Вскрытая гробница христа ведет к новым открытиям. Место захоронения иисуса христа Место погребения господа иисуса христа над которым

Иерусалим. — Ученые продолжают исследование гробницы, которую традиционно считают местом погребения Иисуса Христа. Согласно предварительным выводам исследования, часть гробницы сохранилась до наших дней, пережив на протяжении столетий многочисленные разрушения, повреждения и реконструкции окружающего ее храма Гроба Господня в Старом городе Иерусалима.

Гробница, являющаяся самым почитаемым местом в христианском мире, сегодня состоит из погребального ложа, высеченного в известняковой стене пещеры. Как минимум с 1555 года, а может, с еще более раннего времени каменное ложе покрыто мраморной облицовкой — предположительно для того, чтобы паломники не растащили куски известняка на сувениры.

Когда ночью 26 октября плиту сняли, то консервационная команда из Национального технического университета Афин нашла при первичном осмотре только слой заполняющего материала. Исследователи безостановочно работали еще 60 часов, обнаружив вторую мраморную плиту с крестом, вырезанным на ее поверхности. К ночи 28 октября, за считанные часы до закрытия гробницы, их взорам предстало оригинальное погребальное ложе из известняка в неповрежденном состоянии.

Контекст

Исчезнет ли когда-нибудь религия?

BBC 08.01.2015

Христианство, религия немногих

Frankfurter Allgemeine Zeitung 20.09.2016

Религия и насилие

Foreign Policy 19.06.2016
«Я в полном потрясении. У меня даже немного дрожат колени, потому что я этого не ожидал, — сказал археолог National Geographic Фредрик Хиберт (Fredrik Hiebert). — Мы не можем сказать на 100%, но это похоже на визуальное доказательство того, что местонахождение гробницы не изменилось с течением времени — о чем ученые и историки думали на протяжении десятилетий».

Кроме того, исследователи подтвердили наличие оригинальных известняковых стен пещеры, находящихся внутри Кувуклии, или часовни, которая закрывает гробницу. В южной внутренней стене часовни прорезали окно, чтобы открыть одну из стен пещеры.

«Это священное ложе, перед которым преклонялись веками, но лишь сейчас его удалось реально увидеть», — заявила Антония Моропулу (Antonia Moropoulou), руководящая работами по консервации и восстановлению Кувуклии.

Действительно ли это гробница Христа?

Археология не может со всей определенностью сказать, что гробница, вскрытая недавно в храме Гроба Господня, это на самом деле место погребения Иисуса из Назарета. Однако косвенные доказательства указывают на то, что представители римского императора Константина спустя 300 лет правильно определили место захоронения.

Первые указания на погребение Иисуса дает Четвероевангелие, или четыре первые книги Нового Завета, которые были составлены примерно в 30 году нашей эры, спустя несколько десятилетий после распятия Христа. В деталях есть разночтения, однако эти книги довольно последовательно и непротиворечиво описывают, как в высеченной из камня гробнице, принадлежавшей богатому иудейскому последователю Иисуса Иосифу Аримафейскому, был погребен Христос.

Мультимедиа

Ученые вскрыли гробницу Христа

National Geographic 28.10.2016
В районе Иерусалима археологи отыскали более тысячи таких вырезанных в камне гробниц, говорит археолог и получатель гранта National Geographic Джоди Магнесс (Jodi Magness). В каждой из этих семейных усыпальниц была одна или более гробниц с высеченными по бокам в камне длинными нишами, на которые укладывали тела умерших.

«Все это вполне вписывается в наши знания о том, как состоятельные иудеи во времена Иисуса хоронили усопших, — говорит Магнесс. — Конечно, это не является историческим доказательством данного события. Но это говорит о том, что какие бы источники ни легли в основу Четвероевангелия, рассказчики были знакомы с данной традицией и с похоронными обычаями».

За пределами городских стен

Иудейская традиция запрещала хоронить умерших внутри города, и в Новом Завете четко указывается, что Иисуса похоронили за пределами Иерусалима, недалеко от места его распятия на Голгофе. Спустя несколько лет после похорон пределы Иерусалима были расширены, и Голгофа вместе с гробницей оказались внутри города.

Когда примерно в 325 году в Иерусалим на поиски гробницы прибыли представители Константина, им якобы указали на храм, возведенный 200 годами ранее римским императором Адрианом. Исторические источники указывают на то, что Адриан приказал построить над гробницей храм, чтобы утвердить господство римской государственной религии в том месте, которое почитали христиане.

По словам богослова Евсевия Кесарийского, римский храм был снесен, и в ходе раскопок под ним была обнаружена высеченная из камня гробница. Верхнюю часть пещеры срезали, чтобы была видна ее внутренняя часть. А вокруг нее построили храм, чтобы закрыть место погребения. Фатимиды в 1009 году полностью разрушили этот храм, но в середине 11 века он был восстановлен.

В 20-м веке внутри храма Гроба Господня проводились раскопки, в ходе которых были обнаружены остатки, как считают ученые, храма Адриана и стен первой церкви Константина. Археологи также нашли древний известняковый карьер и как минимум полдюжины других высеченных в камне гробниц, часть которых можно увидеть и сегодня.


© AFP 2016, Gali Tibbon Работы по укреплению Кувуклиии гробницы Иисуса в церкви Гроба Господня в Иерусалиме

Наличие других гробниц того периода является важным археологическим доказательством, отмечает Магнесс. «Они показывают, что во времена Христа этот район действительно был иудейским кладбищем за пределами стен Иерусалима».

Бывший главный археолог Иерусалима Дан Бахат (Dan Bahat) отметил: «Мы не можем быть абсолютно уверены, что каменное ложе под храмом Гроба Господня это действительно место погребения Иисуса, однако у нас совершенно точно нет иного объекта, в отношении которого можно было бы заявить то же самое с теми же основаниями, и у нас нет причин отвергать подлинность этого места».

Месяцы восстановительных работ, десятилетия исследований

Спустя 60 часов погребальное ложе вновь было закрыто мраморной плитой, которая скрыла его на века или даже тысячелетия. «Те архитектурные консервационные работы, которые мы ведем, должны сохранить этот объект навечно», — говорит Моропулу. Но до возвращения плиты на место на поверхности камня были проведены многочисленные исследовательские работы.

Археолог Мартин Бидл (Martin Biddle), опубликовавший в 1999 году важнейший труд по истории гробницы, считает, что единственный способ узнать или понять причины, по которым люди верят, что это именно та гробница, куда согласно Новому Завету положили тело Христа — тщательно изучить данные, собранные за то время, когда погребальное ложе и стены пещеры были открыты.


© РИА Новости, Виталий Белоусов

«Надо самым внимательным образом, скрупулезно изучить поверхность камня на предмет наличия надписей», — говорит Бидл. Он ссылается на другие гробницы в этом районе, имеющие большое значение, так как они покрыты крестами и надписями, которые были нарисованы или нацарапаны на поверхности.

«Вопрос о надписях чрезвычайно важен, — говорит Бидл. — Нам известно, что под разными частями храма есть как минимум полдюжины других высеченных в камне гробниц. Так почему же епископ Евсевий назвал могилой Христа именно эту гробницу? Он не говорит, а мы не знаем. Не думаю, что Евсевий ошибался, ведь он был очень хорошим исследователем. Так что доказательства наверняка есть — их надо только найти».

Между тем, консервационная команда из Национального технического университета Афин продолжает реставрационные работы в Кувуклии. Они будут укреплять, очищать и документировать каждый сантиметр храма еще как минимум пять месяцев, собирая ценную информацию, которую ученые будут изучать долгие годы, чтобы лучше понять происхождение и историю одной из самых священных в мире реликвий.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

О том, где похоронен Иисус, спрашивают редко. Альтернативная версия его жизни предполагает, что он пережил распятие, бежал в Азию, где он поселился и продолжал проповедовать. Эту гипотезу должно подтверждать наличие в столице индийских штатов Кашмира и Джамму Сринагаре могилы мудреца по имени Юз Асаф (Yuz Аsaf), а также легенды о "пророке из сынов Израилевых", который проживал в этом регионе.

С точки зрения Церкви, могила Иисуса – это то место, в котором Иосиф из Аримафеи и Никодим возложили его тело. После двух дней была обнаружена пропажа. Но, как выяснилось, Христос воскрес и еще на протяжении 40 дней пребывал среди своих учеников, чьи свидетельства Церковь признает, как исторические факты, подтверждающие воскресение. По истечении этого срока, согласно Евангелиям от Луки и Марка, Иисус с апостолами пошли на гору Елеонскую, где произошло его восхождение. "Подняв руки, благословил их. И когда благословлял их, стал отдаляться от них и возноситься на небо", – говорит святой Лука. Таким образом, Иисус попрощался с миром, не оставив бренные останки.

Однако в эпоху просвещения Библию и описанные в ней события начали критиковать. Генрих Паулюс (1761–1851), немецкий рационалистический теолог, был сторонником гипотезы, что Иисус не умер на кресте, но впал в кому, из которой в недолгом времени пробудился. Эрнест Ренан (1823–1892), французский историк, своей книгой "жизнь Иисуса" (1863) вызвал волну возмущений и негодований. В ней он поведал миру, что чудесные действия вокруг Христа лишь миф.

