса. Между этих сюжетов и идей и выстроен скелет «Левиафана».
- В фильме есть сцена, в которой герои Алексея Серебрякова , Елены Лядовой и Владимира Вдовиченкова приезжают на центральную площадь вымышленного города Прибрежный, на которой расположен памятник Ленину. Любопытно, что на одной из детских фотографий, предоставленной Еленой Лядовой для съемок, она вместе с матерью стоит на точно такой же площади. Это фото стоит на трюмо в доме Николая и его можно увидеть в сцене, когда к Николаю приезжает Паша, чтобы сообщить о том, что пропавшую Лилю нашли.
- Сцена застолья после оглашения приговора по делу об имущественной тяжбе, в которой участвуют Николай, Дмитрий и Лиля, на этапе монтажа была сокращена вдвое.
- Кадр с мухой, бьющейся о стекло в начале сцены, когда Дмитрий перечитывает только что набранную им на компьютере жалобу на мэра, снят был спонтанно, когда режиссер случайно заметил насекомое во время подготовки к сцене.
- В одном из эпизодов сцены «Пикник у озера», персонажи Алексея Серебрякова , Владимира Вдовиченкова , Сергея Бачурского и Алексея Розина выпивают по полному стакану водки в честь дня рождения Степаныча (Сергей Бачурский). В результате ошибки реквизитора в первом же дубле актерам была дана бутылка с настоящей водкой, которую они и выпили. Только после команды «стоп» актеры сообщили о том, что водка настоящая. Все четверо решили, что это был розыгрыш режиссера, и едва ли верят до сих пор, что это было не так. Таким образом, актеры испытали на себе «суровый российский обычай» пить водку стаканами.
- Сцена в вагоне поезда, в которой Дмитрий возвращается в Москву, была значительно сокращена при монтаже. Снималась она в реально движущемся поезде. Однако маршрут его движения был коротким, посему съемочной группе предоставили два вагона, прикрепленных друг к другу «зеркально». Таким образом, когда поезд достиг пункта прибытия, съемочная группа просто перешла в соседний вагон. Поезд последовал в обратном направлении, однако направление движения в кадре осталось правильным.
- Во время съемки сцены, в которой Анжела и Паша приезжают предложить Ромке свое опекунство, в декорации «дом Николая» прямо во время дубля начался пожар. К счастью, в тот день было решено отложить обеденный перерыв, чтоб не прерывать съемку сложной сцены, и потому группа не ушла из декорации и вовремя обнаружила дым, идущий из-под стены, что позволило нейтрализовать источник возгорания и предотвратить преждевременную гибель декорации.
Левиафан - «Извивающийся
зверь». Мифическое морское чудовище, образ которого перешел из Вавилона
и Ханаана как персонификация всех сил зла. Бог создал Левиафана, чтобы
«играть в нем»; у него было множество голов; он был уничтожен Богом
в доисторические времена. Огромные глаза позволяют видеть сквозь
темную толщу воды. в двойной ряд острейших зубов
сверкает в огромной пасти. Длинная тонкая шея которую венчает огромная
вытянутая голова.
В библейской
мифологии морское животное, описываемое как крокодил, гигантский змей или
чудовищный дракон. В Библии упоминается либо как пример (наряду с бегемотом)
непостижимости божественного творения (Иов 40, 20-41, 26; Пс. 103/104,
26), либо в качестве враждебного богу могущественного существа, над которым
он одерживает победу в начале времён (Пс. 73/74, 14; Ис. 27, 1). Известен
и в западносемитской угаритской мифологии, где Левиафан (Латану), воплощающий
разрушительные силы водного мира, предстаёт как могучее семиголовое чудовище,
которое борется с Валу (Алиййану-Балу) и Анат и оказывается побеждённым.
Возможна также более отдалённая связь Левиафана с вавилонской Тиамат ,
олицетворяющей морскую стихию и при разделении верхних и нижних вод рассечённой
пополам богом Мардуком . Ср. содержащийся
в кн. Еноха и других источниках мотив
отделения друг от друга Левиафана и бегемота
в качестве чудовищ мужского и женского пола, в состоянии первоначального
хаоса слитых воедино. По-видимому, мифы о Левиафане восходят к представлениям
об олицетворённом первобытном хаосе, враждебном богу-творцу и некогда им
покорённом, ныне же пребывающем в состоянии сна, однако могущем быть разбуженным
(Иов 3, 8). В Библии наряду с Левиафаном названы близкие ему чудовища,
поражаемые богом,- Раав
и Таннин
, а также рыба,
проглотившая
Иону .
