Брак, христом благословенный. Бог задумывал брак на всю жизнь Бог бракосочетания

Самые невероятные в мире - секс, ритуалы, обычаи Талалай Станислав

Бракосочетание с богами

Бракосочетание с богами

Бракосочетания богов с простыми смертными были довольно распространенным явлением в некоторых районах Индии. Это были официальные бракосочетания девушек с такими могущественными богами, как Шива ли Кришна.

Такую брачную церемонию обычно организовывали для девочки, когда ей исполнялось семь или восемь лет.

Вот как описывал ее один путешественник в 1909 году, побывавший в Южном Траванкоре:

«Все церемонии, связанные с бракосочетанием, исполняет священник.

Во время обряда девочка обычно сидела в подвенечном платье в храме перед божеством, теперь своим женихом. После завершения торжественного ритуала она объявлялась супругой бога. Затем ее отвозили в дом родителей, где праздник продолжался. Он ни в чем не отличался от обычных свадеб и продолжался около трех дней».

После этого супругу отвозили в храм, гдe ей предстояло служить богу до конца ее дней. Девочку обычно лишал девственности либо священник храма, либо какой-нибудь важный и знатный член общины. Девочку обучали особым эротическим танцам, и она становилась храмовой проституткой, удовлетворяющей сексуальные потребности священно-служителей и прихожан.

Если в результате такой связи рождались дети, они оставались в храме с матерью. Они помогали ей убирать храм, а также принимали участие в различных религиозных церемониях. Девочки, выходившие замуж за богов, становились храмовыми проститутками не по своей воле.

Их передавали в храм родители, которые считали такой брак для себя большой честью и выражали надежду, что за это бог наградит их желанным сыном. В некоторых храмах было так много проституток, постоянно соблазняющих прихожан, что они скорее напоминали собой настоящие бордели, чем место для поклонения богам.

Паломники даже не раз жаловались что девушки мешают им молиться. Подобная сексуальная деятельность девушек в храмах считалась вполне нормальным, приемлемым «бизнесом». Местные власти даже облагали их налогом.

В 1927 году, по статистическим данным, в штате Мадрас, насчитывавшем 4 миллиона жителей, активно действовали не менее 200000 проституток. Но в начале 1930-х годов храмовая проституция была в некоторых индийских штатах запрещена.

В настоящее время в стране не существует официальной храмовой проституции, хотя некоторые авторы все же утверждают, что она сохранилась в отдаленных районах Индии.

Бракосочетания с богами были известны и на Гаити. Они происходили только в особых случаях, когда пригожая, привлекательная женщина становилась настолько сексуально возбудимой, что ее считали временно попавшей во власть бога Вооду, который таким образом демонстрировал свое намерение взять ее в жены.

Тогда церемония бракосочетания проходила в храме под руководством воодуистского священника. Божество вызывали, чтобы он овладел женщиной и стал таким образом ее мужем. Это была официальная брачная церемония с воодуистским богом, которого олицетворял какой-нибудь мужчина.

Как говорят, после такой странной брачной церемонии эта разнузданная, похотливая женщина немедленно успокаивалась и примерно вела себя.

Из книги Майя. Быт, религия, культура автора Уитлок Ральф

Из книги Нацизм и культура [Идеология и культура национал-социализма автора Моссе Джордж

Герман Пауль Бракосочетание, мораль и собственность Возвращаюсь опять к вопросу о генеалогии. Установить ее возможно только в случае единобрачия – моногамии, как основы создания семьи. Отсюда же проистекает и выявление четко различимых наследственных биологических

Из книги Спираль Русской Цивилизации. Исторические параллели и реинкарнация политиков. Политическое завещание Ленина автора Хельга Ольга

Сыграем в шахматы с богами?! Известный американский астролог Якоб Шварц уверяет: «Астрологи – не боги, они только играют в шахматы с богами». С этим трудно не согласиться, если вспомнить, что под богами древние понимали планеты! Еще бы: рождение и смерть, жизненный путь,

Из книги Самые невероятные в мире - секс, ритуалы, обычаи автора Талалай Станислав

Бракосочетание с деревом Конечно, довольно странно и необычно, если мужчина женится на дереве, но, увы, такие браки на самом деле случаются. По сути дела, подобный своеобразный брак может устранить многие проблемы. Например, у индусов Пенджаба есть обычай, в соответствии с

Из книги Мальта без вранья автора Баскина Ада

Бракосочетание с призраком Куда более невероятным, чем бракосочетание с неодушевленным предметом, кажется бракосочетание с мертвецом. Тем не менее такие поразительные браки все еше практикуются некоторыми китайцами, и их называют бракосочетаниями с привидениями, или

Из книги автора

Бракосочетание эмбрионов Многие люди считают само собой разумеющимся, если обряд бракосочетания проводится между взрослыми партнерами, мужчиной и женщиной, людьми, способными поддерживать нормальные сексуальные отношения. Но так было отнюдь не всегда.У некоторых

Из книги автора

Бракосочетание – Быстрее, быстрее, а то в церковь опоздаем, – торопит меня Леона, моя студентка.– А что, церковные ворота запирают во время венчания?– Нет, но просто будет много народу, мы за спинами не увидим церемонию.На подступах к храму я вижу пеструю толпу. Именно

Во всех религиях существует такое понятие, как "божественный брачный союз".

На вершине зиккурата, в Жигуну, происходило божественное бракосочетание. Можно только догадываться, каким образом оно совершалось, рассматривая аналогичные церемонии, сведениями о которых мы располагаем.

