Откуда взялась ересь царебожия. Останков членов царской семьи нет! Несогласные в РПЦ

Словно мухи, тут и там, ходят слухи по домам... Темой номер один, взволновавшей народ в последнее время, стало загадочное «затворничество» Президента РФ Владимира Путина в Ново-Огарево и нежданно-негаданно обострившаяся кампания по борьбе с коррупцией на высших этажах российской властной пирамиды. Наученные горьким опытом сограждане, упорно не хотят верить в навязываемый «зомбоящиком» миф о том, что отцы отечественной коррупции решили вдруг, без видимых причин, сражаться с собственным детищем.

Мудрый наш народ справедливо подозревает, что борьба на самом деле идет не против кормушки, а за перераспределение льготных мест возле нее. Ведь все знают, кто на самом деле громче всех кричит: «Держите вора!» Да, да … именно тот, на ком шапка горит. А что будет, если шапка-то действительно прогорит, и гниющая рыба вдруг окажется обезглавленной? Проще говоря, что будет с Россией после Путина?

Оказывается, вопрос этот пятнадцать лет назад уже был задан паломниками известному всему Православному миру старцу протоиерею Николаю (Гурьянову).

«- Батюшка Николай, кто будет после Ельцина? Чего нам ждать?

После будет военный.

Скоро ли?

- …Власть его будет погонная. Но век его мал, да и он сам. Будут гонения, на черноризцев и церковь. Власть будет как при коммунистах и Политбюро.

А после будет Царь Православный.

А мы доживем, батюшка?

Вы-то- да...»

Неужели такое возможно, и, максимум после 2024, а может быть и раньше, Россия снова возродится как самодержавная православная империя? Известные пророчества русских святых (святителя Феофана (Быстрова), святителя Феофана Полтавского, преподобного Лаврентия Черниговского, преподобного Серафима Саровского и многих, многих других) дают утвердительный ответ на этот вопрос. С небольшими отличиями в деталях, но в единстве, по сути, эти пророчества рассказывают о том, что в стране нашей рано или поздно произойдет то, чего никто не ожидает. Россия всенародным покаянием преобразится, воскреснет из мертвых и вместе со всеми славянскими народами и землями составит могучее Царство. Окормлять его будет Царь Православный, Божий Помазанник, человек пламенной веры, гениального ума и железной воли, которого будет бояться даже антихрист.

Грядущий Царь будет избран и поставлен Самим Богом, он прежде всего наведет порядок в Церкви Православной, удалив всех неистинных, еретичествующих и теплохладных архиереев. И многие, очень многие, за малыми исключениями, почти все они будут устранены, а новые, истинные, непоколебимые архиереи станут на их место…

Эти пророчества настолько хорошо известны, что даже используются некоторыми политтехнологами для воздействия на подсознание населения в предвыборных баталиях. Достаточно вспомнить, как обсуждалась тема портретного сходства Дмитрия Медведева и государя-мученика Николая II в период президентских выборов 2008 года. Даже возраст «посажения на царство» «случайно» совпадал. В целом складывалось впечатление, что кто-то, выдвигая Дмитрия Анатольевича на высший государственный пост, старался обмануть будущее фальшивой интерпретацией пророчеств из прошлого.

Сама идея реставрации монархии в качестве альтернативного проекта для России периодически всплывает на внешне и внутриполитических уровнях. Из-за границы эту идею активно лоббирует в своих интересах Великобритания, не гнушаясь при этом услугами весьма сомнительных персонажей типа Березовского. Ведь, как известно, Борис Абрамович не так давно во всеуслышание заявил о создании новой партии, целью которой является возведение на российский престол британского принца Гарри, младшего сына принца Уэльского Чарльза (подробнее).

В родных пенатах поиском демократической процедуры возведения на царский трон действующего главы государства периодически угодливо занимаются политики среднего уровня от полузабытого ныне либерального правозащитника и одновременно координатора "ЕР" по нацполитике Абдул-Хакима Султыгова, до право-консервативных лидеров специально созданной Монархической партии «Самодержавная Россия».

Ошибаются те и другие. Согласно уже упомянутым пророчествам последний русский Царь будет избран не депутатским голосованием, но вымолен всенародным покаянием, и поставлен он будет на престол Всероссийский не партийным съездом, но Самим Господом Богом.

Византийский император Лев VI Мудрый (886 - 911 гг.) оставил потомкам пророческий текст о том, каким может быть явление грядущего Царя: «Подобает ему открыться в сиянии света и [иных] знамениях. Сей будет призван от Ангела, имеющего образ человека-евнуха в белых ризах, который возглаголет в ухо ему, объятому сном: «Восстани, спящий, и воскресни из мертвых, и осветит тебя Христос. Ибо Он призывает тебя пасти народ великий». И в другой раз речет: «Изыди, сокровенный, и не таись, ибо многие тебя ищут». А на третий раз вручит ему скрижали каменные с начертанием двух законов, из коих первый - «Отомсти [врагам] и дай народу все потребное», второй - «Истреби нечестие, покарай огнем творящих дела содомские. Сверх сего, иереев порочных из храма изгони, а достойных вновь на служение Богу поставь». Царь тот имеет особые знаки. На ногте правой ноги у него светлое пятно, а на обеих лопатках пурпуровидное начертание креста... имя же царя сего сокровенно в народах. И возложит Господь на главу ему руку Свою...»

Произойти это по законам подобия может в обстановке, зеркально отражающей трагические события 1917 года. Измене, трусости и обману, повлекшим за собой отречение народа от своего венценосного отца, должны быть противопоставлены правда, мужество и верность, благодаря которым в огне грядущей мировой войны народ выстрадает подлинного Помазанника Божия. Как справедливо проповедовал старец Николай (Гурьянов): «Россия не поднимется, пока не осознает, кто был наш Русский Царь Николай. Без истинного Покаяния нет истинного Прославления Царя. Осознать должна Россия, что без Бога - ни до порога, без царя - как без отца! Кто любит Царя и Россию - тот любит Бога. Если человек не любит Царя и России - он никогда искренне не полюбит Бога. Это будет лукавая ложь!»

К сожалению, пока народ наш, по правде говоря, хоть и сыт ложью по уши, но каждый раз в новой яркой упаковке продолжает её «хавать» и потреблять до беспамятства. Ну, скажите: в какой еще стране мира может быть забыто, стерто из памяти народной имя пророка, предсказавшего в деталях судьбу страны и царской династии? А у нас может быть и такое… Ведь мало, кто знает сегодня о «русском Нострадамусе», монахе Авеле, над местом упокоения которого в стенах Спасо-Евфимьевского монастыря, что в Суздале, даже крест могильный, и тот не поставлен неблагодарными потомками.

