Размышления над трудными местами евангелия. любит Кто любит отца или мать другой перевод

В Евангелии от Матфея есть выражение: «Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня.» (Мф. Х:37-38). Это выражение очень глубоко по смыслу, но, к сожалению, многие не понимают его. А любое непонимание порождает сопротивление и заводит человека на ложную дорогу. Как же правильно толковать приведенные в Евангелии слова Иисуса Христа? Прочитав или услышав их, некоторые думают: «Ну как же так? Если есть отец и мать, то что, их не надо любить? Не надо им помогать? Неужели надо все оставить и просто идти за Богом, служить только Богу, а о родных напрочь забыть?» Нет, Господь наш Иисус Христос имел в виду другое: кто любит своих родных, близких больше Бога, тот просто не сможет быть по-настоящему счастливым и не сможет искренне идти за Богом.

Когда вы искренне любите Бога, не творите себе кумиров, пытаетесь выполнять заповеди Божии, то Божья любовь пронизывает вашу душу, сердце - и вы автоматически любите родителей, вы автоматически любите свою жену или мужа, своих детей. Вы любите Божественной любовью, а не слепой, не обожествляете их. Вы видите их ошибки и пытаетесь подсказать, чтобы родной человек потом не страдал. Вы не потакаете слепо их неразумным прихотям, умеете сказать: "Нет" когда это нужно. И, конечно, проявляете внимание, терпение, прощаете их, заботитесь о них, хотите жить в согласии. Так, любя родных высокой любовью, вы поступаете по-Божьему. Это значит - Вы достойны Господа, вы идете за Ним. Поэтому идти за Богом - вовсе не значит, что надо оставить все, целыми днями быть в церкви или только молиться, а о своих родных забыть, детей забросить. А люди же порой впадают в крайности. Поэтому следует взвешенно подходить к словам Иисуса Христа, не искажать учение, правильно понимать, что именно Иисус имел в виду.

Мы, Слава Богу, понимаем Писание. Во время литургии, после покаяния, мы просим, чтобы Господь наполнял нас Своей благодатью, наполнял высокими Божьими дарами - любовью и прощением. И Господь дает эту капельку любви в наши сердца, наши души. А через нас Господь затем дает нашим родителям, детям, родным. Для того чтобы получить Божью любовь, которая поможет нам идти за Богом и быть достойными Его, нужно попросить ее у Источники этой любви - у Бога: «Боже, дай мне безграничной любви к Тебе, помоги возлюбить Тебя всем сердцем своим, и всею душой своею и всем разумением своим, и всей силою своею ». Тогда Господь наполняет наше сердце и душу Божественной Любовью, и человек становится счастливым, поскольку в его сердце появляется любовь к самому Творцу Вселенной - и тогда у человека есть силы искренне идти за Богом.

Также Господь говорит о кресте, который хоть и тяжел, но сладок. Какой это крест? Это крест служения, крест помощи Божьему делу на Земле. Мы приходим в церковь, мы молимся, мы просим, чтобы Господь нам помогал в разных делах. И чтобы Божья Церковь развивалась, чтобы истина распространялась по всей Украине. Чтобы все люди становились счастливыми, чтобы они получали духовные знания - это и есть крест - служение. Он, если подумать, очень тяжелый, а с другой стороны, какой же он тяжелый? Он - сладкий. Когда мы молимся и просим, чтобы Господь нам помогал, разве нам тяжело становится от этого? Нет, нам не тяжело, а благодатно, ведь Бог благословляет нас Духом Святым - и нам становится хорошо. После искренней молитвы сходит Дух Святой, утешает сердца наши, души, вдохновляет нас на служение. Когда мы делаем доброе дело, то наш род благословляется, наши дети, внуки в будущем - все благословляются.

Святой Церковью читается Евангелие от Матфея. Глава 10, ст. 37 - 42; глава 11, ст. 1

10:37. Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня;

10:38. и кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня.

10:39. Сберегший душу свою потеряет ее; а потерявший душу свою ради Меня сбережет ее.

10:40. Кто принимает вас, принимает Меня, а кто принимает Меня, принимает Пославшего Меня;

10:41. кто принимает пророка, во имя пророка, получит награду пророка; и кто принимает праведника, во имя праведника, получит награду праведника.

