Когда читать 112 45 12 псалмы. Толкование Нового Завета

К сожалению, ваш браузер не поддерживает просмотр этого видео. Вы можете попробовать скачать это видео и затем посмотреть его.

Толкование Псалма 112

Псалмопевец призывает всех рабов Господних хвалить имя Того, Кто, будучи вознесен и над землею и над небесами (стих 4), склоняется к ним, "умаляет" Себя (стих 6), чтобы возвысить "бедных и нищих" (стих 7). В этом описании Господа предвиденье псалмопевцем кенозиса. т. е. уничижения Иисусом Христом Самого Себя, когда Он, отрекшись от Своей небесной славы, приходит на землю (Фил. 2:7).

Псалмы 112-117 составляют так называемый галлел, или собрание хвалебных ("аллилуйных") псалмов, которые воспевались как в дни великих религиозных праздников - на Пасху, в праздники Пятидесятницы и Кущей, так и в другие святые дни, например, при богослужении в новомесячие. На Пасху псалмы 112-113 пели до принятия пищи, а псалмы 114-117 - после принятия ее.

Пс. 112:1-3 . Псалом начинается и завершается словом хвалы и призывом к ней: Аллилуйя. Хвалите… Аллилуйя! Но здесь хвалить Господа (имя Его, с которым ассоциируются все Его Божественные свойства) призываются лишь рабы Господни, т. е. люди, верующие в Него я стремящиеся жить по воле Его. Лишь они - где бы ни жили они (от восхода солнца до заката его - символ известного тогда мира) - достойны чествовать и прославлять имя Господне.

Пс. 112:4-5 . Господь, обитающий на высоте, - несравненен (Пс. 34:10; 70:19; 76:14; 88:7; Исх. 15:11; 2-Цар. 7:22). Тут понятия высок и "высота" употреблены и в значении Его всеобъемлющей, никем не превзойденной власти над вселенной. Ничто, происходящее в истории народов, не происходит помимо Его воли или вразрез с нею.

Пс. 112:6-9 . Упомянутые "высок" и "высота" означают, однако (в сознании псалмопевца) и крайнюю удаленность местопребывания Господа от земли и людей, обитающих на ней. Неизмеримы как высота неба над землей, так и высота положения Творца по отношению к творению. Но несмотря на эту "неизмеримость" Господь, в неусыпном Своем попечении о Своих созданиях, приклоняется к небу и к земле (т. е. склоняется к ним), наблюдая за всем, что там происходит ("призирает" на них), чтобы вовремя оказать помощь страдающим и беспомощным.

Из пыли (праха… брения), т. е. из крайнего унижения, поднимает милостивый Господь бедного, чтобы возвысить его до положения "князей" (стихи 6-8). Он делает это не с каждым "нищим", но в тех случаях, когда это происходит, действие милости Его явственно и ощутимо. В контексте Нового Завета милость Господня обретает духовный смысл, потому что благодаря ней верующие в Господа получаю небесное наследие.

Поскольку деторождению придавали в древнееврейском обществе особое значение, в качестве второго примера явного Божиего благословения (милости) псалмопевец приводит обращение Им неплодной в счастливую мать; из ветхозаветной истории известны несколько таких случаев: Сара, Рахиль, Анна (мать Самуила).

Итак, темой Псалма 112 является свершение Богом, по милости Его, великих и чудных дел для несчастных и пребывающих в нужде.

Полное собрание и описание: молитва и 112 псалом для духовной жизни верующего человека.

Аллилуиа.

1 Хвалите, отроцы, Господа, хвалите имя Господне.

1 Хвалите, отроки, Господа, хвалите имя Господне!

2 Буди имя Господне благословенно отныне и до века.

2 Да будет имя Господне благословенно отныне и до века.

3 От восток солнца до запад хвально имя Господне.

3 От востока солнца до запада восхваляют имя Господне.

4 Высок над всеми языки Господь: над небесы слава Его.

4 Высок во всех народах Господь, выше небес слава Его.

5 Кто яко Господь Бог наш? На высоких живый

5 Кто, как Господь, Бог наш, на высотах живущий

6 и на смиренныя призираяй на небеси и на земли,

6 и дольнее озирающий, на небе и на земле?

