"Прежде нежели был Авраам, Я есмь. Увидел день Мой и возрадовался". Толкование. Основы библии пособие для самостоятельного познания того, о чем рассказывает библия, которое помогает Авраам отец ваш рад бы был, дабы видел день Мой

Истинно, истинно говорю вам: кто соблюдет слово Мое, тот не увидит смерти вовек.

Иудеи сказали Ему: теперь узнали мы, что бес в Тебе. Авраам умер и пророки, а Ты говоришь: кто соблюдет слово Мое, тот не вкусит смерти вовек.

Неужели Ты больше отца нашего Авраама, который умер? и пророки умерли: чем Ты Себя делаешь?

Иисус отвечал: если Я Сам Себя славлю, то слава Моя ничто. Меня прославляет Отец Мой, о Котором вы говорите, что Он Бог ваш.

И вы не познали Его, а Я знаю Его; и если скажу, что не знаю Его, то буду подобный вам лжец. Но Я знаю Его и соблюдаю слово Его.

Авраам, отец ваш, рад был увидеть день Мой; и увидел и возрадовался.

На это сказали Ему Иудеи: Тебе нет еще пятидесяти лет,- и Ты видел Авраама?

Иисус сказал им: истинно, истинно говорю вам: прежде нежели был Авраам, Я есмь.

Тогда взяли каменья, чтобы бросить на Него; но Иисус скрылся и вышел из храма, пройдя посреди них, и пошел далее.

От Иоанна 8:51-59

Толкование блаженного Феофилакта Болгарского

Блаженный Феофилакт Болгарский

Ин.8:51. Истинно, истинно говорю вам: кто соблюдет слово Мое, тот не увидит смерти вовек.

Что же он сказал им? «Кто соблюдет Мое слово» , то есть с верою соединит и жизнь чистую (ибо тот только истинно соблюдает учение Господне, кто имеет и жизнь чистую), такой не увидит смерти, которою умирают грешники, предаваемые в будущем веке бесконечному мучению и отпадающие от истинной жизни.

Вместе с сим дает им знать, что если соблюдающий слово Мое не умирает, тем более - Я. Зачем же вы хотите убить Меня, над Которым смерть имеет так мало власти, что Я даже и другим дарую истинную жизнь? Ибо, хотя верующие умирают телесно, однако, они живы в Боге.

Ин.8:52. Иудеи сказали Ему: теперь узнали мы, что бес в Тебе. Авраам умер и пророки, а Ты говоришь: кто соблюдет слово Мое, тот не вкусит смерти вовек.

Что же говорят на это иудеи? Они считают Его за беснующегося, как будто бы Он от повреждения рассудка говорит какие-то странности. Умерли Авраам и пророки, которые слышали слова Божии, как же не умрут Твои слушатели? «Теперь, - говорят, - мы истинно, то есть вполне и твердо, узнали, что Ты, говоря это, беснуешься».

Ин.8:53. Неужели Ты больше отца нашего Авраама, который умер? и пророки умерли:

Безумцы, не понимая, о какой смерти говорил Господь, что она не коснется верующих в Него, говорят Ему нечто безрассудное и безумное. Смотри, как они отвечают. Им следовало бы сказать: «Неужели Ты больше Бога? Слушавшие слово Божие умерли, а слушающие Твое не умрут.» Но они не так. Желая показать, что Он меньше и Авраама, говорят: «Неужели Ты больше отца нашего Авраама?»

Сам Господь не открывает им, о какой Он сказал смерти. А что Он выше Авраама, в этом убеждает немного после. Чем Ты Себя делаешь?

Говорят это в обиду. Ты, недостойный ни одного слова, Сын плотника, Галилеянин, чем Ты Себя делаешь? Ни дела, ни истина, ни Писания, но Ты Сам чем Себя делаешь? Ибо Ты Сам присвояешь Себе славу.

Ин.8:54. Иисус отвечал: если Я Сам Себя славлю, то слава Моя ничто. Меня прославляет Отец Мой, о Котором вы говорите, что Он Бог ваш.