Геродот ограничивается следующим описанием:

"Посреди святилища была воздвигнута башня. На ее вершине стояла еще одна башня, на ней - третья, и всего их было восемь. "В последней башне располагался храм. Внутри его находилось богато убранное ложе, рядом с которым стоял стол из чистого золота. На этом ложе проводит ночь женщина, выбранная самим богом".

Он также добавляет, что бог иногда приходит в храм и спит на ложе.

В роли бога выступал царь.

Во время брачного ритуала активная роль принадлежала супруге, а царь считался чем-то вроде ее слуги.

Вот несколько ритуальных формул:

Инанна, приходящая из своего храма, порадовала твое сердце. На своем священном ложе она сблизилась с тобой.

Я тот, кого Инанна, царица неба и земли, выбрала в возлюбленные супруги.

Для того чтобы подготовить царя к исполнению функций супруга богини, пелись гимны в качестве ритуала обожествления.

В Вавилоне и Лагаше ритуал божественного бракосочетания являлся частью новогодних церемоний.

Обычно принимаемый за гробницу, Жигуну тем не менее представляет собой культовое место, часовню, спрятавшуюся в зеленой роще.

В гимне, посвященном Иштар, Жигуну предстает как обитель радости, где соединяются бог Ану и богиня Иштар.

Зиккураты, высокие многоэтажные башни, следы которых присутствуют в руинах городов Месопотамии, были возведены между IV и серединой I тысячелетия до н. э.

С момента своего рождения дочь фараона принимала титул супруги бога, и когда она впоследствии рожала сына, то становилась матерью бога.

Она выходила замуж за своего брата, фараона, и они составляли божественную чету. Но когда случалось так, что братья или сестры отсутствовали, тогда наследнику престола не оставалось ничего другого, как довольствоваться браком с ближайшим родственником.

Для рождения необходимо зачатие. Бог становится своим собственным отцом, оплодотворяя богиню.

Бог являлся одновременно быком и фаллосом.

Царицу называют "коровой, которая производит на свет быка".

Бог Пта говорит фараону Рамсесу II: "Я - твой отец... Я принял облик барана, властителя Мендеса, и породил тебя в чреве твоей августейшей матери".

В Египте, в Эдфу, находился храм, посвященный Гору, а в Тентире - святилище Исиды.

Существовала очень важная церемония, в ходе которой на кораблях по Нилу перевозились статуи или хоругви с изображением бога и богини.

Цель этой процессии заключалась в том, чтобы доставить Исиду к Гору (или наоборот) и совершить обряд божественного бракосочетания.

Царица и бог

В двух самых древних храмах Египта, Луксоре и Дар-эль-Бахари, имеются скульптуры и фрески, изображающие совокупление египетской царицы с богом, передающие мельчайшие детали. Рождение божественного младенца изображено в столь же реалистичной манере.

В Египте уподобление царей божествам приняло наиболее законченную форму. Каждый факт царской жизни отождествлялся с соответствующим фактом жизни божественной.

Царь одевался в костюм бога Амона и имел знаки его отличия - высокую тиару с перьями и скипетр с головой борзой собаки. В таком наряде он представал перед царицей для совершения церемонии бракосочетания.

Участники церемонии были в костюмах богов, которых они представляли. На мужчинах были надеты маски шакала, грифа или крокодила, а на женщинах - коровы или лягушки.

В Фивах, в храме Амона, обычно находилась женщина, лежавшая на ложе, которую считали супругой бога.

В Греции

В отдаленную эпоху греческой истории, когда Афинами правил царь, супруга этого царя торжественно соединялась с Дионисом в ходе ритуального бракосочетания.

В древности Дионис изображался в виде быка. Позже животное было заменено образом юноши необычайной красоты с головой быка. Церемония проводилась в официальной резиденции царя на восточном склоне Акрополя.

Во время сентябрьских мистерий Зевс сочетался браком с Деметрой. Два сакральных актера спускались в темное уединенное помещение и через некоторое время возвращались, демонстрировали толпе участников колос и объявляли, что царица родила. Колос являл собой плод божественного бракосочетания.

Считалось, что бог Аполлон проводит зимние месяцы в Патаре, в Ликии. В течение этого периода времени его жрица закрывалась с ним в храме каждую ночь. Она рассматривалась как его супруга.

В Эфесе существовала коллегия жрецов, выполнявших свои функции в течение года. Они должны были соблюдать абсолютное половое воздержание, поскольку считались супругами богини Артемиды.

Таламус

В Греции священная родовая палата называлась "таламус".

Одна из формул мистерий фригийской богини Кибелы гласит: "Я проникла в таламус".

На дверях одного таламуса был изображен следующий сюжет: убеленный сединами старец с крыльями и фаллосом в состоянии эрекции преследует женщину в облике собаки.

В Риме

Церемония божественного бракосочетания Юпитера и Юноны воспроизводилась жрецами в первый день июня в священной роще Элернуса.

В Немее жила нимфа, являвшаяся женой царя Нумы:
он соединялся с ней в священной роще, и законы, которые он установил для римлян, были вдохновлены его отношениями с этой нимфой.

Весталки

Сервий Туллий, римский император, был сыном весталки, как, впрочем, и основатель Рима - Ромул.

Люди не могут сближаться с весталками, потому что те являются супругами бога.

У детей весталок, отцами которых являлись боги, было великое предназначение: они выполняли функции властителей. Таково происхождение царской власти. И это объясняет, почему иногда суверенам приписывали качества сына бога.

Прочие обряды священного бракосочетания

По случаю больших торжеств женщина клана должна была соединяться с тотемом. Хорошо, если тотем представлял собой живое животное, способное совокупляться с женщиной. В этом случае священный союз заключался с представителем соответствующего вида.

