Псалом 27 на русском языке. Чтение Псалмов в различных жизненных ситуациях. Когда лучше читать

И проч.).

По содержанию псалом сей имеет некоторое сходство с предыдущим псалмом, 26. В нем также Давид выражает жалобу Господу Богу на нечестивых и молитвенное прошение об избавлении от напастей, причиняемых со стороны нечестивых, а также о заслуженном ими воздаянии и наказании по делам их. Во второй половине псалма псалмопевец приносит благодарение за услышание и милостивое принятие молитв и за всесильное освобождение от бед и просит о спасении и благословении народа и Своего достояния, т.е. Церкви. Псалом начинается молитвенным призванием Бога в таких словах:

К Тебе, Господи, воззову, Боже мой: да не премолчиши от Мене , да не когда премолчиши от Мене , и уподоблюся низходящим в ров.

Да не премолчиши от Мене значит: не безмолвствуй для меня, не умолчи на мою молитву, но услыши, внемли ей и окажи Свою милость. Уподоблюся низходящим в ров значит: буду подобен мертвым, которых хоронят в могиле. «Ров» от слова «рою», значит «вырытое место, яма, могила». Да не премолчиши от Мене – такой оборот речи, по мнению блж. Феодорита, взят от тех, которых просят, но они не хотят ничего отвечать, как бы презирая обращенную к ним просьбу. Значит, смысл изречений сего стиха будет следующий: обращаясь к Тебе, Господи, с молитвою, прошу: не презри моления моего, не премолчи, если же премолчишь, не окажешь мне Своей милости, то немедленно уподоблюсь нисходящим в ров, т.е. немедленно буду предан смерти.

Услыши, Господи, глас моления моего, внегда молитимися к Тебе, внегда воздети ми руце мои ко храму святому Твоему.

Воздеяние рук на молитве (; ) к Богу было обычаем не у одних иудеев, а и у других народов и во все времена; у евреев же, кроме того, требовалось, чтобы, находясь где-либо вне Иерусалима, они во время молитвы обращались к той стороне, где находился храм и кивот Завета. Так поступал пророк Даниил, находясь в Вавилоне (). О том же говорит и Давид, находясь в изгнании – в чужой земле. Услышь, говорит он, Господи, голос мольбы моей, когда я молюсь Тебе, когда я поднимаю руки мои, обращенные ко храму святому Твоему .

Не привлецы мене со грешники и с делающими неправду не погуби мене, глаголющими мир с ближними своими, злая же в сердцах своих.

Не привлецы мене со грешники значит: не предавай меня одинаковой участи с беззаконниками, чтобы не быть мне привлеченным к одному и тому же суду с людьми, творящими явную неправду, и с нераскаянными грешниками, с лицемерами и обманщиками. Давид хотя и признает себя грешником, но, надеясь на правосудие и милосердие Господа, просит Его избавить от гибельной участи, уготованной злым и нераскаянным грешникам, не погубить его вместе с теми, которые говорят «мир» ближним своим и в то же время в сердцах своих питают в отношении к ним злобные чувства, которые, под видом дружбы, коварно обманывают добрых. Таковыми были некоторые из приближенных Саула, которые, представляясь наружно друзьями Давида, тайно злоумышляли против него, а больше всех таковым был сам Саул. Изречениями сего стиха пророк ясно учит нас, что Богу весьма противны те люди, которые льстивыми словами, лицемерным ласкательством и лживыми мудрованиями, как ядом, заражают простые и неосторожные сердца.

Даждь им, Господи, по делом их и по лукавству начинаний их, по делом руку их даждь им, воздаждь воздаяние их им.

Произнеси, говорит, Господи, Свой справедливый приговор на них, соответственный злости их, лицемерным и злым делам их. И затем, повторяя несколько раз слово воздаяние , Давид как бы просит Господа об отмщении врагам его за зло и лукавство их . Они, как бы так говорит он, воздают мне злая за благая: воздай и Ты, Господи, им, обратя воздаяние сие на главы их. Но говорит так Давид не потому, что был якобы зол или злопамятен, но потому, что любил правду и старался о том, чтобы нечестивые, потерпев наказание, переменили свое поведение, сделались лучшими. «Никто да не подумает, что праведник желает зла врагам, – говорит блж. Феодорит, – потому что сказанное им есть не зложелание, а справедливый приговор. Ибо говорит: воздаждь воздаяние их им , т.е. пусть впадут в собственные козни, какие устрояют другим» .

