Боязливость боязливый. Боязливый Участь всех лжецов в озере огненном

Спрашивает Александр
Отвечает Александра Ланц, 21.05.2012


Вопрос : "Боязливых же и неверных, и скверных и убийц, и любодеев и чародеев, и идолослужителей и всех лжецов участь в озере, горящем огнем и серою. Это смерть вторая. Здесь мне непонятно то, кто такие боязливые. Чего они боялись и почему за свой страх они будут гореть вечно?"

Мир вам, Александр!

Слово «боязливый» встречается в Новом Завете 3 раза.

В том тексте, о котором вы спрашиваете (), и в двух тестах, которые описывают одну и ту же ситуацию. Вот эти два отрывка:

И когда вошел Он в лодку, за Ним последовали ученики Его. И вот, сделалось великое волнение на море, так что лодка покрывалась волнами; а Он спал. Тогда ученики Его, подойдя к Нему, разбудили Его и сказали: Господи! спаси нас, погибаем. И говорит им: что вы [так] боязливы, маловерные? Потом, встав, запретил ветрам и морю, и сделалась великая тишина ().


И поднялась великая буря; волны били в лодку, так что она уже наполнялась [водою]. А Он спал на корме на возглавии. Его будят и говорят Ему: Учитель! неужели Тебе нужды нет, что мы погибаем? И, встав, Он запретил ветру и сказал морю: умолкни, перестань. И ветер утих, и сделалась великая тишина. И сказал им: что вы так боязливы? как у вас нет веры? ()

Как вы думаете, Иисус назвал своих учеников боязливыми потому, что они боялись поднявшейся бури, или по какой-то более серьёзной причине? С какими словами ученики разбудили Его?

«Господи! спаси нас, погибаем».
«Учитель! неужели Тебе нужды нет, что мы погибаем?»

Вы видите здесь страх за свою шкурку? А ведь они находятся в одной лодке с Любовью Вседержителя, Которая заботится о них и знает каждый волосок на их головах, но ученики, переполненные страхом за свои шкурки, не видят, отказываются понимать, что рядом с ними их Вечная Жизнь... Боязливые – это те, которые, находясь с Иисусом, продолжают держаться за свои жизни, за свои пожитки, за своё благополучие, за всё то, что БУРЯ может отнять.

Потом, после креста, апостолы поняли КТО призвал их и был с ними в лодке в ту ночь, поэтому эта маленькая кучка людей смогла сделать невероятное - рассказать об Иисусе всему миру, хотя при этом их били, преследовали, мучили, убивали. Но они уже знали в КОГО уверовали, знали, что они верою уже сидят на Небесах со Спасителем (), что даже если в этой жизни они потеряют всё, вплоть до самой жизни, то это уже никак не отделит их от Любви Бога и от наследства неувядаемого, приготовленного для Его детей ().

А тогда, в ту первую бурю, они всё ещё были слепы и не понимали, КТО был с ними в той лодке. Поэтому боялись... за свои жизни, за своё призрачное благополучие здесь и сейчас. Так и любой из нас, может называть себя христианином, говорить, что ходит со Христом, утверждать, что работает для Христа, но при этом, когда ударит буря, оказаться трясущимся за своё благополучие и свою шкурку. Боязливым оказаться. Может, потому Бог допускает в нашей жизни бури, чтобы мы смогли, наконец, увидеть, правду о себе?

Обратите внимание на то, как Иисус связывает слова «боязливы» и «маловерные». Малая вера, малое доверие Христу всегда будет порождать в сердце человека страх перед сложными обстоятельствами жизни, страх потери удобств, потери того даже того малого материального блага, что сейчас имеешь, а значит, будет толкать на предательства мелкие и большие: здесь привру, здесь передёрну правду себе в угоду, там отверну глаза свои от правды, чтобы только мне не было больно и опасно, и так сердце ожесточится, всё более погрязая в грязи предательства по отношению к Иисусу, к его учению.

Может ли «потерявший» продолжать называть Иисуса Господом? Держится ли он(она) за Христа, потому что Христос лучше всего и вся на свете, потому что Он - смысл жизни, Он Тот с кем хочется быть, даже если вообще уже ничего и никого больше нет? И с Ним уже ничего не страшно, а без Него уже ничего не нужно?

Может ли не отречься от имени Христа, когда стоит выбор между благополучием и потерями, между жизнью и смертью? Или держался за Христа только ради получения благ здесь и сейчас? А если благ нет и даже буря началась?

Все мы хорошие христиане, когда в жизни всё хорошо, когда искушения слабы, но стань они сильнее, не окажемся ли «боязливыми»? не окажемся ли предателями? Пока всё ещё есть время, надо бы нам просить Бога так, как Давид просил: «Испытай меня, Боже, и узнай сердце мое; испытай меня и узнай помышления мои; и зри, не на опасном ли я пути, и направь меня на путь вечный» ().

Потому что тот, кто боязлив, обязательно откажется от Иисуса, выбрав то, что предлагает этот погибающий мир, прилепившись к этому погибающему миру, а значит, погибнет вместе с ним (). Ведь прилепился же.

