Консультация «Пазлы — игра для всех. Игры с пазлами Лото «Все профессии важны»

Пазл , или по-другому складная картинка, мозаика, – это игра-головоломка, в которой требуется составить рисунок из множества деталей различной формы. Составлением картинки из множества мелких кусочков люди занимаются очень давно, одни из первых мозаик из глиняных конусов и смальты были сделаны в Древнем Востоке задолго до нашей эры. Сейчас игры с пазлами – одни из самых популярных настольных развивающих игр для детей. Давайте посмотрим на них поближе и узнаем, как можно использовать пазлы для развития наших малышей.

Как появились пазлы

Создателем пазлов официально считается англичанин Джон Спилсбери – торговец географическими картами . В 1761 году он придумал новое учебное пособие – «разрезанную географическую карту»: наклеил черно-белые гравюры географических карт на нетолстую деревянную подложку и распилил получившийся «бутерброд» на мелкие кусочки причудливой формы. Ученик брал какой-то отдельный кусок карты и сопоставлял его с другими, таким образом, в память прекрасно впечатывались знания о том, что с чем граничит, что куда впадает и так далее. И вот уже два с половиной века дети и взрослые собирают картинки из разного количества мелких деталей. А картинки могут быть самые разнообразные: от героев мультфильмов и сказок, зверюшек и машинок для детей до морских пейзажей, достопримечательностей разных стран и классических живописных произведений искусства для взрослых.

Зачем собирать пазлы

Игры с пазлами способствуют развитию образного и логического мышления, внимания, учат правильно воспринимать связь между частью и целым, различать отдельные элементы по цвету, форме, размеру, а также развивают мелкую моторику.

Для совсем маленьких детей игры с пазлами представляются волшебством: вдруг из нескольких кусочков получилась киска или машинка, но чуть заденешь и нет ее уже.

Для взрослых это приятный досуг. Особенно приятен он тем, что собранную картину, например, копию картины Леонардо да Винчи «Мона Лиза», можно склеить, подобрать раму и повесить у себя дома.

Если собирать пазлы нравится как старшим, так и младшим членам семьи, то вечерние или воскресные собирания пазлов могут стать еще одной семейной традицией.

Какие бывают пазлы

Пазлы могут быть плоскими и объемными . Плоские пазлы собираются на ровной поверхности или на полу. Сейчас для удобства сбора таких пазлов и хранения незавершенной картинки есть даже специальные коврики. Объемные пазлы могут иметь форму шара (например, глобус или яблоко), куба, пирамиды и так далее или представлять собой 3D-здание или панораму.

Самые популярные пазлы – это плоские пазлы из картона . Для изготовления таких пазлов на картон наклеивают глянцевую бумагу с рисунком и потом разрезают. Но пазлы могут изготавливаться и из других материалов: из дерева, из пластмассы, из металла. Мягкие пазлы могут изготавливаться из поролона с наклеенной на него глянцевой бумагой с рисунком. Сейчас одно из самых модных направлений мягких пазлов – флексики. Флексика – это безопасный мягкий полимер, по свойствам близкий к пенке, из которой производят туристические коврики.

Из флексики и других мягких полимеров производят напольные детские коврики в виде пазлов. Они могут представлять собой просто картинку, разрезанную на части (это может быть сюжет из мультфильма или какая-то тематическая картинка, например животный мир Африки или подводный мир), или включать в себя еще дополнительные вставляемые элементы. Вставляемые элементы могут быть частями какого-то предмета или целыми объектами (например, тигренок, машина и так далее). Особенной популярностью пользуются напольные коврики с цифрами и буквами.

Пазлы могут быть на магнитной основе . Такие пазлы удобно собирать на холодильнике. Магнитные пазлы можно сделать из не самых мелких пазлов, приклеив на заднюю поверхность каждой детали кусочек магнитной ленты.

Для детей также можно сделать пазлы на фланелеграфе . Для малышей это очень удобно: при сборке таких пазлов уже собранные детали фиксируются на фланелеграфе и никуда не сползают. О том, как сделать фланелеграф своими руками, вы можете прочитать в этой .

Пазлы различаются по степени сложности. Сложность пазла зависит как от картинки, которую нужно собрать, так и от количества деталей и их размера. Пазлы с фотографиями животных, видами природы, достопримечательностей собирать значительно сложнее, чем пазлы с рисованными картинками. Также затрудняет сборку пазла с большим количеством деталей наличие на картинке значительных областей одного цвета или близких цветовых оттенков. Как правило, собрать пазл с крупными деталями значительно проще, чем пазл с мелкими деталями в том же количестве. Если пространственное мышление развито недостаточно, то на сборку 3d-пазла может потребоваться значительно больше усилий, чем на сборку плоского пазла.

Когда начинать и как выбрать

Разрезные картинки

Начинать играть с пазлами с ребенком можно с того момента, как ребенок научится фокусировать взгляд на изображении. Для этого возраста замечательно подойдут разрезные картинки . Возьмите яркую картинку, на которой изображен знакомый малышу предмет: погремушка, мягкая игрушка, неваляшка, мячик и так далее. Разрежьте ее на две части. Сначала покажите малышу картинку целиком: «Посмотри, что у меня есть! Это котик», потом разведите половинки картинки в стороны: «Ой! Убежал котик».

Или другой вариант: из белого картона вырежьте круг и разделите его на 4 сектора, один сектор вырежьте. Сначала покажите малышу круг целиком, потом уберите один сектор круга и покажите малышу неполный круг. Заметив несоответствие, малыш обязательно удивится. Такие игры–фокусы очень нравятся малышам, играть в них можно часто – только через 3-4 раза меняйте картинки, цвет и форму геометрических фигур.

