Русский синодальный перевод. Руфь, библейская энциклопедия - архимандрит никифор бажанов Руфь ветхий завет

Руфь (подруга, приятельница, дружественная) (, и др.) – имя моавитской женщины, жены Махлона, отец которого, Елимелех, с женою Ноеминью и двумя сыновьями переселился по причине голода из Вифлеема иудейского в Моавитскую землю. Здесь сыновья его женились на моавитянках и здесь скоро умер Елимелех, а за ним и сыновья его. Вследствие сего Ноеминь осталась вдовой с двумя снохами, Орфою и Руфью. Услыхавши, что голод прекратился, Ноеминь решилась возвратиться домой и оставить Руфь и Орфу на их родине. Орфа осталась, но Руфь не пожелала отстать от нее. Руфь сказала: не принуждай меня оставить тебя и возвратиться от тебя; но куда ты пойдешь, туда и я пойду, и где ты жить будешь, там и я буду жить; народ твой будет моим народом, и твой Бог моим Богом; и где ты умрешь, там и я умру и погребена буду. Пусть то и то сделает мне Господь, и еше больше сделает; смерть одна разлучит меня с тобою (). И так они пришли вместе в Вифлеем к самому началу жатвы ячменя. Ноеминь имела здесь богатого родственника по имени Вооз. Следуя простоте нравов тех времен, Руфь, чтобы удовлетворить первым потребностям жизни, однажды пошла на его поля сбирать колосья. Вооз заметил ее и спросил, кто она и откуда, и, когда узнал, что она была родственница ему, явил к ней особенное расположение. Этого было недостаточно: согласно иудейским законам, Руфь могла надеяться сделаться женой Вооза и действительно имела некоторое право на это. Ноеминь, бывшая и прежде ее доброй советницей, дала ей совет и на сей раз как поступить в этом деле. Руфь последовала совету ее и легла при ногах Вооза в то время, когда он спал на гумне. Это повело к объяснению. Вооз признал свои родственные отношения к ней, но заметил, что есть еще один ближайший родственник, которому должно быть предоставлено означенное право. Удобный случай к решению этого вопроса скоро представился. Вооз сидел однажды при городских воротах, а тот ближайший родственник, который имел право на брачный союз с Руфью, проходил мимо него. Ему было предложено искупить наследие Елимелеха через женитьбу на Руфи. Родственник отказался по причине своей неспособности к брачному сожитию и передал свое право в пользу Вооза, который таким образом искупил наследие Елимелеха и его сыновей, вступивши в брак с Руфью моавитянкой. Плодом этого брака был Овид, дед Давида, и таким образом Руфь моавитянка, язычница, сделалась одной из прародительниц Господа Иисуса Христа. О самой Руфи далее ничего не упоминает св. евангелист Матфей в родословии Господа (

Во времена судей Израильских, жил в Вифлееме, который находился примерно в шести милях к югу от Иерусалима, человек по имени Елимелех. Его жену звали Наоми (Ноеминь), а двоих сыновей – Махлон и Хилеон. Несколько лет подряд были неурожайными в Иудее, а потому, спасаясь от голода, Елимелех со своей семьей уехал жить в земли Моава на восточном берегу Мертвого моря. Там семья прожила 10 лет, когда Елимелех скончался. Сыновья его женились на моавитянках, одну из которых звали Орфа, а вторую – Руфь. Вскоре оба брата также скончались, а три женщины – Руфь, Орфа и Наоми — остались вдовами.

Руфь

Наоми (Ноеминь) узнала, что в землях Иудейских снова начались урожайные годы, и решила вернуться на родину. Женщина предложила вдовам своих сыновей уйти жить к своим матерям и найти себе новых мужей, однако те пожелали пойти вместе с Ноеминь. Уговорами Ноеминь убедила Орфу, но Руфь осталась при своем и пошла в Иудею.

Женщины обошли Мертвое море, переправились через реку Иордан и пришли в Вифлеем. По приходу Ноеминь поменяла имя на Мара. Дело в том, что Ноеминь означает «приятная”, а Мара — “горькая”, жизнь женщины более не советовала первому эпитету.

