Карта древнего израиля и иудеи. Какой была палестина во времена христоса. Образ Палестины времен Христа

К западу от Иорданской долины расположена главная часть Палестины, которая со времени завоевания римлянами делилась на три области, считая с севера на юг: Галилею, Самарию и Иудею.

Галилея славилась плодородием и живописностью пейзажей. Она богато орошается множеством источников, бегущих с гор Ливана и Ермона. Во времена Христа земля здесь хорошо обрабатывалась и засеивалась самыми разнообразными злаками. Несомненно, здесь, в Галилее, Христос говорил Свои притчи о сеятеле, семени и плевелах.

Через Галилею, как уже было сказано, проходил главный караванный торговый путь из Египта, поэтому эта область страны открыта для самых разнообразных влияний как с Востока, так и Запада. Это место было как бы мостом между Африкой, Малой Азией и Европой. Здесь, в городе Назарете, Христос провел Свои юные годы. Среди галилейских рыбаков Он избрал Себе первых апостолов. Большая часть Его служения протекала на берегах Галилейского (или Геннисаретского) озера.

Население Галилеи было многочисленно и трудолюбиво. Галилеяне обладали живым характером, были впечатлительны, любили новизну и легко поддавались новым и смелым идеям; при этом они отличались глубокой религиозностью.

В этой области жило много язычников. Постоянное общение с ними вырабатывало в галилеянах дух терпимости, которого были лишены жители Иудеи, отличавшиеся мелочным формализмом. Жители Иерусалима постоянно упрекали галилеян за ту легкость, с которой они обращались с язычниками, и высмеивали их скверное произношение.

Главными городами Галилеи были Тивериада, Хоразин, Назарет, Кана, Наин, Вифсаида и Капернаум, в котором Христос прожил большую часть времени Своего общественного служения.

Область Самария расположена южнее Галилеи. Это более ровная часть Палестины, очень удобная для поселения. Здесь проходило много событий еврейской истории. Когда-то вместе с Галилеей Самария составляла Северное Израильское царство, уничтоженное в 8 веке до н. э. ассирийцами. Завоеватели переселили в Самарию множество крестьян с востока, которые, смешавшись с оставшимися местными жителями, приняли их веру, сохраняя в то же время некоторые свои языческие обычаи, Их стали называть самарянами. Иудеи не хотели в них видеть братьев по религии, считая их полуязычниками. Это служило поводом к постоянным конфликтам. Вражда была так велика, что даже во времена Христа иудеи, путешествовавшие из Галилеи в Иерусалим, предпочитали два раза переходить Иордан, лишь бы миновать Самарию. Отсюда возникла и поговорка, что «иудеи с самарянами не общаются» ().

В южной части Палестины была расположена Иудея. Она являлась полной противоположностью Северу. Гористая, бесплодная и угрюмая Иудея представляла собой как бы пустыню с оазисами. Центром Иудеи был Иерусалим. Древний город, овеянный духом священных преданий и пятнадцати вековой истории, во время земной жизни Христа возвышался на Сионской горе, окруженной могучей стеною и глубоким рвом. Сердцем Иерусалима и всей Иудеи был храм Господень. Сюда на праздник Пасхи из рассеяния со всех концов мира стекались верующие евреи, чтобы принести жертву Богу. По большим праздникам в город приходил и Христос, но начальники иудейские враждебно относились к Спасителю, они преследовали Его, поэтому больше любил проповедовать в Галилее, нежели в Иудее.

В восемнадцати километрах к югу от Иерусалима, в низине, между холмов, расположен город Вифлеем. Здесь родился Господь наш .

По другую сторону Иордана, на восток, вся местность называется Заиорданье. В древние времена там жили моавиты и аморреи, преграждавшие Моисею путь к обетованной земле. Севернее лежала земля Уц, родина праведного страдальца Иова. В своей северной части Заиорданская Палестина обнимала пять округов: Итурею, Голан, Трахонитиду, Ватанею и Авран.

К югу от Голана и к западу от Аврана был расположен ряд городов, известных в Евангелии под общим названием Десятиградия, или, по-гречески, Декаполис. Эти города не раз посещал Христос.

Южная часть Заиорданья называлась Галаад, или Перея

Политическое положение Палестины

Перед пришествием в мир Спасителя и во время Его земной жизни Палестина находилась под властью Римской мировой Державы.

Еще в 63 году до Рождества Христова римский полководец Помпеи ввел свои войска в Иудею и присоединил ее к римской провинции Сирии. Спустя немного времени (в 713 году от основания Рима, или в 37 году до Рождества Христова) идумейский князь Ирод, прозванный Великим, получил от Римского Сената царский титул и в течение тридцати семи лет управлял всей Палестиной и Идумеей.

Войдя в состав Римской империи, иудеи оказались в самой гуще мирового политического, социального и религиозного брожения. В те годы Рим достиг высшего расцвета. Капитолий гордо вознесся над миром, внушая почтение и страх многочисленным народам, населявшим и окружавшим империю. Римские чиновники наводняли отдаленнейшие уголки огромного государства, взимая с провинций колоссальные налоги. Не затрагивая видимости самоуправления провинций, римские диктаторы постепенно лишали их военной и политической самостоятельности. Обещая, подкупая, принуждая, они и у себя на родине положили конец всем политическим свободам, разгромив республиканскую партию и создав режим военной диктатуры. После борьбы диктаторов в гражданской войне Октавиан Август стал самодержавным правителем Римской империи с титулом принцепса. Вскоре по всей стране Августу стали воздвигать храмы и статуи, ему пели славословия, его объявили «сотером»– спасителем мира.