К полутора годам ребенок может сам собрать знакомую ему простую разрезную картинку из двух частей. В два года ребенок может сам собрать простую картинку из двух — четырех частей с несложными вырезами.

Парные картинки

После года можно начинать играть с малышом в парные картинки с замочком. Темы могут быть самые разные: цвета, мама и малыш, чей домик и так далее. Для начала предложите малышу карточки из одной пары, постепенно увеличивайте количество пар карточек в игре. На первых порах вы будете и выбирать карточки, и сцеплять их, потом малыш научится сам выбирать нужные карточки, к двум годам малыш сможет сам сцепить карточки. После двух лет можно начинать играть в игры, где к одной карточке нужно подобрать 2 , 4, 6 карточек.

Напольные пазлы

Напольные пазлы дают огромный простор для игр. Ползающие по ним малыши ощущают их всем телом, что уже само по себе хорошо для сенсорного развития.

Напольные пазлы прекрасно подходят для подвижных игр, более того сама сборка таких пазлов – это уже подвижная игра. Расположите пазлы в виде дорожки и предложите малышу пробежать по ней, пройти на носочках или пяточках, или задом наперед, или с поднятыми вверх руками, или с руками на поясе, проползти, пропрыгать на двух ногах или на одной.

Можно сделать дорожку с чередующимися элементами, например, синий – красный – синий – красный и так далее. Можно дать ребенку такое задание: пройти по дорожке и не наступить на красную деталь или на красной детали присесть, а на синей – хлопнуть в ладоши.

Из напольных пазлов с не связанными между собой картинками можно составить классики любой формы, которая только придет вам в голову. Если это пазлы с цифрами, можно играть по обычным правилам классиков. Если пазлы с буквами, можно прыжками писать слова. Например, слово «суп». Прыгаем на «с», потом на «у», потом на «п». Если у вас пазлы с картинками, следующую картинку может называть мама, или ее можно выбирать из заранее подготовленных подходящих карточек, или можно играть с кубиком, на гранях которого наклеены соответствующие картинки.

Пятилетнему ребенку можно предложить собрать напольный пазл … ногами: и весело, и замечательная профилактика .

В некоторых напольных ковриках вставляемые элементы представляют собой целые объекты (например, тигренок, машина и так далее), а не их части. Тогда игра с пазлами может стать сюжетно–ролевой.

Классические пазлы

После 2,5 лет ребенок может собрать классический пазл из 4-6 крупных кусочков (производители обозначают такие пазлы MAXI ). Лучше, если на картинке будет один предмет крупным планом – такие картинки малышам собирать значительно легче. Иногда в продаже встречаются фигурные пазлы : овощи, фрукты, зверюшки. Такие пазлы своей формой, похожей на реальный предмет или игрушку, сразу привлекают внимание малышей. Ребенок представляет, какая фигурка должна получиться у него в результате, поэтому и сборка пазла происходит легче, и внимание удерживать ребенку проще.

Хотите играть с ребенком легко и с удовольствием?

Как только с такими пазлами ребенок освоится, можно переходить к более сложным: увеличить количество деталей или предложить ребенку пазл с нестандартным разрезом на кусочки. Постепенно уменьшайте размер деталей. К 5 годам дети обычно могут собрать классический мелкий пазл из 54 деталей. Но не у всех детей интерес к пазлам сохраняется долго. У многих детей к школьному возрасту интерес к пазлам угасает.


Как научить ребенка собирать пазлы?

Если вы просто дадите ребенку коробку с пазлами, он не сможет собрать ее сам, и просто потеряет к ней интерес. Сначала покажите ребенку, что можно сделать с этой кучкой таких похожих деталей, – соберите картинку сами.

Для облегчения сборки пазлов вы можете рассказать ребенку о нескольких правилах.

Очерчиваем размер картинки. Зная размер картинки, вы можете предложить ребенку собирать пазл на листе бумаги соответствующего размера или нарисовать водосмываемыми фломастерами рамку соответствующего размера на поверхности, где ребенок будет собирать пазлы.

Начинаем собирать пазлы с уголков. Объясните ребенку, что у уголков две стороны фигурные, а две плоские. Такие детали нужно найти в первую очередь и поставить на место – плоскими сторонами в угол картинки. В любой картинке — и простой, и сложной — уголков будет всегда четыре.

Собираем рамку картинки. Рамка картинки состоит из кусочков с одной плоской стороной. Выбрав все такие кусочки и собрав рамку, вы получите картинку, ограниченную со всех сторон. Останется собрать центр картинки.

Начинать собирать пазлы с рамки удобнее еще и тем, что для пазлов с небольшим количеством деталей для центра останется совсем немного деталей, и ребенку будет проще закончить картинку.

Собираем центр картинки. Расскажите ребенку, что при подборе деталей нужно обращать внимание как на фигурные вырезы по сторонам детали, так и на фрагмент рисунка на ней, который должен совпадать с уже собранными фрагментами картинки.

Разделяем центр картинки на части. Если картинка, которую вы собираете, имеет несколько крупных объектов контрастных цветов, можно разделить сборку центра картинки на несколько частей. Например, если на картинке есть красный кирпичный дом, можно сначала отобрать подходящие по цвету детали, а потом уже смотреть, куда какая деталь подходит. Затем таким же образом можно собрать другой объект. И в конце соединить все объекты, добавив недостающие детали.

Как еще можно играть с пазлами

С несколькими детьми старше 4 лет можно собирать пазлы совместно : выделить в картинке несколько объектов и объяснить каждому, какой объект на картинке он собирает. Если ребенок закончил собирать свою часть, он может помочь другим ребятам, если они не против. Когда все объекты будут готовы, их останется соединить вместе. Такая совместная игра способствует развитию в детях навыков общения, игры в команде, учит взаимопомощи.