Говорит на это Господь: «Если Я Сам Себя славлю, то слава Моя ничто , как и вы думаете. Но ныне славящий Меня есть иной, именно Отец Мой»

Отец прославлял Его всячески, то пророчествами о Нем, то свидетельством с небес, то бесчисленными и безмерными чудесами. О сем Отце вы говорите, что Он Бог ваш. Но вы не признаете Его ни Отцом Моим, ни Богом вашим. Если бы вы признавали Его Отцом, вы почитали бы Сына Его. А ныне вы Сына Его не почитаете. Очевидно, вы не признаете Его Отцом Моим. Но вы не признаете Его и просто Богом. Иначе вы боялись бы слов Его, как Бога. Ныне же вы решительно пренебрегаете Им. Он постановил законом: «не убий». Вы ищете убить Меня и притом тогда, как не можете обличить Меня во грехе.

Ин.8:55. И вы не познали Его, а Я знаю Его;

Отселе ясно, что вы совершенно не знаете Его. А Я знаю Его по природе, имею совершенное знание о Нем. Ибо, каков Я, таков и Отец. А как Я Сам Себя знаю, то знаю и Его.

и если скажу, что не знаю Его, то буду подобный вам лжец.

Ибо вы лжете, хвалясь, что знаете Его; а Я отрекусь от истины, если, зная Его, скажу, что не знаю.

Но Я знаю Его и соблюдаю слово Его.

Чем же Ты докажешь, что знаешь Его? «Тем, - говорит, - что Я соблюдаю слово Его , то есть заповеди Его.» Ибо Я не противник Ему, иначе Я хвалился бы, как богопротивник, ни заповедей Его не нарушаю. А вы, преступники Его заповедей, находитесь в плену, предаваясь злым похотям, жаждете убийства и многое другое, воспрещенное законом, совершаете со страстью и тем ясно обнаруживаете, что не знаете Его. Ибо, если бы вы знали Его, вы соблюдали бы слово Его, то есть заповеди.

Иные же слова «соблюдаю слово Его» понимают так: потому Я знаю Его, что в Самом Себе имею неизменный образ Существа Его, то есть бытия, и какой образ Естества у Отца, такой же и у Меня. Ибо у Отца и Сына одно и то же Естество и один и тот же образ бытия. Посему Я знаю Отца, ибо соблюдаю неизменный образ Существа Его.

Такой оборот речи у Писания в обычае. Например, по-славянски говорится «даждь нам помощь от скорби: и суетно спасение человеческо» (Пс. 59:13) . Здесь частица «и» употреблена вместо «ибо», и речь имеет такой смысл: дай нам помощь, ибо спасение от человека ненадежно. Так и в сих словах «Я знаю Его, и соблюдаю слово Его» частица «и» поставлена вместо «ибо». «Ибо, - говорит, -Я соблюдаю слово Его ».

Ин.8:56. Авраам, отец ваш, рад был увидеть день Мой; и увидел и возрадовался.

Здесь утверждает, что Он больше Авраама. Выше они говорили Ему:«Неужели Ты больше отца нашего Авраама?» Здесь Он отвечает: «Да, Я больше».

Он «рад был увидеть день Мой» , то есть считал его приятным, вожделенным и радостотворным, как день весьма благотворный и как день не малого кого-нибудь, не обыкновенного человека, но Большого. «Днем» называет Крест, ибо его прообразовал Авраам в принесении Исаака и в заклании овна. Как тот нес дрова, так Господь нес крест, и как Исаак был оставлен, а заколот овен, так Он, как Бог, пребыл вне страдания, а пострадал Человечеством и плотию. Провидя сей день Креста, как день всемирного спасения, Авраам возрадовался. Показывает и то, что Он добровольно идет на страдания, так как хвалит того, кто радовался о Кресте: ибо чрез него спасение вселенной.

Иные под «днем» разумеют все время явления Христа во плоти, которое провидя, Авраам возрадовался, что от него и его потомства произойдет Спаситель. А может быть, и не один только Авраам радовался, но и все, как Давид говорит: «Сей день сотворил Господь: возрадуемся и возвеселимся в оный!» (Пс. 117:24).

Ин.8:57. На это сказали Ему Иудеи: Тебе нет еще пятидесяти лет, - и Ты видел Авраама

Иудеи, не в силах будучи возвыситься до смысла слов Его, вместо того, чтобы спросить и узнать, о каком Он говорит дне, который видел Авраам, еще более осмеивают Его, будто бы Он говорит что-то безрассудное. «Тебе , - говорят, - нет еще пятидесяти лет, и Ты видел Авраама?» Сказали так, думая, что Господу близ пятидесяти лет, тогда как Ему было около тридцати трех лет.

