Молитва спасения в библии. Что библия говорит о спасении Спасает ли библия в домашних условиях

Слово спасение стало очень популярным христианским термином.

Мы вспоминаем об Армии Спасения, или об уличном проповеднике, носящем на себе плакат с предупреждением о конце света.

Но когда мы думаем и спасении в терминах христианства, первый вопрос, который мы должны задать себе:

Спасение от чего?

“Верующий в Сына имеет жизнь вечную, а не верующий в Сына не увидит жизни, но гнев Божий пребывает на нем.” (Ин. 3:36)

Даже Израильтяне.

“Ибо возмездие за грех - смерть.” (Рим. 6:23)

Смерть нашей души.
Вечная смерть нашего духа.

Это довольно ясно намекает на гибель для каждого человека, потому что, как мы видим, в Библии сказано: “Нет праведного ни одного” (Рим. 3:10) и “Потому что все согрешили и лишены славы Божией” , и “Посему, как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили” (Рим. 5:12).

Но человек - это вечное существо. Наше тело умирает, но наш дух вечен. Итак, если наш дух не может, согласно очень строгим Божьим правилам, вечно жить в небесах, остаётся одна единственная альтернатива для человечества: “Да обратятся нечестивые в ад” (Пс. 9:17).

Бог есть любовь.

Бог знает, что со дня нашего рождения у нас есть склонность делать вещи, которые не следует делать. Библия по сути говорит следующее: “Ибо Он знает состав наш, помнит, что мы - персть” (Пс. 102:14).

Библия говорит:

“Да и все почти по закону очищается кровью, и без пролития крови не бывает прощения” (Евр. 9:22)

Но вот в чём суть.

“Ибо не знавшего греха Он сделал для нас жертвою за грех, чтобы мы в Нем сделались праведными пред Богом” (2 Кор. 5:21)

Он родился не случайно.


“Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную” (Ин. 3:16)

Если мы говорим о спасении от чего-то, мы имеем в виду потребность спасения от какой-то опасности. Потому, когда речь идёт о спасении, мы прежде всего должны иметь в голове чёткое понимание о том, от чего мы, или кто-то другой, нуждаемся во спасении.

Писание даёт ясный ответ на этот вопрос.
Что же Библия говорит о спасении?

В Евангелии от Иоанна, Иоанн Креститель говорит об Иисусе:

“Верующий в Сына имеет жизнь вечную, а не верующий в Сына не увидит жизни, но гнев Божий пребывает на нем.” (Ин. 3:36)

Но подождите! Я думала, что Бог есть Бог любви, а здесь говорится о гневе Божьем на тех, кто не уверует.

Почему бы Богу не быть более терпимым?

Потому что Божья цель номер один для всего творения, даже для человечества, - Его прославление.

Это самая главная цель нашего рождения. Но наше противление Ему, наше неверие в Него, и то, что мы не позволяем Ему через Библию диктовать нам, как жить, - это пощёчина Ему.

Всю историю, после того, как Адам и Ева съели плод с Древа Познания Добра и Зла, человечество продолжает давать пощёчины Богу своим противлением и отказом принимать Его власть над ним.

Даже Израильтяне.

И в Послании к Римлянам мы видим причину, по которой это настолько разрушительно:

“Ибо возмездие за грех - смерть.” (Рим. 6:23)

Смерть нашей души.
Окончательная смерть нашего тела.
Вечная смерть нашего духа.

Бог создал небеса как вечное место пребывания для всех, кто умрёт, но при одном условии:

Ты должен быть идеальным - ты должен быть святым.

Хм, это кажется нечестным. Не так ли?

С первого же дня всё складывается против нас!

Это довольно ясно намекает на гибель для каждого человека, потому что, как мы видим, в Библии сказано: “Нет праведного ни одного” (Рим. 3:10) и “Потому что все согрешили и лишены славы Божией”, и “Посему, как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили” (Рим. 5:12).

Но человек - это вечное существо. Наше тело умирает, но наш дух вечен. Итак, если наш дух не может, согласно очень строгим Божьим правилам, вечно жить в небесах, остаётся одна единственная альтернатива для человечества: “Да обратятся нечестивые в ад” (Пс. 9:17).

Это, похоже, свидетельствует в пользу тех, кто изображает христиан как злобных радикалов, кричащих, что все пойдут в ад, если не учитывать одну вещь.