29 ноября 1841 года здесь окончился земной путь Василия Васильева, принявшего ангельский чин под именем Адама, осужденного, расстриженного, вновь рукоположенного под именем Авеля, и вновь осужденного. Жизненный путь пророка в своем Отечестве начался за 55 лет до этой даты, в 1787 году на Валааме. Во время монастырской службы было ему видение двух ангелов, которые вознесли монаха на небо, подобно апостолу Павлу, и сказали ему: «Буди ты новый Адам и древний отец Дадамей, и напиши яже видел еси; и скажи яже слышал еси. Но не всем скажи и не всем напиши, а токмо избранным моим и токмо святым моим; тем напиши, которые могут вместить наши словеса и наша наказания.». А в ночь на 1 ноября 1787 года было ему еще одно «дивное видение и предивное», длившееся «не меньше тридесяти часов».

Поведал ему Господь о тайнах будущего, велев донести предсказания эти народу. «И от того время отец Авель стал вся познавать и вся разуметь, и пророчествовать». «Зело страшные книги», написанные провидцем, мгновенно изымались властями и засекречивались. Любопытно, что его сочинения до сих пор хранятся под грифом секретности в государственных архивах, поскольку, по преданию, описывают судьбу России и ее правителей до скончания века.

Лишь совсем недавно православные СМИ опубликовали сенсационную новость о том, что обнаружены две пророческие иконы, написанные в конце XVIII века по предсказаниям Авеля-Ясновидца. Правда, тайной осталось место хранения названных икон, что затрудняет возможность лично убедиться в их подлинности.

Одна из упомянутых икон, якобы написана иконописцем Лазарем по просьбе Павла I по пророчеству ясновидца Авеля о последнем царе. Послание Павла I гласило: "Моему потомку Николаю, в день Иова Многострадального родившегося, вскрыть в сотую годовщину моей смерти". К посланию была приложена эта икона, написанная в мае 1798 года, за 70 лет до рождения Николая II.

На иконе запечатлен образ государя Николая Второго, над головой - надпись: "Великомученик Николай", при этом обнаруживается явное портретное сходство, что с точки зрения мирской логики совершенно необъяснимо. Кроме того, на полях иконы подробно написаны главные вехи из жизни нашего многострадального государя в виде отдельных изображений с соответствующими надписями: « Предательство», «Расстрелян с семьей», «Захоронен в неизвестном месте». При виде всего этого невольно поражаешься тому, как мог простой русский монах видеть сквозь столетия судьбы нерожденных людей, непредсказуемое будущее России.

Достоверно известно о следующих свершившихся пророчествах монаха Авеля:

  • Екатерине II: «...царствовать будет 40 лет» .
  • Александру I: «Француз Москву при нём спалит, а он Париж у него заберет и Благословенным наречется. Но невмоготу станет ему скорбь тайная, и тяжек ему покажется венец царский, и подвиг царского служения заменит он подвигом поста и молитвы...».
  • Николаю I: «Начало правления Николая дракой, бунтом вольтерьянским начнется...».
  • Александру II: «Царём-Освободителем преднаречённый... крепостным он свободу даст, а после турок побьёт и славян тоже освободит от ига неверного. Не простят бунтари ему великих деяний, „охоту" на него начнут, убьют среди дня ясного в столице».
  • Александру III: «Миротворец истинный. Славно будет царствование его. Осадит крамолу окаянную, мир и порядок наведет он. А только не долго царствование будет» .
  • Николаю II: «Будет иметь разум Христов, долготерпение и чистоту голубиную... На венец терновый сменит он корону царскую... Искупитель будет. Искупит Собой народ Свой - Бескровной Жертве подобно. Первая война будет, великая мировая война: Накануне победы рухнет трон царский. Брат на брата восстанет. И предан будет он, как некогда Сын Божий на пропятие. Мужик с топором возьмет в безумии власть, но и сам опосля восплачется. Наступит воистину Казнь Египетская... А потом будет жид скорпионом бичевать Землю Русскую, грабить Святыни ее, закрывать Церкви Божий, казнить лучших людей русских. Сие есть попущение Божие, гнев Господень за отречение России от Святого Царя".
  • Грядущему Царю: ..."Невозможное человеком, возможно Богу - ответствовал Авель, - Бог медлит с помощью, но сказано в Писании, что подаст ее вскоре и воздвигнет рог спасения русского. И возстанет в изгнании из Дома Романовых князь Великий, стоящий за сынов народа Своего. Сей будет Избранник Божий, и на Главе Его благословение. Он будет един и всем понятен, его учует само сердце Русское. Облик Его будет Державен и Светел, и никто же речет: "Царь здесь или там", но: "Это Он". Воля народная покорится милости Божией, и Он Сам подтвердит свое призвание: Имя Его трикратно суждено Истории Российской. Два Тезоименитых уже были на Престоле, но не Царском. Он же возсядет на Царский, как Третий. Нем спасение и Счастье Державы Российской. Пути бы иные сызнова были бы на русское горе. Живый в помощи Вышняго, Возсядет Он на Престоле Славы. Сей есть тот, о котором открыто Пророку Даниилу: "И восстанет в то время Михаил, князь великий, стоящий за сынов народа твоего..." (Дан. 12:1). Свершатся надежды русские. На Софии, в Царьграде, воссияет Крест Православный, дымом фимиама и молитв наполнится Святая Русь и процветет, аки крин небесный..."

С последним пророчеством, кстати говоря, связано множество споров и толкований, предметом которых являются безуспешные попытки вычислить имя грядущего Царя. Следует отметить, что в православной среде наиболее широко распространена версия о том, что им будет Михаил. Эта версия как раз и основана на указанном выше буквальном толковании слов пророка Даниила. Но в этом и ее слабость. Слишком просто для того, чтобы сохранить в тайне сокровенное имя сокрытого до срока Самим Богом православного самодержца. На самом деле, если исходить из того, что Михаил в переводе означает «кто как Бог», то можно предположить, что Михаилом грядущего Царя в пророчествах называют не по имени, а по образу, по иносказательному описанию его достоинств и величия.

Если это так, то как же нам узнать грядущего Царя? Бог знает. И без сомнения все тайное в свое время станет явным. А пока остается лишь гадать и изучать самые разные версии и догадки из тех, что публикуются ныне на православных форумах.

К примеру, с 2004 года по сети блуждает рассказ о явлении преподобного Серафима Саровского, сообщившего, что Царь уже избран Господом и будет явлен России через русского пророка и Образ Божией Матери Ченстоховской.

Если внимательно присмотреться к упомянутому образу Пресвятой Богородицы, то может показаться, что очертания линий шрама на Её щеке складываются в букву «А». Может быть, именно с этой буквы начинается имя будущего русского спасителя? Например, Алексий. Ведь «два тезоименитых уже были на Престоле, но не Царском». Да и сам святой государь-мученик Николай Второй не случайно же выбрал для своего наследника имя, происходящее от древнегреческого слова «алекс», означающего «защищать».

