Евангелие от луки гл 6. Евангелие от Луки. Евангелие для всех

1 В субботу, первую по втором дне Пасхи, случилось Ему проходить засеянными полями, и ученики Его срывали колосья и ели, растирая руками.

2 Некоторые же из фарисеев сказали им: зачем вы делаете то, чего не должно делать в субботы?

3 Иисус сказал им в ответ: разве вы не читали, что сделал Давид, когда взалкал сам и бывшие с ним?

4 Как он вошел в дом Божий, взял хлебы предложения, которых не должно было есть никому, кроме одних священников, и ел, и дал бывшим с ним?

5 И сказал им: Сын Человеческий есть господин и субботы.

6 Случилось же и в другую субботу войти Ему в синагогу и учить. Там был человек, у которого правая рука была сухая.

7 Книжники же и фарисеи наблюдали за Ним, не исцелит ли в субботу, чтобы найти обвинение против Него.

8 Но Он, зная помышления их, сказал человеку, имеющему сухую руку: встань и выступи на средину. И он встал и выступил.

9 Тогда сказал им Иисус: спрошу Я вас: что должно делать в субботу? добро, или зло? спасти душу, или погубить? Они молчали.

10 И, посмотрев на всех их, сказал тому человеку: протяни руку твою. Он так и сделал; и стала рука его здорова, как другая.

11 Они же пришли в бешенство и говорили между собою, что бы им сделать с Иисусом.

12 В те дни взошел Он на гору помолиться и пробыл всю ночь в молитве к Богу.

13 Когда же настал день, призвал учеников Своих и избрал из них двенадцать, которых и наименовал Апостолами:

14 Симона, которого и назвал Петром, и Андрея, брата его, Иакова и Иоанна, Филиппа и Варфоломея,

15 Матфея и Фому, Иакова Алфеева и Симона, прозываемого Зилотом,

Апостол Симеон. Художник Рембрандт Харменс ван Рейн 1661 г.

16 Иуду Иаковлева и Иуду Искариота, который потом сделался предателем.

17 И, сойдя с ними, стал Он на ровном месте, и множество учеников Его, и много народа из всей Иудеи и Иерусалима и приморских мест Тирских и Сидонских,

18 которые пришли послушать Его и исцелиться от болезней своих, также и страждущие от нечистых духов; и исцелялись.

19 И весь народ искал прикасаться к Нему, потому что от Него исходила сила и исцеляла всех.

20 И Он, возведя очи Свои на учеников Своих, говорил: Блаженны нищие духом, ибо ваше есть Царствие Божие.

Нагорная проповедь. Автор неизвестен 13 в.

21 Блаженны алчущие ныне, ибо насытитесь. Блаженны плачущие ныне, ибо воссмеетесь.

22 Блаженны вы, когда возненавидят вас люди и когда отлучат вас, и будут поносить, и пронесут имя ваше, как бесчестное, за Сына Человеческого.

23 Возрадуйтесь в тот день и возвеселитесь, ибо велика вам награда на небесах. Так поступали с пророками отцы их.

25 Горе вам, пресыщенные ныне! ибо взалчете. Горе вам, смеющиеся ныне! ибо восплачете и возрыдаете.

26 Горе вам, когда все люди будут говорить о вас хорошо! ибо так поступали с лжепророками отцы их.

27 Но вам, слушающим, говорю: любите врагов ваших, благотворите ненавидящим вас,

Любите своих врагов. Художник Г. Доре

28 благословляйте проклинающих вас и молитесь за обижающих вас.

29 Ударившему тебя по щеке подставь и другую, и отнимающему у тебя верхнюю одежду не препятствуй взять и рубашку.

30 Всякому, просящему у тебя, давай, и от взявшего твое не требуй назад.

31 И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними.

32 И если любите любящих вас, какая вам за то благодарность? ибо и грешники любящих их любят.

33 И если делаете добро тем, которые вам делают добро, какая вам за то благодарность? ибо и грешники то же делают.

34 И если взаймы даете тем, от которых надеетесь получить обратно, какая вам за то благодарность? ибо и грешники дают взаймы грешникам, чтобы получить обратно столько же.

35 Но вы любите врагов ваших, и благотворите, и взаймы давайте, не ожидая ничего; и будет вам награда великая, и будете сынами Всевышнего; ибо Он благ и к неблагодарным и злым.

36 Итак, будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд.

37 Не судите, и не будете судимы; не осуждайте, и не будете осуждены; прощайте, и прощены будете;

38 давайте, и дастся вам: мерою доброю, утрясенною, нагнетенною и переполненною отсыплют вам в лоно ваше; ибо, какою мерою мерите, такою же отмерится и вам.

39 Сказал также им притчу: может ли слепой водить слепого? не оба ли упадут в яму?

40 Ученик не бывает выше своего учителя; но, и усовершенствовавшись, будет всякий, как учитель его.

41 Что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь?

42 Или, как можешь сказать брату твоему: брат! дай, я выну сучок из глаза твоего, когда сам не видишь бревна в твоем глазе? Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза, и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего.

43 Нет доброго дерева, которое приносило бы худой плод; и нет худого дерева, которое приносило бы плод добрый,

44 ибо всякое дерево познается по плоду своему, потому что не собирают смокв с терновника и не снимают винограда с кустарника.

45 Добрый человек из доброго сокровища сердца своего выносит доброе, а злой человек из злого сокровища сердца своего выносит злое, ибо от избытка сердца говорят уста его.

46 Что вы зовете Меня: Господи! Господи! – и не делаете того, что Я говорю?

47 Всякий, приходящий ко Мне и слушающий слова Мои и исполняющий их, скажу вам, кому подобен.

48 Он подобен человеку, строящему дом, который копал, углубился и положил основание на камне; почему, когда случилось наводнение и вода наперла на этот дом, то не могла поколебать его, потому что он основан был на камне.

49 А слушающий и неисполняющий подобен человеку, построившему дом на земле без основания, который, когда наперла на него вода, тотчас обрушился; и разрушение дома сего было великое.


В субботу, первую по втором дне Пасхи, случилось Ему проходить засеянными полями, и ученики Его срывали колосья и ели, растирая руками. 2 Некоторые же из фарисеев сказали им: зачем вы делаете то, чего не должно делать в субботы? 3 Иисус сказал им в ответ: разве вы не читали, что сделал Давид, когда взалкал сам и бывшие с ним? 4 Как он вошел в дом Божий, взял хлебы предложения, которых не должно было есть никому, кроме одних священников, и ел, и дал бывшим с ним? 5 И сказал им: Сын Человеческий есть господин и субботы.
Фарисеи исказили понятие закона Бога о субботе и требовали от учеников Христа соблюдения искажённых заповедей «старцев», а не Бога. Иисус показал им абсурдность их требований, непонимание ими сущности Божьего установления субботы и свои полномочия творить добро в субботу.

В каком смысле Иисус является "господином субботы"? В двух духовных смыслах:
1) Иудеи, став "рабами буквы" закона о субботе не были способны понять, что закон Бога - гибкий: он дан для помощи людям в духовном исцелении, а не для того, чтобы заставлять людей трепетать перед пунктами правил (Иер.18:7-10; Мтф.12:11,12). Так как израильтяне не посвящали время духовным делам и служению Иегове добровольно - Бог установил им закон о 7 дне для того, чтобы они хотя бы 1 день в неделю уделяли время духовному – ради их же блага.