10:42. И кто напоит одного из малых сих только чашею холодной воды, во имя ученика, истинно говорю вам, не потеряет награды своей.

11:1. И когда окончил Иисус наставления двенадцати ученикам Своим, перешел оттуда учить и проповедывать в городах их.

(Мф. 10, 37-42; 11, 1)

Господь произносит важнейшие слова для Своих учеников и вообще для всякого, кто хочет вступить на христианский путь, открывает для себя Евангелие и хочет жить так, как определяет Бог.

В 37-м стихе Господь произносит, казалось бы, очень странные и страшные слова: « Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня». Может ли человек понять и принять эти слова? Как это возможно? Что означают слова «кто любит отца или мать, сына или дочь, больше, чем Меня, тот Меня не достоин»? Как это принять человеку, живущему в XXI веке, для которого Христос не открыт так, как был открыт ученикам, видевшим и осязавшим Его во время проповедей? Как принять Христа тому, кто узнает о Христе через Евангелие, а может быть, и через что-то иное?

Конечно, здесь идет речь не о той любви, которую мы понимаем как сыновью или отеческую. Здесь речь идет о некой привязанности. Господь говорит: «Где сердце ваше, там и сокровище ваше», то есть там, к чему или кому привязана ваша душа. Ни для кого не секрет, что родители подчас настолько обожают своих детей, что могут причинить огромный вред им и себе: погубить себя и воспитать совершенно неадекватных (скажем так) людей. Из такой любви могут происходить разные печальные истории.

Здесь Господь говорит: «Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня». Так или иначе, перед нами всегда стоит выбор: идти за Христом или не идти за Ним. Иногда этот выбор заключается даже в том, слушать ли своих близких или идти за Христом. Не случайно Господь говорит: «И враги человеку - домашние его» . Иногда может потребоваться и такой - страшный и трудный - выбор. «Кто любит отца или мать», то есть кто связывает свое сердце чем-то земным, не важно семейные это отношения или материальные блага, но все это очень сильно повредит человеку. Ведь и дальше Господь говорит: «И кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня», то есть «кто отказывается от своего креста, тот недостоин Меня».

Как можно отказаться от своего креста, в чем это может проявиться? Когда внутренне не можешь смириться с какими-то внешними обстоятельствами. Крест - это образ тех трудностей, которые есть в нашей жизни. «Кто не возьмет креста своего и не последует за Мною, тот Меня не достоин». Вспомним, как Господь берет крест Свой и идет на Голгофу. Господь Сам несет Свой крест, этот образ большинству из нас должен быть ясен и понятен. «Кто не берет креста своего и не следует за Мною, тот Меня не достоин», то есть такой человек просто не может быть христианином или стать им когда-то. Ведь несение своего креста связано со многими изменениями самого себя. Оно означает смирение и понимание того, что обо всем, происходящем в мире, промышляет Бог и все мы находимся в этом спасительном Промысле Божием. Промысл Божий распространяется на всех людей. В нашей жизни он проявляется через самые различные жизненные обстоятельства и ситуации. Иногда мы должны смирить свою гордость, потому что если мы говорим: «Почему это происходит именно со мной, почему Бог допускает такие обстоятельства в моей жизни?» - значит мы отказываемся от своего креста.

В 42-м стихе Господь говорит: « И кто напоит одного из малых сих только чашею холодной воды, во имя ученика, истинно говорю вам, не потеряет награды своей». Господь не ставит нам каких-то сверхъестественных задач, не требует непосильных трудов, которых мы не сможем выполнить. Он говорит, что если ты напоил путника холодной водой, тебе уже будет большая награда на небе. Вся наша жизнь складывается из таких мелочей, на которые мы должны обращать наше внимание, но иногда не обращаем. Какая-то мелкая человеческая нужда, но пристально взглянув на нее и приняв в ней участие, мы можем принести своему сердцу огромную пользу. Вот в чем вся суть. Господь не призывает нас бороться с ветряными мельницами, делать что-то невероятное, совершать сверхъестественные подвиги. Необходимо понимание того, к чему мы движемся, чего хотим и пытаемся достичь в нашей жизни. Господь призывает нас нести свой крест, чтобы наше сердце находилось в положенном месте: прилепилось к Богу, тогда не будет никакого соблазна и искушения, каких-то изменений - все будет идти своим чередом, будет в том порядке, который установил Бог.

