Что такое слава божья. Проявленная слава божья - дмитрий лео. Почему Слава проявляется не везде и не всегда

Сла́ва Бо́жия – 1) Божественные действия, Сам ; 2) величие Божие; 3) отображение Божиего величия в делах и объектах Его Творения и Промысла.

Познание Божественной славы возможно как через созерцание сотворенного Богом мира, так и через действия Божественной . Созерцая мир, человек ощущает бесконечное величие Творца, возводит свой ум к Первопричине мироздания, превосходящей все сущее. Созерцая чудесные Божественные действия, человек познает Бога, соприкасается с самой всеблаженной Божественной жизнью.

В Своих действиях Бог являет Свою славу двояко. Во внешних человеку чудесах Он обнаруживает Свои свойства, желая дать человеку основные представления о Своем нетварном бытии. Но действия Бога не только внешние человеческому сердцу. Бог действует Своей благодатью и в самой человеческой душе, соединяя человека с Собой, обоживая человеческое естество, приобщая его к Своей вечной жизни. Такое Божественное действие становится славой самого человека, которого прославляет Бог, выделяя его сокровенным соединением с Собой по образу Богочеловека среди остальных людей.

Внутреннее созерцание славы Божией ведет человека к уподоблению своему Творцу, к обретению в душе, к духовному преображению, ибо «взирая на славу Господню, преображаемся в тот же образ от славы в славу, как от Господня Духа» ().

Всесвятая Слава Божия противоположна мирской человеческой славе, основанной не на следовании Божественным , а на следовании своим греховным . Поэтому необходимое условие стяжания благодатной славы Божией заключается в решительном отвержении славы преходящего мира. Совершенное пренебрежение к человеческой славе явил Богочеловек Иисус Христос, претерпев и пренебрегши посрамление (). Своим учением и примером Он заповедовал людям не искать славу друг от друга, а искать славу от Единого Бога ().

Миссия Церкви, миссия каждого христианина заключается в том, чтобы принять, умножить славу Божию и стать её причастником; прославлять Бога на четырёх уровнях бытия:
— по отношению к Нему Самому ();
— через себя, ();
— по отношению к ближнему, ();
— по отношению к творению (Человек — мост между Творцом и творением; в иерархии, выстроенной Богом, человек господствует над остальным творением, природой живой и неживой. Творение от Бога не отпало, но грехопадение нарушило его гармонию, восстановиться она может только через преображение человека).

В чем может состоять сходство и в чём различие выражений «видеть славу Божию» и «видеть Бога»?

Однако подобное видение славы не означает видения Самого Бога, как это бывает в случаях . Хорошей пояснительной иллюстрацией к сказанному может служить аналогия с внимательным зрителем, созерцающим полотно прекрасного живописца и через это восхищающимся самим живописцем, однако не имеющим возможности встретиться с ним лично и воочию зреть его самого.

Личная встреча человека и Бога происходит посредством сверхъестественного Откровения (см. подробнее: ). В рамках такого рода откровений видение Божией славы может и действительно означать видение Его Самого.

В зависимости от условий и целей Вышнего Промысла Бог может явиться человеку или в символическом образе или в сиянии неописуемого сверхъобразного сверхъестественного .

Так, пророк Исаия стал очевидцем явления Бога, открывшегося под видом облаченного в ризы Небесного Царя. Несмотря на то, что Бог по Своей не имеет ни телесного вида, ни вещественных риз, Исаия отметил, что видел именно Бога (). Другой пророк, Иезекииль, созерцая Божественную славу, видел Господа под видом восседающего на престоле Огненного Мужа, носимого ().

Сверхъобразное видение нетварного Божественного света понимается как более высокая форма сверхъественного Откровения. Примером такого созерцания может служить свет, которым просиял во время ) ; Сын Божий есть сияние славы () и Сам имеет у Отца Своего славу прежде мир не бысть ; равным образом Дух Божий есть Дух славы () . В сей собственной внутренней славе живет Божественный Бог превыше всякой славы, так что не требует в ней никаких свидетелей… Но так как по бесконечной Благости и любви Своей Он желает иметь благодатных причастников славы Своей, то проявляет Свои бесконечные совершенства, и они открываются в Его творениях. Его слава является Небесным Силам, отражается в человеке, облекается в благолепие видимого мира. Она даруется от Него, приемлется причастниками, возвращается к Нему, и в этом, так сказать, круговращении славы Божией состоит блаженная жизнь и благобытие твари»

Что такое «слава» в христианском понимании? В советские времена слова «славить» и «прославлять» имели несколько сомнительный смысл, и понятно почему. А что такое «слава» как неотъемлемое свойство Бога?

