Мой путь к богу. Любить врагов Любви к врагам требует новая природа спасенных

В этой небольшой заметке я хотел бы предложить, уважаемому читателю, поразмышлять над одной известной заповедью. А после ответить честно самому себе, без религиозно-напускного - нет ли тут лукавства? И так…

«А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных. Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари? И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники? Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный». (от Мат. 5: 44-48).

Под каждым словом готов подписаться! Звучит благородно и красиво… на первый беглый взгляд… и на бумаге. Но жизнь намного сложней и не всегда то, что написано можно выполнить (те, кто строил социализм-коммунизм в СССР, хорошо это знают). Таких утопических идей человечество знает множество, да и те, кто проповедует эту заповедь, сами почему-то не раз пренебрегали ею. История церкви тому яркое подтверждение! Достаточно вспомнить времена инквизиции - только в средние века, под видом борьбы с ведьмами, было уничтожено 8 000 000 (!) женщин! При чём лучших, знающих и умеющих думать! Можно вспомнить, что все самые кровавые и страшные войны, которые знает человечество, начинали… христианские страны! Такая странная «любовь» к своим врагам утверждалась огнём и мечом. Причём особую неприязнь «несущие любовь» испытывали к тем, кто нёс людям Знания - Коперник, Галилео, Джордано Бруно, список может быть бесконечно долгим… Акцентирую, что это отнюдь не вымыслы! Эти факты истории сегодня широко известны!

Небольшой экскурс. Все приписываемые Христу добродетельные заповеди были известны человечеству задолго до. Многие приходящие пророки говорили о них. Например, Заратустра (Заратуштра). Если принимать во внимание сообщение пехлевийской хроники о том, что Зараустра жил «за 258 лет до Искандара», т. е. Александра Македонского, то время деятельности пророка зороастризма падает на VII - VI вв. до н. э. Заратустра тоже был озарен неземным светом истины (в христианстве Святым Духом) и так же согласно концепции зороастризма, должен явиться в новом воплощении через три тысячи лет после первого своего явления в мир, уже в качестве саошайанта - спасителя мира. И таких спасителей мира сего история знает немало. Но сейчас не об этом!

За многие тысячелетия до Христа Заратустра призывал следовать добру и отвергать зло. И проповедуемая им заповедь «Возлюби ближнего, как самого себя» была понятна и логична - кто хочет жить в гармоничном мире, должен уважать своего соседа, сограждан и всех людей на земле, следующих этой же заповеди. С тех пор была известна и другая заповедь: «Кто не борется со злом, тот приумножает его». И это тоже понятно. Если зло не остановлено, осталось безнаказанным, то оно, как снежный ком будет постепенно увеличиваться. Если не остановить злого человека, хама он может подумать, что всё ему дозволено, а люди, которых он обидел это так… запутавшиеся у него под ногами - сами виноваты. Если зло не остановлено - рождается хаос.
Так вот, про «Возлюбить врагов…» Заратустра ничего не говорил. Это уже приписывается Христу, как шаг вперёд человеческому совершенству. И в этом нас убеждают. Звучит опять же, красиво и благородно. Но, по-моему, это одно из лукавств Библии, ибо как уже было сказано выше, противоречит сущности, психике человека. Мать-природу не обманешь - чувство самосохранения одно из сильнейших чувств любого живого существа. Защита себя и своего потомства от опасности, защита своей территории входит в понятие первичные рефлексы. Можно сколько угодно рассуждать, что окончательно порывам рефлекса подвержены только животные, а человек «созданный по образу и подобию» должен быть выше всего этого. Человек должен любить своих врагов, да и ещё при этом подставить врагу (если тот захочет ударить ещё) вторую щёку (может надо ещё и спасибо врагу сказать? Но об этом ничего не написано). И это нам преподносят, как ничем не опровержимую догму. Но давайте попробуем разобраться - может враг врагу рознь?

Пример № 1: Из вашего сада человек украл несколько яблок. Можно простить такого человека? Ну, а почему бы нет - запутался человек в своих ошибках, надо ему помочь избавиться от порока и можно даже помолиться за его грешную душу. Ведь, как известно, добропорядочный христианин печётся не только о спасении своей души, но и других душах. Другой разговор, что его об этом… никто не просит!

Пример № 2: Вас обманули на ОЧЕНЬ крупную сумму денег, ввергнув вас и ваших детей в страшные долги! Представили? Нет, вы представьте хорошо - обманули на ОЧЕНЬ КРУПНУЮ СУММУ! Или лишили жилья, сделав вас бомжом… Подключите всю мощь своей фантазии! Становится страшно. Не правда ли?

Теперь, с той же мощью своей фантазии представьте себя на месте родственников людей, погибших во всевозможных войнах: ВОВ, Афганистан, Чечня… Представьте себя на месте родственников жертв 11 сентября, «Норд-Оста» (кстати, официальная версия этого происшествия - религиозный фанатизм). Вспомните погибших детей Беслана, атомную бомбардировку Японских городов - японцы, до сих пор(!) хоронят своих сограждан! Спросите у них про любовь к своим врагам. Что они вам ответят? Только спросите без телекамер и обязательно настоящих родственников(!), у которых погибли дети, отцы, матери… Они вам, на кухне, без пафоса ответят, что они хотели бы сделать со своими врагами.
Кстати, наши с вами предки тоже не лукавили и, когда пришла беда, чётко выполнили древнейшую заповедь: «Око за око, зуб за зуб» и наклепали в Великой Отечественной Войне немцам, да ТАК, что многие из них бояться ездить в Россию в качестве туристов до сих пор! Возлюбить фашизм, зло у наших отцов не получилось! Красивая, но вымышленная заповедь не сработала - сработал внутренний рефлекс - за своих близких, за себя, за свою Родину!