Отчего не сказали они «Тебе нет еще сорока лет», но - «пятидесяти»? Об этом излишне бы и спрашивать. Может быть, они упомянули о пятидесяти годах без определенной мысли. Однако же, некоторые говорят, что они так сказали потому, что у них особенно чтился пятидесятый год, то есть юбилейный год, в который рабов отпускали на свободу, покупщики уступали свои приобретения и делали все иное, что относилось к чести.

Ин.8:58. Иисус сказал им: истинно, истинно говорю вам: прежде нежели был Авраам, Я есмь.

Что же Господь говорит? «Прежде нежели был Авраам, Я есмь» . Смотри, не сказал «прежде нежели был Авраам, Я был», но - «Я есмь» . Ибо это изречение «есмь» свойственнее Богу, потому что означает бытие непрерывное и всегдашнее. Так и Отец Его в Ветхом Завете выразился о Себе: «Аз есмь Сый» (Исх. 3 :14). Об Аврааме, как тленном, прилично сказал «был». Ибо что получило бытие, то и разрушается. А слово «есмь» указывает на свободу от всякого тления и на божественную вечность.

Ин.8:59. Тогда взяли каменья, чтобы бросить на Него; но Иисус скрылся и вышел из храма, прошед посреди них, и пошел далее.

Посему и они это изречение, как приличное одному только Богу, приняли за хулу и взяли каменья на Него. Но Он опять со смирением скрывается, чтобы не умереть прежде определенного для Его смерти времени.

Как же скрывается? Он не спрятался в угол храма, не убег в домик, не прислонился к стене или за столб, но Божескою властью Сам Себя сделал невидимым для наветников хотя вышел и посреди них. «И пошел далее» , то есть пошел так, просто, до некоторого времени.

Смотри, пожалуй, как Он исполнил все со Своей стороны: Он достаточно научил их и о Себе, и об Отце, и указал истинное благородство и свободу в свободе от грехов; объяснил, что одно только рабство постыдно, рабство греху, - и вообще ничего нужного не опустил. А они бросают каменья в Него. Посему-то Он и оставляет их, как уже не способных к исправлению.

Заметь, что каменья бросают те, о которых евангелист сказал, что они уверовали в Него (Ин. 8:30-31). Значит, вера их была не вера, но какое-то привременное и холодное расположение к речам Христовым.

Вконтакте

Ст. 56-59 Авраам отец ваш рад бы был, дабы видел день Мой: и виде и возрадовася. Реша убо Иудее к Нему: пятидесят лет не у имаши, и Авраама ли еси видел; Рече (же) им Иисус: аминь, аминь глаголю вам: прежде даже Авраам не бысть, Аз есмь. Взяша убо камение, да вергут Нань: Иисус же скрыся и изыде из церкве, прошед посреде их: и мимохождаше тако

Авраам, отец ваш, рад бы был, дабы видел день Мой: и виде и возрадовася . Опять показывает, что они чужды Аврааму, так как чему он радовался, о том они скорбят. А под днем, мне кажется, Он разумеет здесь день креста, который (Авраам) прообразовал принесением овна и Исаака. Что ж они? Четыредесят лет [В славянском переводе Библии: «пятидесят»] не у имаши, и Авраама ли еси видел? . Христос говорит им: прежде даже Авраам не бысть, Аз есмь. А они взяша камение, да вергут Нань . Видишь ли, как Он доказал, что Он больше Авраама? Кто рад был видеть день Его и почитал это для себя вожделенным, тот, очевидно, признавал это для себя благодеянием и был меньше Его. А так как они говорили, что Он – сын тектона, и ничего большего о Нем не представляли, то Он мало-помалу возводит их к высокому о Себе понятию. Итак, когда они услышали, что не знают Бога, тогда не огорчились; а когда услышали: прежде даже Авраам не бысть, Аз есмь , тогда – как будто унижалось их благородство – они вознегодовали и стали бросать камни. Видел день Мой, и возрадовася. Этим показывает, что не поневоле идет на страдание, потому что хвалит того, кто радовался о кресте, так как крест был спасением вселенной. А они бросали камни: так-то они склонны были к убийству и делали это самовольно, без всякого исследования.