Относительно вашего второго вопроса о вечном "горении", посмотрите, пожалуйста, эти ответы:

С любовью в Творце нашем и Спасителе Христе Иисусе,

Читайте еще по теме "Толкование Писания":

Пугливый, робкий, страшливый, трусливый, трепетный, мнительный, нерешительный, малодушный. Прот. трусливый. См. робкий … Словарь синонимов

БОЯЗЛИВЫЙ, боязливая, боязливое; боязлив, боязлива, боязливо. Робкий, легко поддающийся боязни. Боязливый нрав, характер. «Как лань лесная, боязлива.» Пушкин. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

боязливый - боязливый, пугливый, робкий, несмелый, трусливый Стр. 0056 Стр. 0057 Стр. 0058 Стр. 0059 Стр. 0060 … Новый объяснительный словарь синонимов русского языка

I м. разг. Тот, кто склонен к боязни, робок, пуглив. II прил. 1. соотн. с сущ. боязнь, связанный с ним 2. Склонный к боязни; робкий, пугливый. 3. Выражающий боязнь. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

Боязливый, боязливая, боязливое, боязливые, боязливого, боязливой, боязливого, боязливых, боязливому, боязливой, боязливому, боязливым, боязливый, боязливую, боязливое, боязливые, боязливого, боязливую, боязливое, боязливых, боязливым, боязливой … Формы слов

Неустрашимый отважный смелый храбрый смелый отважный безбоязненный бесстрашный … Словарь антонимов

боязливый - боязл ивый … Русский орфографический словарь

боязливый - … Орфографический словарь русского языка

боязливый - A/A пр; 127 см. Приложение II боязли/в боязли/ва боязли/вее 260 см. Приложение II А она, увядшая в печали … Словарь ударений русского языка

Книги

  • Человек в футляре , А. П. Чехов. Героем рассказа "Человек в футляре" является гимназический учитель греческого языка Беликов. Его главное опасение - это «как бы чего не вышло». С появлением в городенового учителя Михаила…
  • Андрей, его шеф и одно великолепное увольнение. Жизнь в стиле антикорпоратив , Мухачев Андрей Сергеевич. "Я родился слабеньким, желтым и довольно отвратительным ребенком. Мой боязливый папа первый раз не сумел себя пересилить и взять меня на руки. Попутно, если я все правильно помню из рассказов…

Инфо-урок на тему ПАРОНИМЫ БОЯЗЛИВО - БОЯЗНО

План инфо-урока:

1.Лексическое значение паронимов боязливо - боязно

2.Примеры словосочетаний с паронимом боязливо

3.Примеры предложений с паронимом боязливо

4.Примеры предложений с паронимом боязно

1.ЛЕКСИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ПАРОНИМОВ БОЯЗЛИВО - БОЯЗНО

БОЯЗЛИВО (нареч.) Робко, несмело; с боязнью, со страхом.

БОЯЗНО (безличное сказуемое, просторечн.) Страшно, жутко.

2.ПРИМЕРЫ СЛОВОСОЧЕТАНИЙ С ПАРОНИМОМ - БОЯЗЛИВО

1)ответить/отвечать боязливо

2)осматриваться/осмотреться боязливо

3)озираться боязливо

4)выглядывать/выглянуть боязливо

5)взглянуть боязливо

6)поглядеть/поглядывать боязливо

7)обнимать /обнять боязливо

8)протягивать/протянуть боязливо

9)подойти/подходить боязливо

10)говорить/заговорить боязливо

11)сказать боязливо

12)спросить/спрашивать боязливо

13)отойти/отходить в сторону боязливо

14)подойти/подходить боязливо

15)чирикать/чирикнуть боязливо

16)относиться боязливо

3.ПРИМЕРЫ ПРЕДЛОЖЕНИЙ С ПАРОНИМОМ - БОЯЗЛИВО

1)Но работали всё-таки боязливо и как-то безнадёжно, точно делая чужое дело. (М.Горький. Мои университеты)

2) Внизу… журчал ручеёк, возле него, боязливо осматриваясь, пила воду длиннохвостая птичка. (М.Соколов. Искры)

3) Он прыгнул с кровати и боязливо щёлкнул выключателем. Зажёгся свет. (Л.Зорин. Крапивница)

4) В этот раз Семён почему-то обнимал её боязливо , как-то по-особенному нежно. (С.П.Бабаевский. Кавалер Золотой Звезды)

5) Стукну в низкое окно.

Ты в окошко глянешь боязливо ,

Я сильнее постучу. (Р.И.Рождественский. Перед расставанием)

6) - Вадичка, мальчик, - старчески глухо заговорила она, протягивая мне оставленный дома конверт и жёлтенькой ручкой боязливо , словно она жглась, прикасаясь к пуговице моей шинели, - ты забыл деньги, а я думаю - испугается, так вот - принесла. (По М.Агееву)

7) Кто боязливо заботится о том, как бы не потерять жизнь, никогда не будет радоваться ей. (Иммануил Кант)

8) Подхожу и не верю глазам: там, где когда-то страшно крутило и водоворотило, горбом выпер грязный серый меляк, похожий на большую околевшую рыбину, и на том меляке - старый гусак. Стоял он этак небрежно, на одной лапе, охорашиваясь, клювом изгоняя блох из-под оттопыренного крыла. И невдомек глупому, что еще недавно под ним семь метров черной кипучей глубины, которую он же сам, возглавляя выводок, боязливо оплывал сторонкой. (Е.И.Носов. Кукла)

9) И там он с трудом разглядел множество мелких фигурок, боязливо прятавшихся за деревьями.

10) Они боязливо стали осматриваться вокруг.

11) В лесу бродят лоси и бурые медведи, время от времени боязливо прыгают зайцы.

12) Зайчишка сидел под кустом, боязливо озираясь вокруг.

13) Притихшие дети боязливо выглядывали в окно.

14)Щенок боязливо подошёл к человеку.

15) То боязливо чирикнет воробей, то застрекочет кузнечик...

16) Выросшие в деревне, они с трудом привыкали к новым условиям жизни, относились ко всему настороженно и боязливо .

17) Купцы боязливо поглядывали на разбойников, так как знали, что во время переправы могло всякое случиться.

4.ПРИМЕРЫ ПРЕДЛОЖЕНИЙ С ПАРОНИМОМ - БОЯЗНО

1)Холодновато и боязно в осенней тьме, очень боязно ! (М.Горький. В людях)

2) Кататься нам, малышам, на снопах было куда боязнее , чем на возу с сеном. (В.А.Солоухин. Капля росы)

3) Мне надоело махать удочкой на одном месте, но и боязно покидать его. (В.Ф.Тендряков. Онега)

4) Ильин показался ему до такой степени угнетённым, что было боязно сдавать ему сегодня батальон. (К.М.Симонов. Солдатами не рождаются)

5) — Хорошо море? — спросил Челкаш. — Ничего! Только боязно в нем, — ответил Гаврила. (М.Горький. Челкаш)

6) — Боязно мне одной, Алеша, милый, — сквозь слезы говорила она, — третью ночь к соседке спать ухожу. (А.Б.Чаковский. Блокада)

7) Хочется Мишке по станции побегать - боязно : не поспеешь на поезд прыгнуть - останешься. (Неверов)

Боязно !