Это зрелище все более и более возвеличивающейся империи, подавляющей свободу и обоготворяющей своего владыку, не могло не производить впечатления на людей Востока. Все чувствовали, что наступает нечто новое, непонятное. Для иудеев же вопрос решался просто. Для них мировая империя была царством Зверя, которое падет от меча грядущего Мессии. Враждебно относясь к римскому владычеству, иудеи с таким же чувством относились и к Ироду Великому, который, вопреки воле народа, при поддержке римлян, захватил власть в Иудее.

Проводя политику Рима в Иудее, Ирод жестоко подавлял народные волнения. Сразу же после воцарения Ирод провел реорганизацию Верховного Совета, Высшего иудейского судебного двора (Синедриона). Царь приказал казнить 45 членов Совета, а так как Верховный Совет состоял, по свидетельству Иосифа Флавия, из 71 члена, то оставшиеся в живых 26 против 45-ти, вновь назначенных царем, ничего не могли провести в жизнь даже при соблюдении всей законности. Так одним кровавым ударом высшая законодательная власть Иудеи оказалась в руках Ирода. Интересы царя-идумеянина были далеки от интересов правоверных евреев. Человеку сильному, жестокому и страстному, Ироду были глубоко чужды религиозные проблемы, которые тогда волновали иудеев и весь мир. Распутство и постройки, войны и политические интриги поглощали его целиком. Гордый и честолюбивый, он мечтал затмить славу царя Соломона и развернул кипучую строительную деятельность. При нем Палестина покрылась многочисленными зданиями. Он с одинаковым рвением занимался сооружением ипподрома, театров, храмов в честь императора Августа и перестройкой Иерусалимского храма. Последний, правда, был предметом его особенных забот: Ирод вложил в него огромные средства и превратил в одно из чудес света. Он гордился своим храмом. Однако и эта его заслуга не завоевала ему любовь народа.

По отношению к своим подданным Ирод был деспотом, жестоким и кровожадным тираном. Болезненно подозрительный, он укреплял свой трон ценой многих преступлений. Он умертвил Мариамну, одну из своих многочисленных жен, вместе с двумя ее сыновьями – Александром и Аристовулом. Узнав через свою сестру Соломею о местопребывании последних потомков Хасмонеев. Ирод казнил их заодно с мужем сестры.

За пять дней до смерти Ирод казнил своего сына Антипатра. Когда об этом узнал кесарь Август, то он, указывая на Ирода, сказал своим приближенным: «Я хотел бы лучше быть его свиньей, чем сыном». Кесарь при этом имел в виду иудейский закон, который запрещал употреблять в пищу свиное мясо.

Но самым жестоким и кровожадным преступлением Ирода было избиение множества невинных Вифлеемских детей, о котором рассказывает евангелист Матфей (). Последние дни Ирода были ужасны, его постигла мучительная болезнь. На одре болезни он сыпал проклятиями, пытался кончить самоубийством, бредил кровавыми расправами. Иосиф Флавий сообщает, что Ирод отдал приказ своей сестре – собрать в Иерихоне 15 000 знатных иудеев и в момент его смерти предать их смерти, чтобы хоть этим способом заставить народ плакать. Но приказ этот не был выполнен. День кончины Ирода Великого стал впоследствии национальным еврейским праздником. Похороны Ирода были пышными. За гробом, в котором последний иудейский царь лежал облаченный в багряницу и увенчанный драгоценной диадемой, шли его три уцелевших сына: Архелай, Филипп и Антипа.

После смерти Ирода Великого император Август разделил (согласно завещанию Ирода) его царство между тремя сыновьями следующим образом: Архелай получил власть над Идумеей, Иудеей и Самарией; Антипа – над Галилеей и Переей; а Филипп–над Итуреей, Гавлонитидой и Трахонитской областью. Антипа и Филипп получили от кесаря титулы тетрархов (четверовластников), Архелай же – этнарха (областной правитель).

Архелай претендовал на царский престол Иудеи, но Август оставил за ним титул этнарха, пообещав сделать его царем при условии, что он того заслужит. Но Архелай так и не заслужил царского достоинства. Подобно отцу, он был жестоким правителем, но не унаследовал от отца государственных способностей. Народ его не любил и боялся так же, как и Ирода Великого. Правление Архелая длилось до 6 года по Р. X. За избиение трех тысяч иудеев в праздник Пасхи и за другие преступления Август сослал Архелая в Галлию, где он и умер.

На место Архелая с этого времени Сенат стал назначать римских чиновников, которые назывались прокураторами (губернаторами). Прокуратор командовал войском, собирал налоги и имел право казнить за важные преступления, действуя именем императора. В то время Синедрион имел только видимую самостоятельность, на самом же деле он был во многом ограничен римскими законами. Управляя Иудеей, Самарией и Идумеей, прокураторы в то же время находились в зависимости от римского правителя, легата Сирии – провинции, в которую входила и Палестина.

