«ибо сын человеческий пришел взыскать и спасти погибшее. «Ныне пришло спасение дому сему…ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее ибо Сын Человеческий есть господин и субботы

Чис 23:19 ...и не сын человеческий , чтоб Ему изменяться...
2Пар 19:6 ...вы творите не суд человеческий , но суд Господа;..
Иов 16:21 ...как сын человеческий с ближним своим!..
Иов 25:6 ...и сын человеческий , который есть моль...
Пс 8:5 ...и сын человеческий , что Ты посещаешь его?..
Пс 75:11 ...И гнев человеческий обратится во славу Тебе:..
Пс 143:3 ...и сын человеческий , что обращаешь на него внимание?..
Ис 31:8 ...и не человеческий меч потребит его, –..
Ис 56:2 ...и сын человеческий , который крепко держится этого,..
Иер 49:18 ...и сын человеческий не остановится в нем...
Иер 49:33 ...и сын человеческий не будет останавливаться в нем...
Иер 50:40 ...и сын человеческий не будет останавливаться...
Иер 51:43 ...и где не проходит сын человеческий ...
Иез 2:1 ...и Он сказал мне: сын человеческий !..
Иез 2:3 ...И Он сказал мне: сын человеческий !..
Иез 2:6 ...А ты, сын человеческий , не бойся их и...
Иез 2:8 ...Ты же, сын человеческий , слушай, что Я буду говорить тебе;..
Иез 3:1 ...И сказал мне: сын человеческий !..
Иез 3:3 ...и сказал мне: сын человеческий !..
Иез 3:4 ...И Он сказал мне: сын человеческий !..
Иез 3:10 ...И сказал мне: сын человеческий !..
Иез 3:17 ...сын человеческий !..
Иез 3:25 ...И ты, сын человеческий , –..
Иез 4:1 ...И ты, сын человеческий , возьми себе кирпич...
Иез 4:16 ...И сказал мне: сын человеческий !..
Иез 5:1 ...А ты, сын человеческий , возьми себе острый нож,..
Иез 6:2 ...сын человеческий !..
Иез 7:2 ...и ты, сын человеческий ,..
Иез 8:5 ...И сказал мне: сын человеческий !..
Иез 8:6 ...И сказал Он мне: сын человеческий !..
Иез 8:8 ...И сказал мне: сын человеческий ! прокопай стену;..
Иез 8:12 ...И сказал мне: видишь ли, сын человеческий ,..
Иез 8:15 ...и сказал мне: видишь ли, сын человеческий ?..
Иез 8:17 ...И сказал мне: видишь ли, сын человеческий ?..
Иез 11:2 ...И Он сказал мне: сын человеческий !..
Иез 11:4 ...пророчествуй, сын человеческий ...
Иез 11:15 ...сын человеческий ! твоим братьям,..
Иез 12:2 ...сын человеческий ! ты живешь среди дома мятежного;..
Иез 12:3 ...Ты же, сын человеческий , изготовь себе нужное для переселения,..
Иез 12:9 ...сын человеческий !..
Иез 12:18 ...сын человеческий !..
Иез 12:22 ...сын человеческий !..
Иез 12:27 ...сын человеческий ! вот, дом Израилев говорит:..
Иез 13:2 ...сын человеческий !..
Иез 13:17 ...Ты же, сын человеческий ,..
Иез 14:3 ...сын человеческий !..
Иез 14:13 ...сын человеческий ! если бы какая земля...
Иез 15:2 ...сын человеческий !..
Иез 16:2 ...сын человеческий ! выскажи Иерусалиму мерзости его...
Иез 17:2 ...сын человеческий !..
Иез 20:3 ...сын человеческий !..
Иез 20:4 ...хочешь ли судиться, сын человеческий ?..
Иез 20:27 ...Посему говори дому Израилеву, сын человеческий ,..
Иез 20:46 ...сын человеческий ! обрати лице твое на путь к полудню,..
Иез 21:2 ...сын человеческий ! обрати лице твое к Иерусалиму...
Иез 21:6 ...Ты же, сын человеческий ,..
Иез 21:9 ...сын человеческий ! изреки пророчество...
Иез 21:12 ...Стенай и рыдай, сын человеческий ,..
Иез 21:14 ...Ты же, сын человеческий , пророчествуй...
Иез 21:19 ...и ты, сын человеческий , представь себе две дороги,..
Иез 21:28 ...И ты, сын человеческий , изреки пророчество и скажи:..
Иез 22:2 ...и ты, сын человеческий , хочешь ли судить,..
Иез 22:18 ...сын человеческий !..
Иез 22:24 ...сын человеческий !..
Иез 23:2 ...сын человеческий !..
Иез 23:36 ...И сказал мне Господь: сын человеческий !..
Иез 24:2 ...сын человеческий !..
Иез 24:16 ...сын человеческий !..
Иез 24:25 ...А что до тебя, сын человеческий , то в тот день,..
Иез 25:2 ...сын человеческий !..
Иез 26:2 ...сын человеческий !..
Иез 27:2 ...и ты, сын человеческий , подними плач о Тире...
Иез 28:2 ...сын человеческий !..
Иез 28:12 ...сын человеческий !..
Иез 28:21 ...сын человеческий !..
Иез 29:2 ...сын человеческий !..
Иез 29:18 ...сын человеческий !..
Иез 30:2 ...сын человеческий !..
Иез 30:21 ...сын человеческий !..
Иез 31:2 ...сын человеческий !..
Иез 32:2 ...сын человеческий !..
Иез 32:18 ...сын человеческий !..
Иез 33:2 ...сын человеческий !..
Иез 33:7 ...И тебя, сын человеческий ,..
Иез 33:10 ...И ты, сын человеческий ,..
Иез 33:12 ...И ты, сын человеческий , скажи сынам народа твоего:..
Иез 33:24 ...сын человеческий !..
Иез 33:30 ...А о тебе, сын человеческий ,..
Иез 34:2 ...сын человеческий !..
Иез 35:2 ...сын человеческий !..
Иез 36:1 ...И ты, сын человеческий ,..
Иез 36:17 ...сын человеческий !..
Иез 37:3 ...И сказал мне: сын человеческий ! оживут ли кости сии?..
Иез 37:9 ...изреки пророчество, сын человеческий ,..
Иез 37:11 ...И сказал Он мне: сын человеческий !..
Иез 37:16 ...ты же, сын человеческий ,..
Иез 38:2 ...сын человеческий !..
Иез 38:14 ...Посему изреки пророчество, сын человеческий ,..
Иез 39:1 ...Ты же, сын человеческий , изреки пророчество на Гога...
Иез 39:17 ...Ты же, сын человеческий , так говорит Господь Бог,..
Иез 40:4 ...И сказал мне этот муж: сын человеческий !..
Иез 43:7 ...и сказал мне: сын человеческий !..
Иез 43:10 ...Ты, сын человеческий , возвести дому Израилеву о храме сем,..
Иез 43:18 ...И сказал он мне: сын человеческий !..
Иез 44:5 ...И сказал мне Господь: сын человеческий !..
Иез 47:6 ...И сказал мне: видел, сын человеческий ?..
Дан 7:13 ...вот, с облаками небесными шел как бы Сын человеческий ,..
Дан 8:16 ...И услышал я от средины Улая голос человеческий ,..
Дан 8:17 ...и сказал он мне: знай, сын человеческий ,..
Дан 10:18 ...Тогда снова прикоснулся ко мне тот человеческий облик...