7 воздвизаяй от земли нища и от гноища возвышаяй убога,

7 Поднимает Он с земли нищего и из грязи возвышает бедного,

8 посадити eго с князи, с князи людей своих,

8 чтобы посадить его с князьями, с князьями народа Своего;

9 вселяя неплодовь в дом матерь о чадех веселящуся.

9 поселяет неплодную в дом матерью, о детях веселящеюся.

Хвалите, отроцы, Господа, хвалите имя Господне. Буди имя Господне благословенно отныне и до века. От восток солнца до запад хвально имя Господне. Высок над всеми языки Господь: над небесы слава Его. Кто яко Господь Бог наш? В высоких живый и на смиренныя призираяй на небеси и на земли, воздвизаяй от земли нища и от гноища возвышаяй убога, посадити его с князи, с князи людей своих. Вселяя неплодовь в дом матерь о чадех веселящуся.

Рейтинг топ блогов рунета

Фототоп – альтернативное представление топа постов, ранжированных по количеству изображений. Видеотоп содержит все видеоролики, найденные в актуальных на данных момент записях блогеров. Топ недели и топ месяца представляют собой рейтинг наиболее популярных постов блогосферы за указанный период.

В разделе рейтинг находится статистика по всем блогерам и сообществам, попадавшим в основной топ. Рейтинг блогеров считается исходя из количества постов, вышедших в топ, времени нахождения поста в топе и занимаемой им позиции.

112 ПСАЛОМ ОТ БЕДНОСТИ.

112 ПСАЛОМ ОТ БЕДНОСТИ.

Сила этого псалма очень велика.

Тот,кто хочет выйти из материальной нужды,тот кто хочет поднять свой материальный уровень,тот,кто хочет стать материально богатым,то должен читать этот псалом 22 мужских или женских дня.

В эти дни псалом читают по 9 раз в светлое время суток.

Вы читаете псалом,потом “Отче наш”,потом опять псалом и опять “Отче наш” и так 9 раз.

Девять раз псалом и 9 раз молитву.

Последним будет чтение молитвы после девятого чтения псалма.

Если вы так совершите 22 дня (мужских или женских,смотря кто работает) то выйдите даже с самых трудных материальных нужд и бедности.

От восхода солнца до запада да будет прославляемо имя Господне.

Кто, как Господь, Бог наш, Который, обитая на высоте, приклоняется, чтобы призирать на небо и на землю; из праха поднимает бедного, из брения возвышает нищего, чтобы посадить его с князьями, с князьями народа его; неплодную вселяет в дом матерью, радующеюся о детях?

112 ПСАЛОМ ОТ БЕДНОСТИ.

Оставить комментарий

Популярные посты:

Вы авторизовались на сайте

Теперь вы можете сохранять понравившиеся посты, которые всегда сможете найти по ссылке “Избранное” .

А. П. Лопухин. Толковая Библия. Псалтирь

Псалом 112

Вся серия последующих псалмов, начиная с 112 и кончая 116, представляет связное содержание и раскрытие одной и той же темы, это – водительство Богом еврейского народа, в чем писатель почерпает силы и уверенность, что и настоящая его молитва, к которой он призывает весь народ, будет Господом услышана и Он поможет им при настоящих тяжелых обстоятельствах (112 и 113 псалмы), что действительно и исполнилось, почему песнь автора переходит в хвалебно-благодарственный гимн (псалмы 114-116). Указанное здесь содержание псалмов очень подходит ко времени после возвращения из вавилонского плена, когда евреи приступили к построению второго храма и здесь встречали противодействие со стороны самарян, интриговавших пред персидским двором. Эта интрига была раскрыта и обличена, и дело построения храма и восстановления Иерусалима закончилось. Поэтому-то первые псалмы, в соответствие с обстоятельствами их происхождения, отличаются просительным содержанием, а вторые, по устранении препятствий, уже благодарственным, т. е. время написания псалмов нужно относить к эпохе деятельности Неемии.

Сто двенадцатым псалмом у евреев начинается галлел (т. е. аллилуйные псалмы), обнимающий псалмы 112-117 и употреблявшийся при богослужении в новомесячие. Он же употреблялся на пасхальной еврейской вечери, причем делился на две части – первая (112 Пс и 113, 1-8 ст.) при начале вечери, а вторая (Пс 113, 8 ст. – 117 Пс) при конце ее.