А возьмём христианскую Америку - несмотря, что «ПОПовской»-индустрией в этой стране охвачено большее количество населения, где президент, принимая присягу клянётся на Библии, хорошо понимают, что любить своих врагов опасно! Они так и говорят честно: «Сунетесь к нам, помешаете нашим планам - получите ПО ЗУБАМ! Ну и что, что это никак не согласуется с заповедью: «Возлюбите врагов ваших». ПО ЗУБАМ и всё! За то, честно. Без лукавства. Поэтому с Америкой, чтобы про неё не говорили, все вынуждены считаться! Не считаются только с лохами, бомжами и Иванами, не помнящего своего родства.
Да! Обратите внимание, что о НАЦИОНАЛЬНЫХ(!?) интересах, о НАЦИОНАЛЬНОЙ(!?) безопасности в Америке говорят сегодня больше, чем где либо. Хотя американцы - не нация (переселенцы, искатели-счастья со всех стран мира), они хорошо осознают Силу единой нации! Это, к сожалению, ещё не все понимают в России. Таким я хочу напомнить русскую сказку про доверчивого зайца-лоха и хитрую лисицу. Напомню, вкратце, сюжет этой сказки: заяц-труженик построил добротную деревянную избу, а лисица вертихвостка поленилась и сделала себе времянку изо льда. Пришла весна и изба у лисицы растаяла. Заяц, сжалившись, пустил лису пожить в свой дом. Лиса пообвыклась, согрелась и… выгнала доверчивого зайку на улицу. Заец-бомж сел под кустик и горько заплакал. Неизвестно, как закончилась его судьба, если бы не петух, который знал мудрый Кон: «Кто не борется со злом, тот приумножает его». И надавал лисице по первое число, плутовка еле-еле унесла ноги. Справедливость восторжествовала, только благодаря действиям петуха. Сказка не ложь, а добрым молодцам - Урок!

Если следовать утопическому совету Библии: возлюбить врагов своих - давайте откроем тюрьмы - в них томятся тысячи убийц, насильников. Представляете, в каком «любвеобильном» обществе мы заживём? Но жизнь не бумага, она наяву показывает нам, без догм и демагогий, что так НЕВОЗМОЖНО и общество, подчиняясь своим первичным рефлексам, защищаясь от насилия, всё-таки вынуждена иметь такие заведения.

Ещё раз вспомним вариант № 1 и № 2. В первом случае человек не перешёл последнюю черту, во втором, враги оказались зверьми. А разъяренного зверя не возлюбляют - с ним борются и убивают.

Теперь и вы ответьте честно, и прежде всего самим себе, не в пускаясь в религиозную демагогию, типа: «В этом и заключается духовный подвиг человека - суметь возлюбить врага своего так, как возлюбил своих врагов Иисус, будучи на кресте». О чём думал Иисус, будучи на кресте знал только сам Иисус (при условии, что он всё-таки был исторической личностью). Если вы всё-таки соблазнитесь в этом, представьте тогда ЕЩЁ РАЗ себя на месте человека, летящего в самолёте за 10 секунд до взрыва от руки террориста или находящегося в офисе торгового комплекса в Нью-Йорке за 10 секунд до разрушения башен, который машет белой тряпкой, чтобы его спасли. Или представьте себя на месте того, кто уже спрыгнул от безысходности с 80 этажа и летит к земле (не думаю, что он бы возлюбил своих врагов). Представьте себя ещё раз на месте человека попавшего на спектакль «Норд-Оста» за 10 секунд до захвата террористами. Этих людей уже нет! Так, что лучше представить себя на месте их родственников, которые до сих пор живут с невыносимой болью за своих близких. Всё дело в том, что близких они любят всё-таки больше, чем своих врагов. И это Разумно!

Теперь и вы, уважаемый читатель, оставшись один на один со своею Совестью, поразмыслив над выше сказанным, ответьте честно самому себе: Лукавит ли библия, когда советует возлюбить врагов своих? Нет ли тут подвоха? Только не лукавьте сами перед самим собой. Что говорит вам ваш внутренний голос?

«Кто не борется со злом, тот приумножает его». Древнее изречение.

У этой истории есть продолжение. После написания этой заметки я решил поместить её на портале mail.ru в разделе «Ответы», в категории «Философия. Непознанное. Вера и религии» дабы послушать мнения людей верующих. Вся заметка там не поместилась, и я решил ограничиться только вопросом: «Лукавит ли библия?» и фразой из неё: «Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас». (от Мат. 5: 44), после которой дал ссылку на свою заметку. Я мало надеялся, что люди будут читать её целиком - так и получилось! Надо признать, судя по ответам, христиан на «Ответах» больше, чем представителей других конфессий. Поэтому, увидев знакомую фразу, многие отвечали, не задумавшись по схеме. Не буду утомлять читателя всеми ответами, дам наиболее характерные и наиболее любвеобильные (т.е. без оскорблений). Как автор этой заметки оставлю за собой право на маленькие комментарии.

* Anton Maximov

Читать некогда. Могу сказать, что тот, кто завещал любить своих врагов, Иисус Христос, сам отдал свою жизнь и за них тоже. Так где же тут лукавство? Когда над распятым Христом насмехались, Он просил Отца простить их, "ибо не ведают, что творят".