С несколькими детьми старше 5 лет можно собирать пазлы на скорость . Если компании нет, можно устроить соревнования с самим собой: собрать пазл за определенное время или собрать пазл быстрее, чем в прошлый раз.

Есть такие наборы пазлов, которые помимо основной своей задачи, дают еще огромный простор для творчества . Например, деревянные конструкторы-пазлы фирмы Grimm’s (Германия). Когда просто собирать исходную картинку или объект уже неинтересно, можно собрать из них что-то свое: башню, дворец для кукол или что-то совсем необыкновенное.

Можно включать собирание пазлов и разрезных картинок в тематические недельки , только картинку нужно подобрать подходящую или сделать пазл своими руками.

Как сделать пазлы своими руками

Можно сделать пазл самим: картинку наклеить на картон и разрезать на части. Разрезать лучше канцелярским ножом: так меньше деформируются края. Интересные пазлы с деталями – полосками получаются, если наклеивать картинку не на картон, а на медицинские деревянные шпатели. На специализированных сайтах или в специализированных отделах в торговых центрах есть возможность сделать классический пазл из любой вашей картинки или фотографии.

Если вы организуете для детей сюжетную игру или квест с картой, разрежьте ее на несколько частей. Вот и пазл готов.

Объемные пазлы можно сделать из конструктора LEGO DUPLO. Подходящую картинку разрежьте поперек на несколько частей и наклейте на детали Лего.

Что еще можно сделать с пазлами

Альбом

Сейчас в продаже очень много тематических пазлов: сцены из мультфильмов, машины, животные, произведения искусства. Можно собрать несколько картинок из одной серии и сделать из них альбом (собранные картинки можно наклеить на листы альбома или вложить в файлы подходящего размера и разместить файлы в папке-скоросшивателе). Для склеивания пазлов вы можете использовать скотч (на задней поверхности, но в этом случае собранная картинка должна переворачиваться без разрушения), специальный клей или клей ПВА, который наносится на лицевую сторону пазла и становится прозрачным после высыхания. Не забудьте на обложке альбома указать имя составителя.

Аппликации из пазлов

Если у вас есть мелкие пазлы, у которых потеряно слишком много элементов, не спешите их выбрасывать. Из них можно сделать замечательные аппликации. А еще можно добавлять пазлы и в любые другие ваши аппликации. Дети обычно с большим энтузиазмом воспринимают ситуации, когда вещи используются необычным способом: «Собирали – собирали, вот на тебе: можно еще и клеить, оказывается, и не в нужном порядке, а так, как хочется».

Несколько советов, которые помогут вам при изготовлении поделок из пазлов:

  1. скреплять детали пазлов можно клеящим карандашом, клеем ПВА, горячим клеем;
  2. пазлы можно покрасить с одной или с двух сторон, и не забудьте про боковые срезы;
  3. для окрашивания пазлов лучше использовать глянцевые акриловые краски: они ровно ложатся, быстро сохнут и после высыхания не мажут руки; продаются глянцевые акриловые краски в таких же коробках как гуашь, в магазинах канцелярских товаров и в магазинах товаров для художников;
  4. обычно пазлы изготавливаются из картона и наклеенной на него глянцевой бумаги с рисунком; на глянцевую бумагу краска ложится плохо, поэтому перед окрашиванием рисунок нужно снять;
  5. во время окрашивания можно добавить сухие блестки или украсить уже окрашенные пазлы гелем с блестками (сухие блестки и гель с блестками также продаются в магазинах канцелярских товаров).

Кубики с картинками – это тоже пазлы

В советской России пазлов не было. Но были кубики с картинками на гранях, из которых можно было составить 6 картинок. Есть такие кубики и сейчас с картинками на самые разные темы: овощи и фрукты, животные – для самых маленьких, сценки из сказок и мультфильмов, машины – для тех, кто постарше, герои русских былин, русские узоры и континенты – для старших дошкольников и школьников 1–2 классов. Есть наборы из 4, 6, 9, 16 и даже 20 кубиков.

Многим детям такие кубики, из которых можно составить картинку, очень нравятся. Собрать несложную картинку из 4 кубиков ребенок с небольшой помощью взрослого может к 3 годам. Картинка с мелкими деталями из 20 кубиков – хорошая задача для первоклассника. Для того, чтобы интерес к этим кубикам у ребенка не угасал, давайте их в свободный доступ на небольшое время.

При желании такие кубики с картинками также можно сделать и своими руками. Если грани кубиков сделать разноцветными и с узорами, из них можно будет составлять самые разные композиции: и плоские, и объемные.

Еще одна идея, как сделать объемные пазлы своими руками, – пазлы для малышей из рулончиков. Мастер–класс в этом видео:

Веселых вам игр!

— онлайн версия всем хорошо знакомой с детства игры. Суть ее проста: необходимо сложить картинку из отдельных кусочков.

В отличие от настольной игры, в онлайн версии вам придется посоревноваться с другими игроками, что, несомненно, добавит азарта в хорошо знакомую игру. Победит тот, кто за отведенное количество времени соберет наибольшее количество картинок и элементов. На одну игру отводится 12 минут, а в режиме «быстрой игры» 6 минут.

В игре могут принимать участие от 2 до 4 человек.

Управление

Управление в игре осуществляется с помощью мыши и клавиши пробел. Кликните на элементе пазла, чтобы выделить его. После этого кусочек можно перетаскивать и вращать с помощью клавиши пробел. Повторный клик мыши позволит положить элемент в заданное место.

Карман

В начале игры все элементы пазла находятся в кармане. Кликайте на них и перетаскивайте в рабочую область. Чтобы просматривать элементы в кармане, используйте прокрутку скроллером или колесом мыши.

