Современный перевод откровения иоанна. Современный перевод откровения иоанна Видение апостолу Иоанну на Патмосе

Иоанн семи церквам, находящимся в Асии: благодать вам и мир от Того, Который есть и был, и грядет, и от семи духов, находящихся пред престолом Его, и от Иисуса Христа

Хотя и много было местных церквей, но послал только седмим церквам . Так сделал ради седмеричнаго числа, знаменующего таинственное всех сущих церквей, а равно и по соответствию сего числа настоящей жизни, в коей принять седмеричный круг дней. По той же причине упоминает только и о семи Ангелах и семи церквах, которым и шлет свое приветствие: «благодать вам и мир от Триипостаснаго Божества ». – Словом Сый означается Отец, сказавший Моисею: Аз есмь Сый (Исх. 3,14) ; выражением: иже бе – Слово, Которое в начале бе к Богу (Иоан. I, 1) ; словом грядый – Утешитель, всегда нисходящий на церковных чад во святом крещении и во всей полноте имеющий снизойти в будущем веке (Деян. 2 гл.) . – Под семью духами можно разуметь семь Ангелов (получивших управление церквами), не сочисляемых с Богоначальною и Царственною Троицею, но с Нею воспоминаемых, как рабов Ея, как, подобно сему, сказал и божественный Апостол: засвидетельствую пред Богом и Господом Иисусом Христом, и избранными Его Ангелы (1 Тим. 5, 21) . Можно понимать cиe и в другом смысле: под выражением: Сый и иже бе и иже есть грядый – разумеет Отца, Который в Себе самом содержит начало, средину и конец бытия всего сущего, под семью духами – дары Животворящего Духа, под «имеющим следовать затем » – Иисуса Христа, Бога, нас ради соделавшагося человеком. Ибо и у Апостола Божественныя Ипостаси поставляются прежде и после без всякого различия: потому-то здесь и говорит: и от Иисуса Христа и т. д.

Толкование на Апокалипсис.

Свт. Кесарий Арелатский

Иоанн семи церквам, находящимся в Асии

Азия понимается как возвышение , посредством которого изображается человеческий род. Эти семь церквей и семь подсвечников – то, на что следует обратить пристальное внимание, поскольку они представляют собой семиобразную благодать, данную Богом через Иисуса Христа Господа нашего, в которого мы уверовали, нашему роду человеческому. Ибо Он обещал нам послать Духа Утешителя с небес, Коего послал и апостолам, которые, казалось, были в Азии – то есть в возвышенном мире, где Господь и передал нашим церквям через раба Своего Иоанна семиобразную благодать.

Изложение Откровения.

Свт. Феофан Затворник

Что семь духов ? - Семь верховных Архангелов: Михаил, Гавриил, Рафаил, и проч. Св. Гавриил к св. Захарии сказал: Я один из предстоящих Богу (Лк. 1:19) .

Письма.

Прп. Иустин (Попович)

Иоанн семи церквам, находящимся в Асии: благодать вам и мир от Того, Который есть и был и грядет, и от семи духов, находящихся перед престолом Его

Апокалипсис возвещен лишь Церквам; Евангелие – всей твари. Церковь – единственное око, которым человечество смотрит и зрит последнее откровение; единственное ухо, слышащее слова Христовы. Свыше ниспосылается мир Церквам, мир вышний: «О свышнем мире…»; мир и благодать­ благовестие; через Церковь, как через уста, входит в сердце святая благодать и мир. Sub specie Апокалипсиса, Церквам постоянно недостает благодати и мира; много жаждущих благодати и мира, много жаждущих Христа и ищущих мира. Мир Апокалипсиса­ удивительное начало для вулканических извержений и потрясений в недрах Апокалипсиса. Мир Церквам от Того, Который есть и был и грядет; непрестанная мироточивость, ибо она необходима для Церкви, против которой постоянно ратуют богоборцы и церквоненавистники; мир и благодать, чтобы благодать источала она на головы ратующих против нее.

Подвижнические и богословские главы.