Яко не разумеша в дела Господня и в дела руку Его: разориши я и не созиждеши я.

Выражение не разумеша в дела Господня значит: люди нечестивые и злобные настолько были беспечны и невнимательны к делам Божиим, что не поняли домостроительства и долготерпения Божия, а потому заслуживают должного наказания как справедливого воздаяния за свое нечестие, за лукавые и злые намерения и дела. В том и заключается причина или корень нечестия, что нечестивые, оскорбляя людей и совершая всякого рода злодеяния, забывают о Боге и в ослеплении своем не думают, что имеют дело с Богом, а воображают, что мир имеет самобытное происхождение и все в нем вращается случайно. Высказав причину лукавого и злобного поведения нечестивых, псалмопевец предсказывает о совершенной погибели их как заслуженном ими наказании от Бога: Ты низложи их, говорит, и не воссоздашь их: разориши я и не созиждеши я . Так пророчески предрек о совершенном разрушении царства Израильского и о рассеянии евреев.

Благословен Господь, яко услыша глас моления моего.

Благословен , по буквальному производству сего слова (от благо и слово ), значит: тот, о ком произносится, или говорится благое , доброе слово . Бывают люди благословенны от Бога – это тогда, когда они получают различные милости и благодеяния от Бога, в особенности же когда изливаются на них дары благодати Духа Святого. В этом смысле и говорится в Писании: «Даси ему (благочестивому царю) благословение» (), или: «Будет Израиль благословен на земли», и: «благословени людие Мои» (). С другой стороны, и люди, пользующиеся дарами милости и благодати Божией, благодарят и должны выражать благодарность Господу Богу благословениями. В этом смысле и употребляются выражения: «Благословен Бог... благословен Господь... благословено имя Господа Бога» ( и др.). В этом же смысле и псалмопевец нередко выражает благодарность свою Господу Богу, за оказанные ему милости и благодеяния, словом благословен , как и в настоящем стихе он благодарит Господа за то, что услышал глас моления его . В предыдущих стихах он выражает прошения и молитвы о том, чтобы Господь избавил его от погибельной участи, которая угрожает нечестивым и всем нераскаянным грешникам, а с сего стиха он уже благословляет и выражает благодарения Богу за услышание и принятие тех молитв и за оказанную помощь, о чем он, конечно, извещен по откровению свыше.

Господь помощник мой и защититель мой: на Него упова сердце мое, и поможе ми, и процвете плоть моя: и волею моею исповемся Ему.

Словами сего стиха пророк, во-первых, выражает, что единственным помощником и защитником в различных бедствиях и трудных обстоятельствах скитальческой жизни его был Господь, во-вторых, тут же показывает и причину, почему Господь помогал ему и защищал от вражеских козней и напастей – это потому, что он сердечно уповал на Бога; ибо нередко случается, что иные призывают Бога и молятся, но не имея твердой веры и крепкого упования, не получают просимой помощи и заступления. Далее явственно исповедует, что последствием полученной от Бога помощи было то, что он, будучи избавлен от изнурения, которое претерпел во время бегства от преследований, не только оживотворился и воспрянул духом, но и телом помолодел и процвел: и процвете плоть моя . Словом «плоть» означается нередко не только тело, но и вообще – внешнее состояние, а потому Давид как бы так говорит: избавившись от страданий в бегстве, я не только ожил духом, но и расцвел телесно, возвратив прежнее здравие и юношескую крепость сил. После того опять выражает чувства благодарности за полученную помощь: и волею моею исповемся Ему , т.е. добровольно, а не принужденно (вследствие, например, законных предписаний), с великою охотою и радостью буду благодарить Господа, исповедовать Его милости и благодеяния, оказанные мне.

Господь утверждение людей Своих и защититель спасений христа Своего есть.