Рабы Господа, прославляйте Его имя всегда и по всей земле (1-3). Господь главенствует над всеми народами. С неба, места Своего обитания, Он призирает на землю, чтобы возвысить нищего из праха и посадить его с князьями, чтоб дать неплодной радоваться о своих детях (4-9).

1 Хвалите, рабы Господни, хвалите имя Господне.

1. "Рабы Господни, хвалите имя Господне" . Приглашаются к чествованию и восхвалению Господа только Его рабы, верующие в Него и исполняющие Его волю люди, так как всякий другой своими нечистыми устами только оскорбляет Высочайшее семейство и недостоин и не может достойно восхвалять Его.

2 Да будет имя Господне благословенно отныне и вовек.

3 От восхода солнца до запада да будет прославляемо имя Господне.

4 Высок над всеми народами Господь; над небесами слава Его.

4. "Высота" Господа над всеми народами означает Его главенство, власть над последними. Ничто в истории жизни этих народов не может совершиться без Его воли.

5 Кто, как Господь, Бог наш, Который, обитая на высоте,

6 приклоняется, чтобы призирать на небо и на землю;

5-6. Местом особенного обитания Господа является небо, удаленное от земли на неизмеримое для человека расстояние. Как высоко небо над землею, так неизмеримо высок Господь над всем земным и человеком. Однако Господь не оставляет земли без своего попечения, Он и "призирает на землю", чтобы ниспослать слабому и беспомощному человеку разнообразные блага. В этом – выражение Его необыкновенной милости и любви.

7 из праха поднимает бедного, из брения возвышает нищего,

8 чтобы посадить его с князьями, с князьями народа его;

9 неплодную вселяет в дом матерью, радующеюся о детях? Аллилуия!

7-9. Указаны действия Божественной милости: Он из ничтожества ("брения" ) возвышает и поставляет с князьями, неплодной дает детей. Вероятно, здесь разумеются не только частные случаи такой милости Божией, проявленной над отдельными людьми, вроде исцеления Иова, возвышения Давида, Моисея, Даниила и др., или, напр., разрешение неплодия Сары, Рахили, Анны, но этот образ приложим ко всему еврейскому народу, сначала ничтожному и малочисленному, загнанному и забитому в Египте, а потом размножившемуся и сделавшемуся обладателем Палестины и имевшему значительный политический вес в глазах древних языческих монархий и народов.

Заметили ошибку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Объяснение священной книги псалмов

Сей краткий псалом так же, как и предыдущий, 111-й, псалом имеет надписание Аллилуиа («хвалите Бога»), и также побуждает верных и истинных Богопочитателей к хвале и прославлению Бога. Наш долг, как смиренных и недостойных рабов Его, требует, чтобы мы, живущие на земле и всегда Им облагодетельствованные, почитали и славили Его. По некоторому сходству с предыдущим псалмом, он вполне идет к состоянию иудеев, по возвращении из плена вавилонского, когда они еще раз, в продолжение своей истории, самым делом познали всемирное владычество Господа над царствами и народами (1Ездр.1:1–3 ; 2Пар.36:22–23) и на самих себе испытали благодетельное действие Его промышления к избавлению от угнетения и бедствий.

Пс.112:1–2 Хвалите, отроцы, Господа, хвалите имя Господне. Буди имя Господне благословенно отныне и до века.

О хвале, или прославлении, Господа сказано выше, в первых строках о сем псалме, а также и в других псалмах. А кто такие отроцы , которые призываются к хвале Господа? Под отроками здесь разумеются не дети среднего возраста (10–15 лет), которые принадлежат к возрасту, известному под именем отроческого («отроки»). В Св. Писании и в богослужебном языке Православной Церкви отроками называются чаще всего рабы (Пс.134:1), или служители вообще, и, в частности, – те три отрока из пленников иудейских, которые, быв брошены по повелению царя Навуходоносора в раскаленную огнем печь вавилонскую, чрез посланного к ним и оросившего их ангела Господня, не только не потерпели никакого вреда, но еще побудили царя и весь народ прославить Господа Бога. С тех пор в иудейской Церкви, а из нее и в новозаветную Церковь христианскую вошел обычай славить Господа Бога чрез трех вавилонских отроков, прославивших Его в «седмерицею разжженной пещи». Этому прославлению посвящены в нашей Святой Церкви все богослужебные песнопения, входящие в состав утреннего богослужения, под названием 7-й и 8-й песни утреннего канона, как эта, например: «Пещь иногда огненная в Вавилоне действа разделяше, Божиим велением халдеи опаляющая, верныя же орошающая, поющая: благословите вся дела Господня Господа» (Октоих. Глас 2-й. Неделя. Утреня. Канон, песнь 8). И прославляется Сам Господь Бог и нераздельно с Ним святое имя Господне, а не так, как еретичествуют новые лжемудрецы на Афонской горе, прославляя особо Господа и особо – имя Господне. Так прославляли Господа великие праведники и св. пророки Его.

