Девора библия. История происхождения и толкование имени девора. Библейская энциклопедия арх. Никифора

Культурология. Словарь-справочник

Девора

Дебора (евр. «пчела»), в ветхозаветном историческом предании (Суд. 4) пророчица, предводительница израильских племен, одна из «судей израилевых». Ее авторитет основан на пророческом даре; будучи замужней женщиной («жена Лапидофова»), она принимает на своем ритуальном месте под пальмовым деревом на горе Ефремовой между Рамою и Вефилсм тех, кто приходит за ее советом или приговором. От нее исходит призыв к войне против теснившего Израиль ханаанейского царя Иавина, сильного своими боевыми колесницами; именем Господа она приказывает воину Бараку (Бараку) возглавить ополчение Неффалимова и Завулонова колен, обещая победу над Сисарой (Сисерой), военачальником Иавина. Варак ставит условием личное присутствие Д. (во главе воинов из колен Ефрема, Манассии, Иссахара и Вениамина?); Д. соглашается, но предсказывает, что в наказание за это слава умерщвления Сисары достанется женщине. Ополчение занимает гору Фавор, чтобы в указанный Д. день спуститься и напасть на враждебные колесницы у потока Киссона; битва кончается победой израильских племен и истреблением неприятельских сил. Сисара, спрятавшийся от погони в шатре Иаили, женщины из палестинского племени кеиитов, погибает от ее руки - так сбывается пророчество Д. «Песнь Д.» (Суд. 5), древнейший памятник еврейской литературы (ок. 1200 до н. э.), в мифологических метафорах рисует битву («с неба сражались, звезды с путей своих сражались с Сисарою»), прославляет подвиги участников событий, осуждает уклонившихся от войны за то, что «не пришли на помощь Господу». Позднейшая иудаистическая традиция причисляла Д. к сонму семи пророчиц Израиля (наравне с Саррой, Мариам, Анной, Авигеей, Олдамой и Эсфирью).

Сергей Аверинцев.

София-Логос. Словарь

Библейская энциклопедия арх. Никифора

Девора

(пчела) - имена двух женщин: Быт 24:59 - кормилица Ревекки, сопровождавшая ее в Ханаанскую землю, когда она оставила дом брата своего Лавана в Месопотамии для вступления в замужество за Исаака. В Быт 35:8 говорится, что по смерти своей она была погребена под дубом близ Вефиля, названным дубом плача. Из сего можем заключить, что означенная служанка пользовалась особенною любовью в семействе патриарха, в котором потеря ее глубоко чувствовалась. Обычай погребения под деревьями был весьма распространен у Евреев (1 Цар 31:13,4 Цар 21:18). Суд 4:5 - известная пророчица, бывшая судиею Израиля, по смерти судии Аода, жена Лапидофова. Она жила под пальмою Девориною, между Рамою и Вефилем, на горе Ефремовой. Израиль, в означенное время, за грехи свои находился под тяжким игом Иавина царя Ханаанского. Девора, по Божественному указанию, призвала к себе Варака и именем Бога повелела ему расположиться на горе Фаворе с десятью тысячами мужей. «А я, - сказала она при этом, - приведу к тебе, к потоку Киссону, Сисару, военачальника Иавина и колесницы его и многолюдное войско его и предам его в руки твои» (Суд 4:7). Варак согласился идти только в том случае, если Девора будет сопутствовать ему, на что она ответила: «пойти пойду с тобою», но знай, что… «в руки женщины предаст Господь Сисару» (ст. 9), т. е. что честь победы будет принадлежать женщине, а не ему. События оправдали пророчество Деворы. Разбитый Вараком у потока Кисона, Сисара бежал, потеряв все свое войско, 900 железных колесниц, и затем погиб от руки Иаили, жены Хевера, в шатре которой он укрылся от преследования Варака. Таким образом честь окончательной победы над Сисарою действительно досталась женщине. Девора и Варак прославили Бога благодарственною песнью (Суд 5), которая считается образцовым произведением еврейского красноречия и составляет содержание пятой главы книги Судей. «Израиль отмщен, - так начинается эта возвышенная песнь, - народ показал рвение; прославьте Господа» (ст. 2). «С неба сражались, звезды с путей своих сражались с Сисарою» (ст. 20). «Да будет благословенна между женами Иаиль, жена Хевера Кенеянина, между женами в шатрах да будет благословенна! Воды просил он (Сисара), молока подала она… левую руку свою протянула к колу, а правую к молоту работников; ударила Сисару, поразила голову его, разбила и пронзила висок его. К ногам ее склонился… где, склонился, там и пал сраженный. В окно выглядывает и вопит мать Сисарина сквозь решетку: что долго нейдет конница его, что медлят колеса колесниц его? Умные из ее женщин отвечают ей, и сама она отвечает на слова свои: верно они нашли, делят добычу, по девице, по две девицы на каждого воина… Так да погибнут все враги Твои, Господи! Любящий же Его да будут, как солнце, восходящее во всей силе своей!» (ст. 24-31) Сими, по истине, величественными словами заканчивается хвалебная песнь Деворы. Во время ее правления покоилась земля 40 лет (ст. 31), замечает историк, заканчивая историю судии и пророчицы Деворы.