Местопребыванием прокураторов был портовый город Кесария, но на большие праздники, особенно Пасху, они переселялись в Иерусалим для наблюдения за порядком и усмирения народных волнений, которые неоднократно происходили во время праздников. Пятым прокуратором Иудеи был Понтий Пилат (26–36 гг. по Р. Х.), при котором был казнен Господь наш . Вскоре после евангельских событий за жестокое избиение самарян он был сослан императором Тиверием в Галлию, где окончил жизнь самоубийством.

Ирод Антипа (4–39 гг. по Р. X.), тетрарх Галилеи и Переи,. был властелином хитрым, тщеславным и развратным. Он оставил свою первую жену, дочь царя Ареты, и женился на Иродиаде, которая была женой его брата Филиппа. За эту преступную связь его обличал св. Иоанн Креститель (). Иродиада возненавидела святого Пророка и добилась его смерти.

Сторонники Ирода Антипы назывались иродианами. Они так же, как и Ирод проводили в Галилее политику Рима и были враждебно настроены по отношению к фарисеям. Несколько лет спустя после евангельских событий римский император Калигула сослал Ирода Антипу в Галлию (39 г. по Р. Х.), откуда впоследствии он был переведен в Испанию, где и умер.

Ирод Филипп управлял северо-восточной частью Палестины. Местом его жительства был г. Пенеас, находившийся у истоков Иордана. Филипп украсил, обстроил этот город назвал его Кесарией Филипповой. Правил он до самой своей смерти (34 г. по Р. X.).

4. Религиозное Состояние Еврейского народа

В первой части Священной Библейской истории уже кратко говорилось о религиозных сектах и религиозной жизни евреев после Вавилонского плена.

Надо сказать, что с тех пор и до времени пришествия Христа на землю в религиозной жизни евреев мало что изменилось. На вершине Сиона, в древнем Иерусалиме, по-прежнему утром и вечером звучали серебряные трубы левитов, возвещавшие о начале богослужения в храме Господнем. Священнослужители и народ собирались в Храм для принесения ежедневной жертвы Богу. А в праздничные дни, особенно на Пасху, в Иерусалим стекались тысячи паломников, чтобы очиститься, помолиться и воздать хвалу Богу Израиля.

Со времени Вавилонского плена религиозная вера в народе не угасала, она постоянно поддерживалась в нем его ревностными учителями: книжниками и фарисеями.

Каждую субботу правоверные иудеи, начиная с двенадцатилетнего возраста, посещали синагоги , которые в то время строились везде, даже в небольших селениях Палестины. В больших городах их было несколько, а в Иерусалиме наряду с великим храмом их насчитывалось до четырехсот. Синагоги не только служили местом для молитвенных собраний верующих, но были также школами для воспитания детей в законе Божием. Благодаря синагогам закон Моисеев внедрялся в народ по всей Палестине и далеко за ее пределами.

Слово «синагога» обозначает собственно «дом собрания». Внутри такие дома представляли собой довольно просторные залы, обыкновенно прямоугольной формы, иногда разделенные колоннадой на три придела. В глубине находился особый шкаф, завешанный покрывалом. В нем хранились свитки Закона и других книг Священного Писания . Посреди синагоги возвышалась кафедра с сидением для чтеца или проповедника и с аналоем для свитков. Читать и толковать Священное Писание в синагоге разрешалось каждому иудею, достигшему тридцатилетнего возраста.

Во главе синагоги стоял книжник , или учитель Закона.

В Евангелии книжники упоминаются или вместе с первосвященниками, или с фарисеями. Но фарисей и книжник–это не одно и то же. Почти все книжники были фарисеями, из чего вовсе не следует, что и все фарисеи были книжниками. Книжники представляли класс образованных людей, знатоков Закона, поэтому их иногда называли законниками; фарисеи же представляли собой партию, выражавшую определенное религиозное течение. По своим религиозным взглядам книжник мог быть и фарисеем, и саддукеем, и ессеем.

Объем деятельности у книжников был большой. Они переписывали Священные книги, хранили в памяти предания. В синагогах, на молитвенных собраниях, они толковали Священное Писание , учили детей Закону Божию, а также были юристами и судьями народа. Книжники придерживались буквального толкования Закона, строго следуя предписаниям предания.

В религиозной жизни они были формалистами, довольствуясь мелочным соблюдением всех внешних правил. За это Христос часто обличал книжников и фарисеев в Своих проповедях.

Как книжники, так и фарисеи в те времена взяли на себя полномочия духовных учителей и вождей избранного народа. Они усиливали в нем религиозное чувство, следили за строгим исполнением закона Моисеева и предания старцев, ограждали свой народ от иностранных языческих влияний и вселяли в него чувство патриотизма.

Но, взяв на себя такую ответственную миссию, книжники и фарисеи сами были далеки от подлинно религиозной жизни.

Религиозность книжников и фарисеев ограничивалась одной лишь обрядностью чисто внешнего характера. Если внешние предписания выполнены, то человек ничего больше не должен Богу. Искреннее раскаяние, смирение и усердная были чужды книжнику и фарисею. Мелочность преданий заслоняла перед ними самые важные основы Божественного Закона. Лицемерие, безмерная гордость и презрение к «толпе» – вот основные черты, составляющие характер книжника и фарисея евангельских времен. Правда, со стороны казалось, будто они живут и действуют исключительно во славу Божию. Однако на самом деле они искали славы и чести только для самих себя.