Так, праведный и многострадальный Иов, когда услышал о всех постигших его, по попущению Божию, страшных бедствиях, то не только не выразил ни единого слова ропота на Бога, а, благословляя имя Господне, пал на землю, поклонился Богу и сказал: «Господь дал, Господь и взял! Да будет имя Господне благословенно во веки» (Иов.1:21). Также поступил и Даниил пророк, когда, после молитвы об открытии ему тайны царского сновидения, получил во сне нощию откровение сей тайны от Бога, благословил Бога Небесного и сказал: «Буди имя Господа Бога благословено от века и до века» (Дан.2:20). Так поступали и многие другие праведники, так же должны поступать и мы все, признающие себя рабами и служителями Господа Бога.

Пс.112:3–4 От восток солнца до запад хвально имя Господне, высок над всеми языки Господь: над небесы слава Его.

Везде, говорит пророк, по всему пространству земного мира, от того места, где восходит солнце, и до запада его, т.е. где оно заходит, должно быть прославляемо имя Господне, потому что везде живут разные народы, которыми управляют великие государи и сильные цари. «Хвально, – говорит св. Иоанн Златоуст, – имя Господне уже не в Палестине и не во Иудеи только, но во всей вселенной. А когда это сбылось, как не тогда, когда стала процветать наша церковь?» Но как бы те или другие народы, населяющие землю, ни были велики и сильны, как бы ни были они многочисленны и славны, но Господь Бог превосходит их силою и властию. Он несравненно выше их всех, и не только выше народов и царей, но и выше всех ангелов, находящихся на небесах, и слава Его превосходит все небеса и живущих на них, превыше небес слава Его . По словам блж. Феодорита, «и здесь сии слова означают то, что все народы узнали, что Бог есть Всевышний и Творец всех и хвалимый небесными ангелами» .

Пс.112:5–7 Кто яко Господь Бог наш? На высоких живый, и на смиренныя призираяй на небеси и на земли: воздвизаяй от земли нища, и от гноища возвышаяй убога.

Здесь псалмопевец делает сравнение, или как бы соотношение, Господа Бога Израилева с другими признаваемыми от людей божествами. Есть ли кто-нибудь, говорит, в мире такой, Кто как Иегова, Бог наш, Который, имея жительство на неприступных высотах, и всех и все превосходя величием Существа Своего, в то же время, по неизреченной милости и благости Своей, близок был и ко всему тому, что происходит на небе и на земле, даже к незначительным предметам, в особенности же к людям, кротким и смиренным; Который, восседая на высоте, преклоняется, чтобы видеть то, что на небесах и на земле? Кто, яко Господь , Который на небеси унизил гордых ангелов и сатану, и на земли воззрел на смиренных и праведных и возвел их к соучастию в вечной славе Своей, Который на земле презрел гордых фараонов, Навуходоносоров и других, подобных им, и воззрел на Моисея и Давида и на других смиренных и кротких, Который из праха подъемлет бедного, из брения возвышает нищего , как например многострадального Иова? Землею и гноищем псалмопевец называет ничтожество и прославляет могущество Божие, которое легко изменяет вещи, во что Ему угодно, как изъясняет блж. Феодорит, «и нищего и ничего не значащего делает богатым и значительным, также ничтожного и бедного делает славным и знаменитым» .

Пс.112:8–9 Посадити его с князи, с князи людий своих: вселяя неплодовь в дом, матерь о чадех веселящуся.

