«воздерживайтесь от крови. Идоложертвенное запрещено! Осквернится ли христианин, съев идоложертвенное

В поисках христианской свободы Френц Реймонд

«ВОЗДЕРЖИВАЙТЕСЬ ОТ КРОВИ»

«ВОЗДЕРЖИВАЙТЕСЬ ОТ КРОВИ»

В письме, посланном апостолами и старейшинами из Иерусалима, записанном в Деяниях 15, в связи с мясом, пожертвованным идолам, кровью, задушенными (удавленными) животными и блудом используется слово «воздерживаться». Основное значение использованного греческого слова («апекомаи») - «стоять в стороне» от чего либо. В публикациях Свидетелей Иеговы подразумевается, что в отношении крови это слово используется в строгом, абсолютном смысле. Так, в книге «Ты можешь жить вечно в раю на земле», с. 216, говорится: «„воздерживаться от крови“ означает вообще не принимать ее в свое тело». Подобным образом, в «Сторожевой башне» за 1 мая 1988 года, с. 17 говорилось: «Ходить по стопам Иисуса значит не принимать в себя кровь ни через рот, ни каким–либо другим путем». Но действительно ли то, как это понятие используется в Писании, указывает на абсолютный, всеохватывающий смысл этого слова, как подразумевается в процитированных выше публикациях? Может ли слово «воздерживаться» употребляться в относительном смысле, иметь лишь особое или ограниченное применение?

То, что греческое слово «апекомаи» не обязательно употребляется в абсолютном, всеобъемлющем смысле, но иногда и в узком, специфическом смысле, можно увидеть, например, из 1 Тимофею 4:3. Там записано предупреждение апостола Павла о том, что некоторые из называющих себя христианами введут пагубные учения, «запрещая вступать в брак и заставляя воздерживаться от пищи, которую Бог сотворил». Понятно, что Павел не подразумевал, что ложные учителя будут заставлять других воздерживаться от пищи вообще, полностью, от всех видов, сотворенных Богом. Это бы означало полное воздержание от пищи и привело бы к смерти. Он имел в виду, что они будут запрещать какие–то конкретные виды пищи, очевидно те, что запрещал Моисеев закон.

Аналогично этому, в 1 Петра 2:11 записано апостольское повеление:

Возлюбленные, увещаю вас, как пришельцев и временных жителей, воздерживаться он плотских желаний , которые воюют против души.

Если мы поймем это повеление буквально, в абсолютном смысле, то тогда мы не должны будем удовлетворять совершенно никакие плотские желания. Конечно же, суть слов апостола не в этом. У нас много «плотских желаний», включая желание есть, дышать, спать, отдыхать и многие другие, в которых нет ничего неправильного или плохого. Таким образом, значение выражения «воздерживаться от плотских желаний» должно пониматься в контексте написанного апостолом. Его слова относятся не ко всем желаниям плоти, но к вредным, грешным желаниям, тем, которые действительно «воюют против души».

Ибо с древних времен у Моисея во всех городах есть проповедующие его, потому что каждую субботу его читают вслух в синагогах.

Поэтому вполне очевидно, что высказывая свои рекомендации, он имел в виду то, что народ слышал в синагогах, когда «читался закон Моисеев». Иаков знал, что с давних времен в израильской земле вместе с Иудеями жили язычники, «люди из других народов». Какие требования возлагал на этих людей Моисеев закон? От них не требовалось обрезываться, но требовалось воздерживаться от определенных занятий, эти требования изложены в книге Левит, 17 и 18. В законе оговаривалось, что не только израильтяне, но и «пришельцы» должны воздерживаться от жертв идолам (Левит 17:7–9), от того, чтобы есть кровь, в том числе в необескровленном мясе мертвых животных (Левит 17:10–16) и от считавшихся безнравственными действий (в т.ч. кровосмешения и гомосексуализма) (Левит 18:6–26).

Хотя сейчас израильская земля находилась под управлением язычников, а многие Иудеи жили в других странах (их называли «Диаспорой», что значит «рассеянные»), Иаков знал, что во многих городах по всей римской империи существовали иудейские сообщества, каждое из которых было словно маленький мирок, отражающий ситуацию в Палестине в древние времена, и что для язычников было вполне обычно посещать собрания иудеев в синагогах и так смешиваться с ними.