Когда же это условие не выполнялось, существовало два альтернативных варианта: либо имитация бракосочетания, либо жертвоприношение, заменяющее совокупление. Во втором случае имело место ритуальное убийство супруга.

В Индии произрастает куст, который можно выращивать даже в цветочном горшке. Он называется "тиласи". Это священное растение, воплощение богини.

Ежегодно в ноябре его выдают замуж за бога Кришну. Церемония представляет собой процессию, участники которой несут в паланкинах статую Кришны и куст.

То же самое растение выдают замуж за салигран, черный камень, напоминающий бараний рог. Бракосочетание этого священного камня с тиласи осуществляет раджа Орчхаа Лудхаура.

В празднестве принимают участие 100 тысяч человек. Процессия включает в себя 8 слонов, 1200 верблюдов, 4000 лошадей. Бог-камень везет на себе слон.

Ритуал бракосочетания происходит следующим образом: один мужчина держит в руке камень и выступает в роли жениха. Второй мужчина держит растение и выступает в роли невесты. Брахман благословляет союз этих двух мужчин.

Обычай сочетать бога браком с юной девушкой распространен во всех странах мира.

В Бирме существовал обычай отдавать сразу четырех девушек в жены священному озеру. После проведения формальной церемонии девушки возвращались домой. Если одна из них умирала, говорили, что бог озера призвал ее к себе.

На острове Тимор, жители которого считали себя потомками крокодила, во время коронации каждого нового суверена крокодилам приносили в жертву свинью и девушку, одетую в свое лучшее платье и украшенную цветами. Ее отводили на берег реки или оставляли в пещере.

В Швеции статую бога Фрея провозили на колеснице в сопровождении молодой девушки, которую называли супругой бога. Она совершала богослужение в храме Упсалы.

Жители Отуна в VI веке возили телегу, на которой сидело некое подобие богини: это было все, что осталось от церемонии священного бракосочетания.

Список использованной литературы:

Энциклопедия колдовства и ворожбы Изон Касандра

Боги брака

Боги брака

Эти боги могут вызываться в ритуалах, связанных с семьей и домом

Фригг - скандинавская Богиня-Мать, вращающееся драгоценное колесо которой образовывало пояс Ориона. Как покровительницу брака, женщин, матерей и семьи, ее можно вызывать для обрядов, связанных с семьями и счастьем домашнего очага. Она приглашала любящих жен и мужей после смерти к себе в дом, чтобы они не расставались, и поэтому считалась богиней верности.

Как Остара, богиня весны, она была известна среди англосаксов, и на празднествах в Эстере ее чтут как богиню плодородия, кроме того, она способствует благим начинаниям.

В роли Валфреи, госпожи на поле битвы, Фригг продолжает северную традицию почитания Богинь-Воинов и призывает женщин к мужеству.

Гера, сестра-близнец Зевса - древнегреческая богиня защиты, брака и деторождения, ее священная птица - павлин. Это очень могущественная богиня верности, и ее вызывают женщины, стремящиеся отомстить неверным партнерам.

Гестия - древнегреческая богиня здоровья и дома, всех семейных дел и мира в доме. Это богиня добра и милосердия, соответственно, ее вызывают, когда хотят помощи в делах, касающихся детей и домашних животных.

Юнона, сестра-жена Юпитера - римская верховная богиня, защитница женщин, брака и деторождения, к тому же она и мудрый советник.

Вместе с Юпитером и Минервой, богиней мудрости, она входила в триумвират богов, который помогал решать многие человеческие проблемы, особенно в Римской империи. Ее месяц, июнь, самый благоприятный для вступления в брак и, как и у Геры, ее греческого двойника, ее священной птицей считался павлин. Ее вызывают для сексуальной магии и для всех дел, касающихся брака, детей, верности; к ней прибегают как к мудрой советчице.

Парвати - добрая и милосердная индийская богиня-Мать, супруга бога Шивы и дочь Гималаев. Ее имя означает «гора», и она ассоциируется с горами. В Гималаях она и Шива часто изображаются вместе со своим сыном Ганешем, богом мудрости и учения, и шестиглавым Скандой, богом-Воином. Ее вызывают для решения всех семейных дел и вопросов, касающихся детей и женщин, испытывающих страдания.

Веста - древнеримская богиня домоводства и священного очага, к которому приглашали и живых, и мертвых. В Риме девственные весталки поддерживали священное пламя в храме Весты и вновь зажигали его на Новый год. Ее можно вызывать в ритуалах, где главную роль играет стихия Огня.

Из книги Тайна Воланда автора Бузиновский Сергей Борисович

ЧАСТЬ ВТОРАЯ. «БОГИ, БОГИ МОИ!..» - Неужели одно слово может столько всего значить! - задумчиво сказала Алиса. - Когда я даю слову много работы, - сказал Шалтай-Болтай, - я всегда плачу ему сверхурочные. Л.Кэрролл, «Алиса в Зазеркалье».- 1. «В БЕЛОМ ВЕНЧИКЕ ИЗ РОЗ…» Устами

Из книги Полная система фен-шуй автора Семенова Анастасия Николаевна

Сектор брака Все наши удачные и неудачные отношения с противоположным полом связаны с этим сектором. Если его в доме нет, то человек никак не может создать семью. Часто очень красивые женщины так и не выходят замуж. Если ци в этом секторе застойная, то это способствует

Из книги Энциклопедия хиромантии. Искусство толкования судьбы от древности до наших дней автора Хамон Луис

Глава 16 Линии брака Я с сожалением вынужден заметить, что во многих книгах, написанных о хиромантии, авторы игнорируют или едва касаются этого интересного и важного вопроса, хотя он совершенно естественен. Поэтому я попытаюсь наиболее полно восполнить данный пробел.То,