Почему же Он не сказал: прежде даже Авраам не бысть, Я был, но – Аз есмь ? Как Отец Его употребил о Себе это слово: есмь , так и Он. Оно означает присносущность бытия, независимо ни от какого времени. Поэтому слова Его и показались им богохульными. И если они не потерпели сравнения с Авраамом, хотя это и не так важно, то могли ли перестать бросать в Него (камни), когда Он стал часто сравнивать Себя с Богом? Поэтому Он, действуя по-человечески, снова убегает и скрывается. Предложив им достаточное наставление и исполнив Свой долг, Он вышел из церкви и пошел исцелять слепого, чтобы самими делами показать, что Он прежде Авраама. Но, может быть, кто-нибудь спросит: почему Он не уничтожил их силу? В этом случае они, может быть, уверовали бы. Он исцелил расслабленного, – и они не уверовали. Он совершил множество и других чудес, и во время самого страдания поверг их ниц на землю, и омрачил очи их, – и они не уверовали. Возможно ли же, чтобы они уверовали, если бы Он уничтожил их силу? Так, нет ничего хуже души ожесточенной: хотя бы она видела знамения, хотя бы чудеса, – она все остается в том же бесстыдстве. Вот и фараон, несмотря на множество казней, вразумлялся только тогда, когда терпел наказание, и до последнего дня остался все таким же гонителем тех, которых отпустил. Поэтому-то Павел неоднократно говорит: да не ожесточится некто от вас лестию греховною (Евр. 3, 13) . Как силы телесные со временем мертвеют и теряют всякую чувствительность, так и душа, одержимая многими страстями, становится мертвою для добродетели. Тогда, что бы ты ни представлял ей, она ничего не чувствует; хотя бы угрожал наказанием или чем другим, она остается бесчувственною.

Беседы на Евангелие от Иоанна.

Как это видел человек, живший за столько лет прежде? В прообразе, в тени. Как здесь овча принесено вместо Исаака, так и словесный Агнец принесен в жертву за весь мир. Истина должна была предызобразиться в тени.

Беседы на книгу Бытия. Беседа 47.

Блж. Феофилакт Болгарский

Ст. 56-59 Авраам, отец ваш, рад был увидеть день Мой, и увидел, и возрадовался. На это сказали Ему Иудеи: Тебе нет еще пятидесяти лет, - и Ты видел Авраама? Иисус сказал им: истинно, истинно говорю вам: прежде нежели был Авраам, Я есмь. Тогда взяли каменья, чтобы бросить на Него; но Иисус скрылся и вышел из храма, прошед посреди них и пошел далее

Здесь утверждает, что Он больше Авраама. Выше они говорили Ему: неужели Ты больше отца нашего Авраама? Здесь Он отвечает: да, Я больше. Он рад был увидеть день Мой, то есть считал его приятным, вожделенным и радостотворным, как день весьма благотворный и как день не малого кого-нибудь, не обыкновенного человека, но Большого. «Днем» называет Крест, ибо его прообразовал Авраам в принесении Исаака и в заклании овна. Как тот нес дрова, так Господь нес крест, и как Исаак был оставлен, а заколот овен, так Он, как Бог, пребыл вне страдания, а пострадал Человечеством и плотию. Провидя сей день Креста, как день всемирного спасения, Авраам возрадовался. Показывает и то, что Он добровольно идет на страдания, так как хвалит того, кто радовался о Кресте: ибо чрез него спасение вселенной. - Иные под «днем» разумеют все время явления Христа во плоти, которое провидя, Авраам возрадовался, что от него и его потомства произойдет Спаситель. А может быть, и не один только Авраам радовался, но и все, как Давид говорит: «сей день сотворил Господь: возрадуемся и возвеселимся в оный» (Пс. 117, 24) . Иудеи, не в силах будучи возвыситься до смысла слов Его, вместо того, чтобы спросить и узнать, о каком Он говорит дне, который видел Авраам, еще более осмеивают Его, будто бы Он говорит что-то безрассудное. Тебе, говорят, нет еще пятидесяти лет, и Ты видел Авраама? Сказали так, думая, что Господу близ пятидесяти лет, тогда как Ему было около тридцати трех лет. Отчего не сказали они: Тебе нет еще сорока лет, но: пятидесяти? Об этом излишне бы и спрашивать. Может быть, они упомянули о пятидесяти годах без определенной мысли. Однако же некоторые говорят, что они так сказали потому, что у них особенно чтился пятидесятый год, то есть юбилейный год, в который рабов отпускали на свободу, покупщики уступали свои приобретения и делали все иное, что относилось к чести. Что же Господь говорит? «Прежде нежели был Авраам, Я есмь». Смотри, не сказал: прежде нежели был Авраам, «Я был» , но: «Я есмь» . Ибо это изречение «есмь» свойственнее Богу, потому что означает бытие непрерывное и всегдашнее. Так и Отец Его в Ветхом Завете выразился о Себе: «Я есмь Сый» (Исх. 3, 14) . Об Аврааме, как тленном, прилично сказал «был» . Ибо что получило бытие, то и разрушается. А слово «есмь» указывает на свободу от всякого тления и на божественную вечность. Посему и они это изречение, как приличное одному только Богу, приняли за хулу и взяли каменья на Него. Но Он опять со смирением скрывается, чтобы не умереть прежде определенного для Его смерти времени. Как же скрывается? Он не спрятался в угол храма, не убег в домик, не прислонился к стене или за столб, но Божескою властью Сам Себя сделал невидимым для наветников хотя вышел и посреди них. «И пошел далее», то есть пошел так, просто, до некоторого времени. - Смотри, пожалуй, как Он исполнил все со Своей стороны: Он достаточно научил их и о Себе, и об Отце, и указал истинное благородство и свободу в свободе от грехов; объяснил, что одно только рабство постыдно, рабство греху, - и вообще ничего нужного не опустил. А они бросают каменья в Него. Посему-то Он и оставляет их, как уже не способных к исправлению. Заметь, что каменья бросают те, о которых евангелист сказал, что они уверовали в Него (выше ст. 30 и 31). Значит, вера их была не вера, но какое-то привременное и холодное расположение к речам Христовым.