Эти концепции заложили основу для современного видения Иисуса, как исторической личности. Вопрос о том, что с ним произошло после окончания деятельности на Святой Земле, продолжает являться своего рода табу. Исследователи неохотно принимают попытки ответить на него, поскольку не хотят конфликта с церковью и верующими. Однако следует признать, поскольку Иисус был человеком, его останки не могли исчезнуть просто так. Даже если он умер на кресте, его тело должно быть самой святой реликвией для последователей. Их отсутствие может означать, что Иисус пережил распятие и, возможно, ушел на Восток. И именно там следует искать его могилу.

Теория о том, что Иисус был в Индии, состоит из двух составляющих. Одна из них вращается вокруг таинственного Роза-Бал в Сринагаре, столице Кашмира. Хоть название местности может ассоциироваться с экзотикой и богатством, времена ее расцвета давно позади. Внешний вид мавзолея Роза-Бал отражает этот факт. Скромное здание с белыми стенами, прилегающее к мусульманскому кладбищу, скрывает останки легендарного мудреца, называемого местными жителями Юз Асаф, более известного как Иисус Христос.

Внутри Роза-Бал (дословно "Место мертвых") находится, защищенная деревянной конструкцией, гробница доисламского периода. Идентифицировать личность Юз Асафа призваны вырезанные в камне изображения раненных ног или, как считают некоторые, пробитых гвоздями. О самом мудреце известно мало. Первая информация о нем в письменных источниках появилась в восемнадцатом веке. Интересное упоминание имеется в судебных записях 1770 года. Они касаются дела о праве содержания гробницы под стражей.

"Юз Асаф пришел в долину во время правления Раджа Гопадатти (Raja Gopadatty) […] Был скромным и святым, и, хоть был из царского рода, отказался от всех земных удовольствий. Все время проводил в молитвах и медитации. Для народа Кашмира, который чтил идолов […] стал пророком, который до смерти проповедовал единство Бога. Юз Асаф был похоронен в Кханьяре (Chanjar) на берегу реки, в месте ныне известном, как Роза-Бал. В 871 году эпохи мусульманской там похоронен также Саид Насир-уд-Дин, потомок имама Мусы, который покоится рядом с Юз Асафом", – говорит источник.

Популяризатором идеи, что мавзолей Роза-Бал это место упокоения Иисуса Христа, был Мирза Гулам Ахмад (1835–1908), религиозный реформатор (большинством мусульман считается еретиком) и основатель сообщества Ахмадия, цель которого помощь развитию мирных исламских ценностей. В 1898 году он опубликовала книгу "Masih Hindustan Mein" (в Европе известна, как "Иисус в Индии"), в которой утверждал, что Христос, после ухода из Иудеи, подался через Персию и Афганистан в Индию.

Вывод Мирзы Гулама Ахмада основывался на анализе устных и письменных пересказов, которые указывали на то, что Юз Асаф не кто иной, как Исса, то есть Иисус в трактовке Корана. Верили в это и многие жители Сринагара. Согласно книге основателя Ахмадии, Христос следовал на Восток, чтобы искать там потерянных потомков колен Израилевых.

Бесспорно, что в Роза-Бал действительно похоронен какой-то святой человек. Проблема в том, что, по мнению ученых, в сознании местного населения информация об истории этого места может быть немного запутана. Имя Юз Асаф может исходить от Буд Асаф (Budasaf) или Юд Асаф (Yudasaf), так называли исламисты Будду (эти слова происходят от санскритского "boddhisatva"). Следует иметь ввиду, что Кашмир изначально был буддистским, а в ходе исламизации (период Султаната 14-16 век н.э.) большинство храмов были превращены в мечети.


Тем не менее, Роза-Бал и легенды не единственные следы присутствия в Кашмире человека, который мог бы быть Иисусом. Есть еще надпись с потолка храма Тахт-и-Сулейман (Трон Соломона) на озере Дал в Сринагаре, в которой говорится: "Колоны создал Бихишти Заргар, в год 54. Кваджа Рукун, сын Мурджан, построил эти колонны. В это время Юз Асаф объявил о своей пророческой миссии, в год 54. Он Иисус, пророк сынов Израиля".

Англоязычная литература, которая повторяет содержимое надписи, не определяет, как это имя звучало в оригинале. Если информация правдивая, то имя не может быть "Иисус", ведь это греческое производное имени, изначально оно звучало "Иешуа". Так же под вопросом и заявленная дата, поскольку неизвестно применяемое летоисчисление и возраст колонн. Ссылки на легенды о путешествующем Иисусе также сохранились в средневековых исламских летописях. В книге 15 века "Раузат Ас-Сафа" (Rauzat as-safa), описывающей жизнь царей и пророков, упоминается о нем в следующих словах: "Он был великий путешественник. Из своей страны он прибыл с несколькими учениками в Насибаин (Nasibain). И послал он их в город, чтобы учили они".

Вторая часть теории пребывания Иисуса в Индии связана с периодом, так называемых, недостающих лет его жизни, когда, согласно писаниям Св. Луки, "Иисус набирался мудрости" (хотя Евангелия не указывает где и как). В 1887 году во время поездки в гималайский Ладакх, называемый "маленьким Тибетом", Николай Нотович (1858-?), российский журналист, офицер и исследователь, узнал некоторые подробности. В монастыре Химис он наткнулся на рукопись о жизни Святого Иссы, который ему показался удивительно похожим на Иисуса.

"Когда достиг он 13 лет, то есть возраста, в котором израильтяне женили мальчиков, убогий дом его родителей стал местом встреч богатых и знаменитых людей, которые стремились сделать молодого Иссу своим зятем. Тогда он тайно ушел из дома, вышел из Иерусалима и с караванными купцами отправился в далекую страну Синд, дабы улучшить знания слов и изучать законы Великого Будды. Брахманы и кшатрии, которые слушали речи Иссы, обращенные к шудрам, решили его убить. Но один из шудр предупредил Иссу, и он оставил Джаганнатху и убежал в горы", - повествует рукопись, найденная в Химисе. Она также описывает возращение сына Божьего на родину, его деятельность в Израиле и смерть на кресте. "Когда солнце зашло, закончились мучения Иссы. Потерял он сознание, его душа освободилась от тела и воссоединилась с Богом".

Не менее спорная тема и предмет поиска Юз Асафа. Он пошел искать потомков, так называемых, 10 потерянных колен Израиля. С карты они исчезли, когда их страну оккупировали ассирийцы. На Ближнем Востоке и Индийском полуострове действительно существуют этнические группы и общины, традиции которых относятся к истории потерянных племен. Наиболее известными являются афганские пуштуны и Бней-Исраэль, сообщество индусов, которые признают себя потомками израильтян. Несмотря на годы изоляции, сохранились многочисленные еврейские традиции.

А может Иисус на самом деле пережил распятие и бежал в страну, где он мог рассчитывать на более радушное принятие, нежели у себя на родине? Идеи Мирзы Ахмада и Нотовича продолжает сегодня доктор Фида Хаснаин (Fida Hassnain), автор многих публикаций о тайной жизни Иисуса. Этим идеям трудно прорваться через барьер религиозной догмы и пассивности научного сообщества. Если в фольклоре Кашмира действительно существуют упоминания фигуры Христа, их не мешало бы изучить хотя бы в контексте религиозных исследований.

О погребении Иисуса Христа повествуют все четыре евангелиста , и каждый сообщает свои подробности. При этом из всех четырёх евангелистов только Матфей упоминает об опечатывании гробницы и приставлении к ней стражи.