С. Фетисов: Уважаемый, Anton Maximov, если времени читать, кроме Библии у вас нет, то и поразмышлять, представить во всей полноте суть проблемы невозможно. В Библии, как я уже писал, написано красиво и, на первый взгляд, благородно, но тут абсолютно не учитываются тонкие ньюнсы человеческой психики. Легенда и жизнь - не одно и тоже! Не надо ЭТО путать! Это вам лучше объяснят родственники погибших людей на спектакле «Норд-Ост».

* Наталия Трудова (Коваль)

Когда вы молитесь за человека, которого считаете своим врагом - меняется ваше отношение к этому человеку, он уже не чужой, не враг, вы радеете за него всем сердцем, переживаете. То, как относится к вам этот человек - его дело, его право, его выбор, за это он сам ответит. Но главное, что вы остаетесь с миром в сердце, с чистыми помыслами и не желаете никому зла.

С. Фетисов: Красивое рассуждение… Я и сам бы рад так думать. И думал ведь. Пока не осознал всё лукавство этих слов. Ну, никак, после событий «Норд-Оста», 11 сентября теперь не могу согласиться с вашими словами: «он уже не чужой, не враг, вы радеете за него всем сердцем, переживаете». Лукавство, демагогия всё это. Не хочу обманываться. Поверьте, матери Беслана, потерявшие своих детей на моей стороне!

Тем самым он хотел сказать что тот, кто возлюбил врага своего, в том вера настоящая, ибо легко любить любящих вас, в этом нет никакого труда и Бог вас за это не похвалит. Насчёт террористов, Иисус призывает любить врагов, но не призывает закрывать глаза на деяния их. Наоборот, он призывает обличать их. Как Иисус любил фарисеев, но всегда говорил им, что они из себя представляют.

Сергей Фетисов: Библия, давя на жалость, обращаясь к добрым сердцам людей всё время подчёркивает: «кто возлюбил врага своего, в том вера настоящая» и человеку искренне хочется иметь эту веру. И всё же, хотелось бы узнать у Heartless откуда он знает, что Иисус любил фарисеев, ведь в Библии об этом, как и о многом другом, нигде НЕ НАПИСАНО! Видимо, как раз Иисус знал, что красивые слова на бумаге и Жизнь не одно и тоже! Он, увидев зло, вышвырнул негодяев торговцев из храма. Так Иисус поступил по заповеди: «Кто не борется со злом, тот приумножает его».

Ничто не случайно. В самолёт с террористами просто так никто не попадёт. Значит, их путь закончился на этой Земле, как бы жестоко и цинично это ни звучало. Мыслить здесь нужно другими категориями совсем.

С. Фетисов: Это какими же категориями здесь надо мыслить? Нет, конечно, можно и пофилософствовать, но вопрос-то был о другом. Возлюбить ли террориста, подложившего бомбу, родственникам погибших? И куда же смотрит Бог, который, как нас уверяют, есть любовь? В самолёте, бывает, летят и дети, юноши и девушки, которые и нагрешить то толком не успели! Неужели у любящего Бога не было другого способа, менее ужасного и кошмарного, чтобы прервать их земной путь? Или Всемогущему(!) Богу непременно надо было прибегнуть к рукам террориста?

* Скиф Мир

Да кто вам сказал, что нужно бороться с христианством? Поборитесь лучше с исламом, что там Пророк не по-вашему изрек, или индуистов доставайте...

С. Фетисов: Разве поиск Истины и желание человека разобраться это борьба с христианством? Зачем же нас Бог тогда сделал мыслящими существами? Сделал бы сразу всех запрограммированными роботами, которые действовали бы по заложенной программе. И всё, никаких вопросов. Но у меня они есть! И один из главных: можно ли вообще считать религии за Истину в последней инстанции? Последний вопрос особенно важен, тем более, если не путать духовность и религиозность!

Вот такие ответы. Я понял, что люди, отвечавшие на мой вопрос, отвечают запрограммировано, необдуманно. И чтобы услышать хоть какой-то разумный ответ, я решил повторить свой вопрос, но добавил к нему всего одну фразу: могут ли быть «возлюбленными» врагами террористы 11 сентября, «Норд-Оста», Беслана … И, если на первую мою попытку ответы пришли за минуту (ведь они были не обдуманными), то во второй раз я ждал ответа почти десять минут! Видно люди на этот раз призадумались, что не всё так просто, как и написал некто: neo inkognito.

* neo inkognito

Легко сказка сказывается, да трудно дело делается, гладко было на бумаге, да забыли про овраги…

С. Фетисов: В том-то и дело – овраги… С этим я абсолютно согласен.

И хотя были уже знакомые: «Господь терпел и нам велел», «Это высота человеческой души»… стали попадаться и такие однозначные ответы: «Лукавит!».

И, наконец. Я знаю, как некоторые религиозные люди недоумевают, что некто ставит под сомнение правдивость Библии и берётся рассуждать об этом. Так же знаю, какими словами обычно при этом обзывают. Не обижайтесь - я просто воспользовался своим правом, которое мне (вроде бы) предоставляет конституция нашей (вроде бы как) демократической страны. Если я как-то задел ваши религиозные чувства - прошу у вас прощения,- будем считать, что через меня Господь испытывает силу вашей веры. Ведь кто-то должен и это делать. А то, как Господь узнает о том, как сильно вы в него верите и любите своих врагов? Так что не ругайте… ближнего своего (то есть меня), а возлюбите и скажите спасибо(г). Всего и вам Доброго!