Мф 8:20 ...а Сын Человеческий
Мф 9:6 ...что Сын Человеческий
Мф 10:23 ...как приидет Сын Человеческий ...
Мф 11:19 ...Пришел Сын Человеческий , ест и пьет;..
Мф 12:8 ...ибо Сын Человеческий есть господин и субботы...
Мф 12:40 ...так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи...
Мф 13:37 ...сеющий доброе семя есть Сын Человеческий ;..
Мф 13:41 ...пошлет Сын Человеческий Ангелов Своих,..
Мф 16:27 ...ибо приидет Сын Человеческий ...
Мф 17:9 ...доколе Сын Человеческий не воскреснет из мертвых...
Мф 17:12 ...так и Сын Человеческий пострадает от них...
Мф 17:22 ...Сын Человеческий предан будет в руки человеческие,..
Мф 18:11 ...Ибо Сын Человеческий
Мф 19:28 ...когда сядет Сын Человеческий на престоле славы Своей,..
Мф 20:18 ...и Сын Человеческий
Мф 20:28 ...так как Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили,..
Мф 24:44 ...ибо в который час не думаете, приидет Сын Человеческий ...
Мф 25:13 ...в который приидет Сын Человеческий ...
Мф 25:31 ...Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей...
Мф 26:2 ...и Сын Человеческий предан будет на распятие...
Мф 26:24 ...впрочем Сын Человеческий идет, как писано о Нем,..
Мф 26:24 ...но горе тому человеку, которым Сын Человеческий предается:..
Мф 26:45 ...и Сын Человеческий предается в руки грешников;..
Мк 2:10 ...что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи, –..
Мк 2:28 ...посему Сын Человеческий есть господин и субботы...
Мк 8:38 ...того постыдится и Сын Человеческий ,..
Мк 9:9 ...доколе Сын Человеческий не воскреснет из мертвых...
Мк 9:31 ...что Сын Человеческий предан будет в руки человеческие...
Мк 10:33 ...и Сын Человеческий предан будет первосвященникам и книжникам,..
Мк 10:45 ...Ибо и Сын Человеческий ...
Мк 14:21 ...Впрочем Сын Человеческий идет, как писано о Нем;..
Мк 14:21 ...но горе тому человеку, которым Сын Человеческий предается:..
Мк 14:41 ...вот, предается Сын Человеческий в руки грешников...
Лк 5:24 ...что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи, –..
Лк 6:5 ...И сказал им: Сын Человеческий есть господин и субботы...
Лк 7:34 ...Пришел Сын Человеческий :..
Лк 9:26 ...того Сын Человеческий постыдится,..
Лк 9:44 ...Сын Человеческий будет предан в руки человеческие...
Лк 9:56 ...ибо Сын Человеческий ...
Лк 9:58 ...а Сын Человеческий не имеет, где приклонить голову...
Лк 11:30 ...так будет и Сын Человеческий для рода сего...
Лк 12:8 ...и Сын Человеческий исповедает пред Ангелами Божиими;..
Лк 12:40 ...ибо, в который час не думаете, приидет Сын Человеческий ...
Лк 17:24 ...так будет Сын Человеческий в день Свой...
Лк 17:30 ...так будет и в тот день, когда Сын Человеческий явится...
Лк 18:8 ...Но Сын Человеческий , придя, найдет ли веру на земле?..
Лк 19:10 ...ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее...
Лк 22:22 ...впрочем, Сын Человеческий идет по предназначению,..
Лк 22:69 ...отныне Сын Человеческий воссядет одесную силы Божией...
Ин 3:13 ...как только сшедший с небес Сын Человеческий , сущий на небесах...
Ин 5:27 ...потому что Он есть Сын Человеческий ...
Ин 6:27 ...которую даст вам Сын Человеческий ,..
Ин 12:34 ...кто Этот Сын Человеческий ?..
Ин 13:31 ...ныне прославился Сын Человеческий ,..
Деян 17:26 ...От одной крови Он произвел весь род человеческий ...
Евр 2:6 ...или сын человеческий , что Ты посещаешь его?..

2Мак 7:28 ...и что так произошел и род человеческий ...
3Езд 11:37 ...испустил человеческий голос к орлу и сказал:..
3Езд 13:41 ...где никогда не обитал род человеческий ,..
3Езд 15:36 ...и помет человеческий – до седла верблюда;..
Сир 17:29 ...потому что не бессмертен сын человеческий ...
Тов 8:6 ...От них произошел род человеческий .

Тема этой статьи для меня очень трудна по той причине, что опровергать устоявшееся, широко распространённое мнение не просто, да к тому же кажется абсурдным. Абсурдным более потому, что это мнение освящено многовековой религиозной догмой и практикой церковнослужителей и теологов при осуществлении ими религиозных проповедей и написании богословских книг. Кроме всего прочего, это мнение они подкрепляют авторитетом Священного Писания. Но, как видно, пришло время расставить точки над «i».

Сразу же можно отметить, что введение в широкое сознание людей понятия «Сын Человеческий» положили четыре Евангелия, вошедшие в канон Нового Завета, необходимость написания которых возникла значительно позже Воскресения Христова, когда апостолы начали распространять христианство за пределы Израиля и началось возрастание количества первых христианских общин, и, следовательно, возникла необходимость и единого христианского учения.

В Евангелиях апостолы идентифицировали Сына Божия Иисуса Христа и Сына Человеческого как одну Личность. Но на самом деле это не так. По происшествии многих лет от даты Вознесения Господа, они приписали действия, которые произойдут в будущем в земной жизни Сына Человеческого - Иисусу Христу, равно как и дела и слова Самого Иисуса -– Сыну Человеческому, посеяв таким образом путаницу в формирующемся писании Нового Завета.

Первым о Сыне Человеческом заговорил Спаситель человечества, Господь Иисус Христос проповедью, которая началась, когда Он триумфально входил в Иерусалим на Свою последнюю иудейскую Пасху. Это событие из земной жизни Иисуса христиане отмечают ежегодным праздником «Вход Господень в Иерусалим», который в народе зовётся Вербным воскресеньем.

По всей видимости, времени для уяснения того, что Иисус говорил о другой личности, которая проявится на земном плане позднее, у апостолов было мало, так как до ареста Иисуса оставались считанные часы, самые насыщенные во время Его земного служения, потому что в это время Он впервые прилюдно перед многочисленными толпами стекающихся на праздник Пасхи иудеями назвал Себя Сыном Божиим, единым с Богом-Отцом.

Пророчество о Сыне Человеческом Иисус Христос получил от Бога непосредственно перед Страстной седмицей, когда иудеи отвергли Спасителя и делали всё возможное, чтобы прекратить Его проповедь, чтобы, как они считали «не смущать народ». В конце концов они остановились на том, чтобы предать Его смерти и таким образом обрекли мир на страшные грядущие испытания, когда Зло будет наращивать свою мощь, и бедствия этого Зла достигнут максимального значения в последние времена, за которыми последует Суд.

В результате их ухищрений Иисус был предан казни, пролилась жертвенная Кровь. Воскреснув, Он вознёсся на Небо «ожидая затем, доколе враги Его будут положены в подножие ног Его». (Послание к Евреям 10:13). Если была принесена Жертва, то необходимо определить и воздействие Её во времени, чтобы «и отпадших, опять обновлять покаянием, когда они снова распинают в себе Сына Божия и ругаются Ему.» (Послание к Евреям 6:6), а земля, «производящая терния и волчцы негодна и близка к проклятию, которого конец - сожжение.» (Послание к Евреям 6:8)

Для выполнения этой работы Бог послал в мир Сына Человеческого, который после Вознесения Христа многократно жил с людьми, хорошо их знает и может вынести своё праведное суждение. О должном отношении к Сыну Человеческому людей привожу следующие два отрывка из Священного Писания: "...ибо каждый понесет свое бремя. Наставляемый словом, делись всяким добром с наставляющим. Не обманывайтесь: Бог поругаем не бывает. Что посеет человек, то и пожнет". (Послание к Галатам 6:5-7) "Мы знаем Того, Кто сказал: у Меня отмщение, Я воздам, говорит Господь. И еще: Господь будет судить народ Свой. Страшно впасть в руки Бога живаго!" (Послание к Евреям 10:30,31). Бог живаго, живый, живущий - это и есть Сын Человеческий, то есть - мессия.

По-разному Бог осуществил призвание Сына Божия и Сына Человеческого на Служение. Благодать на Иисуса Христа снизошла во время Крещения Его в Иордане Иоанном Крестителем и знаменовалась Гласом Божиим: «Се - Сын Мой возлюбленный, Его слушайтесь» и нисхождением Духа Святого в образе голубя. Приход же Сына Человеческого будет тайной, как свидетельствует Иоанн Богослов: «Се, иду как тать: блажен бодрствующий и хранящий одежду свою, чтобы не ходить ему нагим и чтобы не увидели срамоты его». (Откровение Иоанна Богослова 16:15). "Он имел имя написанное, которого никто не знал, кроме Его Самого. Он был облечен в одежду, обагренную кровью. Имя Ему: «Слово Божие». (Откровение Иоанна Богослова 19:12,13)

Сын Божий един с Богом в Двоице (Бог-Отец и Бог-Сын), является Творцом нашей Вселенной, Спасителем человечества и Господом, а Сын Человеческий - един с Богом в Троице (Бог-Отец, Бог-Сын и Бог-Дух Святой) и является Иерархом Небесной Церкви, в ведении которого Суд, так как его природа в отличие от Природы Сына Божия двойственна: с одной стороны он обладает полнотой духа человеческого, так как сам он человек, а с другой стороны - наделён Духом Божиим, благодаря Которому может вершить Справедливость.

