Продай имение твое и раздай нищим. Продавайте имения ваши и давайте милостыню. Вопросы для связи с жизнью

Накоплению, превращению в «имение», «собственность» поддаются физические объекты, а из чувств – обиды, ненависть, да весь негатив. Любовь не засолишь впрок. Ненависть же – запросто. Содрал скальп с врага и созерцаешь, созерцаешь тихими вечерами… Не можешь убить жену (боишься!) – убил оленя, рога над камином – и успокаиваешься, успокаиваешься… Вот они, мол, где рога у меня! Соперник поднялся выше по служебной лестнице? А вот мы джакузи заведём, он пусть от зависти сохнет, а мы будем отмокать, отмокать…

Конечно, в идеале над камином должна висеть отрезанная голова соперника, и душу лучше успокаивает не бульканье воды в джакузи, а хриплые стоны собрата по человеческому роду, которому взяли пальчики в тисочке и закручиваешь, закручиваешь… Но – благоразумие! Пока ещё Уголовный кодекс не запрещает приобретать имение, благоразумнее – имение. Тем более, что соперник, если только он не твоё дитё, может тисочки перехватить, и что тогда будет?! Да и дети имеют гнусную манеру вырастать и превращаться во взрослых и сильных как раз тогда, когда начинает шалить сердце наше бессердечное.

А тут Иисус с поучениями…

"Раздай имение"... Легко сказать! "Не иметь, а быть", - красиво, но ведь в жизни "быть" и "иметь" переплетены. Невозможно "иметь" без "быть", но и "быть" без "иметь" не слишком весело. Человек не рождён для противопоставления "иметь" и "быть". Не случайно глагол "иметь" во многих языках входил в конструкции, обозначающие свойства жизни, бытия. Собственно, Иисуса спросили, "что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную?" - и Иисус не отбрёхивается про то, что "иметь" - неправильное мироощущение, а подхватывает: "иметь сокровище на небесах". (Какой-нибудь пошляк от христианства сказал бы: "Не иметь сокровище на небесах, а быть сокровищем на небесах!", как говорят "не знать о Боге, а знать Бога" - и краснеют от наслаждения своим остроумием). Когда раздавать, когда не раздавать? Традиционный ответ христианской этики носит, скорее, дохристианский, стоический характер: нужно ориентироваться на своё внутреннее состояние. Вот этому конкретному юноше Иисус дал такой совет, ибо увидел, что этот юноша - должен раздать. Но это ведь додумывание - в Евангелии такого не сказано. Просто сказано, что юноша был богат, а что он был жадный, не сказано отнюдь. Иисус читает в сердцах, но не копается в сердцах. Он добрее многих христиан и в этом отношении. Не всегда нужно глядеть внутрь человека, чтобы решать вопрос "иметь или не иметь" - только так может звучать "быть или не быть", ибо "не быть" человеку не дано, даже после смерти, а "не иметь" человеку дано. Иногда нужно поглядеть вокруг. В богатом мире нормально быть богатым, в бедном - нет. В мирном обществе, в относительно здоровом, правовом обществе нормально иметь, а в обществе каннибальском, милитаристском, бандитском - ненормально. И дело не том, как твоё богатство аукнется для окружающим, а в том, чем оно обернётся для тебя. Машина нуждается в дороге. Если живёшь в мире без дорог, придётся покупать танк. В России так и делают богачи - ездят в машинах-внедорожниках, которые похожи на комбинацию автобуса с бронетранспортёром. Но тогда ты не богач, тогда ты танкист.

Речь идет не столько о богатстве, сколько о вещах. Вещи часто оттягивают на себя человека. Редкий литератор умеет одинаково глубоко чувствовать и вещи, и душу (умел Гоголь). Внимание к вещам и умение найти в вещах интересный поворот темы, - признак обращенности во вутрь сознания, интровертности. И «антикварность», «археологичность» сознания не делают, конечно, человека бесчеловечным, но ослабляют нашу способность видеть выше вещей, чувствовать нерв человека. Трудно служить двум господам – антиквару и Богу. Приходится выбирать, приходится ограничивать. И поэтому духовный рост, как и физиологическое взросление, всегда есть рост от вещей к человеку, точнее – от вещей к Небу.

31.1.2003

"Раздай имение" - это ведь обычно понимается как освобождение от имения, от житейского печения и варения. Да это не человек освобождается, а имение! Не богатство портит человека, а человек портит то, чем владеет. "На волю, всех на волю!"

24.1.2002

У Мф. нет одного словечка, которое есть у Мк. 10, 21: "пойди, все, что имеешь, продай и раздай нищим". Все! Николай Кузанский создал учение о единстве противоположной, иллюстрируя его образом круга с бесконечно большим радиусом. У такого круга окружность превращается в прямую, а центр оказывается частью окружности. Уверен, что епископ вовсе не сидел, напряженно думая, пока не додумался до невообразимого: круг в виде прямой линии. Он сперва поглядел на прямую и увидел в прямой круг, только очень расплющенный, а потом уже подвел под это философию. Сент-Экзюпери в "Маленьком принце" рассказывает, как он увидел в контуре шляпы -- удава, проглотившего кролика. И многие евангельские призывы - это круг в виде линии (единственное средство освободить и удавов, и кроликов!). Самый загадочный призыв -- "раздай все" -- в этом смысле есть просто просьба заплатить за проезд. Бесплатно прочно не бывает. Потом из этого вырастет капитализм, который платит там, где дворянин принимает почесть, а Даниил Заточник выпрашивает пособие.

18.7.2001

Кузнецова (2000, с. 181) отмечает, в апокрифическом евангелии от евреев Иисус отвечает иначе: "Как можешь ты говорить, что исполнил Закон? ... много братьев твоих... умирают с голоду, твой же дом полон добра, и ничего из того не переходит к ним".

Вот и вся разница между следованием за Христом и следованием за голосом собственной совести. Небольшая разница. Она не всегда обнаруживается, как правило, можно идти за совестью - и попадешь ко Христу. И все-таки: тяга к совершенству вовсе не есть заморочка гностиков или изысканных интеллектуалов. И пьяный бомж хочет быть совершенным, только совершенство он понимает по-своему. Конечно, встает вопрос: а где он, Христос-то ваш? В социалисты пойти - мимо, в консерваторы пойти - мимо, а он-то где? То-то и оно, что Христос там, где Христос. Если бы можно было определить Христа в какой-то системе координат, где о Христе не говорилось бы, то веры не было бы нужно, Дух Божий мог бы дышать спокойно где-нибудь в вышине. Казалось бы, сам Иисус сказал, что тот, кто накормил голодного, накормил Его. Так что, Христос там, где кормят голодных? Если бы это было так, то были бы оправданы все те, кто создавал и создает системы, поощряющие постоянное существование голодных, заключенных, сирот. Христос не стоит столбом, Он переходит с места на места, как в поисках прозревающих, так и в стремлении спастись от фанатеющих.