Апрингий

Иоанн семи церквам, находящимся в Асии: благодать вам и мир от Того, Который есть и был и грядет, и от семи духов, находящихся перед престолом Его

Что же из себя представляет народ Асии , что только он удостоился воспринять апостольское откровение? Но есть тайна в числе и таинство в названии провинции. Ибо должно нам сперва обсудить значение этого числа, потому что и число шесть, и число семь, повторяющиеся в законе [Моисея], всегда используются в мистическом смысле. Потому что в шесть дней сотворил Господь небо и землю, а в день седьмой почил от дел своих (Исх. 20:11) ; (Евр. 4:10) . И еще здесь: не войдут в покой Мой (Евр. 4:5) . Итак, семерка здесь означает состояние настоящего века. Поэтому апостол, думается, рассылает это послание не только семи церквам или тому миру, в котором он тогда жил, но передает его всем будущим векам вплоть до уничтожения мира. Поэтому он употребил самое священное число и упомянул Асию , что переводится как вознесенная или шествующая , обозначая, конечно, небесное отечество, которое мы называем кафолической Церковью, вознесенною Господом и всегда шествующею к высшему. Продвигаясь вперед духовными упражнениями, она непрерывно вожделеет небесного.

Здесь явлено то таинство числа семь, на которое указывается везде. Здесь вводятся семь духов , которые есть один и тот же Дух, то есть Дух Святой, единый в имени, но проявляющийся в семи силах, невидимый и бестелесный, образ Которого невозможно созерцать. Число Его семи сил открыл великий Исаия, говоря: дух премудрости и разума , так что через разум и премудрость научает, что Он – творец всех вещей; дух совета и крепости , который задумывает и творит; дух ведения и благочестия , который благочестиво содержит творение исполнением того, что Он знает, и стремится к исполнению всегда милосердно; дух страха Господня , даром которого страх Господень является разумным тварям. Таково священное описание Духа, Которому надлежит служить. Это описание содержит в себе, скорее, невыразимую хвалу и не указывает на образ природы.

Трактат на Откровение.

Экумений

И от семи духов, находящихся пред престолом Его

А семь духов суть семь ангелов; не как равночестные или совечные они приобщены к Пресвятой Троице – отнюдь нет! – но как близкие служители и верные рабы. Ибо говорит пророк Богу, что все служит Тебе (Пс 118:91) ; а во всеобщее входят и ангелы. И еще в одном месте он говорит о них: благословите Господа, все воинства Его, служители Его, исполняющие волю Его (Пс 102:21) . Составляя первое письмо Тимофею, этим образом воспользовался апостол: Пред Богом и Господом Иисусом Христом и избранными ангелами (1 Тим 5:21) . Очевидно, сказав [семь духов], находящихся перед престолом Его , Иоанн еще раз дал свидетельство об их чине насельников и служителей [Божиих], но не о равночестности.

Читается Откровение Иоанна Богослова.

Сегодня пятница первой седмицы Великого поста, и мы с вами, как и договаривались, в будние дни великопостного периода читаем и размышляем над последней (согласно оглавлению) книгой Нового Завета - Апокалипсисом святого Иоанна Богослова. Напомню: это связано с тем, что в будние дни Великого поста не читаются отрывки из Нового Завета.

В прошлый раз мы остановились на 4-м стихе 1-й главы, то есть успели прочитать еще не очень много. Это связано с тем, что мы много внимания уделили рассуждению об имени Божием. В прошлый раз мы посвятили всю беседу теме откровения имени Божиего в Ветхом Завете. «Эхъе ашер эхъе» по-еврейски означает «Я буду Таким, Каким Я буду». Яхве - это другая форма имени, открытая Моисею, которая переводится как «Присутствующий» или «Он присутствует». Это связано с тем, что Господь, отвечая на вопрос Моисея о Его имени, сохраняет Свою независимость, трансцендентность. Он обещает Моисею, что будет с ним и с народом, но Каким именно Он будет - не говорит. Когда переводили с еврейского языка на греческий, то передали это понятие как «Сущий, подлинно Существующий, абсолютно Существующий». Эта мысль тоже справедлива по отношению к Богу, но она немного искажает тот смысл, который был изначально вложен в еврейский текст, описывающий явление Бога Моисею.