Сбор пазла

Кусочки «склеиваются» между собой, когда они находятся в рабочей области и правильно повернуты. Собранные фрагменты пазла, включающие угловые элементы, «приклеиваются» к соответствующим углам, облегчая сборку оставшихся частей. За одну игру Вы можете собрать несколько картинок. Новая картинка появляется как только собрана предыдущая. Игра заканчивается когда истекает отведенное время.

Игровые бонусы

Бонус «Рамка»

Перемещает на поле все крайние элементы, чтобы облегчить вам сбор рамки пазла. Использование этого бонуса на старте позволит завладеть инициативой в игре и получить тактическое превосходство над соперниками

Бонус «Поворот»

Правильно поворачивает все элементы, значительно облегчая тем самым сбор пазла. После использования этого бонуса элементы пазла перестают реагировать на нажатие пробела, т.к. они уже правильно повернуты. Остается только найти каждому свое место

Бонусы «4х» и «8х»

Соединяют соответственно четыре или восемь случайных элементов пазла. Этот бонус позволит вам получить фору в начале игры или же вырвать победу на финишной прямой, когда на счету каждая секунда

Бонус «Подсказка»

Открывает уменьшенную копию картинки для просмотра. При этом все последующие картинки в течение этой игры также будут открыты, поэтому этот гаджет выгодно использовать в начале партии

Каждый бонус можно использовать в течение игры только один раз, поэтому расслабиться, понадеявшись только на помощь, не получится.

Детские развивающие игры

Сегодня на прилавках магазинов можно встретить невероятное число различных пазлов – составных картинок. Цель данных головоломок – собрать целое изображение из отдельных деталей.

Составные картинки бывают разного уровня сложности, который повышается с возрастом. Все составные картинки можно разделить на 4 вида: картинки-вкладыши, разрезные картинки, кубики с изображениями, пазлы.

Первые три категории уже стали "классикой", а вот пазлы появились в нашей стране не так уж давно, и с каждым годом приобретают всё большую популярность. Причём пазлы собирают с большим удовольствием не только дети, но и взрослые.

Давайте рассмотрим более подробно каждую их перечисленных выше категорий.

Картинки-вкладыши

Картинки-вкладыши необыкновенно эффективны в становлении и развитии у малыша наглядно-образного мышления. Картинки-вкладыши представляют собой различные изображения с вырезанными частями. Задача – найти недостающие кусочки и вложить их на свои места. Например, нужно выстроить ряд разных по размеру слоников.

Самый простой вариант данной игры – когда вырезанный элемент имеет ровные края и изображённый на нём рисунок симметричен, например, круг и изображённое на нем солнышко. После того как ребенок начнёт легко справляться с данным заданием, можно предложить ему картинку с неровными краями.

Следующий по сложности этап, когда ребёнку предлагается картинка с ровными вырезанными краями, но изображение на нём уже не симметрично, например, цыплёнок, изображенный на квадрате. Ребёнку придётся постараться, чтобы вставить цыплёнка правильно, а не вверх ногами.

В дальнейшем можно предложить ребенку вкладыши, в которых вырезанные элементы являются частью образа. Например, геометрический паровозик. Эта игра, созданная по типу рамок-вкладышей, познакомит ребенка с разными геометрическими формами, понятиями величины, цвета, части и целого. Играя с паровозиком, ребёнок развивает внимание, память, речь, логическое мышление, моторику рук, фантазию.

Сначала рассмотрите Паровозик вместе с ребенком. Попросите его назвать детали, которые он знает. Если малыш ещё не говорит, назовите детали сами. Расскажите на доступном уровне, кто управляет паровозом и как он работает. У нашего паровозика многие детали – вынимающиеся вкладыши в виде геометрических фигур: круги, треугольники, прямоугольники, квадраты, трапеции. Выньте фигурки. Рассмотрите их и предложите придумать, на что они похожи. Круги – на Солнце, Луну, тарелку, монетку и т.д.

Большой популярностью у детей пользуются вкладыши с подслоем. Давайте рассмотрим на примере игры "Дом". Эта, более сложная рамка-вкладыш сделана по типу простейшего пазла, состоящего из 10-ти частей. На всей площади основания для вкладышей нарисовано внутреннее устройство дома. Под каждым вкладышем находится какая-нибудь комната: ванная, детская, кухня, под крышей – чердак, а ещё, под облачком, прячется весёлое солнышко, на дереве вьют гнезда птицы, а в конуре возле дома живёт собака.

Покажите малышу, как вкладыши достаются из рамки, называя части дома и объясняя, что под ними находится: "Это крыша, под ней находится чердак, там хранятся старые вещи". Если ребенок уже говорит, поднимая вкладыш, спросите у него: "А кто здесь живет? Как называется эта комната? У нас есть такая?"

После того, как малыш запомнил устройство дома, попробуйте собрать паззл. Сначала выньте одну или несколько частей и попросите "починить дом". Затем попробуйте разобрать дом полностью, чтобы ребёнок собрал его сам. Если ребенок уже освоил связную речь, попросите его придумать историю об обитателях дома. Придумайте: как их зовут, где они работают или учатся, как проводят время.

Необыкновенно полезными для развития Вашего дитя могут оказаться панели с прорезями в форме букв или цифр. Играя, ребёнок быстро запомнит их названия, если Вы, конечно, не поленитесь играть вместе с ним и называть соответствующие буквы и цифры..

Картинки-вкладыши несложно сделать и самим из толстого картона разных цветов. Всё зависит от Вашего желания и фантазии.

Разрезные картинки

Разрезные картинки представляют собой картинки, разрезанные по прямым (в большинстве случаев) линиям. С самыми простыми разрезными картинками (изображён один крупный предмет и поделен на две части) можно начинать заниматься с полутора лет . Со временем можно усложнять задания, предлагая малышу картинки, состоящие из большего числа деталей (6, 8, 12 элементов).