23.5.2001

Московская дума обсуждает запрет на громкую автомобильную сигнализацию. Некая автолюбительница против, бранит человека, предлагающего ставить сигнализацию тихую: "Если сам он в состоянии поставить на свою машину дорогую, "молчаливую" сигнализацию, то остальные этого сделать не могут просто по финансовым соображениям" (Комсомольская правда, 22.3.2001). У меня автомобиля нет именно потому, что покупать дешевый означает не только себя отдавать в кабалу ремонтникам, но и других порабощать себе. И ведь так во всем: экономят на окружающих, лишь бы себе было хорошо. Суета даже не ради богатства, а ради карикатуры на богатство, карикатуры, от которой больше рабства, чем свободы (настоящее-то богатство освобождает, что уж греха таить, пусть и не от всего). Вера в дешевку - дешевая вера. Когда Иисус предлагает раздать имение - это ведь Он предлагает раздать дешевку (а что для Богочеловека не дешевка?), чтобы получить взамен качественный продукт. Правда, не видимым образом. А что, нет счастья, коли подаренное лично мне Царство Божие другим глаза не колет? Все время нищета -- не духовная нищета, а нищета пошлости, скудости, трусости и лени - идет рука об руку с завистью. И от такой нищеты иначе как раздаванием не избавиться.

В воскресенье 15 декабря в храмах Русской Православной Церкви звучит рассказ о том, как ко Христу подошел юноша и спросил, как сейчас бы выразились, в чем смысл жизни. Поскольку юноша был воспитан на Библии, а не на философии, он сказал: "Что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?" Действительно, прежде чем искать смысл жизни, надо найти жизнь, - а что-то внутри нас подсказывает, что жизнь только тогда действительно заслуживает своего названия, когда она вечная во всех возможных смыслах. Если жизнь - вечная, то в ней уже вполне достаточно смысла. Христос сперва посоветовал юноше быть просто порядочным человеком (соблюдать заповеди, говоря языком Библии). Юноша растерянно ответил, что он и так никаких заповедей не нарушает (так ответили бы Христу и девять из десяти жителей любой страны и любого века, - все считают себя "порядочными"). И вот тогда Иисус сказал очень странную вещь: "Все, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах, и приходи, следуй за Мною" (Лк 18, 22). Вновь и вновь мы удивляемся: почему, с точки зрения Христа, деньги угрожают духовности? Да вот ведь юноша - "опечалился", значит, оказался скуповат и трусоват, больше надеялся на деньги, чем на волю Божию. А сколько людей в такой ситуации и не подумали бы печалиться, а просто, весело хмыкая, потрепали бы Господа по плечу, поглядели бы на Него с жалостью, как на недоумка, сунули бы сотню на восстановление храма Христа Спасителя, и пошли бы "жить как все". Деньги - действительно сатанинская выдумка: есть они - мы пыжимся, нет их - мы плачемся. И выход тут один: учиться не только зарабатывать, но и раздавать, учиться вере в то, что даже смерть от голода и холода не разлучит нас с Богом.

Господь советует раздать имение - чтобы в нас не узнавали граждан Царства Небесного, очень богатых и очень влиятельных. Христианин в мерседесе - такой же парадокс как дворник в линкольне. Но встречается христианин-в-мерседесе значительно чаще.

Двое слепых, исцелённых Иисусом, пошли за Ним. Идти за собой Иисус просит и богатого юношу. Выходит, богатство вроде слепоты? Да, богатый человек зорче бедного - богатый человек лучше знает многое о мире и о людях, даже если богатство неправедное. Богатый человек подобен тому, кто поднялся на высокую гору - дальше видно (как и человеку со властью, деньги - вид власти). Только вот проблема: самого себя альпинист видит не лучше, а хуже. Он ведь на вершине стоит, укутанный в тёплые одежды, он устал, он взбудоражен, он не совсем в себе. Подняться на гору - выйти из себя, и к горе золота или власти это тоже относится. Трагедия слепоты физической тоже ведь не в том, что человек не видит окружающих, а прежде всего в том, что он не видит собственного тела. Человек оказывается для самого себя в "мёртвой зоне". В этом кошмар книги императора Марка Аврелия, где он "говорил сам с собой". Он словно видит лишь себя как человек, императорское не видит - но это именно показатель не того, что он сумел расстаться с наносным, с богатством и властью, а показатель того, что он не увидел себя, каким он был - человек, посылающим на смерть других, глухого к другим, не видящего далее императорского жезла. Такие душещипательные разговоры мог бы и Гитлер написать, но он предпочитал рисовать сентиментальные акварельки. Разумеется, не обязательно быть владельцем империи или завода, чтобы страдать дальнозоркостью богатства. Кому и серебряное ситечко - богатство, так что весь мир будет в дырочках. Определить, ослеплён я богатством или нет, очень просто. Из слов Иисуса "раздай нищим" и "следуй за мной" - какие нас больше озадачивают? Если мы начинаем размышлять про "раздай нищим", то мы богачи и слепы к Иисусу, не видим Его. Не видим бедного Бога, не видим распятого, не видим воскресшего. Другого богатства нет и не будет - богатство видеть одного-единственного человека, которого физически уже давно не видно, которого спокойно мучают богословы и политики, иерархи и мистики. Самого распятия не видят, потому что слишком вглядываются в изображение распятия, в страдающее лицо. А "следовать за Иисусом" означает, как и во времена Моисея, видеть Бога со спины, видеть вдалеке, часто - далеко впереди, так что чувствуешь себя оставленным и брошенным, и не слышишь, что Он там говорит... Видеть через "цивилизацию", через "культуру", через сомнения и веру, видеть Иисуса, как прозревший слепец видел людей - словно дерево ходит... Но всё-таки видеть - то есть, двигаться по жизни, как двигается прозревший слепой - означает, что больше непонятного вокруг становится. И для прозревшего слепого, и для разорившегося богача, и для уверовавшего в Иисуса. Новое всегда непонятно, и страшно, и удивительное, и прекрасно, и чтобы не споткнуться о впервые увиденный корень, чтобы правильно обратиться к впервые увиденному (хотя давно знакомому) человеку и нужно всего-то - следовать за невидимым Христом.

Богач, видимо, получил своё богатство по наследству, коли не решился его раздать (так ведь и сказано, что он "юноша"). Кто сам сделал своё богатство, знает, что можно раздать деньги, но нельзя раздать талант делать деньги. Может, следующая попытка будет не столь удачной, может, наоборот, но главная собственность человека - он сам. Со своим "я" расстаться труднее, чем с любыми деньгами. А нужно - недаром Господь вновь и вновь повторяет: "погуби свою душу", "расстанься с семьей, домом" - возьми крест и иди за Мной.

Что в нашем "я" делает его годным только на раздачу? Именно то, что эгоизм побуждает нас не раздавать себя, а обирать других. Есть в нас и другое "я", которое обнаруживается только, когда мы раздадим свой эгоизм. Это "я" - образ Божий в нас. "Никто не благ, кроме Бога", - говорит Спаситель, но ведь в каждом образ Божий, в каждом и благость. Только глубоко-глубоко...

Надо освободиться от собственности, чтобы стать собственностью - собственностью Божьей. "Достояние", - так в церковнославянских текстах обозначают это состояние. "Раб Божий" о том же, ведь раб - всего лишь собственность. "Народ Божий" - о том. Быть Божьим народом означает умереть для любого другого народа, для любой другой национальности. Вообще перестать быть частью какого-либо народа.

Чтобы стать учёным, надо расстаться со всеми школьными представлениями о науке. Чтобы стать психологом, нужно расстаться с обывательскими представлениями о психологии. Полузнание мешает знанию больше, чем невежество.