Рецензии

Надо признать, что чтение Библии помогает по жизни. Крещен в православную веру. Но в последнее время к церкви всё больше вопросов. А чувство, что в Библии к правде подмешали ложь всё увеличивается. Правда в чистом виде нам не по душе. Об этом пишут и психологи и говорит мой жизненный опыт.
Вернёмся к от Мат. 5: 44-48. Благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас. Это всё не вызывает нареканий. Можно даже глаз выбить ненавидящему и сказать, что это во благо ему.
Философия однако. А любите врагов ваших, поставленное вначале фразы и воспринимаемое как главное, вызывает отторжение и горечь.
За горьким сладкое и всё нормально, проглотили. И так не один раз.
Что любовь для меня и для многих думаю Расиян. В первую очередь самопожертвование за объект любви, безрассудное. Потом уже восхищение и другие вещи. Полюбить врага в данном аспекте, это значит умереть ему в угоду без сопротивления и с мыслью о его прозрении и исправлении. А потом Бог устранит это всемирное зло, если не поможет наша любовь.
О любви Бога (не Иисуса) к Диаволу я не слышал. Бог предусмотрительно дал Диаволу испытать сына и свои создания. Не выдержат, не беда. План Бога искоренить зло это не отменяет.
А теперь из жизни. Всем заметно как возрос детский экстремизм переходящий в необузданное насилие. А всё начиналось с посыла понять и не разрушать хрупкий мир наших и ваших любимых детей. Подзатыльник любви был приравнен к акту крутейшего насилия. Тут хочу вспомнить как мы чиним иногда барахлящую технику. Легкий удар по корпусу и смотришь работает. Врежешь, сломалась. А теперь вспомните информационный посыл, который вы приобщаете при подзатыльнике, и посыл отца бьющего ребёнка. К чему это? Не наказывая ребёнка с любовью и отстраняясь от наказания из ложной любви, мы растим себе врагов. Но мы их всё равно любим и готовы жизнь за них отдать. Потом смешиваем детей-врагов и остальных врагов. И как в сказке, уже нельзя отличит где в куче деньги раджи, а где мальчика.
И как говорит раджа:"А своих денег я не намерен отдавать никому, никому".
Вот враг уже у вас в доме и вы его любите, хотя это и не ваш ребёнок.
Ну а про кукушат я думаю сами знаете. Хотя при нынешней системе образования не факт.

Любите врагов ваших: размышления о самой тяжелой заповеди

Однажды Иисус задал вопрос: «Собирают ли с репейника смоквы?» Ответ, конечно, нет, вы собираете урожай, который вы сажаете. Посадите репей и он разрастется, и будет везде. Если вы хотите выращивать инжир, вам нужно начать с фиговых семян. Этим вопросом Иисус косвенно высмеивает идею о том, что добро можно делать, используя зло. Насилие не является средством создания мирного общества. Отмщение не прокладывает путь к прощению. Супружеское насилие не закладывает основу для длительного брака. Ярость не является инструментом примирения.

Тем не менее, в то время как фиги не растут из репейника, в мире человеческого выбора и действия позитивная смена отношения и направления всегда возможна. Грех – стадия, предшествующая стадии святости. Новый Завет переполнен сообщениями об изменениях.

В церкви Христа Спасителя в районе Хора в Стамбуле существует византийская мозаика четырнадцатого века, которая в одном изображении рассказывает историю о маловероятном превращении: превращении воды в вино для гостей на свадебном пире в Кане Галилейской. На заднем плане Иисус — Его правая рука, протянутая жестом благословения — стоит бок о бок с матерью. На переднем плане мы видим, как слуга наливает воду из меньшего кувшина в более крупный. Вода оставляет первый кувшин светло-голубого цвета, а плитка-черепица становится темно-фиолетовой, когда она достигает края нижнего кувшина. «Это, первое из Своих знамений, Иисус сотворил в Кане, в Галилее, и проявил Свою славу; и Его ученики уверовали в Него».

Этот «первый знак», который дал Иисус, является ключом к пониманию всего в Евангелии. Иисус постоянно являет чудеса изменения: слепые глаза становятся видящими глазами, иссохшие конечности становятся рабочими конечностями, болезнь ̶ здоровьем, чувство вины ̶ прощением, незнакомцы ̶ соседями, враги ̶ друзьям, рабы — свободными, вооруженные люди ̶ безоружными, распятые воскресают, печаль ̶ радостью, хлеб и вино Им Самим. Природа не может производить смокву из репейника, но Бог делает это в нашей жизни все время. Постоянное сотрудничество Бога и творения делает что-то из ничего. Как гласит португальская пословица, «Бог пишет прямо с кривыми линиями».

Обращение Павла является архетипом трансформации. Павел, ранее смертельный противник последователей Христа, становится апостолом Христа и самым неутомимым миссионером, пересекающим Римскую империю, оставляя за собой вереницу церквей, которые переносятся по сей день. Это было чудо вражды, обратившееся в дружбу, и это произошло в мгновение ока, слишком маленькое для измерения, путем внезапного озарения. Видение смерти первого диакона, Стефана, забитого камнями до смерти в Иерусалиме, должно было стать ключевым моментом для обращения Павла.

Петр ̶ это другой человек, который резко изменился. Отозвав его от сетей, Христос превратил рыбака в ловца человеков. В Гефсиманском саду тот же Петр отрубил ухо одному из тех, кто пришел арестовывать Иисуса. Не отблагодарив Петра за его мужество, Иисус исцелил рану и приказал Петру сложить свое окровавленное оружие: «возврати меч твой в его место; ибо все, взявшие меч, мечом погибнут». На оставшуюся часть своей жизни Петр никогда больше не был угрозой для чьей-либо жизни, ища только обращения противников, а не их смерти. Петр стал человеком, который скорее умрет, чем убьет.