Даже и сами ранние христиане - из евреев и из язычников - продолжали приходить на такие встречи в синагогах, и, как мы знаем, Павел и другие много проповедовали и учили на таких встречах. Упоминание Иакова о том, что по всем городам в синагогах читается Моисеев закон, несомненно дает основание считать, что он имел в виду именно повеления из Моисеева закона, возложенные на языческих пришельцев, живших среди иудеев в древние времена. Как мы увидели, Иаков не только упомянул те же самые вещи, о которых говорится в книге Левит, но и перечислил их в том же самом порядке : воздерживаться от жертв идолам, крови, удавленины (то есть необескровленного мяса) и половой безнравственности. Он рекомендовал верующим из язычников слушаться этих повелений, и очевидной причиной этого были преобладавшие на тот момент обстоятельства: тесное общение иудеев и язычников на христианских встречах и необходимость поддерживать мир и гармонию в этих условиях. Когда христианам из язычников велели «воздерживаться от крови», очевидно, что имелся в виду не всеобъемлющий запрет, а конкретное повеление не есть крови, что иудеи считали отвратительным. Если мы идем дальше этого и пытаемся придать крови самой по себе статус «табу», запрета, то мы просто игнорируем исторический и библейский контекст всей ситуации и приписываем ей значение, которого у нее не было.

Примечательно, что среди запретов Иаков не перечислил таких вещей, как убийство или воровство. Такие действия и так не принимались язычниками в целом в той же мере, что и иудеями. Но среди язычников не осуждалось идолопоклонство, употребление крови и необескровленного мяса в пищу, и половая безнравственность (в их местах поклонения даже были «храмовые проститутки»). Поэтому повеления о «воздержании» в первую очередь сосредоточивались на тех сферах языческой жизни, которые с наибольшей долей вероятности были оскорбительными для иудеев и могли привести к трениям и спорам. Моисеев закон не обязывал живших в Израиле пришельцев обрезываться ради сохранения мирных отношений с иудеями; не стал этого делать и Иаков.

Письмо, написанное в связи с рекомендациями Иакова было особо обращено христианам из язычников в Антиохии, Сирии и Киликии (территории, последовательно находившиеся к северу от Израиля), и, как мы увидели, в нем рассматривался конкретный вопрос, связанный с тем, что некоторые требовали от верующих из язычников «соблюдать закон Моисея». Обсуждались те вопросы, которые скорее всего могли бы привести к разногласию между христианами из иудеев и язычников. Как будет показано ниже, ничто не указывает на то, что письмо должно было считаться «законом», своего рода «Четырехсловием», заменившим «Десятисловие», или Десять Заповедей из Моисеева закона. Был дан конкретный совет, относящийся к конкретным обстоятельствам, существовавшим в тот период времени.

Из книги Свидетели Иеговы автора Бартошевич Эдуард Михайлович

Иеговизм и переливание крови Заслуживают отповеди и другие спекулятивные выпады бруклинцев против науки. В частности, выступление иеговистских богословов против переливания крови.Книга «От потерянного до возвращенного рая» запрещает принимать в пищу кровь животных:

Из книги С креста не сходят - с него снимают (Избранное) автора афонский монах

Из книги Черная книга Мары автора Черкасов Илья Геннадьевич

Книга Огненной Крови Огненная Кровь взывает к Тебе, Владыка!Повелитель Пекельного Пламени, Чёрного Огня Вечности, в котором сгорает само Время! Твоя Кровь течёт в моих жилах, Твой Огонь испепелит в конце времён это небо, Твоя Песнь разорвёт изнутри непроглядную Темь, из

Из книги Житие старца Паисия Святогорца автора Исаак Иеромонах

Послушание до крови Старец рассказывал: «В то время в монастыре был один брат столяр, отец И. Отцы приняли его по нужде, потому что сперва в Эсфигмене было семь столяров и плотников, а потом не осталось ни одного. Даже какую-то мелочь некому было сделать. Поскольку монастырь