Разумеется, такие духовные вожди народа и сами были далеки от спасения, и народ вводили в заблуждение. Вот почему в Евангелии мы так часто слышим грозные обличительные слова Спасителя, обращенные к книжникам и фарисеям. За это «слепые вожди» возненавидели Христа, не признали в Нем посланного Богом Спасителя и предали Его смерти. Таким образом, религиозные вожди Израиля, думавшие, что своим «благочестием» они способствуют наступлению Мессианского Царства, сами того не зная, отвернулись от истинного Мессии и стали ждать лжемессию.

Другой религиозной сектой, которая враждебно относилась ко Христу, были саддукеи. По своему составу религиозная партия саддукеев охватывала представителей правящей иудейской аристократии. Входили в нее в основном представители высшего духовенства. Первосвященники, занимавшие высшее положение в синедрионе, были саддукеями. Вся цель их деятельности сводилась к сохранению за собой господствующего положения в стране. Отрицая будущую жизнь и воскресение, они, естественно, приходили к тому, что единственной целью существования считали достижение земных благ.

Народ, уважавший фарисеев за их веру и патриотизм, ненавидел саддукеев, которые открыто смеялись над народной религией, проводили явно антипатриотическую политику и грабили население. Свой авторитет в глазах народа саддукеи потеряли еще в эпоху греческого господства. Тогда они всячески унижали свой сан, чтобы пресмыкательством добиться благосклонности у Птоломеев и сирийских царей. Заразившись греческим полуверием и скептицизмом, они отошли от всякого участия в знаменитой Маккавейской борьбе. Когда же на смену грекам пришли римляне, саддукеи поспешили заверить римских прокураторов в своей преданности кесарю, чтобы только сохранить за собой власть в Иудее. Боясь, как бы Великий Проповедник из Назарета не нарушил их покой и не вызвал гнев Рима, первосвященники осудили Христа на смерть.

Синедрион, который был Высшим Судом у евреев, в то время, как мы уже говорили, состоял из 71 члена. Все члены Синедриона делились на три категории:

1. Первосвященники – правящий первосвященник, все бывшие первосвященники, а также и главы важнейших священнических семейств;

2. Старейшины – священники и миряне, представлявшие наиболее влиятельные и богатые семьи еврейского народа

3. Книжники , или учителя Закона , которые играли важную роль в Синедрионе. Там они являлись как бы судьями – экспертами, указывая в каждом нужном случае подходящие нормы Закона и предания.

Синедрион, учрежденный после Вавилонского плена, выносил решения по важнейшим делам как религиозного, так и политического характера. В евангельские времена римляне во многом урезали его власть, и, в частности, лишили его права выносить смертные приговоры.

В то время ожидание пришествия Мессии в еврейском народе достигло предела. Иудеи невольно чувствовали, что время Мессии пришло. Поэтому при появлении в Иудее выдающегося проповедника или пророка все невольно спрашивали, не он ли Христос. Многие при этом не ясно представляли себе, в каком виде явится Христос, и хотели видеть в Нем земного царя, который покорит иудеям весь мир и создаст на земле вечное еврейское царство.

Самыми страстными мессианистами в то время были зилоты , которые пытались насильственно ускорить явление Мессии. Иосиф Флавий выразительно называет их «мальчишками», которые были готовы отдать свою жизнь за национальное освобождение Израиля. Они возмущались как против Ирода – идумеянина, так и против римлян. Организованные в небольшие группы, они совершали вооруженные нападения по всей стране. Народ называл их сикариями – людьми с кинжалами (). Считая только Бога своим Царем, они открыто призывали иудеев на борьбу с римлянами. Эта деятельность сикариев в 66 году после Р. X. привела в Палестине к взрыву большого восстания против Рима, которое закончилось печально для иудеев.

Но не все иудеи смотрели на Христа как на земного царя, более духовные люди ожидали в Нем Мессию, Который искупит человека от рабства греху, водворит мир в возмущенной душе, призовет к Себе всех труждающихся и обремененных и создаст вечное Божие Царство на земле.

Таково было религиозно-нравственное состояние еврейского народа, когда на землю пришел Господь наш . Сведения об этом периоде жизни иудейского народа взяты из Евангелия и у Иосифа Флавия, из его труда «Иудейские древности».

1. Мы начинаем наш путь с отрогов Сионской горы, с того места, которое посещают все туристы и паломники, прибывающие в Иерусалим - с Горницы Тайной Вечери . Сейчас эта горница выглядит не так, как во времена Ииуса. Но из Евангелий нам известно месторасположение трапезной, она находилась где-то здесь, совсем рядом! И нам остается только низко склонить головы и вспомнить, какие события произошли здесь почти две тысячи лет назад...

2. Путь в Гефсиманский сад лежит через Нижний Город и Гееномский овраг. Лестница, соединявшая Сионскую гору с Нижним городом, по которой, согласно традиции, Иисус с учениками шли в Гефсиманию, находится на территории монастыря св. Петра ("Галликанту" ). Очень возможно, что именно здесь находился дворец первосвященника Каиафы, куда Иисуса привели на допрос после ареста. Это следующая остановка нашего маршрута.