Бог есть любовь.

Он действительно таков, и вот как Он показал это.

Бог знает, что со дня нашего рождения у нас есть склонность делать вещи, которые не следует делать. Библия по сути говорит следующее: “Ибо Он знает состав наш, помнит, что мы - персть” (Пс. 102:14).

Это означает, что Бог понимает человеческую природу. Он не забывает о том факте, что мы несовершенны и никогда таковыми не будем.

Потому Он придумал другое правило для небес.

Это правило состоит в том, что есть плохие вещи, которые мы делаем, - плохое, что мы сделали, но не хотели этого, - плохие вещи, которые мы делаем потому, что мы упрямы и хотим делать по-своему, плохие вещи, которые мы делаем, несмотря на… любую причину, и есть путь исправить это всё.

Оглядывались ли вы когда-нибудь назад и сожалели ли о чём-то, что вы сделали? Глупый поступок в школе, как, например, списывание на экзамене.

Или о чём-то большем, например, аборт - и боль, и вина, которые просто так не уходят?

Есть способ для того, чтобы это ушло.

Это та часть, в которой мы видим, что Бог действительно есть любовь.

Библия говорит:

“Да и все почти по закону очищается кровью, и без пролития крови не бывает прощения” (Евр. 9:22)

Но вот в чём суть.

Мы не можем быть теми, чью кровь можно пролить, потому что жертва должна быть полностью идеальной. И это приводит нас только к одной личности.

Это именно та причина, по которой Иисус пришёл на землю.

“Ибо не знавшего греха Он сделал для нас жертвою за грех, чтобы мы в Нем сделались праведными пред Богом” (2 Кор. 5:21)

Он родился не случайно.
Он пришёл не для того, чтобы сказать хорошие вещи людям.
Он пришёл не для того, чтобы сказать, что мы должны любить и прощать друг друга.
Он пришёл даже не для того, чтобы исцелять людей и дать им лучшую жизнь.

Иисус пришёл с одной единственной целью - чтобы умереть.

“Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную” (Ин. 3:16)

Это была одна единственная причина Его рождения, потому что, согласно Божьему плану, Он должен быть тем, кто прольёт Свою кровь, чтобы наши грехи были прощены.

Бог в буквальном смысле позволил Своему Сыну быть убитым, как преступник, чтобы дух каждого из нас не провёл вечность в аду.

Но есть условия для этого. Кровь Иисуса не даёт бесплатный пропуск на небеса всему человечеству, жившему, живущему и будущему жить.

Между фарисеями был некто, именем Никодим, один из начальников Иудейских. Он пришел к Иисусу ночью и сказал Ему: Равви! мы знаем, что Ты учитель, пришедший от Бога; ибо таких чудес, какие Ты творишь, никто не может творить, если не будет с ним Бог. Иисус сказал ему в ответ: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия. Никодим говорит Ему: как может человек родиться, будучи стар? неужели может он в другой раз войти в утробу матери своей и родиться? Иисус отвечал: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие. Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух. Не удивляйся тому, что Я сказал тебе: должно вам родиться свыше. Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким, рожденным от Духа. Никодим сказал Ему в ответ: как это может быть? Иисус отвечал и сказал ему: ты - учитель Израилев, и этого ли не знаешь? Истинно, истинно говорю тебе: мы говорим о том, что знаем, и свидетельствуем о том, что видели, а вы свидетельства Нашего не принимаете. Если Я сказал вам о земном, и вы не верите, - как поверите, если буду говорить вам о небесном? Никто не восходил на небо, как только сшедший с небес Сын Человеческий, сущий на небесах. И как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него. Верующий в Него не судится, а неверующий уже осужден, потому что не уверовал во имя Единородного Сына Божия. Суд же состоит в том, что свет пришел в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы; ибо всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идет к свету, чтобы не обличились дела его, потому что они злы, а поступающий по правде идет к свету, дабы явны были дела его, потому что они в Боге соделаны. (Евангелие от Иоанна 3:1-21)

Итак, кто во Христе, тот новая тварь; древнее прошло, теперь всё новое. (2-е Коринфянам 5:17)

Ибо не знавшего греха Он сделал для нас жертвою за грех, чтобы мы в Нем сделались праведными пред Богом. (2-е Коринфянам 5:21)