Отвечает иеромонах Иов (Гумеров):

Советская идеология была суррогатом религии: отсюда фетишизация государства и партии, культ вождей, многочисленные памятники-идолы, особая символика. Воинствующая борьба против христианской веры понадобилась для того, чтобы заменить поклонение Божеству как Всесовершенному Духу поклонением человеку и его земным делам. Всякая подмена христианства имеет демоническое происхождение. Само слово «слава» было одним из средств мифологизации реальности.

В Священном Писании понятие «слава» (евр. кавод ; греч. докса ) выражает важнейшее свойство Бога – Его абсолютное величие. Оно обнаруживается в Богоявлениях. Поэтому в Библии «слава» часто означает самого Бога в проявлении Его могущества и в сиянии святости: «И покрыло облако скинию собрания, и слава Господня наполнила скинию» (Исх. 40: 34). Позже при освящении храма присутствие Бога также передается словом «слава»: «И не могли священники войти в дом Господень, потому что слава Господня наполнила дом Господень» (2 Пар. 7: 2).

Слава Господня часто открывается людям через дивные дела Божии. Впечатляющим свидетельством славы Божией является сотворенный Им мир: «Небеса проповедуют славу Божию, и о делах рук Его вещает твердь» (Пс. 18: 2). Слава Его открывается также в знамениях и чудесах (переход через Чермное море, манна в пустыне и др.), в судах Его над непокорными и развращенными народами и людьми: «И убоятся народы имени Господня, и все цари земные – славы Твоей» (Пс. 101: 16). В будущей жизни в Царстве Небесном люди будут созерцать славу Божию непосредственно: «И город не имеет нужды ни в солнце, ни в луне для освещения своего, ибо слава Божия осветила его, и светильник его – Агнец» (Откр. 21: 23).

Славословить Бога не только долг человека, но и глубокая внутренняя потребность. Она есть признак духовно-нравственной возвышенности человека, ибо предполагает преодоление таких губительных пороков, как гордость, самость, озлобленность и неверие. ««Велик Ты, Господи, и всемерной достоин хвалы; велика сила Твоя и неизмерима премудрость Твоя. И славословить Тебя хочет человек, частица созданий Твоих; человек, который носит с собой повсюду смертность свою, носит с собой свидетельство греха своего и свидетельство, что Ты “противостоишь гордым”. И все-таки славословить Тебя хочет человек, частица созданий Твоих. Ты услаждаешь нас этим славословием, ибо Ты создал нас для Себя, и не знает покоя сердце наше, пока не успокоится в Тебе» (Блаженный Августин. Исповедь. 1, 1). У человека, любящего Бога, благочестие рождает не только стремление славословить Господа, но и желание видеть славу Его признанной во всей вселенной: «Уста мои изрекут хвалу Господню, и да благословляет всякая плоть святое имя Его во веки и веки» (Пс. 144: 21).

В Библии понятие «слава» применяется также и к людям, поскольку человек является образом Бога и венцом творения: «Славою и честью увенчал его; поставил его владыкою над делами рук Твоих» (Пс. 8: 6–7). Но слава эта лишь отблеск Божественной славы. Когда человек отпадает от Бога, он заменяет служение Богу поклонением тварному началу: человеку, животным, безжизненным формам (идолам). Тогда тает и исчезает как туман его слава. «Ибо всякая плоть – как трава, и всякая слава человеческая – как цвет на траве: засохла трава, и цвет ее опал» (1 Пет. 1: 24).

Истинной и прочной бывает только та слава, которой человек оказывается причастным на пути спасения. Верой и исполнением евангельских заповедей он становится наследником обетования.

«Слава Богу ! Могущественные слова! Во время скорбных обстоятельств, когда обступят, окружат сердце помыслы сомнения, малодушия, неудовольствия, ропота, должно принудить себя к частому, неспешному, внимательному повторению слов: слава Богу! Кто с простотою сердца поверит предлагаемому здесь совету и, при встречающейся нужде, испытает его самым делом, тот узрит чудную силу славословия Бога; тот возрадуется о приобретении столь полезного нового знания, возрадуется о приобретении оружия противу мысленных врагов, так сильного и удобного… Слава Богу ! Многие из угодников Божиих любили часто повторять эти слова: они вкусили сокровенную в них силу» (Святитель Игнатий (Брянчанинов) . Слава Богу! // Полн. собр. творений. М., 2001. Т. 1. С. 359–360).