Господь утверждение людей Своих по переводу с греческого значит: «Господь – крепость (или сила) народа Своего». Господу Богу Свои люди вообще все верующие и любящие Бога, в частности же Своими Богу людьми псалмопевец называет избранный Богом народ израильский (; ), и еще частнее – тех, которые были соучастниками в его страданиях во время гонения Саулова. Греческое слово Христос во многих местах (6 мест) псалмов оставлено без перевода на русский язык, по которому (переводу) оно значит: помазанник . Таким именем Давид называет себя в том смысле, что он помазан был в царя народа израильского, и вследствие сего помазания он исполнен был Духа Святого и стал пророком Божиим. Таким образом, в словах сего стиха, продолжая исповедовать благодеяния Божии, Давид говорит, что многократными случаями спасения от коварных нападений со стороны врагов, как он сам – помазанник Божий, так и бывшие с ним люди обязаны единственно Господу, Который есть утверждение (крепость) людей Своих и Защититель спасений христа Своего .

Спаси люди Твоя, и благослови достояние Твое, и упаси я, и возми я до века.

Сими словами Давид молится прежде всего о народе Божием, т.е. избранном народе израильском, испрашивая ему спасения и благословения. Достойно удивления, как говорит блж. Феодорит, что Давид гонимый народом, приносит за него молитву, ибо предвидел он будущую перемену в народе и взирал не на обиду, а на будущую покорность . Под словом достояние нужно разуметь пророчество о христианах, обращенных к вере во Христа из разных языческих народов. К ним приличнее всего относится и это моление: и упаси я, и возми я до века . В подстрочной сноске нового (1891 г.) синодального издания славянской Библии слово возми поясняется словом вознеси . В таком же значении оно переведено с еврейского и греческого языков в изданиях Псалтири на русском языке. Словами упаси и вознеси Давид просит Бога принять верующих в Него под Свое покровительство и прославить Христову – достояние Свое до века , даровав ей победы на всех врагов, видимых и невидимых, да не одолена будет вратами адовыми во веки (). В этом же смысле слова сего стиха: спаси, Господи, люди Твоя и благослови достояние Твое взяты для употребления в молитвах и песнопениях церковных (тропарь Воздвижения Креста Господня и др.).

Отличительной чертой псалмов, написанных царем Давидом, является их искренность и откровенность. Автор откровенно признается в собственной беспомощности, откровенно рассказывает про прегрешения, и также откровенно полагается только на Бога, ища в Нем поддержку и утешение. Псалом 27 является частью творчества царя в тот период, когда он бежал от собственного сына Авессалома и вынужден был скрываться.

История написания

Надписание данного текста соответствует и ряду других псалмов, и подтверждает авторство самого царя Давида. Содержание текста несколько походит на предыдущий псалом 26, поэтому некоторые исследователи допускают, что они были написаны в одно время и при одних обстоятельствах.

В 27 псалме Давид твердо верит в то, что Бог восстановит справедливость

Как было сказано выше, песнь была создана в тот период, когда сын царя Авессалом готовил восстание. Предположительно, Давид уже находился в бегах или собирался покинуть Иерусалим для собственной безопасности. В тексте автор взывает к Господу с просьбой помиловать и наказать всех нечестивых, которые преследуют и желают смерти царю. Вторая часть песни уже является благодарственной, в которой автор возносит хвалу Богу за спасение.

До конца неясно, пришло ли избавление от Авессалома в процессе написания песни или это хвала «на будущее».

Толкование псалма


Важно! Заключительными стихами царь возносит очередную просьбу к Богу, но уже не за себя, но за народ Израиля. При этом, народ частично поддерживал Авессалома, но Давид все равно просит за него перед Богом.

Правила чтения

Псалом 27 являются частью 4 кафизмы и читается на богослужениях в начале недели в обязательном порядке в храме на церковнославянском языке:

К Тебе, Господи, воззову, Боже мой, да не премолчиши от мене, да не когда премолчиши от мене: и уподоблюся низходящым в ров. Услыши, Господи, глас моления моего, внегда молити ми ся к Тебе, внегда воздети ми руце мои к храму святому Твоему. Не привлецы мене со грешники и с делающими неправду не погуби мене, глаголющими мир с ближними своими, злая же в сердцах своих. Даждь им, Господи, по делом их, и по лукавству начинаний их: по делом руку их даждь им: воздаждь воздаяние их им. Яко не разумеша в дела Господня и в дела руку Его: разориши я, и не созиждеши я. Благословен Господь, яко услыша глас моления моего. Господь Помощник мой, и Защититель мой: на Него упова сердце мое, и поможе ми, и процвете плоть моя, и волею моею исповемся Ему. Господь утверждение людей Своих, и Защититель спасений христа Своего есть. Спаси люди Твоя и благослови достояние Твое, и упаси я, и возми я до века.