Из книги Дата рождения - ключ к пониманию человека автора Александров Александр Федорович

СОВЕТЫ ПО ЗАКЛЮЧЕНИЮ БРАКА Обладая подобным характером, не стоит особенно беспокоиться о том, какой характер у вашего партнера, так как вы сможете создать семью с любым человеком. Единственное условие, которое вам необходимо проверить (особенно женщинам), - умеет ли ваш

Из книги Управляйте своей судьбой автора Мерфи Джозеф

СОВЕТЫ ПО ЗАКЛЮЧЕНИЮ БРАКА Главными критериями при заключении брака для того, кто имеет характер «золотая середина», являются оценка своей терпимости и желание подчиняться другому человеку или, наоборот, нежелание быть «под каблуком». Если вы точно определили свои

Из книги Фэн-шуй. Практические советы на каждый день автора Хорсанд Диана Валерьевна

СОВЕТЫ ПО ЗАКЛЮЧЕНИЮ БРАКА Перегрузка характера приводит к тому, что такие люди достаточно плохо переносят рядом с собой лидеров и властных людей. Именно поэтому желательно, чтобы в брак подбирались пары типа «111», «11», гораздо реже «1111». Остальные сочетания для

Из книги Энциклопедия хиромантии: Ваша судьба как на ладони автора Макеев А. В.

СОВЕТЫ ПО ЗАКЛЮЧЕНИЮ БРАКА Если у вас отсутствуют двойки в психоматрице, то отнеситесь достаточно серьезно к вопросу по подбору будущего супруга (супруги). Необходимо выполнить прэстое правило: если один человек имеет слабую энергию, то другой должен ее восполнить своим

Из книги Основы коррекционной хиромантии. Как изменить судьбу по линиям руки автора Кибардин Геннадий Михайлович

СОВЕТЫ ПО ЗАКЛЮЧЕНИЮ БРАКА Это самая оптимальная энергия, которая может подойти для любой другой энергии. Единственное, что не очень желательно, так это полная схожесть в энергии, но и здесь нельзя сказать, что брак неудачен. Больше всего надо обратить внимание на

Из книги Большая книга тайных знаний. Нумерология. Графология. Хиромантия. Астрология. Гадания автора Шварц Теодор

СОВЕТЫ ПО ЗАКЛЮЧЕНИЮ БРАКА Так как вы имеете избыток энергии, то необходимо подобрать в пару человека с более слабой энергией и желательно «2-нет», «2». Именно такая энергия для вашего партнера будет оптимальной, если мы говорим об идеальной паре. Гораздо хуже подходит

Из книги автора

14 Подсознание и проблемы брака Причиной всех супружеских недоразумений является игнорирование функций и силы сознания. Трение между мужем и женой могут быть разрешены, если каждый из них будет правильно использовать закон сознания. Молясь вместе, они останутся вместе.

Из книги автора

Сектор Брака Сектор Брака связан с супругом или другим самым близким человеком. Также этот сектор символизирует сферу интимных отношений, в том числе и не имеющих отношения к браку. Этот сектор по праву считается также сектором

Из книги автора

Активизация сектора Брака Если вы одиноки и хотели бы найти партнера, займитесь активизацией сектора Брака в вашем доме. Самый удачный вариант - если в этот сектор попадает спальня. В идеале спальня должна быть максимально удалена от входной двери. Нежелательно, чтобы

Из книги автора

Линии Брака Если линии Брака сильно выражены, то это означает, что количество близких отношений с противоположным полом будет значительным. Количество этих линий является показателем числа браков.Если же линии не очень заметны, то это означает, что романтические

Из книги автора

Линии брака Настоящий любовный брак в нашей жизни часто наполнен букетом душевных страстей, сильно возбуждающих нервную систему, что и способствует формированию линий брака. Линии брака в хиромантии отражают характер любовных взаимоотношений между людьми – сильные

Из книги автора

Знаки на линии брака На линии брака могут находиться различные знаки в виде звезды, креста или острова (рисунок 31). Точка на линии брака встречается редко. Рис. 31. Знаки на линии брака: звезда (Н), крест (Р), остров (С)Каждый из этих знаков относится только к тем

Из книги автора

Астрология любви и брака Синастрическая астрология – область астрологии, рассматривающая различные варианты человеческих отношений, в том числе (что чаще всего интересует клиентов практикующего астролога) отношения между мужчиной и женщиной.Знакомясь с

