Что означают слова сокровища на небесах. Рассказы о спасительной пользе милоститворения. Сокровищ на земле

Давным-давно в Африкийской стране жил мытарь (сборщик подати) по имени Петр. Он отличался крутым нравом и злым сердцем. Он никогда не подавал милостыни, не посещал храм Божий, не боялся Бога, и не стыдясь людей, делал все злые дела, чтобы обогатиться. Однако всемилостивый Господь по Своему милосердию и человеколюбию терпел грешника Петра и послал ему испытание, чтобы перевоспитать этого человека. И это событие изменило всю жизнь Петра к его прозрению и покаянию. А произошло оно следующим образом.

Однажды на улице собрались нищие и убогие люди того города и начали вести разговор, восхваляя милостивых и укоряя жадных. Их разговор коснулся и Петра. И нищие выяснили, что этот человек настолько жаден, что никому никогда не подавал милостыни. Тогда нищие заспорили о том, можно ли у Петра попросить милостыню и получить её. И один нищий сказал «Если дадите мне что-либо я пойду и попрошу у него милостыню». Нищие сделали залог и тогда вызвавшийся доброволец отправился к Петру, чтобы просить у него милостыню.

По Воле Божьей произошло так, что когда нищий подошел к дому Петра, то Петр в этот момент выходил из ворот своего дома и нес в руках несколько хлебов. В этот момент нищий и начал просить у Петра подаяние. Петр так был разгневан просьбой нищего, что хотел его ударить. И бросил в гневе в нищего одним из хлебов, которые были у него в руках. Нищий взял брошенный в него хлеб и пришел к остальным, ожидавшим его нищим с этим подаянием. Через два дня после этого события Петр сильно заболел. И находясь при смерти в беспамятном состоянии, он вдруг увидел чудесное видение. Увидел Петр себя на судилище, на котором его истязали. Злые духи положили на чашу весов свитки с перечнем всех злых дел Петра. А Ангелы на другую чашу весов положили кусок хлеба, который насильственно от Петра получил нищий.

И случилось чудо, и чаша весов с куском хлеба перевесила все злые дела Петра. Тогда Ангелы, обратившись к Петру, сказали: «Если малая, насильственно полученная милостыня способствует прощению грехов и может помочь во многом, то сколь спасительна для тебя будет большая, добровольная милостыня». После этого видения Петр выздоровел, но это видение запомнил на всю жизнь и сделался «очень милостив так как самого себя пощадить возжелал».

Однажды, после видения с куском хлеба, нищий попросил у Петра одежду. Петр отдал этому нищему красивую одежду, которую тот продал купцу. Случилось так, что Петр увидел свою одежду на базаре и опечалившись сказал: «Не взял Господь моей милостыни, не достоин я, чтоб мою одежду носил убогий». И тогда во сне явился Петру некий человек, облаченный в эту одежду, и сказал: «Одеяние твое, которое ты дал нищему, носит». С тех пор Петр ещё больше утвердился в вере в Бога и своей добропорядочности. (Пересказ отрывка из книги «Четьи минеи» от 22 сентября).

Божия копилка

Жил на свете богач. Он был добродетельным человеком, помогал бедным и чтил заповеди Божьи. В его комнате на стене была прибита большая железная копилка. Над ней золотыми буквами было написано «Божья копилка». Перед тем, как собирать гостей для того, чтобы отпраздновать какое-либо радостное событие, богач подсчитывал, сколько же людей он может пригласить на пир, накормить и угостить. Затем богач приглашал к себе только половину людей. А деньги, предназначенные для обеспечения второй половины людей, которая могла бы быть приглашена на пир, богач откладывал в свою копилку. Если богач услышит о каком-либо несчастии, о пожаре, наводнении или граде, то скажет сам себе: «меня Господь сохранил от этой неприятности». И как жертву благодарения Богу, снова положит часть денег в Божию копилку.

Бывало приедет к богачу купец с товаром. Богач выберет себе много всяких предметов, а потом возьмет половину. А деньги, предназначенные для покупки второй половины товара, снова положит в Божью копилку. Так на протяжении многих лет до старости скопил богач в своей Божьей копилке огромные деньги. Перед наступлением своего смертного часа позвал он стариков того села, где проживал и сказал им: «Я меньше гулял, ел и пил, меньше тратил деньги на себя и друзей, меньше разбрасывал и расточал. Всю жизнь я копил на дело Божие». И отдав старикам Божию копилку, богач велел истратить деньги из неё на дела благотворительности.

Когда богача не стало, люди за его поступок начали называть его благодетелем. А потомкам об этом человеке напоминают построенные на деньги из Божьей копилки приют для детей, школа, больница и красивая каменная церковь.» (Пересказ отрывка из книги «Науки» протоиерея Наумовича).

Дающий нищему – подает Иисусу Христу

В давние времена в Константинополе жил один человек, который усердно помогал нищим. За это его прозвали нищелюбивым. Обычно когда он шел по улицам, за ним следовала толпа нищих, которым он раздавал подаяние. Один из друзей нищелюбивого человека спросил о том, почему тот так благоволит к нищим и услышал такой ответ. Однажды, в десятилетнем возрасте, – сказал нищелюбивый человек, – я случайно вошел в храм в момент проповеди. Священник как раз говорил о том, что люди, подающие милостыню нищим, дают в руки Самому Богу, Иисусу Христу. Меня эти слова очень поразили, но я не поверил в них. Идя домой из храма, я спрашивал себя о том, как , находящийся на небесах, рядом с Богом-Отцом, может принимать подаяние на земле, которое мы даем нищим.