3. От Сионской горы движемся вдоль стен Старого города на восток, к Елионской (Масличной) горе. Пройдя мимо Мусорных ворот, обратим внимание на огороженную часть стены - это развалины древнего города с уцелевшими остатками лестницы, ведущей вверх, к замурованным воротам. Это "ворота Хульды ", названные по имени пророчицы Хульды, которая похоронена рядом с воротами.
Сохранились ступени, ведущие к воротам Хульды , которые служили входом на Храмовую гору.
Через эти ворота в Храм входил простой народ, для священослужителей и жрецов имелся отдельный вход. Именно через эти ворота Иисус, как и все иудеи, приходил на праздники в Иерусалим, и поднимался по этим ступеням!

4. Продолжим наш путь, по которому шел Христос в сопровождении учеников в ту роковую пасхальную ночь. Мы пройдем мимо древних захоронений, одно из которых идентифицированно как могила пророка Захарии, а второе принадлежит Авессалому, мятежному сыну царя Давида, поднявшему восстание против отца.

5. Спустившись в Кидронское ущелье, мы вновь поднимемся по лестнице, но уже на противоположной его стороне, известной из Евангелий как Гефсимания (ивр. Гат-Шеманим - "масличный пресс"). Здесь сохранились оливковые деревья, возраст которых достигает 400 лет! Это именно тот оливовый сад, где молился Иисус перед арестом, и где Иуда предательски поцеловал Учителя.
Рядом расположен Гефсиманский грот , где спали апостолы, пока Он молился, и церковь в пещере, прорубленной крестоносцами, где по преданию покоится тело Богородицы и Ее родителей, Анны и Иоакима, а также величественная Церковь Всех Наций , построенная на месте "молитвы о Чаше".

6. Выйдя из Гефсимании, движемся по направлению к Львиным воротам Старого города. Свернем направо в дворик монастыря св. Анны , где сможем полюбоваться уникальным пластом раскопок, охватывающим два тысячелетия жизни Вечного Города. Здесь же Вифезда - "Овечья купель", где Иисус исцелил расслабленного.

Город Баниас был назван в честь бога Пана. Позже сын Ирода Филипп переименовал его в Кесарию Филипповую.
Это место упоминается в Новом Завете: «Пришед же в страны Кесарии Филипповой, Иисус спрашивал учеников своих: за кого люди почитают Меня, Сына Человеческого?»

Капернаум - древний город, располагавшийся на северо-западном побережье Тивериадского моря (сейчас - озеро Кинерет), в Галилее, в Израиле. Сейчас здесь археологический памятник и два монастыря, православный и католический.
Упоминается в Новом Завете как родной город апостолов Петра, Андрея, Иоанна и Иакова. Иисус Христос проповедовал в синагоге Капернаума и совершил в этом городе много чудес.

Храм Вознесения на Елеонской горе или Имвомон впервые был построен между 330 и 378 годами римлянкой Пименией на месте вознесения Иисуса Христа на Елеонской горе в Иерусалиме. В 614 году разрушен персами, после чего вновь отстроен Иерусалимским патриархом Модестом.

Канун Рождества фейерверки в городе Назарете. Назарет — это город где вырос Иисус Христос.

Церковь Всех Наций, на Масличной горе в Иерусалиме.

Мёртвое море.

Церковь Гроба Господня построена на месте, где был распят Иисус Христос.

Садовоая Гробница, находящаяся на северной стороне Иерусалима, недалеко от Дамасских ворот; где проходят два древних пути: дорога в Дамаск через Сихем и в Иерихон. Есть гипотеза, что именно здесь и состоялась казнь и последующее погребение Иисуса Христа.

Туринская плащаница - христианская реликвия, четырёхметровое льняное полотно, в которое, по преданию, Иосиф из Аримафеи завернул тело Иисуса Христа после его крестных страданий и смерти. В настоящее время хранится в соборе Святого Иоанна Крестителя в Турине. На негативе виден лик Иисуса Христа.

Гефсиманский сад — это место где Иисус Христос молился в ночь перед арестом.

Отдельным оливковым деревьям в этом саду, по некоторым данным, более 2000 лет.

Гефсиманский грот, который называют «Гротом Предательства» Именно здесь, по преданию Иуда Искариот предал Иисуса Христа.

Место погребения Иисуса.

Иерусалим и под ним Кедронская долина. Считается, что именно здесь и будет происходить Божий суд.

Иерусалим — старый город.

Вади Харрар. Река Иордан.Именно здесь, по одному из преданий, и был крещён Иисус Христос.

Поцелуй Иуды на фреске Церкви Гроба Господня.

Гробница Богородицы. Находится в Гефсимании, у подножия западного склона Елеонской горы, в долине Кедрон, в Иерусалиме.

Гора Блаженств и вид на Галилейское море с Голанских высот. Именно на этой горе Иисус произнёс свою Нагорную проповедь.

Гора Искушения. ​​»После крещения, Иисус постился сорок дней и ночей в пустыне Иудейской. За это время, дьявол появился к Иисусу и, искушая Его.»

Одна из гробниц в Гефсиманском саду.

Город Петра, Иордания. Храм в скале.

Комната, в которой происходила Тайная вечеря на горе Сион.

Галилейское море.

Берег древней Кейсарии.

Израильские солдаты у стены плача.

Место рождения Иисуса Христа в гроте Рождества Христова, Вифлеем.