Брак

I: 1) В соответствии с общественными и правовыми нормами, брак подразумевал постоянный союз между мужчиной и женщиной, ознаменованный телесной и духовной общностью. Из рассказа о сотворении человека следует, что смысл и цель брака состоят в совместной жизни, в общем труде и взаимопомощи (Быт 2:18,20,23 ; сравните Притч 5:18 и следующие; Мф 19:4-6 ). Согласно Быт 1:27 и следующие, Бог учредил этот союз мужчины и женщины также и для рождения потомства. Следует иметь в виду, что речь в данном случае идет не только о заповеди, но и о благословении;
2) При всем разнообразии форм брачных союзов, встречающихся в ВЗ, в еврейской Библии нет четкого понятия брака; в значительно большей мере, как в исторических повествованиях, так и в предписаниях закона здесь говорится о практической стороне брака: о заключении брачных союзов, об обстоятельствах, препятствующих заключению брака, и т.п. Брак в ВЗ можно, пожалуй, сравнить с заветом, который Бог заключил со Своим народом (сравните Ос 2:1 ; Мал 2:14 ). Установление института брака делает детей социально защищенными, создает условия для семейной жизни и упорядочивает быт народа. Отмеченное выше сходство с заветом проявляется в том, что при заключении брака человек делает выбор и принимает на себя определенные обязательства, что способствует организации и сплочению человеческого общества. Библия считает, что одной из задач брака является искоренение блуда (1Кор 7:2 ). Важную роль в браке играют дети, прежде всего сыновья (Пс 126:4 и следующие). Рождение детей – это Божье благословение, не получить этот дар – значит быть наказанным и несчастным (Быт 30:1 ; 1Цар 1:6 и следующие);
3) Несмотря на то, что в Бытие 1 и 2 главе явно подразумевается моногамный брак, т.е. союз одного мужчины с одной женщиной, в израильском обществе долгое время царила полигамия (в отличие, например, от Вавилонии, которая уже примерно к 2100 году до Р.Х. знала лишь моногамные браки). Многоженцами были не только Ламех (Быт 4:23 ), но и праотцы Авраам и Иаков, а также израильские цари – вплоть до периода НЗ. Из Втор 21:15-17 ясно, что о брак мужчины с несколькими женщинами говорится в Законе, хотя, с другой стороны, уже в писаниях пророков встречаются высказывания против полигамных браков. НЗ явно высказывается в пользу моногамии.

II.: 1) Вступление в брак начиналось с того момента, как отец юноши после переговоров с отцом девушки сватал ее (Быт 34:4 ; Быт 38:6 ; Суд 14:2 ); в редких случаях предложение о браке могло исходить от отца невесты. Иногда жених сватался сам (Исх 22:16 и следующие), но случалось, что отец жениха или сам жених направляли кого-либо с таким поручением к родителям невесты (сравните Быт 24:4 и следующие). Согласие и благословение родителей считалось предпосылкой счастливого брака (сравните слова «были в тягость» в Быт 26:35 , где говорится о том, что выбор невесты был сделан без согласия родителей). Бывало, что будущие супруги знакомились во время совместной работы (Исх 2:16 и следующие; Руфь 2:7 и следующие). Воин мог получить жену в качестве военного трофея (Суд 5:30 ; Суд 21:19 и следующие). Жених или его отец должен был заплатить отцу невесты выкуп деньгами, скотом или оказать ему военную или прочую помощь (Быт 34:11 и следующие; Нав 15:16 ; Суд 1:12 ; 1Цар 17:25 ; 1Цар 18:25 ). Из текста Исх 20:17 видно, что жена практически причислялась к имуществу мужа, однако предположение, что израильтяне покупали жен, было бы неверным. Заключенный брачный договор (упоминание о письменном договоре содержится только в Книге Товита) означал обручение девушки, после чего она поступала под опеку мужа; с этого момента он становился ее господином [еврейское баал ], которому она была обязана хранить верность (Втор 22:23-27 ). В Быт 24:58 у Ревекки, которая не была знакома с будущим мужем, спрашивают ее согласия на брак; лишь став женой Исаака, она смогла завоевать его любовь (Быт 24:67 ). С момента обручения жених получает право сразу или по прошествии определенного времени взять обрученную в свой дом;
2) СВАДЬБА начиналась с того, что жених, наряженный матерью, с венцом на голове, шел навстречу невесте (Песн 3:11 ; Ис 61:10 ) в сопровождении друзей и, вероятно, музыкантов (Суд 14:11 ). Вечером первого свадебного дня подруги выводили невесту навстречу жениху, постепенно к этой процессии присоединялись и другие люди (Пс 44:15 и следующие). В честь торжества зажигали факелы и светильники (Мф 25:1 и следующие). На свадьбу приглашали множество гостей (Ин 2:2 ). Брачный пир мог продолжаться до семи дней и сопровождался застольем, пением, танцами, играми и загадыванием загадок (Быт 29:27 ; Суд 14:12 ). Невесту приводили к жениху под покрывалом (Быт 24:65 ). От отца она получала приданое (Нав 15:19 ) – скот или земельные угодья. В знак того, что жених принял невесту в свое владение, он простирал над ней полу своей одежды, показывая тем самым, что берет на себя обязательство заботиться о жене и защищать ее (Руфь 3:9 );
3) многоженство (полигамия), отчасти порождаемое стремлением иметь больше детей, практически являлось и признаком богатства (смотрите 2Цар 5:13 ; 3Цар 11:1-8 ). Мужчина мог иметь несколько равноправных жен либо одну жену и несколько наложниц; последние могли быть рабынями. В Быт 16:1 ; Быт 21:1 ; Быт 29:30 ; Быт 30:1 и следующие говорится о том, какие трудности возникали в браке, если муж предпочитал одну из жен, а также из-за ревности и раздоров.

