Менеджер как профессия. Кому подойдет профессия в сфере менеджмента? Что означает профессия менеджер

  • strict warning: Declaration of views_handler_filter::options_validate() should be compatible with views_handler::options_validate($form, &$form_state) in /home/j/juliagbd/сайт/public_html/sites/all/modules/views/handlers/views_handler_filter.inc on line 0.
  • strict warning: Declaration of views_handler_filter::options_submit() should be compatible with views_handler::options_submit($form, &$form_state) in /home/j/juliagbd/сайт/public_html/sites/all/modules/views/handlers/views_handler_filter.inc on line 0.
  • strict warning: Declaration of views_handler_filter_boolean_operator::value_validate() should be compatible with views_handler_filter::value_validate($form, &$form_state) in /home/j/juliagbd/сайт/public_html/sites/all/modules/views/handlers/views_handler_filter_boolean_operator.inc on line 0.
  • strict warning: Declaration of views_plugin_style_default::options() should be compatible with views_object::options() in /home/j/juliagbd/сайт/public_html/sites/all/modules/views/plugins/views_plugin_style_default.inc on line 0.
  • strict warning: Declaration of views_plugin_row::options_validate() should be compatible with views_plugin::options_validate(&$form, &$form_state) in /home/j/juliagbd/сайт/public_html/sites/all/modules/views/plugins/views_plugin_row.inc on line 0.
  • strict warning: Declaration of views_plugin_row::options_submit() should be compatible with views_plugin::options_submit(&$form, &$form_state) in /home/j/juliagbd/сайт/public_html/sites/all/modules/views/plugins/views_plugin_row.inc on line 0.
  • strict warning: Non-static method view::load() should not be called statically in /home/j/juliagbd/сайт/public_html/sites/all/modules/views/views.module on line 906.
  • strict warning: Non-static method view::load() should not be called statically in /home/j/juliagbd/сайт/public_html/sites/all/modules/views/views.module on line 906.
  • strict warning: Non-static method view::load() should not be called statically in /home/j/juliagbd/сайт/public_html/sites/all/modules/views/views.module on line 906.
  • strict warning: Declaration of views_handler_argument::init() should be compatible with views_handler::init(&$view, $options) in /home/j/juliagbd/сайт/public_html/sites/all/modules/views/handlers/views_handler_argument.inc on line 0.
  • strict warning: Non-static method view::load() should not be called statically in /home/j/juliagbd/сайт/public_html/sites/all/modules/views/views.module on line 906.
  • strict warning: Non-static method view::load() should not be called statically in /home/j/juliagbd/сайт/public_html/sites/all/modules/views/views.module on line 906.
  • strict warning: Non-static method view::load() should not be called statically in /home/j/juliagbd/сайт/public_html/sites/all/modules/views/views.module on line 906.

Если ты хочешь оказывать влияние на других людей, то ты должен быть человеком действительно стимулирующим и двигающим вперед других людей

Карл Маркс

История возникновения профессии «менеджер» и её развитие

Профессия «менеджер» зародилась в XIX веке в США, когда стала очевидна необходимость прогрессивного подхода к управлению.

С тех пор менеджмент во всех отраслях стал обязательным условием функционирования предприятия. От эффективности менеджера зависит успех организации.

Сфера продаж не является исключением. Менеджер по продажам - это не просто продавец, а человек, который осознанно управляет продажами, повышает их уровень с помощью применения современных технологий общения с потенциальными клиентами.

Менеджеры по продажам в условиях рыночной экономики никогда не останутся без работы. Первая продажа менеджера - его первый шаг к успешной карьере и высоким доходам.

Опытный менеджер - это ценный кадр для любой организации, ведь, в сущности, этот специалист обеспечивает прибыль компании и создает её положительный имидж в глазах клиентов.