То же в духовной жизни. Чтобы стать верующим, нужно расстаться с суевериями. Чтобы надеяться на Бога, нужно расстаться с надеждами на людей (и на деньги). Чтобы полюбить, нужно расстаться с полулюбовью, которая любит условно, любит своё. Иначе... Как на границе холодного и тёплого воздуха возникают бури, так возникают бури там, где любовь к Богу соседствует с любовью к себе. Где сталкивается наша воля и Божья, там возникает ненависть и к себе, и к Богу, и к людям. Мы каменеем и цепенеем, превращаемся в бесчувственные статуи, изображающие святых. Перестать быть статуей, ожить - для этого и нужно стать собственностью Божьей. Мы оживаем, когда понимаем, что другой человек - живой, а не марионетка, наша или Божия, не школьная доска, а - живой.

Проповедь 1400

"Совершенство", "вечная жизнь" - противоположность богатой жизни. Чем же плоха богатая жизнь? Богатство - отличная штука постольку, поскольку на него можно купить всё, что нужно, и опасная штука, поскольку на него нельзя купить того, что нужно. Можно купить покой, нельзя купить мир. Можно купить спасение, нельзя купить творчество.

Можно, можно купить спасение - не индульгенцию фиктивную, а добротное религиозное спасение со всеми необходимыми процедурами и сертификатами от религиозных институтов. Это не будет спасение какого-то второго сорта, с послаблениями для богатого клиента - напротив, богачу предложат первосортное спасение, которого не решатся предложить бедняку - будет искушение-с...

Впрочем, спасение мало кого интересует, потому что, если человек ещё не почувствовал, что гибнет, ему наплевать на спасение, а если почувствовал - у него обычно нет сил спасаться. Этим-то гибель и гибельна. Вот покой интересует всех.

Покой - не простое отсутствие беспокойств. Более того, беспокойства входят в рецептуру идеального покоя как соль в хлебную. Покой - насыщенное, активное состояние, не болото, а фонтан в жару. Покой - удовлетворение всех основных потребностей человека (не основные можно и подождать удовлетворять - чтобы не стало скучно). Замечательно в русском языке "покой" - это одновременно и синоним мира, и обозначение главной комнаты, дома. Мой дом - мой покой. Тут я защищён от непогоды, от врагов, от голода и жажды.

"Покой", однако, приобретает весьма неприятное значение, если к нему прибавляется "вечный". Конечно, во время панихиды не до того, но на спокойную голову кто не согласится с капитаном Стормфильдом: не может быть ничего хуже вечного покоя, вечного воспевания Творца, вечного наслаждения вечностью.

Не покой принёс Иисус на землю, а мир. Настоящий мир, полноценный мир, окончательный мир, при котором не нужно ни от кого защищаться - а покой есть состояние абсолютной защищённости. Между самым лучшем покоем и самым плохим миром такая же разница как между каменным мешком и пляжем. Вечная жизнь есть вечный мир - вечное развитие (всякое иное развитие - не развитие, а кудряшка на барашке), вечная новизна, вечная жажда - не от недостатка воды, а от избытка жизни.

Конечно, в идеале было бы совместить покой с миром, но это невозможно по определению. Нельзя совместить защищённость с любовью, необходимость со свободой, скафандр с сексом. Можно снять скафандр. Это и есть "раздай имение своё".

Нищие тут - элемент случайный. Если когда-нибудь исчезнет нищета, можно кроликам раздать или богачам. Во всяком случае, раздавать нищим надо осторожно - опыт революций показал, что с миру по нитке - голому рубашка, а с одетого рубашка на нитки - миру одни неприятности. Важно не кому, а что раздать. Раздать покой, защищённость, стабильность, - всё то, что является жизнью здесь, на земле. Скорлупу раздать. Упаковку распаковать. Иногда - тело умертвить. И всё это - не механически, а посоветовавшись с тем же Иисусом, потому что Иисус не попка-дурак и не говорит всем одно и то же.

Ученики - не богатые люди, они средний класс своего времени. Почему же из проповеди Иисуса против богатства ученики выводят, что никто не может спастись?

Потому что ученики знают историю и умеют вычислить окончание ряда "шесть-пять-четыре…". История Израиля начинается с запрета человеческих жертвоприношений. Сын или не сын - это не слишком важная по тогдашним временам подробность. Важно, что три тысячи лет назад человек мог быть собственностью человека и принесение этой собственности в дар Богу - через убийство, а как ещё; неживое ломаем, живое убиваем - было проявлением самопожертвования. Моя ведь собственность, от себя отрываю.

Бог не повелевает Аврааму отказаться от жертв - Бог показывает Аврааму (не объясняя!), что один человек не может быть собственностью другого человека. Раздай людей, которых считаешь частью себя, своей собственностью, своим продолжением. Раздай их им самим. Пусть Исаак будет не собственностью Авраама, а собственностью Исаака.

Через полторы тысячи лет Бог разрушает Храм. Руками язычников, но было бы странно разрушать Храм руками избранного народа. Храм и его жертвы (не человеческие, к счастью) - проявление богатства Израиля. Богатства материального и богатства духовного, от которого Израиль уделяет Богу положенную часть. Бог предупреждал - "раздай богатство". Оторви зад от духовных сокровищ и делись со всеми. Не подействовало, напротив, ещё крепче уселись? Бог вышибает Храм из-под сидельцев.

Призыв раздать богатство ни в малейшей степени не есть забота о нищих. Никогда и никого такая раздача не обогащала, опыт же большевизма учит: просто раздать - выйдет смертоубийство и обнищание хуже прежнего. Сокровища Храма не обогатили римлян. От крушения Израиля окружающие народы не стали ближе к Богу.

"Раздай богатство" есть забота о раздающем. Может (будем надеяться - точнее, будем стараться) быть общество без бедных, но и в этом обществе будет нужда в освобождении от богатства. Человек стал взрослым, самостоятельным, "сам сделал себя" - не через наследство, не через грабёж, а через воображение, ум, старание с терпением, в общем, средний класс - это первый класс! Во всяком случае, ничего лучше не предвидится. Хороший класс, но всё же всего лишь класс - то есть часть людей, обособленная, заботащаяся прежде всего о себе. Апостолы верно почуяли: Иисус говорит о богатстве любого человека, крепко стоящего на ногах. Он предлагает крылья, но прежде хочет ампутировать ноги. Почему? А что мы делаем этими своими крепкими ногами? Да пинаемся! Современный средний класс точно так же доходит до войны, как когда-то скотоводы и крестьяне. Ради своей безопасности, ради защиты своего благополучия мы применяем насилие и смерть. Только три тысячи лет назад воевали с соседней деревней, две тысячи лет с соседним городом, а теперь на другой континент посылаем войска для самозащиты. Тут и конец нашей добродетели, тут мы и разрушаем то, что построили.

Такая самозащита через агрессию всегда иррациональна. Она есть попытка защититься вовсе не от агрессии человека, а от смерти, от агрессии небытия. Мы с таким трудом делаем карьеру, строим дом, обретаем профессию, и на самом пике вдруг - болезнь, старость, дряхлость и так далее. Точнее, далее как раз - ни-че-го. Богатство наше остаётся, достижения наши остаются, а мы-то сами - тю-тю… Выдержим ли мы проверку слабостью, выдержим ли мы, когда смерть отберёт наши богатства?