В Апокалипсисе как раз присутствует это название Бога: Который есть и был и грядет. О Боге часто говорилось, что Он есть, был и будет. Причем такое понятие было как в иудейской среде, так и в языческой, где так говорили про особо важных богов. В некоторых источниках даже встречается такой образец: «Зевс был, Зевс есть и Зевс будет». Мы знаем, что так иногда говорили и про знаменитых, авторитетных людей. Здесь есть важный момент: Который есть и был и грядет, то есть идет, а не просто «будет». Вроде бы, смысл похож, но не совсем. Дело в том, что когда мы говорим, что Бог был, есть и будет, мы имеем в виду, что Бог всегда присутствует: Он всегда был в прошлом, есть в настоящем и будет в будущем, при этом Он независим от мира, вечен в Своей независимости, трансцендентности. А когда мы говорим грядет, это означает, что Бог придет в этот мир, это свидетельствует о Его связи с этим миром: о том, что, сотворив этот мир, Бог не забыл о нем, Он руководит историей этого мира. В конце концов Он придет в этот мир и свершится то, о чем повествует Апокалипсис: Царство Небесное реализуется на земле. «Да будет воля Божия как на небе, так и на земле», - так говорим мы с вами в молитве Господней.

Слово грядет важно, так как говорит о том, что Бог вместе со Своим народом, в данном случае с христианами, которым в то время было очень тяжело. Апокалипсис был написан спустя некоторое время после начала политических гонений на христиан именно за то, что они были христианами. Это было при императоре Домициане в 90-х годах I века. Конечно, христиане нуждались в утешении, в надеждена то, что Бог не просто существует где-то независимо, а придет к ним на помощь, победит их врагов и даст самим христианам праздновать победу вместе со Христом.

Буквально одна фраза Который есть и был и грядет, но мы говорим о ней достаточно много времени, поскольку в этом определении Бога заключена огромная глубина и смысл. А также это говорит о том, что Апокалипсис - чрезвычайно богатая образами и смыслом книга.

1:4. <…> Который есть и был и грядет, и от семи духов, находящихся перед престолом Его,

1:5. и от Иисуса Христа, Который есть свидетель верный, первенец из мертвых и владыка царей земных.

Здесь упоминается Сам Бог, на третьем месте Иисус Христос, а в середине семь духов, находящихся перед престолом Его (Небесного Бога). По этому поводу есть разные толкования, и одно из них говорит о том, что семь духов - метафорическое наименование Духа Святого. Когда Иоанн Богослов писал книгу Откровение, еще не было сформулированного богословия, в том числе Троического об Отце, Сыне и Святом Духе. Эта формулировка в законченном виде появилась несколько позднее, когда уже проводились Вселенские Соборы, на которых все это и обсуждалось. Как в посланиях апостола Павла, так и у Иоанна Богослова мы видим, что когда автор говорит о Троице, об Иисусе Христе и об отношении Иисуса Христа к Богу Отцу, это может быть выражено в достаточно свободной форме, в авторском, творческом осмыслении. Здесь Дух Святой действительно мог метафорически называться семью духами, поскольку цифра семь играет большую роль в Библии вообще и в Апокалипсисе в частности: семь является числом полноты. Бог сотворил мир за шесть дней, и седьмой день, когда Бог пребывает в покое, продолжается до сих пор, то есть семь дней - число существования мира в его полноте. Также есть другая версия, согласно которой семь духов - это полнота служебных духов, которые служат перед Престолом Небесного Владыки. Обе версии имеют право на существование.

На третьем месте - Иисус Христос. Для нас это нетрадиционно, обычно мы говорим: Отец, Сын, Святой Дух. Если считать, что семь духов - это метафорическое изображение Духа Святого, то получается, что сначала Отец, потом Дух Святой, потом Иисус Христос. Повторю, что связано это с тем, что еще не было общепринятых формул, которыми бы обозначалась Святая Троица и выражалась Троическая терминология. Поэтому само место могло быть изменено: Иисус Христос вместо традиционного второго места стоит на третьем после этих семи духов.

Об Иисусе Христе говорится в 5-м стихе, что Он есть свидетель верный, первенец из мертвых и владыка царей земных. Слово свидетель (по-гречески «martis») часто употребляется по отношению ко Христу, потому что Он свидетельствовал о Боге, о том, что Бог есть Любовь, и всей Своей жизнью показал это, отдав Свою жизнь за людей. Также свидетелями назывались и верные христиане. Это понятие чрезвычайно важно для Апокалипсиса, мы не раз столкнемся с этим словом. Свидетель - это тот, кто свидетельствует о любви Христовой и о том, что он готов быть верным Христу даже до смерти. Эта верность часто предполагала мученичество, страдание. Слово «martis» иногда просто транслитерировали, как в латинском языке (и тогда «martis» превращался в «martir»), либо просто переводили по внешнему признаку: раз свидетелей часто мучили и убивали, значит они мученики, поэтому у нас слово «martis» часто переводили как «мученик». Мы должны помнить, что главное в этом свидетельстве само свидетельство - стойкость, верность Христу. Она может заканчиваться мученичеством, а может не заканчиваться, главное, чтобы человек оставался верным свидетелем.