Он - мессия (автор данных строк), родился и живёт в городе, основанным Петром Великим в честь небесного покровителя - апостола Петра и к нему, к городу Санкт-Петербургу, а также к мессии, который будет в нём жить, относятся слова Иисуса Христа из Нового Завета: «и Я говорю тебе: ты - Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее; и дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах. (Святое Евангелие от Матфея 16:18,19). Богословы считают, что эти слова, обращёны только к апостолу Петру, но на самом деле Спаситель этими словами, словами Бога-Отца, обращался через будущее Время к мессии.

Вывод о том, что это разные личности можно сделать, к примеру, ознакомившись с Книгой Исайи, в 7-ой главе которой можно прочитать: «Итак Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил. Он будет питаться молоком и медом, доколе не будет разуметь отвергать худое и избирать доброе; ибо прежде нежели этот младенец будет разуметь отвергать худое и избирать доброе, земля та, которой ты страшишься, будет оставлена обоими царями ее». (Книга пророка Исайи 7:14-16) Разве Иисуса Христа называли «Еммануил»? («с нами Бог» - по-древнееврейски).

Даже апостолы обращались к Нему и называли Его: «Равви», в переводе на русский - Учитель. А фраза: «…ибо прежде нежели этот младенец будет разуметь отвергать худое и избирать доброе, земля та, которой ты страшишься, будет оставлена обоими царями ее» указывает на то, что жить будет этот младенец в Советской России и к моменту снятия с поста руководителя Советского государства Н.С.Хрущёва ему исполнится 13 лет и также к этому моменту ушли в историю два первых её руководителя: Ленин и Сталин.

Накануне рождения младенца (в полном соответствии с пророчеством Исайи) было знамение: переезд из Европы и обоснование в Нью-Йорке Первоиерарха Русской зарубежной церкви, куда 23 января 1951г. с большим торжеством был доставлен чудотворный список одной из древнейших икон Русской православной церкви - икона Божией Матери «Знамение», обретенная в XIII веке во время монгольского нашествия. Название этого списка: Курская Коренная икона Божией Матери "Знамение", ставшая главной иконой Русского Зарубежья.

То, что на земле проявится ещё одна личность, сопоставимая с Личностью Спасителя, можно убедиться по следующему отрывку из Исайи: «Ибо младенец родился нам - Сын дан нам; владычество на раменах Его, и нарекут имя Ему: Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира. Умножению владычества Его и мира нет предела на престоле Давида и в царстве его, чтобы Ему утвердить его и укрепить его судом и правдою отныне и до века. Ревность Господа Саваофа соделает это. (Книга пророка Исайи 9:6,7).

Как нам известно, при земной жизни такими именами Иисуса не называли. Значит, должен быть другой. И он сейчас находится на Земле, которого так и будут называть, но пока он никем не узнанный. Общеизвестно, что ортодоксальные иудеи, определяющие политику мирового иудаизма в том числе и сионизма, вплоть до сегодняшнего дня не признают Иисуса Христа за мессию. Великие иудейские мудрецы, изучая Тору и пророков, пришли к однозначному мнению, что мессия должен быть самым обыкновенным человеком, который будет женат, у него будут дети. Но он должен быть царской линии Давида, корня Иессея.

«И произойдет отрасль от корня Иессеева, и ветвь произрастет от корня его; и почиет на нем Дух Господень, дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия; и страхом Господним исполнится, и будет судить не по взгляду очей Своих и не по слуху ушей Своих решать дела. Он будет судить бедных по правде, и дела страдальцев земли решать по истине; и жезлом уст Своих поразит землю, и духом уст Своих убьёт нечестивого.

И будет препоясанием чресл Его правда, и препоясанием бёдр Его - истина. Тогда волк будет жить вместе с ягнёнком, и барс будет лежать вместе с козлёнком; и телёнок, и молодой лев, и вол будут вместе, и малое дитя будет водить их. И корова будет пастись с медведицею, и детеныши их будут лежать вместе, и лев, как вол, будет есть солому». (Книга пророка Исайи 11:1-7).

Есть ещё одна характеристика времени мессии, по которой его признают все люди (правда, это пророчество должно совершиться не скоро, а после серии войн) «И будет Он судить народы, и обличит многие племена; и перекуют мечи свои на орала, и копья свои - на серпы: не поднимет народ на народ меча, и не будут более учиться воевать. (Книга пророка Исайи 2:4).

Только после этих грандиозных событий состоится приход Господа Иисуса Христа на облаке: «И взглянул я, и вот светлое облако, и на облаке сидит подобный Сыну Человеческому; на голове его золотой венец, и в руке его острый серп» (Откровение Иоанна Богослова, 14:14) «в Славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы: и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов: и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов - по левую.

Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть: жаждал, и вы напоили Меня: был странником, и вы приняли Меня: был наг, и вы одели Меня: был болен, и вы посетили Меня: в темнице был, и вы пришли ко Мне» (Святое Евангелие от Матфея 25:31-36)

«Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его: ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня» (Святое Евангелие от Матфея 25:41-43).

Тогда и произойдёт встреча Сына Божия с Сыном Человеческим, как свидетельствует пророк Даниил: «Видел я в ночных видениях, вот, с облаками небесными шел как бы Сын человеческий (Сын Божий, Иисус Христос - уточнение автора), дошел до Ветхого днями (мессии, Сына Человеческого - уточнение автора) и подведен был к Нему. И Ему дана власть, слава и царство, чтобы все народы, племена и языки служили Ему; владычество Его - владычество вечное, которое не прейдет, и царство Его не разрушится. (Книга пророка Даниила 7:13,14), как сказано в 1-ом псалме царя Давида: «Сказал Господь Господу моему: сиди одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих».
23.01.14г.
Борис Бериев
Фото из Инета

Далее указывает и другую причину: , - говоря это о Себе Самом. Марк же говорит, что Он сказал это, применяясь и вообще к природе человеческой. Он говорил: (Мк. II, 27) . Но почему же наказан был собиравший дрова в субботу (Числ. XV, 33 дал.)? Потому что законы, пренебреженные в самом начале, едва ли бы впоследствии времени были соблюдаемы. Многую и великую пользу вначале приносила суббота; например, делала людей кроткими, человеколюбивыми к ближним; приводила их к познанию Промысла и управления Божия и, мало-помалу, как говорит Иезекииль, научала их удаляться от зла и располагала к предметам духовным (Иез. XX) . Если бы положивший закон о субботе сказал им: делайте доброе в субботу, а злого не делайте, они не удержались бы и от зла. Поэтому и предписан общий закон: не делайте ничего. Впрочем, они не удержались, не смотря и на это. Таким образом сам Законодатель, предписывая закон о субботе, прикровенным образом указывал на то, чтобы они сообразно с Его волею удалялись (в этот день) от худых только дел. Не делайте , сказано, ничего, разве елика сотворятся души (Исх. XII, 16) . Между тем во святилище было совершаемо все, и даже с большим тщанием и с двойным старанием. Так Господь открывал им истину и самою сению. Итак, столь великое благо, скажешь, Христос разрушил? Никак; но еще более умножил. Настало для них время научиться всему посредством возвышеннейших предметов, и уже не было нужды связывать руки того, кто, освободившись от злобы, стремится ко всему доброму; уже не было нужды научаться из закона, что Бог сотворил все; уже не было нужды быть кроткими по силе закона тем, которые призываются к подражанию благости Божией. Будите , говорит Он, милосерди, якоже и Отец ваш небесный (Лк. VI, 36) . Уже не было надобности один день праздновать тем, которым всю жизнь повелено праздновать. Празднуем , сказано, не в квасе ветсе, ни в квасе злобы и лукавства, но в безквасиих чистоты и истины (1 Кор. V, 8) . Уже нет нужды стоять у ковчега и золотого жертвенника тем, которые имеют в себе самого Владыку всяческих и вступают в общение с Ним всеми способами - и молитвою, и приношениями, и писаниями, и милостынею, и ношением Его внутри себя.

Беседы на Евангелие от Матфея.

Прав. Иоанн Кронштадтский

господь бо есть и субботы Сын Человеческий

Как же не Господь, когда Ты Сам установил ее!

Дневник. Том I. 1856.

Блж. Феофилакт Болгарский

Евфимий Зигабен

господь бо есть и субботы Сын Человеческий

Опять открывает Свое Божество. Иногда Он прикрывает его по причине тупого зрения людей, постоянно всем недовольных, а иногда яснее открывает по причине острого зрения более благопристойных. Говорит: Вочеловечившийся есть Господин и субботы , как Творец и Законодатель ее. Если Я, Господин, присутствую здесь и сношу это, то напрасно вы осуждаете Моих (учеников).