Ибо это хорошо и угодно Спасителю нашему Богу, Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины. Ибо един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус, 6 предавший Себя для искупления всех. Таково было в свое время свидетельство, (1-е Тимофею 2:3-6)

Дети мои! сие пишу вам, чтобы вы не согрешали; а если бы кто согрешил, то мы имеем ходатая пред Отцем, Иисуса Христа, праведника; Он есть умилостивление за грехи наши, и не только за наши, но и за грехи всего мира. (1-е Иоанна 2:1-2)

И вас, которые были мертвы во грехах и в необрезании плоти вашей, оживил вместе с Ним, простив нам все грехи, истребив учением бывшее о нас рукописание, которое было против нас, и Он взял его от среды и пригвоздил ко кресту; (к Колоссянам 2:13-14)

Слово сие верно и всякого принятия достойно. 10 Ибо мы для того и трудимся и поношения терпим, что уповаем на Бога живаго, Который есть Спаситель всех человеков, а наипаче верных. (1-е Тимофею 4:9-10)

Но дар благодати не как преступление. Ибо если преступлением одного подверглись смерти многие, то тем более благодать Божия и дар по благодати одного Человека, Иисуса Христа, преизбыточествуют для многих. (к Римлянам 5:15)

Когда же явилась благодать и человеколюбие Спасителя нашего, Бога, Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости, банею возрождения и обновления Святым Духом, Которого излил на нас обильно через Иисуса Христа, Спасителя нашего, чтобы, оправдавшись Его благодатью, мы по упованию соделались наследниками вечной жизни. (к Титу 3:4-7)

А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими, которые ни от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились. (Евангелие от Иоанна 1:12-13)

Дополнительную информацию вы можете получить, написав нам по адресу

Спрашивает Михаил
Отвечает Александра Ланц, 28.06.2011


Мир вам, Михаил!

Библия отвечает на этот вопрос совершенно определённо.

Бог говорит через Своего пророка Иоанна Крестителя:

"покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное. ...порождения ехиднины! кто внушил вам бежать от будущего гнева? сотворите же достойный плод покаяния и не думайте говорить в себе: "отец у нас Авраам" (*мы - истинные христиане), ибо говорю вам, что Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму (*учеников Христу). Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь. Я крещу вас в воде в покаяние, но Идущий за мною сильнее меня; я не достоин понести обувь Его; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем; лопата Его в руке Его, и Он очистит гумно Свое и соберет пшеницу Свою в житницу, а солому сожжет огнем неугасимым".

Бог говорит во Христе:

С того времени Иисус начал проповедывать и говорить: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное.

и говоря, что исполнилось время и приблизилось Царствие Божие: покайтесь и веруйте в Евангелие.

и проповедану быть во имя Его покаянию и прощению грехов во всех народах, начиная с Иерусалима.

Апостол Пётр говорит:

"покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святаго Духа".

"Итак покайтесь и обратитесь, чтобы загладились грехи ваши..."

Как видим, для спасения людям необходимо покаяться в своих грехах и принять распятого и воскресшего Иисуса, т.е. Евангелие, в качестве своего личного Спасителя от грехов и смерти.

Обратите внимание на то, что новозаветные Писания ясно и недвусмысленно говорят о том, что покаяние - это полное оставление греха, который человек когда-то совершал. Если человек прелюбодействовал, то после покаяния и обращения он перестанет это делать навсегда. Если человек сквернословил, лгал, поклонялся идолам, был пьяницей и пр., то после покаяния у подножия Креста, человек перестанет всё это делать раз и навсегда, и ему будет противно даже вспоминать о своей прошлой жизни.

Хочу обратить ваше особое внимание на тот момент, который многие люди, называющие себя верующими, упускают из виду. Дело в том, что человек не может покаяться самостоятельно, сам из себя. К истинному покаянию человека ведёт Бог: "благость Божия ведёт тебя к покаянию" () . И только благодаря обличающему Голосу Бога, благодаря действию Святого Духа, Который освещает сердце человека и все его дела, человек имеет возможность восскорбеть о своих грехах так, что пожелает лучше умереть, чем продолжать жить в них.