По пути домой я вдруг увидел стоящего на дороге нищего, одетого в рубище. К этому нищему подошел добрый человек и протянул ему кусок хлеба. И в этот момент я увидел за нищим стоящего Спасителя, образ Которого сиял неземным светом. Спаситель одновременно с рукой нищего простирал и свою руку за подаянием. А другой рукой Спаситель благословлял человека, дающего подаяние. Это видение и убедило меня в том, что человек, подающий нищему, подает Самому Иисусу Христу. С тех пор я и подаю нищим по силе моей возможности» (Пересказ отрывка из книги «Пролог»).

Милосердие равноапостольного князя Владимира

Святой равноапостольный князь Владимир, озаривший древнюю Русь благодатным светом веры христианской, проявлял милосердие и милоститворение. По его повелению была отчислена десятина на содержание церкви. Наряду с этим он повелел содержать при церквях калек, нищих, странников, паломников. Приказал создавать и вверять заботе церквей богадельни, приюты, больницы. Эти учреждения были на попечительстве раннехристианской церкви. И князь Владимир давал такие приказы потому, что хотел чтобы русская христианская церковь была продолжательницей благотворительных дел раннехристианской церкви.

Сам князь Владимир у себя во дворце в праздничные дни устраивал бесплатные обеды для духовных бояр и бедных людей. При освещении храмов во время христианских праздников и в другие торжественные дни князь Владимир щедро раздавал много денег. Нищие, убогие и калеки в такие дни могли свободно приходить на княжеский двор и беспрепятственно брать себе одежду, питье и пищу.

Наряду с этим, для тех нищих и убогих, которые сами не могли прийти из-за болезней на княжеский двор, Владимир повелел сделать особые повозки. В эти повозки накладывались пища, питье, которые и развозились не только по отдаленным местам Киева, но и по другим городам. Владимир также часто выкупал пленных и отпускал их на волю. (пересказ отрывка из книги «Четьи-Минеи»).

Сказал Господь: если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших. Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно. Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут, ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше.

«Если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших». Почему накануне Великого поста Господь говорит об этом? Цель и смысл Поста заключается в том, чтобы мы стяжали сокровище. Не то сокровище, которое собирается здесь, на земле, где тля и моль тлит, и ржавчина разъедает, где воры подкапывают и крадут (и где много этого сокровища, они там и подкапывают), а то сокровище, которое на небесах. Не то сокровище, где всегда неизбежен распад, а то сокровище, которое ставит нас перед лицом Бога Живаго, перед Его любовью, потому что - где сокровище наше, там и сердце наше будет. И где любовь Божия, где радость Христова о каждом кающемся грешнике, о каждом из нас, там и сердце наше будет среди Пасхи Господней.

Подлинное прощение невозможно без исповедания полноты веры, и подлинное прощение невозможно без жизни по вере, без отвержения всякой лжи и всякого зла. Иными словами, мы призываемся понять две вещи. Во-первых, что прощение невозможно там, где нет признания греха, и, во-вторых, - прощение невозможно, если оно не исходит от Бога. Отрицание греха делает прощение, по крайней мере, излишним.

Мы живем в мире, где все делается, чтобы отменить в массовом сознании само понятие греха, отменяя заповедь Божию и нравственный закон. Если не существует больше нравственного закона, не существует и греха. И непонятно, о каком прощении может идти речь. Чем углубленней человек живет духовной жизнью и, значит, чем больше он узнает, как страшен грех, тем сильнее нуждается он в прощении от Бога, от другого человека. И тем легче способен он сам простить.

Ужаснее всего, как всегда, равнодушие, делание вида, что все в порядке («нечего особенно прощать»), желание не видеть человека, оставить его и забыть о нем; думать, что простил, отвернувшись от человека, затворив от него сердце. Но горечь, которая остается, может вырасти в ненависть. Современный человек часто ищет примирения, чтобы не быть захваченным неприятными отрицательными чувствами, чтобы не осложнять себе жизнь. Это означает «прощать, не прощая», обманывая себя и других.

Драгоценней всего - сделать первым шаг к другому, и этот шаг будет твердым, если он будет совпадать с тем, что мы идем, начинаем идти, попирая всякий грех. Прощение - чудо. Оно творится Богом из ничего. Прощение нельзя создать. Его получают сверх сметы, сверх меры, сверх ожидаемого. Оно - благодать. Здесь точка нашего личного соприкосновения с Богом. И с Крестом. Ибо где умножился грех, там преизобилует благодать. И эта благодать нас преображает, делает другими. Только получив от этой жизни с избытком, мы можем щедро дать другим. В самом деле, как молиться за убивающих нас, если прощение не исходит от Бога? Это дар Бога, не наше достижение. Потому наше примирение друг с другом утверждается в Таинстве исповеди - Таинстве покаяния, и оно должно быть особенно глубоким Великим постом.