Но Скрип был храбрый стрижонок, он полз и полз. (В.П.Астафьев. Стрижонок Скрип)

9) Позади госпиталь. Вместе со всеми Семен ругал его за скуку, не чаял, как из него вырваться, и вот теперь он стал вдруг таким дорогим, таким необходимым. Но туда не вернешься, хоть он еще совсем рядом. Надо идти вперед, а боязно . Боязно кипучего тесного города, но больше всего боязно самого себя. (Е.Карпов. Меня зовут Иваном)

10) Наверное, сердцу боязно

Проспать красоту минут...

Нет слаще вот этой сладости,

Которую не поймешь:

Не спать до утра от радости,

Что ты на земле живешь. (И.Кобзев. Бессонница)

11) Это жуть, это странное иго
Ни стрела не порушит, ни меч…
А до сказки - всего лишь полмига
И не боязно очи обжечь. (Ю.Парков. Овраг)

12) Поэт Лев Ошанин, родившийся на Волге и проводивший «вечера юношества», как он говорил, на Волге, годы вынашивал мысль написать стихотворение или поэму, посвященную великой русской реке.

Долго не решался взяться за волнующую тему, — рассказывал поэт, — очень уж боязно было после «Из-за острова на стрежень» или «Вниз по матушке по Волге» браться за перо. И вот как-то позвонил мне Марк Григорьевич Фрадкин, известный всем композитор, и сказал, что для панорамного кинофильма о Волге режиссер Яков Сегель, который по заказу Парижа его снимает, просит написать песню. Это было заманчиво и страшновато одновременно. Но я без раздумий согласился: надо так надо. Мы приехали с Фрадкиным к съемочной группе в Волгоград и там, на борту парохода «Аргунь», строка за строкой, поворот за поворотом создавали песню...

Почему за боязливость огненное озеро? Ответ простенький. Если мы в место страха не приобретем любви, то в вечности мы Господу не нужны:

«И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы»(1 Кор 13,3).

Эту правду из Библии знает любой христианин. Но почему это зная, совершенно не волнуется любой христианин знающий эти истины? Почему нет страха Божьего в наших сердцах? Ответ простой. Многие из нас идут на брачный пир в среде неразумных дев, которых фонари погасли и по той причине не понимает какое великое зло есть страх.

Из за страха еврейский народ не вошел в обетованную землю и их тела полегли в пустыне(Числ 14; 1 Кор 10,1-10). Из за страха возрожденные христиане лишает свою новую природу каждодневной духовной пиши и умерщвляет Христа в сердцах своих. Из за страха мы становимся бесплодными ветвями виноградника, которые засыхает и в огонь бросается(Ин 15,5-6).

Так произошло и с Лаодикейской церковью, где Христос стоял за дверью этой церкви и увещевал купит глазную мазь, чтобы прозреть:

«Советую тебе купить у Меня золото, огнем очищенное, чтобы тебе обогатиться, и белую одежду, чтобы одеться и чтобы не видна была срамота наготы твоей, и глазною мазью помажь глаза твои, чтобы видеть. Кого Я люблю, тех обличаю и наказываю. И так будь ревностен и покайся »(Откр 3,14-22).

ОТ РОЖДЕНИЯ МЫ ВСЕ ИМЕЕМ СТРАХ БЛАГОВЕТСТВОВАТЬ
«В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение. Боящийся несовершен в любви»(1 Ин 4,18).

Но Петр скрупулезно выполнил курс лечения души и в место страха приобрел силу и любоь Господа:

«На другой день собрались в Иерусалим начальники их и старейшины, и книжники, и Анна первосвященник, и Каиафа, и Иоанн, и Александр, и прочие из рода первосвященнического; и, поставив их посреди, спрашивали: какою силою или каким именем вы сделали это? Тогда Петр, исполнившись Духа Святаго, сказал им: начальники народа и старейшины Израильские! Если от нас сегодня требуют ответа в благодеянии человеку немощному, как он исцелен, то да будет известно всем вам и всему народу Израильскому, что именем Иисуса Христа Назорея, Которого вы распяли, Которого Бог воскресил из мертвых, Им поставлен он перед вами здрав. Он есть камень, пренебреженный вами зиждущими, но сделавшийся главою угла, и нет ни в ком ином спасения, ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись. Видя смелость Петра и Иоанна и приметив, что они люди некнижные и простые, они удивлялись, между тем узнавали их, что они были с Иисусом; видя же исцеленного человека, стоящего с ними, ничего не могли сказать вопреки»(Деян 4,5-14).

В начале мы видим, что Петр отрекся от своего Господа, но сейчас стоя перед синедрионом он смело обличал начальников и старейшин, что они казнили Христа и которого Отец воскресил из мертвых. Начальники удивлялись их смелостью: «Видя смелость Петра и Иоанна и приметив, что они люди некнижные и простые, они удивлялись».

Господь нас предупреждает об обязательном условии в место боязливости приобрести любовь:

«Ибо кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет в славе Отца Своего со святыми Ангелами»(Мк 8,38).