Евангелие Описание погребения
От Матфея
(Мф. )
Когда же настал вечер, пришёл богатый человек из Аримафеи, именем Иосиф , который также учился у Иисуса; он, придя к Пилату , просил тела Иисусова. Тогда Пилат приказал отдать тело; и, взяв тело, Иосиф обвил его чистою плащаницею и положил его в новом своём гробе , который высек он в скале; и, привалив большой камень к двери гроба, удалился. Была же там Мария Магдалина и другая Мария, которые сидели против гроба. На другой день, который следует за пятницею, собрались первосвященники и фарисеи к Пилату и говорили: господин! Мы вспомнили, что обманщик тот, ещё будучи в живых, сказал: после трёх дней воскресну; итак прикажи охранять гроб до третьего дня, чтобы ученики Его, придя ночью, не украли Его и не сказали народу: воскрес из мёртвых; и будет последний обман хуже первого. Пилат сказал им: имеете стражу; пойдите, охраняйте, как знаете. Они пошли и поставили у гроба стражу, и приложили к камню печать.
От Марка
(Мк. )
И как уже настал вечер, - потому что была пятница, то есть [день] перед субботою, - пришёл Иосиф из Аримафеи, знаменитый член совета, который и сам ожидал Царствия Божия, осмелился войти к Пилату, и просил тела Иисусова. Пилат удивился, что Он уже умер, и, призвав сотника, спросил его, давно ли умер? И, узнав от сотника, отдал тело Иосифу. Он, купив плащаницу и сняв Его, обвил плащаницею, и положил Его во гробе, который был высечен в скале, и привалил камень к двери гроба. Мария же Магдалина и Мария Иосиева смотрели, где Его полагали.
От Луки
(Лк. )
Тогда некто, именем Иосиф, член совета, человек добрый и правдивый, не участвовавший в совете и в деле их; из Аримафеи, города Иудейского, ожидавший также Царствия Божия, пришёл к Пилату и просил тела Иисусова; и, сняв его, обвил плащаницею и положил его в гробе, высеченном [в скале], где ещё никто не был положен. День тот был пятница, и наступала суббота. Последовали также и женщины, пришедшие с Иисусом из Галилеи, и смотрели гроб, и как полагалось тело Его; возвратившись же, приготовили благовония и масти; и в субботу остались в покое по заповеди.
От Иоанна
(Ин. )
После сего Иосиф из Аримафеи - ученик Иисуса, но тайный из страха от Иудеев, - просил Пилата, чтобы снять тело Иисуса; и Пилат позволил. Он пошёл и снял тело Иисуса. Пришёл также и Никодим, - приходивший прежде к Иисусу ночью, - и принёс состав из смирны и алоя, литр около ста. Итак они взяли тело Иисуса и обвили его пеленами с благовониями, как обыкновенно погребают Иудеи. На том месте, где Он распят, был сад, и в саду гроб новый, в котором ещё никто не был положен. Там положили Иисуса ради пятницы Иудейской, потому что гроб был близко.

Историки, изучая евангельский рассказ, приходят к выводу, что погребение Иисуса было выполнено в соответствии с иудейскими погребальными традициями того времени.

Участники погребения



Согласно евангельскому повествованию, на погребении Иисуса присутствовали женщины и тайные ученики Христа из высшего слоя общества, то есть те, которые, в отличие от апостолов , меньше рисковали подвергнуться аресту:

Апокрифические сказания

Евангелие от Петра

Евангелие от Петра (6:21-24)

Автор апокрифа сообщает о выставлении рядом с гробницей охраны и об её опечатывании, повторяя тем самый рассказ евангелиста Матфея . При этом называется имя центуриона , направленного Пилатом для охраны гроба. Им был некий Петроний. Православное предание считает, что в числе стражи у гроба был сотник Лонгин , участвовавший в распятии Иисуса и пронзивший его рёбра своим копьём .

Евангелие от Никодима

Апокрифическое «Евангелие от Никодима » (самые ранние версии датируются IV веком), написанное от лица одного из участников захоронения, придерживается канонических подробностей о погребении. Затем в тексте рассказывается, что Иосиф Аримафейский за участие в похоронах и предоставление гробницы был арестован иудеями:

После распространения слухов о Воскресении, вызвавшем панику у иудеев, Никодим, который был тайным учеником, занимая при этом видный пост, даёт священникам совет, который позволяет ему защитить Иосифа, оказавшегося к этому времени дома, в Аримафее, от дальнейших нападок.

«Страсти Христовы»

В ответ на страдания своей матери Иисус втайне обращается к ней со словами утешения: «О мати моя Марие, не рыдай мне зрящи во гробе… воскресну и тебе возвеличу яко Бог небесе и земли, и падшаго Адама введу в царство небесное… ». Плач Богородицы лёг в основу православного канона «На плач Пресвятой Богородицы », читаемого в Великую пятницу перед плащаницей (см. ниже раздел «Богослужебное почитание »).

В отличие от евангельского повествования, одним из участником погребения Христа в «Страстях Христовых » упоминается Иоанн Богослов . Это оказало влияние на иконографию данного сюжета, где у тела Христа всегда присутствует фигура этого молодого апостола.

В исламе

Мусульмане верят, что Иса был взят живым на небо и вернётся перед страшным судом, чтобы сразиться с Даджалем . Победив его, Иса, по мнению мусульманских богословов, проживёт на земле 40 лет , а затем умрёт и будет похоронен рядом с пророком Мухамедом в Медине .

Пророчества о погребении Христа

Христианская традиция связывает два библейских пророчества с указанием на погребение Иисуса Христа:

  • Ветхий Завет : Ему назначали гроб со злодеями, но Он погребён у богатого, потому что не сделал греха, и не было лжи в устах Его (Ис. ). Пророчество указывает на погребение Иисуса в гробе Иосифа Аримафейского (богатого человека, члена Синедриона).
  • Новый Завет : Тогда некоторые из книжников и фарисеев сказали: Учитель! хотелось бы нам видеть от Тебя знамение. Но Он сказал им в ответ: род лукавый и прелюбодейный ищет знамения; и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка ; ибо как Иона был во чреве кита три дня и три ночи , так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи (Мф. ). Пророчество указывает на самое погребение, а также на срок через который Иисус должен воскреснуть после погребения.

Место и атрибуты погребения

Гробница

По евангельскому тексту, тело Иисуса было погребено в пустой, ранее не использованной гробнице, которая была вырублена в скале, находившейся на земле в собственности Иосифа Аримафейского, около сада, близкого к Голгофе. Территория этого сада находилась за пределами городской стены Иерусалима того периода. По мнению историков, это было место бывших каменоломен, в которых богатые горожане приобретали себе гробницы.

Поиски пещеры, в которой было погребено тело Иисуса, были предприняты в 326 году по указанию императора Константина его матерью императрицей Еленой . Об открытии Гроба Господня сообщает Евсевий Кесарийский в своём труде «Жизнь Константина »: он был обнаружен под языческим храмом Афродиты , построенном римлянами.

Кирилл Иерусалимский

Богослужебное почитание

Погребение Иисуса Христа вспоминается в Православной и Католической церквях во время различных богослужений конца Страстной недели . Кроме этого упоминание о погребении Христа вошло в христианский Символ веры , начиная с его самой ранней апостольской редакции , а в 325 году на Первом Вселенском соборе было включено в Никео-Цареградский Символ веры («распятого за нас при Понтии Пилате, страдавшего и погребённого, воскресшего в третий день по Писаниям »).

В Православной церкви

Вынос плащаницы

Вынос плащаницы , плата ткани с изображением тела мёртвого Иисуса Христа, снятого с креста, совершается на вечерне Великой Пятницы, которая обычно совершается днём.

Сюжет погребения Христа не следует путать с близким ему Оплакиванием Христа , где фигурируют те же персонажи. Разница между этими двумя иконографическими сюжетами очень тонкая: Оплакивание - это эмоциональная статичная ситуация, а Положение предполагает динамическое действие . Евангельское повествование также включает мотивы бальзамирования и пеленания тела перед погребением, но в изобразительном искусстве эти фазы обычно опускаются. Подчас можно встретить тему несения тела Христа, гроб в изображении ещё не фигурирует.

Иконография сюжета композиционно вариабельна. Действие обычно происходит перед пустой нишей (пещерой), или же внутри гробницы, через дверной проём которой виден пейзаж.

Для мастеров итальянского Возрождения особенно характерны произведения на этот сюжет, написанные Тицианом и Рафаэлем . Для католических храмов чрезвычайно типичными были скульптурные группы Погребения Христа, подчас выполненные с максимальной реалистичностью и появляющиеся со времён Средневековья .

В иконописи и православных фресках этот сюжет также встречается . Событие изображается в разных вариантах. Часто в каменном гробу представлен лежащий Спаситель, к его главе припадает Богоматерь, над телом склонились Иоанн Богослов и старец Иосиф, рядом стоят жены-мироносицы и Никодим. Иногда в центре на заднем плане изображён крест, на котором был распят Господь .

Напишите отзыв о статье "Погребение Христа"

Примечания

  1. Другие варианты названия - Перенесение Иисуса Христа в гробницу, Помазание тела Иисуса Христа, Камень помазания.
  2. Здесь и далее цитаты по изданию: Страсти Христовы. Единоверческая типография, 1901 г.
  3. Коран. 4:157-158
  4. Лисовой Н. Н.
  5. , год 5817 (по александрийской эре) ( / н. э.)
  6. Григорий Нисский. Слово о тридневном сроке
  7. Кирилл Иерусалимский. Слова огласительные 4, 2
  8. Порядок выноса плащаницы указан по данным
  9. Стефано Дзуффи . Эпизоды и персонажи Евангелия. - М ., 2007. - С. 326.