Но если Иисус всё своё время добровольно посвящал служению Иегове - зачем же ему был нужен закон о субботе? (Гал.5:23). У него духовная "суббота"- каждый день, Он сам для себя решал, когда ему "устроить субботу" - заниматься духовными делами, а когда - нет: таким образом Иисус как бы сам управлял "субботой", а не "суббота управляла им". Это - первое значение того, в чём проявлялось господство Иисуса Христа над субботой. Фарисеи, по рабски "служившие 7му дню", не смогли этого понять. Почему?

Потому, что они слишком увлеклись пунктом о 7м дне, он стал для них идолом, а люди – жертвами, обязанными служить их любимой "субботе". Увлечённость внешней стороной закона о субботе вытеснила из их понимания сущность субботы, как дня, предназначенного для блага людей. Поэтому они не поняли, что исцеление в субботу не могло быть грехом (Мтф.12:10-12).

2) Иисус - Господин субботы в значении "покоя Бога" - в принципе; он - царь будущего Божьего миропорядка, Господин над всем - в периоде покоя Божьего, в субботе вечной, в дне Господа вечном. Если над вечностью Иисус является Господином в земном миропорядке, то над днём недели у него и подавно полномочия от Бога имеются: он сам решает, что ему делать в субботу, а что нет. А фарисеи ему в этом - не указ.

6:6,7 См. подробно разбор Мтф. 12:1-8 .
Случай исцеления в субботу:
Случилось же и в другую субботу войти Ему в синагогу и учить. Там был человек, у которого правая рука была сухая. Книжники же и фарисеи наблюдали за Ним, не исцелит ли в субботу, чтобы найти обвинение против Него.
Фарисеи не извлекли урок из предыдущей субботы, по-прежнему упорствуют в неправильном понимании субботы. Но дело даже и не в их неправильном понимании, а в том, что они при помощи узаконенных «преданий старцев» хотели обвинить Иисуса в нарушении закона Божьего. В их понимании - что заповеди человеческие, что заповеди Божьи - стали суть одно.
Так очень часто происходит и в современных церквах. Вначале вводят какие -то человеческие понятия на правах пояснения и рекомендаций. Затем постепенно и незаметно они начинают занимать такое же положение, как и заповеди Божьи, а иногда - и выше, становясь обязательными к исполнению.
Кто не исполняет эти заповеди человеческие, тех начинают наказывать в церкви, и при наказании уже подразумевается, что человек, нарушающий их, согрешает против Бога - так же, как и в случае с учениками Христа.

6:6-9 Но Он, зная помышления их, сказал человеку, имеющему сухую руку: встань и выступи на средину. И он встал и выступил. Тогда сказал им Иисус: спрошу Я вас: что должно делать в субботу? добро, или зло? спасти душу, или погубить?
Иисус ещё раз им пытается показать сущность субботы Господней: суббота Богом введена для того, чтобы она приносила радость людям, этот день - добро для человека, а не зло, польза, а не вред. И неважно, как именно делают добро в субботу, если то, что делают - приносит пользу, исцеляет и соответствует намерениям Бога в отношении субботы, ибо день недели «суббота» - прообраз на большую «субботу», на миропорядок Божьего дня вечного покоя, когда все живущие в этом дне получат и физическое, и духовное исцеление.

Они молчали. Фарисеи понимали, что возражать Иисусу нечем и опровергнуть его мудрость - невозможно. В таких ситуациях, когда нет здравых аргументов, молчание - единственный возможный вариант «ответа», помогающий хотя бы сохранить репутацию разумных людей.

6:10 И, посмотрев на всех их, сказал тому человеку: протяни руку твою. Он так и сделал; и стала рука его здорова, как другая.
Иисус не беспокоился о том, что может подорвать авторитет законоучителей своим непослушанием им: что может быть важнее исцеления человека, когда есть возможность его исцелить? И причём тут традиции «старцев» о субботе, если исполняется заповедь Божья, приносящая человеку облегчение?

6:11 Они же пришли в бешенство и говорили между собою, что бы им сделать с Иисусом. Вместо того, чтобы порадоваться за исцелённого и увидеть в Иисусе человека, творящего добро - фарисеи разозлились: как ни странно, но они умудрились возлюбить саму субботу, день недели. А человека возлюбить - им оказалось не под силу.
Собственная репутация и нерушимость "преданий старцев" их заботила гораздо больше, чем люди и желание блага для них. Именно за счёт преданий человеческих они имели возможность возвышаться над людьми и заставлять их чувствовать себя несведущими в законе Бога и нуждающимися в руководстве и разъяснениях фарисеев.

С таким духовным пониманием служения Богу - Ему угодить невозможно, ибо всё соделал Бог для блага человека, а не в тягость ему.
Если мы хотим угодить Богу - надо учиться любить людей и радоваться за них, а не приходить в бешенство, как фарисеи, и не искать, чем бы эту радость - радующимся человекам омрачить.
6:12 В те дни взошел Он на гору помолиться и пробыл всю ночь в молитве к Богу. Именно Бог указал Иисусу Христу, кого он должен был избрать себе в апостолы (Иоанн.17:12)

6:13-16 Когда же настал день, призвал учеников Своих и избрал из них двенадцать, которых и наименовал Апостолами
Как видим, Иисус избирал в апостолы ИЗ СРЕДЫ своих учеников. То есть, к тому моменту у него было гораздо больше учеников, чем 12. Просто не все из них оказались пригодными для исполнения функций апостолов Христовых и имели тот духовный возраст, который помогал бы им вмещать служение Иисуса в объёме исторического момента 1 века.

6:17-19 и много народа.. пришли послушать Его и исцелиться от болезней своих … и исцелялись.
И весь народ искал прикасаться к Нему, потому что от Него исходила сила и исцеляла всех.
Для исцеления нужна именно сила Божья, Иисус исцелял при помощи Божьего (святого) духа в значении силы, а не духовной личности (перстом Божьим, духом Божьим изгонял бесов – Луки 11:20, Мтф. 12:28)

6:20,21 Нагорная проповедь. См. подробно разбор Матфея 5-7 главы
Остановимся на некоторых текстах:

Блаженны нищие духом, ибо ваше есть Царствие Божие.
Блаженны алчущие ныне, ибо насытитесь. Блаженны плачущие ныне, ибо воссмеетесь.
См. разбор Мтф. 5:3,4

6:22 Блаженны вы, когда возненавидят вас люди Если не дочитать до конца или не особенно вникнуть в суть сказанного, можно ввестись в заблуждение: ведь для того, чтобы нас возненавидели как человеков - надо быть очень плохими людьми. И, стало быть, ничего, если ты негодяй – блаженствуй, ведь Иисус сказал так, и пусть себе ненавидят тебя люди на здоровье.
Но тут уточнение важное: не просто возненавидят за дела плохие. А конкретно за ПУТЬ сына человеческого возненавидят :
и когда отлучат вас, и будут поносить, и пронесут имя ваше, как бесчестное, за Сына Человеческого.
Ну а если мы по другому поводу ненависть в людях по отношению к себе возбуждаем, то совсем плохи наши дела пред Богом. Этот момент хорошо разъяснил в своём послании Пётр (1Пет.4:12-16)

6:23 Возрадуйтесь в тот день и возвеселитесь, ибо велика вам награда на небесах. Так поступали с пророками отцы их. - см. разбор Мтф. 5:12

6:24,25 Напротив, горе вам, богатые! ибо вы уже получили свое утешение.
Имеется ввиду - богатые духом, не нуждающиеся в духовном в отличие от нищих духом, нуждающихся в духовном. Довольные своей жизнью и всем удовлетворённые не смогут принять Христа: сытых и довольных всем - невозможно накормить пищей Христовой:

Горе вам, пресыщенные ныне! ибо взалчете. Горе вам, смеющиеся ныне! ибо восплачете и возрыдаете.
Поэтому все, кто пресыщен осознанием собственной праведности и удовлетворён своим образом жизни - не воспримут необходимость приближаться к Богу путём Христовым.