Библейский Словарь к русской канонической Библии

Девора

Дев’ора (пчела) -

а) (Быт.35:8 ) - кормилица Ревекки (была похоронена примерно в том месте, где жила другая, см. пункт «б» ниже);

б) (Суд.4:4 -6,9,10,14; Суд.5:1 ,7,12,15) - жена Лапидофа, судья Израиля, призвавшая Варака избавить народ от притеснения Иавина, царя ханаанского.

Библия: Тематический словарь

Девора

А. Кормилица Ревекки:

Б. Пророчица:

судила сынов Израилевых:

вместе с Вараком воевала с войском Сисары:

Суд 4:6-10,14-16

песнь Деворы после победы:

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

Девора

(пчела) - библейско-историческое имя нескольких ветхозаветных женщин, среди которых особенной известностью пользуется Д. пророчица и судья. Вскоре после поселения евреев в Палестине пыл их воинственности и религиозного одушевления остыл; они ослабели политически, и окружающие народы стали жестоко мстить им за их недавнее торжество. Особенно жестоко было угнетение со стороны ханаанского царя Иавина, который успел составить союз из мелких ханаанских племен, разбил разрозненные силы Израиля и наложил на него тяжелое иго, особенно на северные колена. Избавительницей от зла выступила Д. Она жила между Рамой и Вефилем, к С от Иерусалима, и уже раньше пользовалась громкой славой пророчицы. На ее призыв отозвались израильтяне разных колен, и во главе образовавшихся дружин она поставила воина Барака. Но даже мужественный Барак смутился от такого поручения; тогда Д. лично явилась среди угнетенных колен и пробудила энтузиазм в народе, который стал быстро стекаться под ее знамя. Скоро составилось многочисленное войско, которое заняло сильную позицию на горе Фавор. Предводитель хананеев, Сисара, гордый своими железными колесницами, по-видимому, пренебрежительно отнесся к плохо вооруженному еврейскому ополчению; оно ринулось с горы на неподготовленного врага и сразу обратило его в беспорядочное бегство, во время которого большинство вражеского войска погибло в волнах разлившегося потока Кисон. Сисара бежал на север, но погиб от руки кенеянки Ивили, у которой он хотел скрыться в шатре. Эта знаменитая победа, после которой Израиль наслаждался миром и благоденствием в течение сорока лет, воспета была Д. в восторженном гимне, представляющем один из замечательнейших образчиков ветхозаветной поэзии. Д. была женщина замужняя; сохранилось и самое имя ее мужа - Лапидоф. История подвига Д. излагается в Книге Судей, главы IV и V.

Именины Деборы

Именины Деборы не отмечают, так как в святцах отсутствуют святые с таким именем.

Значение имени Дебора

Дебора означает «пчела» (это перевод имени Дебора с древнееврейского языка).

Происхождение имени Дебора

Анализ тайны имени Дебора имеет смысл начать с его происхождения. История имени Дебора имеет еврейские корни. Произошло оно от древнееврейского имени????????? (Девора), которое переводится на русский язык как «пчела». В Ветхом Завете Дебора (русский синодальный перевод имени Девора) – героиня библейской книги Судей, судья и пророчица эпохи Судей. Стала вдохновительницей и руководительницей войны против ханаанейского царя Явина, правившего в Хацоре около 1200-1125 года до нашей эры.

Что означает имя Дебора по П.Руже

В соответствии с толкованием имени Дебора по П.Руже основными чертами характера имени Дебора являются: воля – интеллект – интуиция – общительность.

Тип: женщины по имени Дебора умеют приказывать и, когда нужно, оказываются очень ловкими. С большим самомнением. Великолепно приспосабливаются к обстоятельствам. Даже когда кажется, что все потеряно, не теряют присутствия духа.

Психика: интроверты. Не всегда говорят то, что думают, и не всегда делают то, что говорят. Очень уравновешенны, не поддаются влиянию. Не обольщайтесь их кротким видом – они будут стараться сбить вас с пути двусмысленными намеками.