Не секрет, что самым большим препятствием для каждодневного благовествования есть страх и стыд перед людьми. Мы вчера с женой и дочерью пошли в зоопарк и решили там свидетельствовать о искупительной жертве Христа. Были удивлены, что в зоопарке были в основном молодые люди с маленькими детьми. Люди в возрасте 30 лет наиболее противоположны к религиозным вестям. Людей было много и поэтому свидетельствовать было особенно тяжело и по той причине страх нажимал. Одно дело свидетельствовать единичным людям и другое благовествовать толпе. Мне удалось найти несколько людей пожилого возраста и засвидетельствовать. Двое из них покаялись. Женщинам было по труднее, и они за три часа пребывания в зоопарке не заговорили о Христе ни с одним человеком. Они осознали, что многолюдье им не под силу побороть страх и стыд. Они решили выполнить волю Господа в другом месте, где не так людно и где больше пожилых людей. Но как говориться возрастание и очищение в переди.

ЧТО ТАКОЕ КАЖДОДНЕВНАЯ ДУХОВНАЯ ПИЩА?
«Старайтесь не о пище тленной, но о пище, пребывающей в жизнь вечную, которую даст вам Сын Человеческий, ибо на Нем положил печать Свою Отец, Бог»(Ин 6,27).

Есть пища физическая и духовная для нашей новой природы Духа Христа и Господь это поясняет:

«Между тем ученики просили Его, говоря: Равви! ешь. Но Он сказал им: у Меня есть пища, которой вы не знаете. Посему ученики говорили между собою: разве кто принес Ему есть? Иисус говорит им: Моя пища есть творить волю Пославшего Меня и совершить дело Его. Не говорите ли вы, что еще четыре месяца, и наступит жатва? А Я говорю вам: возведите очи ваши и посмотрите на нивы, как они побелели и поспели к жатве. Жнущий получает награду и собирает плод в жизнь вечную»(Ин 4,31-36).

Понимаем, что духовная пища для нашей новой природы есть благовествование, потому что поля побелели. «Жнущий получает награду и собирает плод в жизнь вечную». Потому Господь Христос говорит, что мы должны трудиться не только для тленной пищи, но и пище пребывающей в вечно.

КАК ЧАСТО НАДО КОРМИТЬ НАШУ НОВУЮ ПРИРОДУ?
«И приблизившись Иисус сказал им: дана Мне всякая власть на небе и на земле. Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь»(Мф 28,18-20).

Мы знаем, что Господь дал нам повеление благовествовать и научить все народы. Но зададимся вопросом как часто это надо делать? По воле Господа надо благовествовать и благовествовать каждый день. И это написано самим Господом:

«Воспойте Господу песнь новую; воспойте Господу, вся земля; пойте Господу, благословляйте имя Его, благовествуйте со дня на день спасение Его; возвещайте в народах славу Его, во всех племенах чудеса Его» (Псал. 95,1-3).

Благовествуйте со дня на день спасение Его, так написано в Писании и так должно быть в наших жизнях. Первые церкви были верны указанию Господа благовествовать каждый день:

«И всякий день в храме и по домам не переставали учить и благовествовать об Иисусе Христе» (Деян. 5,42).

Как с выполнением Господней воли есть в наших церквях? Как обстоит дело с выполнением воли Господа в моем личном служении? Это я должен оценить приходя на вечерю Господню:

«Посему, кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней. Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей. Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. От того многие из вас немощны и больны и немало умирает. Ибо если бы мы судили сами себя, то не были бы судимы. БУДУЧИ ЖЕ СУДИМЫ, НАКАЗЫВАЕМСЯ ОТ ГОСПОДА, ЧТОБЫ НЕ БЫТЬ ОСУЖДЕННЫМИ С МИРОМ»(1 Кор 11,27-31).

Приходя на вечерю Господа, которая напоминает нам об обязанности накормит нашу новую природу Дух Христа каждодневным духовным хлебом. На этой вечере мы едим и пьем благословение если стараемся благовествовать каждый день. И едим и пьем осуждение если не рассуждаем об нашей обязанности накормить новую природу. Тогда мы ее умерщвляем и по той причине Господь нас наказывает, чтобы мы небыли бы осуждены с миром.

ПЛОДОНОСНАЯ И БЕСПЛОДНАЯ ВЕТКИ

Мы должны быть плодоносной веткой, чтобы были очищены от греха страха и дали бы больше плода любви. Примером может послужить Абраам. В начале своего служения он был боязливым и по той причине он два раза отдал свою жену Сару царю египетскому и царю Геррары. Он страшился, чтобы его не убили и по той причине лгал, что Сара его сестра. Но Авраам был очищен Господом и без страха пошел жертвовать своего сына Исаака(Быт 22).

Но очень плохо не понимать различий страха Господа и страха перед людьми из за каждодневного благовествия. Каждодневное благовествие есть духовная пища для нашей природы, чтобы мы возрастали и дали плод 30,60,100 кратный. Этот пример нам показал и апостол Петр. Из свидетельств его жизни мы видим, что из за страха он совершал многие грехи. Пошел по воде и увидев бушующие волны испугался и стал тонут. Был назван сатаной, когда из за страха потерять кормильца и учителя говорил, что Христос не должен пойти на крест. После трех лет ученичества из за страха за свою жизнь трижды отрекся от своего Господа и спасителя Иисуса Христа. Но был очищен от страха и когда стоял перед синедрионом обличал своих судьей.

Абраам, Петр освободились от страха познанием любви Господа и тем стали победителями которым присуждена вечная слава:

«Побеждающий наследует все, и буду ему Богом, и он будет Мне сыном. Боязливых же и неверных, и скверных и убийц, и любодеев и чародеев, и идолослужителей и всех лжецов участь в озере, горящем огнем и серою. Это смерть вторая»(Откр 21,7-8).

БЕЗПЛОДНЫЕ ВЕТКИ
«Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего. Кто не пребудет во Мне, извергнется вон, как ветвь, и засохнет; а такие ветви собирают и бросают в огонь, и они сгорают»(Ин 15,5-6).