Как происходит такая трансформация сердца? И каковы препятствия?

Это был вопрос, который преследовал русского писателя Льва Толстого, который в течение многих лет пытался превратиться из аристократа в крестьянина, из богатого человека в бедного, из бывшего солдата в миротворца, хотя ни одно из этих намерений не было полностью осуществлено. В детстве Толстому рассказывал его старший брат Николай, что в усадьбе на краю оврага в древнем лесу была зеленая палочка. Это был не обычный кусок дерева, ̶ сказал Николай. На ее поверхности были вырезаны слова, «которые уничтожали бы все зло в сердцах людей и приносили им все хорошее». Лев Толстой всю свою жизнь искал откровения. Даже как старик он писал: «Я все еще верю сегодня, что есть такая истина, что она откроется всем и выполнит свое обещание». Толстого похоронили возле оврага в лесу, именно там, где он искал зеленую палочку.

И.Е. Репин. «Пахарь Л.Н. Толстой на пашне», 1887 г.

Если бы мы ее обнаружили, я предполагаю, что зеленая палочка, вероятно, оказалась бы в предложении из трех слов, которое мы часто читаем, но оказалось настолько трудным, что мы забросили его в овраг внутри себя: «Любите своих врагов».

Дважды в Евангелиях, сначала у Матфея, а затем у Луки, цитируются слова Иисуса в этом замечательном учении, уникальном для христианства:

«Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего. А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных. Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари? И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники?»

Любите своих врагов, делайте добро тем, кто вас ненавидит, благословляйте проклинающих вас, молитесь за тех, кто вас оскорбляет. К тому, кто ударяет вас по щеке, подставьте и другую; и тому, кто забирает твой плащ, отдай и пальто. Дайте всем, кто просит от вас; у того, кто забирает ваши товары, не спрашивайте их снова. Как вы хотите, чтобы другие поступали с вами, так и вы поступайте с ними.

Возможно, мы, христиане, слишком часто слышали эти слова, чтобы нас ошеломил их простой смысл, но для тех, кто впервые услышал Иисуса, это учение было удивительным и противоречивым. Немногие сказали бы «аминь». Некоторые пожали плечами и пробормотали: «Любить римского солдата? Вы сошли с ума». Зилоты в толпе считали бы такое учение предательским, ибо всякий национализм происходит из ненависти. Бросьте вызов национализму или говорите против ненависти слишком определенным образом, и вы обретете врагов тот час же.

Национализм столь же силен, как океанский поток. Я вспоминаю обмен мнениями после беседы против войны во Вьетнаме, в которой я участвовал в Милуоки, штат Висконсин, еще в 1968 году. Тогда я был вовлечен в боевое сопротивление, которое вскоре привело бы к тому, что я провел бы год в тюрьме, но на тот момент я был отпущен под залог. В ходе вопросов сердитая женщина с маленьким американским флагом встала и бросила мне вызов, чтобы положил свою руку на сердце и прочел текст присяги. Я сказал, что флаги не должны рассматриваться как кумиры и вместо этого предложил, чтобы все мы встали и присоединились к чтению «Отче наш», что мы и сделали. Ее гнев, похоже, немного отступил, но я подозреваю, что я был предателем. Я провалил ее тест на патриотизм.

Мы склонны забывать, что страна, в которой Иисус вошел в историю и собрал своих первых учеников, не была идиллическим местом, из которого сделаны рождественские открытки, изображающие тихую земля, населенную привлекательными овцами, красочно одетыми пастухами и опрятными деревнями, венчающими плодородные холмы. Это была страна под военной оккупацией, от которой пострадали большинство евреев, и где любой, кто воспринимается как диссидент, скорее всего, будет казнен. В римской Палестине голый еврей, прибитый к кресту, был привычным зрелищем. Для первой аудитории Иисуса враги были многочисленны, безжалостны и под рукой.

Мало того, что римляне были ненавидимы со своими армиями, идолами, богами и императорами. Внутри Израиля были враги, не в последнюю очередь из сборщиков налогов, которые вымогали столько денег, сколько могли, потому что их собственная зарплата была в процентах от суммы. Были и евреи, которые подражали римлянам и грекам, одевались и вели себя также, как и они, все время взбирались по лестнице, братаясь и сотрудничая с римскими оккупантами. И даже среди тех религиозных евреев, которые старались оставаться верными традиции, спорили о том, что было и не было существенным в религиозном праве и практике, а также о том, как относиться к римлянам, все большее число евреев, зилотов, не видели возможности для мирной жизни, а были настроено на решительное сопротивление. Некоторые другие, такие как аскетичные ессеи, выбрали монашескую стратегию; они жили в пустыне около Мертвого моря, куда ни римляне, ни их подчиненные часто не вторгались.

Кадр из фильма Мела Гибсона «Страсти Христовы»

Несомненно, в обществе Иисуса также были римляне и агенты Рима, которые слушали то, что Он должен был сказать, либо из любопытства, либо потому что это была их работа. С римской точки зрения евреи, даже подчиненные, оставались врагами. Римляне относились к ним с недоумением и презрением — как к людям, которые заслуживают всех бед, которые получили. Некоторые из них были наказаны римлянами в слепой ярости за то, что они вынуждены были застрять в этом ужасном, некультурном болоте. Иудеи и Галилеяне не были востребованы в качестве римских солдат или римских чиновников во времена Понтия Пилата.