Наиболее развёрнутое описание Левиафана содержится в книге Иова: «нет столь
отважного, который осмелился бы потревожить его..., круг зубов его - ужас...;
от его чихания показывается свет; глаза у него - как ресницы зари..., дыхание
его раскаляет угли, из пасти его выходит пламя; он кипятит пучину, как
котёл, и море претворяет в кипящую мазь; ... он царь над всеми сынами гордости»
(41, 2-26). Как в Библии (напр., Иов 40-41), так и в позднейшей традиции
Л. часто предстаёт вместе со своим сухопутным мифическим аналогом - бегемотом,
у которого ноги, как медные трубы, кости, как железные прутья (Иов 40,
13-14). В апокрифах (в кн. Еноха, 4-й книге Ездры, «Апокалипсисе Баруха»)
и в агаде встречается ряд гиперболических описаний невероятной величины
Левиафана. Так, дневной пищей Левиафану служит рыба
с рогами на голове, длиной в 300 миль; пар, испускаемый Левиафаном,
способен вскипятить весь океан. В агаде и в апокрифах бегемот и Левиафан
упоминаются обычно в связи с мессианскими и апокалиптическими мотивами.
Мясо обоих животных, окончательно поражённых богом или убивающих в схватке
другдруга, послужит пищей на пиру праведников
в день пришествия мессии.
В Книге Иова Левиафан подробно описан и назван царём (Иов.40:20-41:26).
Согласно Книге Псалмов, Бог поразит его в голову и отдаст в пищу «людям
пустыни» (Пс.73:14). В некоторых местах Ветхого Завета он упоминается,
как живой (Иов.3:8 и Пс.103:26).
« Можешь ли ты удою вытащить левиафана и веревкою схватить за
язык его? вденешь ли кольцо в ноздри его? проколешь ли иглою челюсть его?
будет ли он много умолять тебя и будет ли говорить с тобою кротко? сделает
ли он договор с тобою, и возьмешь ли его навсегда себе в рабы? станешь
ли забавляться им, как птичкою, и свяжешь ли его для девочек твоих? будут
ли продавать его товарищи ловли, разделят ли его между Хананейскими купцами?
можешь ли пронзить кожу его копьем и голову его рыбачьею острогою? Клади
на него руку твою, и помни о борьбе: вперед не будешь.
Надежда тщетна: не упадешь ли от одного взгляда его? Нет столь отважного,
который осмелился бы потревожить его; кто же может устоять перед Моим лицем?
Кто предварил Меня, чтобы Мне воздавать ему? под всем небом все Мое. Не
умолчу о членах его, о силе и красивой соразмерности их. Кто может открыть
верх одежды его, кто подойдет к двойным челюстям его? Кто может отворить
двери лица его? круг зубов его - ужас; крепкие щиты его - великолепие;
они скреплены как бы твердою печатью; один к другому прикасается близко,
так что и воздух не проходит между ними; один с другим лежат плотно, сцепились
и не раздвигаются. От его чихания показывается свет; глаза у него как ресницы
зари; из пасти его выходят пламенники, выскакивают огненные искры; из ноздрей
его выходит дым, как из кипящего горшка или котла. Дыхание его раскаляет
угли, и из пасти его выходит пламя. На шее его обитает сила, и перед ним
бежит ужас. Мясистые части тела его сплочены между собою твердо, не дрогнут.
Сердце его твердо, как камень, и жестко, как нижний жернов. Когда он поднимается,
силачи в страхе, совсем теряются от ужаса. Меч, коснувшийся его, не устоит,
ни копье, ни дротик, ни латы. Железо он считает за солому, медь - за гнилое
дерево. Дочь лука не обратит его в бегство; пращные камни обращаются для
него в плеву. Булава считается у него за соломину; свисту дротика он смеется.
Под ним острые камни, и он на острых камнях лежит в грязи. Он кипятит пучину,
как котел, и море претворяет в кипящую мазь; оставляет за собою светящуюся
стезю; бездна кажется сединою. Нет на земле подобного ему; он сотворен
бесстрашным; на все высокое смотрит смело; он царь над всеми сынами гордости.