Писание ясно говорит, что каждый истинный последователь Иисуса Христа может видеть и постигать славу Божью. Действительно, наш Господь открывает Свою славу всем, кто просит и прилежно ищет её. Более того, я верю, что откровение Божьей славы будет сопровождать и укреплять Его народ в грядущие бедственные дни. Павел утверждает, что это откровение будет способно «…назидать вас более и дать вам наследие со всеми освящёнными» (Деян. 20:32).

Вопреки мнению некоторых христиан, слава Божия — это не какое-то физическое проявление. Это не экстатическое чувство, которое захватывает вас. Не является это также родом сверхъестественной ауры или внезапно озаряющего ангельского света. Проще говоря, Божья слава — это откровение Его сущности и характера!

Сам Господь так характеризует Свою славу в Писании. Поэтому, когда мы молимся: «Господи, покажи мне Твою славу», — мы, в действительности, просим: «Отче, открой мне, Кто Ты есть». И если Господь даёт нам откровение Своей славы, то это откровение того, как Он хочет, чтобы мы знали Его.

Переживание Моисеем славы Божьей демонстрирует эту истину. Господь, посылая Моисея для избавления Израиля, не дал ему полного откровения о том, Кто есть Бог Израиля. Он просто сказал ему: «Иди и скажи, что Сущий послал тебя», но не дал никакого объяснения, кто же есть «Сущий».

Я думаю, именно поэтому Моисей возопил: «(Господи)…умоляю Тебя, покажи мне славу Твою» (Исх. 33:18-англ. перев.). Он был снедаем голодом и жаждой познания Того, Кто этот великий Сущий — узнать Его природу и характер.

И Господь ответил на молитву Моисея. Вначале Он проинструктировал его, чтобы он укрылся в расселине скалы. Однако, когда Моисей ожидал явления славы Божией, он не увидел ни грома, ни молнии, ни землетрясения. Вместо этого, Божья слава пришла к нему в простом откровении:

«И прошёл Господь пред лицем его, и возгласил: Господь, Господь, Бог человеколюбивый и милосердый, долготерпеливый и многомилостивый и истинный, сохраняющий милость в тысячи родов, прощающий вину и преступление…» (Исх. 34:6-7).

Бог всегда открывает Свою силу или славу с определённой целью. Итак, что же было здесь Его целью? Определённо, это было не для того, чтобы доставить Моисею минуту наслаждения. И это не было чем-то таким, о чём он мог бы рассказывать потом своим детям и внукам.

Нет — Бог позволил Моисею увидеть Свою славу для того, чтобы он мог быть изменённым благодаря её созерцанию! То же самое является истиной и для нас сегодня. Бог открывает нам Свою славу, чтобы мы, взирая на неё, могли быть преображёнными в Его образ!

Сегодня Иисус Христос является выражением того, Кем является Бог. Когда наш Господь стал плотью, это было полное откровение милосердия, благодати, доброты и готовности Небесного Отца прощать нас. Бог вложил всё, что было присуще Его природе и Его характеру, в Иисуса, и любое откровение Его славы предназначено изменить нас таким образом, чтобы мы выражали Христа!

Апостол Павел хорошо понимал цель и воздействие созерцания славы Божьей. Он видел её, как силу изменять созерцающего эту славу — революционизировать жизнь каждого последователя Христа: «Мы же все, открытым лицем, как в зеркале, взирая на славу Господню, преображаемся в тот же образ от славы в славу, как от Господня Духа» (Кор. 3:18).

Павел говорит нам: «Дав вам однажды это откровение Божьей славы — Его любви, милосердия, благодати, долготерпения и готовности прощать -Святой Дух будет всё более и более открывать ваши очи на эти аспекты Его природы и характера. Вы будете иметь всё возрастающее откровение Бога — таким образом, каким Он хочет, чтобы вы знали Его!»

Затем Павел говорит нам ещё более определённо: «Чтобы Бог Господа нашего Иисуса Христа, Отец славы, дал вам духа премудрости и откровения к познанию Его, и просветил очи сердца вашего, дабы вы познали, в чём состоит надежда призвания Его, и какое богатство наследия Его для святых» (Еф. 1:17-18).

Возлюбленные, Бог хочет сказать нам: «Моисей постиг Мою славу, а теперь Я хочу, чтобы вы уразумели её. Я хочу Духом Моим открыть вам очи, чтобы показать вам, Кто Я есть. Я не только Бог гнева и суда; Моя сущность -это любовь!»