В Евангелии от Марка (2, 27) можно найти и другую защиту со стороны Христа: суббота человека ради бысть, а не человек субботы ради , т.е. субботний покой узаконен для пользы человека, но не наоборот; или: и сама суббота, и все предшествующие ей дни сотворены для пользы человека.

Не должно удивляться, если один евангелист что-либо присоединяет, а другой пропускает. Не одновременно с тем, как Христос говорил, они писали Евангелия, чтобы могли помнить все слова Его, – но спустя много лет. Естественно поэтому, что они, как люди, забыли кое-что. Это объяснение имей в виду при подобного рода прибавлениях и пропусках. Часто некоторые из них пропускали что-либо ради краткости, а иногда как не существенное.

Толкование Евангелия от Матфея.

Лопухин А.П.

ибо Сын Человеческий есть господин и субботы

(Мк. 2:28; Лк. 6:5) . Этот стих у Марка (2:27) предваряется добавлением, что (букв. перев.) суббота была (произошла, установлена) для человека, а не человек для субботы. Слово “Сын человеческий” объяснено выше (см. прим. к 8:20). Спаситель всегда в Евангелиях называл так только Самого Себя, поэтому неправильно мнение, что 8 стих не имеет связи с предыдущими; эта связь ясна. Если тут и может быть вопрос, то только о том, почему Спаситель назвал Себя “Сыном человеческим” перед Своими врагами, т.е. употребил выражение, которого они могли не понимать. На это можно ответить прежде всего, что так Он говорил не один раз (см., например, Мф. 26:64; Мк. 14:62 ; Лк. 22:69). Выражение для врагов Христа всегда имело непонятный смысл, потому что они не хотели понимать слов Иисуса Христа в смысле Мессии. В действительности Христос указал здесь на Свое мессианское достоинство, и потому смысл 8 стиха понятен для нас и, конечно, был понятен апостолам, евангелистам и тогдашним верующим во Христа. Но фарисеи, которым говорил теперь Христос, могли просто связывать выражение “Сын человеческий” с τὸν ἄνθρωπον и ὁ ἄνθρωπος (Мк. 2:28) , о чем ясно говорится у Марка. Однако и враги Христа могли вывести из Его слов, что авторитет Мессии выше законных установлений о субботе.

Пояснение и распространение этого учения Спасителя встречается в Рим. 14:5-6, и Кол. 2:16-17 . Таким образом, смысл разбираемого стиха таков. Сын человеческий может распоряжаться субботой, т.е. субботней деятельностью, может заповедовать ее или прекращать, подобно тому, как хозяин позволяет своим работникам отдыхать или заставляет их работать. Как ни просто все это, обыкновенный человек до Христа не мог додуматься естественным путем до истин, выраженных здесь Христом. Даже и в настоящее время эти истины не всегда бывали понятны и не всегда применяются к делу.

Толковая Библия.

Святой Церковью читается Евангелие от Луки. Глава 19, ст. 1 - 10.

1. Потом Иисус вошел в Иерихон и проходил через него.

2. И вот, некто, именем Закхей, начальник мытарей и человек богатый,

3. искал видеть Иисуса, кто Он, но не мог за народом, потому что мал был ростом,

4. и, забежав вперед, взлез на смоковницу, чтобы увидеть Его, потому что Ему надлежало проходить мимо нее.

5. Иисус, когда пришел на это место, взглянув, увидел его и сказал ему: Закхей! сойди скорее, ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме.

6. И он поспешно сошел и принял Его с радостью.

7. И все, видя то, начали роптать, и говорили, что Он зашел к грешному человеку;

8. Закхей же, став, сказал Господу: Господи! половину имения моего я отдам нищим, и, если кого чем обидел, воздам вчетверо.

9. Иисус сказал ему: ныне пришло спасение дому сему, потому что и он сын Авраама,

10. ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее.

(Лк. 19, 1-10)

Строки сегодняшнего евангельского чтения, дорогие братья и сестры, повествуют о посещении Господом начальника мытарей Закхея в Иерихоне.

Иерихон был богатым городом и важным центром. Он лежал в Иорданской долине и контролировал дороги, ведущие в Иерусалим и переправу через реку Иордан, которые вели в земли восточного берега реки. Около города находился большой пальмовый лес и известная роща бальзамовых деревьев, запах которых наполнял воздух на многие километры вокруг. Когда римляне стали вывозить из Иерихона финики и бальзам, которые приобрели мировую известность, город разбогател еще значительнее и стал приносить казне большие доходы с налогов и пошлин.

Так как Иудея была одной из провинций Римской империи, налоги и пошлины собирало не государство, а арендаторы отдельных областей. Для этого они нанимали из местного населения особых чиновников - мытарей. Государство заранее определяло размер пошлин, а арендаторы и подотчетные им мытари обогащались за счет того, что брали больше. Естественно, что мытарей, то есть сборщиков податей, не любили во всех провинциях империи.

Закхей, имя которого в переводе с еврейского означало «чистый» или «справедливый», был не рядовым сборщиком податей, а начальником, которому, вероятно, были подчинены мытари целого округа. Несмотря на свое богатство, он, по всей видимости, был несчастлив, потому что выбрал занятие, сделавшее его презираемым. Ненавидимый людьми, он стремился к любви Божией.

Узнав о том, что Господь идет через Иерихон, Закхей вышел к сопровождавшей Спасителя толпе, но, будучи мал ростом, не мог увидеть Его. Однако желание непременно видеть Христа было настолько сильно в нем, что, забежав вперед, он взлез на смоковницу, чтобы увидеть Его, потому что Ему надлежало проходить мимо нее (Лк. 19, 4). Смоковница представляла собой дерево с низким стволом и раскидистыми ветвями, на которое можно было легко взобраться. Подходя к этой смоковнице, Спаситель увидел сидевшего на ней Закхея, остановился и сказал ему: Закхей! сойди скорее, ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме (Лк. 19, 5). Закхей поспешил слезть с дерева и пошел с Иисусом в свой дом. В сопровождавшей Спасителя толпе послышался ропот: вероятно, подстрекаемые фарисеями, люди начали роптать, и говорили, что Он зашел к грешному человеку (Лк. 19, 7). Иисус слышал этот ропот, слышал его и Закхей.

Архиепископ Аверкий (Таушев) пишет: «Великая радость по поводу того, что Господь не возгнушался им как грешником, окончательно пробудила совесть Закхея и совершила полный нравственный переворот в его душе. Сознавая, что совесть его нечиста в способах приобретения имения, он дает во всеуслышание торжественное обещание загладить свой грех любостяжания: половину имения моего я отдам нищим, и, если кого чем обидел, воздам вчетверо (согласно с законом о ворах, изложенным в книге Исход 22:1)». Возмещение вчетверо полагалось по закону лишь за умышленный и насильственный грабеж (Исх. 22, 1). В случае обычной кражи, если украденное не могло быть возвращено, хозяину полагалось уплатить возмещение в размере двойной стоимости украденного (Исх. 22, 4; 7). Мы же видим, что Закхей был готов возмещать причиненный им ущерб в объеме гораздо большем, чем того требовал от него закон. Этим он доказал на деле, что стал совсем другим человеком.

Покаяние Закхея является образцом истинного покаяния, которое не ограничивается лишь бесплодным сожалением о содеянных грехах, но стремится загладить эти грехи противоположными им добрыми делами. Ведь покаяние, не подкрепленное делами, доказывающими его искренность, является неправдоподобным. Спаситель призывает нас, дорогие братья и сестры, к исправлению жизни истинным покаянием и замещением наших грехов и страстей благими мыслями и добрыми делами. Помогай нам в этом Господь!

Иеромонах Пимен (Шевченко)

С богословской точки зрения, одной из самых важных характеристик Мессии, содержащихся в синоптических Евангелиях, является выражение "Сын Человеческий". Сразу отметим три момента, которые чрезвычайно важны. Что касается евангельской традиции, то здесь мы видим, что Иисус предпочитал именовать Себя именно так, и это единственное наименование, которым Он свободно пользовался. Во-вторых, надо отметить, что никто другой Иисуса так никогда не именовал. И в третьих, что в Деяниях апостолов и в Посланиях нет свидетельств о том, что ранняя Церковь называла Иисуса Сыном Человеческим. Вне Евангелий это выражение встречается один раз: его использует Стефан, переживая свое видение (Деян. 7:56). Что касается Евангелий, то в них Иисус называет Себя таким образом более 65 раз, и удивительно, что в ранней церкви данное наименование так и не стало обозначением Иисуса.