Воля: сильная и хорошо организованная. Чтобы лучше блюсти свои интересы, готовы притворяться, что не понимают, о чем вы говорите, или не могут выполнить то, что вы от них требуете.

Возбудимость: чисто внешняя.

Скорость реакции: несколько замедленная, что, однако, не мешает им в случае необходимости реагировать молниеносно. В глубине души верят в свою Счастливую звезду. Их воображение уступает интеллекту, хотя они и пытаются выдавать чужие идеи и мысли за свои.

Активность: их активность – активность добытчика, они не останавливаются ни перед чем в достижении своей цели. В жизни очень удачливы и счастливы.

Интуиция: развитая интуиция позволяет им хорошо подбирать себе окружение.

Интеллект: у них глубокий аналитический ум. Это безжалостные и дотошные наблюдатели, однако любопытство может завести их слишком далеко.

Восприимчивость: хотели бы кинуться в объятия того, кого любят, но сложный характер мешает им прильнуть к плечу любимого. Держат себя несколько холодно, с близкими не ощущают контакта.

Нравственность: все в них подчинено амбициям и желаниям. Этих женщин необходимо вовремя останавливать, иначе все моральные устои просто перестанут для них существовать.

Здоровье: когда им сопутствует успех, то и здоровье прекрасное. Они сами отлично знают, что можно, а чего нельзя делать, чтобы сохранить физическое и душевное равновесие. Слабое место – щитовидная железа.

Сексуальность: еще один козырь в их игре. Прибирают к рукам стеснительных партнеров, которые чаще всего не знают, с кем имеют дело.

Поле деятельности: привыкли до конца доводить свои начинания. С детства усвоили привычку выяснять, во имя чего работают. Их интересуют новые технологии, особенно электроника, из них получаются великолепные теле- и радиорепортеры. Иногда в приливе откровенности могут признаться, что хотели бы стать следователями и даже разведчицами.

Общительность: обладают даром быстро знакомиться с людьми.

Дополнительно: это женщины, которые всю жизнь будут желать всего самого-самого и добиваться его.

Характеристика имени Дебора по Б.Хигиру

Согласно описанию имени Дебора по Б.Хигиру женщины, носящие это имя, противоречивы, как наш мир, и точно оценить их характер – задача непростая. Дебора чрезвычайно добра, несет тепло людям и может, подобно пчеле, больно ужалить, если вторгнешься в ее мир; она способна блистать в обществе и превратиться вдруг в «серую мышку», быть доверчивой, открытой – и без видимой причины воздвигнуть преграду и выпустить коготки. Однако в массе своей это не конфликтные, уравновешенные, по-своему мудрые люди, с которыми можно всегда договориться.

Они несколько суетливы, и вечно обеспокоены тем, чтобы угодить мужу, детям (обычно это сыновья), родственникам. Малейшая напряженность в семейных отношениях больно ранит их. Они малоразговорчивы и трудолюбивы, как пчелки. Деборы лишены амбиций, похвала приводит их в смущение (за исключением разве что «январских» – это искрометные, демонстративные личности). У «зимних» женщин вообще более твердый характер, им бывает сложнее выйти замуж.

Дебора получает хорошее воспитание и образование, она начитана, сама не прочь баловаться рифмой и сочинить стихотворное поздравление близкой подруге. Любит вкусно поесть, особенно сладкое, и предрасположена к полноте. Хозяйка она рачительная и экономная, никогда не будет тратить деньги на пустяки, и бюджет у нее всегда в полном порядке. Эти женщины хотят, чтобы их любили и изредка напоминали об этом. Она не терпят одиночества, обожают прогулки, теплые застолья за семейным или дружеским столом.

Производные имени Дебора

Варианты имени Дебора: Девора, Двора, Двойра.

Уменьшительно-ласкательные имени Дебора: Деби.

Имя Дебора на разных языках

  • Имя Дебора на английском языке: Deborah (Дебора), Debra (Дебра).
  • Имя Дебора на немецком языке: Debora, Deborah (Дебора).
  • Имя Дебора на французском языке: D?bora (Дебора).
  • Имя Дебора на испанском языке: D?bora (Дебора).
  • Имя Дебора на португальском языке: D?bora (Дебора).
  • Имя Дебора на итальянском языке: Debora (Дебора).
  • Имя Дебора на каталанском языке: D?bora (Дебора).
  • Имя Дебора на венгерском языке: Deb?ra (Дебора).
  • Имя Дебора на нидерландском языке: Debora (Дебора).