Иисус часто сравнивали с Сократом: оба-де проповедники нравственного совершенства, оба призывали собирать сокровища духа. Да, но Сократ не призывал раздавать богатство, он полагал необходимым дополнить материальное духовным. Смерть Сократа - свидетельство бессилия духа. Если за духовное убивают, если духовное не побеждает смерть, то пошло оно лесом. Если Иисус только умер - аналогично. "Следуй за Мною" - следуй за Мною в воскресение. Если Иисус не воскресал, то и следовать за Ним не следует. В могилу всякий и без христианства попадёт. Поэтому вместе с рассказом о "раздай богатство" читают символ веры апостола Павла - о том, что мы веруем не в то, что Иисус Мессия, а в то, что Иисус воскрес и что Его воскресение не вещь-в-себе, а вещь-в-нас. Богатство - это всё, что мешает вере в воскресение. Вот почему всполошились - совершенно правильно - апостолы. Они ещё не знали о воскресении, но они уже видели Иисуса и понимали, что жизни с Христом мешают не нули после цифр в банковском счёте, а само существование у тебя банковского счёта. Твёрдо стоящий на ногах летать не может!

Позвольте, но как же тогда?! - повторим мы за апостолами. А вот никак, - ответит Иисус, как ответил апостолам. Никак нельзя служить Богу и банку, и не надо отбрёхиваться, что, мол, банк служит нам. Мы беспокоимся о благополучии банка, не наоборот, и это относится ко всему материальному - оно о нашем существовании даже не подозревает, а вот мы готовы бессмертную душу подложить под материальное благополучие, лишь бы не шаталось.

К счастью, наше христианство проверяется лишь в критические моменты. К несчастью, этих критических моментов больше, чем дней в году. Будь богатым, но в кризис - кризис для верующего в воскресение повод отдать, а не прикупить. Будь богатым, если получится соединить богатство с отсутствием гнева, гордыни, агрессивности. Будь богатым, не уходи в монахи или в хиппи, но пусть твоё богатство будет меньше твоей веры и твоего Бога. Если вера не велика - сбрось балласт, если велика - ну, тогда сбрасывать будет, скорее всего, нечего. Потому что идти за Христом означает делать богатым не себя, а мир, не тащить к себе всё блестящее, а защигать искры в серой обыденности тоски и уныния. Жить в Царстве Небесном означает раздавать окружающим богатства небесные, чтобы всё как у всех - тщательно, добросовестно, творчески - но чтобы всё ещё и светилось так, как светится пещера Воскресения. Следовать за Воскресшим означает идти туда, где человек не только протоплазма, нуждающаяся в защите, крыше, еде. Человек - это ходячая радость для нас, ходячее удовольствие и радость. Вера в Воскресение, следование за Воскресшим и есть освобождение из гроба ненависти, где всё просчитывается исходя из смертности, расставание с накоплениями цинизма, самоуверенности, высокомерия, в общем, - с возможным, слишком возможным, даже непременным - и раскрытие себя для того Невозможного, которое одно и составляет суть человека.

ГДЕ БОГ, ТАМ И НЕБО

Лк. 18, 22 «Услышав это, Иисус сказал ему: еще одного недостает тебе: все, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах, и приходи, следуй за Мною».

(По проповеди в воскресенье 14.12.2015 №2165).

Иисус перечисляет заповеди и вдруг резко останавливается - нету десятой-то, про «не пожелай». На самом деле, она просто переформулирована позитивно - «раздай». Потому что нет ничего в этом мире «моего» - всё чужое! Ничего-то «своего» у нас нету, а главное - мы сами не свои. В этом трагедия греха. Душа - дыра, и эту дыру мы пытаемся засыпать вещами.

За православным богослужением как предисловие к этому рассказу читается призыв апостола Павла о том, что верующий сражается не с материальным, а с «духами злобы поднебесной» (Еф. 6, 12). Злоба, конечно, не делится на «небесную» и «поднебесную», как хотелось бы. Если злоба - то уже поднебесная, свергнутая с высоты. Не «земная» - злоба всегда беспочвенна. Ненависть не на земле живёт, а в пустоте озлобленного сердца. Поэтому и «раздай» - чтобы от пустоты свалки подняться к наполненности неба. От расталкивающей окружающей переполненности высокомерием и страхом, эгоизмом и жадностью - к невидимой свободе.

«Раздай имение» - далеко не отрицательное дело, не просто вернуть по описи всё взятое и гулять. Раздать имение - это означает получить сокровище небесное, а это груз. Лёгкий, но объёмный. Это даже вдвоём или втроём не отнести, это лишь всем человечеством.

Сокровище неба - Сам Бог, и в Нём любые земные сокровища-свершения как пылинки в луче солнечного света. Только этот Свет может заполнить нашу пустоту так, что можно будет не бояться упасть. Не от каждого Господь требует сделать пустоту абсолютной - да и от этого «начальствующего», кажется, требовал вовсе не того, что буквально прозвучало, а чтобы перестал быть начальником. Ведь без имущества - какой начальник? Власть и собственность едины в мире пустоты. А в мире Божием другое единство - Начальник жизни раздаёт и раздаёт, и нам нужно лишь приветствовать исходящие от него события, мысли, чувства и, главное, встречи с далёкими, чтобы дальние во тьме стали близкими в свете Божием.

Эпизод с богатым юношей (Мф.19,16-30; Мк.10,17-31; Лк.18,18-30) является ключевым для понимания евангельского отношения к богатству. Благодаря поразительной психологичности происшедшего, яркости высказываний Спасителя, глубине внутреннего смысла эпизод с богатым юношей оставляет неизгладимый след в душе каждого, кто хоть однажды его прочитал. В версии Матфея эпизод выглядит так:

«И вот некто подошед сказал Ему: Учитель Благий ! что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную? Он же сказал ему: что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог. Если же хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди. Говорит Ему: какие ? Иисус же сказал: не убивай; не прелюбодействуй; не кради; не лжесвидетельствуй;почитай отца и мать; и люби ближнего твоего, как самого себя. Юноша говорит Ему: все это сохранил я от юности моей; чего еще не достает мне? Иисус сказал ему: если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною. Услышав слово сие, юноша отошел с печалью, потому что у него было большое имение. Иисус же сказал ученикам Своим: истинно говорю вам, что трудно богатому войти в Царство Небесное; и еще говорю вам: удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие. Услышавши это, ученики Его весьма изумились и сказали: так кто же может спастись? А Иисус воззрев сказал им: человекам это невозможно, Богу же все возможно » (Мф.19,16-26).

Именно на этом эпизоде очень наглядно выявляется разница между имущественными концепциями Климента Александрийского и св. Иоанна Златоуста. Толкование Климента приведено в его сочинении «Кто из богатых спасется?». Там Климент утверждает, что слова Христа богатому юноше «все, что имеешь, продай и раздай нищим » понимать буквально нельзя: Христос имел в виду не внешний отказ от имения, а внутреннее отвержение той власти, которую имеет богатство над людьми. Климент пишет: «Продай имение твое . Но что значит это? Не это повелевает Господь, о чем некоторые слишком поспешно думают, что наличное свое имущество он должен был разбросать и со своими богатствами расстаться; нет, он должен только (ложные) мнения относительно богатства из своей души выкинуть, алчность и жажду их, беспокоиться о них перестать, устранить со своего пути это терния жизни, заглушающие собой семена Слова». По Клименту , Господь требует не отказа от собственности, а отвержение страсти любостяжания. Этим противопоставлениемвнешнего внутреннему у Климента и объясняется вся коллизия: юноша «отошел с печалью » не из-за плененности богатством, а потому, что не владел александрийской экзегезой: «Так как богатый и преданный исполнению закона юноша собственного смысла слов Господа не понял, а равным образом и того, как один и тот же человек в одно и то же время может быть и бедным и богатым, располагать внешними благами и неиметь их, может пользоваться миром и не пользоваться, то отошел он от Господа печальным и разбитым».