Для нас очень важно еще и еще раз обращаться к этим словам, завершающим 10-ю главу Евангелия от Матфея, в которых Господь научает нас христианскому пути, пути, который по-настоящему труден и не прост, но в конце которого нас ожидает великое блаженство и радость Царства Небесного.

Храни вас Господь!

Священник Даниил Рябинин

Расшифровка: Нина Кирсанова

Спрашивает Владимир
Отвечает Виктор Белоусов, 26.12.2007


Мир вам, Владимир!

Давайте будем исследовать вместе этот вопрос и сравним:

Матфей:
1 И призвав двенадцать учеников Своих , Он дал им власть над нечистыми духами, чтобы изгонять их и врачевать всякую болезнь и всякую немощь. 2 Двенадцати же Апостолов имена суть сии: первый Симон, называемый Петром, и Андрей, брат его, Иаков Зеведеев и Иоанн, брат его, 3 Филипп и Варфоломей, Фома и Матфей мытарь, Иаков Алфеев и Леввей, прозванный Фаддеем, 4 Симон Кананит и Иуда Искариот, который и предал Его. 5 Сих двенадцать послал Иисус, и заповедал им, говоря: на путь к язычникам не ходите, и в город Самарянский не входите;...
21 Предаст же брат брата на смерть, и отец - сына; и восстанут дети на родителей, и умертвят их; 22 и будете ненавидимы всеми за имя Мое; претерпевший же до конца спасется. 23 Когда же будут гнать вас в одном городе, бегите в другой. Ибо истинно говорю вам: не успеете обойти городов Израилевых, как приидет Сын Человеческий. 24 Ученик не выше учителя, и слуга не выше господина своего: 25 довольно для ученика, чтобы он был, как учитель его, и для слуги, чтобы он был, как господин его. Если хозяина дома назвали веельзевулом, не тем ли более домашних его? 26 Итак не бойтесь их, ибо нет ничего сокровенного, что не открылось бы, и тайного, что не было бы узнано. 27 Что говорю вам в темноте, говорите при свете; и что на ухо слышите, проповедуйте на кровлях. 28 И не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне. 29 Не две ли малые птицы продаются за ассарий? И ни одна из них не упадет на землю без [воли] Отца вашего; 30 у вас же и волосы на голове все сочтены; 31 не бойтесь же: вы лучше многих малых птиц. 32 Итак всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным; 33 а кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцем Моим Небесным. 34 Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч, 35 ибо Я пришел разделить человека с отцом его, и дочь с матерью ее, и невестку со свекровью ее. 36 И враги человеку - домашние его. 37 Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня; 38 и кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня. 39 Сберегший душу свою потеряет ее; а потерявший душу свою ради Меня сбережет ее.

Лука:
15 Услышав это, некто из возлежащих с Ним сказал Ему: блажен, кто вкусит хлеба в Царствии Божием! 16 Он же сказал ему: один человек сделал большой ужин и звал многих, 17 и когда наступило время ужина, послал раба своего сказать званым: идите, ибо уже все готово. 18 И начали все, как бы сговорившись, извиняться. Первый сказал ему: я купил землю и мне нужно пойти посмотреть ее; прошу тебя, извини меня. 19 Другой сказал: я купил пять пар волов и иду испытать их; прошу тебя, извини меня. 20 Третий сказал: я женился и потому не могу придти. 21 И, возвратившись, раб тот донес о сем господину своему. Тогда, разгневавшись, хозяин дома сказал рабу своему: пойди скорее по улицам и переулкам города и приведи сюда нищих, увечных, хромых и слепых. 22 И сказал раб: господин! исполнено, как приказал ты, и еще есть место. 23 Господин сказал рабу: пойди по дорогам и изгородям и убеди придти, чтобы наполнился дом мой. 24 Ибо сказываю вам, что никто из тех званых не вкусит моего ужина, ибо много званых, но мало избранных. 25 С Ним шло множество народа; и Он, обратившись, сказал им: 26 если кто приходит ко Мне и не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей, и братьев и сестер, а притом и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником;

В этих отрывках есть существенные отличия:

1) Это разные слова Христа и разные ситуации, в которых Он эти слова произнес.