Целью этой игры для самых маленьких является уяснение понятий части и целого, отработка механических навыков (положить нужную деталь на нужное место) и усидчивости. В процессе закладываются основы таких качеств, как умение комбинировать, синтезировать целое из деталей; идёт активное развитие речи, эмоциональной сферы, зрительно-двигательной координации и пространственного восприятия.

Ребёнок должен научиться "увидеть" картинку в деталях, удержать её в памяти и повторить самостоятельно, мысленно переворачивая и комбинируя части.

Игра рассчитана на самых маленьких, и если Вы не научите ребенка основам, то малыш может быстро потерять к ней интерес, поэтому на первых этапах, если он не справляется, помогите ему. Соберите картинки сами, расскажите, что на них изображено, задавайте в процессе наводящие вопросы, загадывайте загадки про изображенные предметы: "Сам алый, сахарный, кафтан зеленый, бархатный - это кто?", "Какого цвета груша? Давай её найдем" и т.д.

Предложите ребенку дособирать почти готовую картинку, добавив самостоятельно одну деталь, потом с каждым разом усложняйте задание: две детали, три; в итоге ребёнок не просто должен самостоятельно составить картинку, но и выбрать из перемешанных частей необходимые. Сопровождайте игру стихами, загадками, предложите ребенку посчитать, сколько на картинке слив, а сколько вишен, используйте уже собранные картинки в качестве наглядного пособия для развития речи и основ устного счёта.

Разрезные картинки Вы можете сделать и самостоятельно. Однако при этом (и при покупке в магазине) вам необходимо обратить внимание на то, что предмет, изображённый на картинках должен быть знаком ребенку и ярким.

Остаётся только добавить, что разрезные картинки просто сделать, наклеив подходящее изображение на картон.

Кубики с изображениями

Кубики - это любимая практически всеми малышами игра. Во время игры развивается наглядно-образное мышление, умение работать по образцу, зрительная память, внимание, логика. Можно начинать занятия с 2-х лет .

С помощью кубиков Вы сможете познакомить ребенка, например, с фруктами. При этом расскажите, где они растут, что из них можно приготовить, добавляя в активный словарь ребёнка новые слова и понятия.

При первых занятиях на дно коробочки обязательно вложите рисунок-образец с изображением фрукта для облегчения работы малышу. Попросите ребенка найти нужную часть кубика и вложить в коробочку. В результате сборки из кубиков выходит рисунок, а Ваш малыш знакомится с понятиями "часть и целое", учится работать по образцу.

Далее можно попросить ребёнка сложить рисунок без использования картинки образца – здесь работают зрительное внимание, память. Собирая рисунок, комментируйте действия ребёнка: поставили кубик верхний правый, теперь нижний левый – развивая умение ориентироваться в пространстве.

Постепенно можно усложнять занятия, предлагая ребёнку собрать картинку из 9-ти кубиков. Предлагая игру, переверните сначала все кубики одной стороной: это поможет ребёнку легче сориентироваться в правилах игры. Затем начинайте усложнять задачу, перевернув один кубик неправильно, в дальнейшем проделайте это с двумя, тремя кубиками, по мере того, как малыш будет справляться с поставленной задачей.

Пазлы

Пазлы необычайно популярны. И в этом нет ничего удивительного! Ведь эта игра развивает воображение, логическое мышление, мелкую мышечную моторику, внимание, целостность восприятия.


От перечисленных выше разрезных картинок пазлы отличаются тем, что имеют сложную кривую линию соединения деталей. Ребёнку, чтобы верно составить картинку, необходимо сопоставить форму одной детали с формами соседних. При этом он должен учитывать, что на них изображено, и получается ли при их соединении цельное изображение.

Начинать собирать пазлы уже можно примерно с 3,5-4 лет , однако здесь ориентироваться нужно на интерес ребёнка и сложность пазлов. Начинать стоит с пазлов, которые включают в себя небольшое число обязательно крупных деталей, иногда выполненных из мягкого материала. Со временем можно усложнять задания, увеличивая количество деталей и уменьшая их размер.

Предметы, изображённые на пазлах, должны быть знакомы ребенку. На первых порах желательно, чтобы это был одно крупное изображение, например, любимый герой мультфильма Вашего малыша.

Собирая пазлы с ребёнком в первый раз, сначала необходимо показать, как собирается картинка. Затем убрать 2-3 детали и сказать ребёнку, к примеру: "Я собрала картинку, но подул сильный ветер и несколько деталек улетело. Давай ты поможешь мне её собрать снова!". С маленькими детьми во время этого занимательного процесса можно придумывать сказку, изучать окружающий мир. Например: "Кто нарисован на этом кусочке? Собачка? А что собачка делает? Сидит", – ну и так далее.

Дети постарше, у которых уже хорошо развито воображение и которые знают правила игры, могут начинать собирать картинку "с чистого листа", имея перед глазами картинку-образец.

Многие взрослые люди сами не знают, как быстро собрать пазл, но пытаются научить этому ребенка. Эта игра предназначена не только для развлекательных целей. Если ребенок быстро собирает пазлы, то он, скорее всего, хорошо развит умственно, у него отличное логическое мышление и память.

Если вы хотите, чтобы ваш малыш занимался развитием полезных навыков, то вам стоит приобщить его к сбору целостных картин из маленьких деталей. Не переживайте, если вы не умеете собирать пазлы, поскольку в процессе занятий с ребенком вы быстро освоите различные методики.