III.: 1) Средний возраст вступавших в брак израильтян составлял 18 лет (→ , IV); по мнению раввинов, девушка могла вступать в брак по достижении 12 лет, юноша – 13 лет, что объясняется ранним половым созреванием в южных странах. Во времена патриархов выбор жены совершался в собственном роду или племени (Быт 24:1 ; Суд 14:3 ). Дочерям, наследовавшим родовой удел, позднее было запрещено выходить замуж за пределами колена, к которому они принадлежали (Чис 36:5-12 ), поскольку удел должен был переходить по наследству только в этом колене. Закон запрещал брак между родственниками по восходящей и нисходящей линиям, а также по первой боковой линии и между родственниками супругов (Лев 18:7-17 ; Лев 20:11 ; 2Цар 16:21 ). Запрещались и браки между сводными или приемными братьями и сестрами (Лев 18:9 ; сравните Быт 20:12 ), а также брак одного мужчины с двумя сестрами (Лев 18:18 ). В ранний период израильской истории не возникало сложностей, когда израильтяне брали в жены иноплеменниц (Быт 41:45 – Иосиф; Исх 2:21 ; Чис 12:1 – Моисей; сравните также Суд 14:1 ; 2Цар 11:3 ), причем эти женщины, естественно, принимали веру мужей. Позднее брак с женщинами из других племен, а также с язычницами запрещались из-за опасности отпадения от Бога (смотрите Втор 7:1-4 ; Втор 20:16 и следующие; Втор 21:10 и следующие; Езд 9). Показателен в этом отношении пример царя Соломона (3Цар 11:1-11 ), который под влиянием своих иноплеменных жен отошел от веры в единого Бога;
2) Особые установления действовали в отношении БРАКА СВЯЩЕННИКОВ. Так, первосвященник мог иметь лишь одну жену, причем жениться ему следовало только на израильтянке, и только на девице (Лев 21:14 ); ни один священник не имел права жениться на вдове, отверженной, опороченной женщине или на блуднице;
3) У израильтян был известен и БРАК ДЕВЕРЯ (левиратный брак), цель которого – не допустить вымирания рода. Если мужчина умирал бездетным, то его брат должен был жениться на жене своего умершего брата для «восстановления семени» (Быт 38:8 ; Втор 25:5-10 ). Первый сын от этого союза носил имя умершего и считался его наследником. Во всех прочих случаях женитьба на собственной невестке была запрещена (Лев 18:16 ; Лев 20:21 ).

IV. Поскольку в браке учитывались прежде всего интересы мужчины, который мог иметь нескольких жен, то ясно, что мужчины пользовались значительно большей свободой, чем женщины. → (II):
1) Состоя в браке, муж не должен был прелюбодействовать. ПРЕЛЮБОДЕЯНИЕМ считалась половая связь с замужней или с обрученной с другим мужчиной женщиной (Исх 20:17 ; Лев 20:10 ). Оно воспринималось как преступное посягательство на собственность другого мужчины (в Исх 20:17 в перечне того, чего праведный человек не должен желать из имущества ближнего своего, жена занимает место в одном ряду с домом, рабом, рабыней, волом и ослом; несколько иначе сказано о жене во Втор 5:21 , где ей в аналогичном перечне отведено самостоятельное место). Если о таком прелюбодеянии становилось известно, смертная казнь через побиение камнями грозила как мужчине, так и женщине (Втор 22:22 и следующие). Если же замеченная в прелюбодеянии женщина была рабыней, то мужчина отделывался принесением жертвы повинности (Лев 19:20-22 ). Если мужчина вступал в половую связь с незамужней и необрученной девушкой, он обязан был жениться на ней, уплатив выкуп за невесту даже в том случае, если уже был женат; развестись с ней он не мог ни при каких обстоятельствах (Исх 22:16 и следующие; Втор 22:28 и следующие). Смертная казнь через побиение камнями настигала обрученную девушку только в том случае, если она, находясь в многолюдном месте, например, в городе, не звала на помощь при попытке посягнуть на ее честь (Втор 22:23 и следующие). Столь строгие установления были призваны предотвратить распадение браков. Насколько широко было распространено прелюбодеяние, можно судить по таким местам Библии, как Притч 2:16-19 ; Притч 6:24-35 ; Притч 7:5-27 ;
2) О привилегиях мужчины свидетельствует и ПРИНОШЕНИЕ РЕВНОВАНИЯ (ПРИНОШЕНИЕ ВОСПОМИНАНИЯ), которого мог потребовать муж, если у него возникали малейшие, даже безосновательные, подозрения относительно поведения своей жены. В этом случае муж приносил священнику определенную меру муки, а жена должна была выпить горькую, наводящую проклятие воду, в которую были смыты написанные на свитке проклятия. Если жена была виновна в супружеской измене, то это проклятие должно было поразить ее, и она становилась бесплодной. Если же она была чиста, проклятие не могло коснуться ее. Мужчина подобному испытанию не подвергался (Чис 5:11-31 );
3) РАЗВОД также являлся исключительно прерогативой мужчины. В соответствии с Втор 24:1 , он имел право развестись с женой, если находил в ней «что-нибудь противное». Это установление допускает множество толкований. Если первоначально оно, вероятно, действовало только в случае неблагонравного поведения, то ко времени проповеди Иисуса законоучители были готовы предоставить мужчине право развода с женой, если она вызывала хотя бы малейшее его неудовольствие. В этом случае муж должен был дать ей разводное письмо (смотрите Ис 50:1 ), с которым женщина могла вернуться в родительский дом (Лев 22:13 ) и снова выйти замуж. Правда, первый муж не мог вновь взять ее к себе, даже если ее второй муж умирал или если она вновь получала развод (Втор 24:4 ). Только соблазнив незамужнюю девицу, мужчина не имел права развестись с ней, как и в том случае, если муж после женитьбы несправедливо обвинил свою жену в том, что она не была девственницей до (→ ) свадьбы (Втор 22:13-19 ). Об участи вдов → .