Знаменитые Деборы:

  • Дебора Керр – британская театральная, телевизионная и киноактриса, обладательница премии «Золотой глобус» за фильм «Король и я», а также почётных премий «Оскар», «BAFTA» и награды Каннского кинофестиваля.
  • Дебора Компаньони – знаменитая итальянская горнолыжница, трёхкратная олимпийская чемпионка и трёхкратная чемпионка мира.
  • Дебора Эстер Липштадт – американский историк, исследователь Холокоста. В настоящее время – профессор Института новейшей еврейской истории и изучения Холокоста в Университете Эмори в Атланте, является председателем академического комитета Американского мемориального музея Холокоста.
  • Дебора Раффин – американская актриса.
  • Дебора Кара Ангер – канадская актриса.
  • Дебора Дуарте – бразильская актриса.
  • Дебора Секо – бразильская актриса.
  • Дебора Энн Харри – американская певица и актриса, лидер new-wave группы «Blondie».
  • Дебора Кокс – канадско-американская ритм-энд-блюз и соул певица, автор песен и актриса.
  • Дебора Фалабела – итальяно-бразильская актриса.
  • Дебора Яковлевна Пантофель-Нечецкая – советская оперная певица и пианистка, музыкальный педагог.
  • Дебора Ароновна Фарбер – советский и российский учёный-нейрофизиолог, психолог и педагог, доктор биологических наук, профессор, академик РАО. Основатель лаборатории нейрофизиологии когнитивной деятельности в Институте возрастной физиологии и физического воспитания АПН СССР.
  • Дебора Морган – американская кино- и телеактриса. Наиболее известна ролью Доктора Энджелы Хаборт в теленовелле «Все мои дети» и ролью Провидицы в сериале «Зачарованные».
  • Дебора Марковна Арановская-Дубовис – советский и украинский психолог, последователь Выготского и представитель Харьковской школы психологии.

Дево́ра [евр. - пчела], жена Лапидофова, пророчица и одна из судей израильских , т. е. предводителей израильских колен эпохи Судей (XIII-XI вв. до Р. Х.). В соответствии с Книгой Судей Израилевых (Суд 4 и 5) Д., единственная женщина-судья, стоит 4-й в ряду израильских судей. Д. осуществляла правление, сидя под пальмовым деревом (к-рое, вероятно, с тех пор стало называться Пальмой Девориною) «между Рамою и Вефилем , на горе Ефремовой», куда «приходили к ней сыны Израилевы на суд» (Суд 4. 5). В библейском предании с ее именем связана освободительная война колен Израилевых против ханаанского царя Иавина из Асора , к-рый «жестоко угнетал сынов Израилевых двадцать лет» (Суд 4. 3). Д. призывает Варака , сына Авиноамова, из Кедеcа Неффалимова, чтобы он встал во главе сев. и центральных колен, и приказывает ему сразиться с Сисарой, военачальником Иавина. Варак отказывается вступать в сражение без участия и поддержки пророчицы (Суд 4. 8). Д. отправляется вместе с Вараком в Кедес, там собирается ополчение в 10 тыс. чел., к-рое в ожидании сражения располагается лагерем на горе Фавор . Сисара с 900 железными колесницами (основная сила ханаанеян, обеспечивающая им преимущество над израильтянами; см.: Суд 4. 3) и с людьми, к-рые были у него в Харошеф-Гоиме, располагается к западу от Фавора за потоком Киссон. Д. назначает день сражения и обещает Вараку, что с помощью Божией он одержит победу (Суд 4. 14). Книга Судей Израилевых содержит 2 версии описания войны с Сисарой и его гибели - нарративную (Суд 4. 14-24) и поэтическую, т. н. победную песнь Деворы и Варака (Суд 5). Принято считать, что поэтическая часть более древняя и, возможно, принадлежит самой Д.

В соответствии с изложением 4-й гл. местом пребывания Д. были окрестности Вефиля (удел колена Ефремова), тогда как в песни при перечислении колен, к-рые приняли участие в сражении, упоминаются Д. и Варак в связи с коленом Иссахара: «И князья Иссахаровы с Деворою, и Иссахар так же, как Варак, бросился в долину пеший» (Суд 5. 15). Высказывалось мнение (Burney . 1918. P. 78), что Д. принадлежала к колену Иссахара или даже была «матерью» (Суд 5. 7), т. е. родоначальницей, одного из семейств Иссахаровых (дополнительный аргумент усматривался в том, что один из городов, расположенный в уделе Иссахара, назывался Давраф (1 Пар 6. 57, 72)), а традиц. упоминание, что Д. «жила... на горе Ефремовой»,- элемент поздний и объясняется совмещением пророчицы Д. с Деворой, кормилицей Ревекки, похороненной у Вефиля (Быт 35. 8). Однако в песни говорится не о том, что Д. обитала на территории Иссахара, но лишь о том, что она во время сражения совместно с Вараком и князьями из колена Иссахара стояла во главе ополчения. К тому же из песни следует, что в военных действиях принимали участие не только непосредственные соседи ханаанского царя Иавина - сев. колена (в нарративной части называется только 2 колена: Завулон и Неффалим, а в песни вместе с ними упом. Иссахар), но и те, кто жили на центральной территории, относившиеся к коленам Вениамина , Мехира (Манассии), а также Ефрема (Суд 5. 14), на землях к-рого обитала Д.