См. также

  • «Погребение графа Оргаса » - картина Эль Греко
  • «Положение во гроб» - рассказ Михаила Веллера

Ссылки

Отрывок, характеризующий Погребение Христа

Данило не отвечал и помигал глазами.
– Уварку посылал послушать на заре, – сказал его бас после минутного молчанья, – сказывал, в отрадненский заказ перевела, там выли. (Перевела значило то, что волчица, про которую они оба знали, перешла с детьми в отрадненский лес, который был за две версты от дома и который был небольшое отъемное место.)
– А ведь ехать надо? – сказал Николай. – Приди ка ко мне с Уваркой.
– Как прикажете!
– Так погоди же кормить.
– Слушаю.
Через пять минут Данило с Уваркой стояли в большом кабинете Николая. Несмотря на то, что Данило был не велик ростом, видеть его в комнате производило впечатление подобное тому, как когда видишь лошадь или медведя на полу между мебелью и условиями людской жизни. Данило сам это чувствовал и, как обыкновенно, стоял у самой двери, стараясь говорить тише, не двигаться, чтобы не поломать как нибудь господских покоев, и стараясь поскорее всё высказать и выйти на простор, из под потолка под небо.
Окончив расспросы и выпытав сознание Данилы, что собаки ничего (Даниле и самому хотелось ехать), Николай велел седлать. Но только что Данила хотел выйти, как в комнату вошла быстрыми шагами Наташа, еще не причесанная и не одетая, в большом, нянином платке. Петя вбежал вместе с ней.
– Ты едешь? – сказала Наташа, – я так и знала! Соня говорила, что не поедете. Я знала, что нынче такой день, что нельзя не ехать.
– Едем, – неохотно отвечал Николай, которому нынче, так как он намеревался предпринять серьезную охоту, не хотелось брать Наташу и Петю. – Едем, да только за волками: тебе скучно будет.
– Ты знаешь, что это самое большое мое удовольствие, – сказала Наташа.
– Это дурно, – сам едет, велел седлать, а нам ничего не сказал.
– Тщетны россам все препоны, едем! – прокричал Петя.
– Да ведь тебе и нельзя: маменька сказала, что тебе нельзя, – сказал Николай, обращаясь к Наташе.
– Нет, я поеду, непременно поеду, – сказала решительно Наташа. – Данила, вели нам седлать, и Михайла чтоб выезжал с моей сворой, – обратилась она к ловчему.
И так то быть в комнате Даниле казалось неприлично и тяжело, но иметь какое нибудь дело с барышней – для него казалось невозможным. Он опустил глаза и поспешил выйти, как будто до него это не касалось, стараясь как нибудь нечаянно не повредить барышне.

Старый граф, всегда державший огромную охоту, теперь же передавший всю охоту в ведение сына, в этот день, 15 го сентября, развеселившись, собрался сам тоже выехать.
Через час вся охота была у крыльца. Николай с строгим и серьезным видом, показывавшим, что некогда теперь заниматься пустяками, прошел мимо Наташи и Пети, которые что то рассказывали ему. Он осмотрел все части охоты, послал вперед стаю и охотников в заезд, сел на своего рыжего донца и, подсвистывая собак своей своры, тронулся через гумно в поле, ведущее к отрадненскому заказу. Лошадь старого графа, игреневого меренка, называемого Вифлянкой, вел графский стремянной; сам же он должен был прямо выехать в дрожечках на оставленный ему лаз.
Всех гончих выведено было 54 собаки, под которыми, доезжачими и выжлятниками, выехало 6 человек. Борзятников кроме господ было 8 человек, за которыми рыскало более 40 борзых, так что с господскими сворами выехало в поле около 130 ти собак и 20 ти конных охотников.
Каждая собака знала хозяина и кличку. Каждый охотник знал свое дело, место и назначение. Как только вышли за ограду, все без шуму и разговоров равномерно и спокойно растянулись по дороге и полю, ведшими к отрадненскому лесу.
Как по пушному ковру шли по полю лошади, изредка шлепая по лужам, когда переходили через дороги. Туманное небо продолжало незаметно и равномерно спускаться на землю; в воздухе было тихо, тепло, беззвучно. Изредка слышались то подсвистыванье охотника, то храп лошади, то удар арапником или взвизг собаки, не шедшей на своем месте.
Отъехав с версту, навстречу Ростовской охоте из тумана показалось еще пять всадников с собаками. Впереди ехал свежий, красивый старик с большими седыми усами.
– Здравствуйте, дядюшка, – сказал Николай, когда старик подъехал к нему.
– Чистое дело марш!… Так и знал, – заговорил дядюшка (это был дальний родственник, небогатый сосед Ростовых), – так и знал, что не вытерпишь, и хорошо, что едешь. Чистое дело марш! (Это была любимая поговорка дядюшки.) – Бери заказ сейчас, а то мой Гирчик донес, что Илагины с охотой в Корниках стоят; они у тебя – чистое дело марш! – под носом выводок возьмут.
– Туда и иду. Что же, свалить стаи? – спросил Николай, – свалить…
Гончих соединили в одну стаю, и дядюшка с Николаем поехали рядом. Наташа, закутанная платками, из под которых виднелось оживленное с блестящими глазами лицо, подскакала к ним, сопутствуемая не отстававшими от нее Петей и Михайлой охотником и берейтором, который был приставлен нянькой при ней. Петя чему то смеялся и бил, и дергал свою лошадь. Наташа ловко и уверенно сидела на своем вороном Арабчике и верной рукой, без усилия, осадила его.
Дядюшка неодобрительно оглянулся на Петю и Наташу. Он не любил соединять баловство с серьезным делом охоты.
– Здравствуйте, дядюшка, и мы едем! – прокричал Петя.
– Здравствуйте то здравствуйте, да собак не передавите, – строго сказал дядюшка.
– Николенька, какая прелестная собака, Трунила! он узнал меня, – сказала Наташа про свою любимую гончую собаку.
«Трунила, во первых, не собака, а выжлец», подумал Николай и строго взглянул на сестру, стараясь ей дать почувствовать то расстояние, которое должно было их разделять в эту минуту. Наташа поняла это.
– Вы, дядюшка, не думайте, чтобы мы помешали кому нибудь, – сказала Наташа. Мы станем на своем месте и не пошевелимся.
– И хорошее дело, графинечка, – сказал дядюшка. – Только с лошади то не упадите, – прибавил он: – а то – чистое дело марш! – не на чем держаться то.
Остров отрадненского заказа виднелся саженях во ста, и доезжачие подходили к нему. Ростов, решив окончательно с дядюшкой, откуда бросать гончих и указав Наташе место, где ей стоять и где никак ничего не могло побежать, направился в заезд над оврагом.
– Ну, племянничек, на матерого становишься, – сказал дядюшка: чур не гладить (протравить).
– Как придется, отвечал Ростов. – Карай, фюит! – крикнул он, отвечая этим призывом на слова дядюшки. Карай был старый и уродливый, бурдастый кобель, известный тем, что он в одиночку бирал матерого волка. Все стали по местам.
Старый граф, зная охотничью горячность сына, поторопился не опоздать, и еще не успели доезжачие подъехать к месту, как Илья Андреич, веселый, румяный, с трясущимися щеками, на своих вороненьких подкатил по зеленям к оставленному ему лазу и, расправив шубку и надев охотничьи снаряды, влез на свою гладкую, сытую, смирную и добрую, поседевшую как и он, Вифлянку. Лошадей с дрожками отослали. Граф Илья Андреич, хотя и не охотник по душе, но знавший твердо охотничьи законы, въехал в опушку кустов, от которых он стоял, разобрал поводья, оправился на седле и, чувствуя себя готовым, оглянулся улыбаясь.
Подле него стоял его камердинер, старинный, но отяжелевший ездок, Семен Чекмарь. Чекмарь держал на своре трех лихих, но также зажиревших, как хозяин и лошадь, – волкодавов. Две собаки, умные, старые, улеглись без свор. Шагов на сто подальше в опушке стоял другой стремянной графа, Митька, отчаянный ездок и страстный охотник. Граф по старинной привычке выпил перед охотой серебряную чарку охотничьей запеканочки, закусил и запил полубутылкой своего любимого бордо.
Илья Андреич был немножко красен от вина и езды; глаза его, подернутые влагой, особенно блестели, и он, укутанный в шубку, сидя на седле, имел вид ребенка, которого собрали гулять. Худой, со втянутыми щеками Чекмарь, устроившись с своими делами, поглядывал на барина, с которым он жил 30 лет душа в душу, и, понимая его приятное расположение духа, ждал приятного разговора. Еще третье лицо подъехало осторожно (видно, уже оно было учено) из за леса и остановилось позади графа. Лицо это был старик в седой бороде, в женском капоте и высоком колпаке. Это был шут Настасья Ивановна.
– Ну, Настасья Ивановна, – подмигивая ему, шопотом сказал граф, – ты только оттопай зверя, тебе Данило задаст.
– Я сам… с усам, – сказал Настасья Ивановна.
– Шшшш! – зашикал граф и обратился к Семену.
– Наталью Ильиничну видел? – спросил он у Семена. – Где она?
– Они с Петром Ильичем от Жаровых бурьяно встали, – отвечал Семен улыбаясь. – Тоже дамы, а охоту большую имеют.
– А ты удивляешься, Семен, как она ездит… а? – сказал граф, хоть бы мужчине в пору!
– Как не дивиться? Смело, ловко.
– А Николаша где? Над Лядовским верхом что ль? – всё шопотом спрашивал граф.
– Так точно с. Уж они знают, где стать. Так тонко езду знают, что мы с Данилой другой раз диву даемся, – говорил Семен, зная, чем угодить барину.
– Хорошо ездит, а? А на коне то каков, а?
– Картину писать! Как намеднись из Заварзинских бурьянов помкнули лису. Они перескакивать стали, от уймища, страсть – лошадь тысяча рублей, а седоку цены нет. Да уж такого молодца поискать!
– Поискать… – повторил граф, видимо сожалея, что кончилась так скоро речь Семена. – Поискать? – сказал он, отворачивая полы шубки и доставая табакерку.
– Намедни как от обедни во всей регалии вышли, так Михаил то Сидорыч… – Семен не договорил, услыхав ясно раздававшийся в тихом воздухе гон с подвыванием не более двух или трех гончих. Он, наклонив голову, прислушался и молча погрозился барину. – На выводок натекли… – прошептал он, прямо на Лядовской повели.
Граф, забыв стереть улыбку с лица, смотрел перед собой вдаль по перемычке и, не нюхая, держал в руке табакерку. Вслед за лаем собак послышался голос по волку, поданный в басистый рог Данилы; стая присоединилась к первым трем собакам и слышно было, как заревели с заливом голоса гончих, с тем особенным подвыванием, которое служило признаком гона по волку. Доезжачие уже не порскали, а улюлюкали, и из за всех голосов выступал голос Данилы, то басистый, то пронзительно тонкий. Голос Данилы, казалось, наполнял весь лес, выходил из за леса и звучал далеко в поле.
Прислушавшись несколько секунд молча, граф и его стремянной убедились, что гончие разбились на две стаи: одна большая, ревевшая особенно горячо, стала удаляться, другая часть стаи понеслась вдоль по лесу мимо графа, и при этой стае было слышно улюлюканье Данилы. Оба эти гона сливались, переливались, но оба удалялись. Семен вздохнул и нагнулся, чтоб оправить сворку, в которой запутался молодой кобель; граф тоже вздохнул и, заметив в своей руке табакерку, открыл ее и достал щепоть. «Назад!» крикнул Семен на кобеля, который выступил за опушку. Граф вздрогнул и уронил табакерку. Настасья Ивановна слез и стал поднимать ее.
Граф и Семен смотрели на него. Вдруг, как это часто бывает, звук гона мгновенно приблизился, как будто вот, вот перед ними самими были лающие рты собак и улюлюканье Данилы.
Граф оглянулся и направо увидал Митьку, который выкатывавшимися глазами смотрел на графа и, подняв шапку, указывал ему вперед, на другую сторону.
– Береги! – закричал он таким голосом, что видно было, что это слово давно уже мучительно просилось у него наружу. И поскакал, выпустив собак, по направлению к графу.
Граф и Семен выскакали из опушки и налево от себя увидали волка, который, мягко переваливаясь, тихим скоком подскакивал левее их к той самой опушке, у которой они стояли. Злобные собаки визгнули и, сорвавшись со свор, понеслись к волку мимо ног лошадей.
Волк приостановил бег, неловко, как больной жабой, повернул свою лобастую голову к собакам, и также мягко переваливаясь прыгнул раз, другой и, мотнув поленом (хвостом), скрылся в опушку. В ту же минуту из противоположной опушки с ревом, похожим на плач, растерянно выскочила одна, другая, третья гончая, и вся стая понеслась по полю, по тому самому месту, где пролез (пробежал) волк. Вслед за гончими расступились кусты орешника и показалась бурая, почерневшая от поту лошадь Данилы. На длинной спине ее комочком, валясь вперед, сидел Данила без шапки с седыми, встрепанными волосами над красным, потным лицом.
– Улюлюлю, улюлю!… – кричал он. Когда он увидал графа, в глазах его сверкнула молния.
– Ж… – крикнул он, грозясь поднятым арапником на графа.
– Про…ли волка то!… охотники! – И как бы не удостоивая сконфуженного, испуганного графа дальнейшим разговором, он со всей злобой, приготовленной на графа, ударил по ввалившимся мокрым бокам бурого мерина и понесся за гончими. Граф, как наказанный, стоял оглядываясь и стараясь улыбкой вызвать в Семене сожаление к своему положению. Но Семена уже не было: он, в объезд по кустам, заскакивал волка от засеки. С двух сторон также перескакивали зверя борзятники. Но волк пошел кустами и ни один охотник не перехватил его.

