Невозможное человеку возможно богу библия. "невозможное человекам - возможно богу". Чудесное избавление от брани

Не просто войти богатому в Царствие Небесное…

И вот, некто, подойдя, сказал Ему: Учитель благий! что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную?

Он же сказал ему: что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог. Если же хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди.

Говорит Ему: какие? Иисус же сказал: не убивай; не прелюбодействуй; не кради; не лжесвидетельствуй; почитай отца и мать; и: люби ближнего твоего, как самого себя.

Юноша говорит Ему: всё это сохранил я от юности моей; чего еще недостает мне?

Иисус сказал ему: если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною.

Услышав слово сие, юноша отошел с печалью, потому что у него было большое имение.

Иисус же сказал ученикам Своим: истинно говорю вам, что трудно богатому войти в Царство Небесное; и еще говорю вам: удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие.

Услышав это, ученики Его весьма изумились и сказали: так кто же может спастись?

А Иисус, воззрев, сказал им: человекам это невозможно, Богу же всё возможно (Мф. 19, 16-26).

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Хочу обратить ваше внимание на две или три черты сегодняшнего евангельского чтения. Юноша подходит ко Христу и говорит Ему: Учителю благий. И Спаситель ставит его перед действительностью, о которой тот, может быть, и не думал. Юноша обратился ко Христу как к мудрому наставнику: „Добрый наставник, что мне делать?”

А Христос ему отвечает: Никто не благ, кроме как един Бог… И тут Он ставит его перед лицом того, что если он хочет получить окончательный, совершенный ответ на свой вопрос, он должен услышать его из уст Божиих, то есть от Спасителя Христа, Сына Божия, ставшего сыном человеческим. Он должен услышать эти слова, признав безусловность права Христова возвещать эти слова.

И действительно, если говорить о вечной жизни, – кто может о ней говорить, кроме Самого Бога, Который и есть Жизнь Вечная? Напрасен вопрос юноши, если он обращен только к мудрому, хоть и святому, человеку: на этот вопрос может ответить только Бог: и ответ на это только один: Приобщись Моей святости, приобщись Моей вечности – и ты будешь совершенен, и войдешь в вечность Божию…

Но Христос обращается к Своему совопроснику на том уровне, на котором тот говорит; Он ему говорит: сохрани заповеди, – ведь заповеди тоже даны от Бога: что тебе большего нужно?! – Какие? – спрашивает юноша, думая, что нужно какие-то новые заповеди совершить, нужно сделать что-то такое, о чем он до тех пор ни от кого не слыхал. И действительно, тут он слушает Того, Кто может ему сказать последнее совершенное слово. И Христос ему указывает шесть заповедей, но только последняя из них – из Второзакония. Ни одной заповеди Он не упоминает о поклонении Богу; почему? Потому что так легко и этому юноше, и всем нам сказать: „Я верю в Бога! Я люблю Бога!” – и тут же нарушать те заповеди, которые относятся к человеку…

Казалось бы, каждый из нас может сказать от сердца, что он в Бога верит и Бога любит – но это не так. Если мы верили бы в Бога, мы не ставили бы под вопрос обстоятельства нашей жизни, мы не упрекали бы Его в том, что все, что с нами случается горького, мучительного – Его ответственность.

Мы не всегда говорим, что Он виноват непосредственно, но что Он нас не сохранил, не оградил, не защитил – мы говорим постоянно. Если бы мы Его любили и если бы мы верили в Его любовь, то мы все воспринимали бы от Его рук, как дар любви.

Поэтому говорить о том, что мы любим Бога и верим в Него, мы должны с осторожностью. Но даже если мы можем это сказать, то апостол Иоанн Богослов нам указывает: когда ты говоришь, что любишь Бога, а людей вокруг себя не любишь – ты лжец!..

Поэтому Христос не ставит вопрос юноше о том, любит ли он Бога, – он бы отозвался положительным ответом, а спрашивает: как ты относишься к людям вокруг тебя? Любишь ли ты людей, как ты любишь самого себя? Желаешь ли ты людям всего того добра, которого ты себе желаешь? Готов ли ты отречься от всего, что твое, для того, чтобы другого обогатить любовью, но конкретной любовью; не словом, а делом любви?..

Вот почему Христос говорит юноше: Соблюди заповеди .

Это нам напоминает рассказ о Страшном суде, который мы читаем в Евангелии от Матфея перед Постом, о том, как Господь разделяет овец от козлищ.

Мы всегда думаем об этой притче только в порядке суда; но в чем же суд, о чем спрашивает Христос-Судья представших перед Ним? Он спрашивает только о том, оказались ли они в течение своей жизни человечными, достойными имени человека: Накормили ли вы голодного? Одели ли вы нагого? Дали ли вы кров тому, кто был бездомен? Посетили ли вы больного, если даже вам страшно от его заразы?
Постыдились вы или нет того, что друг ваш находится в тюрьме опозоренный?..