Прот. Леонид Грилихес

Песнь Деворы

рассматривается большинством ученых как один из самых ранних текстов евр. Библии. С трудностями ее интерпретации столкнулись уже древние переводчики. В Александрийском кодексе (LXX) слова, перевод к-рых, по-видимому, был неизвестен, просто транслитерировались греч. буквами (φραζων - (ст. 7); μοσφαθαιμ- (ст. 16); καδημιμ - (ст. 21) и αμαδαρωθ - (ст. 22)); греч. Ватиканский кодекс дает значения, к-рые представляют собой, по мнению Дж. Гарбини,«фантастическую интерпретацию переводчика» (Garbini . 1978. P. 8) ( как δυνατο (ст. 7); как τῆς διϒομίας (ст. 16); как ἀρχαίων (ст. 21) и как σπουδῇ). Песнь полна архаических терминов и выражений. В тексте нет упоминаний об израильской монархии, но буд. ее подданные уже живут на земле Ханаана. Описанное в тексте сражение датируется учеными обычно между нач. и кон. XII в. до Р. Х. (чаще всего предпочтение отдается концу века). Иные датировки предложили брит. ученые А. Мейз (период, непосредственно предшествующий сражениям, описанным в 1 Цар 4, т. е. немногим ранее 1150 г. до Р. Х.- Mayes . 1969) и Дж. Бимсон (XIII в. до Р. Х.- Bimson . 1978).

Вопрос о датировке текста песни во многом определяется лингвистическими данными: язык текста представляет собой переходную стадию от языка сельскохозяйственного «календаря» Гезера кон. X в. до Р. Х. к классическому евр. языку VIII в. до Р. Х. (Garbini . 1978). Поэтический стиль произведения выглядит довольно разработанным - наличие таких приемов, как параллелизм, говорит о длительной предыстории использования языка в данном жанре. В тексте встречаются элементы, к-рые могут быть связаны с ханаанской поэзией II тыс. до Р. Х., в особенности с угаритской (Ibidem). Однако эти западносемит. элементы употреблялись не только в древних текстах, но и в более поздних сочинениях. Так, в Екклесиасте (Еккл 3. 1), как и в песни Деворы, использована архаическая проклитическая частица (Penar . 1975). До наст. времени датировка написания этой песни остается предметом дискуссий.

Молитва Д. обращена к Богу Израиля, описание Которого не отличается от описаний Бога пророками VIII-VII вв. до Р. Х. или включенных во Второзаконие , кроме упоминания о пришествии Бога с юга. По мнению нек-рых исследователей, молитвенные прошения в стихах 9-11 и 13 имеют черты, характерные для яхвиста (раннего гипотетического источника Пятикнижия), заканчивающиеся (ст. 31) проклятием врагов и благословением любящих Бога. На основании этих элементов нем. исследователь А. Вайзер сделал вывод, что гимн был частью богослужебного праздника в честь Яхве (Weiser . 1959). Во 2-й ч., однако, встречаются различные описания действующих героев: в ситуации до сражения за освобождение (стихи 6-8); в приглашении 2 героев (ст. 12); в описании сосредоточения племен перед войной (стихи 14-18) с восхвалениями тех, кто приняли участие в сражении, и упреками в адрес тех, кто по той или иной причине решили от участия воздержаться; в описании битвы (стихи 19-22). Бог Израиля, кроме стихов 11, 13 и 23, практически не упоминается; субъекты действий - планеты и звезды в ст. 20 и «Ангел» Яхве в ст. 23. В заключение имеются 2 истории, связанные с Сисарой: о бегстве и его убийстве (стихи 24-27), об ожидании его матерью (стихи 28-30).