1 К Тебе, Господи, я воззову. Боже мой, не промолчи, презрев меня, никогда не промолчи, презрев меня, и да не уподоблюсь я сходящим в ров.

2 Услышь, Господи, глас моления моего, когда я молюсь к Тебе, когда поднимаю я руки мои ко храму святому Твоему.

3 Не привлеки меня вместе с грешниками, и с делающими неправду не погуби меня, говорящими мирно с ближними своими, злое же - в сердцах своих.

4 Дай им, Господи, по делам их и по злым поступкам их, по делам рук их дай им, воздай им воздаяние их.

5 Ибо не вникли они в дела Господа и в дела рук Его; Ты разоришь их и не воздвигнешь их.

6 Благословен Господь, что услышал глас моления моего.

7 Господь - помощник мой и защитник мой, на Него уповало сердце моё, и получил я помощь; и расцвела плоть моя, и я усердно прославлю Его.

8 Господь - твердыня народа Своего и Защитник, спасающий помазанника Своего.

9 Спаси народ Твой и благослови наследие Твоё, и паси и вознеси их до века.

Совет! Его часто читают, когда складывается тяжелая финансовая ситуация или во время сложных жизненных обстоятельств - когда не хватает смирения перед кем-то, когда сердце наполняется Гордостью. Служителя в храмах также рекомендуют его читать при нервных расстройствах больному и его близким.

Однако не следует воспринимать текст песни как некое магическое заклинание - она лишь являются частью истории Давида и моральным подспорьем для христианина.

Псалтирь. Псалом 27

Беседа с протоиереем Алексием Ладыгиным о Псалтири.

Мы продолжаем разговор о Псалтири с настоятелем храма преподобной Евфросинии Московской в Котловке протоиереем Алексием Ладыгиным.

В прошлой программе мы говорили о 26-м псалме, сегодня поговорим о псалме 27-м. Оба псалма отличаются очень глубоким содержанием. Их глубина определяется любовью псалмопевца Давида к Богу, которая всегда защищала его от врагов видимых и невидимых, и упованием на Господа, благодаря которому Давид выходил победителем из многих сложных жизненных ситуаций.

Все мы испытываем в жизни трудности. Чтение Псалтири учит нас тому, на что мы должны уповать на Бога в сложных ситуациях. И здесь нам особую помощь могут оказать именно эти два псалма. Они наполняют наши сердца любовью к Господу и помогают избежать многих ошибок.

27-ой псалом учит нас упованию на Бога. Псалмопевец Давид написал его, когда был в скорби, потому что Саул восстал против него: он изгнал его из среды избранного народа, и Давиду пришлось жить среди язычников. Согласно представлениям древних евреев, человек, который жил среди язычников, творящих неправду и не исполняющих закон Божий, более не может относиться к избранному народу.

«К Тебе, Господи, воззову, Боже мой, да не премолчиши от мене, да не когда премолчиши от мене: и уподоблюся низходящым в ров ». Здесь Давид говорит о том, что все надежды он возлагает только на Господа, что кроме Бога никто не может его ни защитить, ни понять.

«Услыши, Господи, глас моления моего, внегда молити ми ся к Тебе, внегда возмоления моего, внегда молити ми ся к Тебе, внегда воздети ми руце мои к храму святому Твоему ». Здесь псалмопевец говорит о глубокой сердечной молитве, которую он обращает к Господу. Только молитва дает ему возможность выстоять в эти трудные времена. Давид молится не формально, не суетно, но возносит руки свои в сторону святого храма. Храм - это великая святыня. Люди Ветхого Завета понимали, что храм является местом, где живет Бог. Если ты возносишь руки в сторону храма, значит, ты возносишь руки к Богу. Эта традиция сохранилась и в наше время. В сельской местности покойника принято хоронить лицом на восток, потому что восток ассоциируется с Царствием Небесным, со славой Божией. Но в некоторых селениях человека хоронят лицом к храму, потому что храм - это дом Божий. Как мы видим, это добрая традиция восходит ко временам псалмопевца Давида.