Что касается отцов церкви, то они понимали это выражение в первую очередь как указание на человеческую природу воплотившегося Сына Божья. Иисус был Богочеловеком, Сыном Бога и Сыном Человека. Многие старые комментарии и статьи, усваивая богословский смысл данного наименования, истолковывают его в первую очередь в соотношении с человеческой природой Иисуса Христа, с тем, что Он стал тождественен человеку. Однако такое толкование ошибочно, так как оно не учитывает значение данного выражения и того исторического фона, в котором оно употреблялось.

Одно из выражений, которое можно сделать применительно к евангельскому образу Иисуса, заключается в том, что Иисус ни в коем случае не мог бы использовать это наименование по отношению к себе, поскольку таковое не существовало в арамейском языке, родном языке Иисуса (в силу лингвистических причин такое выражение было невозможно). Нельзя не согласиться, что греческое ho huios tou anthr?pou совершенно не звучит и по сути дела представляет собой перевод арамейского выражения, которое представляет собой ни что иное, как просто "человек". Это явствует и из самого Ветхого Завета. Например, в Книге Чисел мы читаем: "Бог не человек, чтобы Ему лгать, и не сын человеческий, чтобы Ему изменяться" (Чис. 23:19). "Господи, что есть человек, что Ты знаешь о нем, и сын человеческий, что обращаешь на него внимание" (Пс. 143:3). Данная особенность была тщательно исследована Далманом, который пришел к выводу, что хотя такое наименование и небыло обычным, в качестве указания на Мессию оно могло использоваться в поэзии и в пророчествах с характерным для них возвышенным стилем.

Если лингвистический элемент сохраняет какую-либо значимость, поистине странно, что нигде в Евангелиях не используется как парафраз для обозначения человечества, особенно если принять во внимание, что в форме множественного числа, "т. е. сыны человеческие" оно встречается в Евангелии от марка (Мк. 3:28). Вывод Далмана, согласно которому выражение "Сын Человеческий могло быть наименованием, обозначавшим Мессию, нашел широкое признание в современной библеистике.

Другое замечание сводится к тому, что в устах Иисуса упомянутое наименование используется всего лишь как замена местоимению первого лица, и поэтому означает ничто иное, как "Я ".

Есть несколько мест, которые дают основание думать именно о таком употреблении (ср. Мф. 5:11 с Лк. 6:22). Однако Далман опять указывает, что среди евреев не было принято говорить о себе в третьем лице, и если Иисус и делал так, слово, которое Он использовал, было столь необычным, что требовало особого разъяснения.

Примером того, каким образом обычное выражение превращается в специальный термин, может служить немецкое слово "Fьhrer". По сути дела, оно означает всего лишь вождя, руководителя, проводника, дирижера, однако применительно к Гитлеру оно стало специальным обозначением, указывавшим на главу немецкого рейха.

В связи с рассматриваемым нами наименованием надо обсудить несколько вопросов. Какие сопутствующие значения оно могло иметь для современников Иисуса? Это очень важно, поскольку ясно, что Иисус не использовал бы его, не учитывая того смысла и тех оттенков, которое оно сообщало Его слушателям. Как Иисус использовал это наименование? И наконец какое содержание Он вкладывал в него и что хотел сообщить?

Исторический фон наименования

Мы уже видели, что в Ветхом Завете наименование "сын человеческий" не является чем-то необычным и просто обозначает человечество. Нередко, поясняя те или иные евангельские выражения, исследователи используют данное употребление. В книге пророка Иезекииля наименование "сын человеческий" используется как некое особое имя, посредством которого Бог обращается к пророку. Некоторые ученые считают, что фон для использования данного выражения Иисусом содержится в этой книге, однако такой подход нисколько не объясняет эсхатологического употребления данного наименования в Евангелиях.

Мы считаем, что в данном случае ветхозаветным фоном является видение пророка Даниила, в котором он видит четырех хищных зверей, друг за другом выходящих из моря. Эти образы символизируют последовательную смену мировых империй. Далее говорится: "Видел я… с облаками небесными шел как бы Сын Человеческий, дошел до ветхого днями и подведен был к Нему. И ему дана власть, слава и царство, чтобы все народы, племена и языки служили ему; владычество Его - владычество вечное, которое не пройдет и царство Его не разрушится" (Дан. 7:13-14). В следующих стихах истолковывающих это видение, "как бы Сын человеческий" не упоминается. Вместо него речь идет о "святых Всевышнего" (дан. 7:22). , которых сначала угнетал и поражал четвертый зверь, но которые затем принимают Вечное царство и правят над всей землей" (Дан. 7:21-27).

Ясно по крайней мере одно: в книге пророка Даниила выражение "сын человеческий" нечто меньшее, нежели наименование Мессии. Речь идет об образе, напоминающем человека, в противоположность тем четырем зверям, которые уже появлялись в видении. Кроме того, надо сказать, что, истолковывая данное видение, комментаторы расходятся в трех моментах:

1. Рассматривать ли "Сына человеческого" как отдельную личность, если это символ, представляющий святых Всевышнего?

2. приходит ли Он на землю или же только к Бог?

3. Является ли Он лишь небесным образом или претерпевает страдание и получает отмщение? Ясно, что он тождественен святым, которых и представляет, однако это не исключает того, что он является и отдельной личностью. Хотя в тексте и не говорится, что он приходит на землю, что почти очевидно. Он действительно приходит к Богу с облаками небесными, однако после того, как царство дается святым, чтобы они царствовали над всею Землей. Можно предположить, что это происходит потому, что Сын человеческий, получивший это царство в небесах, приносит его святым на Землю.

Многие исследователи считают, что в данном образе сочетается как страдание, так и последующее отмщение, поскольку сначала святых угнетали, но потом они были отмщены. Однако картина вообще не ясна, поскольку, когда святые страдают на Земле, Сын человеческий получает царство на небе, и, по-видимому, затем приносит его угнетенным святым на Землю. Мы приходим к выводу, что Сын человеческий, о котором говорил Даниил, является небесным, мессианским, эсхатологическим образом, который приносит царство на землю святым, претерпевшим угнетение.

В притчах Еноха (Ен. 37-71) выражение "сын человеческий" становится наименованием предсущей небесной личности, которая, сойдя на землю и воссев на престол суда, осуждает грешников этой Земли, освобождает праведников и царствует, исполненная славы, в то время, как праведники облачаются в одежды славы и жизни и навеки вступают в благословенное общение с Сыном человеческим.

Не совсем ясно, как можно использовать этот образ небесного Сына человеческого в качестве фона к Новому Завету. По-видимому, материал составляющий книгу Еноха состоит из пяти частей, и фрагменты четырех из них были найдены среди сочинений кумранитов, однако никаких фрагментов притчей не было обнаружено. Учитывая это, многие исследователи решили, что Притчи не могли существовать до начала христианской эры и, следовательно, их нельзя использовать для истолкования новозаветной концепции Сына человеческого. Несмотря на то, что все это выглядит убедительно, складывается впечатление, что Притчи все-таки нельзя рассматривать, как образец иудео христианской литературы, поскольку они совершенно лишены каких-либо черт, свойственных литературе такого рода. Исходя из этого, нам остается заключить, что хотя Притчи датируются позднее, чем весь остальной материал Еноха, они представляют собой иудейское сочинение, свидетельствующее о том, каким образом в новозаветные времена в некоторых иудейских кружках осмысляется образ Сына человеческого, представленный в книге пророка Даниила. У нас, однако нет данных, указывающих на то, что Иисус знал эти притчи. В лучшем случае мы можем их использовать лишь для того, чтобы понять умонастроение современных Иисусу иудеев, - то умонастроение, в котором выражение "Сын человеческий" превратилось в мессианское наименование предсущего небесного Существа, которое приходит на землю вместе с Царством Божьим, исполненным славы.

" Сын человеческий " в синоптических Евангелиях

У синоптиков выражение "Сын человеческий" используется в трех аспектах: Сын человеческий во время Его служения на Земле; Сын человеческий в Его страдании и смерти; и Сын человеческий в эсхатологической славе.

А. Земной Сын Человеческий

Мк. 2:10 = Мф. 9:6=Лк. 5:24 Власть прощать грехи.

Мк. 2:27 = Мф. 12:8=Лк. 6:5 Господин субботы.

Мф. 11:9 = Лк. 7:34 Сын Человеческий "ест и пьет".