Как видим страх не есть обыденный и маленький грешок, которого нельзя сравнивать с грехом разврата, пьянства, убийства и подобное. Боязливость есть грех по страшнее этих грехов прелюбодеяния и убийства, потому, что из за боязни мы лишаем нашу новую природу каждодневной духовной пищи и тем отказываемся от дара Господней благодати путем распятия Христа в наших сердцах. Поэтому Господь нас увещевает, что не надо бояться убивающих тело. Нам надо бояться Господа, который тех кто отказался кормить новую природу Дух Христа и умертвить Его отправит в ад. Так и написано:

«Говорю же вам, друзьям Моим: не бойтесь убивающих тело и потом не могущих ничего более сделать; но скажу вам, кого бояться: бойтесь того, кто, по убиении, может ввергнуть в геенну: ей, говорю вам, того бойтесь»(Лк 12,4-5).

Господь написал нам притчу из которой легко можно понять, что очень сильно ошибается те которые бояться людей и по той причине не благовествует каждый день, но не бояться Господа, который их ввергнет озеро огненное:

«Ибо Он поступит, как человек, который, отправляясь в чужую страну, призвал рабов своих и поручил им имение свое: и одному дал он пять талантов, другому два, иному один, каждому по его силе; и тотчас отправился. Получивший пять талантов пошел, употребил их в дело и приобрел другие пять талантов; точно так же и получивший два таланта приобрел другие два; получивший же один талант пошел и закопал его в землю и скрыл серебро господина своего. По долгом времени, приходит господин рабов тех и требует у них отчета. И, подойдя, получивший пять талантов принес другие пять талантов и говорит: господин! пять талантов ты дал мне; вот, другие пять талантов я приобрел на них. Господин его сказал ему: хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего. Подошел также и получивший два таланта и сказал: господин! два таланта ты дал мне; вот, другие два таланта я приобрел на них. Господин его сказал ему: хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего. Подошел и получивший один талант и сказал: господин! я знал тебя, что ты человек жестокий, жнешь, где не сеял, и собираешь, где не рассыпал, и, убоявшись, пошел и скрыл талант твой в земле; вот тебе твое. Господин же его сказал ему в ответ: лукавый раб и ленивый! ты знал, что я жну, где не сеял, и собираю, где не рассыпал; посему надлежало тебе отдать серебро мое торгующим, и я, придя, получил бы мое с прибылью; итак, возьмите у него талант и дайте имеющему десять талантов, ибо всякому имеющему дастся и приумножится, а у неимеющего отнимется и то, что имеет; а негодного раба выбросьте во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов. Сказав сие, возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит!»(Мф 25,14-30).

Два первых раба употребили полученное и удвоили данное серебро. Потому получили похвалу своего Господина и вечную награду. Третий раб, из за страха перед людьми, закопал свое серебро и это было отнято от него. Здесь уместно вспомнить притчи Господа о пшеничных зернах. Первые три пали на дорогу, скалы, в тернии и остались бесплодны. Всем понятно, что на дороге, скалах и в терньях нет достаточно пищи для зерна. И только четвертые пали в хорошую почву и дали плод 30,60,100 кратный.

ВЫВОД ПОУЧЕНИЯ
«Побеждающий наследует все, и буду ему Богом, и он будет Мне сыном. Боязливых же и неверных, и скверных и убийц, и любодеев и чародеев, и идолослужителей и всех лжецов участь в озере, горящем огнем и серою. Это смерть вторая»(Откр 21,7-8).

Мы можем для себя сделать вывод. Или я побеждающий страх пред любви из за каждодневного благовествия и тем кормлю мою новую природу возрастая в ней. Или из за страха перенд людми я отрекаюсь от кормления Сына Господа в моем сердце и Его распинаю.

«Ибо невозможно - однажды просвещенных, и вкусивших дара небесного, и соделавшихся причастниками Духа Святаго, и вкусивших благого глагола Божия и сил будущего века, и отпадших, опять обновлять покаянием, когда они снова распинают в себе Сына Божия и ругаются Ему. Земля, пившая многократно сходящий на нее дождь и произращающая злак, полезный тем, для которых и возделывается, получает благословение от Бога; а производящая терния и волчцы негодна и близка к проклятию, которого конец – сожжение»(Евр 6,4-8).

Боязливые благовествовать перед людьми идет на свадебный пир с погаснувшими фонарями и по той причине думает, что боязливость это не прелюбодеяние, не убийство и они как нибуть попадут на небо. Но таковы услышать, что своего вечное жилище они строили на песке. Эта проповедь в видео: https://www.youtube.com/watch?v=s71qAApUhEE

Будем молить разумения бояться бога, о не людей, потому что боязливые будет в озере огненном.

«Не бойся, малое стадо! » (Лк. 12, 32)

Страх перед чем-либо, кроме Бога, есть признак и условие внутренней несвободы и несовершенства.

О страхе, как признаке несовершенства, говорит апостол Иоанн: В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение. Боящийся несовершен в любви (1 Ин. 4, 18). А о страхе, как признаке несвободы, говорит апостол Павел, напоминая христианам: …Вы не приняли духа рабства, чтобы опять жить в страхе, но приняли Духа усыновления, Которым взываем: «Авва, Отче!» (Рим. 8, 15).

Связь страха с рабством может проследить любой человек из собственного опыта наблюдения за обществом. И не столь важно, будет ли это страх за свою жизнь, как в тоталитарных обществах, или страх утраты стабильности жизни, как в обществах демократических.

Зная и понимая страхи людей, ими легко манипулировать. Это происходит повсеместно на земле, в самых разных сферах жизни. Используя страхи людей, политики убеждают их выбрать то, что нам невыгодно, а торговцы убеждают купить то, что нам не нужно. Но еще более тонко и умело посредством страха манипулируют людьми бесы, преследуя единственную цель — отвратить людей от Бога. Обращаясь к религиозной сфере жизни, нетрудно увидеть примеры такого манипулирования.