«Не привлецы мене со грешники и с делающими неправду не погуби мене, глаголющими мир с ближними своими, злая же в сердцах своих ». Здесь Давид просит Бога о том, чтобы Он не судил его вместе с язычниками: «Хотя я и живу среди язычников, но Ты, Господи, не суди меня с ними. Они, действительно, творят неправду, они не верят в Тебя, единого Бога, они не исполняют заповедей Твоих. Но я не с ними, я не такой, как они. Я даже здесь живу по Твоим заповедям, я не смешиваюсь с этой средой. Здесь только моя плоть, а душа моя полностью с Тобой, Господи».

Псалмопевец Давид дает нам очень важный урок. В каком бы государстве мы ни жили, мы должны сохранять свою духовную идентичность, свое православие. Наши предки всегда помнили о том, что они православные, и, где бы они ни поселялись, всегда воздвигали храмы Божии. Да и наши современники за границей поступают так же. Хотя они и живут бок о бок с народами, которые забыли христианские ценности, но не сливаются с ними в духовном плане, продолжают исповедовать истинную веру, исполнять заповеди и славословить Бога по нашей православной традиции. Они совершают богослужения, воспитывают детей в православной вере и открыто противостоят навязыванию антихристианских ценностей, которые так распространены в Европе.

Давайте прочитаем, как псалмопевец характеризует внутренний мир язычников, которые теперь его окружают. Они глаголют «мир с ближними своими, злая же в сердцах своих », то есть, хотя они и говорят о мире, в глубине души замышляют что-то злое.

«Даждь им, Господи, по делом их, и по лукавству начинаний их: по делом руку их даждь им: воздаждь воздаяние их им ». Здесь псалмопевец Давид просит у Господа, чтобы Он дал оценку их поступкам и наказал их. Обратите внимание, Давид не собирается мстить своим обидчикам, потому что суд человеческий не бывает правильным и праведным: он зависит от наших чувств, от эмоций. Священное Писание говорит нам о том, чтобы мы дали место гневу Божию, то есть врагов своих вручили в Его руки, а Господь Сам вразумит этих людей и укажет им истинный путь. Псалмопевец Давид не просит Бога о том, чтобы Господь дам ему возможность отомстить самому, но чтобы Он воздал им по делам их, то есть наказал за тот грех, который они совершили против Давида. Псалмопевец не раз писал в своих псалмах о том, что он ничего не делает без воли Божией. Господь Своим перстом помазал его через пророка, и если враги Давида восстают на помазанника Божия, то они восстают на самого Бога, а значит, Сам Господь должен оценить их поступки и дать им воздаяние.

«Яко не разумеша в дела Господня и в дела руку Его: разориши я, и не созиждеши я ». То есть не человек, но Господь разрушит их жизни за то, что они творят неправду. Не нужно мстить, нужно дать место гневу Божиему. А еще нужно помолиться за человека, который творит неправду, чтобы Господь его вразумил, и тогда он сам осознает свою неправоту и, возможно, принесет извинения, а значит, мы приобретем друга. А если мы сами начнем разбираться с обидчиком, то приобретем не друга, а врага.

«Благословен Господь, яко услыша глас моления моего. Господь Помощник мой, и Защититель мой: на Него упова сердце мое, и поможе ми, и процвете плоть моя, и волею моею исповемся Ему ». Здесь псалмопевец говорит о том, что он уповает на Господа, а Господь является для него и помощником, и защитником.

А что значит «процвете плоть моя »? Человек, который находится в скорби, как правило, худеет, потому что он изнемогает от болезней или переживаний, у него нет аппетита. А когда у него все в жизни налаживается и сердце успокаивается, то он начинает полнеть, то есть плоть его начинает процветать. Когда Господь является нашим защитником и помощником, когда на Бога уповает наше сердце, тогда человек расцветает. Когда человек пребывает с Богом, ему не нужно испытывать потрясения, чтобы вернуться в лоно Отца Небесного. Ведь испытания — это шлифовка характера человека. Испытания попускаются, чтобы человек осознавал, что такое земная жизнь, и не прилеплялся к ней. Мы же, увы, часто радеем только о том, что потребно нам в этой временной жизни. Кто-то даже ищет сомнительных прорицателей, астрологов.