В сих последних стихах продолжается речь предыдущих стихов. Господь Бог, призирающий с высоты на землю и на дела ее, возвышает от земли и от бедности нищего и убогого для того, чтобы посадити его с князи , т.е. чтобы приравнять его по достоинству с князьями и людьми, стоящими на высокой степени. Вообще же здесь указывается на вездесущий и вседействующий Промысл Божий на небе и на земле. Промыслительная десница Божия проявляется во всех делах человеческих. Она поддерживает бедного в несчастии и в бесчестии, чтобы показать после в них достойный пример людям. К таковым можно относить: Моисея, Давида, Даниила; в Новом Завете: апостолов, учеников и множество святых, которые явились вестниками особенных благодеяний и милости Господа. Все это им зачтется в будущей жизни, когда все бедные, все несчастные, угнетенные в этом мире, за их веру в Св. Евангелие и за любовь Христову будут приведены к славе, что и выражено образной речью: посадити их с князи людей своих . И не только многое подобное совершает, но и самую природу и законы природы Господь Бог изменяет, когда это нужно Его Божественному Промыслу, так что и от бесплодной и бесчадной жены населяет дом ее и делает ее матерью, веселящеюся о чадах своих , т.е. делает ее из бесчадной многочадною, каковыми сделал в Ветхом Завете Анну, матерь Самуила, Рахиль и многих других. В высшем же и духовном смысле это сказание нужно относить к новозаветной Церкви, собранной из язычников, которая, продолжительное время пребывая бесплодною, наконец, на старости произвела многих чад, как говорит св. апостол Павел, повторяя слова пророка: «Возвеселися, неплоды, нераждающая, возгласи и возопий, нечревоболевшая, яко многа чада пустыя паче, нежели имущия мужа» (Гал.4:27 ; Ис.54:1).

Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

Церковное значение чтения псалма 112

Начиная с текста 112 псалма, последующие пять песен Псалтири представляют собой галлел, или собрание аллилуйных псалмов, автор которых пишет о видимом Божьем заступничестве, изливаемом на еврейский народ с начала заключения завета между Создателем и Моисеем. Псалмопевец выражает надежду, что такое свидетельство Божьей милости к еврейскому народу свидетельствует о том, что и в нынешней сложной ситуации Иегова не оставит иудеев, и поможет им вернуться на землю Палестины. Из толкования 112 псалма становится ясно, что речь идет о вавилонском пленении.

Христианский псалом 112 как помощь вдовым людям

Текст православного псалма 112 повествует читателям о том, что, несмотря на несоизмеримую высоту, на которой находится Бог по отношению к человеку, Его забота не прекращается, подобно заботе матери о своем ребенке. Псалмопевец призывает хвалить имя Господне, но обращается не ко всем народам, как это часто можно наблюдать в подобных псалмах, а только к рабам Божиим, под которыми можно подразумевать иудеев, верующих в Иегову. Слушать онлайн и читать текст 112 псалма особенно рекомендуется вдовам, чтобы кредиторы не притесняли их за долги.

Слушать на видео молитву псалом 112 на современном русском языке

Читать текст молитвы псалом 112 на русском языке

Хвалите, рабы Господни, хвалите имя Господне. Да будет имя Господне благословенно отныне и вовек. От восхода солнца до запада да будет прославляемо имя Господне. Высок над всеми народами Господь; над небесами слава Его. Кто, как Господь, Бог наш, Который, обитая на высоте, приклоняется, чтобы призирать на небо и на землю; из праха поднимает бедного, из брения возвышает нищего, чтобы посадить его с князьями, с князьями народа его; неплодную вселяет в дом матерью, радующеюся о детях? Аллилуия!

Православный Псалтырь, текст псалма 112 на церковно славянском языке

Хвалите, oтроцы, Господа, хвалите имя Господне. Буди имя Господне благословено отнне и до века. От восток солнца до запад хвально имя Господне. Высок над всеми языки Господь; над небесы слава eго. Кто яко Господь Бог наш? на высоких живый, и на смирeнныя призираяй на небеси и на земли; воздвизаяй от земли нища, и от гноища возвышаяй убога; посадити eго с князи, с князи людiй своих; вселяя неплодовь в дом, матерь о чадех веселящуся. Аллилуия!

112. Псалом от бедности.

Сила этого псалма

выйти из материальной нужды,

поднять свой материальный уровень,

стать материально богатым,

эти дни псалом читают

светлое время суток.

После каждого прочтения

Последним будет чтение

девятого чтения псалма.

Если вы так совершите

(мужских или женских,

смотря кто работает)

Хвалите, рабы Господни,

хвалите имя Господне.

Да будет имя Господне

благословенно отныне и вовек.

От восхода солнца

да будет прославляемо имя Господне.

Высок над всеми народами Господь;

над небесами слава Его.