Табха. Это место, где Иисус накормил своих последователей:
«Когда же наступил вечер, приступили к Нему ученики Его и сказали: место здесь пустынное, и время уже позднее; отпусти народ, чтобы они пошли в селение и купили себе пищи. Но Иисус сказал им: не нужно им идти; вы дайте им есть. Они же говорят Ему: у нас есть только пять хлебов и две рыбы. Он сказал им: принесите их Мне сюда. И велел народу возлечь на траву и, взяв пять хлебов и две рыбы, воззрел на небо, благословил и преломив дал хлебы ученикам, а ученики народу. И ели все и насытились, и набрали оставшихся кусков двенадцать коробов полных; а евших было около пяти тысяч человек, кроме женщин и детей».

Модель Храма Ирода, в Музее Израиля в Иерусалиме. Этот храм был разрушен. Это именно тот храм из которого Иисус выгнал менял.


лдтджт

Храмовая гора в Иерусалиме.

Река Иордан.

Галилейское море, где Иисус ходил по воде.

«Лодка Иисуса» была обнаружена на берегу Галлилейского моря. Имеет возраст сопоставимый с библейскими событиями. Связь этой лодки с Иисусом не установлена.

Гробница Лазаря в Вифании, где Иисус воскресил Лазаря из мертвых.

Стена плача и Храмовая гора — Иерусалим.

На камне написано: «Молись за мир в Иерусалиме». Но до мира в Иерусалиме ещё очень далеко.

Гробница Богородицы.

Гробница Захарии и могилы Беней Хезиру на Масличной горе.

Круиз по Галлилейскому морю.

Вид на гору Елеонскую и церкви (Церковь Всех Наций, Русская православная церковь Марии Магдалины).

Вид на гору Елеонскую, Храмовая гора, и еврейское кладбище на переднем плане.

Одна из самых больших пещер в Израиле, пещера Седекии, расположена в северной части стены Старого города, в нескольких десятках метров восточнее Дамасских ворот.
Когда-то это была небольшая природная пещера, из которой во времена царя Соломона добывали известняк для строительства Первого Храма, поэтому пещера носит еще одно название - каменоломни царя Соломона.

Пещера огромна, её общая площадь около 9000 кв. м, хотя максимальная ширина не превышает 100 м. В ней множество залов, коридоров, проходов.

Это место древнего города в долине Изреель северного Израиля, которое называется Мегиддо, или Тель-Мегиддо. Но христиане называют это место Армагеддон. Именно здесь, по преданию, и состоится финальная битва добра со злом.

Панорамный вид на Елеонскую гору (Хар Hazeiythim) из восточных ворот Храмовой горы в Иерусалиме, Израиль.

Продолжаю выкладывать одну из многочисленных версий, что такое Святой Грааль, а так же как возникла королевская династия Меровингов. Предыдущие записи можно почитать по тегам:
Святой Грааль:
Меровинги:

Когда читаешь статьи о временах Иисуса, сами Евангелия, то складывается впечатление, что в то время в государстве царил порядок, общество жило довольно спокойной и стабильно. Через эти земли проходили караванные пути в Месопотамию и Грецию, следовательно была развита торговля. Но это обманчивое впечатление.


Leon Augustin Lhermitte. Христос в Эммаусе.

Уже в I веке ситуация в Палестине (название этой земли в данном случае условное) отличалась нестабильностью и хаосом. И отвлечёмся на то, почему я эту землю, согласно установленной традиции, буду называть Палестиной, ибо название «Палестина» было дано римлянами только во втором веке нашей эры после подавления восстания Бар-Кохбы.

В семитских ханаанейских языках (финикийский, древнееврейский) эта область именовалась «Кнаан» («Кенаан»), в современной русской традиции - «Ханаан». Ханаан был завоёван еврейскими племенами в середине II тысячелетия до нашей эры. В Книге Иисуса Навина упоминается название «Земля Сынов Израиля»

Некоторые греческие писатели, начиная с Геродота, согласно римским переписчикам, называли эту землю Сирия Палестинская, или Палестина. Другие же пользовались общим названием Сирия или же уточняющим Келесирия. Также применялось разделение на внутренние области - Иудею и прибрежный район, который рассматривался как часть Финикии.

В 1-й Книге Царств в повествовании о войнах царя Саула (примерно 1030 год до н. э.) впервые упоминается название «Земля Израиля». К этому времени на всей территории страны по обоим берегам реки Иордан сложилось единое Израильское царство, ставшее в течение следующего столетия крупной державой Древнего Востока под властью царей Саула, Давида и Соломона.

В 930 году до нашей эры держава Давида и Соломона распалась на два царства, северное царство стало называться Израиль, а южное - Иудея. После завоевания Израильского царства Ассирией (722 год до нашей эры) название «Иудея» постепенно распространилось и привилось, как наименование всей территории страны.

Изгнанные вавилонянами в 586 году до нашей эры, евреи вернулись и около 520 году до нашей эры восстановили Иерусалимский Храм, а затем и независимость страны под властью династии Хасмонеев (167-37 годы до н. э.). Название «Иудея» сохранялось и под властью династии Ирода (37 год до н. э. - 4 год н. э.), навязанной иудеям римскими завоевателями.

В 4 году н. э. римляне установили своё непосредственное владычество в стране, провозгласив её римской провинцией - Провинция Иудея. И мало кто сейчас знает, что значит слово «Палестина», а значит оно землю Филистимлян.