2) У Матфея слова обращены к избранным ученикам, которые посылаются на самостоятельную проповедь Евангелия. У Луки - это слова к толпе народа, который собрался послушать Учителя и делается выбор - стать учениками или нет.

3) Суть нашего отрывка (об отношении к родителям и родственникам) у Матфея сводится больше к конфликту при проповеди, потому что семьи учеников не понимают и не разделяют учение Иисуса (за редким исключением). Наверное вы помните, когда даже к Иисусу пришла мать и братья в недоумении от Его проповеди, они не сидели и не слушали вместе с учениками, а пришли гораздо позже (под конец) с несколько иной задачей, чем и объясняются слова Христа ().
Суть отрывка у Луки несколько иная - избрание для Небесного Царства ( , 24) и критерии для этого избрания. Ученичество для тех, кто еще не стал учеником. Здесь нет "дешевизны" - идите за Мной и вам будет очень хорошо. Иисус говорит о цене ученичества. Осмысление ответственности и серьезности выбора. По этой причине слова несколько более "жесткие", хотя фраза сходна.

Надеюсь, разница стала более понятна.

Благословений,
Виктор

Читайте еще по теме "Толкование Писания":

, – законом любви супружеской повелевает человеку оставить отца своего и матерь свою, то может ли Божественный Жених душ наших, Христос Спаситель, предлагать меньшие требования желающим духовного с Ним обручения?» Вот почему Он с такой силой и властью говорит апостолам Своим, а в их лице и всем верующим: КТО ЛЮБИТ ОТЦА своего ИЛИ МАТЬ свою, которые дали вам временную жизнь, БОЛЕЕ , НЕЖЕЛИ МЕНЯ , вашего Искупителя, Который Своей Кровью дает вам вечную жизнь, НЕ ДОСТОИН МЕНЯ , такой не достоин называться Моим учеником. Почитай и люби своих родителей, заботься о них в старости, повинуйся им, но если они станут принуждать тебя к нарушению Моих заповедей, не слушайся их. И КТО ЛЮБИТ СЫНА ИЛИ ДОЧЬ БОЛЕЕ , НЕЖЕЛИ МЕНЯ , так что ради них готов забыть Мои заповеди, таковой НЕ ДОСТОИН МЕНЯ! Так мог сказать только или Богочеловек. Такое требование не может высказать простой человек. Только Бог есть Отец Небесный, первее и превыше всех отцов и матерей земных. И отцы и матери наши сами должны любить Его паче всего, сами же должны требовать и от нас, детей своих, чтобы мы любили Бога более, нежели их самих. Если человек не любит Бога паче отца и матери, то у такого земные родители выше Бога и он уже не истинный христианин... Буквально исполнялись эти слова Христовы: вспомните, например, историю страданий святой великомученицы Варвары, от руки родного отца принявшей мученическую смерть, или того родителя, вельможу, который, когда его сын отрекся от Христа, не побоялся сказать в глаза богоотступнику Иулиану: «ты, царь, говоришь мне об этом беззаконнике-сыне, который ложь возлюбил паче истины?... Он больше не сын мне»...