6:26 Горе вам, когда все люди будут говорить о вас хорошо! ибо так поступали с лжепророками отцы их. Невозможно себе представить, чтобы христианин мог нравиться всем людям: если он свой - всем, значит, что-то не так с его путём Христовым. Только лжепророки всегда в угоду людям пророчествуют, ведь у них цель: нравиться людям. А Христовы говорят правду Божью независимо от того, нравится она людям или нет.
И если учесть, что большинство мира отвергает законы Божьей праведности, то можно себе представить, как ему будет «нравиться» обличающее слово Бога и те христиане, кто с этим словом придут в мир.

6:27,28 Но вам, слушающим, говорю: любите врагов ваших, благотворите ненавидящим вас, 28 благословляйте проклинающих вас и молитесь за обижающих вас.
О чём молиться за обижающих нас? О том, чтобы и дальше обижали?
Нет, но о том, чтобы обратились и живы были; чтобы поняли, где и в чём они согрешают против заповедей Христа и перестали это делать; чтобы нашли Бога, чтобы полюбили Его пути и захотели становиться детьми Ему, а нам - добрыми братьями и сёстрами.
см. также разбор Мтф. 5:43-45

6:29 Ударившему тебя по щеке подставь и другую, и отнимающему у тебя верхнюю одежду не препятствуй взять и рубашку.
В древнем Израиле был заложен принцип:
глаз за глаз, зуб за зуб, руку за руку, ногу за ногу (Исх.21:24)
перелом за перелом, око за око, зуб за зуб; как он сделал повреждение на [теле] человека, так и ему должно сделать . (Лев.24:20)

Иисус же показывает, что Христовы должны поступать с людьми человеколюбиво независимо от того, как поступают с ними.
Показал он это не только на словах, но и на деле.
Будучи злословим, Он не злословил взаимно; страдая, не угрожал, но предавал то Судии Праведному . 1Пет.2:23
Иногда, отвечая на какие-то несправедливые действия по отношению к нам, можно так увлечься ответной реакцией, что со стороны наблюдающих мы будем выглядеть ни чуть не лучше тех, кто обижает нас. А это ни Отца нашего не прославит, ни нас к Нему не приблизит, отдалит только от Него.
См. также разбор Мтф. 5:39-41

6:30 Всякому, просящему у тебя, давай, и от взявшего твое не требуй назад.
Интересное проявление любви Христовой к людям: быть готовым отдать своё насовсем, ничего вообще не требуя в качестве возмещения. Но кое-что следует помнить: просьба - просьбе рознь.
Если брату, например, на новую машину не хватает, занять просит, руководствуясь этим стихом, обязательно ли стоит дать, да ещё и обратно не требовать?
Как дает Бог? По пути в землю обетованную, например, Он кормил Израиль только манною и не очень- то хорошо отнёсся к просьбам о чесноке, огурцах, мясе и т.д. - о том, что сверх необходимых потребностей.

Так и в нашем случае: машина - не хлеб, не лекарство от болезни, не предмет первой необходимости. Скорее всего, здесь Иисус говорит об этом: Если голоден враг твой, накорми его хлебом; и если он жаждет, напой его водою (Прит.25:21). То же - относится и к братьям.
Впрочем, если есть возможность и желание бескорыстно добавить брату недостающее до покупки машины - в том не согрешит дающий.
6:31 И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними - см. разбор Мтф. 7:12

6:32-34 И если любите любящих вас, какая вам за то благодарность? ибо и грешники любящих их любят.И если делаете добро тем, которые вам делают добро, какая вам за то благодарность? ибо и грешники то же делают.
Суть в том, чтобы делать добро тем, кто не имеет возможности ничем воздать, приносить пользу людям даром, безвозмездно, бескорыстно - потому, что любим и искренне желаем помочь, а не для того, чтобы внешне создавать видимость широких жестов и зарабатывать себе репутацию праведников в глазах людей, а на сердце - камни «копить» за то, что не возвращают долги:

6:35 Но вы любите врагов ваших, и благотворите, и взаймы давайте, не ожидая ничего; и будет вам награда великая, и будете сынами Всевышнего; ибо Он благ и к неблагодарным и злым. См. разбор Мтф. 5:44,45

6:36 Итак, будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд.
См. разбор Мтф. 5:48

6:37 Не судите, и не будете судимы; не осуждайте, и не будете осуждены; прощайте, и прощены будете;
Суть в том, чтобы не спешить выносить обвинительные заключения согрешающим и их мотивам, на это есть Бог, а нам мешает видеть объективно - собственное бревно в глазу.

Выносить суд от имени Бога в отношении того, как поступит Бог с человеком - не уполномочен никто. В отношении же собраний - то в собраниях христиан для того, чтобы выносить какие -либо решения, Богом предусмотрены уполномоченные - пастыри. Они должны это делать не по взгляду своих очей, а на основании Божьих принципов.
См. также разбор Мтф. 7:12
6:38 давайте, и дастся вам: мерою доброю, утрясенною, нагнетенною и переполненною отсыплют вам в лоно ваше; ибо, какою мерою мерите, такою же отмерится и вам. См. разбор Мтф. 7:1,2

6:39 Сказал также им притчу: может ли слепой водить слепого? не оба ли упадут в яму? .
Если связать эти слова с вышесказанным о том, чтобы христиане не спешили судить ближних, так как не видят их сердец, то эти слова отражают неправильные стремления любящих судить (осуждать). Ведь кто такие сами судьи? Это- несовершенные потомки Адама, духовно слепые люди. Поэтому, будучи "слепыми", они не могут объективно оценивать поступки других "слепых" - таких же несовершенных людей, как и сами "судьи".

Если же учесть, что далее Иисус говорит об учителях, заявляющих о себе, как о способных правильно судить (оценивать поступки других), то слова о слепых имеет смысл расширить:
если учитель слеп (неправильно разъясняет слово Бога), то и его ученики, водимые им, также будут духовно слепы, что приведёт обоих к плохому исходу в конечном итоге.

6: 40 Ученик не бывает выше своего учителя; но, и усовершенствовавшись, будет всякий, как учитель его
Чем владеет учитель, то и ученику передать может: не может ученик знать больше, чем учитель его, но при старании обучения - сможет достичь тех же навыков и знаний, что и учитель.
Здесь применим и текст о слепых: если учитель духовно слеп, то и ученик его духовно зрячим не станет.