Выбираем пазлы для занятий

Вы никогда не поймете, как быстро собрать пазл, если начнете игру со сборки сложных и состоящих из большого количества деталей. Кроме того, не забывайте, что вы занимаетесь с ребенком, который не сталкивался с подобным видом деятельности. Выбирать следует такие пазлы:

  • Количество деталей в наборе не должно превышать 500 штук. В противном случае процесс сбора надоест и вам, и вашему ребенку.
  • Выбирайте пазлы с четкими, хорошо прорисованными контурами. Так вам будет проще сопоставить детали. Когда вы поймете, как научиться быстро собирать пазлы легкого уровня, можно переходить к более трудоемким наборам.
  • Постарайтесь найти набор, в который входят крупные детали. Ребенку гораздо удобнее работать с большими размерами.

От выбора первого пазла зависит отношение ребенка к этой игре. Если вам удастся выбрать красочный, хорошо прорисованный интересный набор, то малыш будет быстро развиваться посредством игры.

Как быстро собрать пазл: методики сбора

Если вы сумеете освоить все методики сбора пазлов, которые будут предложены ниже, то у вас получится научить этому ребенка. Точнее, в процессе совместной игры малыш будет перенимать у вас различные умения.

Существует много методик, которые позволяют быстро собрать пазл. Вы можете пользоваться одной, можете комбинировать их. Также можно купить несколько наборов и к каждому из них подобрать разную методику.

Начало работы с пазлом

Если вы не знаете, как быстро собрать пазл, то начинайте с построения рамки. Детали, которые должны находиться по краям картины, можно определить сразу. У них одна сторона ровная, не рассчитанная на скрепление с другим элементом. Угловые кусочки ровные с двух сторон.

Смотрите на картинку, нарисованную на коробке для пазлов, и повторяйте ее, находя соответствующие детали. Когда рамка будет готова, можно приступать к ее наполнению. Это можно сделать разными способами.

Ищем одинаковые цветовые оттенки

Эта методика достаточно проста, поэтому ее можно использовать, если вы впервые собираете пазл. Среди деталей наверняка найдутся элементы одинаковой цветовой гаммы. Скорее всего, они находятся недалеко друг от друга. Найдите детали одинакового цвета, соедините их. После этого приступайте к поискам кусочков другого цвета. Так повторяйте до тех пор, пока не сформируется целостная картина. Детали, которые остались неиспользованными, можно определить на нужное место, следуя логике.

Собираем по форме элемента

Эта техника отличается трудоемкостью, зато вероятность ошибиться, используя ее, крайне маленькая. Методика предполагает, что нужно взять элемент, который еще не был использован, и по форме найти ему подходящую пару среди пазлов, которые уже сложились в целостную картинку.

Стоит отметить, что если у вас возникли сомнения, ту вы нашли пару или нет, то, скорее всего, вы ошиблись. Детали должны легко сопоставляться друг с другом. Вам сразу станет понятно, что один элемент создан для другого, если вы не ошиблись в подборе пары.

Комбинированный метод

Если вы уже не впервые занимаетесь этой деятельностью и не знаете, как быстро собрать большой пазл, то примените комбинированный метод. Как вы уже наверняка догадались, он предполагает использование двух предыдущих способов для сбора одной картины.

Если речь идет о сборке пазла, состоящего из 1000 и более деталей, то только применение комбинированного метода сможет гарантировать быстрый результат.

Сборка по форме предметов

Если картина, которую вы планируете собрать, не состоит из расплывчатых контуров, зато на ней можно увидеть конкретные предметы, то данный метод вам подойдет. Он предполагает, что вы будете сопоставлять детали таким образом, что они постепенно образуют отдельные предметы, после чего пазлами, которые остались в наличии, вы скрепите эти конструкции между собой.

Этот метод особенно популярен среди детей, поскольку они видят мир как отдельные явления, а не целостную картину.

Что делать с собранными картинами

Вам нужно осознать, что вы собираетесь делать с готовыми картинами, даже если вы еще не поняли, как быстро собрать пазлы. 1000 штук деталей, которые вы когда-либо соедините, образуя целостный рисунок, необходимо будет куда-то девать. Очень жалко снова разбирать эту красоту. В этом случае используйте такой алгоритм:

  • Склейте пазл прозрачным скотчем.
  • Переверните рисунок лицевой стороной от себя, после чего наклейте его на плотный картон.
  • Закажите рамку для получившейся картины. Если вы хотите запомнить ваш совместный труд с ребенком навсегда, то повесьте рисунок на стену. Качественный пазл органично впишется в дизайн любой квартиры.

Итак, мы разобрались, как быстро собрать пазлы. 1500 штук деталей, 2000, 3000 и больше элементов не будут вас пугать, если вы будете уделять время этому занятию регулярно. Если вы сумеете заинтересовать вашего ребенка пазлами, то можно будет не волноваться о его успешном развитии, поскольку эта игра способствует выработке практически всех полезных для малышей навыков. Однако не забывайте о соблюдении некоторых рекомендаций.

Увлекшись собиранием пазла, особенно если вы делаете это вместе с ребенком, не забывайте о важных рекомендациях:

  • Данная игра на самом деле является очень утомительным процессом. Если вы не хотите потерять к ней интерес, не уделяйте сборке более двух часов в день.
  • Позаботьтесь о хорошем освещении, чтобы не испортить зрение. Лучше всего для этого занятия подойдет естественный дневной свет.
  • Не затягивайте с процессом сборки пазла. Если вы будете собирать картину слишком долго, вы рискуете никогда ее не закончить.
  • Каждый следующий набор выбирайте сложнее, чем предыдущий, чтобы развивать свое мастерство.

Таким образом, процесс сборки пазлов - очень интересное, но утомительное занятие. В детском возрасте оно чрезвычайно полезно для комплексного развития малышей. Пазлы могут заменить практически любую развивающую игру. Но не переоценивайте возможности ребенка, начинайте с небольшого количества элементов и несложного рисунка.