И, правда, народу нашему от Господа нужен более всего ныне не спасатель, но защитник. Невольно вспоминается высказанная как-то вслух мечта цесаревича Алексия: «Когда я буду Царем, не будет бедных и несчастных, я хочу, чтобы все были счастливы»!

А ведь еще святой Иоанн Златоуст писал: «всякий может править, но только царь может умереть за свой народ», что и сделал 95 лет назад Государь-мученик, смиренно взойдя на русскую Голгофу. В смирении этом не было слабости, но бесконечное мужество во исполнение воли Божией о грядущей России, понимание которой лишь со временем дается и только тем, кто этого ищет.

Преподобный Максим Грек говорил: «Царь есть образ одушевлен Царя Небесного». Царь-мученик Николай II, все царственные мученики своей жизнью и смертью доказали истинность этого утверждения для того, чтобы дать нам, наследникам Великой Империи, пример истинной Веры, Надежды, Любви и Мудрости. Поймем ли? Покаемся ли? Будем ли прощены..?

Для того и даются Богом пророчества, чтобы мы, по слову апостола Павла, «терпением и утешением из Писаний сохраняли надежду». «Ибо Господь Бог ничего не делает, не открыв Своей тайны рабам Своим, пророкам» (Амос. 3:7). И пусть сегодня над миром сгущаются тучи новой войны, преемники тюркского каганата под волчьим знаменем изгоняют христиан из Сирии, деля при этом в уме на части обескровленную Россию, но мы-то с Вами знаем, что исполнится обещанное батюшкой Серафимом Саровским:

"Перед концом времен Россия сольется в одно великое море с прочими землями и племенами славянскими, она составит одно море или тот громадный вселенский океан народный, о коем Господь Бог издревле изрек устами всех святых: "Грозное и непобедимое Царство Всероссийское, всеславянское - Гога и Магога, пред которым в трепете все народы будут". И все это - все равно как дважды два четыре, и непременно, как Бог свят, издревле предрекший о нем и его грозном владычестве над землею. Соединенными силами России и других народов Константинополь и Иерусалим будут полонены. При разделе Турции она почти вся останется за Россией..."

Максим Лесков

September 28th, 2015

Святые Царственные мученики

В 1991 году в связи с заявлением А.Н.Авдонина о месте нахождения захоронения Царской семьи, прокуратурой Свердловской области были проведены раскопки на старой Коптяковской дороге близ Екатеринбурга в указанном им месте. В результате были обнаружены останки девяти человек.

Экспертиза «показала», что найденные останки принадлежат членам Царской Семьи - Николаю II, его 46-летней супруге Александре Федоровне, их дочерям - 22-летней Ольге, 21-летней Татьяне, 17-летней Анастасии, а также лицам из их окружения - 53-летнему Евгению Боткину, 40-летней Анне Демидовой, 62-летнему Алоизию Труппу и 48-летнему Ивану Харитонову.

Согласно фундаментальному труду Н. А. Соколова «Убийство Царской Семьи», где изложены материалы расследования, проведенного через несколько месяцев после убиения узников Ипатьевского дома, не было даже и намека о том, что тела членов Царской семьи и их слуг захоронены. Царская Семья была уничтожена с нечеловеческой жестокостью, аналоги которой трудно отыскать. Чтобы скрыть это, большевики постарались с помощью огромного количества бензина и серной кислоты уничтожить всё, что касалось останков. Ведь даже кости могли бы явно свидетельствовать о совершенном ритуале. О ритуальном характере убийства свидетельствует каббалистическая надпись, оставленная на стене для констатации совершенного факта.

Бывший раввин, обратившийся в христианство, монах Неофит в своей работе: «О тайне крови у иудеев в связи с учением Каббалы» (Санкт-Петербург, 1914): «Иудеи убивают христиан по трем причинам: во-первых, из адской ненависти ко Христу; во-вторых, для разных магических и каббалистических упражнений, ибо они знают, что диаволу приятна человеческая кровь, а в особенности христианская; в-третьих, из религиозных побуждений (гл.10). Кровавым порошком или пеплом иудеи пользуются еще 9 июля (ст. ст.). В этот день они оплакивают разрушение Иерусалима Титом Веспасианом. По этому случаю натирают кровавым пеплом себе виски. (...) В этот день все иудеи обязаны есть крутые яйца, посыпанные этим пеплом. Этот обычай носит у них название «Сцидо амафрекес». (...) На первый взгляд удивительно, что соль заменяется каким-то пеплом или порошком. Но этот пепел заменяет собой не соль, а свежую христианскую кровь» (гл.7).

Недалеко от места сожжения убиенных Ипатьевских узников следователь Н.А. Соколов обнаружил скорлупу от полусотни куриных яиц. Остается напомнить, что наш Государь Николай Александрович вместе с Семьей и приближенными во исполнение талмудических предписаний был убит 4 июля (ст.ст.), то есть за несколько дней до обряда «Сцидо амафрекес», а потом был сожжен в прах для окончательного завершения каббалистического ритуала - празднования мести гоям.

Царь Николай: «Все должны это знать! С Нами такое сделали, что ужасно и говорить!.. Они Нас всыпали в бокалы... и пили с удовольствием и злорадствованием, что так нас уничтожили!.. Нас пережгли в порошок и выпили!.. И пусть мощей не ищут. Если духовенство тебе не поверит и назовут безумной, то передай всем то, что я тебе скажу! < > Да. Они так с нами поступили, пройдет время и все откроется. < > Пусть наших останков не ищут, их нет!

< > Это они обо мне ведут споры... Скажи духовенству, чтобы они не верили властям: это не мои кости! Пусть они скажут властям: Мы не станем признавать подложные мощи, оставьте их у себя, а мы оставим святое имя Государя и предсказания о нем святых угодников!» .

Царица-Мученица Александра Федоровна: «Мы растворились в Русской земле, не ищите нас...» .

Было создано несколько комиссий, состоялся ряд конференций, все же ельцинская комиссия под председательством ныне покойного Немцова заявила, что кости, найденные в районе Ганиной ямы, - «останки» Царской Семьи. Немцов подписал бумаги от имени комиссии. Получили трупы и закрыли дело.

Митрополит Ювеналий, участвовавший в Государственной комиссии по исследованию «останков» Царской Семьи, и другие высказали мысль о том, что выводы о принадлежности костей к царским останкам остаются на совести тех, кто проводил исследование. Однако заказ чиновники выполнили. Кости были захоронены в Екатерининском приделе Петропавловского собора - усыпальницы Императоров Всероссийских под видом святых мощей Царственных мучеников.