«Верою вселиться Христу в сердца ваши, чтобы вы укоренённые и утверждённые в любви, могли постигнуть со всеми святыми, что широта и долгота, и глубина и высота, и уразуметь превосходящую разумение любовь Христову, дабы вам исполниться всею полнотою Божиею» (Еф. 3:17-19).

Павел говорит нам: «Пусть это откровение Божьей славы станет для вас настолько реальным, чтобы вы укоренились и утвердились в нём. Продолжайте искать её, исследовать её, претендовать на неё, делая её частью своей жизни — пока вы не начнёте излучать Христову славу! Пребывая в Слове, ища откровения Его славы, вы будете преображаться — от славы в славу!» «Тому слава в Церкви во Христе Иисусе…» (ст.21).

Первый и главный результат воздействия славы — это изменение наших взаимоотношений с Господом!

Когда Моисей увидел откровение Божьей славы — то есть, что Он благой, любящий, заботливый, милосердный, прощающий — он сразу же пал на колени и поклонился: «Моисей тотчас пал на землю, и поклонился Богу» (Исх. 34:8).

Откровение сущности Бога потрясло этого человека. Он увидел, как милостив, долготерпелив и любящ Бог к Своим детям — включая непокорных, идолопоклонников и тех, которые огорчали Его. Моисей был так взволнован этим откровением, что выбежал из-за скалы, пал наземь и поклонился!

Важно отметить, что это первое упоминание о поклонении Моисея. До этого откровения Божьей славы мы видим Моисея молящегося и ходатайствующего, умоляющего Бога за Израиль, беседующего с Ним лицом к лицу. Мы слышим его, воспевающего Господу хвалу на берегу Чермного моря после победы над врагом. Мы слышим, как он взывает к Господу у горьких вод Мерры, и мы слышим его отчаянный вопль в Рефидиме, когда народ был готов побить его камнями за то, что не было воды. Но тут впервые мы читаем слова: «Моисей поклонился».

Я верю, что этот один стих много говорит нам о сегодняшней церкви. Он говорит о том, что христианин может прилежно молиться, и всё же это не будет подлинным поклонением. В самом деле, можно быть молитвенным воином и ходатаем, и всё же не являться поклонником Бога. Вы можете умолять за своих неспасённых детей, молиться за нужды целой церкви, быть святым и смирённым, ища Божьего бремени — и, однако, в действительности никогда не поклоняться Ему!

Я не собираюсь добавлять к существующим уже ещё одно определение того, что означает поклонение. Слишком много уже написано книг по разным методам и техническим приёмам поклонения. Но, чтобы быть кратким, я скажу: поклонение -это не то, чему можно научиться! Это непроизвольный всплеск — действие сердца, которое потрясено откровением Божьей славы и Его невероятной любви к нам.

Поклонение — это реакция благодарности, это признание того, что мы давно заслуживаем истребления за свой грех, навлекая полновесный Божий гнев за все наши неудачи и промахи — но, вместо этого, Бог приходит к нам с этим могущественным откровением: «Я всё ещё люблю тебя!»

В этот момент Моисей больше не умолял за грешный Израиль и не просил Бога о руководстве. Он не взывал о чуде избавления, или о силе, или о мудрости. Он восхищался откровением Божьей славы!

Моисей мог поклоняться, даже не будучи исполнен надеждой за Израиля. Он знал, что эти люди решили стать отступниками -что они скрывали золотых идолов, вынесенных ими из Египта. Хотя Моисей и убедил Бога пощадить их после их идолопоклонства золотому тельцу, теперь он, должно быть, думал: «Как я смогу удержать вместе этот народ? Как долго ещё будет Бог мириться с их тайными похотями и ропотом? Когда иссякнет Его терпение?».

Могло показаться, что умоляя об Израиле, Моисей был более сострадателен к этому народу, чем Бог. Но в действительности Бог не намеревался истреблять этот народ, Он уже имел в виду все Свои обетования для них. Нет, это было «испытание милосердия» для Моисея. Господь спрашивал Своего слугу: «Как ты собираешься представить Меня этому народу? Будет ли это мстительный Бог, Который исполнен только судом? Нет — Я милосердный, долготерпеливый, всегда готовый прощать Свой народ!».