Из книги О трагическом чувстве жизни автора Унамуно Мигель де

Из книги Туринская плащаница автора Кассе Этьен

Пятна крови Наука утверждает как непреложный факт

Из книги Толковая Библия. Том 9 автора Лопухин Александр

35. да придет на вас вся кровь праведная, пролитая на земле, от крови Авеля праведного до крови Захарии, сына Варахиина, которого вы убили между храмом и жертвенником. (Лк. 11:50, 51). При рассмотрении этого стиха первый вопрос о том, почему были виноваты современные Христу

Из книги С креста не сходят - с него снимают (Избранное) автора

ПЛАЧ КРОВИ Меня ушибло, раннего, Тогда еще, в четырнадцать, Любовь моя безкрайняя Малиновыми кистями. Черемуховым утром Окном моим сиреневым Судьбу мою пометила Души моей натурщица. Меня убило, дальнего, Тогда еще, в двенадцатом, Стрелой слепой татарина Мне в печень

Из книги Ветхий Завет с улыбкой автора Ушаков Игорь Алексеевич

Есфирь жаждет крови… И избивали Иудеи всех врагов своих, побивая мечом, умерщвляя и истребляя, и поступали с неприятелями своими по своей воле…В тот же день донесли царю о числе умерщвленных в Сузах, престольном городе. И сказал царь царице Есфири:- В Сузах, городе

Из книги Мистика Древнего Рима. Тайны, легенды, предания автора Бурлак Вадим Николаевич

Из книги Бог и Его образ. Очерк библейского богословия автора Бартелеми Доминик

Вопль крови Когда из одного чрева родились два брата – Каин и Авель, – новый голос раздался из земли: голос невинно пролитой крови (Быт 4, 10). Этот голос, недосягаемый для слуха людей, непрестанно взывал к Божественному правосудию. Из ревности падший человек пожелал убить

Из книги Иуда: предатель или жертва? автора Грубар Сьюзан

Запрет крови Это предписание распространяется на все человечество, уцелевшее после потопа, и Синайское законодательство лишь настойчиво повторит: "А кто будет есть какую-нибудь кровь, истребится душа та из народа своего" (Лев 7,27). Поэтому нельзя есть ни животное, убитое

Из книги Исход автора Юдовин Рами

Земля крови Когда нацисты решили изничтожить евреев, стереть их с лица земли, не вдохновляли ли их тлетворные стереотипы Иуды, распространенные в древности? Демонические черты образа Иуды, создаваемого до Нового времени, - низость, слепота, упрямство, лживость

Из книги Сорок вопросов о Библии автора Десницкий Андрей Сергеевич

Жених крови «И случилось дорогою на ночлеге, что встретил его Господь и хотел умертвить его. Тогда Сепфора взяла каменный нож и обрезала крайнюю плоть сына своего, и положила к ногам его, и сказала: жених крови ты мне. И Он отстал от неё» (Исх. 4:24–26).Рассказ "Жених крови" один

Из книги автора

Ритуал Завет крови В Исходе 24:6–8 повествуется о заключении Завета крови:"И взял Моисей половину крови, и влил в чаши, а другою половиною крови окропил жертвенник. И взял книгу Завета (союза), и прочитал вслух народу, и сказали они: всё, что говорил Господь, сделаем и будем

Из книги автора

Зачем столько крови? С одной стороны, не стоит забывать, что для язычника самым истинным будет не тот бог, который говорит о милосердии, а тот, который окажется сильнее. Вот характерный рассказ о соперничестве язычества и христианства на Алтае, переданный немецким

Не могли бы вы прояснить, как надлежит относиться современному христианину к Деян. 15:20, 29 касательно удержания от употребления крови и удавленины? В какой-то одной из тем запомнил высказывание уважаемого Эмиля Гумерова о том, что православные не употребляют их в пищу. Я в Православии гораздо более длительный срок, но ничего подобного не помню ни с катехизиса, ни с амвонных проповедей. В других же местах Писания христианам не вменяется в грех даже употребление идоложертвенного, если они не придают ему такого же значения, как язычники. Так что же все-таки подразумевали апостолы в вышеупомянутом отрывке и как это экстраполировать на день нынешний?