6:41,42 Что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь? Или, как можешь сказать брату твоему: брат! дай, я выну сучок из глаза твоего, когда сам не видишь бревна в твоем глазе? Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза, и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего.
Чему может научить человек, который сам на практике не делает того, что предлагает сделать тебе?
Последовательность, по которой должен действовать христианин, впечатляет: прежде всего - своими брёвнами стоит христианину заняться.

Не сказал здесь Иисус, что вообще никому замечаний делать не стоит. Но если прежде, чем обличить кого-то в проступке, честно попытаться над своими проступками поразмышлять, отношение к согрешающему очень сильно меняется: когда поработаешь со своими «брёвнами», то и сучки братьев не такими уж смертельными начинают казаться. И даже тон в голосе другой образуется, не гневно-обличительный, а участливо- дружелюбный. Ведь цель всякого обличения - не потерять, а приобрести брата, не оттолкнуть от Бога, а приблизить к Нему.
См. также разбор
Мтф. 7:1,2

6:43,44 Нет доброго дерева, которое приносило бы худой плод; и нет худого дерева, которое приносило бы плод добрый, ибо всякое дерево познается по плоду своему, потому что не собирают смокв с терновника и не снимают винограда с кустарника.
По словам, делам и поведению человека можно сделать выводы о том, стоит ли он на пути к Богу или направляется в обратную сторону.
Очень эти слова Иисуса здесь к месту:
Иисус отвечал ему: если Я сказал худо, покажи, что худо; а если хорошо, что ты бьешь Меня? (Иоан.18:23) .
То есть, если я не могу показать, что конкретно брат или сестра худо сделали (их худые плоды), то, может, на самом деле - и «плоды» у них вовсе не худые с точки зрения Бога. Выходит, что мне всего лишь субъективно просто что –то в них не нравится, но это не повод считать их плохими, однако - повод пересмотреть себя самого.
См. также разбор Мтф. 7:16,20

6:45 Добрый человек из доброго сокровища сердца своего выносит доброе, а злой человек из злого сокровища сердца своего выносит злое, ибо от избытка сердца говорят уста его.
Метафора, показывающая зависимость содержимого слов уст от духовного «содержимого» сердца человека: Божий человек - с добром ко всем, как в устах, так и в делах, пользу приносит, ибо к Богу приобщить старается. От слов уст и от дел злого человека - только неприятный осадок остаётся, один вред от общения с ним.
См. также разбор Мтф. 12:34-37

6:46 Что вы зовете Меня: Господи! Господи! - и не делаете того, что Я говорю?
По идее, если признавать Иисуса Христа своим господином, то делать всё, что велит господин - будет несложно, ибо это - обязанность всякого раба. Если же не исполнять повелений его, то нет пользы и в том, чтобы признавать Иисуса Христа - Господом: такого раба он накажет за непослушание. У такого раба Господь (господин) - вовсе не Христос, а собственные эгоистичные желания.
См. также разбор Мтф. 7:21-23

6:47-49 Всякий, приходящий ко Мне и слушающий слова Мои и исполняющий их, скажу вам, кому подобен.
Он подобен человеку, строящему дом, который копал, углубился и положил основание на камне; почему, когда случилось наводнение и вода наперла на этот дом, то не могла поколебать его, потому что он основан был на камне.

Слушать Иисуса Христа и знать теорию приближения к Богу по следам его - недостаточно, нужно на практике исполнять ВСЁ, в чём он наставляет и идти по следам его всю жизнь. Тогда есть смысл надеяться на все обещанные благословения Бога, ибо такая надежда имеет под собой прочное основание: послушание Христу.

А если не так, то всякие надежды - тщетны, они разрушатся, как дом, не имеющий под собою прочного основания, вместе с самим христианином-теоретиком:
49 А слушающий и неисполняющий подобен человеку, построившему дом на земле без основания, который, когда наперла на него вода, тотчас обрушился; и разрушение дома сего было великое.

26 И приплыли в страну Гадаринскую, лежащую против Галилеи. 27 Когда же вышел Он на берег, встретил Его один человек из города, одержимый бесами с давнего времени, и в одежду не одевавшийся, и живший не в доме, а в гробах. 28 Он, увидев Иисуса, вскричал, пал пред Ним и громким голосом сказал: что Тебе до меня, Иисус, Сын Бога Всевышнего? умоляю Тебя, не мучь меня. 29 Ибо Иисус повелел нечистому духу выйти из сего человека, потому что он долгое время мучил его, так что его связывали цепями и узами, сберегая его; но он разрывал узы и был гоним бесом в пустыни.

30 Иисус спросил его: как тебе имя?

Он сказал: легион, - потому что много бесов вошло в него. 31 И они просили Иисуса, чтобы не повелел им идти в бездну.

32 Тут же на горе паслось большое стадо свиней; и бесы просили Его, чтобы позволил им войти в них. Он позволил им. 33 Бесы, выйдя из человека, вошли в свиней, и бросилось стадо с крутизны в озеро и потонуло.

34 Пастухи, видя происшедшее, побежали и рассказали в городе и в селениях. 35 И вышли видеть происшедшее; и, придя к Иисусу, нашли человека, из которого вышли бесы, сидящего у ног Иисуса, одетого и в здравом уме; и ужаснулись. 36 Видевшие же рассказали им, как исцелился бесновавшийся. 37 И просил Его весь народ Гадаринской окрестности удалиться от них, потому что они объяты были великим страхом. Он вошел в лодку и возвратился.

38 Человек же, из которого вышли бесы, просил Его, чтобы быть с Ним. Но Иисус отпустил его, сказав: 39 возвратись в дом твой и расскажи, что сотворил тебе Бог. Он пошел и проповедывал по всему городу, что сотворил ему Иисус.

40 Когда же возвратился Иисус, народ принял Его, потому что все ожидали Его.

41 И вот, пришел человек, именем Иаир, который был начальником синагоги; и, пав к ногам Иисуса, просил Его войти к нему в дом, 42 потому что у него была одна дочь, лет двенадцати, и та была при смерти.

Когда же Он шел, народ теснил Его. 43 И женщина, страдавшая кровотечением двенадцать лет, которая, издержав на врачей всё имение, ни одним не могла быть вылечена, 44 подойдя сзади, коснулась края одежды Его; и тотчас течение крови у ней остановилось.

45 И сказал Иисус: кто прикоснулся ко Мне? Когда же все отрицались, Петр сказал и бывшие с Ним: Наставник! народ окружает Тебя и теснит, - и Ты говоришь: кто прикоснулся ко Мне?

46 Но Иисус сказал: прикоснулся ко Мне некто, ибо Я чувствовал силу, исшедшую из Меня. 47 Женщина, видя, что она не утаилась, с трепетом подошла и, пав пред Ним, объявила Ему перед всем народом, по какой причине прикоснулась к Нему и как тотчас исцелилась.

48 Он сказал ей: дерзай, дщерь! вера твоя спасла тебя; иди с миром.

49 Когда Он еще говорил это, приходит некто из дома начальника синагоги и говорит ему: дочь твоя умерла; не утруждай Учителя.