Вот в чём состояло откровение! И оно принесло покой сердцу Моисея. Действительно, продолжая поклоняться, он начал претендовать на Божью славу, которую открыл ему Бог, и относить её к себе и к народу: «Божья милость будет сопровождать нас! Он долготерпеливый, и Он будет прощать нас. Какая это слава! Какое утешение, какая надежда!»

Сразу же Моисей начал молиться: «Господи, Ты сказал, что будешь прощать преступления и беззакония тысяч. Вот они, эти тысячи, перед Тобой. Мы все жестоковыйны и нуждаемся в милости. Итак, Господи, даруй нам Твою милость. Прости наши многие грехи!» (см. Исх. 34:9).

Этот отрывок неоспоримо свидетельствует о том, что откровение Божьей славы является составной частью поклонения! Откровение Божьей славы должно быть источником всякого нашего поклонения. Нам следует постоянно претендовать на Его славу, свидетельствуя: «Господи, я знаю, что Ты свят и праведен, и не смотришь сквозь пальцы на грех. Но я также видел Твою славу, и знаю, что Ты не собираешься погубить меня.

Ты не осуждаешь меня, видя мою борьбу. Напротив, Ты показываешь мне, что Ты милосердный, милостивый, мягкосердечный!».

За время моего служения я иногда был подавлен врагами, восставшими против меня. В такие времена я чувствовал на своей спине дисциплинирующую розгу моего Господа. Особенно запомнился мне один период, когда меня со всех сторон подвергали клевете. Другие служители спрашивали меня: «Давид, я слышу о тебе сомнительные вещи, неужели это правда? Являются ли все эти разговоры о тебе исходящими от дьявола, или же это Бог пытается говорить к тебе?».

Уже сам вопрос оскорблял меня! Спустя некоторое время я стал совершенно подавленным из-за вызванных всем этим эмоциональных страданий. Это непрекращающееся сражение физически истощило меня. В одно время я едва мог заставить себя идти в церковь проповедовать.

Однажды утром моя жена буквально должна была поднимать меня из кресла в моём кабинете. На полпути в церковь я сказал ей, что дальше я так не могу. Я был не в состоянии встречаться больше ни с одним человеком, сомневающимся в искренности моего служения. В конце концов, я возопил: «Господи, что я сделал, чтобы заслужить это? В чём мой грех?».

Тогда Бог указал мне на молитву Иеремии: «Наказывай меня, Господи, но по правде, не во гневе Твоём, чтобы не умалить меня» (Иер. 10-24).

Эти слова Иеремии стали моей ежедневной молитвой на протяжении этого сурового времени испытания: «Господи, наказывай меня и суди, если нужно, но пожалуйста — не делай это во гневе! Если я услышу ещё одно гневное слово, это убьёт меня. Пожалуйста, не повергай меня во прах, Господи, я достаточно унижен!».

Когда бы я ни молился так, Господь всегда отвечал мне: «Давид, если Я решил исправить тебя, то это потому, что Я люблю тебя. Это испытание нисколько не является Моим судом. Я милосерд, благ, любящ и долготерпелив по отношению к тебе. Стой же спокойно и созерцай Мою славу!». Это познание Его славы переносило меня в место абсолютного покоя. Бог защитил меня со всех сторон.

Возлюбленные, имея это откровение Божьей славы, вы никогда больше не будете бояться, что Он будет наказывать вас во гневе. Его розга находится в нежной, любящей руке. Он будет дисциплинировать нас, но только с милостивым состраданием. Он никогда не ранит и не отвергнет нас. Не должно ли это расплавить наши сердца пред Ним в поклонении, как это было с Моисеем?

Более того, Бог открывает Свою славу во Христе так, что нам захочется претендовать на неё! Это наше законное право, и она и предназначена-то для того, чтобы быть востребованной. Когда Павел говорит: «Не отвергаю благодати Божией…» (Гал. 2:21), он имеет в виду: «Я не буду уничижать Божье предложение милости, отвергая её!».

Те, кто истинно поклоняются Богу, претендуют на благословение Его обетований. Они видят славу Его любви во Христе -и они держатся за эту славу, чтобы исцелять и утверждать свои встревоженные души!

Второй эффект созерцания славы Божьей — преображение лица!

«И видели сыны Израилевы, что сияет лице Моисеево, и Моисей опять полагал покрывало на лице своё, доколе не входил говорить с Ним» (Исх. 34:35).

Лицо человека -это внешнее выражение того, что в его сердце, и лицо Моисея здесь просто отражало славу Божию в его душе!