Кто, как Господь, Бог наш,

чтобы призирать на небо и на землю;

из праха поднимает бедного,

из брения возвышает нищего,

чтобы посадить его с князьями,

с князьями народа его;

неплодную вселяет в дом матерью,

Молитва и 112 псалом

1 Аллилуия Хвалите, рабы Господни, хвалите имя Господне.

2 Да будет имя Господне благословенно отныне и вовек.

3 От восхода солнца до запада да будет прославляемо имя Господне.

4 Высок над всеми народами Господь; над небесами слава Его.

5 Кто, как Господь, Бог наш, Который, обитая на высоте,

6 приклоняется, чтобы призирать на небо и на землю;

7 из праха поднимает бедного, из брения возвышает нищего,

8 чтобы посадить его с князьями, с князьями народа его;

9 неплодную вселяет в дом матерью, радующеюся о детях? Аллилуия!

Глава 112. Псалтирь. Комментарии Уильяма МакДональда.

Псалом 112: Он так велик и так полон благодати

112:1-6 В первых пяти стихах Бог представлен как бесконечно возвышенный, а в последних четырех – как очень близкий.

Наш Бог невероятно велик. И как таковой, Он достоин восхваления. Кем? Всеми Его рабами (ст. 1). Как? Благословляя Его имя, благодаря Его за все, кем Он является (ст. 2а).

Как Постоянно – сейчас и вовек часто? (ст. 2б).

Где?Везде – от восхода до заката (ст. 3а).

За что? За Его величие. Он высок над всеми народами, над небесами слава Его (ст. 4).

За Его несравненные качества.

Никто не может сравниться с Ним, сидящим на престоле на высоте (ст. 5).

За Его безграничное видение. На небе и на земле нет ничего такого, чего Он бы не видел (ст. 6). Здесь говорится, что Он должен был унизиться даже для того, чтобы призирать на небо и на землю!

Но Тот, Кто невероятно высок и славен, также очень близок к нам.

112:7-9 Бедные могут узнать об этом! Он поднимает их из праха.

Нищие могут узнать об этом! Он возвышает их из их низменного положения, чтобы посадить их с князьями, с лучшими людьми земли.

Неплодная женщина может узнать об этом! Он вселяет ее в дом матерью, радующеюся о детях. Бесплодие было ужасным проклятием для иудейской женщины. Избавление от этого проклятия было поводом для самой бурной радости, согласно «Комментарию к молитвенной книге».

Я был беден, но через веру во Христа я стал фантастически богат в духовном отношении.

Я был нищим, но Господь Иисус извлек нищего из его отбросов и дал ему чудесных верующих братьев и сестер, общение с которыми лучше всего, что может предложить этот мир.

Я был бесплоден и не приносил в своей жизни плода для Бога. Но Он избавил меня от пустого и бессмысленного существования ради осмысленной и плодотворной жизни.

Он сидит на престоле, на высшем престоле,

Он сидит там по праву;

Он – возлюбленный Сын Отца,

И о Нем поют искупленные.

Хотя Он высок, Он принимает хвалу,

Которую предлагают Ему люди на земле;

Самый слабый и тихий возглас донесется До слуха Спасителя.

Добавьте комментарий

Толкование Старого Завета

Толкование Нового Завета

Бог любит тебя © 2017 Христианские проповеди онлайн. Христианские проповеди читать бесплатно. | Бог любит тебя

Сей краткий псалом так же, как и предыдущий, 111-й, псалом имеет надписание Аллилуиа («хвалите Бога»), и также побуждает верных и истинных Богопочитателей к хвале и прославлению Бога. Наш долг, как смиренных и недостойных рабов Его, требует, чтобы мы, живущие на земле и всегда Им облагодетельствованные, почитали и славили Его. По некоторому сходству с предыдущим псалмом, он вполне идет к состоянию иудеев, по возвращении из плена вавилонского, когда они еще раз, в продолжение своей истории, самым делом познали всемирное владычество Господа над царствами и народами (; ) и на самих себе испытали благодетельное действие Его промышления к избавлению от угнетения и бедствий.

Хвалите, отроцы, Господа, хвалите имя Господне. Буди имя Господне благословенно отныне и до века.