Вот о чем спрашивает Судья, – о том, какими мы были по отношению к человеку. Иначе сказать: были ли вы достойны звания человека? Если вы даже недостойны звания человека, – не думайте о том, чтобы приобщиться к Божественной святости, приобщиться к Божественной природе, приобщиться к вечности Господней.

И это обращено к юноше, который богат: чем же он богат? Он богат не только вещественным богатством; он богат тем, что чувствует, что он – праведник: он выполнил все заповеди Божий, он все сделал, чего с него может спросить Господь, – чего же с него больше требовать? Чтобы он полюбил ближнего, как самого себя.

Это не одна из Десяти заповедей; эту заповедь мы находим в другом месте Ветхого Завета (Лев. 19, 18) и слышим ее повторяемую Христом; она означает: отрекись от себя, забудь про себя! Пусть все твое внимание будет обращено к другому, к его нужде: пусть твое сердце будет полно только любви к другому, чего бы это тебе ни стоило!..

И вот тут юноша сталкивается со своим вещественным богатством: он готов любить людей, но из положения своей обеспеченности. А Христос ему говорит: Отдай все: и когда у тебя ничего не будет, тогда люби людей свободно, и следуй за Мной, куда бы Я ни пошел… И мы знаем, куда Христос шел: отречься от Себя до конца и жизнь Свою отдать.

Эта заповедь относится отчасти ко всем нам. Богатства вещественного мы не обязательно должны лишиться, да часто и не обладаем им, но мы так богаты тем, что нас делает гордыми, самодовольными, высокомерными – вот от чего нам надо первым делом отказаться: забыть про себя, и обратить внимание на ближнего. И тогда мы ощутим, услышим от Христа слово утешения, слово утверждения.

Да, – собственными силами человек этого сделать не может, но, по слову Спасителя апостолу Павлу — сила Его в немощи совершается. Мы можем действовать силой Божией; и как сказано в этом чтении Евангелия, то что невозможно человеку, Богу возможно . И опять-таки словами апостола Павла: «Все мне возможно в укрепляющей меня силе Господа нашего Иисуса Христа». Аминь.


"Бедный я человек!"
Начавши в Духе
Cоблюдаемые силою Божиею
Вы - ветви

Невозможное человекам возможно Богу

"Но Он сказал: невозможное человекам возможно Богу"
ЕВАНГЕЛИЕ ОТ ЛУКИ 18:27

Христос сказал богатому правителю: "Все, что имеешь, продай… и приходи, следуй за Мной". Молодой человек ушел, опечалившись. Тогда Христос повернулся к Своим ученикам и сказал: "Как трудно имеющим богатство войти в Царствие Божие!". Мы читаем, что ученики были очень удивлены и ответили: "Если так трудно войти в Царство, то кто же может спастись?" И Христос дал благословенный ответ: "Невозможное человекам возможно Богу".
В этом отрывке мы видим две мысли. Первая заключается в том, что в вопросах веры, спасения и следования за Христом, в святости нет ничего возможного для человека. И рядом стоит следующая мысль: невозможное человекам возможно Богу.
В этих двух мыслях содержится два важных урока, которые должны быть усвоены каждым христианином. Иногда требуется довольно много времени, чтоб усвоить первый урок, что в вере человек ничего не может сделать, что спасение невозможно человеку. Часто человек понимает это, но усвоить второй урок (невозможное человекам возможно Богу) он не может. Блажен человек, понявший оба урока! Усваивая эти уроки, человек проходит разные стадии христианской жизни.