50 Но Иисус, услышав это, сказал ему: не бойся, только веруй, и спасена будет. 51 Придя же в дом, не позволил войти никому, кроме Петра, Иоанна и Иакова, и отца девицы, и матери. 52 Все плакали и рыдали о ней. Но Он сказал: не плачьте; она не умерла, но спит. 53 И смеялись над Ним, зная, что она умерла.

54 Он же, выслав всех вон и взяв ее за руку, возгласил: девица! встань. 55 И возвратился дух ее; она тотчас встала, и Он велел дать ей есть. 56 И удивились родители ее. Он же повелел им не сказывать никому о происшедшем.

Д. Сын Человеческий – Господин субботы (6,1-11)

6,1-2 Теперь перед нами два события, произошедшие в субботу, которые показывают возрастающее противление религиозных вождей, достигающее своего апогея. Первое событие произошло в субботу, первую по втором дне Пасхи. Другими словами, эта суббота была первой после Пасхи. Вторая суббота была следующей за ней. Итак, в субботу, первую по втором дне Пасхи, Господь и Его ученики проходили засеянными полями. Ученики срывали колосья, растирали руками и ели их. Фарисеи не могли обвинить их в том, что они срывали колосья; это разрешалось законом (Втор. 23,25). Они осуждали то, что это происходило в субботу. Срывание колосьев они квалифицировали как сбор урожая, а растирание их руками – как обмолачивание.

6,3-5 Ответ Господа, использовавшего пример из жизни Давида, сводился к тому, что закон о субботе никогда не запрещал труд по необходимости. Отверженный и преследуемый Давид и его люди были голодны. Он вошел в дом Божий и взял хлебы предложения, которые обычно предназначались для священников. Бог сделал для Давида исключение. Израиль находился в грехе. Царь был отвержен. Не следовало настолько по-рабски исполнять закон о хлебах предложения, чтобы допустить голодание Божьего помазанника.

Здесь была подобная ситуация. Христос и Его ученики были голодны. Фарисеи скорее бы допустили, чтобы они голодали, чем взяли зерно в субботу. Однако Сын Человеческий есть Господин и субботы. Он установил закон, и никто лучше Его не мог истолковать истинное духовное значение закона и спасти его от неверного понимания.

6,6-8 Второе событие случилось в другую субботу. Это было чудесное исцеление. Книжники и фарисеи пристально и со злым умыслом наблюдали за Иисусом, не исцелит ли Он в субботу человека, имеющего сухую руку. Зная Иисуса и опираясь на прошлый опыт, они имели вескую причину считать, что Он так поступит. Господь не разочаровал их. Он вначале велел человеку встать и выступить на середину общества в синагоге. Это драматическое действие приковало внимание всех к тому, что должно было произойти.

6,9 Тогда Иисус спросил у Своих критиков, что позволительно делать в субботу: добро или зло? Если бы они дали правильный ответ, то им пришлось бы признать, что в субботу нужно делать добро, а делать зло – неправильно. Если же должно делать добро, тогда Он делал добро, исцеляя этого человека. Если неправильно делать зло в субботу, тогда они нарушали субботу, устраивая заговор, чтобы убить Господа Иисуса.

6,10 Ответа от противников не последовало. Тогда Иисус велел этому человеку протянуть свою сухую руку. (Лишь врач Лука упоминает, что это была правая рука.) С этим повелением пришла необходимая сила. Когда человек послушался, рука его стала здоровой, как и другая.

6,11 Фарисеи и книжники пришли в бешенство. Они хотели осудить Иисуса за нарушение субботы. А Он сказал всего лишь несколько слов – и человек получил исцеление. В этом не было никакого физического труда. И все же они устроили заговор, для того чтобы Его схватить.

Бог предусмотрел субботу для блага человека. При правильном понимании она не запрещала труд по необходимости или дела милосердия.

Е. Избрание двенадцати апостолов (6,12-19)

6,12 Прежде чем избрать двенадцать, Иисус пробыл всю ночь в молитве. Какой в этом укор нашей импульсивности и независимости от Бога! Лука – единственный евангелист, который упоминает о ночи, проведенной в молитве.

6,13-16 Двенадцать, которых Он избрал из более широкого круга учеников, были:

1. Симон, которого назвал Петром, сын Ионин. Один из самых выдающихся апостолов.

2. Андрей, брат его. Это был тот Андрей, который привел Петра к Господу.

3. Иаков, сын Зеведея. Ему с Иоанном была оказана привилегия взойти на гору Преображения. Он был убит Иродом Агриппой I.

4. Иоанн, сын Зеведея. Иисус назвал Иакова и Иоанна "сынами громовыми". Это тот Иоанн, который написал Евангелие и послания, названые его именем, а также книгу Откровения.

5. Филипп, родом из Вифсаиды, который привел к Иисусу Нафанаила. Не путать с Филиппом, евангелистом из книги Деяний апостолов.

6. Варфоломей. Общепринято думать, что это второе имя Нафанаила. Он упомянут только в перечне двенадцати.

7. Матфей, мытарь, также называемый Левием. Он написал первое Евангелие.

8. Фома, также называемый Близнец. Он сказал, что не поверит в воскресение Господа, пока не увидит убедительных доказательств.

9. Иаков, сын Алфея. Он, вероятно, был тем, кто занял ответственное положение в иерусалимской церкви после того, как Иаков, сын Зеведея, был убит Иродом.

10. Симон, прозываемый Зилотом. Из написанного в Священном Писании о нем известно мало.

11. Иуда Иаковлев. Возможно, он же автор послания, и общепризнанно, что он – Левей, прозванный Фаддеем (Мф. 10,3; Мк. 3,18).

12. Иуда Искариот. Предполагается, что он из Кариота в Иудее и, следовательно, единственный из апостолов не из Галилеи. Предатель нашего Господа, он был назван Иисусом "сыном погибели".

Ученики не были людьми выдающегося интеллекта или способностей. Они представляли собой типичных представителей человечества. Великими их делали взаимоотношение с Иисусом и посвящение Ему. Когда Спаситель избрал их, они были, вероятно, молодыми людьми приблизительно двадцати лет. Юность – это пора, когда люди имеют наибольшее рвение, восприимчивы к учебе и более всего способны переносить трудности. Иисус избрал лишь двенадцать учеников. Его больше интересовало качество, чем количество. Благодаря правильному подбору людей, Он мог посылать их на труд и через процесс духовного воспроизводства евангелизировать мир.

Следующим важным шагом после избрания учеников было тщательное обучение их принципам Царства Божьего. Остаток этой главы посвящен обобщенному изложению того типа характера и поведения, которые должны быть присущи ученикам Господа Иисуса Христа.

6,17-19 Следующая речь несколько отлична от Нагорной проповеди (Мф. 5 – 7). Та прозвучала на горе, эта – на ровном месте. В той были блаженства, но не было горестей; в этой – и то, и другое. Есть и другие отличия: в словах, в объеме и направленности. (Многие богословы, однако, считают, что под "ровным местом" подразумевалась ровная местность у подножия горы. Различия заключаются в стиле, выборе акцентов Матфеем и Лукой и подборе слов (богодухновенном) с учетом слушающих.)