Николай Ростов между тем стоял на своем месте, ожидая зверя. По приближению и отдалению гона, по звукам голосов известных ему собак, по приближению, отдалению и возвышению голосов доезжачих, он чувствовал то, что совершалось в острове. Он знал, что в острове были прибылые (молодые) и матерые (старые) волки; он знал, что гончие разбились на две стаи, что где нибудь травили, и что что нибудь случилось неблагополучное. Он всякую секунду на свою сторону ждал зверя. Он делал тысячи различных предположений о том, как и с какой стороны побежит зверь и как он будет травить его. Надежда сменялась отчаянием. Несколько раз он обращался к Богу с мольбою о том, чтобы волк вышел на него; он молился с тем страстным и совестливым чувством, с которым молятся люди в минуты сильного волнения, зависящего от ничтожной причины. «Ну, что Тебе стоит, говорил он Богу, – сделать это для меня! Знаю, что Ты велик, и что грех Тебя просить об этом; но ради Бога сделай, чтобы на меня вылез матерый, и чтобы Карай, на глазах „дядюшки“, который вон оттуда смотрит, влепился ему мертвой хваткой в горло». Тысячу раз в эти полчаса упорным, напряженным и беспокойным взглядом окидывал Ростов опушку лесов с двумя редкими дубами над осиновым подседом, и овраг с измытым краем, и шапку дядюшки, чуть видневшегося из за куста направо.
«Нет, не будет этого счастья, думал Ростов, а что бы стоило! Не будет! Мне всегда, и в картах, и на войне, во всем несчастье». Аустерлиц и Долохов ярко, но быстро сменяясь, мелькали в его воображении. «Только один раз бы в жизни затравить матерого волка, больше я не желаю!» думал он, напрягая слух и зрение, оглядываясь налево и опять направо и прислушиваясь к малейшим оттенкам звуков гона. Он взглянул опять направо и увидал, что по пустынному полю навстречу к нему бежало что то. «Нет, это не может быть!» подумал Ростов, тяжело вздыхая, как вздыхает человек при совершении того, что было долго ожидаемо им. Совершилось величайшее счастье – и так просто, без шума, без блеска, без ознаменования. Ростов не верил своим глазам и сомнение это продолжалось более секунды. Волк бежал вперед и перепрыгнул тяжело рытвину, которая была на его дороге. Это был старый зверь, с седою спиной и с наеденным красноватым брюхом. Он бежал не торопливо, очевидно убежденный, что никто не видит его. Ростов не дыша оглянулся на собак. Они лежали, стояли, не видя волка и ничего не понимая. Старый Карай, завернув голову и оскалив желтые зубы, сердито отыскивая блоху, щелкал ими на задних ляжках.
– Улюлюлю! – шопотом, оттопыривая губы, проговорил Ростов. Собаки, дрогнув железками, вскочили, насторожив уши. Карай почесал свою ляжку и встал, насторожив уши и слегка мотнул хвостом, на котором висели войлоки шерсти.
– Пускать – не пускать? – говорил сам себе Николай в то время как волк подвигался к нему, отделяясь от леса. Вдруг вся физиономия волка изменилась; он вздрогнул, увидав еще вероятно никогда не виданные им человеческие глаза, устремленные на него, и слегка поворотив к охотнику голову, остановился – назад или вперед? Э! всё равно, вперед!… видно, – как будто сказал он сам себе, и пустился вперед, уже не оглядываясь, мягким, редким, вольным, но решительным скоком.
– Улюлю!… – не своим голосом закричал Николай, и сама собою стремглав понеслась его добрая лошадь под гору, перескакивая через водомоины в поперечь волку; и еще быстрее, обогнав ее, понеслись собаки. Николай не слыхал своего крика, не чувствовал того, что он скачет, не видал ни собак, ни места, по которому он скачет; он видел только волка, который, усилив свой бег, скакал, не переменяя направления, по лощине. Первая показалась вблизи зверя чернопегая, широкозадая Милка и стала приближаться к зверю. Ближе, ближе… вот она приспела к нему. Но волк чуть покосился на нее, и вместо того, чтобы наддать, как она это всегда делала, Милка вдруг, подняв хвост, стала упираться на передние ноги.
– Улюлюлюлю! – кричал Николай.
Красный Любим выскочил из за Милки, стремительно бросился на волка и схватил его за гачи (ляжки задних ног), но в ту ж секунду испуганно перескочил на другую сторону. Волк присел, щелкнул зубами и опять поднялся и поскакал вперед, провожаемый на аршин расстояния всеми собаками, не приближавшимися к нему.
– Уйдет! Нет, это невозможно! – думал Николай, продолжая кричать охрипнувшим голосом.
– Карай! Улюлю!… – кричал он, отыскивая глазами старого кобеля, единственную свою надежду. Карай из всех своих старых сил, вытянувшись сколько мог, глядя на волка, тяжело скакал в сторону от зверя, наперерез ему. Но по быстроте скока волка и медленности скока собаки было видно, что расчет Карая был ошибочен. Николай уже не далеко впереди себя видел тот лес, до которого добежав, волк уйдет наверное. Впереди показались собаки и охотник, скакавший почти на встречу. Еще была надежда. Незнакомый Николаю, муругий молодой, длинный кобель чужой своры стремительно подлетел спереди к волку и почти опрокинул его. Волк быстро, как нельзя было ожидать от него, приподнялся и бросился к муругому кобелю, щелкнул зубами – и окровавленный, с распоротым боком кобель, пронзительно завизжав, ткнулся головой в землю.
– Караюшка! Отец!.. – плакал Николай…
Старый кобель, с своими мотавшимися на ляжках клоками, благодаря происшедшей остановке, перерезывая дорогу волку, был уже в пяти шагах от него. Как будто почувствовав опасность, волк покосился на Карая, еще дальше спрятав полено (хвост) между ног и наддал скоку. Но тут – Николай видел только, что что то сделалось с Караем – он мгновенно очутился на волке и с ним вместе повалился кубарем в водомоину, которая была перед ними.
Та минута, когда Николай увидал в водомоине копошащихся с волком собак, из под которых виднелась седая шерсть волка, его вытянувшаяся задняя нога, и с прижатыми ушами испуганная и задыхающаяся голова (Карай держал его за горло), минута, когда увидал это Николай, была счастливейшею минутою его жизни. Он взялся уже за луку седла, чтобы слезть и колоть волка, как вдруг из этой массы собак высунулась вверх голова зверя, потом передние ноги стали на край водомоины. Волк ляскнул зубами (Карай уже не держал его за горло), выпрыгнул задними ногами из водомоины и, поджав хвост, опять отделившись от собак, двинулся вперед. Карай с ощетинившейся шерстью, вероятно ушибленный или раненый, с трудом вылезал из водомоины.
– Боже мой! За что?… – с отчаянием закричал Николай.
Охотник дядюшки с другой стороны скакал на перерез волку, и собаки его опять остановили зверя. Опять его окружили.
Николай, его стремянной, дядюшка и его охотник вертелись над зверем, улюлюкая, крича, всякую минуту собираясь слезть, когда волк садился на зад и всякий раз пускаясь вперед, когда волк встряхивался и подвигался к засеке, которая должна была спасти его. Еще в начале этой травли, Данила, услыхав улюлюканье, выскочил на опушку леса. Он видел, как Карай взял волка и остановил лошадь, полагая, что дело было кончено. Но когда охотники не слезли, волк встряхнулся и опять пошел на утек. Данила выпустил своего бурого не к волку, а прямой линией к засеке так же, как Карай, – на перерез зверю. Благодаря этому направлению, он подскакивал к волку в то время, как во второй раз его остановили дядюшкины собаки.
Данила скакал молча, держа вынутый кинжал в левой руке и как цепом молоча своим арапником по подтянутым бокам бурого.
Николай не видал и не слыхал Данилы до тех пор, пока мимо самого его не пропыхтел тяжело дыша бурый, и он услыхал звук паденья тела и увидал, что Данила уже лежит в середине собак на заду волка, стараясь поймать его за уши. Очевидно было и для собак, и для охотников, и для волка, что теперь всё кончено. Зверь, испуганно прижав уши, старался подняться, но собаки облепили его. Данила, привстав, сделал падающий шаг и всей тяжестью, как будто ложась отдыхать, повалился на волка, хватая его за уши. Николай хотел колоть, но Данила прошептал: «Не надо, соструним», – и переменив положение, наступил ногою на шею волку. В пасть волку заложили палку, завязали, как бы взнуздав его сворой, связали ноги, и Данила раза два с одного бока на другой перевалил волка.
С счастливыми, измученными лицами, живого, матерого волка взвалили на шарахающую и фыркающую лошадь и, сопутствуемые визжавшими на него собаками, повезли к тому месту, где должны были все собраться. Молодых двух взяли гончие и трех борзые. Охотники съезжались с своими добычами и рассказами, и все подходили смотреть матёрого волка, который свесив свою лобастую голову с закушенною палкой во рту, большими, стеклянными глазами смотрел на всю эту толпу собак и людей, окружавших его. Когда его трогали, он, вздрагивая завязанными ногами, дико и вместе с тем просто смотрел на всех. Граф Илья Андреич тоже подъехал и потрогал волка.
– О, материщий какой, – сказал он. – Матёрый, а? – спросил он у Данилы, стоявшего подле него.
– Матёрый, ваше сиятельство, – отвечал Данила, поспешно снимая шапку.
Граф вспомнил своего прозеванного волка и свое столкновение с Данилой.
– Однако, брат, ты сердит, – сказал граф. – Данила ничего не сказал и только застенчиво улыбнулся детски кроткой и приятной улыбкой.