Только даром Божиим, Его благодатью и нашим участием в этом даре - трудом сорокадневного поста - можем мы научиться дару прощения. Нельзя заставить простить, так же как нельзя заставить любить. И Господь нас не заставляет прощать, Он как бы говорит: «Вы можете не прощать, вы можете поступать так, как хотите», - потому что если бы Он заставил нас простить, то такое прощение не было бы нашим. Это было бы Божие прощение, а к нам не имело бы никакого отношения. Подлинную цену имеет только то, что делается свободно и сознательно, когда сам человек понимает, что он должен простить. Господь только предупреждает, что если мы не прощаем, то и Он нас не простит. И если мы молимся в молитве Господней: «и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим», понимая значение этих слов, и одновременно говорим: «Я никогда и ни за что не прощу этого человека», - значит, мы вполне сознательно просим Господа, чтобы Он никогда и ни за что не прощал нас и наши грехи.

На Святой Афонской Горе существует такой обычай: если кто-то из братии находится с кем-нибудь во вражде, он должен убрать из Господней молитвы эти слова. Он не имеет права их произносить, если не хочет, чтобы они были ему в суд и во осуждение. Но как убрать из молитвы Господней хоть одно слово, если эта молитва, как говорят святые отцы, - краткая запись всего Евангелия? И если кто-нибудь вычеркнет хотя бы одно слово из этой Книги жизни, говорит нам Божественное Откровение (Откр. 22, 19), Господь вычеркнет из Книги жизни имя того человека. Тяжесть наших грехов, и крупных, и самых мелких, которые, как горы, накапливаются изо дня в день, будет возрастать, а когда мы перейдем в вечность, будет давить нас вечной безысходностью.

«Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, - говорит Христос, - ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою». Для того чтобы пост был для нас осмысленным, он не должен быть лицемерным. Мы не должны ничего делать напоказ, с тем, чтобы нас увидели другие и похвалили. Как только это происходит, мы теряем свою награду от Господа.

«А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое». Что значит помазать голову елеем? Голова - это ум, говорят святые отцы. Надо позаботиться о том, чтобы мысли наши были чистыми. Но и слова наши не должны быть злыми, скверными и пустыми. О слове, так же, как и о мыслях, в течение всего Поста нам будет напоминать молитва: «Положих, Господи, хранение устом моим и дверь ограждения о устнах моих» - слово Господне, которое обращено к последнему Суду, к самой Пасхе Христовой. «От слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься» (Мф. 12, 37). Не только за слово скверное, гнилое, но и за «всякое слово праздное, какое скажут люди, дадут они ответ в день Суда» (Мф. 12, 36). Праздным словом прежде всего является не просто бессмысленное или лживое, а правдивое и истинное, но которое мы делаем праздным, когда употребляем святые слова всуе, как ничего не значащие.

Мы живем в мире, где самая главная война идет против человека; против единственного словесного существа - человека. Все делается для того, чтобы слова стали бессмысленными. Чтобы не только потопить всех в океане лживых слов, которые ежедневно обрушиваются на нас, но и святые слова смешать со словами лживыми и скверными. И чтобы мы тоже приняли в этом участие. Если мы поддаемся врагу, то горе нам. Для того и предлагается нам пост, чтобы мы помнили, что есть самое главное; чтобы мы помазали главу свою: свой ум, свое слово - елеем смысла, добра, веры, правды и чистоты, и чтобы слово наше стало живым, как и мысли.

Слова Евангелия «помажь главу» относятся, конечно, ко всему внутреннему человеку, к сердцу нашему, - чтобы из сердца не исходила ни зависть, ни ненависть, ни злоба, ни вражда, никакая похоть, ничего грязного. Чтобы внутренний наш человек - душа наша - была помазана благодатью Духа Святаго. Чтобы наша ожесточенная, окаменевшая, мертвая душа за то, что она хранит этот Пост, по дару Христову, по Его благодати, получила благоуханное помазание Духа Святого, когда завершится Великий пост, и мы предстанем перед Христом Распятым и Воскресшим.

А что значит умыть свое лицо водою? Лицо, говорят святые отцы, - это внешний наш человек. Что у нас на лице? - Глаза, чтобы мы обратили внимание на то, куда мы смотрим, где блуждает наш взор среди этого, всеми красками греха переливающегося, изменчивого мира, лежащего во зле и во лжи. Чтобы, само собой, исключались Великим постом, все сомнительные телевизионные программы, и мы не уподоблялись такому человеку, который воздерживается от мяса в течение всего Поста и вместе с тем пожирает своими глазами всякую нечистоту, как тот блудный сын, который сел за один стол с грязными, шумно чавкающими свиньями - за бесовскую трапезу, которую предлагают нам сегодня средства массовой информации. Мы должны быть глухими, как говорит апостол Павел, и слепыми, смотря по обстоятельствам. Все тело наше должно быть не вертепом разбойников, а храмом Божиим.

Господь говорит, чтобы вначале мы помазали голову, а потом уже умыли лицо. Голову помазали, а потом лицо, потому что внутреннее должно идти впереди внешнего. Не то, что Он внешнее считает незначительным. Нет, внешнее очень значительно. Кто не постится во Святую Четыредесятницу без уважительной причины, «да никакоже причастится» - правило святых отцов, которое никто не может отменить, ибо оно дано Духом Святым. Но что главнее - душа или зеркало души?