В то время жил в Вифлееме богатый человек по имени Вооз, который был дальним родственником Елимелеха, муж Ноемини. Воозу принадлежали большие поля. Тогда в Иудее был обычай – при жатве всегда оставляли немного колосков для бедняков, которые могли прийти и собрать то, что осталось. Когда Ноеминь и Руфь пришли в Вифлеем, как раз было время жатвы ячменя, потому Руфь отправилась на поля Вооза, чтобы собрать немного колосков.

Вооз, увидев Руфь, спросил у одного из своих жнецов: чья это молодая женщина? Узнав, что это моавитянка, которая пришла вместе с Ноеминь, он сказал Руфи:

… послушай, дочь моя, не ходи подбирать на другом поле и не переходи отсюда, но будь здесь с моими служанками;

пусть в глазах твоих будет то поле, где они жнут, и ходи за ними; вот, я приказал слугам моим не трогать тебя; когда захочешь пить, иди к сосудам и пей, откуда черпают слуги мои. ()

Тогда Руфь поклонилась Воозу и поблагодарил его за его доброту. Она близко к сердцу приняла эти слова, так как не ожидала такого внимания к себе – чужестранке.


Руфь на полях Вооза

Руфь приходила на поля Вооза, пока не кончилось время уборки урожая. Вскоре у Руфи и Вооза завязались отношения. Вооз взял ее в жены. У них родился сын Овид. У Овида был сын Иессей, который стал отцом Давида – царя Израиля. Так моавитянка Руфь благодаря своей преданности стала матерью царей.

Чему учит нас библейская история Руфи?

Читая историю Руфи, мы можем сделать 5 основных выводов:

1) Бог заботится обо всех людях, независимо от расы, национальности или статуса.

Руфь была не еврейкой, а моавитянкой. Благодаря своим личным качествам, она стала матерью царей. Бог любит ее также, как и любую еврейскую женщину. Бог не делит людей, Он любит всех одинаково.

2) Мужчины и женщины равны перед Богом.

Бог одинаково заботится о мужчинах и женщинах. Мы все едины в Его глазах. В то время как большинство религий возвышают мужчин, Христианство – это единственная монотеистическая религия, которая чтит мужчин и женщин на одном уровне.

3) Нет незначительных людей в глазах Бога.

Руфь стала матерью Царей, хотя была моавитянкой и бедной вдовой. Но Бог сделал ее важной в Своем плане. Божий план есть на каждого. Его сила часто совершается в нашей немощи

Посему я благодушествую в немощах, в обидах, в нуждах, в гонениях, в притеснениях за Христа, ибо, когда я немощен, тогда силен. (Второе послание к Коринфянам).

4) Нет незначительных событий.

Руфь стала матерью Царей благодаря стечению ряда обстоятельств: голод в Иудее, переселение семьи, смерть сыновей Наоми, возвращение в Вифлеем, встреча с Воозом. Возможно, и наша жизнь полна таких событий, значение которых нам не понятно.

5) Бог есть Искупитель

Вооза можно рассматривать, как прообраз Христа.

Какие уроки мы можем вынести из истории о Руфи?

  • Не позволяйте прошлому определять Ваше будущее.
  • Будьте полны веры
  • Будьте чисты
  • Хорошее в вас не останется незамеченным.

Повесть, яркими красками рисующая патриархальный быт того времени. Рассказ о том, как бедная Руфь собирала колосья на жатве богатого Вооза, как последний, обратив на неё внимание, приказал рабочим побольше оставлять недожатых колосьев, как, по совету свекрови, Руфь стыдливо предъявила свои родственные права на Вооза и как последний перед старейшинами города утвердил свое право на неё, изложен с неподражаемой простотой и искренностью.

Книга разделена на четыре главы.