Таким образом, для того, чтобы спастись, человек должен начать прислушиваться к обличающему голосу Бога и позволить Богу привести его(её) к покаянию в своей греховности, в своей полнейшей неспособности соответствовать Небесным стандартам праведности и святости... только проходя через истинное покаяние человек способен увидеть свою нужду во Спасителе и принять Его всем своим сердцем.

"Я пришел призвать... грешников к покаянию" ( ; ; ).

"пусть тот знает, что обративший грешника от ложного пути его спасет душу от смерти и покроет множество грехов" ().

С уважением,

Читайте еще по теме "Спасение":

В Иисусе Христе прежде создания видимого мира была избрана церковь Христова. От начала не было поимённого списка избранных наперёд ко спасению, но избраны те, кто ныне имеет в своем сердце залог Святого Духа. Богу известен наперёд итог каждого жизненного пути. Но Его знание никак не влияет на свободу человеческого выбора.

«Он избрал нас в Нем прежде создания мира» (Еф 1:4 )

«Христианская церковь расходится в понимании этого догмата, особенно что касается Божественного суверенитета и человеческой ответственности» — пишет известный богослов Г.К.Тиссен. Он также считал, что ни в какой другой сфере нет большего расхождения во взглядах, и ни в каком другом исследовании выводы не идут так далеко, как в этом.

Многие христианские мыслители и теологи обращали внимание на трудности понимания догмата о спасении. Действительно, на первый взгляд, в Библии содержится две противоположные точки зрения. Так, известный религиозный швейцарский деятель Кальвин (1509-1564) придерживался мнения о решающем значении Божьего предопределения в вопросе спасения. Он сформулировал 7 доктрин:

1. Абсолютный авторитет Божий (Пс 134:6 ; Дан 4:34 ; Евр 1:11 ) .
2. Предназначение избрания (Рим 8:29 ; Деян 13:48 ) .
3. Полная греховность (испорченность) человека (Еф 2:1-2 ) .
4. Безусловное избрание: погибнут те, которые не откликнутся (Еф 1:4 ; 1Тим 1:2-4 ) .
5. Ограниченное искупление у Кальвина обосновывается логикой: если не все спасутся, то Христос потерпел поражение.
6. Неограниченная благодать: Бог не спасает людей против их воли, но влияет на неё так, что вызывает эффективное желание придти к Христу.
7. Гарантия спасения (Ин 10:28-29 ) .

В пользу доктрин Кальвина можно употребить также и другие тексты Библии, например: Иер 1:5 ; Иер 15:2 ; Мк 10:27 ; Ин 6:65 ; Ин 15:16 ; Ин 17:2 ; Деян 16:14 ; Иак 1:18 ; Рим 9:13 ; Еф 1:5 ; Еф 1:11 ; Еф 2:8 ; Флп 2:13 ; Кол 1:12 ; 1Фес 1:4 ; 1Фес 5:9 ; 2Фес 2:13 ; 2Тим 1:5 ; Откр 13:8 .

Взглядов Кальвина придерживаются многие богословы, но у них есть и много противников. Например, Джон Уэсли (1703-1791) придерживался противоположной точки зрения. «Доктрина абсолютного предопределения ведет к жилищам смерти» — утверждал он . В своей проповеди Спокойное рассмотрение предопределения он убедительно доказывает решающее значение воли человека в определении его участия в вечности и удовлетворительно толкует тексты Писаний, на которые опирается Кальвин и его сторонники.

В доказательство точки зрения Уэсли также можно употребить многие места из Писаний, например: Исх 32:33 ; Исх 45:22 ; Втор 11:26 ; Втор 30:15 ; Нав 24:15 ; 1Цар 8:7 ; 2Пар 15:2 ; 2Пар 24:20 ; Пс 72:27 ; Иер 26:3 ; Ин 1:12 ; Ин 3:36 ; Ин 6:37 ; 1Пет 1:5 ; 2Пет 1:10 ; 2Пет 2:21 ; 2Пет 3:17 ; Кол 1:23 ; 2Фес 2:10 ; 1Тим 1:19 ; 1Фес 3:5 ; 2Фес 2:12 ; Евр 3:14 ; Евр 3:36 ; Евр 5:9 .

Примерно такого же метода при защите своих взглядов на спасение придерживаются многие богословы и проповедники: они занимают одну из позиций и стараются удовлетворительно, в защиту своих взглядов, истолковывать аргументы противоположной стороны.