В Деян. 15:20 написано: "А написать им, чтоб они воздерживались от осквернённого идолами, от блуда, удавленины и крови, и чтобы не делали другим того, чего не хотят себе:..." Аналогично в Деян. 15:29.

Запрет на употребление в пищу крови встречается ещё в Законе (Торе) - Быт. 9:4; Лев. 3:17; 7:26, 27; 17:14; Втор. 12:16.

Что касается удавленины, то возможно имеется в виду мертвечина, о которой также говорится в Законе - Лев. 11:40; 17:15; 22:8; Втор. 14:21. Я не специалист по языческим культам, но возможно, что кровь и удавленина использовались в качестве жертв идолам. В любом случае из контекста Деян. 15:20 видно, что употребление в пищу удавленины (или даже прикосновение к трупу - Лев. 11:39) и крови приравнено к употреблению идоложертвенного, т. е. оскверняет человека.

Первым отменил разделение пищи на чистую и не чистую Христос Господь: "Не то, что входит в уста, оскверняет человека; но то, что выходит из уст, оскверняет человека." Матф. 15:11

Также в отрывке с видением Петра в Иоппии (Деян. 10:11-16) говорится в ст. 15: что Бог очистил, того не почитай нечистым. Это сказано не только о язычниках, но и о разделении пищи на чистую и не чистую. В гл. 11 ст. 2,3 читаем: "И когда Пётр пришёл в Иерусалим, обрезанные упрекали его, говоря: ты ходил к людям необрезанным и ел с ними." Врядли у необрезанных была кашерная пища, да и с собой Пётр её не приносил- иначе это было бы отражено в тексте. Кстати заметьте, что всё это происходит до собора Апостолов и соответствующего решения.

Или в Гал. 2:11-13 Павел пишет: "Когда же Пётр пришёл в Антиохию, то я лично противостал ему, потому что он подвергался нареканию. Ибо, до прибытия некоторых от Иакова, ел вместе с язычниками; а когда те пришли, стал таиться и устраняться, опасаясь обрезанных. Вместе с ним лицемерили и прочие Иудеи, так что даже Варнава был увлечён их лицемерием." Почему Пётр опасался этих "некоторых от Иакова" (обратите на это внимание)? Да потому, что ел он не чистую пищу.

Что же касается Павла, то у него не мало по поводу пищи написано: Рим. 14:6; 1-е Кор. 8:8,9; 10:25-32; 1-е Тим. 4:4,5 и др. Особенно интересно вот это: "Немощного в вере принимайте без споров о мнениях. Ибо иной уверен, что можно есть всё, а немощный ест овощи." (Рим. 14:1,2). Немощным в вере назван не тот, кто уверен что можно есть всё, а наоборот.

Итак, если и Пётр и Павел ели не чистую пищу, то почему же Апостольский собор накладывает такие запреты? На мой взгляд запреты были установлены ради Иерусалимских христиан экс-иудаистов: "... и сказали ему [ Павлу ] : видишь, брат, сколько тысяч уверовавших Иудеев, и все они- ревнители закона; а о тебе наслышались они, что ты всех Иудеев, живущих между язычниками, учишь отступлению от Моисея, говоря, чтоб они не обрезывали детей своих и не поступали по обычаям." Деян. 21:20, 21. Сравните с Матф. 15:11, 12 и Рим. 14:20, 21.

Для многих современных христиан решение собора остается непонятным. Многие, ссылась на него, считают, что нет никакой необходимости требовать от язычников больше, чем перечислено решением собора. Для многих Иудеев была несовместима проповедь Евангелия с одинаковыми требованиями как для Иудеев, та ки для язычников.

Собор решил, чтобы новообращенные из язычников прежде всего воздерживались от осквернения идолами, а также от крови и удавленины, блуда. (Деян. 15:20).

Итак, читая решение собора у многих христиан возникают вопросы. Привожу некоторые из них.

    почему из пищевых запретов упомянуто только три: воздержание от идоложертвенного, крови и удавленины; не упомянуто мясо нечистых животных и растерзанное зверем.