Напоминаю о необходимости для нас с вами ежедневно читать слово Божие, потому что в нем заключена великая отрада, утешение и наставление. Храни вас всех Господь!

Иерей Михаил Ромадов

1:1 чему надлежит быть вскоре. См. 22,6.7.10.12.20. Духовная война происходит на всем протяжении земного бытия Церкви. "Последние дни", возвещенные пророчествами Ветхого Завета, открылись с воскресением Христа (Деян. 2,16.17). Время ожидания минуло, Бог вводит человечество в заключительную фазу его духовного становления. Именно в этом смысле нынешние дни являются "последним временем" (1 Ин. 2,18).

1:2 свидетельство Иисуса Христа. Т.е. Евангелие Иисуса Христа, Влагая Весть о Его воскресении. Само Откровение есть послание, назначение которого - укрепить христианское свидетельство. Откровение обладает полнотой Божественного авторитета и подлинностью (22,20.6.16; 19,10).

1:3 Блажен читающий и слушающие. В Откровении не только изрекаются слова осуждения неверующим, но и благословения верующим (14,13; 16,15; 19,9; 20,6; 22,7.14).

слова пророчества сего. См. 22,7-10,18.19. Как и ветхозаветные пророчества, Откровение сочетает видения будущего с увещаниями верующих. Пророчество - это особая богодухновенная форма раскрытия движущей силы истории, соединяющей все разрозненные события в единую картину причинно-следственных связей.

соблюдающие. Т.е. исполняющие. Благословение приходит не к слушателям, но к исполнителям услышанного.

1:4-5 Приветствие, характерное для жанра посланий.

Семи церквам. См. 1,11; 2,1 - 3,22. В книге Откровение важную роль играет число семь (см. Введение; Содержание), символизирующее завершенность (Быт. 2,2.3). Выбор семи церквей не только выражает эту тему, но и указывает на более широкое содержание послания, а именно, что оно обращено ко всем церквам.

Асии. Асия (Азия) - провинция Римской империи, охватывающая запад нынешней Турции.

Который есть и был и грядет. Это выражение тождественно имени Божию в книге Исход 3,14-22. См. ком. к 1,8.

от семи духов. Святой Дух описывается в терминах семеричной полноты (4,5; Зах. 4,2.6). Источником благодати и мира является Троица: Бог Отец ("Который есть"), Сын (1,5) и Дух (ср. 1 Пет. 1,1.2; 2 Кор. 13,14).

1:5 свидетель верный. См. ком. к 1,2.

первенец. См. ком. к 1,18.

владыка. См. ком. к 4,1-5,14.

1:5-8 Иоанн воздает славу Богу в форме, имеющей сходство с началом большинства посланий апостола Павла. Темы владычества Божия, искупления и Второго пришествия Христа освещаются на всем протяжении книги Откровение.

омывшему нас. В оригинале: "избавившему нас". См. ком. к 5,1-14.

1:6 Поклонение Богу и прославление Его - основная тема Откровения. Прославление Бога является неотъемлемой частью духовной борьбы.

соделавшему нас царями и священниками. Святые услаждаются законом Божиим и как священники имеют непосредственный доступ к Богу (Евр. 10,19-22; 1 Пет. 2,5-9). В будущем они будут царствовать с Ним (2,26.27; 3,21; 5,10; 20,4.6). Все народы отныне разделяют священнические преимущества, дарованные Израилю (Исх. 19,6). Цели искупления, прообразом которого был исход из Египта, и цели, ради которых человеку была дарована власть над творением, исполняются во Христе (5,9.10).

Тема священнического служения и общения с Богом соединяется в Откровении с образом храма (см. ком. к 4,1 - 5,14).