(Иов.40:20-41:26) »
Вместе с наградами международных кинофестивалей и хвалебными отзывами экспертов на фильм «Левиафан» и его режиссера Андрея Звягинцева обрушился шквал критики от различных деятелей российской культуры и политики. Чтобы лучше понять, что же хотел сказать известный режиссер в своей работе, мы решили разобраться, какую роль в истории, философии и теологии играло морское чудовище Левиафан, образ которого заложен в основу фильма.
В Ветхом Завете, а точнее в Книге Иова, – одной из самых древних частей Библии – упоминается морской змей Левиафан. Сам Бог рассказывает о нём Иову, как об огромном чудище, внушающем ужас и одновременно прекрасном в своей необузданной мощи: «Не упадёшь ли от одного взгляда его? …Не умолчу о членах его, о силе и красивой соразмерности их… Кто подойдёт к двойным челюстям его? …круг зубов его - ужас; крепкие щиты его - великолепие; они скреплены как бы твёрдою печатью; один к другому прикасается близко, так что и воздух не проходит между ними; один с другим лежат плотно, сцепились и не раздвигаются» .
Обстоятельства, при которых Левиафан появляется в Книге Иова
Праведник Иов слыл справедливым, непорочным и богобоязненным, а богат он был настолько, что был самым знаменитым из «всех сынов Востока». У него была большая счастливая семья: три дочери и семь сыновей. Сатана заявил, что праведность Иова лишь в его земном благоденствии, а если Иов его потеряет, то и вся его благочестивость исчезнет. Люцифер лишил Иова богатства, сделал так, что умерли все его дети, а когда праведника и это не сломило, Сатана поразил его тело проказой.Все окружающие и жена Иова стали говорить, что все его беды из-за Божьего гнева. Иов и сам мучился вопросом, за какие такие грехи получил он все эти испытания, но от веры не отрекался.
Бог тогда донёс до Иова, что «пути Господни неисповедимы», а как доказательство непостижимости человеком божественной сути показал созданного им ужасного дракона Левиафана.
Как выглядит Левиафан
Самое, пожалуй, развёрнутое описание Левиафана можно найти всё в той же Книге Иова: «круг зубов его - ужас...; от его чихания показывается свет; глаза у него - как ресницы зари..., дыхание его раскаляет угли, из пасти его выходит пламя; он кипятит пучину, как котёл, и море претворяет в кипящую мазь; ... он царь над всеми сынами гордости». Говорится, что у чудища на голове рога длиной в 300 миль, а испускаемые змеем пар может вскипятить океан.В дальнейшем описании Левиафан сравнивается с огнедышащим драконом, глаза которого – ресницы зари, от чихания показывается свет, из ноздрей полыхает дым, а из пасти выскакивают огни пламени. Левиафан неустрашим, неуязвим и гордится своей силой. «Нет на земле подобного ему; он сотворён бесстрашным; на все высокое смотрит смело; он царь над всеми сынами гордости» , - говорится в Святом писании.
Если известно, то Левиафан - существо мифическое, которое в библейских апокрифах упоминается в связи с апокалиптическими мотивами. Якобы мясо животного, поражённого Богом, будет служить пищей на пиру праведников в день, когда придёт мессия.
Левиафан в философии
В 1651 году вышла ставшая впоследствии всемирно известной книга «Левиафан» Томаса Гоббса – философа, отвергавшего теологическую схоластику. В этой книге он обосновал теорию государства и общества. Но мнению Гоббса, человек изначально обладает злой природой, поэтому постоянно идёт «война всех против всех», в которой не может быть победителя.Левиафан Гоббса – всесильное, многоликое и непоколебимое чудовище - это государство. Философ утверждает, что государство-Левиафан, пожирающее и сметающее всё на своём пути – это сила, противостоять которой невозможно, но которая просто необходима, чтобы поддерживать жизнеспособности общества.
Левиафан – это не просто монстр, это своего рода урок для человечества. «Левиафан» режиссера Звягинцева поражает своей мощью, шокирует трагической правдой и удивляет сатирической энергией. Фильм сложный и спорный, как, например, о котором мы рассказывали ранее. Критики назвали его «живым», а всё живое, как известно, создание несовершенное. Поэтому довести этот сюжет до конца под силу только жизни или смерти общества, стоящего на грани.