Человек не может

Первая ступень - это, когда человек пытается изо всех сил и падает, когда человек старается делать лучше и снова падает, когда человек снова и снова пытается, но снова и снова падает. И очень часто, даже после этого, он не усваивает этот урок: невозможно для человека служить Богу и Христу. Петр провел три года в школе Христа и не научился тому, что это невозможно, пока сам не отрекся от Господа и, горько заплакав, вышел. Тогда он все понял.
Просто посмотрите на человека, который пытается усвоить этот урок. Сначала он с этим борется, затем покоряется этому, но неохотно и в отчаянии; в конце концов, он принимает это с готовностью и радостью. В начале христианской жизни новообращенный не имеет представления об этой истине. Он обратился, имеет радость Господа в сердце, он начинает бежать поприще и сражаться, он уверен в победе, так как он искренен и честен, и Бог помогает ему. Однако очень скоро он падает, когда совсем этого не ожидает, и грех начинает одолевать его. Он расстроен; но он думает: "Я был недостаточно осторожен, я был недостаточно решителен". И снова он дает обещания и молится и опять падает. Он думает: "Ведь я возрожденный человек, не так ли? Разве Бог не живет во мне?". И он снова размышляет: "Да, у меня есть Христос, Который мне помогает, я могу жить святой жизнью".
Позже он начинает видеть все это по-другому. Он начинает понимать, что такая жизнь невозможна, но он не принимает этого. Множество христиан подходят к этому моменту: "Я не могу"; и они думают, что Бог не ожидает от них того, что они не могут. Если вы им скажете, что в действительности Бог ждет от них этого, они очень удивятся. Многие христиане живут жизнью, наполненной падениями и грехом, вместо отдыха и победы, потому что они видят: "Я не могу, это невозможно". Они не могут этого полностью понять и, поддаваясь влиянию "не могу", впадают в отчаяние. Они стараются изо всех сил, но не могут продвинуться очень далеко.
Но Бог ведет Своих детей на третью ступень, когда человек полностью осознает, что это невозможно, и в тоже время говорит: "Я должен это сделать, и я это сделаю, это невозможно для человека, но я все-таки должен это сделать". Тогда обновленная воля начинает проявлять всю свою силу и с большим желанием и в усиленной молитве начинает взывать к Богу: "Господь, что все это значит? Как я могу быть освобожден от власти греха?"
В "Послании к римлянам" 7 главе описывается возрожденный человек. Там вы найдете человека, всеми силами пытающегося жить святой жизнью. Божий закон проник глубоко в его сердце, и человек может сказать: "Я наслаждаюсь Словом Божьим всем своим существом. Я желаю только доброго. Мое сердце любит закон Божий, и моя воля в Его законе".
Может такой человек упасть, человек, чье сердце восхищается Словом Божьим и чье единственное стремление - делать то, что правильно? Да. Это то, чему учит "Послание к Римлянам" в 7 главе. Нужно что-то еще. Не только наслаждаться Словом Божьим, не только, чтоб Его воля была моей волей, но во мне должно работать Божественное могущество. И именно этому учит Павел в "Послании к Филиппийцам" (2:13): "Бог производит в вас и хотение и действие".
Обратите внимание на это. В "Послании к Римлянам" в 7 главе обновленный человек говорит: "Желать - это то, что я могу, но делать - это то, что я не могу. Я хочу, но не могу совершать это". Но во 2 главе "Послания к Филиппийцам" мы находим человека, который идет дальше человека, который понимает, что, когда Бог дает обновленную волю, Он даст и силу, чтоб совершить то, что Он желает. Давайте примем это как первый великий урок духовной жизни: "Для меня это невозможно, Боже; пусть на этом закончатся попытки плоти, и вся ее сила, и все мое "Я", и пусть моей славой будет моя беспомощность".
Слава Богу за Божественное учение, которое делает нас беспомощным!
Когда вы думали о полной отдаче, разве ваше "Я" не было полностью сокрушено и разве вы не хотели видеть, как вы будете жить жизнью полной отдачи Богу каждый день: за столом, дома, на работе, среди испытаний и искушений? Я молюсь, чтоб вы сейчас усвоили этот урок. Если вы чувствуете, что вы не можете сделать что-то, то вы на верном пути, если позволите быть водимым. Примите эту позицию и принесите это пред Богом: "Боже, желание моего сердца - полная отдача, но я не могу сам. Для меня невозможно жить такой жизнью. Это выше моих сил". Смиритесь и научитесь тому, что, когда вы полностью беспомощны, Бог будет совершать в вас не только желание, но и действие.