Обратите внимание: эта проповедь о строгом ученичестве была произнесена для множества народа, а также для двенадцати. Похоже, что где бы за Иисусом ни следовало большое множество людей, Он проверял их искренность, обращаясь к ним с большой прямотой. Кто-то сказал: "Христос сначала привлекает к Себе, а затем отсеивает".

Народ собрался из всей Иудеи и Иерусалима на юге, из мест Тирских и Сидонских на северо-западе; пришли как язычники, так и евреи. Больные и одержимые бесами теснились ближе, чтобы прикоснуться к Иисусу; они знали, что от Него исходила сила и исцеляла всех.

Важно понимать, насколько кардинально новым было учение Спасителя. Помните, что Он шел на крест.

Ему предстояло умереть, быть погребенным, воскреснуть в третий день и вернуться на небеса. Благая Весть о спасении по благодати должна распространиться по всему миру. Избавление людей зависело от того, услышат ли они проповедь. Как мог быть евангелизован мир? Сильные мира сего могли организовывать огромные армии, предоставлять неограниченные финансы, обильные поставки провизии, развлечения, поднимающие настроение людей, и хорошие общественные отношения.

Ж. Блаженства и горести (6,20-26)

6,20 Иисус избрал двенадцать учеников и послал их в бедность, голод и преследования. Возможно ли евангелизовать мир таким способом? Да, таким и никаким другим! Спаситель начал с четырех блаженств и четырех горестей.

"Блаженны нищие духом". И не просто нищие благословенны, но вы – нищие. Сама по себе бедность – не благословение; чаще всего это бедствие. Здесь Иисус говорит о взятии на себя бедности ради Него. Он не говорит о людях, которые нищи из-за лености, вследствие трагедии или по причинам, им не подвластным. Нет, Он указывает на тех, кто намеренно избирает бедность для того, чтобы свидетельствовать другим людям об их Спасителе. И если вдуматься, то это единственный имеющий смысл разумный подход. Представьте, что ученики отправились бы, как богатые люди. Люди толпой окружили бы знамя Христа в надежде разбогатеть.

Но в действительности ученики не могли обещать им серебро и золото. Люди должны были приходить только в поисках духовных благословений. Кроме того, если бы ученики были богатыми, то они потеряли бы благословение постоянной зависимости от Господа и доказательство Его верности. Царство Божье принадлежит людям, которые довольны удовлетворением своих текущих нужд, так что все, что сверх того, могут отдать на дело Господа.

6,21 "Блаженны алчущие ныне". И снова здесь не имеются в виду огромные толпы людей, страдающие от недостатка пищи. Речь идет об учениках Иисуса Христа, которые добровольно избирают жизнь самоотречения, для того чтобы облегчать нужды людей, как духовные, так и физические. Это люди, которые предпочитают питаться простой и недорогой пищей, только бы не лишать людей Евангелия из-за потакания своим удовольствиям. Всякое подобное самоотречение будет вознаграждено в грядущий день.

"Блаженны плачущие ныне". Само по себе горе не является благословением. С рыданиями неспасенных людей не связано вечное благо. Здесь Иисус говорит о слезах, которые проливаются ради Него. Слезы о погибающем и заблудшем человечестве. Слезы по поводу разобщенного и бессильного состояния Церкви. Все горести можно поставить на служение Господу Иисусу Христу. Те, которые сеют со слезами, пожнут с радостью.

6,22 "Блаженны вы, когда возненавидят вас люди и когда отлучат вас и будут поносить, и понесут имя ваше, как бесчестное". Это благословение не для тех, кто страдает за свои собственные грехи или глупость. Оно принадлежит тем, кто отвержен, отлучен, укоряем и оклеветан из-за своей преданности Христу .

Ключ к пониманию этих четырех блаженств находится в словах "за Сына Человеческого". То, что само по себе было бы проклятием, становится благословением, когда с желанием переносится ради Него. Но побудительным мотивом должна быть любовь к Христу; в противном случае самые героические жертвы бессмысленны.

6,23 Преследования за Христа – это повод для великой радости. Вопервых, потому что велика вам награда на небесах. Во-вторых, это объединяет страдальца с Его верными свидетелями прошлых веков. Четыре блаженства описывают идеального человека в Царстве Божьем – умеренного, выносливого, живущего жертвенно и без излишеств.

6,24 Напротив, четыре горести указывают на тех, кто наименее всего уважаем в новом Христовом обществе. Как ни ужасно, но это те люди, которые в сегодняшнем мире считаются великими! "Горе вам, богатые!" Есть серьезная моральная проблема, связанная с приобретением богатства в мире, где многие тысячи ежедневно умирают от истощения и где каждый второй лишен возможности услышать Благую весть о спасении по вере в Христа. Христиане, которые впадают в искушение копить богатство на земле с целью приберечь что-то "на черный день", должны тщательно поразмыслить над этими словами Господа Иисуса Христа. Делать так – значит жить не для того мира. Кстати, это сожаление о богатых весьма убедительно доказывает, что когда Господь сказал "блаженны нищие" (стих 20), Он не имел в виду нищих духом. В противном случае стих 24 должен был бы означать: "горе вам, богатые духом", а такое значение недопустимо. Тот, кто имеет богатство и не использует его для вечного обогащения других, уже получил единственную награду, которую он когда-либо получит, – эгоистичное сиюминутное удовлетворение своих желаний.

6,25 "Горе вам, пресыщенные ныне!" Это те верующие, которые едят в дорогих ресторанах, питаются самой изысканной пищей, которые не постоят за ценой, когда дело касается покупок в продовольственном магазине. Их девиз: "Для народа Божьего нет ничего слишком хорошего!" Господь говорит, что они будут испытывать голод в грядущий день, когда будут даваться награды за верное, жертвенное ученичество.

"Горе вам, смеющиеся ныне!" Это горе направлено против тех, кто живет в непрерывном круговороте наслаждений, удовольствий и развлечений. Они ведут себя так, словно жизнь создана для веселого и легкого времяпрепровождения, и закрывают глаза на отчаянное состояние людей без Иисуса Христа. Те, которые смеются ныне, восплачут и возрыдают, когда оглянутся назад на утраченные возможности, потакание личным удовольствиям и свое духовное обнищание.

6,26 "Горе вам, когда все люди будут говорить о вас хорошо". (В большинстве манускриптов пропущено слово "все", чем подразумевается, что лишь некоторые люди будут восхвалять согласных идти на компромисс.) Почему? Потому что это верный знак того, что вы не живете жизнью преданного провозглашения Слова. По самой своей природе евангельская весть направлена против безбожных людей. Тот, кто принимает аплодисменты этого мира, – попутчик лжепророков ВЗ, которые ублажали уши людей, говоря им то, что они хотели услышать. Они больше стремились быть в чести у людей, чем прославлять Бога.

З. Тайное оружие Сына Человеческого: любовь (6,27-38)

6,27-29 Здесь Господь Иисус открывает Своим ученикам секретное оружие из Божьего арсенала – любовь. Оно будет одним из наиболее эффективных орудий в евангелизации мира. Однако когда Он говорит о любви, Он не имеет в виду человеческое чувство с таким же названием. Это любовь сверхъестественная . Только рожденные свыше могут познать такую любовь и проявлять ее. Она абсолютно недоступна человеку, в котором не обитает Святой Дух. Убийца может любить своих собственных детей, но это не та любовь, которую проповедует Иисус. Та любовь – просто человеческая привязанность; эта же – Божественная любовь.