Старый граф поехал домой; Наташа с Петей обещались сейчас же приехать. Охота пошла дальше, так как было еще рано. В середине дня гончих пустили в поросший молодым частым лесом овраг. Николай, стоя на жнивье, видел всех своих охотников.
Насупротив от Николая были зеленя и там стоял его охотник, один в яме за выдавшимся кустом орешника. Только что завели гончих, Николай услыхал редкий гон известной ему собаки – Волторна; другие собаки присоединились к нему, то замолкая, то опять принимаясь гнать. Через минуту подали из острова голос по лисе, и вся стая, свалившись, погнала по отвершку, по направлению к зеленям, прочь от Николая.
Он видел скачущих выжлятников в красных шапках по краям поросшего оврага, видел даже собак, и всякую секунду ждал того, что на той стороне, на зеленях, покажется лисица.
Охотник, стоявший в яме, тронулся и выпустил собак, и Николай увидал красную, низкую, странную лисицу, которая, распушив трубу, торопливо неслась по зеленям. Собаки стали спеть к ней. Вот приблизились, вот кругами стала вилять лисица между ними, всё чаще и чаще делая эти круги и обводя вокруг себя пушистой трубой (хвостом); и вот налетела чья то белая собака, и вслед за ней черная, и всё смешалось, и звездой, врозь расставив зады, чуть колеблясь, стали собаки. К собакам подскакали два охотника: один в красной шапке, другой, чужой, в зеленом кафтане.
«Что это такое? подумал Николай. Откуда взялся этот охотник? Это не дядюшкин».
Охотники отбили лисицу и долго, не тороча, стояли пешие. Около них на чумбурах стояли лошади с своими выступами седел и лежали собаки. Охотники махали руками и что то делали с лисицей. Оттуда же раздался звук рога – условленный сигнал драки.
– Это Илагинский охотник что то с нашим Иваном бунтует, – сказал стремянный Николая.
Николай послал стремяного подозвать к себе сестру и Петю и шагом поехал к тому месту, где доезжачие собирали гончих. Несколько охотников поскакало к месту драки.
Николай слез с лошади, остановился подле гончих с подъехавшими Наташей и Петей, ожидая сведений о том, чем кончится дело. Из за опушки выехал дравшийся охотник с лисицей в тороках и подъехал к молодому барину. Он издалека снял шапку и старался говорить почтительно; но он был бледен, задыхался, и лицо его было злобно. Один глаз был у него подбит, но он вероятно и не знал этого.
– Что у вас там было? – спросил Николай.
– Как же, из под наших гончих он травить будет! Да и сука то моя мышастая поймала. Поди, судись! За лисицу хватает! Я его лисицей ну катать. Вот она, в тороках. А этого хочешь?… – говорил охотник, указывая на кинжал и вероятно воображая, что он всё еще говорит с своим врагом.
Николай, не разговаривая с охотником, попросил сестру и Петю подождать его и поехал на то место, где была эта враждебная, Илагинская охота.
Охотник победитель въехал в толпу охотников и там, окруженный сочувствующими любопытными, рассказывал свой подвиг.
Дело было в том, что Илагин, с которым Ростовы были в ссоре и процессе, охотился в местах, по обычаю принадлежавших Ростовым, и теперь как будто нарочно велел подъехать к острову, где охотились Ростовы, и позволил травить своему охотнику из под чужих гончих.
Николай никогда не видал Илагина, но как и всегда в своих суждениях и чувствах не зная середины, по слухам о буйстве и своевольстве этого помещика, всей душой ненавидел его и считал своим злейшим врагом. Он озлобленно взволнованный ехал теперь к нему, крепко сжимая арапник в руке, в полной готовности на самые решительные и опасные действия против своего врага.
Едва он выехал за уступ леса, как он увидал подвигающегося ему навстречу толстого барина в бобровом картузе на прекрасной вороной лошади, сопутствуемого двумя стремянными.
Вместо врага Николай нашел в Илагине представительного, учтивого барина, особенно желавшего познакомиться с молодым графом. Подъехав к Ростову, Илагин приподнял бобровый картуз и сказал, что очень жалеет о том, что случилось; что велит наказать охотника, позволившего себе травить из под чужих собак, просит графа быть знакомым и предлагает ему свои места для охоты.
Наташа, боявшаяся, что брат ее наделает что нибудь ужасное, в волнении ехала недалеко за ним. Увидав, что враги дружелюбно раскланиваются, она подъехала к ним. Илагин еще выше приподнял свой бобровый картуз перед Наташей и приятно улыбнувшись, сказал, что графиня представляет Диану и по страсти к охоте и по красоте своей, про которую он много слышал.
Илагин, чтобы загладить вину своего охотника, настоятельно просил Ростова пройти в его угорь, который был в версте, который он берег для себя и в котором было, по его словам, насыпано зайцев. Николай согласился, и охота, еще вдвое увеличившаяся, тронулась дальше.
Итти до Илагинского угоря надо было полями. Охотники разровнялись. Господа ехали вместе. Дядюшка, Ростов, Илагин поглядывали тайком на чужих собак, стараясь, чтобы другие этого не замечали, и с беспокойством отыскивали между этими собаками соперниц своим собакам.
Ростова особенно поразила своей красотой небольшая чистопсовая, узенькая, но с стальными мышцами, тоненьким щипцом (мордой) и на выкате черными глазами, краснопегая сучка в своре Илагина. Он слыхал про резвость Илагинских собак, и в этой красавице сучке видел соперницу своей Милке.
В середине степенного разговора об урожае нынешнего года, который завел Илагин, Николай указал ему на его краснопегую суку.
– Хороша у вас эта сучка! – сказал он небрежным тоном. – Резва?
– Эта? Да, эта – добрая собака, ловит, – равнодушным голосом сказал Илагин про свою краснопегую Ерзу, за которую он год тому назад отдал соседу три семьи дворовых. – Так и у вас, граф, умолотом не хвалятся? – продолжал он начатый разговор. И считая учтивым отплатить молодому графу тем же, Илагин осмотрел его собак и выбрал Милку, бросившуюся ему в глаза своей шириной.
– Хороша у вас эта чернопегая – ладна! – сказал он.
– Да, ничего, скачет, – отвечал Николай. «Вот только бы побежал в поле матёрый русак, я бы тебе показал, какая эта собака!» подумал он, и обернувшись к стремянному сказал, что он дает рубль тому, кто подозрит, т. е. найдет лежачего зайца.
– Я не понимаю, – продолжал Илагин, – как другие охотники завистливы на зверя и на собак. Я вам скажу про себя, граф. Меня веселит, знаете, проехаться; вот съедешься с такой компанией… уже чего же лучше (он снял опять свой бобровый картуз перед Наташей); а это, чтобы шкуры считать, сколько привез – мне всё равно!