Даже если не рассматривать некоторые западные секты, которые сколотили немалое состояние, пугая людей приближающимся концом света, нам и в церковной православной среде нередко приходится сталкиваться с раздуванием разного рода страхов. Причем, речь идет, к сожалению, отнюдь не о страхе Божием, а о страхе перед антихристом, перед теми или иными глобальными бедствиями, перед новыми паспортами, перед новыми технологиями и так далее. Поражаемые этими страхами, люди совершенно забывают о Боге, иногда доходя до такого исступления, что отпадают от Церкви в разные раскольнические сборища. Так несчастные люди, испугавшись мнимого вреда, в ослеплении бесовском причиняют своей душе настоящий вред.

Всё это показатель серьезного нездоровья в духовной жизни. Серьезного потому, что конец для тех, кто предает себя недугу боязливости, действительно страшен: Боязливых же и неверных, и скверных и убийц, и любодеев и чародеев, и идолослужителей и всех лжецов участь в озере, горящем огнем и серою. Это смерть вторая (Откр. 21, 8).

Чтобы уберечься от вышеупомянутых соблазнов и быть свободным от разного рода манипуляций, надлежит обратиться к святоотеческим советам, научающим подлинно христианскому отношению к страху.

Что есть страх?

Преподобный Иоанн Лествичник пишет, что «страх есть предвоображаемая беда; или иначе, страх есть трепетное чувство сердца, тревожимое и сетующее от представления неведомых злоключений. Страх есть лишение твердой надежды» .

Святитель Григорий Нисский определяет добродетель как благую середину, свободную как от преизбытка естественного чувства, так и от недостатка, «так например в мужестве недостаток его делается боязливостью, а излишек - дерзостью» . Здесь боязливость объясняется как ущербность, проистекающая из нехватки мужества.

То же объяснение дерзости и страха как разных отклонений от добродетели мужества мы находим у преподобного Петра Дамаскина, который подробнее пишет об их различии и опасности для духовной жизни, а вместе с тем и глубинной взаимосвязи: «Свойство мужества состоит не в том, чтобы побеждать и одолевать ближнего, это есть дерзость, стоящая выше мужества, и не в том, чтобы, по страху искушений, уклоняться от деланий о Боге и добродетелей, это, напротив, боязнь, находящаяся ниже его; но в том, чтобы пребывать во всяком деле благом и побеждать страсти душевные и телесные… Две вышеупомянутые страсти, хотя и кажутся противными одна другой, но смущают нас по немощи (нашей); и дерзость влечет кверху и устрашает, поражая изумлением, как бессильный медведь, а боязнь убегает, как прогоняемый пес; ибо никто из имеющих в себе одну из этих двух страстей не уповает на Господа, потому и не может устоять на брани, хотя бы был смелым, хотя бы боялся; праведник же яко лев уповает (Притч. 28 , 1) на Христа Иисуса, Господа нашего, Которому слава и держава во веки» .

В другом сочинении святитель Григорий Нисский пишет о самом чувстве страха как о том, что происходит от «скотского бессловесия», и является само по себе нейтральным движением души, которое, «при худом употреблении ума стало пороком», но, однако, «если рассудок восприимет власть над такими движениями, то каждое из них превратится в вид добродетели. Так раздражительность производит мужество, робость — осторожность, страх — благопокорность» .

Аскетическое отношение к страху

Боязливость, то есть испытывание страха перед людьми, или бесами, или какими-либо событиями в жизни, которые случаются или могут случиться в будущем, есть признак духовного нездоровья христианина, который не должен испытывать страха перед чем-либо подобным. По свидетельству преподобного Исаака Сирина, «человек боязливый дает о себе знать, что страждет двумя недугами, то есть жизнелюбием и маловерием. А жизнелюбие — признак неверия» .

На связь страха с недостатком веры указал и Сам Господь, когда сказал апостолам, испугавшимся бури: Что вы так боязливы, маловерные? » (Мф. 8 , 26).

Эту органическую связь боязливости с маловерием хорошо объясняет святитель Николай Сербский: «У боязливых людей сердце слишком земляное и от того окаменевшее. Слово Божие лучше всего растет при внешних бурях и ветрах, словно горные сосны. Но боязливый, с радостью принявший слово Божие, пугается бурь и ветров и отпадает от слова Божия, отвергает его и снова прилепляется к своей земле. Земля приносит быстрые плоды, а плодов слова Божия надо ждать. При этом боязливого терзает сомнение: “Если я упущу сии плоды земные, которые держу в руках, то кто знает, дождусь ли и вкушу ли плодов, обещанных мне словом Божиим?”. И так боязливый усомнится в Боге и уверует в землю; усомнится в истине и уверует в ложь. И вера, не пустив корня в его окаменевшем сердце, исчезает, и слово Божие, посеянное на камне, возвращается к своему Сеятелю» .

Преподобный Никон Оптинский так передает наставление преподобного Варсонофия Оптинского: «Бояться надо только грехов… А боязливых, сказано в Священном Писании, не любит Бог. Никто не должен быть боязлив, труслив, а должен возлагать надежду на Бога. Почему Бог не любит боязливых, трусливых? Потому что они близки к унынию и отчаянию, а это — смертные грехи. Боязливый и трус — на краю пропасти. Истинный монах должен быть чужд такого устроения» .

Преподобный Иоанн Лествичник определяет боязливость как «дщерь неверия и порождение тщеславия» , и указывает, что это есть греховная страсть, которая проистекает от страсти гордыни: «Гордая душа есть раба страха; уповая на себя, она боится слабого звука тварей, и самых теней» .

О том же свидетельствует и преподобный Нил Синайский, заповедуя: «Не предавай гордости душу свою, и не увидишь страшных мечтаний, потому что душа гордого бывает оставлена Богом и делается порадованием бесов. Гордый ночью воображает множество нападающих зверей, а днем смущается боязливыми помыслами; если спит, часто вскакивает и, бодрствуя, боится птичьей тени. Шум листа в ужас приводит гордого, и журчанье воды поражает его душу. Ибо тот, кто недавно противился Богу и отрекался от Его помощи, впоследствии пугается ничтожных призраков» .