Первая зависит лишь от физической жизни; второй требуется жизнь Божественная. Первая в итоге сводится к эмоциям; вторая, по сути, – вопрос воли. Каждый человек может любить друзей, однако необходима сверхъестественная сила, чтобы любить своих врагов. И именно это есть любовь (от греч. "agape") Нового Завета. Любите врагов ваших. Благотворите ненавидящим вас, благословляйте проклинающих вас и молитесь за обижающих вас, а также всегда каждому ударившему тебя по щеке подставь и другую. Ф. Б. Мейер объясняет:

"В своем глубочайшем смысле любовь – это привилегия христианства. Испытывать к врагам то, что другие люди испытывают к друзьям; падать в виде дождя и солнечного света на неправедных, как и на праведных; служить тем, кто не располагает к себе и отталкивает, как другие люди служат привлекательным и обаятельным; не меняться в зависимости от настроения, каприза или прихоти; терпеливо страдать, не мыслить зла, сорадоваться истине, все сносить, всему верить, всего надеяться, никогда не переставать – это есть любовь, а такая любовь – это результат присутствия Святого Духа. Мы не можем приобрести ее сами". (F. B. Meyer, The Heavenlies, p. 26.)

Такая любовь непобедима. Мир обычно может победить человека, который отбивается. Он привык к битвам по законам джунглей и к принципу воздаяния. Однако он не знает, как поступать с человеком, который на все несправедливости отвечает добротой.

Подобное поведение – не от мира сего – приводит его в крайнее смущение и замешательство.

6,29-31 В ответ на отнятую верхнюю одежду любовь отдает также и рубашку. Она никогда не отворачивается от реальной нужды. Когда у нее незаконно отбирают собственность, она не просит ее возвратить. Золотое правило любви: обращаться с другими с такой же добротой и вниманием, какие хотелось бы получать по отношению к себе.

6,32-34 Необращенные любят лишь тех, кто любит их. Это естественное поведение и настолько общепризнанное, что не производит воздействия на мир неспасенных людей. Банки и компании дают деньги в долг с надеждой получить с процентами. Для этого не требуется Божественная любовь.

6,35 Поэтому Иисус повторил, что мы должны любить наших врагов, и благотворить, и взаймы давать, не ожидая ничего. Это определенно христианское поведение, и оно отмечает тех, которые являются сынами Всевышнего. Конечно, люди становятся сынами Всевышнего не таким образом; это может произойти только через принятие Иисуса Христа как Господа и Спасителя (Ин. 1,12). Но именно так истинные верующие подтверждают , что они – дети Божьи. Бог обращается с нами так, как это описано в стихах 27-35. Он благ и к неблагодарным и злым. Когда мы поступаем так же, то являем семейное подобие. Мы показываем, что рождены от Бога.

6,36 Быть милосердным – значит прощать, даже когда в наших силах отомстить. Отец явил нам милосердие тем, что не воздал заслуженного нами наказания. Он желает, чтобы и мы проявляли милосердие к другим людям.

6,37 Есть две вещи, которые любовь не делает: она не судит и не осуждает. Иисус сказал: "Не судите, и не будете судимы". Прежде всего, мы не должны судить о побуждениях человека. Мы не можем читать в его сердце, и, следовательно, не можем знать, почему человек поступает именно так.

Затем, мы не должны осуждать принципы работы или служение другого христианина (1 Кор. 4,1-5), один Бог – Судья во всех этих случаях. И вообще, мы не должны осуждать. Дух критики, поиск вины нарушает закон любви.

Все же есть определенные сферы, в которых христианам дано право судить. Часто нам приходится определять, являются ли другие люди истинными христианами; в противном случае мы никогда не распознаем "чужое ярмо" (2 Кор. 6,14). Грех должен быть осужден в семье и в церкви. Другими словами, мы должны рассудить, что добро, а что зло, но не можем ставить под сомнение побуждения или убивать личность.

"Прощайте и прощены будете". Здесь наше прощение поставлено в зависимость от нашего желания прощать. Однако другие места Священного Писания ясно учат, что, верой принимая Христа, мы прощены полностью и безусловно. Как же примирить это кажущееся противоречие? Объяснение таково: мы говорим о двух различных видах прощения – юридическом и отцовском . Юридическое прощение – то, которое дает Бог-Судья каждому, кто верует в Господа Иисуса Христа. Это означает, что наказание за грехи понес Христос, и уверовавшему грешнику не придется расплачиваться за них. Такое прощение безусловно.

Отцовское прощение дается Богом Отцом Своему блудному чаду, когда оно исповедует свои грехи и отказывается от них. В результате происходит восстановление общения с Божьей семьей, и оно никак не связанно с наказанием за грех. Как Отец, Бог не может простить нас, если мы не желаем простить друг друга. Он не может поступать таким образом и не может пребывать в общении с теми, кто так поступает. Именно на это отцовское прощение указывает Иисус в словах "и прощены будете".

6,38 Любовь проявляется в умении давать (см. Ин. 3,16; Еф. 5,25). Христианское служение есть служение даяния. Тот, кто щедро дает, со щедростью вознаграждается. Здесь в пример приведен человек, одежда которого спереди имеет большой подол, как бы фартук. Он использует его, чтобы переносить семенное зерно. Чем дальше он разбрасывает зерно, тем большим будет его урожай. Он будет вознагражден мерою доброю, утрясенною, нагнетенною и переполненною. Он принимает вознаграждение в лоно, то есть в подол своей одежды. В этом – устойчивый принцип жизни: мы пожинаем в соответствии с нашим посевом, наши действия отзываются на нас, ибо какою мерою мерите, такою же отмерится и вам. Если мы посеем материальное, то пожнем бесценное духовное сокровище. Истинно также и то, что мы теряем то, что удерживаем для себя, и обладаем тем, что отдаем.

И. Притча о слепом лицемере (6,39-45)

6,39 В предыдущих стихах Господь Иисус Христос учил о том, что ученики должны исполнять служение даяния. Сейчас Он предупреждает о том, что предел, до которого они могут быть благословением другим людям, ограничен их собственным духовным состоянием. Может ли слепой водить слепого? Не оба ли упадут в яму? Мы не можем дать то, чем сами не обладаем.

Если наши глаза закрыты на определенные истины Божьего Слова, то мы никому не можем помочь в этой области. Если в нашей духовной жизни есть слепые участки, то эти слепые участки наверняка будут в жизни тех, кого мы учим.

6,40 "Ученик не бывает выше своего учителя; но, и усовершенствовавшись, будет всякий, как учитель его". Человек не может учить тому, чего сам не знает. Он не может привести своих учеников на более высокий уровень, чем тот, которого достиг сам. Чем больше он их учит, тем больше они уподобляются ему. Однако его собственная стадия роста формирует верхний предел, до которого он их может довести.

Ученик достигает совершенства, когда уподобляется учителю, у которого он учится. Недостатки в доктрине или жизни учителя перейдут в жизнь его учеников, и после завершения обучения от учеников нельзя ожидать, что они будут выше своего учителя.