Мф. 8:20 = Лк. 9:58 Сын Человеческий "не имеет, где приклонить голову".

Мф. 11:32 = Лк. 12:10 Слово на Сына Человеческого будет прощено.

[Мф. 16:13] (Мк. 8:28 пропуск) "За кого люди почитают Меня, Сына Человеческого?"

Мф. 13:37 Сын Человеческий сеет доброе семя.

[Лк. 6:22] (Мф. 5:11 пропуск) Гонения на Сына Человеческого.

Лк. 19:10 Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее.

Лк. 22:48 "Иуда! Целованием ли предашь Сына Человеческого?"

Б. Страдающий Сын Человеческий

Мк. 8:31 = Лк. 9:22 (Мф. 16:21 пропуск) Сын Человеческий должен пострадать.

Мк. 9:12 = Мф. 17:12 Сын Человеческий пострадает.

Мк. 9:9 = Мф. 17:9 Сын Человеческий воскреснет из мертвых.

Мк. 9:31 = Мф. 17:22 = Лк. 9:44 "Сын Человеческий будет предан в руки человеческие".

Мк. 10:33 = Мф. 20:18 = Лк. 18:31 Сын Человеческий будет предан первосвященникам, осужден на смерть и воскреснет.

Мк. 10:45 = Мф. 20:28 Сын Человеческий пришел, чтобы послужить и отдать жизнь Свою.

Мк. 14:21 = Мф. 26:24 = Лк. 22:22 Сын Человеческий идет, как написано о Нем, но горе предателю.

Мк. 14:41 = Мф. 26:45 Сын Человеческий предается в руки грешников.

Мф. 12:40 = Лк. 11:30 "Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи".

С. Апокалиптический Сын Человеческий

Мк. 8:38 = Мф. 16:27 = Лк. 9:26 Сын Человеческий придет в славе Отца Своего со святыми ангелами.

Мк. 12:36 = Мф. 24:30 = Лк. 21:27 "Тогда увидят Сына Человеческого грядущего на облаках с силою многою и славою"

Мк. 14:62 = Мф. 26:64 = Лк. 22:69 "И вы узрите Сына Человеческого, сидящего одесную силы и грядущего на облаках небесных".

Лк. 12:40 = Мф. 24:44 "Ибо в который час не думаете придет Сын Человеческий"

Лк. 17:24 = Мф. 24:27 "Ибо как молния, сверкнувшая от одного края неба, блистает до другого края неба, так будет Сын Человеческий в день Свой"

Лк. 17:26 = Мф. 24:37 "И как было во дни Ноя, так будет и во дни Сына Человеческого"

Мф. 10:23 "Не успеете обойти городов Израилевых как придет

[этот стих может не иметь Сын Человеческий".

апокалиптического характера]

Мф. 13:41 "Пошлет Сын Человеческий ангелов Своих"

[Мф. 16:28] (Мк. 9:1) "Есть некоторые…которые не вкусят смерти, как уже увидят Сына Человеческого, грядущего в Царствии Своем"

Мф. 19:28 "Сядет ли Сын Человеческий на престоле славы Своей"

[Мф. 24:39] (Лк. 17:27 пропуск) "Так будет и пришествие сына Человеческого".

Мф. 25:31 "Когда же придет Сын Человеческий на престоле славы Своей"

Лк. 12:8 (Мф. 10:32 пропуск) "Всякого, кто исповедает Меня пред человеками, и Сын человеческий исповедает пред ангелами Божьими"

Лк. 17:22 "Придут дни, когда пожелаете видеть хотя один из дней Сына Человеческого, и не увидите"

Лк. 17:30 "Так будет и в тот день, когда сын Человеческий явится"

Лк. 18:8 "Но Сын Человеческий пришед, найдет ли веру на земле?"

Лк. 21:36 "Итак, бодрствуйте на всякое время и молитесь, да сподобитесь избежать всех сих будущих бедствий и предстать пред Сына Человеческого"

Ссылки, которые заключены в скобках, по-видимому, редакторского происхождения. В Евангелии от Марка содержатся высказывания всех трех типов, в то время, как источник О сообщает только об одном высказывании, касающемся страданий Сына Человеческого. В источниках, легших в основу Евангелий от Матфея и Луки, Содержатся высказывания как о земном Сыне Человеческом, так и об апокалиптическом. Существует довольно широкое распределение по всем евангельским источникам.

На вопрос о том, восходят ли эти высказывания ко времени Иисуса, или же они были включены в евангельское предание на различных этапах его истории, отвечают по-разному. Назовем пять основных видов истолкования. Согласно "консервативному" крылу ученых-библеистов (представленному такими именами, как Воз, Тернер, Мовинкель, Тейлор, Кульман, Маршал, Гренхельд) все три типа высказываний, если вообще не каждое из них в отдельности, имеют своим автором Иисуса и характеризуют его умонастроение. С точки зрения А. Швейцера, которую ныне поддерживает Иеремиас, только эсхатологические высказывания являются подлинными (и от Иисуса ожидали, что именно Он и есть небесный сын Человеческий в грядущем конце этого века). С точки зрения Бультмана, к которому присоединяются Борнкам, Тодт, Ханн и Хигенс, подлинными представляются только высказывания апокалиптического характера. Однако, говоря о сыне Человеческом, Иисус имел в виду не Себя, но какой-то иной апокалиптический образ, иную апокалиптическую личность, которая будет судить людей в конце этого века, исходя из того, какую связь они имели с Иисусом (Лк. 12:8). В последнее время несколько радикально настроенных исследователей, отвергнув подлинность всех высказываний, приписали их авторство христианской общине. среди них можно назвать Типла и перрина. Несколько ученых, и в первую очередь е. Швейцер, настаивают на подлинности тех высказываний, в которых речь идет о земном Иисусе, но в то же время они весьма скептически относятся к тому, каком виде до нас дошли изречения двух других групп. Признавая подлинность нескольких апокалиптических высказываний, Швейцер истолковывает их в смысле грядущего вознесения. С его точки зрения, Иисус ожидал, что Бог вознесет Его от Его страданий и уничижения и будет свиде тельствовать за или против тех, кто появится перед престолом божьим в день последнего суда. Надо сказать, что позицию Швейцера одобряет М. Блек.

Надо сказать, что когда ученые оценивают достоверность тех или иных высказываний о Сыне Человеческом, на их оценку влияют соображения догматического порядка. Взгляд исследователя на сущность исторического процесса является критерием того, что ему кажется истинным или ложным в отношении Иисуса. "В вопросе о Сыне Человеческом принципиально важным является не проблема подлинности той или иной группы высказываний, но вопрос о природе исторического процесса". В современном ученом мире принято считать, что евангельский образ Иисуса - это образ человека, наделенного трансцендентным самосознанием и, как полагала раннехристианская церковь, утверждавшего, что в день суда он предстанет как эсхатологический Сын Человеческий. Однако, считают ученые, "история" - это повествование о людях, а не о божественных существах. В истории нет места для воплотившегося божества, и, следовательно, образ, который мы имеем в Евангелиях, рожден христианской общиной и является плодом христианской веры.

Несколько иной подход можно наблюдать у тех исследователей, которые полагают, что Иисус не заявлял о Себе как об эсхатологическом Сыне Человеческом, поскольку нормальный человек не стал бы делать такого утверждения. Более того, использование данного наименования для описания земного служения предполагает совершенно однозначное утверждение, на которое обратили внимание некоторые исследователи: утверждение о некоем предсущем небесном мессии, который неожиданно появляется среди людей в образе человека. Типл, например, пишет об этом так: "Если Иисус действительно считал, что в Своем нынешнем служении Он был Сыном Человеческим, в Его мозгу должно было произойти нечто невероятное. Ему надо было поверить, что Он сам как Сын Человеческий существовал на небесах от начала века, затем сошел на Землю, а потом опять взойдет на небо и снова вернется на Землю". Уже само утверждение о том, что такая мысль должна представляться Иисусу чем-то невероятным, отражает те предпосылки, согласно которым делается вывод, что может быть истинным в истории, а что не может быть таковым.