V.: 1) Уже пророки (Мал 2:15 ) боролись не только с вероломными нарушениями установления о разводе, но и выступали против разводов вообще (Мал 2:16 : «Я ненавижу развод, говорит Господь», – так говорится в переводе Мартина Лютера и в ряде современных переводах еврейский текст здесь не совсем ясен и может вызывать двоякое толкование; однако, расторжение брака с иноплеменными женами при Ездре и Неемии: Езд 10:1 ; Неем 13:23 и следующие). Они считали моногамный брак единственно возможной в нравственном отношении формой брачного союза (смотрите Ис 54:5 и следующие; Ос 2:19 и следующие). В НЗ Господь совершенно отвергает развод, поясняя, что он был допущен только по жестокосердию народа (Мф 19:3 и следующие; Мк 10:2-12 ). В результате свободной практики разводов в новозаветные времена женщина была полностью отдана во власть мужчины. Иисус категорически запретил развод. В НЗ отрицается право мужа на расторжение брака (стих 11), и даже вожделеющий взгляд в сторону другой женщины осуждается как прелюбодеяние (Мф 5:27 и следующие). Иисус говорит, что развод толкает к прелюбодеянию (стих 32). Единственным исключением, дающим право на развод, Он признает «вину прелюбодеяния» (Мф 19:9 ). Об этом упоминается только в названном стихе (поэтому его называют «оговоркой Матфея»). Однако женщина, совершившая прелюбодеяние, была прощена Иисусом (Ин 8:2-11 ; сравните Втор 22:24 );
2) Для Павла брак также означает обязательство безусловной верности (1Кор 7:10 и следующие). Прелюбодеяние, будучи грехом, препятствует человеку наследовать Царство Божие (1Кор 6:9,11 ; 1Фес 4:3 ; Евр 13:4 ). В частности, Павел хотя и высказывает пожелание, чтобы все люди, как и он, оставались безбрачными, но все же считает, что каждый должен следовать дарованию, данному ему Богом (1Кор 7:7 и следующие). Здесь вновь возникает тема отказа от брака во имя Царства Божиего (сравните 1Кор 7:32 и следующие). В особые времена и в особых обстоятельствах безбрачие позволяет человеку стать более свободным для служения Господу, о чем уже говорилось в Лк 18:29 и следующие Главным же остается послушание в вере, чему супружество не должно мешать (смотрите Лк 14:20 ; также → , IV). Павел также отвергает развод для членов церкви. Если же развод все же произошел, новое бракосочетание после расторжения брака невозможно, разве что возвращение к прежнему супругу (1Кор 7:10 и следующие). Если один из супругов оказывается неверующим, то для христиан это не может служить причиной для развода (1Кор 7:13 и следующие); если неверующий расторгает брак, то христианин не связан обязательством сохранять узы брака (стих 15). Из этого становится ясно, что отношение человека ко Христу вовсе не препятствует его супружеским отношениям, однако по своей значимости превосходит их (сравните Лк 14:26 ; Еф 5:22 и следующие; Кол 3:18 и следующие). Мы также находим здесь требование к супругам подчиняться друг другу (Еф 5:21 ), причем это особенно относится к женам. С другой стороны, перед Богом исчезают все человеческие различия (сравните 1Кор 11:11 и следующие; Гал 3:28 ; Кол 3:11 ). Это стирание различий между теми, кто «во Христе» (смотрите Кол 3:10 и следующие; Гал 3:27 и следующие), происходит по мере исчезновения ветхого человека и облечения в нового. Все эти разграничения полностью устраняются только «во Христе Иисусе» (Гал 3:28 ). Наше пребывание «во Христе», наше спасение, не может не влиять на нашу практическую жизнь, наоборот, оно все больше должно сказываться на ней (Кол 3:10 ). → (IV). В отношении епископов, диаконов и пресвитеров действует установление «муж одной жены» (1Тим 3:2,12 ; Тит 1:6 ); к вдовам, призванным к служению в церкви, выдвигается требование, чтобы каждая была «женою одного мужа» (1Тим 5:9 ). Все это невозможно толковать иначе, как допущение лишь одного брака. Такое требование Павел выдвигает, исходя из той обстановки, в которой, несмотря на общепризнанность единобрачия, разводы совершались все же часто и произвольно, так же как имели место прелюбодеяние и блуд (1Кор 6:9 ).

VI. Из сказанного выше становится ясно, почему Библия использует понятие брака как метафору для обозначения отношений между Богом и Его народом. Здесь предполагается единобрачие (сравните Ис 54:5 и следующие; Ис 62:5 ; Иер 2:2 и следующие; Иер 3:1 ; Ос 2:19 и следующие), что, в свою очередь, не может не иметь знаменательного значения для человечества брак: в Еф 5:32 брак как таинство сравнивается с отношением Христа к Его Церкви. И поскольку в Библии много раз говорится об избрании одного народа и об обязательствах, принятых на Себя Богом по отношению к этому народу, то и человек должен принять в отношении своего избранника только одно решение – раз и навсегда. Так «брак » применительно к отношениям между Богом и Его народом – а обручение в этом смысле можно приравнять к браку (Ос 2:20 ) – олицетворяет верность Господа, Его готовность сохранять союз даже вопреки человеческой неверности. Бог взывает к Своему народу, стремится привести его в Свой дом. Он готов восстановить нарушенный союз. Соответственно, отпадение от Бога, поклонение чуждым богам и идолам сравнивается с прелюбодеянием (сравните Иер 3:6 и следующие; Иер 5:7 и следующие; Иер 13:25 и следующие; Иез 16:1 ; Ос 2:4 и следующие и другие). Это же сравнение используется и в НЗ, когда о неверующих, неверных и отпавших говорится как о «роде лукавом и прелюбодейном» (смотрите Мф 12:39 ; Мк 8:38 ; Откр 2:22 ). Но и радость соединения Бога с Его народом, выраженная в Откр 19:7 ; Откр 21:2 ; Откр 22:17 и другие, изображается под влиянием представлений о свадебном торжестве, поскольку именно с ним израильтяне связывали понятие величайшего ликования. → .