Златоуст толкует эпизод иначе.Согласно повествованию Матфея юноша утверждает, что исполнил все заповеди закона, включая «люби ближнего твоего, как самого себя ». Комментируя именно это место Златоуст удивительно метко замечает: "юноша сам себя обличил в пустом самодовольстве: ведь если он жил в таком изобилии, а других, находившихся в бедности, презирал, то как же он мог сказать, что возлюбил ближнего?" /VII:262/. Этим, собственно, все сказано. Суть эпизода, по Златоусту, в том, что юноша не исполнил заповеди любви к ближнему. И Господь его тут же в этом обличает. «Если хочешь быть совершенным » - первый удар любящей руки: Христос отрицает, что юноша уже достиг совершенства; а юноша в самом деле так думал – ведь он исполнил все заповеди и самодовольно вопрошал «чего еще недостает мне?» . «Пойди, продай имение твое и раздай нищим » - второй удар-указание: юноша ясно понял, какую заповедь не исполнил, поскольку тут же почувствовал, что любит не ближних , а свое богатство, причем настолько, что не может с ним расстаться, и он «отошел с печалью ». Оказывается совет раздать все имение является частным случаем заповеди любви к ближнему ! Кто, обладая богатством, его не раздал, тот ближнего не любит. А можно ли «иметь жизнь вечную» не стяжав любви? Апостолы поняли эту мысль Спасителя и ужаснулись: «так кто же может спастись? » . Христос отвечает, что отдать все (и значит – спастись) можно только при наличии крепкой веры в Бога.

Евангельская логика в златоустовом толковании проступает совершенно ясно: кто не любит ближнего как самого себя, тому вход в Царство Небесное закрыт; но «раздай все нищим » - лишь конкретное выражение этой общей заповеди любви применительно к имущественным отношениям. Отсюда понятно, что не выполнивших эту конкретную заповедь, в Царстве Божием не ждут.

Инструкция

Если вы хотите заработать крупную сумму денег, то можете попробовать это сделать с помощью современных технологий и благодаря вечной жажде наших граждан купить . К вашим услугам несколько вариантов современного ведения бизнеса на основе принципа «купи- ». Здесь вы должны запомнить главное правило – ищите такие места, где вещи и продукты продаются дешево, чтобы потом продать их по более высокой цене.

Если первые переговоры прошли успешно, вы обо всем договорились и начали , то это не время расслабляться. Теперь основная задача - контроль за конечными продажами в регионе. Через несколько месяцев продажи вашей продукции станут стабильными, и тогда нужно будет задуматься о дальнейшем их развитии.

Видео по теме

В настоящее время КНР является страной, которая развивается стремительными темпами. И недалек тот час, когда Китай захватит все экономическое пространство мира. Так почему же не присоединиться к этой развивающейся стране и не начать самостоятельный бизнес в Китае ?

Вам понадобится

  • - загранпаспорт,
  • - виза,
  • - бизнес-идея,
  • - знакомые в Китае.

Инструкция

Китай – страна, в которой имеются огромные возможности для начала собственного а. Ведь она является крупнейшим в мире поставщиком сырья и готовой продукции во все страны мира. Именно поэтому в настоящее время становится выгодным собственного бизнес а в Китае . Однако как это сделать? Попробуем разобраться.1. Бизнес-идея. Это самый первый шаг, который вам необходимо предпринять, начиная свой бизнес в Китае . Чем бы вы хотели ? Рентабельным ли будет ваше предприятие? Несомненно, одной из самых развитых и постоянно растущих отраслей в КНР является . Именно поэтому на этот вид предпринимательской деятельности следует делать упор. Торговать можно всем чем угодно, главное, чтобы вы нашли то, что вам по душе.

2. Поиск бизнес -партнеров в Китае . Это очень важный шаг при открытии бизнес а за . Без знакомых и связей в стране вам будет очень сложно наладить свое дело. Но где искать партнера или помощника? Сегодня есть два пути: сарафанное радио или знакомые знакомых, которые подскажут вам, куда обратиться, товар и как арендовать или купить помещение под офис. Второй путь – сеть интернет. Это самый лучший и в тоже время самый опасный способ поиска партнера, так как велика вероятность обмана. Китайского партнера или помощника лучше всего искать в китайском интернете (www. …cn). В рунете также очень много предложений по сотрудничеству. Здесь важным условием станет наличие сайта на китайском у компании-партнера, так как мошенничество в сети интернет в КНР регулируется законом и вероятность обмана снижается вдвое.

3. Оформление документации. Для того, чтобы оформить деятельность в КНР, вам понадобится, во-первых, загранпаспорт и многоразовая виза на год или более. Оформить предприятие можно на вашего знакомого китайца. Так вы избежите проблем с китайскими законами и волокитой с документами. Если вы все же решили оформить бизнес на себя, то здесь вам нужно обратиться в консульство России в Китае . Там вам помогут с документами.

4. Выучите китайский язык, так как даже если ваш бизнес и ваши помощники будут владеть русским языком, знания китайского помогут вам избежать неприятных ситуаций все с тем же обманом. В Китае переводчики и помощники в развитии бизнес а довольно часто на переговорах договариваются с поставщиками об одной сумме, а клиенту (т.е. Вам) говорят завышенную. Здесь стоит быть очень внимательным.

5. Поиск потенциальных клиентов. Если вы все же решили торговать чем-то из Китая, то вам стоит позаботиться о ваших клиентах. Сегодня поиск клиентов также происходит через сеть интернет, либо через менеджеров по работе с клиентами. Лучше всего нанять менеджера в России. Так вы будете экономить на связи.

Бывает так, что вам необходимо перепродать товар и сделать это в кратчайшие сроки и с наименьшими потерями. Что же делать в этом случае, особенно если вы не специализируетесь на оптовых поставках товар а?

Инструкция

Проверьте целостность всех бирок и этикеток на товар е, а также целостность упаковки. Проверьте, есть ли у товар а все необходимые сертификаты, подтверждающие его качество и безопасность.

Ни в коем случае не афишируйте тот факт, что вы занимаетесь перепродажей товар а (особенно если вы его закупаете на ближайшем ). Вместе с тем всегда следите за тем, чтобы в соседних магазинах или торговых точках не было такого же товар а, как и у вас и по более низким ценам или в расширенном ассортименте.

Выставляйте тот товар , который необходимо продать в первую очередь в центре главной витрины или расположите его в максимальной доступности о потенциального покупателя на центральной стойке.

Если вы работаете не в магазине с фиксированными ценами или являетесь его владельцем, то при малейшей заинтересованности покупателя в товар е, который необходимо срочно перепродать, снизьте цену или пообещайте приличную скидку или какой-либо недорогой сопутствующий товар . Но не снижайте цену более, чем на 25%, иначе покупатель заподозрит неладное.