Другим моментом, оказывающим влияние на объективность оценки, является акцент на так называемой формальной последовательности. Суть ее такова: если один ряд высказываний является подлинным, то тем самым он исключает подлинность другой группы высказываний. "Если под Сыном Человеческим понимать только неземного трансцендентного Мессию… тогда нельзя объяснить, каким образом уже во время Своего земного служения Иисус мог назвать Себя Сыном Человеческим со всеми вытекающими от сюда правами. " Однако представления о земном и апокалиптическом Сыне Человеческом вовсе не обязательно исключают друг друга, и это доказывается хотя бы тем фактом, что в Евангелиях обе концепции сведены воедино. Следовательно, нет никакой априорной причины, на основании которой можно было бы считать, что в сознании Иисуса они существуют порознь. Мысль о том, что Сын Человеческий представляет Собой некую эсхатологическую личность, отличную от Иисуса (именно такая точка зрения является главенствующей в немецком богословии), весьма проблематична, поскольку нет ни малейшего свидетельства тому, что Иисус ожидал кого-то большего нежели Он сам, тогда как о противоположном свидетельствует многое.

Мы утверждает, что единственная обоснованная критическая позиция сводится к тому, что во всех ветхозаветных источниках Иисус, и только Иисус использовал наименование Сын Человеческий для обозначения Себя Самого. Что касается сторонников критики формы, то они настаивают на критерии так называемого несходства, суть которого сводится к тому, что лишь те высказывания можно с уверенностью считать подлинными, которые не имеют параллелей ни в иудаизме, ни в ранней церкви. Если этот принцип применить к высказываниям о Сыне Человеческом, то надо будет признать, что идея о том, что Он появится на земле уничиженный, дабы пострадать и умереть, не имеет параллелей ни в иудаизме, ни в ранней церкви. Церковь часто говорила о страданиях Иисуса Христа, но никогда - о страданиях Сына Человеческого. Тот факт, что данное наименование употребляет один лишь Иисус, "по-видимому убедительно доказывает, что оно без всякого сомнения было тем наименованием, которым Иисус обозначал Самого Себя". Это довольно сильный довод, однако большинство критиков, включая Борнкама, не в состоянии признать его убедительной силы. Если Иисус действительно говорил о Себе как о Сыне Человеческом в Его земном служении, тогда единственным серьезным аргументом против подлинности эсхатологических высказываний является их возможная несовместимость с теми высказываниями, в которых речь идет о земле. Более того, это сообразуется с принципом несходства, если мы соотнесем представление об эсхатологическом Сыне Человеческом с представлениями о Нем, как об уже совершающем Свое смиренное служение на Земле. Таким образом, для сторонников непредвзятого индуктивного метода существует хорошее критически выверенное обоснование расценить все три типа высказываний как подлинные.

Земное служение Сына Человеческого Примером данного раздела может служить то, что мы обнаруживаем в Евангелии от Марка. Исповедание Петром мессианской природы Иисуса, совершившееся в Кесарии Филипповой, знаменует поворотный пункт в самооткровении Иисуса Своим ученикам. До Кесарии Он говорил о Себе как о сыне Человеческом в земном измерении, но после этого появляются два новых момента: Сын Человеческий должен пострадать и умереть, однако затем Он придет уже в Своем эсхатологическом статусе, чтобы судить и править в эсхатологическом Божьем Царстве.

У Марка мы находим два варианта использования этого наименования в начале Иисусова служения. Отвечая на критику, которой Он был подвергнут после того, как простил грехи расслабленному, Иисус говорит: "…Сын Человеческий имеет власть на Земле прощать грехи" (Мк. 2:10). Словосочетание, встречающееся в данном высказывании, нередко истолковывается как синоним к слову "человечество", но не как мессианское наименование, однако, учитывая смысл контекста, надо сказать, что такое толкование вряд ли возможно. Прощать грехи по-прежнему прерогатива Бога, а не человека. По сути дела здесь Иисус был обвинен в богохульстве, поскольку только Бог может прощать их (ст. 7). Как Сын Человеческий Иисус в данном случае настаивает на том, что имеет власть прощать грехи. Следует обратить внимание и на выражение "на земле". Предполагается наличие контраста между небом и землей, однако не между той божественной прерогативой, которая осуществляется на небе и властью Иисуса на земле. Контраст скорее предполагает наличие двух аспектов в авторитете Иисуса. Он обладает им как небесный Сын Человеческий, но теперь низводит его на землю, проявляя Свою власть среди людей.

Свое поведение Иисус противопоставляет тому, как вел себя Иоанн Креститель. Иоанн пришел как аскет, Иисус же, будучи Сыном Человеческим, пришел как обычный человек, который ест и пьет (Мф. 11:19=Лк. 7:34).

Далее мы видим, что фарисеи осуждают Иисуса за то, что Он не соблюдает предания книжников о том, что касается субботы. Отстаивая то, что Он делает Иисус говорит: "Суббота для человека, а не человек для субботы, посему Сын Человеческий есть господин и субботы" (Мк. 2:27,28). Чтобы ни значило это высказывание, нет оснований говорить, что человечество как таковое обладает некоторой верховной властью над субботой и что, следовательно, каждый человек может устанавливать свои правила ее соблюдения. Будучи Сыном Человеческим Иисус говорит о том, что Он имеет власть истолковывать те предписания относительно субботы, которые были установлены книжниками. Речь идет о том, что суббота не является чем-то самодовлеющим, но сотворена для человека. В данном контексте наименование "Сын Человеческий" предполагает определенные смысловые оттенки, касающиеся человеческой природы Иисуса. Мессианское служение Иисуса включает в себя определенную причастность к природе человека, и поэтому все, что касается человечества как такового, попадает под власть и авторитет Сына Человеческого. Совершенно невозможно представить, чтобы Иисус считал, что человечество имеет верховную власть над субботой. Весьма важны слова Иисуса о том, что "Сын Человеческий есть господин и субботы". В этом конкретном случае власть, которой обладает сын Человеческий, простирается даже до заповеди о соблюдении субботнего дня.

Говоря о хуле на Святого Духа, Иисус связывал Себя с той силой, которая в Нем действует. Можно говорить против Сына Человеческого и получить прощение, но если человек духовно слеп, что не в состоянии отличить Дух Божий от сатанинской власти, и поэтому готов приписать дьяволу ту силу, которая действует в Иисусе, он достиг такого ожесточения, что уже никогда не может быть прощен (Мф. 12:31-32). В данном случае Иисус не стремиться к тому, чтобы противопоставить ту работу, которую Он совершал как сын Человеческий, работе Святого Духа; Он, скорее, описывал два этапа в постепенном помрачении человеческого сердца. Можно говорить против Иисуса, против Сына Человеческого и все-таки получить прощение. Иисус признавал, что Его мессианское предназначение было таковым, что люди легко могли обидеться на Него (Мф. 11:6). Но если человек доходил до того, что начинал усматривать источник силы Иисуса в сатане, он терял возможность спасения.

Что касается другого высказывания (хронологию которого установить довольно трудно), то его лучше всего понимать в контексте мессианского достоинства. Книжнику, который хотел последовать за ним Иисус говорит: "Лисицы имеют норы, и птицы небесные - гнезда, а Сын Человеческий не имеет где приклонить голову" (Мф. 8:20; Лк. 9:58). Если слова выглядят довольно блекло, если под выражением "Сын Человеческий" понимать только синоним слову "Я"; если же допустить, что данное наименование указывает на статус Иисуса как небесного Мессии, оно тот час исполняется глубокого смысла: "Я, наделенный мессианским достоинством Сына Человеческого, вынужден жить в уничижении, которое никак с этим достоинством не согласуется".

Сознание мессианства выражено и в следующих словах: "Ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее" (Лк. 19:10).

Все эти высказывания смущали иудеев. Независимо от того, отражали ли притчи Еноха современное Иисусу иудейское умонастроение, иудеи были знакомы с видением Даниила о "как бы сыне человеческом", и если Иисус использовал это наименование для того, чтобы обозначить Себя в Своем земном служении, было очевидно, что в нем Он недвусмысленно заявляет о Себе как о небесном предсущем, похожем на человека существе. Использование этого наименования в данном контексте предполагает весьма решительное и неожиданное утверждение, доходящее до исповедания Своей божественно природы. Возможность оставаться небесным Сыном Человеческим, пребывая в смиренном уничижении, и в то же время сохранять за Собой достоинство небесного предсущего Человека - в этом суть мессианской тайны.

Страдающий Сын Человеческий.

Как только ученики убедились, что Иисус действительно, в каком-то смысле, мессия, исполняющий пророческие упования Израиля, Иисус начал говорить нечто новое: "И начал учить их, что Сыну Человеческому много должно пострадать, быть отвержену старейшинами, первосвященниками и книжниками, и быть убиту, и в третий день воскреснуть" (Мк. 8:31). Именно за эту мысль, то есть за то, что Сын Человеческий должен умереть, Петр и начал упрекать Иисуса; идея умирающего сына Человеческого или умирающего Мессии совершенно не укладывалась в его сознании и выглядела как нечто противоречивое по своей сути.