  • Первая рассказывает о голоде в Земле Израиля из-за которого Елимелех с женой Ноаминь и двумя сыновьями отправляются в Моав . Там сыновья женятся на моавитянках, а затем Елимелех и два его сына умирают. Ноаминь остается с двумя невестками Руфь и Орфа. Когда Ноаминь возвращается в Землю Израиля лишь Руфь остается с ней.
  • Вторая глава повествует как Руфь собирает колоски, оставленные на поле Вооза после жатвы, для своей свекрови.
  • Третья глава - о том как Руфь по совету свекрови открывает Воозу, что он приходится ей родственником.
  • Четвертая глава - рассказ о выкупе Воозом прав на женитьбу на Руфи и наследие Елимелеха у более близкого родственника. Руфь рожает Воозу сына, внуком которого становится Давид . Перечисляется родословная Вооза и Давида от Фареса , сына Иеуды .

Место книги в Библии

Книга Руфь принадлежит к числу канонических и помещается в Ветхом Завете вслед за Книгой Судей . Некоторые, в частности, Иосиф Флавий даже помещали Книгу Руфь в Книгу Судей. В тексте Книги Руфь встречаются арамаизмы и позднейшие грамматические формы, что давало повод некоторым исследователям относить её происхождение к гораздо более позднему времени; тем не менее, данные арамаизмы могли быть результатом позднейшей редакции, поэтому версия об авторстве Самуила по-прежнему считается одной из основных.

Гиюр

Происхождение династии Давида

Левирантный брак

В религиозной традиции

Иудаизм

Книга Рут является одной из книг Писаний , и входит в Пять Свитков ((ивр. מגילות ‎, Мегилот )). Книгу Рут во многих общинах читают публично в синагоге на утренней молитве праздника Шавуот . Книга Рут целиком входит в антологию из книг Письменной и Устной Торы (Тикун лейл Шавуот), которую изучают в ночь праздника Шавуот, когда празднуется дарование Торы у горы Синай. Существует несколько причин, связывающих книгу Рут с праздником Шавуот:

  • Присоединение Рут к еврейскому народу (гиюр) подобно принятию евреями Торы у горы Синай
  • В конце книги Рут упоминается рождение ее правнука, царя Давида , который по преданию умер в Шавуот
  • Основные события книги Рут связаны со временем жатвы.

Христианство

Через Давида, по свидетельству Евангелия, Руфь является и праматерью Сына Давидова , Иисуса , в родословной которого, среди немногих женщин, значится и её имя (Мф. 1:5).

Ссылки

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Библейское имя
  • Библер, Владимир

Смотреть что такое "Библейская книга Руфь" в других словарях:

    Библейская Книга Судей Израилевых - Книга Судей Израилевых часть Библии, Ветхого Завета. В книге излагается история евреев от смерти Иисуса Навина (Иехошуа бин Нун) до первосвященника Илия (Эли). Судьи лица, управлявшие еврейским народом в период от Иисуса Навина до воцарения… … Википедия

    Библейская книга Летопись - Паралипоменон или Летописи, в западной традиции Хроники (ивр. דִבְרֵי הַיָּמִים‎, Диврей ха ямим; др. греч. παραλείπω, «пропускать, упускать» букв. «о пропущенных вещах»;) две (1 я и 2 я Паралипоменон) канонические книги Танаха и Ветхого Завета … Википедия

    Библейская книга Притчи - Притчи книга Библии под номером 20. Авторство: Соломона, Агура, Лемуила. Книга была написана в Иерусалиме. Её написание было завершено ок. 717 г. до н. э. История написания В 1037 году до н. э. на царский престол в Израиле воссел сын Давида… … Википедия

    Руфь - известная библейская женщина, именем которой названа библейская Книга Руфь. Жизнь ее относится к последним годам смутного периода Судей. Родом моавитянка, она настолько привязалась к своему новому родству по мужу (еврею из Вифлеема), что после… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    Руфь (значения) - Руфь многозначное слово: Содержание 1 Имя 2 Культура 3 В астрономии … Википедия

    Руфь - Для этой статьи не заполнен шаблон карточка. Вы можете помочь проекту, добавив его. У этого термина существуют и другие значения, см. Руфь (значения) … Википедия