Самый главный пост - воздержание от себялюбия, от нашего «я». Наш пост должен быть «перед Отцом, Который втайне». Господь говорит, чтобы наш пост был втайне - там, где мы с Отцом Небесным. Мы должны научиться поститься у Бога, ибо пост имеет Божественное измерение. Отец, Сын и Святой Дух живут друг для друга. Никто из Них не живет для Себя. Бог - общение, превосходящее все, что мы можем помыслить. Этим единством общения Пресвятой Троицы должна жить Церковь. В тайне нашего сердца мы призваны молить Бога научить нас этому таинственному посту от нашего «я», чтобы сделаться способными отдавать свою жизнь другим. «Не собирайте себе сокровищ на земле, но собирайте себе сокровища на небе, ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше». Господь говорит о небе, о Самом Отце, - как о сокровище, которое находится там, где сердце наше. Мы должны совершать наше очищение, изменять наше отношение ко всему на уровне сердечных глубин. Ибо наше смертное «я», то, что рождает смерть, стремится всегда обладать. Оно влекомо внешним, так что готово даже других людей превратить в объекты нашего обладания. Покаяние сердца, подлинная жизнь с Отцом Небесным заключается в освобождении от этого духа обладания. Если Христос Бог станет сокровищем любви, которое мы ищем, все остальное приложится нам. Все станет благодатью в нашей обновленной жизни, и рай наступит уже здесь и сейчас, Пасха Господня.

В этом стихе Спаситель сразу же переходит к речи о таком предмете, который не имеет, по-видимому, никакой связи с предыдущими Его наставлениями. Цан объясняет эту связь так: "Иисус, говоривший Своим ученикам в слух иудейской толпы, проповедует здесь не вообще против языческого и мирского образа мышления (ср. Лк. 12:13-31), а показывает несовместимость такового с благочестием, о котором ученики должны и будут заботиться. Именно здесь и находится связь с предыдущими частями речи. Фарисеи считались до того времени в народе преимущественно людьми благочестивыми; но с благочестивой ревностью, которой для них ни разу не отрицал Иисус Христос, связывались у многих фарисеев и раввинов мирские интересы. Рядом с гордостью (6: 2, 5, 16; 23:5-8; Лк. 14: 1, 7-11; Ин. 5:44; 7:18; 12:43) указывается преимущественно на их любовь к деньгам. Таким образом и рассматриваемый отдел служит к объяснению 5:20".

Можно принять, что такое мнение вполне точно раскрывает, в чем заключается связь, если только действительно она существует, между этими разными отделами. Но связь можно выразить и яснее. Мы думаем, что вся нагорная проповедь представляет из себя ряд очевидных истин, и что отыскать между ними связь иногда чрезвычайно трудно, подобно тому, как трудно отыскать ее в словаре между словами, напечатанными на одной и той же странице. Нельзя не видеть, что мнение Цана о таковой связи отличается некоторою искусственностью, и во всяком случае такую связь едва ли могли усматривать ученики, которым говорил Иисус Христос, и народ. На основании этих соображений мы имеем полное право считать ст. 19 началом нового отдела, где говорится о совершенно новых предметах и притом без ближайшего отношения к фарисеем или язычникам. Христос в нагорной проповеди не столько обличает, сколько научает. Он пользуется обличениями не ради них самих, а опять - для той же цели - научить. Если и можно предполагать связь между разными отделами нагорной проповеди, то она заключается, по-видимому, в разнообразии указаний на извращенные понятия о праведности, какие свойственны естественному человеку. Нить нагорной проповеди - описание этих извращенных понятий и затем разъяснение, каковы должны быть истинные, правильные понятия. К числу извращенных понятий грешного и естественного человека, относятся и его понятия и взгляды на мирские блага. И здесь Спаситель опять предоставляет людям сообразоваться с данным Им учением, оно является только светом, при котором возможна нравственная работа, имеющая целью нравственное усовершенствование человека, но не самою этою работой.

Правильный и общий взгляд на земные сокровища заключается в следующем: "не собирайте себе сокровищ на земле". Нет надобности рассуждать, как это делает Цан, о том, разумеются ли здесь только "большие накопления", "собирание больших капиталов", наслаждение ими скупца, или также и собирание незначительных капиталов, заботы о насущном хлебе. Спаситель, по-видимому, не говорит ни о том, ни о другом. Он высказывает только правильный взгляд на земные богатства и говорит, что самые свойства их, сами по себе, должны препятствовать тому, чтобы люди относились к ним с особенной любовью, приобретение их ставили целью своей жизни. Свойства земных богатств, указанные Христом, должны напоминать людям о нестяжательности, и последняя должна определять отношение человека к богатству и вообще к земным благам. С этой точки зрения богатый человек может быть так же нестяжателен, как и бедный. Всякие, даже "большие накопления" и "собирание больших капиталов" могут быть правильны и законны с нравственной точки зрения, если только в эти действия человека вносится дух нестяжательности, указанный Христом. Христос не требует от человека аскетизма.