Будучи морским народом и поклоняясь морскому божеству Дагону, филистимляне не слишком интересовались колонизацией внутренних, далёких от моря земель Ханаана, куда с востока начали вторгаться кочевые семиты-израильтяне. Тем не менее, филистимляне неоднократно покоряли израильтян, живших по обоим берегам реки Иордан. Известный израильский богатырь Самсон погиб в плену в филистимском городе Газа. Именно для сопротивления филистимской экспансии израильские племена консолидировались под властью царя. Однако филистимляне не только нанесли израильтянам сокрушительное поражение, но и забрали в качестве трофея священный Ковчег Завета. Тем не менее, столкнувшись с многочисленными бедствиями, которые они связывали с ковчегом (согласно библейскому тексту), филистимляне вынужденно возвратили Ковчег Завета израильтянам.

Кстати, сам царь Давид начинал свою карьеру как филистимский вассал и не без помощи филистимлян воцарился сначала в Хевроне, а затем в Иерусалиме.

И считается, что римляне, называя в последствии эти земли Палестиной, хотели наказать евреев, а также, чтобы те забыли свои корни, историю.

Ничего не меняется в этом мире...

Возвращаемся к временам, когда жил Иисус. За 50 лет до рождения Иисуса Палестина стала римской провинцией. Но Рим, будучи занят собственной судьбой, мало обращал внимание на свои далёкие колонии. Заботу о них он поручил потомкам царей, что были уполномоченны от имени Рима следить за исполнением императорских указов. Нужно отметить, что эти цари, прозванный Иродами, были арабами. Первый из них, Антипатр, занимал трон с 63 года до нашей эры и правил вплоть до своей смерти в 37 году до нашей эры. Его сменил сын Ирод Великий, он процарствовал до 4 года нашей эры. В то время положение в Святой Земле было точно таким же, как во всякой другой оккупированной стране. Там был обычный военный режим. За соблюдением римских законов царям Иродам помогала следить армия. Но нужно отметить, что местные традиции и обычаи не преследовались и не запрещались.

Ситуация осложнилась в 6 году нашей эры в искусственно созданном государстве, куда вошли одна провинция и две тетрархии. (Тетра́рхия - правление четырёх - название любого правительства, в котором власть разделена между четырьмя людьми (тетрархами). Как правило, тетрархией называется система управления Римской империей, введённая императором Диоклетианом в 293 г. и продолжавшаяся до 313 г.)
Галилеей управлял Ирод Антипас, а Иудея (духовный и светский центр Палестины) управлялась из Кесарии римским прокуратором. Начало нового римского режима в Иудеи было отмечено где-то тремя тысячами случаев распятия, грабежами, осквернениями Храма. Обстановка была ещё та, люди предпочитали покончить жизнь самоубийством. Понтий Пилат, бывший прокуратором с 26 по 36 год, ещё более ухудшил положение. Он совсем не похож на того Понтия Пилата, что показан в Евангелиях. Это был жестокий и развращённый человек.

Евреи же не были единым народом. Существовало масса сект. Саддукеи, происходившие в основном из состоятельного духовенства. Это были консерваторы в области политики и религии, лояльные римскому режиму. Фарисеи. Это были непримиримые формалисты, находившиеся в пассивной оппозиции Риму. Ессеи - суровые аскеты-мистики, которые пользовались значительным влиянием у населения. Это три наиболее влиятельные секты, но были и другие, менее влиятельные. Все перечислять не буду, назову только одну - назореи, или назореяне. В греческой оригинальной версии Нового Завета есть упоминание об Иисусе Назореянине. Так вот, назореянин вовсе не житель города Назарета, это член соответствующей секты.

Ещё была секта зилотов, основанная раввином-фарисеем Иудой Галилеянином в 6 году, когда Рим взял под свой прямой контроль Иудею. И правильней будет назвать эту организацию не сектой, а националистической политической партией, куда входили и фарисеи и ессеи. Во времена Иисуса зилоты были очень активны и принимали участие во всех делах страны. Позже, благодаря этой активности, в 66 году разразился бунт, вся Иудея поднялась против римской власти. Бунт был жестоко подавлен, а последствия для населения ужасны. Только в одном городе Кесарии было уничтожено около 20 тысяч жителей. Иерусалим был разрушен вместе с Храмом.

И ничего удивительного нет, что народ ждал своего мессию, который освободил бы его от Рима. В то время с мессией скорей всего не связывали никакого понятия о божественности. Мессией в те времена называли в основном монархов, т.к.оно означало "помазанник Божий" и переводилось кстати на греческом и древнееврейском языках одинаково - Христос. Во времена римского владычества в Иудеи верховного священника, назначенного администрацией, также называли "священником-мессией" или "священником-христосом". Но для оппозиции, в т.ч.и для зилотов верховный священник был "лжемессией", а настоящий Мессия по их представлениям был совсем другим - потомком Давида, который придёт и освободит народ от римского ига. Его ждали с нетерпением, и массовая истерия, связанная с этим ожиданием достигла пика как раз при жизни Христа. Причём она подогревалась зилотами. И именно благодаря их пропаганде и был инициирован бунт 66-70 годов.