- Да, астрологи - это ужасно, это какой-то бич современности!

Да. Предположим, я хочу узнать о том, что будет со мной завтра. Зачем? Не лучше ли узнать о том, что будет с тобой в вечности? Никакие земные приобретения с собой в вечность взять нельзя. Лучше интересоваться не будущим, а заповедями Божиими. Человеку, который живет по заповедям, предсказания просто не нужны.

К сожалению, порой даже православные христиане всерьез интересуются астрологией, говорят о том, что это чуть ли не наука, что ее признала Церковь. Знаете, меня иногда спрашивают: «А кто Вы по знаку зодиака?» Я на такие вопросы отвечаю: «Я по знаку зодиака православная».

А я отвечаю, что я по знаку зодиака носорог. Суетная вера в астрологию - это нарушение первой заповеди: «Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства; да не будет у тебя других богов пред лицем Моим» (Исх. 20:2). Вера в приметы и звезды, то есть в неодушевленные предметы, будто бы от них зависит судьба наша, а не от Господа, - это полная измена Богу. Это очень тяжелый грех. Может быть, из-за этого и колыхает так современного человека, поэтому-то он и претерпевает различные скорби.

- Мне кажется, на это его толкает в том числе и любопытство.

Я не думаю, что главной движущей силой тут является любопытство. Вера в астрологию - это суеверие, которое рождается в сердце от боязни будущего. Нам свойственно сомневаться, часто мы не знаем, как правильно поступить, но это не повод обращаться к гаданиям. Перекрестись и поступай! И будь свободен от предсказателей, которые все равно обманывают, потому что действуют по наущению врага рода человеческого, который есть отец лжи.

Сейчас интересом к астрологии грешат многие телеканалы, даже центральные, где обязательно дается информация о гороскопе, хотя я точно знаю, что сочиняют эти предсказания даже не астрологи, а «талантливые» журналисты. Но некоторые очень чувствительные люди воспринимают их абсолютно всерьез. Если в гороскопе сказано, что им нельзя выходить из дома, они не выйдут из дома, даже если у них есть важные дела.

Ну что ж, они получают достойное за грехи свои. Нужно просто уповать на Господа, тогда не будут нужны никакие астрологические прогнозы.

«Господь утверждение людей Своих, и Защититель спасений христа Своего есть ». То есть Господь защитит своих людей и своего помазанника. Если Господь поставляет царя, он ему помогает, укрепляет его, показывает путь, по которому он должен идти.

Обратите внимание, псалмопевец Давид молится не только за себя, о том, чтобы Господь помог ему лично, но за людей своих, потому что он царь: «Спаси люди Твоя и благослови достояние Твое, и упаси я, и возми я до века ».

Давид молитвенно просит о том, чтобы все его люди видели в Боге своего помощника и защитника, чтобы они тоже имели глубокую веру. Если народ будет един в молитве со своим царем, то он будет непобедим. Он не будет испытывать тех трудностей, которые, например, испытывает наш народ сейчас.

Мы испытываем большие потрясения, когда уходим от Бога, когда уповаем только на собственные силы, пытаемся опереться не на закон, данный Богом, а на либеральные ценности. Нужно надеяться не на силу оружия, а на Господа! Важно, чтобы Богу был верен весь народ, тогда он не будет страдать.

Когда народ забывает Бога, когда он покидает или разрушают Его храмы, Господь попускает серьезные испытания. Так было и с нашим народом. Мы прошли через Смутное время, и нас очистили от грехов нашествием поляков. Затем был период поклонения французскому Просвещению, и нас очистили нашествием французов. Затем пришло время нигилизма, когда люди стали хулить не только царя, но и Бога, и Церковь. И пришла революция, которая привела к катастрофическим последствиям. Они сказываются до сих пор даже в таких, казалось бы, далеких от духовности вещах, как экономика. Когда нечестия безбожников дошли до предела, Господь послал нам войну с немцами. Сильнейший духовный подъем наша страна пережила в 80-е и 90-е годы, когда многие от безбожия вернулись к вере.