    Почему от уверовавших из язычников не требуется соблюдения заповеди любить господа Бога всем сердцем, всею душею и всем разумением.

    Почему христианам из язычников не написаны остальные важные обязанности к самому себе, без исполнения которых невозможно спастись; необходимость водного крещения и крещения Духом Святым, воспоминание смерти Господа, изучение слова Божия, и ряда других...

Защищаясь решением Иерусалимского собора, многие христиане употребляют в пищу мясо нечистых животных. А воздержание от этого мяса называют выполнением закона Моисеева. Почему же закон воздержания от идоложертвенного мяса, от крови и удавленины, данные через Моисея, уверовавшие из язычников признают?! Поэтому считаю необходимым еще раз обратить внимание на слова, сказанные ап. Петром: «что вы ныне искушаете Бога, желая возложить на выи учеников иго, которое не могли понести ни отцы наши, ни мы». Закон о пище ап. Петр не мог назвать «игом», ибо сам свидетельствовал о себе, что ничего скверного или нечистого не входило в уста его. При этом часть пищевого закона (воздержание от идоложертвенного, крови и удавленины) перечислена в решении собора. И гораздо позже он же в совем послании ссылается на пищевой закон и говорит ибо «написано»: (1 Петр. 1:15,16; Лев. 11:43,44;20:25,26).

Если понимать, что в словах «никакого бремени» собор имел ввиду пищевой закон, то воздержание от идоложертвенного, крови и удавленины не является ли частью пищевого закона? Другими словами, собор возложил на язычников часть «ига» или «закона Моисеева».

Невозможно согласиться с толкованием некоторых христиан, что обращенные из язычников в Антиохии ели мясо нечистых животных, т. к. Антиохийская церковь имела тесную связь с Иерусалимской, где уверовавшие Иудеи не только не ели мясо нечистых животных, но и не сообщались с уверовавшими из язычников, традиционно продолжая соблюдать талмудические предписания. Нельзя утверждать, что ап. Петр ел с обращенными из язычников недозволенное Богом мясо, т.к. Антиохийская церковь состояла не только из обращенных язычников, но и из уверовавших Иудеев. И, конечно же, уверовавшие Иудеи не могли вкушать запрещенное мясо. (Гал. 2:11-18).

Текст Послания к галатам не доказывает, что ап. Петр ел с язычниками то, что Бог запретил употреблять в пищу. Равносильно, ссылаясь на решение Иерусалимского собора, никто не может утверждать, что собор позволил в пищу то, что Богом было запрещено.

Также, заканчивая мысль об употреблении идоложертвенного в пищу (1 Коринф 10: 31-32), ап. Павел заявляет: «Итак, едите ли, пьете ли, или иное что делаете, все делайте во славу Божию». Искренние христиане утверждают, что мясо нечистых животных, мясо растерзанного зверем, кровь и удавленину, в том числе идоложертвенное, нельзя есть во славу Божию. Кто употребляет в пищу вышеупомянутое, наоборот, бесславит Бога. К тому же, что Богом не освящено для употребления в пищу, то ни один человек не может освятить своею молитвою. Напрасна такая молитва (! Тим. 4:1-5; Прит. 28:9)

Хочу еще раз напомнить, что, к большому сожалению, многие, признающие решение Иерусалимского собора за основу всех основ, грубо нарушают постановления этого собора, ибо оскверняют свою душу и едят кровь и удавленину.

Необходимо еще отметить, что заученная многими современными проповедниками фраза: «пища не удаляет от Бога», надумана. Такого текста в Священном Писании нет. Написано вот что: «пища не приближает нас к Богу» (1 Кор. 8:8), - и если кто-либо «мерзость», т.е недозволенное Богом употребляет в пищу то, безусловно, таковые удаляются от Бога, т.к.языческие снеди удаляют от Бога.