Видимо, поэтому Г.К.Тиссен в «Лекциях по систематическому богословию» (изд. 1979 г.) представляет обе точки зрения с критикой каждой из них. В качестве резюме приводится текст «О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его!» (Рим 11:33 ) . Г.К.Тиссен не решается отстаивать здесь ни одну из позиций (хотя сам он придерживался некоторых арминианских взглядов). Здесь он берет пример у ап. Павла: «Кто ты, человек, что споришь с Богом?» (Рим 9:20 ) .

Но если внимательно знакомиться с обеими группами текстов Библии, то бросается в глаза, насколько близко в ней иногда расположены тексты, истолковываемое в пользу противоположных взглядов. Еще раньше возникает вопрос, как Автор Библии мог иметь две точки зрения по столь важному вопросу?

По нашему мнению, эта трудность заключается в непонимании Божественной тайны о спасении нашим недостаточно просветлённым умом, поверхностным суждением о том, как мыслит и действует Бог в той части процесса спасения, которая относится к Божественному промыслу. Ибо из Писаний известно, что спасение зависит как от милующего Бога, так и от вопиющего о помиловании грешника (с этим согласятся не только протестантские, но и православные богословы).

К вопросу, как же решается человеческая участь, мы вернёмся позже, а сейчас продолжим рассмотрение того, как в рамках одной Библии совмещается два крайних взгляда на спасение, ведь «один Господь, одна вера» (Еф 4:5 ) . Выглядело бы весьма странным, если бы все эти многочисленные, как кажется, противоположные утверждения были сообщены нам только лишь с целью ещё раз подчеркнуть, столь неисповедимы пути Господни, и столь велико могущество Его. Но кто из христиан сомневается в этом?

Второе, что вызывает вопросы при защите обеих доктрин, так это те непростые толкования текстов оппонентов, которые звучат с обеих сторон. И хотя с ними нельзя не согласиться (хотя бы отчасти), евангельской простоты в этих толкованиях нет. Не таким языком разговаривал Спаситель с простым народом, окружавшим Его. Да и вряд ли кто из читателей богословских трактатов на эту тему способен легко понять и повторить их аргументацию. Мы же верим, что в столь важном вопросе должно существовать простое объяснение того, как происходит спасение. Объединяющее звено должно существовать. Попытаемся отыскать его.

На наш взгляд, это текст из Еф 1:4 , взятый в качестве эпиграфа: . Интересно было обнаружить, что в части «Сотерология» «Лекций…» Г.К.Тиссена, в главе «Цели Божии» первой цитатой из Библии стоит именно этот текст. Жаль, что Г.К.Тиссен в рамках темы предизбрания не исследовал его достаточно глубоко. За год до знакомства с его «Лекциями…» именно это текст открылся нам в качестве ключевого звена в понимании предизбрания и человеческого выбора, разрешил кажущееся противоречие в богословских взглядах.

Текст этот содержит огромную глубину. Что значит избрать нас во Христе? Записать в книгу жизни поимённо всех, избранных ко спасению? Читающий об этом христианин склонен согласится с такой приятной новостью, он мысленно вставляет туда своё имя, и… немножко расслабляется. А дальше он готов следовать рассуждениям Кальвина, особенно о невозможности отпадения от избрания, и в то же время интуитивно чувствует необходимость, и даже согласен со страхом и трепетом совершать своё спасение (Флп 2:12 ) . В итоге большинство христиан-протестантов находятся между двух мнений о спасении, и не способны ясно выразить и отстоять свой взгляд по этому важному вопросу.

Как же избежать этой ловушки? Как следует правильно понимать «нас в Нём»? Для разрешения этого вопроса попытаемся мысленно проникнуть в изначальный Божий промысел, добытийную историю и логически (вполне осознавая неполноту логических построений) объяснить себе истоки предизбрания. Особая трудность, почти невыполнимость этой задачи заключается в том, что добытийный (до начала сотворения по книге Бытие), период описан в Библии всего несколькими текстами. И всё же на этих отдельных фрагментах попытаемся построить непротиворечивую картину так, чтобы план спасения человечества не вызывал у нас описанной выше двойственности. Задача усложняется также тем, что в добытийный период могло не быть времени, как такового (вечность), а значит, о последовательности событий говорить сложно.