О хвале, или прославлении, Господа сказано выше, в первых строках о сем псалме, а также и в других псалмах. А кто такие отроцы , которые призываются к хвале Господа? Под отроками здесь разумеются не дети среднего возраста (10–15 лет), которые принадлежат к возрасту, известному под именем отроческого («отроки»). В Св. Писании и в богослужебном языке Православной Церкви отроками называются чаще всего рабы (), или служители вообще, и, в частности, – те три отрока из пленников иудейских, которые, быв брошены по повелению царя Навуходоносора в раскаленную огнем печь вавилонскую, чрез посланного к ним и оросившего их ангела Господня, не только не потерпели никакого вреда, но еще побудили царя и весь народ прославить Господа Бога. С тех пор в иудейской Церкви, а из нее и в новозаветную христианскую вошел обычай славить Господа Бога чрез трех вавилонских отроков, прославивших Его в «седмерицею разжженной пещи». Этому прославлению посвящены в нашей Святой Церкви все богослужебные песнопения, входящие в состав утреннего богослужения, под названием 7-й и 8-й песни утреннего канона, как эта, например: «Пещь иногда огненная в Вавилоне действа разделяше, Божиим велением халдеи опаляющая, верныя же орошающая, поющая: благословите вся дела Господня Господа» (Октоих. Глас 2-й. Неделя. Утреня. Канон, песнь 8). И прославляется Сам Господь Бог и нераздельно с Ним святое имя Господне, а не так, как еретичествуют новые лжемудрецы на Афонской горе, прославляя особо Господа и особо – имя Господне. Так прославляли Господа великие праведники и св. пророки Его.

Так, праведный и многострадальный Иов, когда услышал о всех постигших его, по попущению Божию, страшных бедствиях, то не только не выразил ни единого слова ропота на Бога, а, благословляя имя Господне, пал на землю, поклонился Богу и сказал: «Господь дал, Господь и взял! Да будет имя Господне благословенно во веки» (). Также поступил и Даниил пророк, когда, после молитвы об открытии ему тайны царского сновидения, получил во сне нощию откровение сей тайны от Бога, благословил Бога Небесного и сказал: «Буди имя Господа Бога благословено от века и до века» (). Так поступали и многие другие праведники, так же должны поступать и мы все, признающие себя рабами и служителями Господа Бога.

От восток солнца до запад хвально имя Господне, высок над всеми языки Господь: над небесы слава Его.

Везде, говорит пророк, по всему пространству земного мира, от того места, где восходит солнце, и до запада его, т.е. где оно заходит, должно быть прославляемо имя Господне, потому что везде живут разные народы, которыми управляют великие государи и сильные цари. «Хвально, – говорит св. Иоанн Златоуст , – имя Господне уже не в Палестине и не во Иудеи только, но во всей вселенной. А когда это сбылось, как не тогда, когда стала процветать наша церковь?» Но как бы те или другие народы, населяющие землю, ни были велики и сильны, как бы ни были они многочисленны и славны, но Господь Бог превосходит их силою и властию. Он несравненно выше их всех, и не только выше народов и царей, но и выше всех ангелов, находящихся на небесах, и слава Его превосходит все небеса и живущих на них, превыше небес слава Его . По словам блж. Феодорита, «и здесь сии слова означают то, что все народы узнали, что есть Всевышний и Творец всех и хвалимый небесными ангелами» .

Кто яко Господь наш? На высоких живый, и на смиренныя призираяй на небеси и на земли: воздвизаяй от земли нища, и от гноища возвышаяй убога.

Здесь псалмопевец делает сравнение, или как бы соотношение, Господа Бога Израилева с другими признаваемыми от людей божествами. Есть ли кто-нибудь, говорит, в мире такой, Кто как Иегова, наш, Который, имея жительство на неприступных высотах, и всех и все превосходя величием Существа Своего, в то же время, по неизреченной милости и благости Своей, близок был и ко всему тому, что происходит на небе и на земле, даже к незначительным предметам, в особенности же к людям, кротким и смиренным; Который, восседая на высоте, преклоняется, чтобы видеть то, что на небесах и на земле? Кто, яко Господь , Который на небеси унизил гордых ангелов и сатану, и на земли воззрел на смиренных и праведных и возвел их к соучастию в вечной славе Своей, Который на земле презрел гордых фараонов, Навуходоносоров и других, подобных им, и воззрел на Моисея и Давида и на других смиренных и кротких, Который из праха подъемлет бедного, из брения возвышает нищего , как например многострадального Иова? Землею и гноищем псалмопевец называет ничтожество и прославляет могущество Божие, которое легко изменяет вещи, во что Ему угодно, как изъясняет блж. Феодорит, «и нищего и ничего не значащего делает богатым и значительным, также ничтожного и бедного делает славным и знаменитым» .