В последние годы мы почувствовали некоторую успокоенность, и многие, видимо, решили, что можно хорошо жить и без Бога: ездить на иномарке, отдыхать за границей. И Господь опять послал нам испытания, но именно в этом тяжелом для нашей страны году мы увидели обилие народа Божиего в храмах Великим постом. Начинается новый период духовного подъема.

- Неужели нам обязательно нужны катаклизмы, чтобы человек не забывал Бога?

К сожалению, видимо, да. Наш народ именно такой. Увы, про нас сказано: пока гром не грянет, русский мужик не перекрестится. Должен звучать гром, должна светиться молния, чтобы мы помнили о Боге. Как от этого уйдешь? Только постоянно пребывая в молитве. Действительно верующий человек пребывает в мире, в радости, он спокоен за себя и за своих детей.

Мы сегодня говорили с вами о прописных истинах. Но как трудно осознать их человеку, который хочет жить согласно страстям этого века! Мы, увы, живем в такое время, когда подавляющее большинство уповает только на себя. Раньше было наоборот: большинство уповало на Бога, и были редкие исключения - люди, которые мыслили по-другому. Сейчас, напротив, редки люди, которые живут с Богом. А остальные живут так, как они хотят, думая о том, что свобода является для них главной ценностью, поэтому сейчас столько бед и скорбей и у человека, и у народа. Так Господь показывает, что каждый из нас ответственен за судьбу всего народа, всей страны, даже за ее экономическое положение. Дело не в том, что кто-то где-то что-то продает, качает и не делится. Экономика страдает от нашего отношения к Богу, от нашей греховной жизни, от отсутствия благочестия. Вся наша жизнь напрямую зависит от нашего желания или нежелания исполнить заповеди Божии.

- Большое спасибо, отец Алексий, за беседу и такое нужное нам всем назидание.

Телезрителям я хотела бы сделать небольшое объявление, которое связано с темой нашего разговора. В начале июня в Спасо-Андрониковом монастыре в Музее имени Андрея Рублева открылась выставка «Домашнее убранство иконы: киоты и произведения декоративно-прикладного искусства XVII - начала XX века из Музея имени Андрея Рублева и частных собраний». На выставке представлено более 300 экспонатов. Украшение домашнего иконостаса некогда было своеобразным искусством; составлялись даже специальные назидания о том, как украшать свой дом иконами. В XVII веке, например, в доме не признавали никаких украшений, кроме святых икон. Всех наших телезрителей я приглашаю посетить эту замечательную выставку.

Ведущая: Любовь Акелина
Расшифровка: Екатерина Иванова

ПСАЛТЫРЬ, Псалом 27 Псалом Давида.

К Тебе, Господи, взываю: твердыня моя! не будь безмолвен для меня, чтобы при безмолвии Твоем я не уподобился нисходящим в могилу. Услышь голос молений моих, когда я взываю к Тебе, когда поднимаю руки мои к святому храму Твоему. Не погуби меня с нечестивыми и с делающими неправду, которые с ближними своими говорят о мире, а в сердце у них зло. Воздай им по делам их, по злым поступкам их; по делам рук их воздай им, отдай им заслуженное ими. За то, что они невнимательны к действиям Господа и к делу рук Его, Он разрушит их и не созиждет их. Благословен Господь, ибо Он услышал голос молений моих. Господь - крепость моя и щит мой; на Него уповало сердце мое, и Он помог мне, и возрадовалось сердце мое; и я прославлю Его песнью моею. Господь - крепость народа Своего и спасительная защита помазанника Своего. Спаси народ Твой и благослови наследие Твое; паси их и возвышай их во веки!

ПСАЛТИРЬ, Псалом 27.