Мы с женой решили собрать пазл. Мы думали, пазл развлечет нас месяца на четыре, если по выходным. И теперь, когда прошло два года и он почти собран, мы расскажем, как это стоило делать. Наш рассказ вряд ли будет интересен знатокам, но ответит на вопросы новичков, которые собираются купить свой первый пазл.

Для сборки пазлов не нужно быть экспертом. Но если не знать азов, легко забуксовать и разочароваться в хобби. Чтобы этого не произошло, стоит немного подготовиться: найти место для сборки и хранения пазла, рассортировать детали, усвоить методы подбора и понять, что делать с готовым пазлом. Разберем все по порядку.

Найти место для пазла

Проблема : пазл занимает много места. Размер нашей карты - 116 на 85 см. Собирать на полу неудобно, а освободить стол надолго не получается. Если после сборки оставить пазл на месте, есть риск повредить или потерять детали: наступить, пролить чай или засосать в пылесос.

Решение : купить коврик для пазлов. В комплект входит прямоугольный коврик, надувной валик и 2-3 ремня. Для пазлов на 3000 деталей он обойдется в 3-4 тыс. рублей. Коврик сделан из ворсистой ткани, которая не дает деталям скользить. На нем удобно собирать пазлы даже на мягком диване. После сборки можно намотать коврик с пазлом на валик, закрепить ремнями и поставить в угол до следующего раза. С ковриком пазлы удобнее собирать и проще хранить.

Как сделали мы . О ковриках мы с женой не знали. Это новички спрашивают Гуглю «как собирать пазл». Мы же решили, что все для сборки должно продаваться вместе с пазлом. Если не в комплекте, то в магазине. И обнаружили, что в комплекте с пазлом идет только сам пазл, а продавцы нас не понимают. Вариант с поездкой на строительный рынок за фанерой мы отмели - хотелось поскорее начать. Пришлось изобретать. Нам повезло - в магазине нашлись листы ватмана в половину нашего пазла. Мы склеили их скотчем, и получился самодельный коврик.

Пазл мы собираем на икеевском журнальном столике, а храним в углу комнаты под старым пледом. Столику и пледу это продлевает жизнь, но нам неудобно. Даже накрытый пазл покрывается пылью, а чтобы перенести его на столик, нужны двое. Иногда хочется пособирать, а переносить и чистить лень. Со временем мы приспособились, но удобнее не стало.

Стоит заранее придумать, где собирать и хранить пазл. Спине должно быть комфортно, а детали не должны разлетаться по комнате. Этого проще добиться с ковриком для пазлов, но если место позволяет, можно обойтись куском фанеры или картона. Если организовать сборку грамотно, неудобства не будут отвлекать от процесса.

Пожалейте спину - купите коврик

Рассортировать детали

Проблема : как начать сборку пазла. Вы освободили место, постелили коврик, открыли коробку с пазлом, а в ней - мешок с деталями. Если пазл на 3000 деталей, то довольно увесистый. На что обратить внимание?

Решение : рассортировать детали. Внимательно посмотреть на картинку на крышке пазла и мысленно разделить ее на части. Представить, как выглядят детали от разных частей. Какого они цвета и формы, какой на них узор. И разложить детали по кучкам, превратив один большой пазл в несколько маленьких.

Начать стоит с рамки. У большинства деталей пазла края неровные за счет выпуклостей и впадин, или «впуклостей». У деталей для рамки один край ровный, а у четырех из них - даже два, это уголки рамки. Благодаря необычной форме детали для рамки найти проще всего.

Кучки деталей нужно где-то хранить. Знающие люди рекомендуют коробки от конфет или специальные органайзеры. В них детали можно разложить лицом вверх и быстро найти нужную при сборке. Органайзер для пазлов стоит от 2 000 рублей. Если коробок под рукой не оказалось, а тратиться на органайзер не хочется, детали можно разложить по пакетам. Искать детали станет сложнее - придется все высыпать и заново перебирать. Но зато все пакеты легко поместятся в коробке с пазлом. У каждого метода свои достоинства.


При первой сортировке не стоит делить детали на слишком мелкие кучки. Их получится слишком много, и будет легко запутаться. Более тонкой сортировкой лучше заняться при сборке отдельных частей пазла.

Как сделали мы . Историческая карта мира богата на характерные области. Кроме рамки это ободки полушарий, экватор, океан, материки, пестрая область вокруг полушарий с табличками и надпись по верхнему краю. У нас получилось 7 кучек: рамку собрали сразу, остальные 6 разложили по пакетикам.

Наверное, есть люди, которые с первого взгляда определяют, что за деталь у них в руках. Они правильно раскладывают их по кучкам, и потом все сходится. У нас было не так: мы даже детали для рамки нашли не сразу. Мы расстраивались, что в пазле остаются дырки, хотя подходящие детали закончились. Но потом привыкли, что небо закрывается деталью из мешочка с океаном и наоборот. Для сложных пазлов это нормально.

При переборе деталей быстро выработался жаргон. Экватор - железная дорога, надпись - буквы, материки - болото. Среди пестрых деталей почему-то часто попадался узор, напоминающий ушную раковину, поэтому они стали ушами. Позже можно было сказать «о, у меня железная дорога» или «примерь ухо к своему мужику», - и сразу понятно, о чем речь. Если собирать пазл вместе с кем-то, жаргон помогает общаться.

Сортировать детали скучно. Перебирать 3 000 кусочков картона надоедает даже вдвоем. Но без сортировки сложный пазл не собрать.

Поделите пазл на части

Собрать пазл

Проблема : как подбирать детали. Даже если разделить пазл на части, на поиск детали уходит много времени.