Предпосылки

1. Из книги Иова нам становиться ясно, что до создания видимого мира существовали ангелы, ибо «когда Он полагал основания земли» (Иов 38:4 ) «все Сыны Божии восклицали от радости» (Иов 38:7 ).

2. Библия не сообщает нам времени создания ангелов, а вопрос, кто их сотворил, не однозначен.

3. Об Иисусе Христе, Сыне Божием написано: «Всё через Него начало быть» (Ин 1:3 ) . «Им создано всё, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли» (Кол 1:16 ) . Традиционное толкование включает сюда также ангелов с их иерархией. Однако явного текста об этом в Библии нет. Поэтому мы склонны считать, что ангелы были сотворены Богом ещё тогда, когда Сын Божий «был в недре Отчем» . Т.е. мы исключаем их из числа сотворённых Христом, либо Христос творил их, будучи в одной ипостаси с Отцом.

4. «Для сего то и явился Сын Божий, чтобы разрушить дела дьявола» (1Ин 3:8 ) . «Чтобы посредством Его примирить с Собою все, умиротворить через Него, кровию креста Его, и земное, и небесное» (Кол 1:20 ) . Эти два текста поясняют нам цель явления в добытийный мир Сына Божия. Но что нужно было разрушать, и что примирять, если бы к Его рождению не было никаких павших ангелов? Напрашивается вывод о том, что грехопадение ангелов произошло до «явления Сына Божия» .

Возможная последовательность событий

Приведённые выше предпосылки, а также другие тексты из Библии позволяют предположить следующий ход добытийных событий.

1. В самом начале было сотворено небесное воинство: ангелы, архангелы, серафимы, херувимы (1Тим 6:16 ) . Они имели свободную волю.
2. В их среде выделялся помазанный (светоносный) херувим, решивший занять место Бога (Иез 28:11-17 ) . Но он был низвержен, и хвост его увлёк с неба третью часть ангелов (Откр 12:4 ) .
3. В наказание ему и его ангелам было приготовлено озеро огненное (Откр 19:20 ) . Часть ангелов была связана узами адского мрака (2Пет 2:4 ) , возможно, для повержения в это озеро. Оставшиеся ангелы, возможно, потребовали себе справедливого суда, мотивируя свое падение невозможностью устоять, и апеллируя к справедливости Божией, подобно тому, как это встречаем в Иов 1:6-12 , когда сатана упрекал Творца в несправедливости.
4. Божий ответ, вероятно, включал справедливый суд. В качестве судьи должен был выступать не Всемогущий Творец, но могущий сострадать, сам перенесший искушения (подобно Евр 4:15 ), творение, свободное существо. Таким судьей и должен был стать человек, а для возможности устоять ему в предстоящем искушении от диавола — Бог в Своём Сыне дал победу над грехом. Через Него и уверовавшие могут стать совершенными для того, чтобы они имели право судить ангелов (1Кор 6:3 ) .
5. После сего, вероятно, и происходит событие, о котором написано: «Ты Сын Мой, Я ныне родил Тебя» (Евр 1:5 ) . Сын Божий создаёт видимый мир и невидимые законы природы, всю вселенную и человека (Ин 1:3 ) .
6. После исполнения полноты времени (Гал 4:4 ) , Он воплощается в Иисуса Христа, на Голгофе берёт на себя грехи мира, удовлетворив справедливый суд Божий, и осуществляя намеченный план победы над злом (Быт 3:15 ) .
7. Принявшие верой Христа и оправданные в Нем будут судить ангелов (1Кор 6:3 ) . Сами они перед этим будут судимы на судилище Христовом (2Кор 5:10 ) , а те, кто возлюбил неправду — предстанут на суд великого белого престола (Откр 20:12 ) . Диавол и ангелы его будут повергнуты в озеро огненное, а с ними также и те, кто возлюбил неправду (Откр 22:15 ) . И таким образом во Вселенной все будет покорено Богу (1Кор 15:28 ) .