Подлог

Царь Николай: «Если эти лжемощи захоронят в моей фамильной гробнице, то гнев Божий падет на это место! Произойдет ужасное не только с храмом, но и с городом! А если эти лживые мощи станут выдавать за святые, то умолю Господа, чтобы попалил их огнем... Все лжецы упадут замертво! А в тех, кто будет прикладываться к лжемощам, войдет бес, они станут сходить с ума и даже умирать!

И потом будет война! Бесы выйдут из бездны, выгонят вас из домов ваших, а в храмы не пустят... Говори всем, что если Государя Николая прославим, то он все устроит!.. и войны не будет!» .

В 2007 году в 70 км к югу от места первого «захоронения» были найдены останки еще двух человек. В ходе многочисленных исследований было установлено, что останки «принадлежат» Цесаревичу Алексею и его сестре Марии.

Правительству было предложено провести церемонию захоронения останков 18 октября в Екатерининском приделе в Петропавловском соборе Петропавловской крепости в Санкт-Петербурге.

Подхоронить, разумеется, пышно и торжественно и не забыть наградить тех, кто на протяжении многих лет пытается навязать обществу подлог с Царскими останками. Вместо акта восстановления справедливости, исправления допущенной ошибки будет очередное заказное политическое шоу.

Вновь подлог: обмануть русских людей, выдав неизвестно чьи кости за святые мощи Августейших детей Алексия Николаевича и Марии Николаевны.

Почему это продолжает происходить?

Правда о Царской Семье скрывается, народ целенаправленно еще со времен правления Императора Николая Александровича зомбируется СМИ ложной информацией о Царской Семье. Их жертва до сих пор не оценена по достоинству. Без нашего покаяния за отступление от веры предков, нарушения обета верности Царскому роду, благословенного Церковью, не может быть понят сердцем и принят добровольный великомученический подвиг Царской семьи, совершенный ими во благо Руси.

Хватает наглости и сейчас говорить, писать, копаться и пытаться доказывать, что Царь был слабой воли, не занимался правлением страны, виновник гибели Империи и т.д. Это касается в первую очередь священнослужителей.

Царь Николай: «Среди священства есть не настоящие, а подставные, лживые... Они многое от людей скроют из сказанного Мною. А другие поверят тебе да помогут. < > Скажи священству, чтоб писались иконы и была молитва. Через эти иконы буду вымаливать чудесную помощь, имею власть помогать многим... Получу власть помогать и всему народу! И скажи, Россия процветет на малое время!.. А на иконах пусть нас не разделяют.

< > Остерегайся всех, кто будет отводить тебя от Святого дела! Они идут против воли Божией и Царской, но скоро за это дадут ответ!» .

Народ не молится святым Царственным мученикам, не просит их помощи и заступничества, поэтому для фальши о Них, подлога с останками нет преграды.

Царь Николай: « Как только потрудитесь на славу Божию, так пожнете плоды!» .

Почему, так называемые останки на месте якобы «захоронения» Царской семьи в Поросенковом Логу не оставили, а извлекли. Останки сами по себе уже являются свидетельством и результатом самых точных экспертиз! Они будут или не будут проявлять признаки священности: мироточение, благоухание и нетленность и так далее. Окажись они подлинным, тогда бы поток людей в Поросенков Лог было бы не остановить.

ЦАРСКАЯ СЕМЬЯ. ЛЖЕОСТАНКИ

Святой великомученик Николай

«На старинной иконе, написанной в 1798 году по свидетельству монаха Авеля, изображен Царь Николай II - абсолютная копия любого его портрета, над головой - надпись: «Великомученик Николай».

Икона писана за 70 лет до рождения нашего Царя. Икона пророческая, по полям - житие нашего Царя и история монархии в России. Видно, как Царь отдает корону (слева), как его расстреливают (третье изображение) и, последнее - внизу надпись: захоронен в неизвестном месте».

Пророческое видение р.Б. Нины о явлении Царя Николая, который исцелил ее. Это видение старец Николай Гурьянов признал истинным.

Об останках святых Царственных мучеников старец Николай Гурьянов говорил так:

«Царских останков нет! Они в свое время сожжены были. Храните ту истину, которая необходима в Вечности. Поняли? Вот это главное!». Несколько позже он пояснил: «Царь Николай по великой любви своей к России и человеку, уничижился, мучился, страдал, пошел на Крест.

Он простил всех, даже мучителей-извергов, окаянных убийц… Но Бог не простит нас, если мы ни во что ценим его страдания, творим ложь и слушаем сатану-человекоубийцу… Это он вливает яд в ум и сердце бедных людей… И те, кто поверят клеветнику и будут идти против Царя, творить зло с подложными останками - участь их страшная в Вечности! Сохрани Бог! Нельзя верить лжи! Их сожгли, а пепел выпили…

Они усечены были, не только Царя, а всех мучеников, и увезены… Одно время были в Кремле. Бог весть, может даже в мавзолее… Над ними такое творили, что сохрани Бог и говорить! Мука! Беззаконие! Окаянное издевательство сатанинское. Об этом лучше молчать и плакать… Пляски бесовские».

Старец Николай Гурьянов. Горькая святая правда: http://www.tsaarinikolai.com/demotxt/O_Nikolai1d.html#huomio

Профессор Токийского института микробиологии Татсуо Нагаи пришел к выводу, что останки, обнаруженные под Екатеринбургом, не принадлежат Николаю Романову и членам его семьи. Заключение японских экспертов: http://tsaarinikolai.com/demotxt/Podlogd.html#huomio

РПЦ до сих пор не вынесла решения о принадлежности останков не только Царевича Алексея Николаевича и Великой Княжны Марии Николаевны, но и остальных членов Царской семьи.

«Не прикасайтесь к помазанным Моим» (Пс.104, 15);

Ветхий Завет

«Если будете бояться Господа и служить Ему, и слушать гласа Его, и не станете противиться повелениям Господа, то будете и вы и царь ваш, который царствует над вами, ходить вслед Господа, Бога нашего… Если же вы будете делать зло, то и вы и царь ваш погибнете»(1 Цар.12; 14, 25);

«Мною цари царствуют» (Притч.8, 15);

«Сердце царя - в руке Господа, как потоки вод: куда захочет, Он направляет его» (Притч.21, 1);

«Господь низлагает царей и поставляет царей» (Дан.2, 21);

«Всевышний владычествует над царством человеческим и дает его, кому хочет» (Дан.4, 14, 22);

«В руце Господни власть земли, и потребное воздвигнет во время на ней» (Сир.10, 4);

«Слушайте, царие, и разумейте. От Господа дана вам держава и сила от Вышняго» (Прем.6, 1-3);

«Благо тебе, земля, когда царь у тебя из благородного рода…» (Еккл.10, 17);

«Даже в мыслях твоих не злословь царя…» (Еккл.10, 20);

Новый Завет

«И так, прежде всего, прошу совершать молитвы, прошение, моления, благодарения за всех человеков, за царей и за всех начальствующих, дабы проводить нам жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте;ибо это хорошо и угодно Спасителю нашему Богу, Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» (1 Тим.2, 1-4).