Сразу после этого воины повели Господа за городские ворота. Казнь должна была пройти на Голгофе, пустынном круглом холме, по форме и получившем свое название (слово голгофа по-еврейски значит череп, голова ); обычно это название переводится как лобное место . По другой версии гора получила свое название из-за черепов казненных, остававшихся на горе без погребения. Обычно сами ведомые на распятие несли орудия казни. Нес Крест и Господь Иисус Христос. Однако, поскольку Спаситель лишился сил из-за побоев, воины, как только вышли за город, заставили одного селянина, возвращавшегося с поля, по имени Симон, нести Крест Христов.

На месте казни Иисусу Христу дали одурманивающую смесь вина со смирной, но Господь от напитка отказался. Когда Господа пригвождали ко Кресту, Он молился за распинающих Его: Отче! прости им, ибо не знают, что делают. Вместе со Христом распяли двух разбойников: одного — по правую, а другого — по левую сторону от Него. Четыре воина, совершающих казнь, поделили между собой одежды Господа. Хитон (сорочка) Иисуса был не сшитый, а целиком тканый. Воины бросили жребий, кому он достанется. Над головой у Распятого, где обычно писалась вина казнимого, Пилат приказал прибить табличку с надписью на трех языках — еврейском, греческом и по-латыни: Сей есть Царь Иудейский.

Голгофа была недалеко от города, и люди приходили посмотреть на казнь. Многие злословили: «Разрушающий храм и в три дня Созидающий! спаси Себя Самого ; если Ты Сын Божий, сойди с креста». Смеялись над Христом и первосвященники с книжниками, старейшинами и фарисеями: «Других спасал, а Себя Самого не может спасти; если Он Царь Израилев, пусть теперь сойдет с креста, и уверуем в Него». Поносили Христа и распятые с Ним разбойники. У креста стояли Пресвятая Богородица и Ее родственница, Мария Клеопова, апостол Иоанн Зеведеев и Мария Магдалина. Скорбела Матерь Божия о распятом Сыне. Сбылось пророчество праведного Симеона: Тебе Самой душу пройдет оружие. Между тем Господь, увидев Свою Мать и ученика, которого Он любил, сказал, обращаясь к Богородице: Се, сын Твой. Потом — апостолу Иоанну: Се, Матерь твоя!

Один из распятых разбойников обратился к своему товарищу, продолжавшему проклинать Иисуса Христа: или ты не боишься Бога, когда и сам осужден на то же? и мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли, а Он ничего худого не сделал. Быть может, сердце разбойника тронула кротость Иисуса и Его забота о Матери. Повернувшись к Нему, разбойник сказал: помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое! И Господь ответил: ныне же будешь со Мною в раю.

Внезапно в шестой час по еврейскому исчислению времени (по-нашему — в полдень) тьма окутала землю. Около девятого часа (то есть третьего часа пополудни) Иисус возопил громким голосом: Или́, Или́! ламá савахфани́? — что в переводе с арамейского значит: Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил? Эту молитву Господь возносит от лица всех людей, как поясняет святитель Афанасий Великий: «Это говорит Спаситель от лица человечества и, чтобы положить конец проклятью и обратить Отчее лицо к нам, просит Отца призреть, к Себе приложив нашу нужду». Кроме того, этими словами начинается пророческий 21-й псалом царя Давида, в котором точно описано, как Господа отвергнет народ, как над Ним будут смеяться видевшие Его страдания, как, бросая жребий, поделят Его одежды, какие мучения Он будет претерпевать. Зная, что уже все совершилось, Господь скажет: Жажду! Тогда один из присутствующих побежит, пропитает губку уксусом и, наложив на трость, даст Ему.

Когда же Господь вкусил уксуса, Он сказал: Совершилось! — и, вознеся молитву Своему Небесному Отцу: Отче! в руки Твои предаю дух Мой , преклонив главу предал дух. И вот завеса в Иерусалимском храме разодралась надвое, сверху донизу. Земля сотряслась, камни треснули, гробы отверзлись, многие усопшие святые воскресли и, выйдя из гробов по воскресении Его, войдя в Иерусалим, явились тогда многим. Сотник, руководивший казнью, а также те, кто с ним стерегли Иисуса, видя землетрясение и все бывшее, устрашились и говорили: Воистину Он был Сын Божий.

Точное место захоронения тела Иисуса волнует умы христиан уже несколько тысячелетий. За это время выдвигалось множество ошибочных версий, и проводилась масса археологических раскопок в пределах Иерусалима, целью которых была могила Иисуса Христа. Несмотря на то что на сегодняшний момент мировое научное сообщество склоняется в пользу официальной версии, согласно которой захоронение расположено в храме Гроба Господня, доказать это пока еще не удалось. Давайте попробуем выяснить, где находится могила Иисуса Христа на самом деле?

Священное Писание: источник информации о захоронении

Для многих людей непонятно само понимание термина "могила Иисуса Христа", ведь согласно Священному Писанию, Он вознесся на небеса через сорок дней после своей земной кончины на Голгофе. Что же тогда ищут паломники и археологи уже несколько веков? О какой святыне они говорят?

На самом деле могила Иисуса Христа в Иерусалиме - это то место, куда по тексту Нового завета Иосиф из Аримофеи и Никодим перенесли тело Спасителя после распятия. Они обернули его тканью, пропитанной благовониями, и оставили в пещерном склепе, вход в который закрыли огромным валуном.

Именно из этой пещеры тело Христа исчезло на третий день, а ее местоположение описано как склеп в саду недалеко от Голгофы за пределами города.

Древние традиции захоронения иудеев: как это происходило?

В поисках могилы Христа археологи изучили множество различных захоронений иудеев и четко понимали, каким образом происходил данный обряд в интересующие их времена. Каждый знатный иудей имел собственный семейный склеп, где находили покой несколько поколений одной фамилии. Традиционно он представлял собой пещеру, где в выдолбленные ниши укладывались покойники. Согласно обычаям их клали на каменное ложе ногами на восток, что обычно соответствовало входу в пещеру. Стоит отметить, что большинство пещер являются рукотворными, они оставались после добычи камня, применяемого для строительства городов. На стенах таких пещер просматриваются четкие следы от инструментов рабочих. Именно таким образом должна выглядеть могила Иисуса Христа, которую до сих пор безрезультатно ищут археологи и ученые всего мира. Это находка может стать самой важной и значимой святыней христианства, которая будет служить самым явным доказательством правдивости текста Библии.