Евфимий Зигабен

Авраам отец ваш рад бы был, дабы видел день Мой

т.е. сильно желал. Днем Своим называет день крестных страданий

И виде и возрадовася

Возрадовался о спасении мира. Зная заранее тайну распятия на Кресте Иисуса Христа, он сильно желал видеть день Его, тенью и прообразом для которого служил тот день, когда он принес во всесожжение сына своего Исаака. Авраам знал, что как он не пощадил возлюбленного своего сына для Бога, так и Бог не пощадит возлюбленного Своего Сына для человека; как Исаак сам нес дрова для всесожжения своего, так и Спаситель понесет древо смерти Своей; затем, когда Исаак не пострадал, то был положен овен, точно так же, хотя Спаситель пребудет бесстрастным по Божеству, но человечество Его будет убито. А если Авраам сильно желал видеть день Его, то, конечно, – как большего.

Лопухин А.П.

Авраам, отец ваш, рад был увидеть день Мой; и увидел и возрадовался

Что касается Авраама, которого евреи тоже считали своим, то и он стоит не на их стороне, а на стороне Христа. Ведь Авраам воздыхал о том, чтобы ему увидеть пришествие Мессии («день Мой»), и он увидел его.

Для понимания этих слов Господа нелишне припомнить, что по представлению тогдашних иудеев Авраам был учредителем праздника Kущей, а эта беседа Христа с иудеями происходила около времени праздника Kущей. По сказанию книги Юбилеев, Авраам в седьмой месяц года, четыре месяца спустя после рождения Исаака, устроил по случаю нового ангельского посещения и повторения обетования о великой судьбе Исаака алтарь и вокруг него для себя и своих рабов кущи, в которых и пробыл семь дней, принося жертвы и ежедневно совершая семикратное обхождение алтаря с пальмовыми ветвями и фруктами в руках («Kнига Юбилеев», гл. 16). Христос, очевидно, полагает различие между той радостью, какую почувствовал Авраам, когда получил надежду на исполнение данного ему обетования, и между той, какую он почувствовал тогда, когда увидел, что его надежда пришла в исполнение. Мы имеем в виду обетование о потомстве, данное Аврааму. Но так как с рождением Исаака были тесно связаны обетования о будущем благословении всего человечества через Мессию, то Христос имел полное основание сказать, что Авраам, радуясь рождению сына, в то же время, сам этого не сознавая, радовался и рождению Мессии: в Исааке он уже увидел будущего Мессию-Христа.