Православный народ чувствует ложь. Не поддадимся на новую провокацию «останков» святых мучеников Царевича Алексея и Великой Княжны Марии!

Да поможет нам Господь, святые Царственные мученики!

Людмила Хухтиниеми.

Председатель Общества

памяти святых Царственных мучеников и

Анны Танеевой в Финляндии RY

24.09.2015.

Россия перед Вторым пришествием. Сост. С. и Т. Фомины. 3-е изд. Т. II. СПб. 1998. С. 313.

Сообщил С. Г. Трубицын. Журнал «Крымский Афон» (6/1998 — 1/1999 г.г.). Сборник духовно-нравственного просвещения. Издание Свято-Успенского мужского монастыря, Крым, г. Бахчисарай, ул. Басенко, 57-А. Главный редактор: игумен Силуан, редактор этого выпуска: Г. Васильев.

Имя последнего, трагически погибшего российского царя снова фигурирует в медийном скандале. Предыдущий «хайп» разгорелся вокруг обстоятельств его личной жизни; нынешний - вокруг обстоятельств смерти.

Видный деятель РПЦ епископ Тихон (Шевкунов) сообщил на конференции «Дело об убийстве царской семьи: новые экспертизы и материалы. Дискуссия», что в ходе нового расследования, начатого СК в 2015 году, будет проверена в том числе версия ритуального убийства Николая Романова, его семьи и приближенных и что в РПЦ эта версия встречает «самое серьезное отношение».

В ответ председатель Федерации еврейских общин России Александр Борода разразился гневной отповедью, обвинив РПЦ и Следственный комитет в намерении… оклеветать евреев.

«Обвинение евреев в ритуальном убийстве - один из самых древних антисемитских наветов. Он многократно служил причиной преследований, жертвами которых становились сотни и тысячи человек. Но каждый раз, когда эти обвинения рассматривали люди, не зараженные антисемитскими предубеждениями, выяснялось, что этот навет лжив… Вызывает сожаление, что его поднимают вновь, представляя клеветнический навет как достойную проверки версию» , - заявил Борода.

Реакция, прямо скажем, асимметричная. О евреях епископ Тихон не сказал ни слова (а затем и специально пояснил , что о каких-либо иудейских ритуалах речь не шла).

Ритуалов - религиозных, оккультных или гражданских - на свете неисчислимое множество, как и верований и убеждений, за этими ритуалами стоящих. Мгновенно принимать слова о ритуальном убийстве на свой счет и реагировать так, словно в ритуальных убийствах никого, кроме евреев, обвинять невозможно - контрпродуктивная реакция.

Однако дальше, что называется, понеслось. «Дикость», «мракобесие», «днище», «как можно в XXI веке всерьез говорить о ритуальных убийствах?!» - это самые мягкие выражения, которые слышат сейчас в свой адрес РПЦ и Следственный комитет.

Честно говоря, такое бурное возмущение вызывает скорее обратную реакцию.

Когда мы слышим, что о чем-то, не противоречащем законам физики и биологии, «просто нельзя говорить», потому что это «дико» и «неприлично», это настораживает. И автоматически вызывает мысль: а не хотят ли от нас что-то скрыть?

В ритуальном убийстве - т.е. убийстве по религиозным или оккультным мотивам - ничего невозможного нет.

Даже самый воинствующий атеист не станет отрицать существование верующих и того, что ради своей веры верующие порой готовы на многое, даже убивать и умирать. Точно так же можно (и даже, наверное, нужно) не верить в различные мистические и оккультные концепции, но очевидно, что на свете немало людей, которые в них верят. И эта вера может побуждать их к действиям, в том числе и очень серьезным.

К началу Гражданской войны в России существовала достаточно давняя и сильная традиция внецерковной мистики.

На протяжении всего XIX века внецерковные (и отчасти антицерковные) мистические учения и практики - от хлыстовства до спиритизма - были широко распространены и популярны в стране, как среди низшего, так и среди высшего класса. А в начале ХХ века это увлечение приняло в среде интеллигенции повальный характер.

Читая литературу Серебряного века, мы видим, что мистикой и оккультизмом - иногда весьма «темным», вплоть до прямого дьяволопоклонничества - увлечен даже не каждый второй автор, а девять из десяти.

И это не специфическая особенность русского Серебряного века: такое же «религиозное возрождение» с сильным привкусом оккультизма, часто связанное с протестом против христианства (или, по крайней мере, церковного истеблишмента), происходило в те же годы в Европе и США.

Это общее поветрие не миновало и большевиков - по крайней мере, некоторых.

Можно вспомнить и Луначарского, и Богданова с его полунаучными, полуоккультными разработками, и контакты большевистской верхушки с Рерихом. В выборе пентаграммы в качестве символа, в постройке Мавзолея и создании культа «вечно живого» Ленина чувствуется некий очень специфический душок.

Да, большевики позиционировали себя как атеисты и материалисты - но оккультизм (в отличие от институциональной религии) атеизму не противоречит, а если в нем используются квази-естественнонаучные объяснения, не противоречит и материализму. Что же до христианства вообще и Православной церкви в частности - резко негативное отношение большевиков к ним хорошо известно и в доказательствах не нуждается.

А российский император, помимо всего прочего, являлся важной религиозной фигурой. Он - «помазанник Божий», он - глава Православной церкви.

Сакральное значение фигуры царя, короля или императора - общее место и для религиоведения, и для разного рода мистических и оккультных концепций.

Люди, чья картина мира включала в себя решительное противостояние и Православной церкви, и «старому порядку» в целом, вполне могли рассматривать царя в том числе как сакрального врага. Это не доказано, но вполне возможно, и «дикого» или «неприличного» в такой гипотезе не больше, чем в признании, что теракты ИГИЛ* совершаются из религиозных побуждений.

Стоит отметить, что проверка убийства Николая Второго и его близких на «ритуальность» уже проводилась в 1998 году, во время предыдущего расследования - и тогда этот мотив убийства был отвергнут. Однако сама такая проверка не вызвала никакого общественного возмущения.

Почему это важно для РПЦ? Помимо того, что религиозные вопросы вообще имеют для церкви первостепенную важность - здесь у нее есть конкретный и практический мотив.

Сейчас Николай Второй признан церковью святым в чине страстотерпца . Так называют святых, претерпевших страдания и смерть не за христианскую веру, а по чисто «мирским» причинам - в результате заговора или политического убийства.