Не собирайте себе сокровищ на земле (μήθησαυίζετε θησαυρούς) - лучше, по-видимому, перевести так: не цените сокровищ на земле, причем "на земле" будет, конечно, относиться не к сокровищам, а к "не цените" ("не собирайте"). Т.е. не собирайте на земле. Если бы "на земле" относилось к "сокровищам", т.е. если бы здесь разумелись "земные" сокровища, то, во-первых, стояло бы, вероятно, θησαυρούς τους επί της γης, так же было бы в следующем стихе или, может быть, τους θησαυρούς επί της γης. Но указание Цана, что если бы "на земле" относилось к сокровищам, то следовало бы ожидать ους; вместо поставленного здесь οπού, едва ли может быть принято, потому что όπου могло бы стоять и в том, и другом случае. Почему мы не должны собирать себе сокровищ на земле? Потому что (οπού habet vim aetiologiae) там моль и ржа истребляют и воры подкапывают и крадут. Моль (σης) - сходно с евр. сас (Ис. 51:8 - только один раз в Библии) и имеет одинаковое значение, - следует принимать вообще за какое-нибудь вредное насекомое, которое вредит имуществу. Также и слово "ржа", т.е. "ржавчина" - под этим последним словом нужно разуметь тление всякого рода, потому что Спаситель не хотел, конечно, сказать того, что не следует сохранять только тех предметов, которые подвержены порче со стороны моли или ржавчины (хотя буквальный смысл этих слов и таков), а выразился только в общем смысле; в том же смысле сказаны и последующие слова, потому что причиною убытков бывает не одно только подкапывание и кражи в буквальном смысле. Параллельное место у Иак. 5:2, 3. У раввинов для обозначения ржавчины было ходячее слово халюда (Толюк).

Сокровище на небесах

Каждый человек, приходящий в этот мир, растет и формируется как личность. И у каждого человека формируются определенные взгляды, и цели. Человек определяет для себя какие-то планы и задачи в жизни. Что ты хочешь от этой жизни, какие твои цели и что ценно для тебя? Спроси любого человека и каждый скажет что-то о своих ценностях, о том, что ему близко.

Например, я формировался в ином обществе, относительно современного. Это было общество с идеями равенства, труда, моральных принципов и т.д. Поэтому в наших поколениях сформировались такие ценности.

Если взять сегодняшнее время, то ценности совершенно другие. Работать и напрягаться не обязательно. Идеал воспитанный телевидением – это крутой парень, который особо ничего не делает, постоянно расслабляется и отдыхает, но имеет силу и деньги. Поэтому молодежь не хочет учиться, работать, но при этом хотят жить богато и красиво. Но так не бывает.

Все это мы говорим, для того, чтобы понять, что у каждого поколения, и у каждого человека, в частности, есть свои определенные ценности и взгляды, которых придерживается человек. И человек принимает решения и действует в соответствии со своими взглядами. И мы видим, что ценности человека - они изменчивы в зависимости от времени и обстоятельств. Эти человеческие ценности - не постоянны и склонны меняться.

Сегодня мы поговорим об истинной ценности, которая не меняется, не портится, не дешевеет. О сокровище, которое Бог приготовил для каждого человека.

(Матф.6:19-33)

19 Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут,

20 но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут,

21 ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше.

Это слова Иисуса Христа, которые Он сказал, в Нагорной проповеди. Иисус учит людей, говоря: «человек все твои устремления и желания, которые ты имеешь, что бы получить все блага на этой земле, ради которых ты живешь, не есть истинное сокровище». Эти земные сокровища, либо испортятся и придут в негодность, либо их могут украсть. Эти сокровища, которые на земле не вечные, не надежные. Христос говорит о неизменном наступлении разочарования любого человека, имеющего целью своей жизни получения богатства на земле.

Если человек избирает смыслом и целью своей жизни получение богатств на земле, то и сердце, и душа такого человека останется вместе с этим истлевающим богатством и пропадет.

Если человек поверит Богу и поднимет свой взгляд от этого истлевающего мира на небо и станет повиноваться Христу, то получит богатство вечное – спасение своей души.

24 Никто не может служить двум господам:

ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить;

или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть.

Маммона - (арам."имущество"), заимствованное слово в греческом языке, означающее "богатство" и "роскошь".

Говоря такие слова, Христос ставит четкую границу, для того, чтобы человек понял, что он должен сделать абсолютно осознанный выбор. Многие люди хотят занимать как бы промежуточное положение, рассуждая так: «Я все хочу получить от этого мира, но я так же хочу угодить Богу». Но Христос здесь говорит, что не бывает промежуточного положения. Человек должен сделать выбор. Кому он будет служить? Или Богу или имуществу земному.

Когда перед человеком встает такой выбор, он рассуждает так: (сейчас ты поймешь, почему так мало людей верующих) «Богатства земные я вижу, могу ими пользоваться, могу трогать их руками. А Бога я не вижу, Царство Небесное тоже. Поэтому лучше я буду жить с истлевающим богатством, нежели поверю в то, что не могу попробовать руками». И на этом заканчивается духовный поиск человека и дальше он не идет.

Почему многие люди делают такой трагический выбор в своей жизни, обрекая себя на вечное страдание? Потому что большинство людей не знают Бога и не верят Христу. Большинство людей не хотят вникнуть и понять: кто такой Бог и что Он хочет от человека.

Дело в том, что сатана все сделал для того, чтобы исказить истинный характер Бога , в том числе придумал религию, которая представляет Бога не правильно и распространил ее. Говоря о том, что человек не знает Бога, следует начать с того, что человек, который приходит в этот мир думает, что все вращается вокруг него - уникального человека. И мир существует, потому что существую Я.

Мы с вами много говорили и понимаем, что человек приходит в этот мир заведомо обманутым , потому что в нем вложена эгоистическая сущность. Это наследие ветхого Адама, того обмана который сатана вложил в сердца первых людей. Этим обманом сатана исказил характер Бога и обманул человека. И задача Бога развеять или разрушить обман, в котором живет каждый человек. Открыть глаза человеку, чтобы каждый мог увидеть и понять кто такой человек и кто такой Христос, кто есть «Я» и для чего я пришел в этот мир.