1:8 Альфа и Омега. Первая и последняя буквы греческого алфавита. Бог есть Начинатель и Завершитель творения. Он - Господь прошлого, настоящего и будущего, на что указывает выражение "есть и был и грядет" (см. ком. к 4,1 - 5,14). Его державная власть над творением служит залогом исполнения поставленных Им целей (Рим. 8,18-25).

Который... грядет. Имеется в виду Второе пришествие Христа как завершающий этап замысла Божия.

1:9 соучастник... в терпении. Призыв проявлять терпение и хранить верность повторяется на протяжении всего Откровения (2,2.3.13.19; 3,10; 6,11; 13,10; 14,12; 16,15; 18,4; 22,7.11.14). Увещевание раздается среди преследований и искушений (см. Введение: Время и обстоятельства написания).

Патмос. Небольшой остров, расположенный у западного побережья Малой Азии.

1:10 был в духе. Дух Божий сообщает Иоанну видения и открывает перспективу истории человечества в ее духовном аспекте.

в день воскресный. В оригинале: "день Господень", т.е. день, когда христиане молитвенно вспоминают воскресение Христа. Воскресение предвосхищает окончательную Божию победу (19,1-10).

1:11 церквам. См. ком. к 1,4.

1:12-20 Христос является перед Иоанном в неизмеримой славе (ср. 21,22-24). Выражение "подобный Сыну Человеческому" отсылает к книге Даниила (7,13). Повествование 1,12-16 напоминает видения пророков Даниила (7,9.10; 10,5.6) и Иезекииля (1,25-28), но оно имеет сходство и со многими другими ветхозаветными явлениями Бога. Видение показывает Христа в образе Судии и Владыки - в первую очередь над церквами (1,20 - 3,22), а также над всей вселенной (1,17.18; 2,27). Его Божественное достоинство, власть и победа над смертью служат залогом окончательной победы в конце истории человечества (1,17.18; 17,14; 19,11-16). Это видение Бога Вседержителя, Чья власть осуществляется через Христа, является основополагающим в книге Откровение.

Светильники символизируют церкви как носительниц света или свидетельства (1,20; Мф. 5,14-16). Христос шествует в окружении церквей как Господь и Пастырь, подобно тому, как облако славы Божией снизошло и пребывало в скинии и в храме, где находились светильники (Исх. 25,31-40; 3 Цар. 7,49). Свет, как одно из свойств Бога (1 Ин. 1,5), находит свое наивысшее проявление во Христе (Ин. 1,4.5; 8,12; 9,5; Деян. 26,13); он также различными путями отражается в Его творении: в пламенении ангелов (10,1; Иез. 1,13), в естественном свете (21,23; Быт. 1,3), в светильниках храма, в церквах и в каждом человеке (Мф. 5,14.15). Таким образом, Господь показывает, на каком фоне происходит завершение творения вселенной (Еф. 1,10; Кол. 1,16.17). Поскольку все творение содержится Христом (Кол. 1,17), тринитарные образы в 1,12-20 и 4,1 - 5,14 закладывают основание для всего Откровения. И как сущность Троицы глубоко таинственна, так и образы Откровения неисследимо глубоки.

1:15 шум вод многих. См. ком. к 1,10.

1:16 Меч. См. 19,15; Евр. 4,12; Ис. 11,4.

как солнце. См. 21,22-25; Ис. 60,1-3.19.20.

1:17 Я есмь Первый и Последний. То же, что "Альфа и Омега" (1,8 и ком.; 2,8; 22,13; Ис.41,4; 44,6; 48,12).

1:18 живый. Иначе: живущий. Воскресение Христа и Его новая жизнь обусловливают новую жизнь Его народа (2,8; 5,9.10; 20,4.5) и обновление всего творения (22,1).

имею ключи... смерти. Эти слова предвосхищают 20,14.

1:19 Этот стих, вероятно, указывает на разделение содержания Откровения по времени на прошлое (1,12-16), настоящее (2,1 - 3,22) и будущее (4,1 - 22,5). Однако такое разделение весьма относительно, поскольку некоторые фрагменты содержания каждой части относятся ко всем трем периодам.

1:20 Ангелы. "Ангел" означает "вестник". В Слове Божием оно может относиться к людям, особенно пастырям церквей, или к ангелам как духовным сущностям. Видная роль, отводимая ангелам в Откровении, побуждает думать, что здесь имеются в виду именно ангелы как служебные духи (22,6; Дан. 10,10-21).