На основании Священного Писания, употребление в пищу запрещенного Богом является нарушением Его воли. Ибо нет лицеприятия у Бога (Рим. 2:11-15). Он изливает Духа Святого как на Израильтян, так и на язычников, т. е. «на всякую плоть» (Иол. 2:28-29; Деян. 2:16-18; 8:14-17; 10:44-45). И по своей справедливости Он «производит суд над всякою плотью», как над Израильтянином, так и над язычником. (Ис. 66:17)

Хочу еще ознакомить читателя с современным переводом 3-го стиха 4-й главы 1 послания к Тимофею. Этот перевод о лжесловесниках пишет следующее:

«... которые запрещают вступать в брак и велят воздерживаться от различной пищи, которую Бог сотворил для того, чтобы ее вкушали с благодарением те, кто верит и полностью знает истину» (Новый Завет, восстановительный перевод, Живот поток).

Итак, тот, кто верит и полностью знает истину, никогда не будет употреблять в пищу Богом недозволенное, ибо Бог никогда не говорил и нигде не написано об употреблении в пищу всякой мерзости.

Употребление в пищу Богом недозволенное оправдывают себя такими текстами: «всякое творение Божие хорошо и ничто не предосудительно, если принимается с благодарением (ст.4) и «Господня земля и что наполняет ее» (1 Кор. 10:26). И на этом основании употребляют в пищу всякую мерзость, едят мясо кошек, собак, змей, лягушек, мышей, нутрий и т. п. И в некоторых странах мясо вышеупомянутых животных считается самым лучшим для еды. Характерно еще, что многие, употребляющие в пищу один из видов мерзости, другим брезгуют, называя недозволенным! И ссылаясь на текст (1 Кор. 10:26, 1 Тим. 4:4), не хотят обратить внимание на слова ап. Павла: «Все мне позволительно, но не все полезно». Разум человеческий многое себе позволяет, и потому люди позволили себе употреблять в пищу всякую мерзость. Но не всё, что люди делают, приносит им пользу. Употребление в пищу не освященное словом Божиим не приносит им пользу.

Удивительно, что когда идет речь о том, что Богом не дозволено употреблять в пищу мясо нечистых животных, тогда многие христиане приводят тексты: «все, что продается на торгу, ешьте без всякого исследования» и «для чистых все чисто» (1 Кор. 10:23-28;Тит. 1:15). Но если спросить, почему вы не употребляете в пищу кровь, удавленину, идоложертвенное, мясо, растерзанное зверем, - ответ, что «все это другие тексты Священного Писания запрещают употреблять в пищу». Но ведь есть тексты Священного Писания запрещающие употреблять в пищу мясо нечистых животных, однако эти тексты во внимание не взяты. Итак, слова ап. Павла в первой главе к Титу «всё чисто» совсем не относятся к пище, а если кто-либо эти слова относит к пище, то таковым следует глубоко подойти к этому вопросу и серьезно подумать:

Чисто или нет:

    Кровь и изделия из нее — чисты или нет?

    Мертвечина, т. е удавленина дивотных, птиц и рыб — чисты или нет?

    Идоложертвенное мясо — чито или нет?

    Мясо, растерзаннре зверем — чисто или нет?

    Употребляющие в пищу вышеупомянутое — чисты или нет?

    мясо нечистых животных — чисто или нет?

    Те, которые совершают молитву над вышеупомянутыми яствами, освящают их или нет?

    Те, которые употребляют в пищу вышеупомянутое, «едят во славу Бога» или нет?

    Сотворил ли Бог нечистых животных для употребления в пищу или нет?

    Можно ли назвать все запрещенное Богом для употребления в пищу пищей или нет?

    В доме Корнилия, показав Петру видения нечистых животных, Бог очистил их или нет?

    Когда книжники и фарисеи обвиняли Христа за то, что ученики Его преступают предания старцев, ибо не умывают рук своих, когда едят хлеб. Своим ответом дозволил ли Христос употреблять в пищу то, что Бог запретил или нет?