Поэтому хорошо, когда человек ищет Бога, ищет познать кто такой Христос.

25 Посему говорю вам: не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться. Душа не больше ли пищи , и тело одежды?

26 Взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их?

Иисус говорит, что бы мы чрезмерно не заботились о еде и об одежде, т.е. о материальной стороне жизни. Потому что забота о нашей душе гораздо ценнее заботы пищи и одежды. Христос обращает здесь внимание на ценность души человека , которая несравнимо ценнее пищи, т.е. материальной стороны жизни. И в качестве примера, Иисус приводит небесных птиц, которые не шьют себе одежд, не сеют, ни жнут, ни собирают впрок, однако прекрасно себя чувствуют. Почему? Потому что Бог заботиться о них, этих маленьких пташках. Как впрочем, Бог заботиться обо всем живом на земле.

Задумайся над таким вопросом: Если не ты, и не я не заботимся о каждой пташке, животном или рыбке, которые живут без нашей помощи; находят себе пищу, согреваются, дышат, рождают потомства, отдыхают – то скажи, кто заботиться о них? Конечно, Господь.

Иисус говорит этими стихами, «если Бог заботиться о таких незначительных пташках, то неужели ты можешь сомневаться или не верить , что Бог заботиться о тебе гораздо более, нежели о птичках неразумных». Ведь мы, люди, гораздо ценнее для Бога, чем птички или еще кто-то.

Бог создал человека по Своему образу. Бог вложил в человека вечную душу, дал человеку разум, способный осознать и понять кто такой Бог. Для того что бы человек мог сделать свободный выбор в пользу Христа и воздать Ему славу.

И за этот правильный выбор человека - Бог готов вознаградить его очень щедро. Сокровищем на небесах. Этот выбор человека стоит многого, потому что этот выбор не простой. Если легко было бы верить - все бы верили. Тогда не было бы необходимости Христу оставлять престол и идти в этот падший мир на посрамление, мучения и смерть. Поэтому истинная вера человека в Иисуса Христа, в глазах Бога, «стоит» очень дорого.

Но у человека есть большая проблема в осознании Бога, и веры в Его заботу о нем. Каждый сможет поверить в Бога, если он сделает осознанный выбор в Его пользу, вместо выбора всего, что предлагает этот мир: богатство, власть, роскошь. Этот выбор человека - вера в Иисуса Христа, которая есть «плата» за вечное сокровище.

Когда ты и я поверили в Иисуса Христа – Бог, увидев это, сказал: «За то, что ты поверил в Моего единственного Сына, который добровольно отдал Свою жизнь, понес твои грехи на себе, Я награждаю тебя сокровищем. Немного я дам тебе на земле, а все остальное - когда пройдешь свой земной путь. Если Я дам тебе много на земле, это будет опасностью для тебя, чтобы твое сердце, не привязалось к богатству, и ты не потерял бы спасение».

(Пс.61:11)

11 когда богатство умножается, не прилагайте [к нему] сердца.

Но Я дам тебе столько, чтобы ты, не терял своего достоинства, а если сможешь нести, то и чуть больше, чтобы послужить этим богатством другим, как Бог дает все необходимое каждому из нас.

27 Да и кто из вас, заботясь, может прибавить себе росту [хотя] на один локоть?

Давай порассуждаем: знаешь ли ты, как устроен твой организм, как он функционирует, как ты растешь? Как образуется младенец в чреве матери?

Задумайся над вопросом: Почему бьется твое сердце, и почему ты дышишь?

Ты сам заставляешь свое сердце биться 70 раз в минуту? Ты сам даешь себе дыхание? Это Бог.

Ты задумывался над тем, почему ты можешь кушать, и твои силы восстанавливаются?

Кто дает тебе сон, кто поддерживает твой разум?

Ты сам это делаешь? Это делает Христос.

Ты можешь сам дать себе или кому-то жизнь? Или регулировать свой рост?

Все это делает Бог.

28 И об одежде что заботитесь?

Посмотрите на полевые лилии, как они растут: ни трудятся, ни прядут;

29 но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них;

30 если же траву полевую, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь, Бог так одевает, кольми паче вас, маловеры!

Ранее Иисус приводил пример с птицами. А теперь Он говорит о полевых лилиях. Правда ли что творение Божье прекрасно? «И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма». Каждый человек способен оценить всю красоту творения Божия. И каждый из нас много раз восхищался красотой цветов.

Иисус говорит, что даже царь Соломон, самый богатый царь того времени, не имел таких красивых одежд, могущих сравниться с красотой цветов. Потому что даже самый искусный мастер, не способен создать даже что-то близко схожее к совершенному творению Божьему.

И далее в 30 ст. Иисус делает опять вывод о ценности души человека, говоря: «Если цветок, живущий очень короткое время, Бог создал таким прекрасным, проявляя этим такое внимание малозначительной траве, то представь, какова забота Бога о человеке, носящего Его образ, вечную душу в себе».

Христос говорит: тем более Бог будет заботиться о вас, почему так мало в вас веры!

Мы видим здесь, что действительно ценно для Бога – наша вера в Него. И Христос дает здесь нам очень веские аргументы, чтобы мы смогли увидеть Его заботу о нас, и тем самым стимулировать нас к вере , которая, как мы говорили, есть единственный путь в познании Бога.

31 Итак не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться?

32 потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом.