6,41-42 Эта важная истина с еще большей выпуклостью показана на примере сучка и бревна. Однажды человек проходил мимо места, где обмолачивают зерно. Внезапный порыв ветра поднял отруби, и маленькая соринка попала прямо в глаз человеку. Он трет глаз, чтобы избавиться от попавшего в него кусочка соломы, однако чем больше он его трет, тем больше происходит раздражение глаза. В это время мимо проходит другой человек, видит затруднительное положение первого и предлагает помощь. Однако у этого человека в глазу торчит бревно! Он едва может оказать помощь, потому что не в состоянии видеть, что делает. Очевидность этого урока состоит в том, что учитель не может говорить своим ученикам о недостатках в их жизни, если в его жизни есть те же недостатки, и даже в большей форме, и все же он их не видит. Если мы хотим оказать помощь другим, то и наша жизнь должна быть примерной. В противном случае люди скажут нам: "Врач, исцели себя!"

6,43-45 Четвертый пример, который приводит Господь, – это дерево и плод. Дерево приносит добрый или худой плод в зависимости от того, что оно собой представляет. Мы судим о дереве по роду и качеству плода, который оно приносит. То же и в отношении ученичества. Морально чистый и духовно здоровый человек может принести благословение другим из доброго сокровища сердца своего. С другой стороны, человек, внутренний мир которого нечист, из злого сокровища сердца своего выносит злое.

Итак, в стихах 39-45 Господь объясняет ученикам, что их служение должно быть служением характера. Более важно не то, что они когда-либо скажут или сделают, а то, кем они являются. Конечный результат их служения будет определяться тем, что они собой представляют.

К. Господь требует повиновения (6,46-49)

6,46 "Что вы зовете Меня: "Господи! Господи!" и не делаете того, что Я говорю?" Слово "Господь" означает "господин"; оно подразумевает, что Господь обладает полнотой власти над нашей жизнью, что мы принадлежим Ему и обязаны выполнять все, что Он говорит. Называть Его Господом, а затем не слушаться Его – абсурдное противоречие. Просто заявлять о признании Его господства недостаточно. Истинная любовь и вера включают в себя послушание. Мы не любим Его по-настоящему и не верим Ему по-настоящему, если не делаем то, что Он говорит.

Ты называешь Меня "Путь" и не следуешь за Мной,
Ты называешь Меня "Жизнь" и не живешь Мной,
Ты называешь Меня "Владыка" и не повинуешься Мне,

Ты называешь Меня "Хлеб" и не вкушаешь Меня,
Ты называешь Меня "Истина" и не веришь Мне,
Ты называешь Меня "Господь" и не служишь Мне,
Если Я осужу тебя, не обвиняй Меня.

(Джефри О"Хара)

6,47-49 Желая более закрепить эту важную истину, Господь рассказывает историю о двух строителях. Мы широко применяем эту историю к евангельской вести: мы говорим, что мудрый человек иллюстрирует того, кто уверовал и спасен; глупый человек – тот, кто отвергает Христа и погибает. Это, конечно же, ценное применение . Однако, если мы истолкуем эту историю в ее контексте, то обнаружим в ней более глубокий смысл.

Мудрый человек – это тот, кто приходит ко Христу (спасение), слушает слова Господа (наставление) и исполняет их (послушание). Это человек, созидающий свою жизнь на таких принципах христианского ученичества, которые заложены в этой главе. Это правильный путь созидания жизни. Когда дом испытывает напор наводнения и потоков воды, он твердо стоит, потому что основан был на камне – Христе и Его учении. (В самых современных перводах Библии отсутствует основная мысль. Речь идет не о том, как, но на Ком (Христе) необходимо строить свою жизнь!) Глупый человек – слушающий (наставление), но не повинующийся учению (непослушание). Он строит свою жизнь на том, что кажется ему самым лучшим, придерживаясь плотских принципов этого мира. Когда разразится жизненная буря, его не имеющий основания дом тотчас смывают потоки. Его душа может быть спасена, но он теряет свою жизнь. Мудрый человек – это тот, кто болен, голоден, плачет и подвергается преследованием, и все это ради Сына Человеческого. Мир назовет такого человека неразумным, Иисус называет его мудрым.

Глуп тот, кто богат, роскошно пирует, живет в веселье и популярен среди людей. Свет называет его мудрым человеком. Иисус называет его глупцом.

Евангелие от Луки 6:45

Добрый человек из доброго сокровища сердца своего выносит доброе, а злой человек из злого сокровища сердца своего выносит злое, ибо от избытка сердца говорят уста его.


Библия. Ветхий и Новый заветы. Синоидальный перевод. Библейская энциклопедия. . арх. Никифор . 1891 .

Смотреть что такое "Евангелие от Луки 6:45" в других словарях:

    ЕВАНГЕЛИЕ ОТ ЛУКИ, Грузия, Самеба (Грузия фильм), 1998, цв., 72 мин. Притча. По мотивам романа Годердзи Чохели «Красный волк». Действие происходит в высокогорном селении. Подросток по имени Лука, которому в наследство от отца досталось… … Энциклопедия кино

    Конечно, вы скажете мне присловие: Врач! исцели Самого Себя! Никакой пророк не принимается в своем отечестве. Горе вам, когда все люди будут говорить о вас хорошо. И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними. Не судите,… … Сводная энциклопедия афоризмов

    Запрос «Лк.» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Евангелие от Луки (греч. Εὐαγγέλιον κατὰ Λουκάν) третья книга Нового Завета, одно из четырёх канонических евангелий. Перед ним традиционно следуют Евангелия от Матфея и Марка,… … Википедия

    Евангелие от Луки - Так с древних времен называется третье из Евангелий, автор которого, не упоминающий о себе самом, указывает, в качестве внешнего повода к написанию им Евангелия, существование нескольких повествований о жизни и деятельности Иисуса (Лук. 1:1 и… … Словарь библейских имен

    I. СМ. ВСТУПЛЕНИЕ К ЕВАНГЕЛИЮ ОТ МАТФЕЯ II. ОБЩИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ 1) ОСОБЕННОСТИ ЕВАНГЕЛИЯ ОТ ЛУКИ. Несмотря на то общее, что объединяет третье Евангелие с Ев. от Матфея и Ев. от Марка, в нем просматриваются три отличит. особенности. Его автор,… … Библейская энциклопедия Брокгауза

    ЕВАНГЕЛИЕ ОТ ЛУКИ - см. статьи Евангелие; Лука, ап. и евангелист … Православная энциклопедия

    Цель книги. Предсказание о рождении Иоанна Крестителя. Благовещение ангела Марии о рождении Иисуса; посещение Елисаветы; «Величит душа моя Господа». Рождение и наименование Иоанна; песнь Захарии «Благословен Господь» …

    Как уже многие начали составлять повествования о совершенно известных между нами событиях … Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

    А всё множество народа молилось вне во время каждения … Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

    Тогда явился ему Ангел Господень, стоя по правую сторону жертвенника кадильного … Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

    Захария, увидев его, смутился, и страх напал на него … Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

Книги

  • Евангелие от Луки , Штейнер Р.. Находящиеся в данном томе лекции о Евангелии от Луки, прочитанные в Базеле в сентябре 1909 года, обращаются, прежде всего, к&171;предыстории великого События Христа&187;. Рудольф Штейнер…