Иисус был революционером. Не только Его учения были революционными, но и более респектабельные члены общества были удивлены тем, что к нему приходили многие люди, имевшие скандальную репутацию: проститутки, сборщики налогов и даже римский офицер, который просил Иисуса исцелить своего слугу, и Евангелие ясно говорит, что Иисус любил грешников, и это создавало скандал.

Многие, должно быть, были впечатлены Его мужеством — никто не обвинял Иисуса в трусости, но некоторые из них судили Его безрассудно, как человека, положившего голову в львиную пасть. Хотя Иисус отказался взять оружие или разрешить его использование, Он не проявлял разумного молчания и выглядел порой как коллаборант. Он не стеснялся говорить и делать то, что было Его целью. Возможно, событие, которое подготовило Его распятие, было то, что Он сделал с менялами денег в стенах Храма в Иерусалиме. Он сделал хлыст из веревок, который жалил, но не причинял им ранений и заставлял торговцев бежать, опрокидывая столы и разбрасывая монеты. Любой, кто разрушает бизнес, быстро наживает врагов.

Многие благочестивые люди также были встревожены тем, что казалось им Его пренебрежением религиозной практикой, особенно не соблюдением Субботы так строго, как по мнению большинства фарисеев, ее должны соблюдать евреи. Люди не были созданы для Субботы, отвечал Иисус, но суббота дана людям. Зилоты ненавидели Его за то, что Он не был фанатиком и привлекал людей, которые могли быть завербованы ими. Те, кто возглавлял религиозный истеблишмент, были настолько возмущены, что им удалось устроить казнь, указав римлянам, что Иисус был создателем проблем и «извратил нацию». Римляне пытали Иисуса и казнили Его.

Любой христианин, который считает Иисуса воплощенным Богом, Вторым Лицом Святой Троицы, Которое вошло в историю не случайно, но целенаправленно, в точное время и выбранное место, становясь полностью человеческом, как дитя Девы Марии, найдет это стоящим для раздумий о воплощении, происходящем именно тогда, а не в мирные времена, происходящего в униженной земле с чрезмерным налогообложением, управляемой жестокими, ненавидящими свою жизнь оккупационными войсками. Иисус родился, жил, распялся и воскрес из мертвых в стране крайней вражды.

Перенося события Евангелия в наш собственный мир и время, многие из нас будут встревожены и потрясены тем, что говорил и делал Иисус, поскольку действия, которые кажутся восхитительными в древнем повествовании, могут быть признаны неразумными и несвоевременными, если не безумными, в том случае если они произойдут в эквивалентных обстоятельствах здесь и сейчас. Любите своих врагов? Означает ли это, что надо любить преступников, убийц и террористов? Можете ли призвать людей избавиться от своего оружия? Можем ли мы сказать, что не скажем ни одного патриотического слова и не отдадим предпочтения национальному флагу? Многие говорили бы, что такой человек сам виноват в своих проблемах.

Это был бы большой и рискованный шаг, чтобы стать одним из Его учеников. Если бы вы жили в Иудее или Галилее, когда происходили события, записанные в Евангелии, вы уверены, что хотели бы, чтобы вас отождествляли с Ним?

Перевод с английского Виктора Щедрина.


Подписывайтесь на канал Предание.ру в Telegram , чтобы не пропускать интересные новости и статьи!

Матф. 5:44 А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас,

Учение Иисуса Христа было совершенно новое, удивительное. Ведь люди во все времена любили, тех кто не делал им зла, своих друзей. Христос же дает своим ученикам новое повеление: « Любите врагов ваших». Не поступайте с ними так же, не относитесь к ним нейтрально не обращая внимания, но любите их. Но что же означает любить своих врагов, и как практически исполнить это Слово? Мы видим здесь, что Христос указал нам путь как исполнить Его волю

Любить своих врагов значит, благословлять их
Наверное, каждому из нас приходилось в своей жизни, слышать в свой адрес слова огорчения. И Иисус учит нас что проявление любви к тем кто проклинает, и говорит нам плохое будет заключатся в благословении нами таковых. На одном из углов города стоял нищий. Проходящие старались не обращать на него внимания. Кто- то клал мелочь, кто-то спешил быстрее пройти это место. Одна женщина, шедшая с печальным лицом, остановилась, и начала ругать его. « Много сейчас вас таких развелось, шел бы лучше работать» Нищий посмотрел на нее и промолвил в ответ – « счастья вам» . Люди видевшие все это, спросили его почему он так сказал? Знаете, ответил он, эта женщина, если бы была счастлива, если бы у нее все было хорошо то она никогда бы так не сказала, поэтому я и пожелал ей счастья. Действительно, мы живем в мире где царит несчастье. Где поработитель людей — сатана, причиняет им боль, и зло. И поэтому и люди выражают порою свое горе и свой внутренний духовный мир, словами. Но Бог хочет, что бы мы христиане, разрушали твердыни дьявола. Как часто именно доброе слово может коснуться человека и обратить его к Богу. Благословляйте проклинающих, призывает нас Господь. Иисус сам показал нам великий пример для подражания когда умирая на кресте Он будучи злословим, не злословил взаимно. Если в вашей жизни, вы встретитесь с тем что кто то будет злословить вас, с кажите ему доброе слово, и вы увидите как Бог через это может помочь человеку и изменить его.