33 Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам.

Христос говорит здесь, что язычники занимаются только тем, что заботятся о насущном, думая только о пище, о еде и об одежде. А я думал, что язычники это только те, кто поклоняются идолам, изделиям рук человеческих, те кто не знают Бога. Как в такое просвещенное время могут быть еще язычники? Ведь все знают Христа, говорят о Нем. В наше время, наверное, невозможно быть таковым.

А оказывается, что все кто живет исключительно заботами этого мира – язычники, не знающие Бога. Оказывается, недостаточно просто знать о Боге, нужно знать кто такой Бог. Нужно познать Христа лично.

Для этого как мы говорили, человек должен сделать выбор, кому служить: Служить своим похотям и желаниям, имея цель только получать материальные блага.

Или поднять глаза к небу и поверить, что над всем этим миром властвует Бог. Бог, которому не безразлична твоя жизнь, твоя душа, твои дети, твой муж или жена. Не быть язычником - это познать Отца твоего Небесного который знает в чем ты имеешь нужду: в пище, одежде и во всем остальном.

Ну, тогда мне не понятно, я что теперь не должен трудиться и заботиться о своей семье? Получается если я не стану ничего делать, а только думать что Бог даст мне все необходимое, тогда я все и так получу. Зачем тогда работать и стараться в жизни?

Что говорит Господь:

33 Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам.

Оказывается дело не в том, что я не должен работать, а в том, каковы мои цели в жизни. Напротив, осознавая свою ответственность, христианин должен работать, но его цели не в получении богатств этого мира, а в том как угодить Богу.

Бог хочет, чтобы человек изменил направление от тех целей, которым он служит - забот мирских, к другим целям искать и думать в первую очередь о Царстве Божьем и правде Его . Человеческая правда - она изменчива и противоречива, она служит временным интересам и меняется в зависимости от обстоятельств. Но правда Божья неизменна и непреложна.

И если человек делает такие шаги к Богу и начинает доверять Христу, то Бог начинает проявлять заботу к такому человеку и оказывать всяческое содействие, и в вопросах нужды человека: пищи, одежды и всего остального, что нужно нам в этой жизни. Это все приложится вам.

Но, к сожалению, не многие избирают этот путь доверия и веры в Бога. Мы уже поняли, что речь не идет о каком-то поверхностном знании Бога.

Когда мы говорим о вере, речь идет о выборе человека, сопровождающегося конкретными действиями в отказе от всего, что не угодно Богу.

(Мар.8:36,37)

36 Ибо какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?

37 Или какой выкуп даст человек за душу свою?

Дело в том, что если человек старается приобретать как можно больше богатств земных, то неизменно такой человек станет грешить против Бога. И за богатства земные, приобретаемые через обман и грехи, человек платит цену – душа, которая пойдет в ад.

Как мы с вами читали в начале: Не можете служить Богу и маммоне. Это предупреждение людям, что существует только два пути, и нет иного промежуточного пути, объединяющего их.

Либо ты остаешься жить интересами этого мира, собирая богатства на земле, если конечно сможешь, потому что таких как ты охотников на богатства много. Но Бога с тобой не будет, не будет Его благодати и поддержки. И тогда душа твоя оказывается под большой угрозой погибнуть в вечности.

Либо ты избираешь путь доверять Богу и служить Его правде, тогда ты наследуешь благословения и Его содействие во всех путях своих и жизнь вечную.

Эти два пути ведут в разные стороны, их направления противоположные: один ведет в небо, другой в ад.

Давайте посмотрим из Писания про заботу Бога о человеке.

(Быт.1:27-31)

27 И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их.

28 И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле.

29 И сказал Бог: вот, Я дал вам всякую траву, сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя; - вам [сие] будет в пищу;

30 а всем зверям земным, и всем птицам небесным, и всякому пресмыкающемуся по земле, в котором душа живая, [дал] Я всю зелень травную в пищу. И стало так.

31 И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма. И был вечер, и было утро: день шестой.

(Исх.16:15)

15 И увидели сыны Израилевы и говорили друг другу: что это? Ибо не знали, что это. И Моисей сказал им: это хлеб, который Господь дал вам в пищу ;

(Исх.16:35)

35 Сыны Израилевы ели манну сорок лет , доколе не пришли в землю обитаемую; манну ели они, доколе не пришли к пределам земли Ханаанской.

(3Цар.17:2-16)

2 И было к нему (Илии) слово Господне :

3 пойди отсюда и обратись на восток и скройся у потока Хорафа, что против Иордана;

4 из этого потока ты будешь пить, а воронам Я повелел кормить тебя там.

5 И пошел он и сделал по слову Господню ; пошел и остался у потока Хорафа, что против Иордана.

6 И вороны приносили ему хлеб и мясо поутру, и хлеб и мясо по вечеру, а из потока он пил.

7 По прошествии некоторого времени этот поток высох, ибо не было дождя на землю.

8 И было к нему слово Господне :

9 встань и пойди в Сарепту Сидонскую, и оставайся там; Я повелел там женщине вдове кормить тебя.

10 И встал он и пошел в Сарепту ; и когда пришел к воротам города, вот, там женщина вдова собирает дрова. И подозвал он ее и сказал: дай мне немного воды в сосуде напиться.

11 И пошла она, чтобы взять; а он закричал вслед ей и сказал: возьми для меня и кусок хлеба в руки свои.