«Прежде нежели был Авраам, Я есмь» (Ин 8:58)

Эти слова часто вырывают в «доказательство» существования Авраама прежде Иисуса. Внимательное же рассмотрение этого отрывка доказывает как раз совершенно противоположное.
1. Иисус не говорит, «прежде нежели был Авраам, Я был». Он был обетованным Аврааму семенем. Если бы Иисус тогда уже существовал, обетование Аврааму потомка было бы абсурдом.
2. В этом месте Христос в споре с Иудеями упоминает Авраама, ибо они были убеждены, что Авраам был величайшим из всех, когда бы то жившим человеком. На это Иисус отвечает, что на данный момент, Он больше, выше, важнее Авраама. Иисус был славнее Авраама. Иисус хотел им сказать, что Он сейчас больше, чем живший до Него Авраам. Впрочем, «прежде нежели» можно понимать и так, что Бог думал о Христе еще задолго до Авраама, думал о Нем прежде сотворения мира сего. Потому, что Иисус в этом смысле был «прежде» Авраама, Он был и большее, важнее его.
3. Доказательство этого видно в Ин 8:56: «Авраам, отец ваш, рад был увидеть день Мой; и увидел и возрадовался». Единственный раз написано, что Авраам возрадовался, рассмеялся тогда, когда ему был обетован потомок, сын, понимая, что это обетование, в конечном счете, относилось к Иисусу (Быт 17:17). Авраам в этом обетовании предвидел рождение Иисуса, как и Его будущую жертву, о которой сложилась пословица, «на горе Иеговы усмотрится» (Быт 22:14). Именно в этом смысле Авраам видел Иисуса. И именно в связи с этим обетованием Иисус сказал, «прежде нежели был Авраам, Я есмь». Господь знал и понимал, что обетование, данное Богом Аврааму говорило об Иисусе, о рождении Которого Богу было известно до сотворения мира. Это было известно «прежде нежели был Авраам», и было обетовано ему, исполнившись теперь перед всеми Иудеями первого столетия, окружавшими тогда ставшего плотью, обетованного Слова.
4. Слова, «Я есмь», могут подразумевать и имя Божие, которым, будучи Сыном, мог называться и Иисус (Ин 5:43). Но то же самое говорил и исцеленный Иисусом слепой («это я» = «я есмь» - Ин 9:9), хотя и не имел в виду имени Бога. Точно также на греческом сказано было и Асаилом во 2Цар 2:20. Иисус с Отцом были «едины», одно, а потому то, что Он носил и Его имя не служит поводом считать, что Иисус был таким же Богом. Впрочем, обратите также внимание на то, что о единстве Отца и Сына, например в Ин 10:30: говорится точно также, как о единстве Отца со всеми Его чадами (Ин 17). Употребление здесь местоимения среднего рода «одно» (έν έσμεν) в Ин 10:30: говорит о различии между Ним, говорит, что Они едины, но не одно и то же. И для такого единства вполне подходит одно и то же общее имя.
Не понимая естества Иисуса, часто приводят слова Иоанна Крестителя, сказанные о Нем: «Он был прежде меня» (Ин 1:30), хотя, даже по возрасту, Иоанн Креститель был старше Иисуса. Из чего также следует, что здесь речь идет о важности, о главенстве. Т.е. Иисус был «прежде», был больше Иоанна. Греческое слово, переведенное здесь как «прежде», чаще переводится как «первый», иногда означая «лучше». См, например, C.H. Dodd, Historical Tradition In The Fourth Gospel (Cambridge: CUP, 1976) p. 274.

"Прежде нежели был Авраам, Я есмь. Увидел день Мой и возрадовался". Толкование

    ВОПРОС ОТ ДЕНИСА
    Вы пишете в своей книге , что рая в виде небесного посмертного бытия нет. И приводите многие цитаты из Библии это подтверждающее. Но как же быть со словами Иисуса в Иоан. 8:56 о том, что Он общался с Авраамом. Ведь где еще мог поговорить Иисус с Авраамом, если не в раю?