В том случае, если вы решили перепродать товар , минуя магазин (или если вы не имеете отношения к ), обратитесь сначала к вашим друзьям, родственникам или коллегам с предложением купить у вас хороший товар по выгодной цене. Если же вашим близким такой товар не нужен, подайте в одну из газет, пользующихся наибольшим спросом, объявление с кратким, но емким его описанием. Избегайте при составлении объявления эмоционально окрашенных слов.

Договоритесь с владельцами торговых точек на рынке о товар а, предварительно узнав средние цены на него у других торговцев. Обратите внимание на то, что нередко перепродажей товар а в розницу могут заниматься, в лучшем случае, начинающие предприниматели, в худшем - случайные люди, которые не всегда находятся в ладу с или наркотиками. Поэтому прежде чем предложить товар тому или иному торговцу, обратите внимание на ассортимент товар а, расположение торговой точки, пообщайтесь с соседями продавца.

Когда спрос превышает предложение, продавцы-одиночки и небольшие фирмы становятся уязвимыми и рискуют вылететь с рынка из-за недостатка оборотных средств. Чтобы не допустить необходимости расплачиваться с поставщиками за еще не проданный товар, надо придумать особую схему продаж.

Инструкция

Создайте сеть клиентов. Это может быть клиентская база с контактными данными. Вы должны иметь возможность быстро связаться со всеми потенциальными покупателями. Они должны знать вас и благосклонно относиться к предложениям. Для связи могут использоваться торговые агенты, менеджеры, работающие на или электронные почтовые рассылки. Для сбора базы используйте бесплатные мероприятия, на которых клиенты заполняют анкету, чтобы получить важную информацию. Предупреждайте, что будете периодически контачить, но делайте это только по теме, которой заинтересовался человек.

Возьмите товар на реализацию. Договоритесь с поставщиком, что вернете непроданный товар. Вы не можете гарантировать, что все люди, попавшие в список предзаказа, оплатят покупку. Поэтому необходима договоренность с поставщиком. На переговорах сообщите, что работаете с постоянными клиентами, и товар не залежится где-то на складе: все решится в течение ближайших дней.

Сделайте клиентам конкретное предложение. Сообщите, что количество товара ограничено и сроки оплаты возможны только в указанный промежуток времени. Можете добавить к покупке приятную мелочевку, чтобы поощрить клиентов к немедленному решению. Подумайте о величине прибыли и сделайте покупателям доставку, особую упаковку или подарок.

Верните поставщику непроданные экземпляры. Делайте все быстро. Не задерживайте товар на складе.

Полезный совет

Все больше людей отдают предпочтение здоровому питанию. Свежая рыба - один из наиболее ценных продуктов в правильном рационе. Однако найти качественную продукцию сегодня не всегда возможно. Грамотно организованная торговля рыбой будет востребована и приносить стабильный доход.

Вам понадобится

  • - стартовый капитал;
  • - оборудование;
  • - помещение

Инструкция

Проведите маркетинговое исследование, направленное на выявление вашей целевой клиентуры. Если поблизости находятся студенческие общежития и дома с молодыми семьями, целесообразно открывать отдел с копченой, сушеной рыбой и закусками к пиву. А в районе фешенебельных домов и элитных новостроек наверняка будет востребован магазин с охлажденными морепродуктами и живой рыбой ценных пород.

Приобретите специальное оборудование: для вашего бизнеса данная расходов будет самой существенной. Чтобы торговать свежей охлажденной рыбой вам понадобятся прилавки с металлическим покрытием, на которые вы будете выкладывать колотый лед. Для продажи живой рыбы и элитных морепродуктов необходима аквариумная установка, в которой поддерживается специальная микросреда. О таком оборудовании следует вести речь, если у вас четко отлажена система логистики с поставщиками, которые вовремя смогут снабжать вас свежими товарами. Для замороженной рыбы необходимы холодильные установки, в которых будет поддерживаться определенная температура и обеспечиваться достаточный для покупателей.

Правильная выкладка способна увеличить продажи рыбы на 30%. Дорогие сорта рыбы необходимо сразу разделать на стейки и филе. Охлажденные морепродукты лучше очистить от неприятных для покупательского взора . Вокруг можете разложить декоративные листья и дольки лимона: так продукция будет выглядеть более . Замороженные товары постарайтесь разместить так, чтобы четко просматривался сорт и состояние рыбы. Из брюшек, плавников и других обрезков сделайте наборы для ухи, расложив их в красивые контейнеры.

Для торговли копченой и соленой рыбой необходимы закрытые прилавки с системой охлаждения и подсветкой. Как правило, такие продукты выглядят достаточно аппетитно, однако специфический запах может раздражать некоторых покупателей. Позаботьтесь о наличии плотной упаковки, в которую вы будете заворачивать выбранный товар.

Обратите внимание

Согласно требованиям Роспотребнадзора, масса ледяной глазури на мороженой рыбе должна составлять не более 5% от веса нетто. Контролируйте данный показатель.

Полезный совет

Покупатели далеко не всегда представляют, как готовить тот или иной сорт рыбы. Сделайте бесплатные буклеты с кулинарными рецептами и разложите их рядом с прилавками.

Многие сегодня планируют открытие малого торгового бизнеса . Создание собственного магазина для продажи интересных вещей выглядит как действительно идеальный план. Как же с успехом можно открыть данное предприятие?

А было так:
мне двадцать лет,
и ни копейки денег нет
на сигареты и на пиво.
Мне говорит мой друг Шапиро:
«А ты пойди продай скелет».
И я пошёл в мединститут,
не из корысти – для науки.
Скелет! Как много в этом звуке!..
Глядишь – и денежку дадут.

Мне тут же сделали рентген.
Сказала старая зануда:
«Разденьтесь!»
Я спросил: «Докуда?»
Она сказала: «До колен».
Какой-то член-корреспондент,
весьма возможно – патанатом,
присел к столу, шурша халатом,
и записал: «Еврей, студент».
Одним движением руки,
привычным, знающим и добрым,
прошёлся весело по рёбрам
и перещупал позвонки,
потом сказал, скрипя пером:
«От вас, студентов, нету спасу.
Скелет хорош. Идите в кассу,
скажите – мы его берём».
Мне дали семьдесят рублей
(семьсот – в масштабе старых денег).
Кассир – угрюмый неврастеник –
свой сейф открыл, как мавзолей.
С лицом, просящим кирпича
(чуть подойди – не жди поблажки!),
достал казённые бумажки
с любимым ликом Ильича
и, сожаленья не тая,
сказал, что надо расписаться
в конце длиннейшего абзаца:

«Даю подписку в том, что я,

сего числа, сию минуту
передаю мединституту
права на собственный скелет.
И если я, такой-сякой,
вдруг ненароком врежу дуба,
то должен тут же в виде трупа
явиться к ним в приём. покой,
иначе оный институт
для возмещения урона
меня по строгости закона,
как должника, отдаст под суд.
А там уже, как ни крути,
считай, студент, что песня спета –
за укрывательство скелета
дают от года до пяти…»

Я расписался – чик-чирик! –
без шума, крика и оваций,
и семь хрустящих ассигнаций
кассир мне выдал в тот же миг.
Пусть это вас не поразит –
я их без лишней канители
растратил ровно в три недели,
как говорится – sic transit.
И лишь в душе остался след –
что вот, мол, дескать, денег ради
взял подарил чужому дяде
свой замечательный скелет.
Уж так мне, видно, суждено –
томиться думою одною:
пока я жив – скелет со мною,
а после жизни – всё равно.
Студент,
емеля,
пустослов,
не оробею и не струшу.
Вон некто Фауст продал душу.
Скелет! Подумаешь – делов!..