Преподобный Симеон Новый Богослов указывает также на связь боязливости с унынием: «Уныние и телесное отяжеление, от лени и нерадения появляющиеся в душе… приносят разуму помрачение и отчаяние, отчего господствуют в сердце помыслы боязливости и хулы» , «демон боязливости сопутствует демону уныния и нападает вместе с ним, а тот помогает этому и хватает [жертву], и первый наводит на душу страх с очерствением, второй же производит в душе и уме помрачение и расслабление, а также окаменение и отчаяние» .

Святитель Иоанн Златоуст говорит, что «грех… делает человека боязливым и робким; а правда производит противное действие» , а святитель Николай Сербский указывает: «Чревоугодие делает человека унылым и боязливым, а пост — радостным и храбрым» .

По свидетельству святого Симеона, борьба со страхом есть обычное состояние монаха, который находится в начале или середине духовного пути: «Кто стяжал чистое сердце, тот победил боязливость, а кто еще очищается, тот иногда одолевает ее, иногда же бывает одолеваем ею. Кто же вовсе не борется, тот или совершенно бесчувствен и является другом страстей и демонов…, или является рабом боязливости, подвластным ей, трепещет, как младенец рассудком, и боится страха там, где нет ни страха (Пс. 13 , 5), ни боязни для боящихся Господа» .

Преподобный Иоанн замечает, что монахам, живущим в общежительных монастырях, эта страсть реже бывает свойственна, чем отшельникам .

Он же предлагает следующие способы для борьбы монаха с боязливостью: «Не ленись в самую полночь приходить в те места, где ты боишься быть. Если же ты хоть немного уступишь сей младенчественной и смеха достойной страсти, то она состареется с тобою. Но когда ты пойдешь в те места, вооружайся молитвою; пришедши же, распростри руки, и бей супостатов именем Иисусовым; ибо нет сильнейшего оружия, ни на небе, ни на земле» ; «Нельзя в одну минуту насытить чрево; так нельзя и боязливость победить скоро. По мере усиления в нас плача [о грехах], она от нас отходит; а с уменьшением оного увеличивается в нас» ; «Если же мы, от сокрушения сердца, с преданностию Богу, усердно ожидаем от Него всяких непредвидимых случаев, то мы воистину освободились от боязливости» .

А вот что рекомендует преподобный Симеон Новый Богослов: «Не удивляйся, если, когда над тобой господствует боязливость, ты трепещешь, боясь всего, ибо ты еще несовершенен и слаб и, как младенец, боишься страшилищ. Ибо боязливость есть младенчествующая и достойная смеха страсть тщеславной души. Не желай говорить словами с этим демоном или прекословить ему, ибо когда душа в трепете и смятении, слова не помогают. Оставь их, смири разум твой, насколько хватит у тебя силы, и вскоре поймешь, что боязливость исчезла» .

Многие святые отцы предупреждали, что на подвижника нередко нападают бесы, стараясь испугать его, навести «страхование». Святитель Афанасий Великий так передает наставление об этом преподобного Антония Великого: «Какими демоны нас находят, пpиходя к нам, такими и сами делаются в отношении к нам… Поэтому, если найдут нас боязливыми и смущенными, то немедленно нападают, как pазбойники, нашедшие неохpаняемое место, и что сами в себе думаем, то и пpоизводят в большем виде. Если видят нас стpашливыми и боязливыми, то еще больше увеличивают боязнь пpивидениями и угpозами, и наконец — бедная душа мучится тем. Но если найдут нас pадующимися о Господе… и pассуждающими, что все в pуке Господней, что демон не в силах побоpоть хpистианина и вообще ни над кем не имеет власти, то, видя душу, подкpепляемую такими мыслями, демоны со стыдом обpащаются вспять... Душа постоянно да pадуется в уповании; и увидим, что демонские игpалища — то же, что дым, что демоны скоpее сами побегут, нежели нас будут пpеследовать, потому что они кpайне боязливы, ожидая уготованного им огня… и особенно стpашатся знамения кpеста Господня» .

В том же русле лежат и советы преподобного Паисия Величковского: «Если кто боязлив, то не смущайся нисколько, но будь мужествен и возлагай упование на Бога и совсем не обращай внимания на смущение. Не допускай укорениться в себе сему детскому настроению… но считай его за ничто, как бесовское. Раб Божий боится только своего Владыки, Которой создал тело, вложил в него душу и оживил; бесы же, без попущения Божия, ничего не могут причинить нам, но только устрашают и угрожают мечтаниями... будь мужествен, и да крепится сердце твое, и ограждай себя крестным знамением, когда найдет страхование. То место, куда войдешь, огради крестным знамением… перекрестись и, сотворив молитву и сказав: "аминь", войди смело. Если бесы найдут, что мы тверды Господом, тотчас посрамляются и не смущают нас. Будем держать в мысли, что мы в руке Божией. Господь сказал: Се даю вам власть наступати на змею, и на скорпию, и на всю силу вражию: и ничесоже вас вредит (Лк. 10, 19). Будем держать в мысли, что без повеления Божия ни влас главы нашей не погибнет (Лк. 21, 18). Сами ceбе мы причиняем страхование боязливым помыслом… будем помышлять, что одесную нас Бог, и не подвижемся. Бесы следят за нами, как ловцы и внимательно наблюдают за помыслами нашими; каковы мы в помыслах, подобные же подносят нам свои мечтания. Но страх Божий изгоняет страх бесовский» .

Страх Божий

Совершенно иным по отношению к описанным примерам обыденного, человеческого страха, является «страх Божий». Если от обычных страхов, включая даже такой сильный, как страх смерти, христианину надлежит избавляться, как от признака духовного несовершенства, то страх Божий, наоборот, надлежит приобретать и укреплять в себе, и оба этих процесса — стяжание страха Божия и преодоление всех обычных человеческих страхов — являются взаимосвязанными.