Речь идет об этом стихе священного Писания:

“Авраам, отец ваш, рад был увидеть день Мой; и увидел и возрадовался” (Иоан. 8:56)

В 8 главе Евангелия от Иоанна мы видим диалог между Иудеями и Иисусом, который происходил в Иерусалимском храме. Во время этого разговора Иисус пытается раскрыть Израильскому народу а) Свое неземное происхождение, и б) то что Он несет им учение Бога – Его Отца. Посмотрите, как говорит Христос:

“Вы от нижних, Я от вышних ; вы от мира сего, Я не от сего мира … если не уверуете, что это Я , то умрете во грехах ваших. Тогда сказали Ему: кто же Ты? Иисус сказал им: от начала Сущий . Пославший Меняесть истинен, и что Я слышал от Него, то и говорю миру. Не поняли , что Он говорил им об Отце (Иоан. 8:23-27)

Не смотря на то, что Иудеи не могли упрекнуть Иисуса во лжи и в неправильности Его учения, многие называли Его сыном дьявола и ставили под сомнение истинность Его проповедей.

“Не правду ли мы говорим, что … что бес в Тебе?” (Иоан. 8:48)

Несколько раз во время этого диалога разговор заходил об Аврааме. Иисус упрекал Иудеев, в том, что они называясь потомками Авраама, не делают так, как делал сам Авраам:

“Сказали Ему в ответ: отец наш есть Авраам. Иисус сказал им: если бы вы были дети Авраама, то дела Авраамовы делали бы. А теперь ищете убить Меня, Человека, сказавшего вам истину, которую слышал от Бога: Авраам этого не делал” (Иоан. 8:39,40)

Поэтому, ту часть разговора об Аврааме, которую Вы упоминаете, нельзя воспринимать отдельно от всего разговора между Иудеями и Иисусом, который происходил у храма.

Посмотрите, с чего начинается заключительный, исследуемый нами, диалог об Аврааме:

Иисус сказал: “Истинно, истинно говорю вам: кто соблюдет слово Мое, тот не увидит смерти вовек (Иоан. 8:51)

C учетом рассмотренной выше общей темы разговора, понятно, что Христос здесь вновь призывает Иудеев верить Его словам. Более того, Он обещает, что верующие в Него и следующие за Его учением “не увидят смерти вовек” , то есть наследуют жизнь вечную. Однако, Иудеи не поняли этого воззвания Иисуса, и опять обвинили Его в служении бесам:

“Иудеи сказали Ему: теперь узнали мы, что бес в Тебе. Авраам умер и пророки, а Ты говоришь: кто соблюдет слово Мое, тот не вкусит смерти вовек. Неужели Ты больше отца нашего Авраама , который умер? и пророки умерли: чем Ты Себя делаешь?” (Иоан. 8:52,53)

Они поняли так, что Иисус заявил, что может сделать человека бессмертным, на что не были способны пророки, включая их праотца героя веры Авраама, причем эти пророки не могли продлить жизнь даже сами себе и потому умерли. У них не укладывалось в голове, что Иисус “больше Авраама” и может избавить от смерти. Иисус не стал объяснять им, что Он имел ввиду не продление жизни здесь и сейчас, а вечную жизнь, понимая, что это сейчас им сложно понять, но последующие поколения, читая строки Евангелия, поймут о победе над какой смертью Он говорил. Понимая, что Иудеи сравнивают Его с Авраамом, явно не в пользу Иисуса, Христос далее вновь напомнил слушателям о Своей близости с Богом Отцом, уже прямо указывая, что Его авторитет больше Авраама :

Авраам, отец ваш, рад был увидеть день Мой ; и увидел и возрадовался” (Иоан. 8:56)

На это Иудеи возразили Ему: “Тебе нет еще пятидесяти лет, - и Ты видел Авраама?” (Иоан. 8:57).

Из данного вопроса, понятно, что слушатели Иисуса насмехаются над Ним, указывая на то, что Авраам жил давно, а Иисус совсем молод и никак естественно не мог разговаривать с Авраамом. Но Иисус им в очередной раз заявил о Своей Божественности, пояснив, что Он был еще до Авраама:

“Иисус сказал им: истинно, истинно говорю вам: прежде нежели был Авраам, Я есмь (Иоан. 8:58).

За такое очередное и вполне явное заявление Иисуса о Его Божественной сущности, Иудеи захотели Его казнить побиением камнями, но Христос покинул их:

“Тогда взяли каменья, чтобы бросить на Него; но Иисус скрылся и вышел из храма, пройдя посреди них, и пошел далее” (Иоан. 8:58).