Бог может

Теперь второй урок. "То, что невозможно для человека, возможно для Бога".
Немного раньше я говорил, что есть много людей, которые усвоили урок "невозможно для человека", но они быстро сдаются в беспомощном отчаянии и продолжают жить разбитой христианской жизнью без радости, силы и победы. И почему? Потому что они не смирились, чтоб усвоить этот урок: с Богом все возможно.
Ваша религиозная жизнь ежедневно должна быть доказательством того, что Бог делает невозможное; ваша религиозная жизнь должна быть серией невозможностей, ставших возможными и действенными, благодаря могущественной силе Бога. Это то, в чем нуждается христианин. У него есть всемогущий Бог, Которому он поклоняется, но он должен понять, что ему не нужно немного Божьего могущества, ему нужно - да будет сказано это с почтением - все Божье могущество, чтоб поддерживать его и помогать жить христианской жизнью.
Вся жизнь христианства - это работа Божьего могущества. Посмотрите на рождение Христа. Это чудо Божественной силы, и Марии было сказано: "Нет ничего невозможного для Бога". Это было всемогущество Бога. Посмотрите на воскресение Христа. Мы научены тому, что Бог воскресил Христа из мертвых чрезвычайным величием Его могущественной силы.
Дерево растет от корня, от которого оно проросло. Трехсотлетний дуб все это время растет от корня, от которого он пророс. Христианство взяло начало в Божьем всемогуществе, и продолжение этого могущества должно быть в каждой душе. Все возможности высшей христианской жизни начинаются с осознания того, что сила Христа должна производить в нас Божью волю.
Я хочу призвать вас сейчас прийти и поклониться всемогущему Богу. Научились ли вы этому? Научились ли вы так близко общаться с всемогущим Богом, что вы можете осознать могущество, работающее в вас? Внешне очень мало что заметно. Апостол Павел говорит: "И был я у вас в немощи и в страхе и в великом трепете… и проповедь моя… в явлении духа и силы". C человеческой стороны, это слабость, с божественной стороны, это божественное могущество. И это истинно по отношению к каждой богобоязненной жизни; и если б мы усвоили этот урок лучше и отдали б все сердце, полностью покорились бы этому, мы б познали, что пребывание с всемогущим Богом каждый час и каждое мгновение - это блаженство. Изучали ли вы в Библии свойства Божьего могущества? Вы знаете, что именно Божье могущество сотворило мир, сотворило свет из тьмы, сотворило человека. Но изучали ли вы Божье могущество в вопросе искупления?
Посмотрите на Авраама. Когда Бог призвал его быть отцом того народа, от которого родился Христос, Бог сказал ему: "Я Бог всемогущий; ходи предо Мною и будь непорочен". И Бог учил Авраама доверять Ему как Богу всемогущему. Был ли это выход в землю, которую он не знал, или встреча тысячи хананеев, - его вера говорила: это моя земля. Или, может быть, вера была в ожидании сына в старости в течение двадцати пяти лет, когда он надеялся, несмотря ни на что, или воскресение Исаака из мертвых на горе Мориа, когда он собирался принести сына в жертву, - Авраам верил Богу. Он был тверд в вере, прославляя Бога, потому что он встретил Того, Кто мог исполнить обещанное.
Причина слабости вашей христианской жизни в том, что вы хотите сами сделать что-то частично и затем позволить Богу помочь вам. А это невозможно. Вы должны быть совершенно беспомощны, должны позволить Богу работать полностью, и Бог совершит славную работу. Это именно то, в чем мы нуждаемся, если мы действительно хотим быть Божьими работниками. Я могу доказать вам из Писания, как Моисей, когда вел Израиль из Египта, как Иисус Навин, когда ввел евреев в землю Ханаанскую, как все Божьи слуги в Ветхом Завете полагались на то, что Божье всемогущество сделает невозможное. И этот Бог жив и сегодня, и этот Бог - Бог всех Своих детей. Но все-таки есть среди нас те, кто хочет, чтоб Бог помог нам немного, а мы старались бы изо всех сил вместо того, чтоб понять то, что Бог хочет, а Он хочет, чтобы мы сказали: "Я не могу ничего. Бог должен и сделает все Сам". Сказали ли вы: "В поклонении, в работе, в освящении, в послушании Богу я ничего не могу сам сделать, и поэтому мое дело - поклоняться всемогуществу Бога и верить, что Он будет совершать во мне Свой труд каждое мгновение"? Да научит нас этому Господь! Этот Бог по Своей милости покажет вам, что за Бога вы имеете и какому Богу вы доверились - всемогущему Богу, готовому всем Своим могуществом отдаться в полное распоряжение Его детей! Разве не нужно нам принять урок Иисуса Христа и сказать: "Аминь, невозможное человекам возможно Богу"?
Помните то, что мы говорили о Петре, о его самоуверенности, своеволии и силе и о том, как он отрекся от Господа. Вы чувствуете: "А! Во мне управляют мое "Я", моя плотская жизнь!" И теперь верите ли вы, что есть освобождение от этого? Верите ли вы, что всемогущий Бог может настолько проявить Христа в вашем сердце, настолько позволить Духу Святому управлять вами, что ваше "Я" не будет иметь никакой власти и господства над вами? Соединили ли вы эти две вещи вместе и со слезами раскаяния, в глубоком смирении и в полной беспомощности воззвали ли: "Боже, для меня это невозможно"; человек не может этого, но слава Твоему имени, это возможно для Бога? Провозглашали ли вы освобождение? Сделайте это сейчас. Обновите себя в полной отдаче в руки Бога для бесконечной любви; и так же, как бесконечна Его любовь, так же бесконечна Его сила, чтоб совершить это.