Привожу несуразный пример алогичности человеческой: верблюд до потопа был нечистым животным, а после потопа тот же верблюд стал чистым животным и был чистым до данного Богом закона. И на весь период действия закона вплоть до пришествия Христа верблюд опять становится нечистым. А сразу же после смерти Христа и доныне тот же верблюд — опять чистое животное. Удивительно и очень странно, что для многих христиан животные, которые Богом не определены для употребления в пищу два раза были нечистыми и два раза — чистыми. Есть логика Библейская. Но не вся человеческая логика — Библейская логика. Поэтому, согласно совета ап. Павла, никто не должен мудрствовать сверх того, что написано (1 Кор. 4:6).

Замечания и предложения высылайте по адресу:

Богдан Криль, 90400, а/я 30, г. Хуст, Закарпатской области, Украина

Святой Церковью читается Деяния святых апостолов. Глава 15, ст. 5-34.

5. Тогда восстали некоторые из фарисейской ереси уверовавшие и говорили, что должно обрезывать язычников и заповедывать соблюдать закон Моисеев.

6. Апостолы и пресвитеры собрались для рассмотрения сего дела.

7. По долгом рассуждении Петр, встав, сказал им: мужи братия! вы знаете, что Бог от дней первых избрал из нас меня, чтобы из уст моих язычники услышали слово Евангелия и уверовали;

8. и Сердцеведец Бог дал им свидетельство, даровав им Духа Святаго, как и нам;

9. и не положил никакого различия между нами и ими, верою очистив сердца их.

10. Что же вы ныне искушаете Бога, желая возложить на выи учеников иго, которого не могли понести ни отцы наши, ни мы?

11. Но мы веруем, что благодатию Господа Иисуса Христа спасемся, как и они.

12. Тогда умолкло все собрание и слушало Варнаву и Павла, рассказывавших, какие знамения и чудеса сотворил Бог через них среди язычников.

13. После же того, как они умолкли, начал речь Иаков и сказал: мужи братия! послушайте меня.

14. Симон изъяснил, как Бог первоначально призрел на язычников, чтобы составить из них народ во имя Свое.

15. И с сим согласны слова пророков, как написано:

16. Потом обращусь и воссоздам скинию Давидову падшую, и то, что в ней разрушено, воссоздам, и исправлю ее,

17. чтобы взыскали Господа прочие человеки и все народы, между которыми возвестится имя Мое, говорит Господь, творящий все сие.

18. Ведомы Богу от вечности все дела Его.

19. Посему я полагаю не затруднять обращающихся к Богу из язычников,

20. а написать им, чтобы они воздерживались от оскверненного идолами, от блуда, удавленины и крови, и чтобы не делали другим того, чего не хотят себе.

21. Ибо закон Моисеев от древних родов по всем городам имеет проповедующих его и читается в синагогах каждую субботу.

22. Тогда Апостолы и пресвитеры со всею церковью рассудили, избрав из среды себя мужей, послать их в Антиохию с Павлом и Варнавою, именно: Иуду, прозываемого Варсавою, и Силу, мужей, начальствующих между братиями,

23. написав и вручив им следующее: «Апостолы и пресвитеры и братия — находящимся в Антиохии, Сирии и Киликии братиям из язычников: радоваться.

24. Поелику мы услышали, что некоторые, вышедшие от нас, смутили вас своими речами и поколебали ваши души, говоря, что должно обрезываться и соблюдать закон, чего мы им не поручали,

25. то мы, собравшись, единодушно рассудили, избрав мужей, послать их к вам с возлюбленными нашими Варнавою и Павлом,

26. человеками, предавшими души свои за имя Господа нашего Иисуса Христа.

27. Итак мы послали Иуду и Силу, которые изъяснят вам то же и словесно.

28. Ибо угодно Святому Духу и нам не возлагать на вас никакого бремени более, кроме сего необходимого:

29. воздерживаться от идоложертвенного и крови, и удавленины, и блуда, и не делать другим того, чего себе не хотите. Соблюдая сие, хорошо сделаете. Будьте здравы».

30. Итак, отправленные пришли в Антиохию и, собрав людей, вручили письмо.

31. Они же, прочитав, возрадовались о сем наставлении.

32. Иуда и Сила, будучи также пророками, обильным словом преподали наставление братиям и утвердили их.

33. Пробыв там некоторое время, они с миром отпущены были братиями к Апостолам.