12 Она сказала: жив Господь Бог твой! у меня ничего нет печеного, а только есть горсть муки в кадке и немного масла в кувшине; и вот, я наберу полена для дров, и пойду, и приготовлю это для себя и для сына моего; съедим это и умрем.

13 И сказал ей Илия: не бойся, пойди, сделай, что ты сказала; но прежде из этого сделай небольшой опреснок для меня и принеси мне; а для себя и для своего сына сделаешь после;

14 ибо так говорит Господь Бог Израилев: мука в кадке не истощится, и масло в кувшине не убудет до того дня, когда Господь даст дождь на землю.

15 И пошла она и сделала так, как сказал Илия; и кормилась она, и он, и дом ее несколько времени.

16 Мука в кадке не истощалась, и масло в кувшине не убывало, по слову Господа, которое Он изрек чрез Илию.

Пророк Илия - пример послушания Господу. Сказал Господь и Илия сделал, и мы видим заботу Бога о нем. Без послушания Богу невозможна наша вера, она будет тщетна и безуспешна.

Есть в Писании история о другом пророке по имени Иона. Ему Господь сказал сделать определенное дело – идти в один город и проповедовать в нем, чтобы спасти их от грядущего гнева Божия. Но этот пророк Иона не послушался Богу. Почитай сам эту историю о пророке Ионе и найдешь там много назидательного.

Если хочешь посмотреть в Писании еще примеры заботы Бога о нас, прочти книгу пророка Даниила. Эта книга небольшая, но в ней много красивых и поучительных примеров для нас. Как Бог заботился о своих детях, о тех, кто доверяли Ему, находясь в чужой стране.

«Не собирайте себе сокровищ на земле»

Сокровища, собранные на земле, не вечны; они могут быть украдены ворами, изъедены молью и ржавчиной, уничтожены ураганом и огнем. «Где сокровище ваше, там будет и сердце ваше». Мысли будут в такой степени заняты земными сокровищами, что для небесных предметов не останется места.

У иудеев того времени величайшим злом была любовь к деньгам. Точно так же и в настоящее время религиозные чувства и любовь к Богу вытеснены заботами о земном. Богатство так зачаровывает человека, что в погоне за наживой он заглушает в себе все благородные стремления и чувство человеческого достоинства и несется к окончательной, вечной гибели. Служение маммоне полно забот, трудностей и утомительной работы, а сокровища, которые человек с таким трудом собирает на этой земле, весьма недолговечны.

Иисус говорит: «Собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют, и где воры не подкапывают и не крадут; ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше».

Отсюда вытекает поучение: «Собирайте себе сокровища на небе». В ваших собственных интересах обеспечить за собой небесные сокровища. Это единственное, чем мы владеем, что действительно принадлежит нам; ибо сокровища, собранные на небесах, вечны. Ни вода, ни огонь не в состоянии уничтожить их; никакой вор не может их украсть, ни моль или ржавчина испортить, ибо Господь охраняет их.

Богатство, ценимое Христом выше всего, есть «богатство славного наследия Его для святых» (Еф. 1:18). Ученики Иисуса сравниваются с драгоценными камнями. Его особым сокровищем. Он говорит: «Подобно камням в венце, они воссияют на земле Его» (Зах. 9:16). «Люди будут дороже чистого золота и мужи дороже золота Офирского» (Ис. 13:12), Христос, от Которого исходит вся слава, смотрит на Свой народ в его чистоте и совершенстве, как на награду за Свои страдания, унижения и любовь; они дополняют Его славу.

Нам предоставлено преимущество работать вместе с Ним в великом деле спасения и быть соучастниками в богатстве, приобретенном Его страданиями и смертью. Апостол Павел писал христианам в Фессалониках: «Кто наша надежда, или радость, или венец похвалы? Не вы ли пред Господом нашим Иисусом Христом в пришествие Его? Ибо вы - слава наша и радость» (1 Фес. 2:19-20). Вот сокровища, которых мы должны были прежде всего искать! Характер человека есть результат деятельности целой жизни, это - жатва его жизненного посева; каждое действие, каждое слово, сопровождаемое благодатью Христа и вызывающее в душе стремление к небесному, каждое усилие, направленное к тому, чтобы характером уподобиться Христу, - все это способствует собиранию сокровища на небесах.

«Где сокровище ваше, там будет и сердце ваше». Каждым усилием помочь другому мы приносим пользу и самим себе. Каждый, посвящающий свои средства и время на дело распространения Евангелия, сосредоточит на нем и свои интересы и молитвы за дело, совершаемое им, и за души, приобретаемые им. У него явится желание помочь всем и в еще большей мере посвятить себя Богу, для того, чтобы совершить как можно больше добра.

В последний день, когда все богатства этой земли будут уничтожены, собравший себе сокровище на небесах увидит то, что он приобрел в своей жизни. Если мы всегда руководствуемся словами Христа, то в конце, когда все искупленные соберутся вокруг великого белого престола Божия, мы увидим тех, которым мы указали путь ко спасению; эти, в свою очередь, помогли спастись другим, а те - третьим, и как результат нашей работы мы увидим великое множество людей, достигших вечной гавани спасения, чтобы положить свои венцы к ногам Иисуса и прославить Его во веки веков. С какой радостью взглянут тогда работники Христа на всех спасенных, участвующих в славе Спасителя! Как прекрасно будет небо для тех, которые были верны в деле спасения душ!