Т. к. в стихах 2-5 и 9-12 описано действие, к-рое кажется мало связанным с основным, то стих 31 должен соединить эти части. Это разделение песни на 2 части, возможно, результат богословского редактирования текста с целью смещения акцента с воспевания воинов Израиля или их командиров на восхваление Яхве, ведущего Израиль в священной войне (ст. 11). Редакторам, несмотря на различие мотивов в 2 частях, удалось соединить их, потому что обе они написаны в едином стиле и используют один и тот же комплекс понятий.

Лит. жанр песни - героическая поэма с литургическими элементами (стихи 2-5, 9-11, 31), ее задача - вызвать чувства признательности тем племенам, к-рые отозвались на призыв, и осуждения в отношении тех, к-рые остались дома. По Вайзеру, песнь должна была входить в ритуал культа всего племенного союза, а О. Бенцен и В. Байерлин полагают, что скорее всего она была частью праздника возобновления завета (Bentzen A . Introduction to the OT. Copenhagen, 19573. Vol. 1. P. 138; Beyerlin W . Herkunft und Geschichte der ältesten Sinaitraditionen. Tüb., 1961. S. 92) (см. ст. Ветхозаветное богослужение).

По теории Мейза (Mayes . 1969; idem . 1974), битву следует датировать немногим ранее сражений, описанных в 1 Цар 4: филистимляне намеревались напасть на Израиль вскоре после своего поражения в долине Изреельской (ок. 1500 г. до Р. Х.). Но ситуация кажется более сложной: непонятно, какие племена или группы приняли участие в сражении. 1 Цар 4 говорит о Неффалиме и Завулоне, но их топография указана сбивчиво, а в 5-й гл. (по масоретскому тексту) сообщается о 10 племенах, среди к-рых Завулон назван дважды - в стихах 14 и 18. Левий, Симеон, Иуда и такие юж. группы, как Халев и др., не упоминаются вовсе. Из этих племен 5 или 6 принимали активное участие в битве, 4 племени остались в стороне, хотя они были приглашены, но у них не было прямых интересов, связанных со сражением, потому что они либо обитали в Заиорданье (Рувим и Галаад), либо жили на границах этой территории (Асир на северо-западе и Дан). Из текста следует, что битва велась за контроль над путем через долину Изреельскую. Пользоваться им было невозможно, пока этот регион находился под властью городов, к-рые, согласно Суд 1. 27, Израиль завоевать не смог (ср. ст. 6 песни).

Большинство ученых полагают, что имя Сисара связано с «Людьми моря», а это позволяет предположить, что врагом Израиля была коалиция хананеев и филистимлян (Noth M . The History of Israel / Ed., transl. S. Godman, P. R. Ackroyd. L., 19602).

Лит.: Budde K . Das Buch der Richter. Freiburg, 1897; Burney Ch . F . The Book of Judges with Introd. a. Notes. L., 1918; Weiser A . Das Deboralied: Eine gattungs- und traditionsgeschichtliche Studie // ZAW. 1959. Bd. 71. S. 67-97; Smend R . Jahwekrieg und Stämmebund. Gött., 1963; Richter W . Traditionsgeschichte Untersuchungen zum Richterbuch. Bonn, 1963. (BBiblB; 18); M ü ller H .-P . Aufbau des Deboraliedes // VT. 1966. Vol. 16. P. 446-459; Mayes A . D . H . The Historical Content of the Battle against Sisera // VT. 1969. Vol. 19. P. 335-360; idem . Israel in the Period of the Judges. L., 1974; Penar T . Northwest Semitic Philology and the Hebrew Fragments of Ben Sira. R., 1975; Garbini G . Il cantico di Debora // La parola del passato. Napoli, 1978. Vol. 33. Fasc. 178. P. 5-31; Bimson J . J . Redating the Exodus and Conquest. Sheffield, 1978. P. 194-200. (JSOT; 5); Craigie P . C . Deborah and Anat: The Study of Poetic Imagery // ZAW. 1978. Bd. 90. S. 374-381.

Д. В. Черкашин

Девора

(пчела) - имена двух женщин:

Варак согласился идти только в том случае, если Девора будет сопутствовать ему, на что она ответила: пойти пойду с тобою, но знай , что... в руки женщины предаст Господь Сисару (ст. 9), т.е. что честь победы будет принадлежать женщине, а не ему. События оправдали пророчество Деворы. Разбитый Вараком у потока Кисона, Сисара бежал, потеряв все свое войско, 900 железных колесниц, и затем погиб от руки Иаили, жены Хевера, в шатре которой он укрылся от преследования Варака. Таким образом честь окончательной победы над Сисарою действительно досталась женщине. Девора и Варак прославили Бога благодарственною песнию (Суд. 5), которая считается образцовым произведением Еврейского красноречия и составляет содержание пятой главы книги Судей. Израиль отмщен , так начинается эта возвышенная песнь, народ показал рвение; прославьте Господа (ст. 2). С неба сражались, звезды с путей своих - с Сисарою (ст. 20). Да будет благословенна между женами Иаиль , жена Хевера Кенеянина, между женами в шатрах да будет благословенна! Воды просил он (Сисара), молока подала ему... левую руку свою протянула к колу, а правую к молоту работников ; ударила Сисару , поразила голову его, разбила и пронзила висок его. К ногам ее склонился... где, склонился, там и пал сраженный . В окно выглядывает и вопит мать Сисарина сквозь решетку: что долго нейдет конница его, что медлят колеса колесниц его? Умные из ее женщин отвечают ей, и сама она отвечает на слова свои: верно они нашли, делят добычу, по девице, по две девицы на каждого воина... Так да погибнут все враги Твои, Господи! Любящий же Его да будут, как солнце, восходящее во всей силе своей (ст. 24-31)! Сими, по истине, величественными словами заканчивается хвалебная песнь Деворы. Во время ее правления покоилась земля 40 лет (ст. 31), замечает историк, заканчивая историю судии и пророчицы Деворы.


Библия. Ветхий и Новый заветы. Синоидальный перевод. Библейская энциклопедия. . арх. Никифор . 1891 .

Смотреть что такое "Девора" в других словарях:

    - (Дебора) (пчела) в Ветхом Завете судья и пророчица, народная предводительница. Она принимала на своём ритуальном месте под пальмовым деревом на горе Ефремовой всех, кто приходил за её советом или приговором. Девора велела выступить против… … Исторический словарь

    Ы, жен. Стар. форма имени (см. Дебора). Словарь личных имён. Девора ы, ж. Стар. форма имени Дебора (см.). Словарь русских личных имен. Н. А. Петровский … Словарь личных имен

    - (пчела): 1) кормилица Ревекки, сопровождавшая ее из г. Нахора (Месопотамия) к Исааку (Быт 24:59). Умерла в глубокой старости у Иакова в Вефиле и была там погребена под дубом, к рый с тех пор назывался дубом плача (Быт 35:8); 2) пророчица, жена… … Библейская энциклопедия Брокгауза

    Дебoра (евр. deborah, «пчела»), в ветхозаветном историческом предании (Суд. 4) пророчица, предводительница израильских племён, одна из «судей израилевых». Её авторитет основан на пророческом даре; будучи замужней женщиной («жена Лапидофова»), она … Энциклопедия мифологии

    Дебора (евр. «пчела»), в ветхозаветном историческом предании (Суд. 4) пророчица, предводительница израильских племен, одна из «судей израилевых». Ее авторитет основан на пророческом даре; будучи замужней женщиной («жена Лапидофова»), она… … Энциклопедия культурологии

    Запрос «Деворра» перенаправляется сюда; см. также другие значения. У этого термина существуют и другие значения, см. Дебора (имя). Пророчица Девора. Иллюстрация Гюстава Доре Девора … Википедия

    Девора - () (“пчела”) в Ветхом Завете судья и пророчица, народная предводительница. Она принимала на своём ритуальном месте под пальмовым деревом на горе Ефремовой всех, кто приходил за её советом или приговором. Девора велела выступить против… … Энциклопедический словарь «Всемирная история»

    Девора - Двора, т. е, пчела Девора. 1) Кормилица или нянька Ревекки, которая последовала за ней в Ханаан. Она достигла глубокой старости, около 150 лет, и на ее глазах выросло три поколения избранного народа. После смерти Ревекки ее чтили как члена… … Словарь библейских имен

    Игум. Рождественск. мон., Тобольск. еп., 1840 г. {Половцов} … Большая биографическая энциклопедия

    - (пчела) библейско историческое имя нескольких ветхозаветных женщин, среди которых особенной известностью пользуется Д. пророчица и судья. Вскоре после поселения евреев в Палестине пыл их воинственности и религиозного одушевления остыл; они… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Книги

  • Однозадачность. Успевайте больше, фокусируясь только на одном деле , Зак Девора. О книге Книга, которая раз и навсегда избавит вас от опаснейшего современного наркотика - многозадачности - и значительно повысит вашу продуктивность. Слишком много людей стали зависимы от…


Библия в книге Судей рассказывает о первой великой героине, подвиги которой описаны в одной из самых первых поэм священной истории. Вероятнее всего, книга Судей была написана в конце монархической эпохи (седьмой век до Р. Х), но собирает в себе гораздо более древние предания. История Деворы и Барака относится к двенадцатому веку до нашей эры, и многие литературные особенности Песни из главы 5 позволяют предположить, что она происходит из той же архаической эпохи. Несомненно, этот текст один из древнейших в Библии, он дает возможность приоткрыть, каким был менталитет Израиля у самых его истоков, во времена, когда кочевые кланы начали селиться в Земле Обетованной.