Такая ситуация ставит перед нами еще один вопрос, касающийся тех упований, которые лелеяли современные Иисусу иудеи. Вопрос таков: существует ли какая-либо связь между представлениями о мессианском Сыне человеческом и Страдающем Рабе из 53 главы книги Исаии? Нет сомнения, что порой иудаизм истолковывал это великое пророчество в мессианском смысле. В данном случае нам не так уж важно, что значит эта глава в ее собственном историческом контексте; мы заинтересованы лишь в том, чтобы выяснить как ее понимали иудеи. Иеремиас утверждает, что представление о страдающем Мессии восходит к дохристианским временам. Однако в иудаизме Его страдания это результат борьбы с врагами, а не страдания искупительной смерти. Нет никакого сомнения, что образ сына Человеческого, который мы встречаем в притчах Еноха имеет нечто общее с тем образом раба, который предстает перед нами в 53 главе книги пророка Исаии. Однако, одна весьма важная черта - искупительное страдание ради кого-то другого - совершенно отсутствует в упомянутых притчах. Поэтому мы должны согласиться с теми исследователями, которые не находят никакой связи между Мессией и Страдающим Рабом и дохристианском иудаизме.

Далее Марк пишет, что Иисус не раз говорил Своим ученикам о том, что будет предан в руки человеческие и приговорен к смерти. Он говорил о Своей смерти как о смерти Сына Человеческого, но не Мессии, однако это только обостряло проблему, вставшую перед учениками. Если мессия - это царь из колена Давидова, который поражает своих врагов дыханьем своих уст, то в таком случае Сын Человеческий - это небесное сверхъестественное существо. Как же оно может умереть?

Самое яркое высказывание о Его смерти содержится в 10 главе Евангелия от Марка (Мк. 10:45), где говорится, что умереть за человечество - это Его (как Сына Человеческого) мессианская миссия. "Ибо и Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих" (Мк. 10:45). "Здесь звучит основная тема гимнов eled Yahweh, и это представляет собой аллюзию на 53 главу книги пророка Исаии (Ис. 53:5)… Иисус сознательно объединил в Себе две основных концепции иудейской веры, barnasha и eled Yahweh". Идея искупления (lytran) как бы косвенно намекает на тот грех, о котором говорится в 53 главе книги пророка Исаии (Ис. 53:10). И в слове "многие" слышится отголосок тех многих, о которых не раз говорится у Исаии (Ис. 53:11-12). Иаков широко распространенный "консервативный" взгляд на использование Иисусом наименования "Сын Человеческий". Он берет выражение, которое встречается в книге пророка Даниила (и которое не слишком широко использовалось в современных Ему иудейских упованиях) и радикально Его переосмысляет. Сын Человеческий - это не только небесное предсущее существо; слабый и уничиженный, Он появляется среди людей как человек, дабы исполнить возложенную на Него миссию страдания и смерти. Иными словами, то содержание, которое предполагалось в образе Страдающего Раба, Иисус вкладывает в концепцию Сына Человеческого.

Апокалиптический образ Сына Человеческого

Возвестив о Своем страдании, Иисус в то же время возвестил и о Своем пришествии во славе. После Кесарии Филиппийской сказания о Его пришествии как пришествии Сына Человеческого во славе, начинают появляться относительно часто. Эта идея была хорошо знакома Его слушателям, поскольку они знал и пророчество Даниила. Однако мысль о том, что сначала небесный Сын Человеческий будет жить среди людей как человек и затем будет подвержен страданию и смерти, были чем-то совершенно новым.

Быть может наиболее ярким апокалиптическим высказыванием является то, которое мы уже обсуждали, - ответ Иисуса на вопрос первосвященника о том является ли Он Мессией или нет? Независимо от того, как Он отвечает ("Я" Мк. 14:62 или "Ты сказал" Мф. 26:64), результат один и тот же. Возвещая о Своем мессианстве, Он тотчас определяет то, что имеет в виду: "отныне узрите Сына Человеческого, сидящего одесную силы и грядущего на облаках небесных" (Мф. 26:64). Иисус - Мессия, но Мессия как небесный Сын Человеческий, а не как земной царь из Давидова колена. По сути дела, Он говорит Сам обвинителям о том, что однажды наступит день, когда ситуация изменится. Ныне Он стоит перед их судилищем, однако настанет день, когда они Его судьи, предстанут перед Его судом, и Он, небесный Сын Человеческий, станет эсхатологическим судьей.

После выхода в свет книги Глессона "Второе пришествие" многие ученые приняли его точку зрения, согласно которой Иисус, отвечая первосвященнику, говорит не о пришествии на землю, а всего лишь о вознесении и пришествии к Богу. Однако нельзя пройти мимо аргумента, касающегося порядка слов в данном предложении: сначала речь идет о сыне Человеческом, "сидящем одесную силы"), так и о парусии (пришествии).

Заключение

Итак, мы можем заключить, что, используя выражение "сын Человеческий", истолкованное в присущем Ему историческом и религиозном контексте, Иисус как бы заявлял права не только на мессианское достоинство, но и соответствующую мессианскую роль. По сути дела, исповедание Себя Сыном Человеческим подспудно предполагало нечто большее, чем просто мессианское достоинство, поскольку несло в себе смысловые обертоны, указывающие на сверхъестественную природу и сверхъестественное происхождение. Иисус не называл Себя Мессией, поскольку Его миссия принципиально отличалась от того, что возникало в обыденном сознании при употреблении этого слова. Он именовал Себя Сыном Человеческим, поскольку, звуча весьма возвышенно, это наименование давало Ему возможность наполнить его новым содержанием и смыслом. Он и делал это, связывая ту роль, которую выполнял "Сын Человеческий", с ролью Страдающего Раба. Как только ученики убедились в том, что Иисус действительно Мессия, хотя и какой-то другой, Он более пространно пояснил им о том, каково предназначение Сына Человеческого. Сначала Ему надо пострадать и умереть, а затем Он придет во славе (как предсказано в 7 главе книги пророка Даниила), чтобы возвестить о наступлении Царства Божья, которое тоже наступит в силе и славе. Используя данное наименование, возвещая о своем небесном достоинстве и, быть может, даже о самом предсуществовании, и в то же время говорил, что Он Тот, Кто однажды возвестит о наступлении Царства во славе. Однако, чтобы исполнить это, Сын человеческий должен стать Страдающим Рабом и пойти на смерть.

В некоторых моментах учение Иисуса о Сыне Человеческом и учение о Божьем Царстве имеют прямую аналогию. Мы уже видели, что Царство Божье - это полное и совершенное осуществление Божьего правления, исполненного славы, которое можно будет пережить только с наступлением грядущего века. Однако до того, как Царство Божье наступит во славе, оно, то есть царственное Божье правление, уже неожиданным образом заявило о себе среди людей. Царство действует среди них таинственным образом, и, хотя этот порочный век еще длится, оно начало свою тайную работу, почти не замеченную миром. Его присутствие видят только те, кто наделен духовным восприятием. В этом тайна Царства: впервые в служении Иисуса Христа тайный Божественный замысел был открыт людям. Грядущее апокалиптическое Царство, исполненное славы, таинственным образом уже наступило, чтобы оказывать влияние на людей до того, как оно появится в открытую.

Нечто подобное мы видим и в том, что касается и Сына Человеческого. Однажды Иисус придет как небесный, исполненный славы Сын Человеческий, грядущий с облаками, дабы судить людей и утвердить Свое Царство. Однако до Своего апокалиптического явления в этом статусе Иисус предстает как Сын Человеческий, который сокровенным образом, инкогнито, живет среди людей, и служение которого состоит не в том, чтобы царствовать во славе, но в том, чтобы в смирении и уничижении пострадать и умереть за них. Грядущий небесный Сын Человеческий уже присутствует среди людей, однако не так, или почти не так, как они Его ожидали. То есть мы имеем дело не только с тайной Царства Божья, но с тайной Мессии.

Назвав Себя Сыном Человеческим, Иисус возвестил о Себе как о Мессии, однако, по-особому используя это наименование, Он указал, что Его мессианство совершенно отлично от того, которое было принято ожидать. Наименование "Сын Человеческий" позволило Ему, возвестив о Своем мессианском достоинстве, по-особому истолковать мессианское служение. Таким образом, надо признать, что люди не были готовы принять эту весть, поскольку имели ошибочное представление о Мессии, однако она была предназначена для того, чтобы побудить тех, кто духовно был готов ответить на реальное присутствие мессии, пусть даже в Его неожиданной мессианской роли.