Решение : начните с простых фрагментов и выбирайте правильный метод поиска. Я знаю три метода: поиск по образцу, по пазлу и перебором.

Поиск по образцу подходит для фрагментов пазла с характерным рисунком. Рассмотрите деталь, запомните узор и поищите его на картинке-образце. Если найти не получается, поищите в другой части пазла - возможно, она попала не в ту кучку при сортировке. Если терпение на исходе - отложите деталь в сторону. Когда дырок останется меньше, место для нее найдется само. Искать детали по образцу проще вначале, когда по пазлу еще ничего не понятно.

Не страшно, если не удается прицепить деталь к собранной части пазла. Вначале таких деталей будет большинство. Просто положите ее на нужное место, а когда соберется несколько разрозненных деталей, они начнут соединяться друг с другом, и это магия.

Поиск по пазлу стоит начинать, когда уже складывается рисунок и понятно, какую деталь искать. Представьте, какой узор должен быть на детали, какого она должна быть цвета и как расположена. Просмотрите все детали из нужной кучки одну за другой. Приложите все похожие детали к пазлу, даже если кажется, что не подойдет. Иногда подходит деталь, на которую вы бы ни за что не подумали. Когда собрана половина фрагмента, образец уже не нужен.

Перебирать детали приходится при сборке однотонных фрагментов. Детали похожи друг на друга, и по образцу или пазлу не понять, куда подходят. Нужно прикладывать одну за другой и искать совпадения по размеру, форме неровностей и оттенку цвета. Занятие не из веселых - к счастью, таких фрагментов обычно немного.

Как сделали мы . Мы начали собирать историческую карту мира с характерных областей: крупной надписи по верхнему краю, «железной дороги» экватора по центру, оранжевой рамки полушарий. Узор на деталях для этих областей узнать легко, поэтому мы собрали все вместе и сложили простым перебором. Экватор и полушария разделили пазл на части и стали его скелетом.

После этого каждый собирал что хотел. Правильнее было поделить карту на фрагменты, чтобы каждый занимался своим и не мешал другому. Но у нас так не получалось. Вот привлекает внимание странная деталь - и ты уже в другом конце карты пытаешься пристроить крылья «зяблику». А это облако или борода степенного мужа? Дай посмотрю!

Мы наслаждались волшебностью проявления полотна художника из хаоса непонятных кусочков. Каждый сантиметр порядка - маленькая победа. А методы придумывались по ходу дела. Неудивительно, что спустя два года пазл еще не готов.

Собирать пазлы можно по-разному. Можно начинать с простых картин, учить методики и тренироваться. Если хочется стать крутым собирателем пазлов, по-другому никак. А можно не думать о методиках и собирать как хочется - или экспериментировать. Это не помешает хорошо провести время.

Метод на метод не приходится

Превратить пазл в картину

Проблема : пазл собран - как повесить его на стену, чтобы все не рассыпалось?

Решение : проще всего склеить с лицевой стороны клеем для пазлов или самоклеющейся пленкой.

Клей заливается между деталей и намертво их скрепляет. Хороший клей прозрачный, со временем не мутнеет и не рассыхается. Стоит это удовольствие от 100 до 1000 рублей. Недостаток клея в том, что потом пазл уже не разобрать.

Пленка клеится к лицевой стороне пазла и хорошо скрепляет детали между собой. Чтобы рисунок было хорошо видно, выбирать нужно глянцевую пленку. Экономить на пленке не стоит - хорошая пленка не тянется и не пузырится, а если приклеилась неровно, можно отклеить и попробовать снова. Рулон пленки шириной пол-метра обойдется рублей в 500.

После склейки деталей пазл нужно приклеить к основе. Это может быть картон, фанера или холст - с рамкой или без. Проще всего отдать пазл в багетную мастерскую, где его красиво оформят и заламинируют. Для пазла на 2-3 тыс. деталей это обойдется тысячи в две.

Если не склеить пазл с лицевой стороны, детали могут рассыпаться. Знатоки пишут, что перевернуть его можно и без фиксации деталей и что склеивать пазл можно с изнанки. Но зачем рисковать?

Как сделали мы . Мы пока не собрали пазл и не определились, как будем превращать в картину. Я за пленку, жена считает, что приклеить ее ровно у нас не получится. Но мы уже решили, что вставим в рамку и повесим на стену. Шедевром хочется любоваться.


После сборки пазл можно разобрать и сложить в коробку до следующего раза. Но можно зафиксировать детали клеем или пленкой и превратить в картину. Со временем квартира может стать картинной галереей!

Отлейте свой пазл в бронзе

Собирание пазлов может показаться занятием несерьезным. Но на практике - помогает развивать пространственное воображение, украшать интерьер и весело проводить время. Чтобы быстрее собирать пазлы и получать больше удовольствия от процесса, помните о нехитрых правилах.

  1. Подготовьтесь к сборке. Купите коврик для пазлов или сделайте его самостоятельно из картона или фанеры. Найдите место для сборки и хранения пазла.
  2. Рассортируйте детали. Превратите один большой пазл в несколько маленьких. Начните с грубой сортировке и делите кучки дальше по мере сборки.
  3. Освойте несколько простых методов поиска деталей. Начинайте собирать по образцу на крышке коробки, затем ориентируйтесь на собранные части пазла. Однотонные части быстрее собирать перебором деталей.
  4. Подумайте, что будете делать с пазлом после сборки. Зафиксировать детали можно клеем для пазлов или самоклеющейся пленкой. Если захочется клеить с изнанки, пазл придется перевернуть. Это проще сделать, если собирать на фанере или доске.

Учусь писать и сокращать в Продвинутом курсе Главреда Максима Ильяхова и Люды Сарычевой. Публикую работы в блоге, чтобы не потерялись.