Ученые не зря так скрупулезно изучали места захоронений иудеев, ведь таким образом можно точно определить историческое соответствие предполагаемой могилы Христа традициям определенного времени. За несколько столетий была обнаружена масса могил, из которых делали сенсацию, объявляя о том, что нашли то самое захоронение Спасителя, описанное в Новом Завете. Но после беглого изучения становилось понятно, что все это являлось весьма грубой подделкой, так называемым новоделом, созданным только для того, чтобы вызвать общественный интерес. Стоить отметить, что работу ученых осложняет большое количество старинных склепов в пределах Иерусалима, каждый из которых может претендовать на звание святыни.

Где могила Иисуса Христа: варианты и предположения

В последнем столетии интерес к могиле Христа заметно усилился, это связывают с развитием технологий, которые практически с точностью до одного года могут определить возраст тех или иных предметов. Несмотря на это, уже много десятилетий на место главной христианской святыни претендуют пять найденных захоронений. Не все из них располагаются в Иерусалиме, что весьма удивительно для христиан. О каждом из предположительных захоронений мы расскажем максимально подробно.

Пещера Святого Семейства

Тридцать семь лет назад при строительстве одного из домов в Иерусалиме рабочие обнаружили большой склеп, в котором располагалось десять могил. На шести из надгробных плит были надписи с именами усопших. Одну из женщин звали Мария Магдалина. Этим захоронением заинтересовался знаменитый режиссер Джеймс Камерон, который собрал группу профессионалов и принялся изучать захоронение. Собрав необходимую информацию, они пришли к выводу, что найденный склеп является местом захоронения Иисуса Христа и его семьи. Но данную версию официальное научное сообщество не приняло, хотя она получила довольно широкое распространение в обществе.

Истинная Голгофа

Это место известно как альтернативная могила Иисуса Христа. Стоит отметить, что оно по многим параметрам соответствует описаниям, данным в Новом Завете. Найденная пещера в первом веке от Рождества Христова находилась именно за стенами Иерусалима и образовалась в результате добычи камня. В то время она была окружена сельскохозяйственными угодьями и располагалась в предельной близости к Голгофе. Обнаружил пещеру в конце девятнадцатого века Чарльз Гордон, абсолютно уверенный в том, что раскрыл тайну захоронения Христа.

Могила в Японии

Японский поселок Синго уже много лет привлекает к себе толпы туристов, ведь по одной из версий, именно здесь прожил свою жизнь Иисус Христос и в этой земле похоронен после смерти.

Как бы ни была невероятна данная версия, но она вполне имеет право на существование. Ведь в начале прошлого века в Японии нашли древние документы, согласно которым Христос не был распят на Голгофе, а исполнив свою миссию, приехал в Японию, где уже был ранее. Он женился на местной девушке и счастливо прожил до седых волос на этих землях.

В качестве доказательств жители деревни приводят традицию рисовать на голове новорожденных крестик с помощью угля, а на кимоно довольно часто изображается звезда Давида.

Индия - место захоронения Христа

Если вы окажетесь в Индии, то вам наверняка покажут могилу Иисуса Христа. Не удивляйтесь, но индийцы уверены, что Спаситель покоится в склепе Рауза Бал. Об этом месте они могут рассказывать бесконечно.

Здесь уверены, что Христос спасся после Голгофы и приехал в Индию, взяв иное имя. Здесь он прожил до старости и похоронен в Рауза Бал. Трудно утверждать, насколько правдива эта версия, но у нее есть немало защитников. Дело в том, что склеп, вопреки мусульманским традициям, ориентирован на восток. Это полностью соответствует еврейским ритуалам, к тому же существует отпечаток израненных ступней человека, похороненного здесь. Они совпадают с описанием ран Христа, полученных на кресте, к тому же они повторяют рисунок на Туринской плащанице.

Христианская святыня в Иерусалиме

Эта версия является официальной и заслуживающей пристального изучения. Именно в Иерусалим, в Старый город приезжают миллионы паломников со всего мира, которые хотят немного приблизиться к святыне. Ведь считается, что храм Гроба Господня выстроен именно над той пещерой, где был захоронен Христос. Его предположительная могила закрыта мраморной плитой уже несколько сотен лет. Недавно ученые открыли могилу Иисуса Христа, чтобы собрать необходимую информацию, которая поможет определить подлинность захоронения и, наконец, раскрыть эту многовековую тайну.

Храм Гроба Господня: место христианского паломничества

Сегодняшний храм, который известен практически каждому христианину в мире, на самом деле далеко не первое строение на данном месте. Историки утверждают, что римский император Константин, приняв христианство в 325-м году, приказал построить над пещерами красивейший храм, чтобы увековечить это место в веках. Практически в течение семисот лет храм несколько раз полностью разрушался и отстраивался вновь, но приход крестоносцев в начале второго тысячелетия на земли Палестины открыл новую страницу в истории храма.

Через сто лет на развалинах старинных сооружений была возведена новая церковь, простоявшая вплоть до девятнадцатого века, когда ее практически полностью уничтожил страшный пожар. Сейчас на данном месте стоит храм Гроба Господня, который принадлежит абсолютно всем христианским течениям. Каждая из шести конфессий имеет свою часть храма и определенное время для служения.

Над предполагаемым местом захоронения тела Иисуса возведено специальное сооружение - Кувуклия. А сама ниша закрыта Это сделано с целью сохранения святыни, ведь она сделана из известняка, и паломники часто увозили с собой частичку Гроба Господня.

Несмотря на то что храм считается христианской святыней, ученые до сих пор не могут с уверенностью ответить на вопрос, действительно ли храм выстроен вокруг склепа Иисуса Христа. Как доказать или опровергнуть сей факт?

В поисках могилы Христа: изучение храма Гроба Господня

В начале двадцатого века ученые проводили реставрационные работы в храме Гроба Господня и обнаружили остатки древних сооружений, которые полностью совпадают с описанием строения первого тысячелетия нашей эры. Это в очередной раз всколыхнуло интерес к месту захоронения Христа, и в храме начались серьезные исследовательские работы.

Один из ученых, Мартин Биддл, тщательно обследовал храм в течение нескольких лет и пришел к выводу, что предположительное место захоронения тела Иисуса вполне может оказаться настоящим. Об этом свидетельствует несколько фактов:

  • во время жизни Христа это место располагалось за пределами Иерусалима;
  • совсем рядом с пещерой и храмом располагались обширные сады;
  • пещера имеет характерные следы инструментов;
  • помимо предполагаемой могилы Иисуса, рядом находятся многочисленные склепы с захоронениями (а это значит, что на данном месте располагалось кладбище);
  • все признаки захоронения полностью совпадают с описанными в Новом Завете ориентирами.

Ученые очень долго говорили о том, что вскрытие могилы Иисуса Христа поможет получить недостающую информацию о предполагаемом захоронении. Ведь буквально с шестнадцатого века никто не видел самой могилы, закрытой огромной мраморной плитой. По всей длине плиту пересекает глубокая трещина, о ее появлении существует давняя легенда. Считается, что мусульмане хотели забрать ее на украшение новой мечети, но в тот момент, когда они подошли к ней, плита с грохотом треснула. Это было воспринято как знамение, и пришедшие в храм отступили. С этого момента о том, что может быть вскрыта могила Иисуса Христа, никто даже не упоминал вплоть до недавнего момента. В октябре прошлого года произошло знаменательное событие, которое, как считают ученые, может изменить ход истории.

В конце октября 2016 года было принято беспрецедентное решение о поднятии мраморной плиты, закрывающей каменное ложе, куда предположительно было опущено тело Христа после распятия. Впервые за пять столетий была вскрыта могила Иисуса Христа на шестьдесят часов. Что увидели там ученые? И какие выводы ими были сделаны?

Стоит отметить, что, подняв мраморную плиту, ученые нашли большое количество камней, заполняющих ложе. Работа продолжалась несколько часов без остановки, и тяжелый труд был вознагражден - перед глазами археологов и реставраторов возникла вторая мраморная плита с вырезанным крестом. Под ней оказалось каменное ложе из известняка, практически не затронутое временем. Этот факт поразил ученых, ведь это доказывает, что могила находилась здесь несколько столетий, а над ней менял свое очертание древний храм. Спустя отведенный срок археологи вновь закрыли гробницу, проведя сбор всех необходимых данных. Планируется, что реставрационные работы в Кувуклии будут проводиться вплоть до Пасхи 2017 года.

После этого полученные данные подвергнутся многосторонней обработке и только потом будут предъявлены мировой общественности. Но уже сейчас ученые утверждают, что у них нет иного объекта, который настолько совпал бы с описанием захоронения по всем параметрам. Они надеются разгадать таинственные надписи на стенах пещерных склепов около храма, ведь многие видят именно в них указание на могилу Христа.

Возможно, уже в апреле сего года ученые заявят о результатах своих первых исследований. И человечество наконец откроет тайну захоронения тела Иисуса Христа.