Но что говорить о родителях и детях? Если даже и душу свою, говорит Христос, будешь предпочитать любви ко Мне, ты еще далек от того, чтобы быть Моим учеником: И КТО НЕ БЕРЕТ КРЕСТА СВОЕГО , кто, сделавшись Моим учеником, не будет готов на всякие страдания и испытания, тяжкие и позорные, какие только будет угодно Богу попустить, чтобы в человеке были умерщвлены плотские страсти и мирские похоти, – И СЛЕДУЕТ ЗА МНОЮ , кто не понесет вслед за Мною своего креста, подобно тому, как Я Сам несу Мой крест, ТОТ НЕ ДОСТОИН МЕНЯ! «Кто не откажется от настоящей жизни и не предаст себя на позорную смерть (ибо так древние думали о кресте), тот недостоин Меня. Поелику же, – замечает блаженный Феофилакт, – распинают многих как разбойников и воров, то присовокупил: «и следует за Мною» , т.е. живет по законам Моим». Поэтому у святого евангелиста Луки Спаситель говорит еще сильнее: «если кто приходит ко Мне и не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей, и братьев и сестер, а притом и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником» (). Повелевает не просто возненавидеть, ибо это совершенно противозаконно, но если кто из них потребует, чтобы ты любил его более, чем Меня, то в этом случае возненавидь его. Такая любовь и любимого, и любящего губит. «Кто же ходит во след Христа? Тот, кто живет по Его святым заповедям и во всем, насколько может, подражает Ему. А кто слишком заботится о телесной жизни, тот думает, что обретает душу свою, между тем как на самом деле он губит ее; СБЕРЕГШИЙ ДУШУ СВОЮ (кто сбережет ее для временной жизни, отрекшись от Меня каким бы то ни было образом), тот ПОТЕРЯЕТ ЕЕ , потеряет свою душу для вечной жизни, лишится вечной жизни, подвергнется вечной смерти за измену истинной вере. А, напротив, ПОТЕРЯВШИЙ ДУШУ СВОЮ , кто не пощадит своей временной жизни, РАДИ МЕНЯ , кто постраждет за Меня, как добрый воин в подвиге мученичества, тот СБЕРЕЖЕТ ЕЕ , сбережет свою душу для жизни будущей. «Почему ты не хочешь возненавидеть душу свою? Потому ли, что любишь ее? Но по этому самому и возненавидь, и тогда более всего принесешь ей пользы и докажешь, что ты любишь ее. Велика была сила Говорящего, велика и любовь слушающих; поэтому-то они, слыша гораздо более прискорбное и тягостное, чем слышали великие мужи Моисей и Иеремия, пребывали послушными и не противоречили» (слова святителя Иоанна Златоуста). Впрочем, в столь великом подвиге Господь обещает ученикам поддержку со стороны верующих, которым за такую поддержку обещает великую награду, показывая, что Он в этом случае более печется о принимающих, нежели о принимаемых, и отдает им первую честь.

КТО ПРИНИМАЕТ ВАС , ПРИНИМАЕТ МЕНЯ , А КТО ПРИНИМАЕТ МЕНЯ , ПРИНИМАЕТ ПОСЛАВШЕГО МЕНЯ . Кто чтит вас, тот чтит Меня, а через Меня и Моего Отца. Что может сравниться с честью принять Отца и Сына? Но вместе с тем обещает Он и другое еще воздаяние: КТО ПРИНИМАЕТ ПРОРОКА – не ради какого-либо предстательства или заступничества перед царями, не из земных каких-либо расчетов, а ВО ИМЯ ПРОРОКА , ради той Божественной истины, которую пророк, по Божественному вдохновению, изрекает, ради того святого дела, которому пророк служит, – а ваше апостольское служение не ниже пророческого, – таковой и ПОЛУЧИТ НАГРАДУ ПРОРОКА; И КТО ПРИНИМАЕТ ПРАВЕДНИКА (не из мирского гостеприимства, не лицемерно, ради приличия, только бы люди не осудили за то, что не принял, не из тщеславия, что он близок праведнику), а ВО ИМЯ ПРАВЕДНИКА , ради той праведности, которую праведник обнаруживает в жизни (а ваша жизнь наипаче должна сиять праведностью), – таковой за принятие вас в дом свой ПОЛУЧИТ НАГРАДУ ПРАВЕДНИКА , получит награду – или какую достоин получить принявший пророка или праведника, или какую получит сам пророк или праведник. Эта награда ждет гостеприимца в Царстве Небесном, в блаженной вечности. «Итак, почитай добро, – говорит преподобный Исидор Пелусиот , – не ради славы человеческой, не ради житейской выгоды, а ради самого добра», взирая на добро, как на плоды благодати Божией, обитающей во святых Божиих, и ты сам прославишься со святыми. А чтобы никто не стал отговариваться бедностью, Господь присовокупил: И КТО , не имея ничего, что мог бы подать, НАПОИТ ОДНОГО ИЗ МАЛЫХ СИХ , одного из вас, малых и незнатных в глазах мира и смиренных в собственном мнении о себе, кто напоит вас, утружденных в пути, ТОЛЬКО ЧАШЕЮ ХОЛОДНОЙ ВОДЫ , что уже не будет стоить ничего для подающего, ВО ИМЯ УЧЕНИКА , только потому подаст, что жаждущий есть Мой ученик, ИСТИННО ГОВОРЮ ВАМ , НЕ ПОТЕРЯЕТ НАГРАДЫ СВОЕЙ , потому что он этим покажет свою любовь ко Мне, вашему общему Учителю и Господу. «Итак, Господь ценит не столько поданное, сколько усердие, произволение и любовь подающего; посему и две лепты вдовицы Он оценил дороже богатых вкладов, какие делались богатыми, но без усердия» (преподобный Исидор Пелусиот). Но кто оказывает добро ближнему не во имя любви к своему Спасителю, а по другим побуждениям, хотя бы и самым благородным, например, по чувству простого человеческого сострадания, или по своему мягкосердечию, или во имя так называемой ныне гуманности, тот еще не показывает истинной любви к своему Спасителю и потому не заслуживает от Него награды в блаженной вечности.