    Книга Левит - У этого термина существуют и другие значения, см. Третья книга. Эта статья о третьей книге Пятикнижия; о священническом сословии см.: Левиты. Левит וַיִּקְרָא (Ва йикра «И воззвал») … Википедия

    Книга Ветхого Завета Левит - Это статья о третьей книге Пятикнижия. О священническом сословии см. статью Левиты. Левит וַיִּקְרָא (Ва йикра «И воззвал») Скиния собрания

    Книга пророка Аввакума - 22 я часть Танаха, часть Ветхого Завета, написанная пророком Аввакумом (Хаваккуком) Библия … Википедия

    Книга пророка Иоиля - Библия … Википедия

Книги

  • Библейская наука: Академические чтения по Священному Писанию Ветхого Завета. Кн. 3. Исторические книги Ветхого Завета , Епископ Михаил. Епископ Михаил Михаил (Лузин), епископ (в миру Матвей Иванович Лузин Лузин М. И.) епископ Русской православной церкви Русская православная церквь, духовный писатель, богослов, экзегет, один…

В те дни, когда управляли судьи, случился голод на земле. И пошел один человек из Вифлеема Иудейского со своею женою и двумя сыновьями своими жить на полях Моавитских. Имя человека того Елимелех, имя жены его Ноеминь, а имена двух сынов его Махлон и Хилеон; они были Ефрафяне из Вифлеема Иудейского. И пришли они на поля Моавитские и остались там. И умер Елимелех, муж Ноемини, и осталась она с двумя сыновьями своими.

Они взяли себе жен из Моавитянок, имя одной Орфа, а имя другой Руфь, и жили там около десяти лет. Но потом и оба сына ее , Махлон и Хилеон, умерли, и осталась та женщина после обоих своих сыновей и после мужа своего.

И встала она со снохами своими и пошла обратно с полей Моавитских, ибо услышала на полях Моавитских, что Бог посетил народ Свой и дал им хлеб. И вышла она из того места, в котором жила, и обе снохи ее с нею. Когда они шли по дороге, возвращаясь в землю Иудейскую, Ноеминь сказала двум снохам своим: пойдите, возвратитесь каждая в дом матери своей; да сотворит Господь с вами милость, как вы поступали с умершими и со мною! Да даст вам Господь, чтобы вы нашли пристанище каждая в доме своего мужа! И поцеловала их.

Но они подняли вопль и плакали и сказали: нет, мы с тобою возвратимся к народу твоему.

Ноеминь же сказала: возвратитесь, дочери мои; зачем вам идти со мною? Разве еще есть у меня сыновья в моем чреве, которые были бы вам мужьями? Возвратитесь, дочери мои, пойдите, ибо я уже стара, чтоб быть замужем. Да если б я и сказала: «есть мне еще надежда», и даже если бы я сию же ночь была с мужем и потом родила сыновей, - то можно ли вам ждать, пока они выросли бы? можно ли вам медлить и не выходить замуж? Нет, дочери мои, я весьма сокрушаюсь о вас, ибо рука Господня постигла меня.

Они подняли вопль и опять стали плакать. И Орфа простилась со свекровью своею, а Руфь осталась с нею. Ноеминь сказала Руфи : вот, невестка твоя возвратилась к народу своему и к своим богам; возвратись и ты вслед за невесткою твоею.

Но Руфь сказала: не принуждай меня оставить тебя и возвратиться от тебя; но куда ты пойдешь, туда и я пойду, и где ты жить будешь, там и я буду жить; народ твой будет моим народом, и твой Бог - моим Богом; и где ты умрешь, там и я умру и погребена буду; пусть то и то сделает мне Господь, и еще больше сделает; смерть одна разлучит меня с тобою.

Ноеминь, видя, что она твердо решилась идти с нею, перестала уговаривать ее.

И шли обе они, доколе не пришли в Вифлеем. Когда пришли они в Вифлеем, весь город пришел в движение от них, и говорили: это Ноеминь?