Любить своих врагов значит, б лаготворить им
Следующее что значит любить своих врагов это благотворить им. Делать добрые дела своим врагам, это то к чему призывает нас Господь. На страницах Ветхого Завета мы встречаем историю о том как войско Сирийское пришло воевать с Израилем. Пророк Елисей увидев его, помолился Господу, попросив поразить их слепотою. И Бог сделал это по слову Елисея. Мне думается, что «слепота», которой было поражено сирийское полчище, не была только физической. Сомневаюсь, что, ослепнув физически, сирияне смогли бы так свободно маршировать за Елисеем в Самарию. Убежден, что это была слепота еще и другого рода. Мне кажется, что сирийская армия была ослеплена еще и добротой и благодушием Елисея. Он не питал к ним ненависти и вообще говорил на другом языке и имел в виду другое: «Это не та дорога… идите за мной». Куда он их вел? Что задумал? Доверившись ему, множество вооруженных воинов следует в глубокий тыл израильской армии. Только теперь у них открываются глаза - они окружены. «И сказал царь Израильский Елисею, увидев их: не избить ли их, отец мой? И сказал он: не убивай. Разве мечом твоим и луком твоим ты пленил их, чтобы убивать их? Предложи им хлеба и воды; пусть едят и пьют, и пойдут к государю своему. И приготовил им большой обед, и они ели и пили. И отпустил их, и пошли к государю своему. Эта история заканчивается удивительно: «и не ходили более те полчища Сирийские в землю Израилеву». Сердца воинов были покорены и тронуты добротой и любовью проявленною к ним. В нашей жизни мы тоже встречаем людей причиняющих нам зло. Одна сестра находясь в узах за веру в Бога, подвергалась жестокому гонению со стороны начальника тюрьмы. Он сильно издевался над ней. Но Бог сохранил ее и помог выстоять. Освободившись она продолжала служить Ему подвизаясь в деле благовестия. Прошло время и она услышала что тот начальник тюрьмы, который так плохо относился к ней за какие то финнсовые махинации был осужден и отправлен в тюрьму. Узнав о месте его заключения, сестра собрала передачку и поехала к нему. Придя на свидание он никак не ожидал увидеть ее, а когда она передала ему гостинцы он со слезами пал на колени и просил у нее прощения. Этот поступок так тронул его что он обратился к Богу, посвятив Ему свою жизнь. Добро великая сила, только оно может победить зло. Будем же поступать как нас учит Господь, благотворя своим врагам.

Любить своих врагов значит, м олится за них
Еще оно проявление любви к своим врагам выражается в молитве за них. В отличии от двух предшествующих, это действие не видимо людьми. Но поступая так, мы занимаем правильное положение пред Богом. Этим мы показываем что простили обидчика и не желаем ему зла. «И когда стоите на молитве, прощайте, если что имеете на кого»- учил Иисус.
Как трудно бывает это сделать, какая сильная борьба происходит в этот момент. Но простив мы обретаем покой. Молясь, мы открываем путь для Бога, и предоставляем Ему возможность действовать. Мы читаем в книге Деяния Святых Апостолов о первом мученике Новозаветней церкви – Стефане. Когда его побивали камнями, он молился за своих врагов « Господи не вмени им греха сего». Вы помните, кто еще говорил эти слова? Конечно же наш Господь Иисус Христос умирая на кресте. Стефан показал своей молитвой чьим сыном являлся он, творя дела своего Отца. Но смерть побиваемого камнями этого мужа не прошла бесследно. Его молитва принесла добрый плод. Юноша Савл сторожа одежды побивающих, видел все это. Думаю, что это и стало для него первым семеним павшим в его сердце. Если мы хотим что бы из наших врагов выросли Павлы будем молится за них и Бог своей благодатью будет совершать великие дела.

Заключение
Любить своих врагов не какое-то абстрактное понятие. Христос, сказав эти слова, показал нам их практическое применение. Будем же помятуя Его заповедь относится к своим врагам так как Он учил: благословлять их, благотворить им, и молится за них.

Скажите, какие конкретные отношения, действия и т.п. подразумеваются под "любить врагов своих". Что это значит? И кого мне считать за врагов?

Отвечает Иеромонах Иов (Гумеров) :

В Нагорной проповеди Господь наш Иисус Христос призывает: Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего. А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных (Мф.5:43-45). Под врагом понимается всякий человек, который делает нам зло. В результате падения прародителей в мир вошел грех. Нормальные отношения между людьми нарушились, и вместо любви стал царить эгоизм. Бог желает преодоления этого искаженного состояния мира. В заповеди любите врагов ваших выражен основополагающий закон духовно-нравственного бытия мира: только добром может быть побеждено зло и исправлен мир. Ненависть, даже к человеку, делающему зло, умножает зло. Иисус Христос не только дал эту великую заповедь, но и показал ее жизненную силу. Его искупительный подвиг на Голгофе является идеальным исполнением данной Им заповеди. Он, претерпевая страшные муки на Кресте просил Отца за распинавших и хуливших Его: Отче! прости им, ибо не знают, что делают (Лк.23:34). Христиане, ученики Иисуса Христа, должны все совершать в образ Спасителя.

Мы имеем впечатляющие примеры любви к врагам, как среди древних христиан, так и среди тех, кто жил во время, близкое к нашему. Революционер И.Каляев бросил в карету великого князя Сергея Александровича бомбу, которая на куски разорвала его тело. Это было 4 февраля 1905 г., а 7 февраля супруга убиенного великая княгиня Елизавета Федоровна встретилась с Каляевым. Свидание было устроено в канцелярии арестного дома Пятницкой части г. Москвы. Она сказала арестованному: «Я хотела бы только, чтобы вы знали, что великий князь простит вам, что я буду молиться за вас…». Побуждая его к спасительному покаянию, она подала ему икону.