Посадити его с князи, с князи людий своих: вселяя неплодовь в дом, матерь о чадех веселящуся.

В сих последних стихах продолжается речь предыдущих стихов. Господь Бог, призирающий с высоты на землю и на дела ее, возвышает от земли и от бедности нищего и убогого для того, чтобы посадити его с князи , т.е. чтобы приравнять его по достоинству с князьями и людьми, стоящими на высокой степени. Вообще же здесь указывается на вездесущий и вседействующий Промысл Божий на небе и на земле. Промыслительная десница Божия проявляется во всех делах человеческих. Она поддерживает бедного в несчастии и в бесчестии, чтобы показать после в них достойный пример людям. К таковым можно относить: Моисея, Давида, Даниила; в Новом Завете: апостолов, учеников и множество святых, которые явились вестниками особенных благодеяний и милости Господа. Все это им зачтется в будущей жизни, когда все бедные, все несчастные, угнетенные в этом мире, за их веру в Св. Евангелие и за любовь Христову будут приведены к славе, что и выражено образной речью: посадити их с князи людей своих . И не только многое подобное совершает, но и самую природу и законы природы Господь изменяет, когда это нужно Его Божественному Промыслу, так что и от бесплодной и бесчадной жены населяет дом ее и делает ее матерью, веселящеюся о чадах своих , т.е. делает ее из бесчадной многочадною, каковыми сделал в Ветхом Завете Анну, матерь Самуила, Рахиль и многих других. В высшем же и духовном смысле это сказание нужно относить к новозаветной Церкви, собранной из язычников, которая, продолжительное время пребывая бесплодною, наконец, на старости произвела многих чад, как говорит св. апостол Павел, повторяя слова пророка: «Возвеселися, неплоды, нераждающая, возгласи и возопий, нечревоболевшая, яко многа чада пустыя паче, нежели имущия мужа» (; ).

Пс. 112 Этот псалом восхваляет величие Господа, милостиво снисходящего к человеческим нуждам. Пс. 112, подобно Пс. 110 и 111, начинается со слова "аллилуйя", т.е. "хвалите Господа" ("халлелу ях"). Он открывает собой так называемый "Египетский халлел", исполнение которого было приурочено к главным праздникам еврейского народа: Пасхе и празднику Кущей. Пс. 112-117 исполнялись на Пасху, так что вполне возможно, что именно их Иисус пел со Своими учениками в последний вечер, проведенный с ними (Мф. 26,30; Мк. 14,26). Кроме того, следует отметить некоторое сходство Пс. 112 с благодарственной песнью Анны (1 Цар., гл. 2; особенно ст. 5 и 8) и "Величит душа Моя Господа" Марии (Лк. 1,46-55).

112:1 рабы Господни. Эти слова обращены к верующим, присутствующим на богослужении.

хвалите имя Господне. См. Пс. 8,2.

112:2 отныне и вовек. Т.е. во все времена.

112:3 От восхода солнца до запада. Т.е. по всей земле.

112:4 Высок над всеми народами Господь. Псалмопевец утверждает, что Господь - Бог не только израильтян, но и всех прочих народов, и даже более того - Бог всего мироздания.

112:5 Кто, как Господь..? Этот вопрос - риторический. Он, безусловно, предполагает единственный ответ: "никто".

обитая на высоте. Подобно тому, как царь вознесен над своим народом, Бог возвышается над созданной Им и Ему подвластной вселенной.

112:6 приклоняется. Бог безмерно велик, но в величии Своем не забывает о сотворенном Им мире, вмешиваясь в ход земных дел.

чтобы призирать на небо. Небо в Библии часто называется местом пребывания Бога. Здесь, однако, подчеркнута мысль о том, что Бог столь велик, что даже небеса не вмещают Его (3 Цар. 8,27).

112:7 бедного... нищего. По великой милости Своей Господь помогает тем, кто нуждается в Его помощи.

112:9 неплодную вселяет в дом матерью. Эти слова могут быть отнесены к Анне и Марии (см. Введение: Характерные особенности и темы).