Святые отцы постоянно подчеркивали, что страх Божий, поселяясь в сердце человека, изгоняет всякий страх перед чем-либо иным, кроме Бога, и делает человека поистине бесстрашным: «Кто боится Господа, тот выше всякого страха, тот устранил и оставил далеко за собой все страхи века сего. Далек он от всякой боязни, и никакой трепет не приблизится к нему» ; «Кто сделался рабом Господа, тот боится одного своего Владыки; а в ком нет страха Господня, тот часто и тени своей боится» ; «Боящийся Бога не боится ни натиска демонов, ни их бессильных нападений, ни угроз злых людей, но, будучи весь как бы неким пламенем или пылающим огнем, проходя по местам недоступным и неосвещенным ни ночью, ни днем, обращает в бегство демонов, которые бегут от него скорее, чем он от них… Кто ходит в страхе Божием, тот, вращаясь среди злых людей, не боится, имея внутри себя страх Его и нося непобедимое оружие веры, благодаря которым он может и способен делать все — даже то, что многим кажется трудным и невозможным. Но он ходит, как некий гигант среди обезьян или рыкающий лев среди собак и лисиц: он уповает на Господа и твердостью разума поражает их, приводит в смятение их мысли, побеждая их словом мудрости, как жезлом железным» .

«Механизм» этого вытеснения подробно объяснял святитель Тихон Задонский: «Ибо большим страхом уничтожается малый страх, и от большей печали исчезает малая печаль, и большая болезнь делает незаметной малую, как за большим шумом не слышен слабый голос. Печаль века сего и страх временной беды угашаются печалью о спасении души и страхом вечной гибели, как свет свечи — светом солнечным. Этот страх в благочестивой древности вел в пустыни и пещеры, заставлял лучше жить со зверями, чем с беззаконными людьми; лучше питаться травой и кореньями, чем сладкой пищей; лучше скитаться в лесах, чем быть окруженным соблазнами. Этот страх колеблет и самих демонов, бесплотных духов. И демоны боятся геенны, на которую осуждены, и пытаются сделать участниками ее сынов человеческих, чтобы не одним в ней мучиться. Удивительно, что люди не трепещут перед тем, перед чем трепещут демоны-духи» .

Святые отцы уделяли очень большое значение страху Божиему для дела совершенствования души христианина.

По словам преподобного Ефрема Сирина, «страх Господень — кормчий души, источник жизни. Страх Господень просвещает душу… истребляет лукавство… ослабляет страсти» , «изгоняет из души тьму и делает ее чистой» , «страх Божий — вершина познаний; где нет его, там не найдешь ничего доброго» , «в ком есть страх Божий, тот не бывает беспечен, потому что всегда трезвится… и легко спасается от козней врага… Кто же не имеет страха Божия, тот открыт нападениям диавольским» .

О том же свидетельствует и святитель Тихон Задонский: «Окружаемая и хранимая страхом Божиим, душа бывает неподвижна ни на какое зло. И если какое искушение бесовское и злая мысль приходит ей, сразу ужасается и взывает к Богу: “Господи, помоги мне!” и так против зла стоит и борется. Потому страх Божий — корень всех благ. Начало мудрости — страх Господень (Пс. 110 , 10). Ибо кто премудр? Тот, кто везде и всегда осторожно поступает и невидимого Бога видит перед собой» .

Святитель Григорий Богослов, в свою очередь, говорил: «Где страх Божий, там соблюдение заповедей» . Святитель Иоанн Златоуст утверждал, что «страх Божий составляет истинное блаженство» , а преподобный Исаия Отшельник называл его «источником всех добродетелей» .

Последнее утверждение можно объяснить словами святителя Василия Великого: «Как у пригвожденных гвоздями члены тела остаются неподвижны и бездейственны, так и объятые в душе Божиим страхом избегают всякого страстного обуревания грехом» .

Этот же святитель указывал на необходимость определенного баланса между страхом и надеждой: «Зная, что крепок наш Владыка, бойтесь Его крепости и не отчаивайтесь в Его человеколюбии. Для того, чтобы не делать неправды, хорош страх; а для того чтобы, однажды согрешив, не вознерадеть о себе по безнадежности, хороша надежда на милость» .

А святитель Игнатий Брянчанинов указывал на принципиальное отличие страха Божия от обычного страха и даже от любого иного человеческого чувства: «Страх Божий невозможно уподобить никакому ощущению плотского, даже душевного человека. Страх Божий — ощущение совершенно новое. Страх Божий — действие Святого Духа» .

Говоря о действии страха Божия на человека, преподобный Иоанн Лествичник говорил: «Когда страх Господень приходит в сердце, то показывает ему все грехи его» (Лествица, 26.223), и вместе с тем, «умножение страха Божия есть начало любви» (Лествица, 30.20).

В самом духовном чувстве страха Божия различаются степени совершенства, как свидетельствует святитель Игнатий (Брянчанинов): «Есть два страха: один — вводящий, другой — совершенный; один — свойствен начинающим, так сказать, благочествовать, другой — составляет принадлежность совершенных святых, достигших в меру любви» .

Подробнее всего эти степени и действования страха Божия на душу человека описал блаженный Диадох Фотикийский: «Душа, пока остается нерадивой, покрыта проказой сластолюбия, и потому не может чувствовать страха Божия, даже если бы кто непрестанно толковал ей о Страшном Суде Божием. А когда начнет очищаться, углубленно внимая себе, тогда начинает чувствовать, как некое живительное врачевство, страх Божий, пережигающий ее, как в огне, неким действием обличений, и таким образом, мало-помалу очищаясь, достигает, наконец, совершенного очищения. При этом насколько в ней возрастает любовь, настолько же умаляется страх, пока не придет она в совершенную любовь, в которой нет страха, но совершенное бесстрастие, производимое действием славы Божией. Да будут же нам в непрестанную похвалу похвал, во-первых, страх Божий, а наконец, любовь — полнота совершенства во Христе»