Христианская любовь не есть что-то неизменное. В каждом верующем она имеет разную меру полноты. Восходя постепенно все выше по лестнице христианского совершенства, последователь Иисуса Христа может дойти до исполнения труднейшей для невозрожденного человека заповеди о любви к врагам.

«Какие конкретные отношения, действия подразумеваются»? Жизнь разнообразна, и не возможно исполнение этой заповеди свести к перечню каких-либо действий. «Люби, и любовь сама тебя научит, когда как лучше поступить» (Блаж. Августин).

Увидев большую толпу народа, Иисус поднялся на гору. И когда Он сел, к Нему подошли ученики Его, а Он отверз уста Свои и стал учить их: Блаженны нищие духом, ибо им принадлежит Царство Небесное.

Блаженны плачущие, ибо они утешатся.

Блаженны кроткие, ибо они унаследуют землю.

Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся.

Блаженны милосердные, ибо они помилованы будут.

Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят.

Блаженны миротворцы, ибо они названы будут сыновьями Божьими.

Блаженны преследуемые за правду, ибо им принадлежит Царство Небесное.

Блаженны будете и вы, когда вас, оклеветанных из-за имени Моего, станут всячески злословить, бесчестить и преследовать.

Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так ведь преследовали и пророков, бывших прежде вас.

Вы - соль земли. Если соль станет безвкусной, что ею можно будет солить? Она уже ни на что не годна, кроме как на то, чтобы выбросить ее вон, под ноги людям.

Вы - свет мира. Не может утаиться город, стоящий на вершине горы.

Ведь когда зажигают свечу, ее ставят не под кувшин, а на подсвечник, и она светит всем, кто в доме.

Пусть же свет ваш светит людям, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного.

Не подумайте, что Я пришел упразднить закон или писания пророков: не упразднить Я пришел, но восполнить.

Так что уверяю вас: доколе не изменятся небо и земля, доколе не сбудется все, ни одна буква или знак не изменятся в законе и в писаниях пророков.

Поэтому если кто, уча других людей исполнять эти заповеди, сам нарушит хотя бы одну, самую меньшую из них, тот самым меньшим наречется в Царстве Небесном; а кто, уча других, и сам исполнит, - тот великим наречется в Царстве Небесном.

Вам же говорю: если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы вовсе не войдете в Царство Небесное.

Вы знаете, что нашим предкам было сказано: не убивай; если же кто убьет, тот должен быть судим.

А Я говорю вам, что должен быть судим любой, кто гневается на ближнего своего; если же кто скажет ближнему своему: ты болтун, тот должен быть судим синедрионом, а кто скажет: ты глупец, тот должен быть ввергнут в геенну огненную.

Поэтому если ты, принеся дар свой к жертвеннику, вспомнишь там, что ближний твой имеет против тебя что-нибудь, оставь дар свой пред жертвенником и пойди прежде помирись с ближним своим, а после возвратись и принеси дар свой.

Спеши примириться с врагом своим, пока ты с ним еще на пути в суд, чтобы он не предал тебя судье, судья - служителю, а тот не вверг тебя в темницу.

Уверяю тебя: не выйдешь оттуда, пока не отдашь последнего кодранта.

Вы знаете, что нашим предкам было сказано: не прелюбодействуй.

А Я говорю вам, что любой, кто глядит на женщину с вожделением, уже прелюбодействует с нею в сердце своем.

Так что если правый глаз твой соблазняет тебя, вырви его и отбрось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, нежели все тело твое было ввергнуто в геенну.

И если правая рука твоя соблазняет тебя, отруби ее и отбрось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, нежели все тело твое было ввергнуто в геенну.

Сказано было также: если кто разведется с женой своей, пусть даст ей разводное письмо.

А Я говорю вам, что любой, кто разводится с женой своей, кроме как по причине блуда, тот подвергает ее соблазну прелюбодеяния; и если кто женится на разведенной, тот тоже прелюбодействует.

Вы знаете также, что нашим предкам было сказано: не отказывайся от обета, но исполняй пред Господом обеты свои.

А Я говорю вам: не клянись вовсе: ни небом, потому что оно - престол Божий, ни землею, потому что она - подножие ног Его, ни Иерусалимом, потому что он - город великого Царя; не клянись и головой своей, потому что ни одного волоса не можешь сделать белым или черным; но да будет слово ваше: да - да; или: нет - нет; а что сверх того, - то от лукавого.

Вы знаете, что было сказано: око за око и зуб за зуб.

А Я говорю вам: не сопротивляйся злому человеку, но если кто-нибудь ударит тебя по правой щеке, подставь ему и левую.

Желающему судиться с тобой и отобрать хитон твой, - отдай и другую одежду, а если кто-нибудь станет просить тебя пройти с ним одну милю, - пройди две.

Просящему у тебя - дай, и желающему взять у тебя взаймы - не отказывай.

Вы знаете, что было сказано: люби ближнего своего и возненавидь врага своего.

А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, творите добро ненавидящим вас, молитесь за злословящих и преследующих вас, и тогда станете сыновьями Отца вашего Небесного. Который повелевает солнцу всходить над злыми и добрыми, и ниспосылает дождь на праведных и неправедных.

Ведь если вы будете любить тех, кто вас любит, какая вам польза от этого? Не так ли поступают и мытари?

И если вы приветствуете только друзей своих, что такого особенного делаете? Не так ли поступают и язычники?

Так будьте же совершенны, как совершенен Отец ваш Небесный.