Суть предизбрания

Изложенная выше последовательность, по нашему мнению, удовлетворительно поясняет суть предизбрания. До создания видимого мира, с описания которого начинается книга Бытие, у Творца был готов план спасения Вселенной от возникшей в среде ангелов неправды и возможность для нового творения, человека, устоять во грехе. Этот план должен был осуществиться в единородном Божием Сыне, «закланном от создания мира» (Откр 13:8 ) , и в своё время воплотившемся в Иисуса Христа. В Его жертве за грехи мира и победе, о которой наперёд знал Отец. В Иисусе Христе, Сущем от начала Бытия, были избраны и судьи для ангелов — те, кто примет Его. Очень важная мысль: от начала не было поимённого списка избранных наперёд ко спасению. Но в Нём была возможность спастись от греха, и с Ним достигнуть вечности группе тех, кто изберет Его путь, добровольно сделает свой выбор в пользу любви истины, приняв её (2Фес 2:10 ) . В Новом Завете эта группа названа Церковью. Бог знал наперёд, что таковые будут. Избрание в Иисусе Христе означает, что избраны только те, кто пребывает в Нём и имеет залог Духа в своих сердцах (2Кор 1:22 ) . Которого возможно угашать (1Фес 5:19 ) , оскорблять (Еф 4:30 ) , похулить (Мф 12:31 ) . И, в конце концов, даже познав истину, возможно вновь возвратиться в мир (Евр 10:26 ) . Всеведущий Бог знает имена тех, кто устоит, но Его знание никак не влияет на их возможность отпасть от благодати по своему выбору, а при определённых условиях Он может и изгладить их из книги жизни (Откр 3:5 ) . Итак, избраны те, кто ныне имеет в своем сердце залог Святого Духа.

Толкование текстов Библии о предизбрании.

Итак, избрание Сына Божия до создания мира и в Нём тех, кто откликнется на Его призыв, и до конца сохранит верность Ему — Церковь Христову — суть предизбрания. Именно с этой позиции с Божьей помощью испытаем аргументы сторонников безусловного избрания.

Нав 17:2 «Да всему… даст Он жизнь вечную» . Бог желает, чтобы все в мире спаслись — та же мысль. Далее, Нав 17:9 : «не обо всём мире молю» . Речь не об избрании наперёд, но: «соблюди их».

Пс 135:4 (Дан 4:34 ) «Который один творит чудеса великие, ибо вовек милость Его» — Здесь речь идёт о Божьем могуществе, но не о предизбрании.

Иер 1:5 «Прежде, нежели Я образовал тебя во чреве, Я познал тебя, и прежде, нежели ты вышел из утробы, Я освятил тебя: пророком для народов поставил тебя» — В иудейской среде того времени не стоял вопрос выбора — они знали Бога своих отцов и поклонялись Ему. Бог дал Еремии особый дар — говорить от Его имени. Далее в тексте речь никак не идёт речь о принудительном назначении, скорее слышится жалоба Иеремии на то, что ему недостаточно умения для исполнения поручения.

Ин 6:65 «Если то не дано будет ему от Отца» — Далее следуют слова Петра, Ин 6:68 : «К кому нам идти?» Это был их выбор.

Ин 10:28 «Не похитит из руки Моей» — Только тех, кто держится за неё. «Господь с вами, когда вы с Ним» (2Пар 15:2 ) . О возможности отпадения, добровольного оставления, читаем, например, в Откр 2:4 .

Ин 15:16 «Я вас избрал» — сказано именно 12 апостолам.

Деян 16:14 «Женщина… чтущая Бога, слушала, и Господь отверз её сердце» — Господь отверз сердце той, которая чтила и слушала, т.е. искала Его.

Деян 13:48 «Которые были предуставлены к вечной жизни» — Следует понимать в контексте с

Иак 1:18 — «Восхотев, родил Он нас словом истины, чтобы нам быть некоторым начатком Его созданий» . Но Его желание не только о нас, но чтобы и все люди спаслись и достигли познания истины (1Тим 2:4 ) . «Родил нас» — о возрождении от Духа Святого «через веру истине» (2Фес 2:13 ) . Контекст главы — духовное возрастание, но не предизбрание.

Рим 8:29 «Кого Он предузнал, тем и предопределил быть подобными образу Сына Своего» — Эта мысль начинается ещё в Рим 8:28 : «любящим Бога» . Но откуда они взялись? Это и есть те, кто «принял любовь истины для своего спасения» (2Фес 2:10 ) . 2Фес 2:30 : «Кого призвал, тех и оправдал» — это не единственное место о призыве, см. например, Мф 11:28 , где ясно, что призыв обращён ко всем. Также не написано, что оправдал без личного покаяния. Что же здесь? План уподобления «любящих» в образ Сына, для прославления. Но никак не наперед назначенных ко спасению.