До этого Моисей уже был в уединении с Господом в течение сорока дней и ночей, но лицо его не изменилось. В тот раз он пришёл от святого Божьего присутствия, чтобы покончить с поклонением Израиля золотому тельцу. Никто тогда не видел, чтобы лицо его излучало сияние. Но позже, когда откровение Божьей славы стало для него реальностью, это изменило саму внешность Моисея!

Вы можете как угодно наслаждаться Божьим присутствием, но совершенно другое дело, когда Его слава откроется в вас. Павел свидетельствовал: «Бог, избравший меня от утробы матери моей и призвавший благодатью Своею, благоволил открыть во мне Сына Своего, чтобы я благовествовал Его…» (Гал. 1:15-16).

Павел говорит: «Я имею внутри себя намного больше, чем какую-то доктрину, кем-то изобретённую, больше, чем просто умственное знание Христа. Я имею откровение того, Кем является Христос -откровение Его благодати, милости и любви, и это откровение стало источником всего, чем я являюсь, и что я делаю. Это сама сущность моей жизни!».

Откровение Божьей славы действительно чудное. Однако, многие превратили это же откровение в лицензию на грех. Иуда пишет о людях: «…обращающих благодать Бога нашего в повод к распутству и отвергающиеся единого Владыки Бога и Господа нашего Иисуса Христа» (Иуда 4).

Согласно Павлу, такие люди грешат, «чтобы умножилась благодать». В сущности, они говорят: «Если Бог любит проявлять Себя посредством милости и прощения, я предоставлю Ему такую возможность. Я буду грешить и позволять Ему продолжать меня любить, чтобы могла проистекать благодать. Какое это будет свидетельство для мира! Я буду объектом всей этой любви, сходящей с неба!».

Таких людей легко вычислить. Выражение лица их выдаёт их. Исаия говорит об израильтянах, которые: «…оскорбительны для очей славы Его. Выражение лиц их свидетельствует против них…» (Ис. 3:8-9). Другими словами, пророк говорит: «Грех ваш свидетельствует против вас даже вашим собственным внешним видом. То, что в вашем сердце, будет проявлять себя в вашей наружности!».

С другой стороны, даже закоренелые грешники могут сказать, когда вы «были с Иисусом». Как они могут это знать? Вы кажетесь им непохожими ни на кого другого! Они говорят: «Ты не такой, как все. Ты держишься со скромной уверенностью, и кажется, ничего не скрываешь о себе. В твоих глазах нет никакого тёмного пятна, никакой скрытности. Непохоже, чтобы ты скрывал в себе недоброжелательность или горечь. Если бы это было, я знал бы об том. Твоя жизнь — это открытая книга!».

Грех, однако, имеет определённую внешность. Никакая улыбка не может его скрыть, и его голос имеет отзвук пустоты — как звенящая медь, бряцающий кимвал.

Но те, которые приняли в себя славу Божию, преображаются ежедневно. Их лицо всё более и более становится похожим на лицо Иисуса Христа!

Откровение, которое имел Моисей,было славным — но это было только временным явлением.

Сияние, исходившее от лица Моисея и его сердца, было результатом того, что он увидел только немного от полноты Божьей природы.

Когда израильтяне увидели, как изменилось лицо Моисея, они знали, что он имел сверхъестественное переживание. Его сестра, брат и прочие восклицали: «Этот человек был лицом к лицу с Богом!».

Сегодня мы имеем нечто более славное по сравнению с тем, что имел Моисей. Мы действительно прикасаемся и имеем дело с Божьей славой: «О том, что было от начала, что мы слышали, что видели своими очами, что рассматривали, и что осязали руки наши, о Слове жизни» (Иоан. 1:1).

Иоанн говорит здесь: «Бог открыл нам полноту Своей славы во Христе. Мы видели Его славу, воплощённую в человеке, и мы беседовали и имели общение с Ним. Мы даже прикасались к Нему!».

Сегодня мы не только видим полноту Божьей славы — но теперь она пребывает в нас! Его слава сияет в наших сердцах: «Потому что Бог, повелевший из темноты воссиять свету, озарил наши сердца, дабы просветить нас познанием славы Божией в лице Иисуса Христа» (2Кор. 4:6).

Павел говорит здесь: «Иисус Христос, Бог во плоти, заключает в Себе всё, чем является Бог, и поскольку мы знаем, что Бог есть благость, любовь, милость, благодать и долготерпение, мы также можем убедиться, что это является природой Христа. Так как Иисус живёт в наших сердцах, мы знаем, что слава Божия не находится где-то в космосе. Нет — полнота Его славы находится в нас, посредством присутствия Христа!».