Портрет менеджера по продажам

Менеджер по продажам - это сотрудник организации или предприятия, который занимается осуществлением сделок с потенциальными клиентами. Предприятие, продающее товар или услугу, не может существовать, ожидая, когда клиенты сами обратятся к ним.

Для этого существуют специальные сотрудники - менеджеры. Менеджер может заключать договора на поставку товара в розничных точках, предлагать товары ли услуги каждому потенциальному клиенту лично, например, на местах работы или в магазинах.

Эта профессия является необходимой для современного общества, так как изобилие производителей делает практически невозможным создание уникального предложения, которое бы не требовало стимулирования сбыта.

Высокая конкуренция заставляет производителей интенсивно предлагать свой товар или услугу и самостоятельно заниматься поиском клиентов. Сегодня покупают у того, кто лучше продает. Поэтому мастерство и эффективность, которые показывает менеджер по продажам, - основы успеха и прибыльности дела.

Всегда знать ответ на два главных вопроса: как продвинуть товар и как продать товар. Эта формула актуальна для предприятий любой сферы. Начинающий менеджер по продажам должен ориентироваться на решение этих ключевых задач.

Каким должен быть успешный менеджер по продажам?

По продажам должен обладать рядом обязательных характеристик, которые делают его незаменимым в любой организации:

  • Иметь базу клиентов.
  • Активно заниматься расширением клиентского поля.
  • В совершенстве владеть техникой эффективного ведения переговоров.
  • Уметь проводить анализ деятельности конкурентов.
  • Уметь продавать.

Эта профессия - призвание общительных и стрессоустойчивых людей. По долгу службы менеджерам случается общаться с разными людьми. Для них не имеет значения личная симпатия. Он должен эффективно работать с каждым, кто потенциально является потребителем данного товара или услуги.

Нередко менеджеры по продажам ведут командировочный образ жизни, так как в их сфере ответственности находится целая область. Усилия эффективного менеджера хорошо оплачиваются, окупая все издержки профессии.

Тема 1. Сущность деятельности по управлению и направления специализаций

История зарождения и развития профессии менеджер.

Задачи и цели менеджмента. Основы философии для формирования мировозренческих позиций. Методы анализа развития общества для выявления этапов и закономерностей развития общества.

Модели и методы управления.

Менеджмент в микро- и макроэкономике.

Роль информации в подготовке управляющих для предприятий.

Функции менеджмента.

В настоящее время трудно назвать более важную и многогранную сферу деятельности, чем управление, или менеджмент, от которого в значительной мере зависят и эффективность производства, и качество обслуживания населения. Сегодня менеджмент рассматривается как система экономического управления, как орган управления, как форма предпринимательской деятельности. Собственно, к менеджменту относятся теория управления и практические образцы эффективного руководства, под которыми понимаются искусство управления, основные результаты управления, процесс выработки и осуществления управляющих воздействий. Управляющее воздействие - это воздействие на объект управления, предназначенное для достижения цели управления. Выработка управляющих воздействий включает сбор, передачу и обработку необходимой информации, принятие решений. Менеджмент во всех своих решениях руководствуется экономическими соображениями.

Менеджер - это специалист по управлению.

История зарождения и развития профессии менеджер

Предпосылкой становления профессии менеджер явилась сложившаяся ситуация, когда умение решать вопросы измерения и нормирования труда отдельного человека с целью рационального управления работниками привлекло внимание к более сложной задаче - мотивирования работников и установления производственных отношений между ними. Эта ситуация прослеживается со времени цехового производства. Основой цеха был человек - мастер, у которого учились ученики, подмастерья. Соответственно, управление строилось исходя из того, как устанавливались отношения между этими людьми. Важным было то, какую позицию в цехе люди занимали по отношению друг к другу.

Появление мануфактуры (фабрики, где использовался дробно разделенный ручной труд) принизило индивидуальность человека, на первое место вышли производственные операции. Мануфактура подготовила базу для следующей стадии индустриального развития, когда появилась машинная фабрика. Если в мануфактуре человек был подчинен операции, процедуре, схеме, то на фабрике человек становится полностью подчиненным машине. Крайним проявлением этого может служить конвейер. На фабрике управление строится уже в соответствии с логикой, задаваемой машиной.