Нужно отметить, что люди ждали именно Мессию - человека, который был царём, божьим помазанником, который должен был их освободить. Этот Мессия не имел ничего общего с будущей христианской идеей "сына Божьего". Но как видим, со временем чисто функциональное обозначение "Иисус-Мессия" ("Иисус-Христос") превратилось в имя собственное Иисус Христос, но это уже другая история.

Продолжение следует...

Более 2000 лет назад, когда родился Иисус из Назарета, второй Святой Храм ещё стоял в Иерусалиме. Великой пирамиде в Гизе было уже 2500 лет, а Александрийская библиотека ещё не была разрушена. Но Колизей в Риме ещё не был построен.

Немного жутко представлять политическую географию того времени, и контексте событий, которые пришлись на «сюжетную линию» жизни Иисуса Христа.

Вместе с тем, та часть континента, в которой жил Иисус в географическом плане была описана заметно лучше, чем периферия. Тем более на картах того времени Средиземное море было центром мира.

Лучший географический научный путеводитель о мире, где родился Иисус, составлен человеком по имени Страбон . Он родился в городе Амасья (север современной Турции).

Одним из великих произведений его жизни были 17 книг «Географии», в котором он подробно (насколько возможно для того времени) описал контуры городов и культур мира, и, собственно, географию.

Страбо́н (ок. 64/63 до н. э. — ок. 23/24 н.э.) — древнегреческий историк и географ. Автор «Истории» (не сохранилась) и сохранившейся почти полностью «Географии» в 17 книгах, которая служит лучшим источником для изучения географии древнего мира.

Амасья располагалась на краю Римской империи. Когда Страбон родился, город лишь пару лет, как стал частью провинций империи. Но Страбон был частью элитной семьи, и был воспитан в греческой академической традиции. Страбон в представлении художника времён эпохи Великих географических открытий. Изображение: Wikimedia Страбон постигал риторику, грамматику, философию — наиболее часто изучаемые дисциплины того времени, читал Аристотеля и изучал математику.

Вероятно, он бы и остался жить на окраине империи, если бы не был нетерпеливым путешественником. Он провёл несколько лет в Египте, отправился на юг — в Эфиопию. Самая западная точка его путешествий — Италия, самая восточная — Армения. То есть он был одним из самых активных путешественников своего времени.

По версии Страбона и его современников мир выглядел так: земной шар был разделен на пять секций, с двумя холодными полюсами на обоих концах, двумя умеренными поясами и одним жарким в самом центре.

Обитаемый мир, словно огромный остров, был прикован к северной четверти земного шара и был окружён океаном. По крайней мере, так предполагалось, ведь никто в те времена не мог обойти известный мир.

К югу от Средиземного моря был континент (Африка, которую иногда называли Ливия), на востоке — Азия, к северу — Европа.

Географы того времени знали, что Индия была на Дальнем Востоке, Эфиопия — далеко на юге, Иберия (современные Испания и Португалия) — на западе, и Скифия — на севере.

Великобритания уже была достаточно известна. Ещё средиземноморские учёные имели представление, что есть Скандинавия, но не представляли её размеров. Карта мира по версии Страбона (Изображение: Paolo Porsia/flickr) Помимо таких континентов, как Северная и Южная Америка, крупнейшим недостающим элементом их знаний был Китай. Вместе с тем, во втором году нашей эры перепись династии Хань показала, что на подвластных ей территориях проживало около 57,5 млн. человек.

В Римской империи, которая насчитывала около 45 миллионов жителей, в те времена, казалось, даже не имели представления, что Китай существовал.

Собирая информацию о дальних странах, в своих собственных путешествиях Страбон в основном полагался на рассказы и схемы моряков, которые путешествовали, держа в поле зрения побережья. А его информация об Индии была добыта из трудов историков, описывавших военную кампанию Александра Великого, достигшего Индию за 300 лет до того.
Древняя Галилея. Изображение: Wikimedia И вот в этом мире земля между Средиземным морем и рекой Иордан (современные Израиль и Палестина) с географической точки зрения была не очень интересной. Эта область не была особенно богата и доступна. Но согласно греческому и римскому взглядам на мир, этот район был стратегически важным для обеспечения прохода по суше в Египет.

Труды Страбона включают в себя небольшое описание истории еврейского народа. Он объясняет, как «египтянин по имени Моисей» возглавил группу последователей, полагавших, что Бог «одна вещь, которая охватывает всех нас». И Моисей повёл их к месту, где в настоящее время стоит Иерусалим.

Страбон продолжает: «Эти территории он легко получил во владение, так как здесь земли не были способны возбудить зависть или стать поводом для конкуренции. Ибо эта каменистая земля хоть и хорошо снабжается водой, но была окружена бесплодной и безводной территорией».

Незадолго до рождения Иисуса эта область управлялась царём Иродом Великим, которого Рим назначил в качестве правителя всего еврейского народа.

После его смерти царство было разделено между его тремя сыновьями, но в итоге их правление было, мягко говоря, неудачным.

С тех пор, как пишет Страбон, порядок в Иудее «выродился». Был краткий период (пришедшийся на жизнь Иисуса) относительного мира.

Но спокойствие не будет длиться долго. В 70 году нашей эры, было восстание против римского управления, а Второй Храм был разрушен.

По сути, Иисус из Назарета жил в неустойчивом месте, далёком от центра той Вселенной. Месте, где люди могли быть особенно заинтересованы в новом религиозном видении того, как ориентироваться в смятенном мире.