Но если Николай был убит как религиозная фигура, как представитель церкви, по религиозным или мистическим мотивам - посмертный «статус» его меняется. Он оказывается мучеником - «звание» более популярное и почетное, позволяющее развернуть более широкое почитание последнего царя, с различными благоприятными последствиями, вплоть до материальной выгоды.

Почему это привлекло внимание председателя ФЕОР и побудило его немедленно «перевести стрелки» на евреев?

Чаще всего этому дается такое объяснение: «Ну все же понимают, о чем речь - ведь это евреев постоянно обвиняют в ритуальных убийствах, вспомните хоть дело Бейлиса!»

Но «все же понимают» - вообще аргумент скользкий, как и любые попытки чтения мыслей. Когда в ходе общественной дискуссии мы вдруг слышим: «ну все же понимают!..» - самое время остановиться и спросить: что именно понимают? Пожалуйста, вслух, можно даже по слогам.

Евреи как-то более склонны к оккультизму, чем все прочие граждане? Вроде нет.

Существует легенда о ритуальных убийствах в иудаизме, т.н. «кровавый навет» - но убийство Николая Второго просто не соответствует ей по фабуле: Николай не был маленьким мальчиком, убили его не на Пасху и совсем не тем способом, который описан в легенде. Если в Ипатьевском доме и совершался какой-то ритуал, то явно не этот.

Или же речь о другом - о том, что, согласно распространенному в консервативных и «антисоветских» кругах убеждению, революцию совершили (или, по крайней мере, приняли в ней активное организационное участие) российские евреи, и именно по мотивам специфической религиозной/национальной неприязни к национальному большинству и его религии?

Это куда более обширная и серьезная претензия.

Непропорциональная роль евреев среди революционных деятелей была заметна всем сторонам во время самой революции и Гражданской войны. Она бросалась в глаза, отражалась практически во всех художественных произведениях, написанных о том времени «по горячим следам». Она активно обсуждалась - в том числе обсуждали ее и пытались осмыслить этот феномен и сами евреи, как сторонники революции (Троцкий), так и противники (Гершензон).

Понятно, что вопрос этот болезнен, и само прикосновение к нему вызывает реакцию отторжения: какому народу приятно быть замешанным в кровавых зверствах?

И, возможно, один из способов увести общественное внимание от этой болезненной темы, неизбежно всплывающей в связи с годовщиной революции, - маргинализировать ее, заранее сведя разговор к скандальной и легко опровергаемой здесь фабуле «кровавого навета», сообщив, что говорить и даже думать о таких вещах могут только дикие маргиналы и мракобесы.

Тема антисемитизма вообще беспроигрышна в смысле переключения внимания.

В любой непонятной ситуации достаточно воскликнуть: «Как? Вы обвиняете евреев… (в том, что они пьют кровь христианских младенцев, поклоняются Сатане, происходят от рептилоидов etc.)?» И дело сделано.

Одни испуганно умолкают и стараются даже думать о чем-нибудь другом, чтобы их не записали в антисемиты. Другие, напротив, оживляются, начинают говорить много, красочно и с большим жаром - но о рептилоидах. И тезис: «Только сумасшедшие мракобесы могут вообще такое обсуждать!» - подтверждается блистательно.

Стоит сказать, что «вбросы» относительно Николая Второго и его судьбы, идущие друг за другом в последние два года, вообще выглядят странновато.

Сама по себе инициатива выглядела очень положительно: не так уж часто власти спрашивают мнение простых людей о том, среди каких топонимов, в окружении каких символов люди хотят жить, не так часто побуждают активно формировать и высказывать свое мнение о важных и неоднозначных событиях национальной истории. Строго говоря, этого не происходит вообще никогда - с «Войковской» был первый подобный случай.

И публика благодарно откликнулась. Несколько месяцев политически активные граждане погружались в историю вопроса, читали источники, формировали свое мнение, высказывались, спорили, голосовали.

Выяснилось, что отношение делится приблизительно пополам.

Одни считают убийство царской семьи преступлением, которое нельзя забывать или с ним примиряться; у других отношение колеблется от «все правильно с Николашкой сделали» до «да, как-то нехорошо вышло, но в истории и не такое случается, чего уж теперь».

Общественного консенсуса нет.

Возможно, кому-то «наверху» могло показаться удачной идеей и дальше «качать тему»… и следующим актом стал многомесячный фарс вокруг фильма «Матильда».

Кампания против фильма, возглавленная известной и раскрученной женщиной-депутатом, подробно освещаемая в СМИ - где-то в положительном ключе, где-то в отрицательном, но освещаемая ежедневно и очень подробно (скандальные заявления, угрозы, невнятные обещания сжигать кинотеатры, даже аресты «экстремистов») - все это надолго приковало внимание общества к фигуре Николая Второго. Но в каком-то уж очень специфическом ключе.

Забыв и о его деяниях на престоле, и о падении, и о гибели, страна начала дружно обсуждать необыкновенно важный вопрос: спал ли он до свадьбы с балериной или не спал? Трагически погибший правитель России был опущен на уровень плейбоя из светской хроники.

Почти год длился «матильдагейт», год публика с мощной подачи СМИ обсасывала постельные дела последнего императора. Наконец пресловутый фильм все-таки вышел на экраны - и все, как отрезало.

Где митинги и крестные ходы? Где свирепые православные фанатики, обещавшие жечь кинотеатры? Нету. Тема закончена. Повернули рубильник - и лампочка погасла.

Теперь новый вброс - и от беспроигрышной темы «клубнички» мы переходим к следующей столь же беспроигрышной теме: еврейскому вопросу.

Общая картина складывается такая.

Что делал Николай Второй при жизни? Да вот, то ли спал с Матильдой, то ли не спал. В общем, ерундой какой-то занимался. А как он умер? Да вон, говорят, его евреи в жертву принесли… хотя нет, ну это же чушь какая-то, что тут вообще обсуждать! Словом, «и жил грешно, и помер смешно», и только дураки или дикие мракобесы могут всерьез интересоваться обстоятельствами его жизни или смерти.

Быть может, я склонна к конспирологии. Быть может, на меня накладывает отпечаток собственный опыт практической работы в политических организациях - и, в частности, то, что приходилось наблюдать спецслужб по частным вопросам, на очень локальном уровне.

«Клубничка» и «евреи» - вот две темы, которые действуют безотказно, как по учебнику. Либо для того, чтобы скомпрометировать - тогда в половом разврате и в еврейском происхождении обвиняют саму «мишень»; либо для того, чтобы увести организацию подальше от продуктивной деятельности и борьбы с реальными проблемами - тогда ей настойчиво предлагают бороться с «развратом» или «мировым сионизмом».