«Ибо явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков» (Тит 2:11). Кто же эта благодать? Это Иисус Христос — исполненный милости, доброты, любви!

«Научающая нас, чтобы мы, отвергнувши нечестие и мирские похоти, целомудренно, праведно и благочестиво жили в нынешнем веке» (ст. 12). Павел говорит нам: «Эта благодать, обитающая в вас, является откровением Христовой благости. И если вы хотите пребывать в Нём, Его откровение будет наставлять вас в святой жизни! Она будет учить вас милосердию, благости, мягкосердечию, прощению!»

Одним из важнейших результатов созерцания славы Божьей является изменение наших взаимоотношений с другими.

Получив однажды это откровение Божьей славы, мы не можем дальше ходить своими старыми путями в своём обращении с другими. Всё это должно измениться!

Павел ясно предупреждает: «Если Господь показал вам Свою нежность, доброту и любовь по отношению к вам, вам следует показывать этот же характер по отношению к другим: «Всякое раздражение и ярость, и гнев и крик, и злоречие со всякою злобою да будут удалены от вас; но будьте друг ко другу добры, сострадательны, прощайте друг друга, как и Бог во Христе простил вас» (Еф. 4:31).

Бог говорит нам через Павла: «Вы видели Мою славу и знаете Мою природу и характер — что Я милостив, сострадателен, долготерпелив, готов прощать. А теперь Я хочу, чтобы вы показали и другим, Кто Я есть!».

Хотя Моисей имел это откровение Божьей славы, однажды он неверно представил её народу. Он разгневался, не выдержав непослушание Израиля — и гневно ударил своим жезлом по скале, как бы говоря: «Вы, непокорное скопище мятежников!».

Бог никогда не одобрил этого. Когда Он открывает тебе Свою славу — Свою доброту, благость, благодать и милосердие — Он не потерпит, когда ты представляешь в искажённом виде Его славу другим. Моисей неправильно представил эту славу Израилю, и в результате, он — один из кротчайших, благочестивейших образов Ветхого Завета — не достиг Божьей полноты. Ему не позволено было войти в обетованную землю!

Другую иллюстрацию этого мы находим в одной из притчей Иисуса. Он говорит о рабе, которому господин его простил громадный долг. Господин оказал этому человеку неслыханную доброту, милость и прощение. Однако, не успел ещё он простить своего раба, как тот нашёл человека, который немного задолжал ему — и начал душить должника, чтобы тот заплатил ему долг. Тот же самый человек, который испытал великую любовь и прощение, не оказал в ответ никакой милости!

Иисус говорит в этой притче: «Вы в искажённом виде представляете любовь Отца! Он даровал вам прикоснуться к Его невиданной славе, посредством Своей милости и прощения ваших грехов. Но теперь, увидев Его славу, вы не так представляете её миру!».

Это резюмируется в повелении Павла: «Будьте милостивы к другим, как Он был милостив к вам». Слово «милость» здесь является производным от греческого слова «страдание» (участливое сострадание). Полное значение этого слова — «принимать близко к сердцу несчастье другого, с намерением доставить ему утешение и облегчить горе». Быть милосердным означает воспринимать боль другого человека!

Именно это и делает наш Господь для нас. Сколько раз Иисус, сострадая твоему горю и страданию, давал тебе взамен утешение, покой и прощение? Как часто Он утирал твои слёзы и говорил тебе ласковое слово, когда ты не заслуживал этого? Он делал это снова, и снова, и снова!

Теперь я спрашиваю вас: как можете вы не найти в своём сердце сочувствия к страданию и горю того, о котором вы знаете, что он испытывает боль? Греческое слово «доброта» имеет два корня, означающие «оракул» и «мягкое касание». Являешься ли ты оракулом надежды для твоих братьев и сестёр во Христе, предлагая им слово надежды от Господа, вместе с нежным прикосновением утешения? Согласно Писанию, всё, что ты должен сделать, чтобы быть оракулом любви — это представлять другим, Кто есть Иисус!

Слово «сострадание» означает «быть затронутым, принимать с участием горе других и быть исполненным решимости чем-то помочь». Это не означает подойти к тому, кто находится во грехе и сказать ему: «У меня есть к тебе слово с неба, брат. В твоей жизни грех!»

Даже если и так, то он уже так или иначе знает это, и возможно, он хотел бы ответить тебе воплем Иеремии: «Пожалуйста, не поступай со мной во гневе, или ты превратишь меня в ничто. Я уже достаточно унижен. Не унижай меня ещё больше!».