Я вырос. Волею судеб
работал старшим инженером
и в мире, сумрачном и сером,
сам добывал насущный хлеб.
Женился, вырастил детей,
писал стихи – и тут же прятал.
Была любовь, была зарплата,
живи – каких ещё страстей?..
Но так устроен человек:
я бросил дом, друзей, привычки
и двинул к чёрту на кулички
искать вчерашний белый снег.
Нашёл ли, нет – вопрос иной.
Чужая жизнь – не с неба манна.
Зато прописан постоянно
в Чикаго, штата Иллиной.

Но вдруг…
Однажды…
Как-то раз…
Такие случаи нечасты,
из них писатели-фантасты
в два счёта стряпают рассказ.
Так вот, однажды,
до конца
вкусивший бремя трудовое,
иду домой и вижу – двое
стоят у моего крыльца.
Ну всё, я думаю, капут,
мне это дело выйдет боком,
ещё ограбят ненароком,
а не ограбят – изобьют.
Хотя – чего с меня возьмёшь?
Хожу, как местные славяне –
два рваных доллара в кармане,
штаны, цена которым – грош.
Вокруг, понятно, ни души,
а тут – здоровых два амбала.
Теперь, судьба, пиши пропало!
Но если хочешь – не пиши.
В душе играет мелкий бес –
пройду, как будто не замечу…

Один из них идёт навстречу
и говорит мне: «Мистер С.?»
Гляжу – второй заходит в тыл.
Стою, догадкою влекомый –
мне чем-то лица их знакомы,
а чем – не помню, позабыл.
Перебираю всё подряд,
в мозгу каких-то мыслей сгустки,
а эти двое мне по-русски:
«Да ты не бойся!» – говорят.

И тут я вспомнил!
Идиот,
болван в неведенье дурацком!..
Таких в России «двое в штатском»
прозвал насмешливый народ.
Жандармы, звери, стукачи –
я избегал их, как проказы.
И тут орудуют, заразы,
поди их, серых, отличи!

Я говорю им:
«Господа,
чего мне, в сущности, бояться?
Я не желаю с вами знаться,
идите знаете куда?..»
«Такие, значит, пироги, –
они ко мне подходят близко. –
У нас тут есть твоя расписка,
пора выплачивать долги.
И не шуми – напрасный труд».
«Долги? Позвольте! Что такое?»
Хочу уйти,
а эти двое
мне шагу сделать не дают.
Тут в двух шагах моя семья,
друзья,
Америка,
Чикаго…
«Забыл? Напомним. Вот бумага:

«Даю подписку в том, что я,
такой-сякой, студент, атлет,
сего числа, сию минуту
передаю мединституту
права на собственный скелет…»

Меня прошиб холодный пот,
и я шепчу им еле-еле:
«Вы что, ребята, в самом деле?
И нет у вас других забот?
Скелет! Да я – в другой стране!
Да вы…
Когда всё это было?..»
А двое топчутся уныло
и растолковывают мне,
что да, другие времена,
но там у них, в стране Советов,
нехватка, видишь ли, скелетов,
не только мяса и зерна,
и мой скелет, хоть сердцу мил,
хоть через тридцать лет без года,
есть достояние народа,
который строит новый мир.
Я обманул родной народ
и, не имея чувства долга,
уехал, видимо, надолго,
но этот номер не пройдёт.
Страна другая? Ну и что ж!
Стал гражданином и поэтом?
Их отрядили за скелетом –
вынь безо всяких и положь!..
«Шутить изволите, отцы?»
«Нам, – отвечают, – не до шуток».
А вид у них зловещ и жуток,
пришьют, не глядя, и – концы.
Я говорю им, сам не свой,
судьбу прикидывая грубо:
«Сперва я должен врезать дуба!
А я, как видите, живой».

Живой!.. Но верится с трудом,
что это им создаст помеху.

«Нам, – говорят они, – не к спеху.
Живи! Не бойся – подождём!..»

Хотел сказать: «Бери вас чёрт!» –
они растаяли, как тени,
два мелких служащих артели,
где я поставлен на учёт.
Я всё обегал, их ища,
и память вновь воображала
двух славных рыцарей кинжала
и – скажем образно – плаща.
Как их выносит род людской?..

Пришёл, уткнулся в телевизор,
но был до косточек пронизан
нездешней, прежнею тоской.
Что это было? Тихий бред,
болезнь,
усталость,
непогода?
О, достояние народа –
мой бедный маленький скелет!..
Герои горьких повестей,
живём волнуемся и плачем,
а наш скелет уже оплачен,
расписка в сейфе – жди гостей!..

С тех пор в меня вселился яд,
на сердце муторно и мутно,
и на себе ежеминутно
я ощущаю чей-то взгляд…

Когда пробьёт мой смертный час,
я знаю – двое с партбилетом
придут немедля за скелетом,
чтоб честно выполнить приказ.
Уложат в ящик и – на Русь!
И самолёт Аэрофлота
туда домчит меня в два счёта!..

Так я на родину вернусь.

Потом учебный кабинет
мединститута, что по праву
подаст прошение Минздраву,
получит высохший скелет.
И кто-то на моих костях –
какой-нибудь научный слепень –
напишет труд, получит степень,
об этом скажут в новостях.
Полны дерзаний молодых,
врачи, студенты-обормоты
придут сдавать по мне зачёты
и будут сыпаться на них.
И некий двоечник Столбов,
большой знаток кости берцовой,
своей сокурснице Скворцовой
предложит сердце и любовь.
И будет им по двадцать лет,
и будут юмор и сатира,
но тут придёт их друг Шапиро
сказать, что в лавке пива нет…

Рассказ о богатом юноше (см.: Мф. 19: 16–29; Мк. 10: 17–30; Лк. 18: 18–27) – точнее было бы юношу назвать «вопрошающим», поскольку евангелисты рисуют его образ по-разному, – один из самых загадочных в Евангелии.

Загадочен он потому, что личность этого человека и мотив его вопроса, обращенного к Спасителю, оставляет поле для интерпретаций. Потому, что ответ Господа поверг в трепет учеников и, если быть честными, не совсем понятен и большинству из нас, «учеников» XXI века, ибо не прожит нами во всей полноте. И еще – потому, что дальнейшая судьба «юноши», его последующее самоопределение по отношению ко Христу – неизвестны. Ведь с другими евангельскими персонажами всё проще: есть апостолы – есть Иуда – есть фарисеи и Пилат – есть более широкий круг «учеников», из них некоторые в определенный момент «отошли от Иисуса и уже не ходили с Ним» (Ин. 6: 66) – есть обратившиеся впоследствии «братья» Его – есть толпа, которая сегодня кричит: «Осанна!» – а завтра: «Распни Его!».

А человек, задавший Христу самый в жизни, получил ответ и теперь не знает, что с ним делать…

Остался ли он на всю жизнь в этой нерешительности? Или запоздало последовал совету и пошел искать Того, Кто сказал: «Раздай всё и следуй за Мной»? Нашел ли он Его? Увидел ли при жизни? Или через годы влился в христианскую общину, обливаясь слезами раскаяния и тоски по Тому, Кого больше никогда не «узнает по плоти» (2 Кор. 5: 16)?