К тебе, Господи, воззову, Боже мой; да не премолчиши о менe; да не когда премолчиши о менe, и уподоблюся низходящым в ров. Услыши, Господи, глас моленiя моего, внегда молитимися к тебе, внегда воздети ми руце мои ко храму святому твоему. Не привлецы мене со грешники, и с делающими неправду не погуби мене, глаголющими мир с ближними своими, злая же в сердцах своих. Даждь им, Господи, по делом их и по лукавству начинанiй их, по делом руку их даждь им, воздаждь воздаянiе их им. Яко не разумеша в дела Господня и в дела руку eго; разориши я и не созиждеши я. Благословен Господь, яко услыша глас моленiя моего. Господь помощник мой и защититель мой; на него упова сердце мое, и поможе ми, и процвете плоть моя; и волею моею исповемся eму. Господь утвержденiе людiй своих и защититель спасенiй хрiста своего eсть. Спаси люди твоя, и благослови достоянiе твое, и упаси я, и вознеси я до века.

У православных верующих существует особый порядок чтения Псалтири. Главы объединяются в кафизмы (от 1 до 15), между которыми читаются особые молитвы. Например, псалом 27 входит в состав 4-й кафизмы. Но и по отдельности их читать вполне можно, ведь за один раз для кого-то подобный объем может оказаться не по силам. Тогда опытные духовники рекомендуют выбрать 2 или 3 псалма и читать только их.


Текст 27 псалма на русском

1 К Тебе, Господи, я воззову. Боже мой, не промолчи, презрев меня, никогда не промолчи, презрев меня, и да не уподоблюсь я сходящим в ров.

2 Услышь, Господи, глас моления моего, когда я молюсь к Тебе, когда поднимаю я руки мои ко храму святому Твоему.

3 Не привлеки меня вместе с грешниками, и с делающими неправду не погуби меня, говорящими мирно с ближними своими, злое же – в сердцах своих.

4 Дай им, Господи, по делам их и по злым поступкам их, по делам рук их дай им, воздай им воздаяние их.

5 Ибо не вникли они в дела Господа и в дела рук Его; Ты разоришь их и не воздвигнешь их.

6 Благословен Господь, что услышал глас моления моего.

7 Господь – помощник мой и защитник мой, на Него уповало сердце моё, и получил я помощь; и расцвела плоть моя, и я усердно прославлю Его.

8 Господь – твердыня народа Своего и Защитник, спасающий помазанника Своего.

9 Спаси народ Твой и благослови наследие Твоё, и паси и вознеси их до века.


Толкование 27 псалма

Это еще один их ряда стихов, повествующих о периоде гонений, которые возвел на отца непокорный сын его Авессалом. Давид уже был помазан на царство от имени Господа. Положение беглеца было для него неприятным и тяжелым. Ведь он до самого конца верил, что его сын одумается, и горько оплакивал впоследствии его гибель.

  • Но все свои горести Давид поверяет высшему судье. Он твердо верит в то, что Бог восстановит справедливость. В первых строчках автор взывает к Нему, как своей опоре. Действия врагов он называет неправедными. Ведь на царство Давида благословили с небес, значит, израильский народ должен подчиняться ему. А люди, подстрекаемые мятежниками, угрожают самой его жизни.
  • Поэтому бунтовщики идут не только и не столько против него, сколько против Самого Господа. А это у иудеев равнозначно духовной смерти. Таково толкование данных строк.

Правитель опасается принять смерть от руки нечестивцев, потому что считает подобную смерть недостойной. Он боится, что таким образом будет приравнен к своим врагам. Но последние строки однозначно утверждают, что Бог защитит своего ставленника. А он обещает прославлять Иегову, как подобает. В заключительных словах царь просит о спасении для тех, кто остался ему верным, как подобает хорошему правителю.

Сам текст небольшой, всего 9 строчек. Но автору удалось выразить весь спектр переживаний. Существует ряд переводов на русском языке, неплохо ознакомиться со всеми. Это поможет прочувствовать все то, что вкладывал в эти слова Давид.


Когда лучше читать

Для чего читают Псалом 27? Существуют разные мнения:

  • рекомендуется он тем, кто страдает нервными расстройствами;
  • в тяжелой финансовой ситуации;
  • для приобретения христианского смирения.

Тем не менее нельзя приписывать конкретным псалмам какие-то магические свойства. Каждый является Словом Божиим. А оно полезно всем верующим, в любой ситуации. От чтения Писания душа человека как бы оживает, наполняется духовной силой. Поэтому благодатным будет произнесение любой главы из Псалтири, в том числе и псалма 27.