Она сказала им: не называйте меня Ноеминью, а называйте меня Марою, потому что Вседержитель послал мне великую горесть; я вышла отсюда с достатком, а возвратил меня Господь с пустыми руками; зачем называть меня Ноеминью, когда Господь заставил меня страдать, и Вседержитель послал мне несчастье?

И возвратилась Ноеминь, и с нею сноха ее Руфь Моавитянка, пришедшая с полей Моавитских, и пришли они в Вифлеем в начале жатвы ячменя.

1.20: Приятная.

1 В те дни, когда управляли судьи, случился голод на земле. И пошел один человек из Вифлеема Иудейского со своею женою и двумя сыновьями своими жить на полях Моавитских.

2 Имя человека того Елимелех, имя жены его Ноеминь, а имена двух сынов его Махлон и Хилеон; они были Ефрафяне из Вифлеема Иудейского. И пришли они на поля Моавитские и остались там.

3 И умер Елимелех, муж Ноемини, и осталась она с двумя сыновьями своими.

4 Они взяли себе жен из Моавитянок, имя одной Орфа, а имя другой Руфь, и жили там около десяти лет.

5 Но потом и оба сына ее , Махлон и Хилеон, умерли, и осталась та женщина после обоих своих сыновей и после мужа своего.

6 И встала она со снохами своими и пошла обратно с полей Моавитских, ибо услышала на полях Моавитских, что Бог посетил народ Свой и дал им хлеб.

7 И вышла она из того места, в котором жила, и обе снохи ее с нею. Когда они шли по дороге, возвращаясь в землю Иудейскую,

8 Ноеминь сказала двум снохам своим: пойдите, возвратитесь каждая в дом матери своей; да сотворит Господь с вами милость, как вы поступали с умершими и со мною!

9 да даст вам Господь, чтобы вы нашли пристанище каждая в доме своего мужа! И поцеловала их. Но они подняли вопль и плакали

10 и сказали: нет, мы с тобою возвратимся к народу твоему.

11 Ноеминь же сказала: возвратитесь, дочери мои; зачем вам идти со мною? Разве еще есть у меня сыновья в моем чреве, которые были бы вам мужьями?

12 Возвратитесь, дочери мои, пойдите, ибо я уже стара, чтоб быть замужем. Да если б я и сказала: "есть мне еще надежда ", и даже если бы я сию же ночь была с мужем и потом родила сыновей, -

13 то можно ли вам ждать, пока они выросли бы? можно ли вам медлить и не выходить замуж? Нет, дочери мои, я весьма сокрушаюсь о вас, ибо рука Господня постигла меня.

14 Они подняли вопль и опять стали плакать. И Орфа простилась со свекровью своею, а Руфь осталась с нею.

15 Ноеминь сказала Руфи : вот, невестка твоя возвратилась к народу своему и к своим богам; возвратись и ты вслед за невесткою твоею.

16 Но Руфь сказала: не принуждай меня оставить тебя и возвратиться от тебя; но куда ты пойдешь, туда и я пойду, и где ты жить будешь, там и я буду жить; народ твой будет моим народом, и твой Бог - моим Богом;

17 и где ты умрешь, там и я умру и погребена буду; пусть то и то сделает мне Господь, и еще больше сделает; смерть одна разлучит меня с тобою.

18 Ноеминь , видя, что она твердо решилась идти с нею, перестала уговаривать ее.

19 И шли обе они, доколе не пришли в Вифлеем. Когда пришли они в Вифлеем, весь город пришел в движение от них, и говорили: это Ноеминь?

20 Она сказала им: не называйте меня Ноеминью, а называйте меня Марою, потому что Вседержитель послал мне великую горесть;

21 я вышла отсюда с достатком, а возвратил меня Господь с пустыми руками; зачем называть меня Ноеминью, когда Господь заставил меня страдать, и Вседержитель послал мне несчастье?

22 И возвратилась Ноеминь, и с нею сноха ее Руфь Моавитянка, пришедшая с полей Моавитских, и пришли они в Вифлеем в начале жатвы ячменя.