Вот разница между добром естественным, которое свойственно творить и язычнику, и добродетелью истинно христианской, совершаемой во имя Христовой заповеди, при помощи Его благодати, и потому имеющей силу животворить нашу душу и следовательно – спасительной. «Господь, – замечает святитель Златоуст, – здесь говорит о пророках и учениках, а в другое время повелевает принимать даже самых презренных, и тем, которые не принимают таковых, определяет наказание: «так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне» (). Ибо хотя бы принимаемый тобой не был ни ученик, ни пророк, ни праведник, но он – человек, который с тобой живет в одном мире, одно и то же видит солнце, имеет такую же душу, одного и того же Владыку, приобщается одних и тех же Таинств, к тому же призывается Небу, и совершенно вправе требовать от тебя призрения будучи беден и нуждаясь в необходимом». «Чашу студеной воды подает и тот, кто вразумляет человека, пылающего огнем гнева и похотей, и соделывает его учеником Христовым: и сей, конечно, не погубит мзды своей». И КОГДА ОКОНЧИЛ ИИСУС НАСТАВЛЕНИЯ ДВЕНАДЦАТИ УЧЕНИКАМ СВОИМ, ПЕРЕШЕЛ ОТТУДА УЧИТЬ И ПРОПОВЕДЫВАТЬ В ГОРОДАХ ИХ . «Окончив наставления, Господь Сам уклонился от учеников Своих на время, чтобы дать им возможность делать то, что Он повелел. Ибо если бы Сам Он находился с ними неразлучно, то никто не захотел бы идти к ученикам». И действительно, апостолы проходили селения, благовествуя и исцеляя всюду, проповедуя покаяние и многих бесов изгоняли, и помазывали маслом многих больных и исцеляли...