А теперь давайте поразмышляем, мог ли Иисус говорить здесь об общении с Авраамом в раю? Какой “день Мой” мог порадовать Авраама? Если бы данное общение состоялось, допустим в раю, за день или за год до рассматриваемого разговора Иисуса с Иудеями, то “день Мой” мог быть только пришествием Иисуса на Землю в человеческом облике. Конечно, это событие могло порадовать пророка. Мы видим, что Божьи люди радовались, когда родился Мессия. Но смотреть на страдание Христа, на то, как Его не принимают и гонят Иудеи, Аврааму, наверное, было не совсем радостно, так как это были его потомки. Они говорили: “Отец наш есть Авраам” (Иоан. 8:39), но Иисус думал по-другому: “Ваш отец диавол” (Иоан. 8:44), судя по делам евреев. Поэтому, наверное, Авраама бы больше порадовала Смерть Иисуса на Кресте и Его воскресенье, когда победа над смертью уже произошла, чем смотреть с неба на страдания Христа и отступление его родного народа. Также Авраама бы порадовала весть о Втором Пришествии Христа, который кстати апостолы и пророки так и именовали “День Господень” (см. Иол. 1:15; 2:31, Авд. 1:15, Деян. 2:20, 2 Петр. 3:10, Ис. 2:12; 13:6,9 Соф. 1:4). А теперь вспомните, о чем чуть выше говорил Иисус Иудеям? Как раз о том, что верующий в Него и исполняющий Его волю “не увидит смерти вовек” . То есть, “день Мой” , который порадовал Авраама – это “День Господень” - весть о Спасении к вечной жизни через жертву Христа после Его Второго Пришествия.

Кроме того, и сам текст диалога наглядно показывает, что Иисус говорил об общении с Авраамом не в раю в настоящее время, о чем совсем не идет здесь речи, а об их разговоре давным-давно:

“Тебе нет еще пятидесяти лет, - и Ты видел Авраама? … прежде нежели был Авраам, Я есмь” .

Если бы Иисус хотел показать Иудеям Свое умение общаться с небожителями, которые сейчас якобы в раю, то это бы их не сильно удивило, ведь Авраам и Моисей лично общались с Самим Богом. То есть, такое умение не указало бы людям на превосходство Иисуса над Авраамом, а лишь на его пророческий дар. Но данной фразой, судя по контексту, из которого видно, что Он на протяжении всего диалога возвещал им о Своей неземной природе, Иисус именно хотел показать Иудеям, что Он больше Авраама: “Прежде нежели был Авраам, Я есмь

Библия говорит, что Бог Аврааму возвещал, что в нем “благословятся все племена земные” (см. Быт. 12:3, 22:18, 28:14). Большинство христианских богословов понимают, что здесь речь идет о Спасении верующих всех рас и со всех континентов к вечной жизни через Христа. Видимо это и было откровением Аврааму о Спасении, что и порадовало его. Абсолютно понятно, что общаться с Авраамом мог не Бог Отец, а Бог Сын, то есть Иисус. О том, что Иисус всегда присутствовал на земле и принимал непосредственное участие в жизни людей говорят многие стихи Священного Писания (см. Кол. 1:16, Иоан. 1:1,10,14, 1 Петр. 1:10,11, Иоан. 8:25, Иоан. 17:5, Рим. 9:5, Евр. 1:8-12, 1 Кор. 10:4,9).

Также стоит посмотреть на этимологию используемых в исследуемом тексте слов. Дело в том, что глагол “увидеть” ei"dw в фразе “Авраам … рад был увидеть день Мой; и увидел и возрадовался” о оригинале греческого языка имеет несколько значений:

  1. видеть, созерцать, смотреть, глядеть;
  2. знать, познавать, быть обращенным, направленным, взирать с надеждой, воспринимать, понимать.

То есть, второе значение этого слова абсолютно вписывается в рассмотренное здесь толкование данного текста. Кроме того, данный глагол употребляется в будущем времени futurum , что доказывает пророческий смысл откровения, данного Аврааму.

Необходимо отметить, что слово “видеть” в Новом завете обозначается и другим глаголом ble/pw, имеющим одно значение, причем не в будущем времени:

  1. видеть, смотреть.

Таким образом, всесторонне исследуя спорный текст, видно, что с учетом контекста повествования, речь в нем идет не об общении Иисуса с Авраамом в небесном раю, а об откровении о всеобщем Спасении духовных последователей Авраама, данном ему еще при жизни.

Valery Tatarkin
E-mail: [email protected]