Бог работает в человеке

И снова мы подошли к вопросу полной отдачи и чувствуем, что в этом самая большая необходимость в Церкви Христовой, и именно поэтому Дух Святой не может наполнить нас, и именно поэтому мы не можем жить, как люди, полностью отделенные для Духа Святого, и именно поэтому плоть и наше "Я" не могут быть побеждены. Мы никогда не понимали что это: быть полностью отделенным для Бога, как Иисус был отделен. Я знаю, что многие искренне и открыто говорят: "Аминь, я принимаю послание о полной отдаче Богу, - но продолжают думать, - будет ли это когда-либо моим? Могу ли я положиться на то, что Бог сделает меня тем, о ком будет сказано на Небесах, на земле и в аду, что он живет жизнью полной отдачи?" Братья, сестры, "невозможное человекам возможно Богу". Верьте, что когда Он берет вас под Свою ответственность во Христе, для Бога возможно сделать из вас человека полной отдачи. И Бог в силах совершить это. Он способен сделать так, чтоб вы каждое утро просыпались с благословенной мыслью, сказанной вслух или про себя: "Я под Божьим попечением. Бог работает в моей жизни".
Многие утомляются думать об освящении. Вы молились, жаждали этого, взывали к Богу об этом, но все равно оно кажется таким далеким! Святость и смирение Иисуса… Вы уверены, что это так далеко… Возлюбленные друзья, единственная доктрина об освящении, которая согласуется с Писанием, которая реальна и эффективна, заключается в следующем: "Невозможное человекам возможно Богу". Бог может освятить людей, и Своей могущественной и освящающей силой Он может поддержать их каждое мгновение. Если бы мы сейчас приблизились к Богу, хотя бы на один шаг! Если бы Божий свет засиял, и если б мы познали Бога больше!
Я могу продолжать говорить о нашей жизни во Христе, о том, что нужно жить, как Христос, принять Христа как Спасителя от наших грехов и как нашу силу и жизнь. Но только Бог, Который на Небесах, может открыть вам это. То, о чем говорит апостол Павел в молитве: "Да даст вам, по богатству славы Своей, крепко укрепиться Духом Его во внутреннем человеке", - должно быть это действительно что-то очень замечательное, если это по богатству Его славы?! Разве вы не видите, что это всемогущий Бог работает могущественно в сердцах Его верующих детей так, чтоб Христос стал живым Спасителем? Вы пытались охватить все это и понять, вы пытались поверить в это, но у вас не получилось. Это потому что вы не пришли к полному осознанию, что "невозможное человекам возможно Богу".
И поэтому, я надеюсь, что слово, сказанное о любви, поможет многим увидеть, что мы должны позволить любви изливаться по-новому. Наши сердца должны быть заполнены жизнью свыше, из фонтана вечной любви, чтоб она могла изливаться весь день; и тогда для нас будет естественно любить своих ближних, как естественно для ягненка быть кротким и для волка быть жестоким. До тех пор, пока я не окажусь в таком состоянии, когда я смогу любить больше всего того человека, который больше всего ненавидит меня и больше всего говорит зла обо мне, человека, которого не возможно любить; до тех пор, пока я не окажусь в таком состоянии, когда, чем больше препятствий, ненависти и неблагодарности, тем больше сила любви торжествует во мне; до тех пор, пока я не увижу все это, я не смогу сказать: "Это невозможно для человека". Но если вы можете сказать: "Здесь говорится о любви, которая превыше моих сил; это совершенно невозможно". Тогда мы можем прийти к Богу и сказать: "Для Тебя это возможно".
Некоторые взывают к Богу о великом пробуждении. Я могу сказать, что это постоянная молитва моего сердца. Если бы только Бог пробудил Своих верующих детей! Я не могу думать в первую очередь о необращенных формалистах Церкви, или неверных и скептиках, или обо всех несчастных и погибших вокруг меня и не молиться сразу же: "Боже, пробуди Свою Церковь и Свой народ". Не зря тысячи сердец жаждут святости и освящения: это предвестник Божьей силы. Бог дает желание и затем помогает совершить действие. Эта жажда - свидетельство и доказательство того, что Бог дал это желание. Давайте также верить, что могущество Божье совершит и само действие среди Своего народа даже больше, чем мы просим. "А Тому, - говорит Павел, - Кто действующей в нас силою может сделать несравненно больше всего, чего мы просим, или о чем помышляете, Тому слава". Пусть наши сердца скажут это. Слава Богу всемогущему, Который может сделать намного больше, чем мы осмеливаемся просить!
"Невозможное человекам возможно Богу". Вокруг нас мир греха и печали, и там работает сатана. Но помните, Христос на троне, Христос сильнее, Христос победил и будет продолжать побеждать. Но ожидайте Бога. Читая отрывок, мы падаем: "невозможное человекам, - но затем сразу же поднимаемся, - возможно Богу". Присоединитесь к Богу. Любите Его и доверяйте Ему как всемогущему Богу, не только ради себя, но и ради всех душ, которые доверены вам. Никогда не молитесь, не восхищаясь Его всемогуществом, говорите: "Могущественный Бог, я жажду Твоего всемогущества". И ответ на молитву будет получен, и, как Авраам, вы укрепитесь в вере, прославите Бога, потому что вы рассчитываете на Того, Кто силен исполнить обещанное.