Ответ на эти вопросы – есть. Но узнает его каждый индивидуально, в сокровенной тайне, и передать этот ответ другому невозможно. Я узна ю его тогда, когда пойму: «юноша» – это я, и ответ зависит от того, что я сам сделаю с обращенными ко мне словами моего Бога.

Последуем же туда, где Христос разговаривает с вопрошающим… вместе с евангелистом Марком.

Это неправда, что юноша не знает , чего ему недостает. Но он боится услышать это от Другого

Пылкий юноша падает на колени перед Иисусом, когда Тот уже собирается уходить (см.: Мк. 10: 17). Юноша знает, что сейчас услышит самое главное в своей жизни и что второго шанса не будет. Годами смутный, но мучительный вопрос бродил в его душе, а теперь, при виде Учителя, он вдруг вспыхивает с невероятной остротой и силой. И юноша понимает: он всю жизнь сам себя обманывал. Это неправда, что он не знает , чего ему недостает (ср.: 10: 20). Но он боится услышать это от Другого. Пока Его голос звучал лишь в глубоком сердце, в совести – можно было спрятаться, как некогда Адам в раю (см.: Быт. 3: 10). Но теперь… Услышать – нестерпимо, а промолчать, чтобы не слышать, – более невозможно…

И юноша выпаливает: Учитель благий! Что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?!

Это обращение – «Учитель благий!» – взывает о милости. «Смилуйся надо мной, Господи, не давай ответа, который я уже знаю; или Сам сделай что-то с моим страхом, с моей нерешительностью; помоги моему недоверию (ведь страх – это недоверие)».

Но Учителя не обманешь, вернее – Он Сам не станет обманывать.

Что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог . Моя благость не сможет избавить тебя от необходимости сделать выбор: это то, что Богу невозможно, – ибо Он этого и не хочет, – а возможно только человеку (ср.: Мк. 10: 27).

– Но помоги мне хоть чем-то! Дай рецепт! Скажи Сам мое «да» вместо меня! Дай мне заповеди, правила, за которые я смогу уцепиться!..

– Хорошо, раз ты хочешь рецептов, Я скажу то, что ты и так знаешь наизусть. Ты ведь сам знаешь заповеди: «не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, не обижай, почитай отца твоего и мать» . Так делай – и будешь вполне приличным, хорошим, уважаемым всеми человеком.

– Но Учитель ! Все это я и так сохранил от юности моей .

Юноша не хочет быть приличным, он не хочет быть респектабельным, хотя, вероятно, именно таким его учили быть благопочтенные родители. (Для чего же еще они вкалывали целыми сутками, собирая сыну ?) В молодости хочется предельной правды, истины без компромиссов – «жить не по лжи». А – то, что не может не привлечь Иисуса. Его взгляд ищет в толпе – человека. Который готов отправиться на поиск и пойти в нем до конца, который готов жить , а не «хоронить своих мертвецов» (Мф. 8: 22).

Иисус взглянул на юношу. Встретился с ним взглядом. Проник в его сердечную глубину. И полюбил (Мк. 10: 21).

Иисус любит всегда, но когда Его Любовь встречается с чьим-то ответным взглядом, жаждущим любви, то Любовь эта вспыхивает в сердце самого человека. И начинает жечь его (ср.: Иер. 20: 9) до тех пор, пока человек не даст простор ей, пока не перестанет «удерживать».

Одного тебе не достает: пойди, все, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи, последуй за Мною, взяв крест.

«Одного тебе недостает для того, чтобы Жизнь воссияла в тебе и чтобы заповеди, о которых ты думаешь, что исчерпал их, ты исполнил действительно: всё, что ты считал своим, – отдай другим. Деньги, интересы, таланты, мысли и заботы».

Иисус не говорит: отдай – и останешься ни с чем. Он говорит: отдай – и перестанешь за это цепляться. А сокровище не уйдет от тебя. Оно будет ждать тебя на небесах, если здесь, на земле, ты выберешь крест . Если полюбишь Меня настолько, чтобы идти, «куда бы Я ни пошел» (ср.: Мф. 8: 19; Откр. 14: 4), то увидишь, что небеса с их сокровищами находятся в твоем сердце . Ведь небесные сокровища – это Моя любовь, и она наполняет сердце каждого, кто пошел за Мной. Кто согласился быть со Мной на Моей Голгофе – тот увидит Воскресение своей души.

Он же, смутившись от сего слова, отошел с печалью, потому что у него было большое имение.

Возможно, читатель с облегчением вздыхает: слава Богу, это ведь не я отошел от Господа, а тот юноша

Возможно, читатель с облегчением вздыхает: слава Богу, это ведь не я отошел, а он; слава Тебе, Господи, что я не такой, как этот юноша, ведь я хожу в храм, причащаюсь, молюсь Тебе, а может, даже пророчествую, изгоняю бесов и многие чудеса творю именем Твоим (ср.: Мф. 7: 22).

Нет. Посмотрев вокруг, Иисус не увидел ни одного человека, готового сделать то, о чем Он просил богатого юношу, и говорит ученикам своим: «Как трудно имеющим богатство войти в Царствие Божие!»

Это контрольный выстрел. И ученики сражены. Они ужаснулись от слов Его , потому что вдруг осознали, что зов Христа обращен к каждому из них с такой же радикальностью, как и к юноше. Как тяжела любовь Твоя, Господи. «Спаси меня, но только не сейчас!» (блаженный Августин). Дай мне еще пожить с моим богатством.

Но – «до ревности любит Дух, живущий в нас» (Иак. 4: 5), «не отступит от тебя, пока не сокрушит или кости твои, или сердце твое» (Ерм , святой. Пастырь). Иисус снова и снова обращает к тем, кто согласились быть Его учениками, свой зов:

Дети , поймите, что только узким путем можно войти в Царство. Посмотрите на змей: они сбрасывают кожи, когда те становятся слишком заскорузлыми, а «мы меняем души, не тела» (Н. Гумилев), – душа должна «обновиться, яко орля», стать юной, сильной и прекрасной, как юноша, но для этого надо сбросить приросшую к ней кожаную ризу греха, малодушия, привязанности к своему «я» – главному сокровищу. Как трудно надеющимся на богатство войти в Царствие Божие!

До этого момента сами апостолы не осознавали, чего потребует от них ученичество в школе Христа. И теперь чрезвычайно изумлялись и говорили между собою: кто же может спастись?

Иисус , опять воззрев на них , – словно желая сказать взглядом больше, чем словами, – говорит: человекам это невозможно, но не Богу, ибо все возможно Богу .

“Все возможно Богу” – вот самое радикальное из когда-либо сказанного Христом

Вот самое радикальное из когда-либо сказанного Христом. Попробуйте исполнить заповеди – и вы увидите, что это вам невозможно. Когда дошел до этой точки, крепись: избавление близко, но придет, когда не ожидаешь. А каким оно будет – увидишь сам, когда поймешь, что стоит за словами: всё возможно Богу.

Сейчас ты только читаешь о том, как это произошло с кем-то другим. С апостолами, со святыми. Потому что ты еще не раздал, что имеешь, и не пошел «в землю, которую Я укажу тебе» (Быт. 12: 1), без всяких карт, планов и гарантий. Ты сошел с дистанции там же, где богатый юноша.

Но Бог поистине может «сдвинуть тот камень», каким является твое сердце, камень с двери гроба, и вывести оттуда твою душу от смерти в жизнь (Ин. 5: 24).

(Продолжение следует.)