От чего уводят нас в связи с фигурой Николая Второго? От вопроса о причинах революции? О том, что за люди и почему стали ее организаторами и агентами? О том, легитимно ли было отречение Николая и можно ли считать советскую власть и ее наследницу - власть нынешнюю - законными хозяевами страны? О том, кому должно принадлежать «царское золото»?

Не знаю. Но то, что вокруг жизни и смерти последнего царя идут какие-то грязные манипуляции, видно невооруженным глазом.

Прп. Иоанн Кассиан Римлянин

В евангельской притче говорится, что тот, кто с десятью тысячами шел против царя, идущего с двадцатью тысячами, видя, что не может сражаться, стал просить мира, пока царь еще далеко был. Это значит, что лучше уж не класть начала отречению от мира, чем впоследствии холодно исполнять его и подвергать себя большей опасности. Ибо лучше не давать обета, нежели, дав обет, не исполнить его (Еккл 5, 4) . Хорошо говорится, что этот идет с десятью тысячами , а тот - с двадцатью тысячами . Ибо число пороков, воюющих против нас, больше, нежели добродетелей, борющихся за нас. Но никто не может служить и Богу, и маммон е (Мф 6, 24) ; никто, возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, не благонадежен для Царствия Божия (Лк 9, 62) .

Прп. Максим Исповедник

Ст. 31-32 Или какой царь, идя на войну против другого царя, не сядет и не посоветуется прежде, силен ли он с десятью тысячами противостать идущему на него с двадцатью тысячами? Иначе, пока тот еще далеко, он пошлет к нему посольство просить о мире

Что означает евангельская притча, в которой говорится о войне царей с десятью и двадцатью тысячами?

Царь, выступающий с десятью тысячами , означает царствующий в нас ум, который с десятью заповедями сражается с другим царем, ведущим двадцать тысяч, то есть с мироправителем, выступающим против него с чувственным и чувствами, ибо пять чувств, склоняясь к чувственным предметам, состоящим из четырех первоначал, составляют число двадцать - ведь с этим против нас выступает враг. Сесть и посоветоваться означает [решить], возможно ли ради добродетели принять на себя всяческое страдание и труд. Если нет, то, говорит Иисус, следует отправить посольство [просить] о мире , то есть, если невозможно вести жизнь согласно Евангелию, повиноваться естественным [законам], которые были нам предписаны после [прародительского] преступления.

Вопросы и затруднения.

Прп. Макарий Великий

Ст. 31-32 Какой царь, идя на войну против другого царя, не сядет и не счисляет и не рассматривает, силен ли он с десятью тысячами противостать идущему на него с двадцатью тысячами? Иначе, пока тот еще далеко, он пошлет к нему посольство - просить о мире

Смотри, как ты обязан подвизаться и всего себя отдать, как знающий, что тебе предстоит бороться в стольких войнах, явных и тайных. Ибо и Моисей, предобразуя тень истины, повелел вестнику громко провозглашать, когда предстояло выступать на войну: «Если кто труслив , - говорил он, - да не выйдет на войну, дабы, струсив, не вверг в трусость сердца других и не обратил вспять . Подобно , - говорит он, - если кто недавно женился, да не выйдет, чтобы, оказавшись на войне и вспомнив о своей жене, не отвернулся бы и не захватил с собою других. Если кто строил дом и не окончил, да не изыдет на войну, дабы, вспомнив о постройке и расслабев на войне, и на других не подействовал отвратиться вспять » (Втор. 20, 5 -8 - Ред.). Таким же образом Господь, ища здесь доблественные и благорасположенные и мужественные души, говорил, что «такой прежде смотрит, можно ли с десятью тысячами встретиться с двадцатью тысячами, идущими против него, а если нет, еще когда он далеко, он спрашивает о мире », мужественных ища и охотных, и всю свою волю с убеждением возложивших Господу, и отдавших свое произволение, и вслед за Ним следующих, и верующих, что вся победа, подаваемая духовными оружиями с неба, совершается верующим.

Собрание рукописей типа I. Слово 50.

Блж. Феофилакт Болгарский

Ст. 31-35 Или какой царь, идя на войну против другого царя, не сядет и не посоветуется прежде, силен ли он с десятью тысячами противостать идущему на него с двадцатью тысячами? Иначе, пока тот еще далеко, он пошлет к нему посольство просить о мире. Так всякий из вас, кто не отрешится от всего, что имеет, не может быть Моим учеником. Соль - добрая вещь; но если соль потеряет силу, чем исправить ее? ни в землю, ни в навоз не годится; вон выбрасывают ее. Кто имеет уши слышать, да слышит

И эта притча научает нас не раздвояться душой, не пригвождаться к плоти и прилепляться к Богу, но, если имеем намерение вести войну против лукавых сил, наступать на них как на врагов и самым делом противоборствовать им. - Царем бывает и грех, царствующий в смертном нашем теле (Рим. 6, 12) , когда мы допускаем его. Царем же создан и ум наш. Поэтому, если он намерен восстать против греха, должен воевать против него всей душой, ибо воины его сильны и страшны, и кажутся больше и многочисленнее нас; поскольку воины греха суть бесы, которые против наших десяти тысяч направляют, по-видимому, двадцатитысячное число. Они же, будучи бестелесны и состязаясь с нами, живущими в теле, имеют, по-видимому, большую силу. Однако ж мы можем бороться против них, хотя они кажутся и сильнее нас. Ибо сказано: «С Богом мы окажем силу» (Пс. 59, 14) и «Господь - свет мой и спасение мое: кого мне бояться? Если ополчится против меня полк, не убоится сердце мое» (Пс. 26, 1. 3) . Притом же Бог, воплотившийся ради нас, дал нам власть наступать на всю силу вражью (Лк. 10, 19) . Поэтому мы, хотя и во плоти, однако ж, имеем оружие не плотское (2 Кор. 10, 3-4) . Хотя по причине телесности мы составляем, по-видимому, десять тысяч против их двадцати тысяч, по причине бестелесной их природы, однако ж мы должны говорить: «Господь Бог - сила моя» (Авв. 3, 19) ! И никогда не должны примиряться с грехом, то есть порабощаться страстям, но с особенной силой противостоять им и должны возыметь непримиримую ненависть к ним, не желая ничего страстного в мире, но оставляя все. Ибо тот не может быть Христовым учеником, кто оставляет не все, но имеет расположение к чему-нибудь в мире душевредному. - Ученик Христов должен быть «солью », то есть должен быть не только сам в себе добр и непричастен злобе, но и другим сообщать доброту. Ибо такова соль. Она, сама оставаясь неповрежденной и свободной от гниения, предохраняет от гниения и другое, чему передает это свойство. Но если соль потеряет свою природную силу, она не бывает ни на что полезна, не годится ни в землю, ни в навоз. Слова сии имеют такой смысл: Я желаю, чтоб всякий христианин был полезен и силен назидать, не только тот, кому вверено дарование учительства, каковы были апостолы, учители и пастыри, но Я требую, чтоб и сами миряне были плодоносны и полезны для ближних. Если же имеющий служить на пользу другим сам будет негоден и выйдет из состояния, приличного христианину, то он не в состоянии будет ни принести пользы, ни получить пользы. «Ни в землю, - сказано, - ни в навоз не годится» . Словом «земля » делается намек на получение пользы, а словом «навоз » (гной) - на доставление пользы. Поэтому, как не служащий на пользу, не получающий пользы, он должен быть отвергнут и выброшен вон. - Поскольку же речь была темна и приточна, то Господь, возбуждая слушателей, чтоб они сказанное Им не приняли просто о соли, сказал: «кто имеет уши слышать, да слышит» , то есть имеющий ум да разумеет. Ибо под «ушами » здесь должно разуметь чувственную силу души и способность к разумению. Итак, всякий из нас верующих есть соль, получивший сие свойство от Божественных слов и от благодати свыше. А что благодать есть соль, слушай (апостола) Павла: «Слово ваше да будет всегда с благодатию, приправлено солью» (Кол. 4, 6) , так что слово, когда оно без благодати, может быть названо бессолым. Итак, если мы будем пренебрегать сим свойством Божественных слов и не будем принимать оного в себя, и не освоимся с ним, тогда мы будем глупы и неразумны, и соль наша поистине потеряла силу, как неимеющая свойства небесной благодати.