(продолжение следует)

Неделя 12 по Пятидесятнице.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Главный вопрос был задан сегодня Христу: “Как жить, чтобы не умереть?” Он главный, потому что если нам предстоит умереть, исчезнуть, раствориться, то, спрашивается, зачем вообще жить? Поскольку никто не спросил меня при рождении, хочу ли я жить, а мы верим, что мир – не сирота, что в мире есть его Творец – Бог, то, значит, я не мог родиться на свет неизвестно зачем или в наказание за ещё не совершенные грехи; значит, есть в моём рождении цель и смысл. А жизнь, как бы она временами ни была тяжела, – дар Божий и счастье сама по себе. А если это справедливо, тогда, понятно, смерти не должно быть, тогда, понятно, должна торжествовать Жизнь Вечная. И вот, Господи, что же мне делать, чтобы быть участником этой Вечной Жизни? Что делать, чтобы не промахнуться, не пойти по ложному пути? Иными словами: “Учитель Благий! что сделать мне доброго, чтобы иметь Жизнь Вечную?”

Ответ прост, как на самом деле просто и ясно всё в Евангелии, просто и ясно всё в христианской жизни: “не убивай; не прелюбодействуй; не кради; не лжесвидетельствуй; почитай отца и мать; и: люби ближнего твоего, как самого себя” (Мф.19,18.).

Я оставлю на совести каждого, кто слышит эти слова, самому судить, живёт он по заповедям или нет. Замечу только, что нередко приходится слышать от исповедников некоторое даже сожаление о том, что каяться-то им, в общем, не в чем. И правда, никого не зарезали, на большой дороге ни у кого кошелёк не отобрали, чужого мужа ни у кого не увели, мать с отцом любили, – а кто ж мать с отцом не любит? Вот и всё. В чём каяться? Хоть завтра в рай!

А то, что пересудами, публичным осуждением, а часто и громкими проклятиями и тайными желаниями смерти врагам мы уравняли себя с самыми отпетыми убийцами, – это не в счёт! А вот скажи я сейчас, поднимите-ка руки те, кто считает, что смертную казнь в нашей стране необходимо немедленно и навеки запретить, и кто здесь, пред лицом Бога, руку поднимет, кто скажет: “Нельзя убивать тех, кто наших детей убивает, кто наших дочерей насилует”? Кто так скажет? Я не знаю, скажу ли так я сам, хотя, как христианин и как священник, я обязан так думать, так проповедовать, так всеми силами души желать. Да и не исключено, что ты так скажешь только потому, что пока тебя лично пальцем не тронули. А если тронут? Да не тебя самого, а твоего сына, твою дочь, твою мать-старуху? Ты, христианин, так же легко, с таким же энтузиазмом будешь защищать жизнь убийцы?

Поверьте мне, а не то – спросите свою совесть: ведь так с каждою заповедью! С каждой! А этот безумный юноша с лёгкостью необыкновенной говорит: “Всё это сохранил я от юности моей”, то есть: все заповеди, Господи, я соблюдаю, как говорится, от младых ногтей... Если выполнение заповедей так легко, так прозрачно-ясен их смысл, тогда почему целый народ, всё ветхозаветное человечество с этой простой задачей не справилось? Почему тогда для спасения этого человечества понадобилось непостижимое и страшное самоуничижение Бога, когда Он, великий и могущественный Творец вселенной, облёкся в “зрак раба”, оказавшись сначала крошечным слабым мальчиком в хлеву, среди скота, а потом, позже – хрипящим, задыхающимся, избитым и оплёванным, в стыдной наготе, среди убийц и подонков, на Кресте? Короче говоря, если человечество способно само себя спасти, выполняя заповеди, данные ему через Моисея на вершине Синая, тогда зачем этому человечеству Спаситель? Зачем тогда нам страшная смерть Христова на Кресте?

Ответ на все эти вопросы тоже прост: человек не может, к сожалению или к счастью, спастись собственными силами. Значит ли это, что и стараться не нужно? Нет, конечно! Вот почему Господь говорит нам: “Если хочешь войти в Жизнь Вечную, соблюди заповеди”. Да, выполнить их во всей их полноте невозможно, но ты старайся, человек! Что-нибудь у тебя да выйдет! Может быть, и впрямь ты продвинешься по пути совершенства до такой степени, что твоей собственной совести на Страшном Суде не в чем будет тебя упрекнуть, а может быть, – и это скорее всего – в трудной борьбе со своими страстями ты однажды осознаешь, что ничего у тебя не получается, что всё разваливается в твоих руках, что не обойтись тебе не просто без помощника – помощника тут мало! – а воистину потребен тебе Спаситель. И ты закричишь, завопишь истошно, подобно апостолу Петру, когда стал тот тонуть: “Господи! Спаси меня”.