Имя Деворы, героини 4 и 5 глав Книги Судей, чрезвычайно богато символически: оно значит «Пчела». В египетской иероглифике, как зачастую и на древнем Востоке, пчела являлась символом военной мощи благодаря своей организации, силе в сражении и дисциплине в служении одному «социуму». Так что самим именем своим Девора вызывает ассоциацию с военной силой, но не только этот древний символ с нею: в Египте и в Греции пчела - это образ загробной жизни души, знак вечности, изображение которого можно найти на древних могилах. Она символизирует душу совершенно чистую и поэтому бессмертную, душу, проникающую в тайны так, как пчела извлекает из цветов сок, из которого делает мед. Таким образом пчела олицетворяет собой непобедимую силу очищенной души; и Девора является воплощением духовной силы своего народа; поэтому она не сражается, но вмешивается от лица Бога, чтобы вызвать сражение.

Девора - пророчица, она «судит Израиль под пальмою Девориною», то есть обладает большим нравственным авторитетом как пророчица и воительница (ибо таков смысл слова «судья» в книге Судей), и ее решения, принимаемые под сенью вечной Мудрости (пальма) имеют в Израиле силу закона. По велению Божию она посылает на поиски Барака, военачальника одного из кланов, чтобы собрать войско и побить Хананеян, притесняющих племена Завулоновы и Неффалимовы. Но этот воин, чье имя переводится как «Благословенный», отказывается противостать врагам без Деворы, так как она для него гарантия сверхъестественной помощи, та, что слушает глас Божий и обладает интуитивным знанием Его воли. И это его требование присутствия рядом женщины во время битвы Бог счел недостатком доверия и отказом взять на себя мужскую роль, ответственность военачальника. Поэтому Девора предупреждает его, что он будет лишен плода победы; плод этот будет предан в руки женщины: «Варак сказал ей: если ты пойдешь со мною, пойду; а если не пойдешь со мною, не пойду...» «Она сказала: пойти пойду с тобою; только знай, что не тебе уже будет слава на сем пути, в который ты идешь; но в руки женщины предаст Господь Сисару» (4, 8-9). И действительно, другая женщина Иаиль (что значит «Господь есть Бог») смертельно поражает главу вражеского войска, лишив Барака славы героя. Этот эпизод напоминает об обетовании из 3 главы книги Бытия (3,15) (семя жены будет поражать змея в голову) и подчеркивает комплементарность мужской и женской ролей. Женщина - вдохновительница, она пробуждает в мужчине силу и таким образом подготавливает победу, оставаясь внешне бездействующей. Мужчине же надлежит осуществить, воплотить на практике, возглавить сражение. В 4 главе книги Судей Варак не достигает венца своих усилий, потому что не исполняет свою роль.

Песнь Деворы (Суд 5), пришедшая из глубины веков и передававшаяся из поколения в поколение, рассказывает эти события в форме поэмы. Подобно Средневековым героическим сказаниям, она позволяет увидеть самые существенные черты древнееврейской ментальности. Эта военная песнь восхваляет женщину-мать, героиню своего народа, пробуждающую в воинах силу:

«Не стало обитателей в селениях у Израиля, не стало, доколе не восстала я, Девора, доколе не восстала я, мать в Израиле...война у ворот... Вос-пряни, воспряну, Девора, воспряни, воспряни! воспой песнь! Восстань, Варак! ....». (Суд 5, 7. 12).

«Да будет благословенна между женами Иаиль, ... между женами в шатрах да будет благословенна!... Любящие же Его [Господа] да будут как солнце, восходящее во всей силе своей!». (Суд 5, 24).

Роль женщины здесь совершенно очевидна: песнею своей она созывает мужчин на битву, зажигает их, подобно Жанне Д"Арк или Жанне Ашет, и всем Дамам, ради которых рыцари прежних времен превосходили сами себя и открывали в себе неожиданные источники энергии. Женское присутствие, если оно «направлено» в нужную сторону, пробуждает мужественность, дух силы и отваги в сердцах отчаявшихся и рассеянных страхом мужчин. Оно порождает героев. Девора пример великих персонажей, над которыми Библия предлагает поразмышлять.