- Человек, наслышавшийся о христианских подвижниках и впервые знакомящийся с Евангелием, может удивиться не только тому, что Иисус Христос пошёл на свадьбу, но и тому, как Он вёл Себя на ней, – совсем не так, как это можно было бы ожидать от святого подвижника и Богочеловека.

Пригласивший Его жених был совсем не из богатых: об этом свидетельствует тот факт, что он даже не смог заготовить достаточно вина. И легко представить себе его состояние, когда свадьба в разгаре, а вино кончилось! Об этом можно судить хотя бы по нашим деревенским свадьбам, прекрасным, весёлым, открытым для всех. На них и звать никого не надо: родные и чужие, странники и прохожие – все за столы, все могут есть и пить, на всех всегда должно хватить. А здесь у бедного жениха вина нет.

И что же видим? Мать Иисуса Христа подходит к Нему и говорит: Вина нет у них (Ин. 2, 3).

Разве не ясно, какая должна быть реакция любого аскета на такие слова: «Прекрасно. Хватит пировать. И так довольно повеселились!» А если бы он был ещё и чудотворцем, то и последнее вино сделал бы водой. И можно себе представить, что произошло бы на свадьбе. Очередной тост, все поднимают бокалы с вином, начинают пить – а в кубках вода. И не только это сделал бы строгий аскет, но и следующее: начинают играть на инструментах – струны обрываются, запевают свадебные песни – голоса пропадают. Разве не такое должен бы совершить этот чудотворец на свадебном гулянье?

Но к великому изумлению тех, кто помнит лишь такие слова Христа: Смотрите же за собою, чтобы сердца ваши не отягчались объедением, и пьянством, и заботами житейскими (Лк. 21, 34), – в Кане произошло прямо противоположное. Христос не только не отказывает Матери в просьбе, но и говорит слугам: Наполните сосуды водою. И наполнили их до верха . Теперь почерпните и несите к распорядителю пира. И понесли. Когда же распорядитель отведал воды, сделавшейся вином, – а он не знал, откуда это вино, знали только служители, почерпавшие воду, – тогда распорядитель зовет жениха и говорит ему: всякий человек подает сперва хорошее вино, а когда напьются, тогда худшее; а ты хорошее вино сберег доселе (Ин. 2, 7–10).

Действительно, непросто представить себе, что Христос благословил не только брак, но и всё свадебное веселье: и вино, и песни, и танцы, и шутки, и смех! Но, более того, невозможно и предположить, чтобы во время всего этого веселья Христос, Его Мать и ученики сидели молча и не принимали никакого участия в этом прекрасном празднике.

Этот эпизод из жизни Христа открывает ещё одну важную сторону Его учения. Он не только не отрицает никаких естественных, необходимых потребностей человеческой природы: есть, пить, радоваться, вступать в брак и т.д., но благословляет их и научает молиться: Отче наш, хлеб наш насущный дай нам (Мф. 6, 11). А о браке говорит: Что Бог сочетал, того человек да не разлучает (Мк. 10, 9).

Величайший же проповедник христианства апостол Павел в послании к Тимофею с гневом осуждает видящих в браке что-то низкое, противное совести: Дух же ясно говорит, что в последние времена отступят некоторые от веры, внимая духам обольстителям и учениям бесовским, через лицемерие лжесловесников, сожженных в совести своей, запрещающих вступать в брак (1 Тим. 4, 1–3).

Но и сейчас есть «старцы», запрещающие вступать в брак или считающие, что супружеские отношения дозволены только для зачатия детей. Однажды пришлось разговаривать с двумя девушками, которые приехали из Сибири и со слезами рассказывали, что духовник запрещает им вступать в брак и иметь детей, потому что «вот-вот наступит конец света».

Брак с самого начала бытия человеческого был благословлён Богом и остаётся таковым всегда, независимо от того, каких убеждений и верований придерживаются вступающие в него. Поэтому законно заключённый брак по обычаям любого народа и религиозных верований всегда является действительным браком. Христианский же брак имеет то огромное преимущество, что верующие могут получить в нём и особое вспомоществующее благодатное средство в их супружеской жизни, в их совместных трудах – таинство Брака (венчание). В чине венчания священник, обращаясь к Богу, просит: «Господи Боже наш, славою и честию венчай их».

Уже Древняя Церковь на своих соборах, например Гангрском (ок. 340 г.), обращалась к рассмотрению разных вопросов о браке и предала анафеме все те взгляды, которые запрещали или порочили его . О браке писали многие святые, благословляя его как богоугодный образ жизни.

Святитель Григорий Богослов (IV в.) посвящает ему следующие хвалебные строки: «Связанные узами супружества заменяют друг другу и ноги, и руки, и слух. Супружество и малосильного делает вдвое сильным, доставляет великую радость. Общие заботы облегчают скорби. Общие радости для них восхитительнее. Для единодушных супругов богатство приятнее, а скудость переносится легче. У них одно питие из домашнего источника, из которого не вкушают посторонние. Составляя одну плоть, они имеют и одну душу. Супружество не удаляет от Бога, но, наоборот, более привязывает к Нему» .

Поэтому христианство решительно противостоит всем тем учениям, которые брак и законные супружеские отношения осуждают как что-то недостойное и греховное.

По иудейскому обычаю около каждого дома стояли вместительные (2–4 ведра), выдолбленные из камня сосуды, в которые наливали воду.


Правило 1-е Гангрского Собора: «Если кто порицает брак, и женою верною и благочестивою, с мужем своим совокупляющеюся, гнушается, или порицает её как не могущую войти в Царствие Небесное, да будет отлучён».


Григорий Богослов, свт. Творения. М., 2007. Т. 2. С. 50.