И тогда ты, человек, поймёшь, почему это апостол Павел сказал такие странные слова: “Сила Божия в немощи совершается”. И тогда, может быть, ты узнаешь, почему это “блаженны нищие духом” и почему это им, нищим, принадлежит Царствие Небесное. И тогда, наконец, откроется тебе, почему тот же апостол Павел назвал Закон, содержащий такие простые и ясные заповеди, такие лёгкие и, на первый взгляд, вполне исполнимые правила жизни, почему он назвал этот Закон детоводителем ко Христу. То есть тем, что выполняет только промежуточную, служебную задачу: привести человечество к своему Спасителю, без Которого ни счастья, ни радости, ни послушных детей, ни успехов в учёбе, ни благополучных семей – н и ч е г о нам не достигнуть.

А теперь, чтобы не впасть в отчаяние, чтобы не унывать и не скорбеть чрезмерно от того, что я вам сейчас наговорил, давайте вспомним самый конец сегодняшнего Евангелия, вспомним и с новой надеждой, с обновлённой верой пойдём в обезбоженный мир с улыбкой радости на устах! “Услышав это, ученики Его весьма изумились и сказали: так кто же может спастись? А Иисус, воззрев, сказал им: человекам это невозможно, Богу же всё возможно”. Всё возможно Богу, даже меня Бог может спасти! Спаси же меня, Господи! Аминь.

И вот, некто, подойдя, сказал Христу: Учитель благий! что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную? Он же сказал ему: что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог. Если же хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди. Говорит Ему: какие? Иисус же сказал: не убивай; не прелюбодействуй; не кради; не лжесвидетельствуй; почитай отца и мать; и: люби ближнего твоего, как самого себя. Юноша говорит Ему: все это сохранил я от юности моей; чего еще недостает мне? Иисус сказал ему: если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною. Услышав слово сие, юноша отошел с печалью, потому что у него было большое имение. Иисус же сказал ученикам Своим: истинно говорю вам, что трудно богатому войти в Царство Небесное; и еще говорю вам: удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие. Услышав это, ученики Его весьма изумились и сказали: так кто же может спастись? А Иисус, воззрев, сказал им: человекам это невозможно, Богу же все возможно.

Мы слышим историю о богатом юноше, о печали человека, который побоялся полагаться только на Бога. Все есть у этого богатого человека, одного ему недостает – благодати. Не напоминает ли он многих из нас, все соблюдающих, хранящих уставы Церкви, честно проходящих свой жизненный путь со строгостью, иногда, может быть, даже чрезмерной по отношению к себе?

Богатый человек в Евангелии, во всяком случае, вызывает сочувствие. Когда Христос перечисляет заповеди: «не убивай», «не прелюбодействуй», «не обижай», «чти отца твоего и мать», он отвечает: «Все это я сохранил от юности моей». Христос, как сказано в Евангелии от Марка, взглянув на него, полюбил его. Но Он сделал ему неслыханное предложение. Он предложил ему совершенный разрыв с его богатством – не только материальным, но и духовным. Не то что Господь отменил для него заповеди, в которых заключена жизнь. Наоборот, Он указал на них как на единственный путь к совершенству, то есть к любви. Но сам человек никакими усилиями совершенства достигнуть не может. Этому человеку, который привык рассчитывать только на собственные усилия и на собственное богатство, Христос предлагает внезапно даром все – всю Свою любовь, все Свое совершенство: «Оставь все и следуй за Мною».

Мы-то с вами знаем, что нельзя заработать вечную жизнь никаким трудом, никакими подвигами, никто не может победить смерть и грех, стать «причастником Божественного естества» и храмом Духа Святого. И, тем не менее, как часто мы уподобляемся одной корреспондентке святителя Игнатия Брянчанинова, которая недоумевает, почему она, столь тщательно готовясь к исповеди, стараясь жить строго и внимательно, назвала все свои грехи, в том числе самые мелкие, а вышла из храма пустой, без радости. «Это потому произошло, – ответил ей Святитель, – что ты думала рассчитаться с Богом сразу со всеми долгами, в то время как твои долги неоплатные».

Вечная жизнь – это пребывание с Богом, и все заключается в том, чтобы узнать, что Христос – это Бог, и следовать за Ним путем Его заповедей. Все заповеди существуют для того, чтобы мы научились личным отношениям с Богом и с людьми, то есть любви. Чтобы Бог и люди стали для нас живыми. «Все соблюл», – говорит молодой человек, но его отношения с Богом и с людьми совершенно эгоистичны. Он в плену своих имений, материальных и духовных. Он в цепях, которые надо разбить.

Вечная жизнь – жизнь, которой живет Христос Бог. Она – любовь и самоотдача, и жертвенная щедрость. Если мы узнаем, что такое вечная жизнь здесь, на земле, что от Христа исходит этот мир и эта радость, мы с радостью пойдем за Христом. И для нас будет понятно, что следовать за Христом – это служить людям, за которых Христос умер.