«Царебожие» - это религиозном течение, которое предполагает «веру в Царя-искупителя». И в качестве такого царя, адепты этой доктрины предлагают святого страстотерпца Николая II, последнего монарха Российской Империи.

Ересь царебожников

С доктринальной точки зрения «царебожие» - это отступление от канонического православия, да и от христианства вообще, поскольку в этом культе фигурирует такая концепция, как «искупительная жертва Царя за грехи всего русского народа». Искупительная жертва в христианстве при этом, была одна, и принес её именно Христос, и не за грехи какого-то отдельного народа, но за грехи всего человечества.

Тем не менее, данная доктрина имеет под собой историческую подоплеку, и вот о ней стоит поговорить отдельно, поскольку она действительно интересна. И начать разговор стоит даже не с начала династии Романовых, к которой принадлежал и Николай II, а с последнего Рюриковича, Ивана Васильевича Грозного.

Здесь стоит оговориться, что в ультраортодоксальной среде достаточно много культов и секточек, которые с особым, сакральным пиететом относятся к тем или иным российским государственным лидерам. Есть, например, почитатели Иосифа «Советского», в смысле, Сталина, с соответствующими иконами, а есть, к примеру, те, кто считает, что Иван Грозный не просто заслуживает канонизации, но уже давно является местночтимым святым, а «Церковь это замалчивает».

Иван Грозный - святой?

История с Иваном Грозным базируется, главным образом на том факте, что имя его попало в «Святцы Коряжемского монастыря», где написано буквально следующее: «Июня 10 – обретение святого телеси великомученика царя Иоанна», и этот свод русских святых был закончен в 1621 году. Однако, как отмечают историки Церкви, это крайне неточный свод с многочисленными ошибками. К примеру, там упоминается киевский игумен Авраамий, канонизация которого в этих Святцах отнесена к пятому веку по Рождеству Христову, то есть, примерно за пятьсот лет до Крещения Руси.

Присутствует Иван Васильевич и на иконах, и это тоже исторический факт. Но как именно присутствует? Например, на фреске в Грановитой Палате Иван IV с нимбом, но на фреске нет подписи со словом «святой», там он «царь Иоанн Васильевич». Эта традиция, изображать особо почитаемых правителей с нимбом пошла из Византии.

Самая известная такая фреска – изображение императора Василия Болгаробойцы. Тоже с нимбом, но по прозвищу, попробуйте угадать за что именно он вошёл в историю, и какое его деяние было «самым ярким». И понятным образом, канонизирован он не был. Кстати, от таких деяний и в Болгарии появился впоследствии царь Калоян с прозвищем «Грекобойца».

В общем, возвращаясь к Ивану Грозному, стоит сказать, что почитаем и уважаем людьми он был, но это совсем не те условия, чтобы его канонизировать.

Начало царебожия

Тем не менее, именно то, что «Грозный Царь» не оставил наследников, что впоследствии случилась Смута, а потом Земский Собор, и стало отправной точкой для «царебожия». Речь идет о Соборной Клятве 1613 года в которой, в частности, говорится: «Заповедано, чтобы Избранник Божий, Царь Михаил Феодорович Романов был родоначальником Правителей на Руси из рода в род, с ответственностью в своих делах перед единым Небесным Царем. И кто же пойдет против сего Соборного постановления - Царь ли, Патриарх ли, и всяк человек, да проклянется таковой в сём веке и в будущем, отлучен бо будет он от Святыя Троицы».

Клятва эта, понятным образом, распространялась и на весь царский род Романовых. И по мнению царебожников, в 1917 году народ, потомки тех, кто подписывал Соборную Клятву, все скопом предали последнего российского Царя. И якобы за это уже нам, всем потомкам тех потомков надлежит каяться.

Что такое всенародные грехи

При этом, православные богословы отмечают некоторую нелогичность в данном учении. Если жертва Николая II была искупительной за грехи русского народа, то грехи, исходя просто из терминологии, уже искуплены. И зачем же тогда пресловутое «всенародное покаяние»?

Это, не говоря о том, что христианство не предполагает «коллективных», «всенародных грехов». Коллективный, если так можно выразиться, грех, а точнее, его последствия, поскольку сам грех как раз был искуплен Крестной Жертвой Христа, только один – первородный, все остальные – лично каждого человека, совершённое именно им, человеком, а не его далекими предками.

При этом, в отличие от того же Ивана Грозного, Николай II был канонизирован вместе с семьёй. Сначала в РПЦЗ, а затем и в РПЦ. Но сама формулировка его канонизации попросту не предусматривает какого-то особого культа вокруг этого, во многом несчастного, человека.

В резолюции комиссии по канонизации Царской Семьи есть, в частности, такие слова: «Комиссия отметила, что в жизни Николая II было два неравных по продолжительности и духовной значимости периода - время царствования и время пребывания в заключении. В первом периоде (пребывания у власти) комиссия не нашла достаточных оснований для канонизации, второй период (духовных и физических страданий) для Церкви является более важным, и поэтому она сосредоточила своё внимание на нём».

В общем, Николай II действительно святой страстотерпец, и действительно был канонизирован, но все остальные спекуляции на тему «царя-искупителя» и «коллективного покаяния» - это уже, в общем-то, не совсем каноническое православие, а скорее какой-то свой особый культ, который активно под православие мимикрирует.