Рим 9:13 «Как и написано: Иакова Я возлюбил, а Исава возненавидел» — Не об избрании наперёд к спасению, но избрание линии для благословения рода Авраама. Исав не был проклят или осуждён, хотя его потомки развратились и были уничтожены.

Еф 1:4 ; 1Фес 5:9 «Он избрал нас в Нем прежде создания мира» . «Определил нас… через… Христа» . В Нём (во Христе) была избрана Церковь — те, кто до конца останутся верными Ему, группа принявших спасение.

Еф 1:11 «По определению Свершающего всё по изволению воли Своей» — эти слова нельзя понимать, как совершающего абсолютно всё, иначе весь человеческий выбор, о котором говорят многочисленные глаголы повелительного наклонения, обращённые к грешнику, сводится к игре в выбор. Дав человеку подлинную свободу, Творец не может делать выбор за него. Изволение относиться к плану спасения в целом.

Еф 2:1 «Мёртвых по преступлениям» — рассматриваем вместе с 1Кор 6:11 : «Такими были некоторые из вас; но омылись, но освятились, но оправдались именем Господа нашего Иисуса Христа» . Речь идёт о неотделимой Адамовой природе.

Еф 2:8 «Спасены через веру… Божий дар» . Спасение не через дела, а через веру — не безусловное. Божий дар — не избрание, а спасение для тех, кто откликнется на призыв. Спасённых же Он призвал на добрые дела.

Флп 2:13 «Бог производит в вас и хотение и действие по Своему благоволению» — Хотение производит Бог в уверовавших, но никак не в грешниках. Их Он обличает.

Кол 1:12 «Призвавшего нас к участию в наследии святых во свете» — Никак не говориться об особом призвании нас, но речь о благодарении нашем за то, что Он нас призвал. Это никак не отменяет всеобщее призвание.

1Фес 1:3-4 «Труд любви… и терпение упования… зная избрание ваше» . Избрание — во Христе до создания мира, тех, кто придет к Нему в ответ на Его призыв.

2Фес 2:13 «Через освящение Духа и веру истине, избрал нас ко спасению» — В Иисусе Христе. Речь никак не о безусловном избрании, но чрез веру пребывающих в Нем, избранном от начала мира.

2Тим 1:9 «Спасшему нас… по Своему изволению и благодати» — речь идёт о не заслуженном нами спасении «прежде вековых времён». Но «нас» — никак не индивидуально, а тех, кто примет спасение и любовь Божию — церковь.

Тит 1:2 «В надежде вечной жизни, которую обещал неизменный в слове Бог прежде вековых времен» — Он обещал вечную жизнь тем, кто Его примет, и кто останется «в Нём».

Откр 13:8 «И поклонятся ему все живущие на земле, которых имена не написаны в книге жизни у Агнца, закланного от создания мира» — Этот Божий план спасения реализован в Иисусе Христе. Здесь нет намека на конкретные имена людей, предназначенных ко спасению или к осуждению от начала мира.

Предизбрание и спасение

Пояснения приведенных выше текстов кажутся нам удовлетворительными, и мы можем признать справедливым следующий вывод о конечной участи человека.

Предизбрание относится к церкви Христовой, которая в Нем была избрана прежде создания видимого мира. Это группа тех людей, которые уверуют, примут благодать в будущем — для суда над павшими ангелами. Личного избрания Богом ко спасению или к осуждению не существует, хотя Ему наперёд известен итог каждого жизненного пути. Но Его знание никак не влияет на свободу человеческого выбора.

Бог есть любовь (1Ин 4:4 ) . Человек создан по образу и подобию Божию, создан для общения со своим Творцом, и так же способен любить по выбору своего сердца. Если человек открывает его для Божией любви, он наполняется ею, и через Христа спасается от грехов и достигает общения с Ним в вечности. Напротив, полюбив дела тьмы и беззаконие (несмотря на неоднократные увещевания Божьих посланников и действие Духа Святого), он подвергается суду и вечному наказанию с дьяволом, отчуждению от Бога в вечности.

«Как и написано: Иакова Я возлюбил, а Исава возненавидел»