Если ты имеешь откровение Божьей славы, ты знаешь, что значит вкушать Его любовь, милость и прощение, и ты преображаешься благодаря этой славе. Теперь Иисус говорит: возьми эту славу, и пусть она сияет для всего окружающего тебя мира. Сейчас время действовать в любви, как постоянно поступает с тобою твой Господь!

Вопрос: Моисей попросил увидеть славу Господню, но мог увидеть только Его спину (Исх. 33:18-23). Что это значит? Что увидел Моисей?

Отвечает Анхел Мануэль Родригес.

Ответ: Повествование на самом деле интригующее, но вовсе не трудное для понимания. Оно сочетает способность человека видеть и слышать с готовностью Бога быть увиденным и услышанным. Оно - о несомненности Божьего присутствия с Моисеем, а также и с нами. Мы изучим контекст и затем отметим, что слышно и видно.

1. Контекст: Фоном истории является поклонение израильтян золотому тельцу на горе Синай, серьезное нарушение их завета с Богом. В результате этого греха Господь готов оставить Свой народ в пустыне. Благодаря ходатайству Моисея, Бог обещает привести их в землю обетованную посредством присутствия и водительства Своего ангела. Моисей настаивает, чтобы Сам Господь сопровождал их. Наконец, Господь соглашается выполнить эту просьбу. То, что дальше происходит в повествовании, это то, что оказывается желанием Моисея удостовериться в том, что Господь будет сопровождать их на самом деле.

2. Просьба увидеть: В отношении Моисея подчеркивается его желание увидеть. В Библии реальность или творение постигается через глаза. Люди знают о конкретности реальности и о том, что она может быть им доступна и понятна через зрение. Обширное Божье творение открыто человеческому глазу, чтобы наслаждаться и постигать его тайны. В какой-то мере, библейская мудрость основана на этом убеждении, которое включает в себя наблюдение, анализ и выводы из увиденного. Но как быть с видением того, что не является частью творения, а именно, Творца? Не будучи частью творения, Он, по природе, не постижим для невооруженного глаза.

Моисей знает об отличии Бога и выражает свою просьбу осторожно: «Покажи мне славу Твою» (Исх. 33:18). Человеческий глаз может увидеть Бога только тогда, когда Он Себя делает доступным для этого. Что Моисей особенно хочет увидеть, так это Божью «славу» (kabod, „вес”, „слава”), и Бог отвергает эту просьбу, потому что «человек не может увидеть Меня и остаться в живых» (стих 20). Мы знаем, что Моисей и израильтяне до этого видели славу Божью и не умерли. Это предполагает, что Моисей хочет пережить опыт, выходящий далеко за рамки тех проявлений Божьей славы, сокрытой в облаке Его присутствия. Он хочет увидеть Божью славу непосредственно; увидеть Его в величии, мощи и великолепии Его существа. Кажется, Моисей просит Господа прийти в мир в Своем обличии, потому что это заверит его в том, что Бог на самом деле будет сопровождать народ в их путешествии в Ханаан. Но смертные существа не могут увидеть полноту Безграничного и остаться в живых.

3. Увидеть через слышание: Моисей увидит «благость» Божью не с помощью глаз, а с помощью ушей. Да, Господь спуститься в славе Своего величия, чтобы поговорить с Моисеем и дать ему то, в чем он нуждается, т. е. провозглашение Его имени, Его характера, как Господа Яхве. Проблема греха народа не была бы разрешена посредством ошеломляющего проявления Божьей славы, но через откровение Его характера. Он милосердный и сострадательный Бог (стих 19), Который всегда готов простить «вину, и преступление, и грех» (Исх. 34:7). Вот какой Он! Вот что «увидит» Моисей.

Повествование становится сокровенным, когда Бог просит Моисея стать на горе, возможно, горе Синай, подождать. В нужный момент Бог защитит его от величия Своей славы, сокрыв его «в расселине скалы», покрыв его Своей рукою. Моисей испытает реальность Божьего присутствия, но увидит только «Меня сзади» (Исх. 33:12, 23), а не Божье лицо. Моисей увидел только последствия ослепительного Божьего присутствия после того, как Его невидимая слава прошла мимо. Суть, кажется, ясна: мы можем лучше рассмотреть Божье присутствие после Его спасительного поступка ради нас. Пока же мы можем видеть только Его спину.

Адвентистский мир | Январь 2016