Каждый из нас пусть испытает себя сегодня, какая в нем печаль и какая радость, и в чем причина их. Богатый человек не мог решиться продать свои богатства, отделить себя от них. Этим объясняется печаль, с которой он, опустив голову, отошел от Христа. Печаль того, кто был не в силах принять предложенную ему радость. Радость дается только нищим духом. Только тем, кто смиренно молит о благодати, следуя за Христом. Юноша опечалился, потому что не мог приобрести совершенства по своей собственной тяжелой цене, и отказался принять его по легкой Христовой.

Но если такой человек погибает – не можем мы не воскликнуть со всеми учениками Христовыми – то кто же может спастись? »Человекам это невозможно, – отвечает Христос, – но не Богу. Ибо все возможно Богу». Никогда не должно отчаиваться. В этих словах Спасителя сокрыта милость по отношению к богатому юноше, который отходит от Него. Не невозможно для Бога возвратить и его. Но закон один – рано или поздно все вольно оставить и принять даруемую благодать.

Путь на небо – для всех узкий путь, и врата, ведущие в жизнь, тесны. Легче верблюду – говорит Христос – пройти сквозь игольное ушко – чем богатому войти в Царство Небесное. Некоторые полагают, что речь здесь идет о воротах в Иерусалиме, которые называются «игольные ушки» за их тесноту. Верблюд не может пройти через них, пока не будет разгружен. Так богатый человек не может взойти на небо, пока не пожелает рассчитаться с грузом земных богатств и склониться перед предписаниями смиренной веры.

Другие считают, что неслучайно слово «верблюд» на греческом языке совпадает со словом «канат». Богатый человек по сравнению с бедным – толстый канат по сравнению с тонкой ниткой. И он не пройдет сквозь игольное ушко, пока его не расщепить на отдельные нити. Так богатый человек должен освобождаться от своих богатств, чтобы нить за нитью проходить сквозь игольное ушко.

Где взять нам мужество и самоотверженность тех, кто, все оставив, уходили в пустыню или принимали мученическую кончину? Давно ли Церковь наша была на кресте, когда все верные Господу уповали только на благодать и, лишенные всего, ничего не имели, кроме сокровища на небесах? Но каждому без исключения дается смерть как потеря всего или как Пасха Господня.

Свт. Иоанн Златоуст

Прп. Макарий Великий

(Совсем иначе обстоит дело), если мы, повинуясь Слову Божию, доверяя разуму Священных Писаний и уповая на силу Божию, исповедуем истинность того, что невозможное человекам обетованному Богу все возможно . Ибо и в «Деяниях» сказано: «Неужели вы невероятным почитаете, что Бог воскрешает мертвых?» (Деян. 26:8.) Ведь если (Бог) воскрешает мертвых, то Он может, (естественно), и искоренить страсти у ревностно подвизающихся во всех добродетелях, чисто и от всей души верующих (в Него), поскольку нет ничего невозможного у Бога.

Великое послание.

Прп. Иустин (Попович)

Прав. Иоанн Кронштадтский

А Иисус, воззрев, сказал им: человекам это невозможно, Богу же все возможно

Значит, Господь и богатого легко может спасти, хотя для людей кажется и невозможным, чтобы богатый вошел в Царствие Небесное, когда вход этот для него так тесен, как для каната иглины уши. Но канат, сказано, удобнее может пройти сквозь ушко иголки, чем богатый войдет в Царство Небесное. Да, Господи, Тебе вся возможна суть, не возможно же Тебе ничесоже. Это утешает меня. Я верую, что Твоя благость, премудрость и всемогущество найдут средства спасти меня, грешного.

Дневник. Том I. 1856.

Блж. Иероним Стридонский

Блж. Феофилакт Болгарский

Евфимий Зигабен

Воззрев же Иисус рече им: у человек сие невозможно есть, у Бога же вся возможна

Сначала кротким взором успокоил волнующиеся их мысли, а потом сказал, что богатым людям это, т.е. спастись, невозможно. Крепко связанные узами любостяжания, они не могут собственными силами освободиться от его господства; Бог может не только спасти их, но может и все другое сделать. Итак, Он спасет их, если только они со своей стороны приложат старание, будут раздавать свое богатство бедным, потушат в себе страсть любостяжания и призовут Его, как помощника и защитника свободы. Вся эта речь показала, что любостяжательному человеку невозможно спастись, если только он, прилагая со своей стороны усилие, как сказано, не будет иметь Бога помощником в освобождении от этой опаснейшей страсти. Некоторые говорят, что если Богу все возможно, то Ему возможно и делать зло. Против таких скажем, что зло служит доказательством не силы, а немощи. Поэтому и Давид грехи назвал немощами, говоря: умножишася немощи их (