В XX в. в 60-70-е и частично в 80-е гг. человек перестает подчиняться машине. В производство внедряются автоматы. Человек начинает подчинять себе машину. Возрастают проблемы творчества в труде, использования человеческого потенциала, расширяется использование групповой формы организации труда. Соответственно, принципиально изменяется подход к управлению. В 1980-1990-е гг. получают широкое распространение компьютерные информационные системы. Изменения в управлении персоналом становятся еще более существенными, потому что появилась возможность «вынести» машину за пределы организации. Это значительно меняет систему взаимоотношений между людьми в коллективе.

В XXI в. наиболее актуальной проблемой профессии менеджера будет дифференциация видов труда. Если сейчас управленческая теория учит тому, как сравнивать свое управление с управлением в других организациях (так называемый бенчмаркинг) и как измерять это сравнение, то управленческие теории XXI в. будут учить тому, как не быть таким, как все остальные. Если до этого управление учило тому, как правильно работать и создавать эффективные, правильные организационные системы, то в XXI в. возникает вопрос, как уйти от стандартов, от принятых систем, как быть другим. По мнению некоторых профессионалов, работающих в этой области, управленческие концепции будут связаны с тем, как разработать методологию управления, используя которую организации смогли бы найти способ отличаться от других. Быть непохожим на других очень трудно, но это будет основой управленческого успеха в XXI в.

Сущность и содержание менеджмента организации.

Управление организациями в условиях рыночной экономики значительно усложнилось, так как расширяются их права и ответственность и требуется более гибкая адаптация к изменениям в окружающей среде. Возникают новые цели и функции, которые раньше организации самостоятельно не решали и даже не ставили; создаются новые организации; под влиянием процессов приватизации меняются формы собственности и организационно-правовые формы организаций, разрабатываются и внедряются новые экономические механизмы управления. Все возникающие в связи с этим проблемы невозможно решить без современного менеджмента.

Современный менеджмент включает две неотъемлемые части :

Теория руководства;

Практические способы эффективного управления, или искусство управления.

Понятие «менеджмент» прочно вошло в обиход и стало привычным для деловой российской жизни. Однако необходимо учитывать, что речь идет о новой философии, где действуют иные системы ценностей и приоритетов.

В связи с этим следует подробно остановиться на значении термина «менеджмент». Русское слово «управление» и английское слово «менеджмент» считаются синонимами, однако в действительности их истинное содержание весьма различается. Употребляя термин «менеджмент», мы следуем установившейся в международной практике традиции, согласно которой под ним подразумевается вполне определенный круг явлений и процессов. Термин «управление» не является удовлетворительным заместителем термина «менеджмент», потому что в последнем случае речь идет лишь об одной из форм управления - об управлении социально-экономическими процессами посредством и в рамках предпринимательской структуры, акционерной компании. Причем адекватной экономической основой менеджмента является рыночный тип хозяйствования, осуществляемый на базе индустриальной организации производства или коммерции.

Основное содержание деятельности менеджера, - это управление, руководство людьми и это является главной особенностью профессии менеджера. Управление выступает как важнейший и наиболее эффективный в современном мире способ осуществления власти. В общем случае власть - это способность и возможность осуществлять свою волю, оказывать определяющее влияние на поведение и деятельность отдельных людей и их групп с использованием авторитета, права, денег и т.д. В свою очередь, наличие власти является необходимым условием эффективного руководства .Основные особенности профессиональной управленческой деятельности обусловлены следующим :