Быт 27:9 ...и я приготовлю из них отцу твоему кушанье, какое он любит ,..
Быт 37:4 ...что отец их любит его более всех братьев его;..
Быт 44:20 ...а он остался один от матери своей, и отец любит его...
Втор 7:8 ...но потому, что любит вас Господь,..
Втор 10:18 ...и любит пришельца, и дает ему хлеб и одежду...
Втор 23:5 ...ибо Господь Бог твой любит тебя...
Втор 33:3 ...Истинно Он любит народ [Свой];..
Руфь 4:15 ...ибо его родила сноха твоя, которая любит тебя,..
Пс 10:7 ...ибо Господь праведен, любит правду;..
Пс 32:5 ...Он любит правду и суд;..
Пс 33:13 ...Хочет ли человек жить и любит ли долгоденствие,..
Пс 36:28 ...ибо Господь любит правду и не оставляет святых Своих;..
Пс 86:2 ...Господь любит врата Сиона более всех селений Иакова...
Пс 98:4 ...И могущество царя любит суд...
Пс 145:8 ...Господь любит праведных...
Притч 3:12 ...ибо кого любит Господь, того наказывает...
Притч 12:1 ...Кто любит наставление, тот любит знание;..
Притч 13:25 ...а кто любит , тот с детства наказывает его...
Притч 15:9 ...а идущего путем правды Он любит ...
Притч 15:12 ...Не любит распутный обличающих его,..
Притч 16:13 ...и говорящего истину он любит ...
Притч 17:17 ...Друг любит во всякое время...
Притч 17:19 ...Кто любит ссоры, любит грех,..
Притч 18:2 ...Глупый не любит знания,..
Притч 19:8 ...Кто приобретает разум, тот любит душу свою;..
Притч 21:17 ...Кто любит веселье, обеднеет;..
Притч 21:17 ...а кто любит вино и тук, не разбогатеет...
Притч 22:11 ...Кто любит чистоту сердца, у того приятность на устах,..
Еккл 5:9 ...Кто любит серебро, тот не насытится серебром,..
Еккл 5:9 ...и кто любит богатство, тому нет пользы от того...
Песн 1:6 ...Скажи мне, ты, которого любит душа моя: где пасешь ты?..
Песн 3:1 ...На ложе моем ночью искала я того, которого любит душа моя,..
Песн 3:2 ...и буду искать того, которого любит душа моя;..
Песн 3:3 ...не видали ли вы того, которого любит душа моя?..
Песн 3:4 ...как нашла того, которого любит душа моя,..
Иер 5:31 ...и народ Мой любит это...
Ос 3:1 ...подобно тому, как любит Господь сынов Израилевых,..
Ос 12:7 ...любит обижать;..
Мих 7:18 ...не вечно гневается Он, потому что любит миловать...

Мф 10:37 ...Кто любит отца или мать более, нежели Меня,..
Мф 10:37 ...и кто любит сына или дочь более, нежели Меня,..
Мф 11:19 ...который любит есть и пить вино,..
Лк 7:5 ...ибо он любит народ наш...
Лк 7:34 ...и говорите: вот человек, который любит есть и пить вино,..
Лк 7:47 ...а кому мало прощается, тот мало любит ...
Ин 3:35 ...Отец любит Сына и все дал в руку Его...
Ин 5:20 ...Ибо Отец любит Сына и показывает Ему все, что творит Сам;..
Ин 10:17 ...Потому любит Меня Отец,..
Ин 14:21 ...Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня;..
Ин 14:21 ...а кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцем Моим;..
Ин 14:23 ...кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое;..
Ин 16:27 ...ибо Сам Отец любит вас,..
Иак 4:5 ...до ревности любит дух, живущий в нас?..
1Пет 3:10 ...Ибо, кто любит жизнь и хочет видеть добрые дни,..
1Ин 2:10 ...Кто любит брата своего, тот пребывает во свете,..
1Ин 2:15 ...кто любит мир, в том нет любви Отчей...
1Ин 4:8 ...Кто не любит , тот не познал Бога,..
1Ин 5:1 ...и всякий, любящий Родившего, любит и Рожденного от Него...
1Кор 8:3 ...Но кто любит Бога, тому дано знание от Него...
1Кор 16:22 ...Кто не любит Господа Иисуса Христа, анафема, маран-афа...
2Кор 9:7 ...ибо доброхотно дающего любит Бог...
Еф 5:28 ...любящий свою жену любит самого себя...
Еф 5:33 ...Так каждый из вас да любит свою жену, как самого себя;..
Евр 12:6 ...Ибо Господь, кого любит , того наказывает;..

2Езд 4:25 ...И более любит человек жену свою, нежели отца и мать...
Прем 7:28 ...ибо Бог никого не любит , кроме живущего с премудростью...
Прем 8:7 ...Если кто любит праведность, – плоды ее суть добродетели:..
Сир 3:25 ...Кто любит опасность, тот впадет в нее;..
Сир 4:13 ...любящий ее любит жизнь,..
Сир 4:15 ...и любящих ее любит Господь;..
Сир 7:23 ...Разумного раба да любит душа твоя,..
Сир 13:19 ...Всякое животное любит подобное себе,..
Сир 30:1 ...Кто любит своего сына, тот пусть чаще наказывает его,..
Тов 6:15 ...ее любит демон, который никому не вредит,