34. Но Силе рассудилось остаться там. (А Иуда возвратился в Иерусалим.)

(Деян. 15, 5 - 34)

Дорогие братья и сестры, сегодня у нас очень пространный отрывок. Жаль, что он не разбит на две или три части: нам с вами пришлось потратить время на чтение такого большого текста и говорить о нем придется достаточно скомкано. А ведь это очень важное место, где рассказывается о том, как прошел первый в истории Церкви собор - так называемый Апостольский собор в Иерусалиме. Считается, что это было в период с 49 по 51 год.

Апостолы Павел и Варнава вернулись из своего первого миссионерского путешествия обратно в Иерусалим через Антиохию. В Иерусалиме некоторые уверовавшие от фарисеев, то есть бывшие блюстители закона Моисеева, даже став христианами, считали, что в христианство можно попадать только через обрезание. Мы помним, что долгое время христианство не отделяли от иудаизма: противники христиан считали, что это некий раскол, ересь иудейская, и язычники, представители администрации Римской империи, так же считали, что христиане - это какие-то иудейские сектанты. Поэтому и сами христиане, особенно из иудействующих (и тем более от фарисеев) еще не отделяли христианство, не чувству той духовной революции, которую принесло христианство: все перед Богом равны и спасаются только через веру в Иисуса Христа. В связи с этим фарисеи в особенности настаивали на том, что должно быть обрезание и полноценным христианином человек может быть, только прежде став иудеем и приняв обрезание, так сказать «транзитом» через иудаизм. Но ведь Петр уже видел: что Бог очистил, недолжно почитать нечистым.

Все-таки первым крещеным язычником был Корнилий сотник, и крестил его еще апостол Петр, а уже потом Павел вышел на широкую проповедь среди язычников. На этом соборе Петр первым возвысил свой голос, рассказав об этом. Потом Павел и Варнава говорили о том, как Бог одарил язычников, как Дух Святой сходил на них в результате проповеди Крещения.

В конце концов итог подвел человек, который считается первым епископом Иерусалимской церкви - апостол Иаков, брат Господень. Он сказал, что не должно обременять язычников ничем, кроме необходимого. Далее написано, что составляет это необходимое: и в 20-м стихе, и потом повторяется в 29-м в формате письма. Например, прочитаем 29-й стих: воздерживаться от идоложертвенного и крови, и удавленины, и блуда, и не делать другим того, чего себе не хотите. Соблюдая сие, хорошо сделаете. Главным пожеланием является не делать другим того, чего себе не хотите. Это действительно важнейшее моральное наставление, «золотое правило», потому что все лучшие, высоконравственные люди любой культуры так или иначе доходили до этого правила даже через естественное чувство морали, внутреннюю рефлексию, слушая голос совести.

Все остальное является фактором особого языческого образа жизни. Удавленина - это мясо животного, которое было убито недолжным образом. Во-первых, иудеи вкушали только определенное мясо: например, не ели свинину, а только мясо тельцов или агнцев (говядину или баранину, как мы бы сейчас сказали). Также это мясо особым образом должно было быть забито и приготовлено, спущена кровь, как здесь и написано (воздерживаться от идоложертвенного и крови) . Это то, что у нас иногда называется кошерной пищей. Идоложертвенное - это та еда, в первую очередь мясо, которое посвящалось языческому богу. Блуд, как некая черта образа жизни язычников, тоже запрещался, и в частности вольность, распущенность. Некоторые культы даже имели такую составляющую, как храмовая проституция. Все, что являлось принадлежностью языческого распущенного, вольного образа жизни, связанного с поклонением идолам и недостойным поведением, должно было быть отсечено, чтобы не вводить в смущение и соблазн братьев-христиан из иудеев, которые, конечно, очень ревностно старались воздержаться от всего перечисленного. Самое главное - не делайте людям того, чего себе не хотите; это уже более «широкая» заповедь не ритуального, а общего характера, золотое правило на все случаи жизни.

Напоминаю о необходимости для нас с вами ежедневно читать слово Божие, потому что в нем заключена великая отрада, утешение и наставление. Храни вас всех Господь!

Иерей Михаил Ромадов