  • * неопределенностью условий принятия решений (дефицит информации и времени для выработки обоснованных критериев выбора управленческого решения);
  • * высоким уровнем рисков, имеющих значение не только для самого руководителя, но и для подчиненного ему коллектива, а также организации в целом;
  • * повышенной ответственностью субъекта управления за последствия принимаемых решений. В случае негативных последствий речь идет об ответственности не только административной (иногда и уголовной), но главным образом моральной;
  • * положением, при котором субъект управления является одновременно руководителем и подчиненным;
  • * особыми (повышенными) требованиями, предъявляемыми к уровню профессионализма субъекта управления, -- к знаниям, навыкам, уровню образования и качеству воспитания, а также к нравственным и деловым качествам руководителя;
  • * наличием значительного конфликтного потенциала во взаимодействии руководителя и подчиненного, руководителя и коллектива, между руководителями, между различными организациями. Этот потенциал требует нейтрализации, а ситуации конфликта -- гармонизации и разрешения без ущерба для участвующих сторон;
  • * весьма высокой интенсивностью контактов субъекта управления с другими людьми. Каждый из подобного рода контактов требует от руководителя внимания, определенного психического напряжения и больших затрат энергии;
  • * определяющим влиянием, которое оказывают на содержание решений личные качества и интересы лиц, принимающих это решение;
  • * конкурентным характером взаимодействия интересов представителей различных звеньев и уровней управления деятельностью организации, которые в большинстве случаев не совпадают;
  • * уникальностью управленческих ситуаций. Каждая управленческая ситуация существенно отличается от всех других, несмотря на то, что существуют и так называемые типовые и стандартные ситуации. Неповторимость реальной, даже стандартной, ситуации определяется уникальностью ее участников, каждый раз новым сочетанием условий и факторов, имеющих значение для ее разрешения. Успешное разрешение любой управленческой ситуации предполагает использование руководителем своего творческого потенциала.

Для характеристики профессии менеджера важными являются также следующие основания общей классификации профессий:

  • * содержание труда (по предмету, цели, средствам, способам, условиям), т.е. характеристика объекта труда;
  • * характер требований к психике человека, т.е. характеристика субъекта труда.

По объекту труда профессию менеджера следует отнести к числу профессий, ориентированных на взаимодействие «человек- человек». Вместе с тем менеджер может руководить и группой людей, профессионально ориентированных на взаимодействие «человек - природа» (инженеры, механики), «человек - знаковая система» (редакторы, чертежники), «человек - художественный образ» (артисты, телеведущие).

По целям профессия менеджера - преобразующая, причем объектом преобразования выступает социальная реальность (различные ее аспекты).

По средствам труда менеджер относится преимущественно к числу профессий умственного труда, используются при необходимости средства обработки информации - вычислительная и организационная техника.

По условиям труда профессия менеджера относится, скорее, к числу профессий, связанных с работой в микроклимате, близкому к комфортному. Нередко в условиях повышенной ответственности за жизнь и здоровье людей.

Профессия менеджера требует высококвалифицированного труда и длительной дорогостоящей подготовки кадров.

Это профессия, требующая наиболее высокой степени активности и уровня ответственности человека, а также требующая сочетания у человека многих качеств, прежде всего коммуникативных и организационных.

По мере повышения уровня должностного положения менеджера характер требований к психофизическим особенностям человека изменяются от относительной профессиональной пригодности (отсутствие необходимых качеств может компенсироваться мотивацией, опытом) до абсолютной профессиональной пригодности, для которой необходимы определенные природные данные (качества лидера, организаторские способности и т.д.).

Труд менеджера с повышением его должностного положения изменяется также от самостоятельного (в пределах задачи предоставляется простор для самостоятельного выбора приемов работы) до свободного творческого труда (характерен для «топ-менеджеров» - работник самостоятельно выбирает не только приемы деятельности, но и задания).

Важная особенность профессии менеджера заключается в том, что он может руководить работой групп людей, профессия которых связана с иными :

  • * целями (гностическими профессиями - эксперт, ревизор; изыскательскими - научный работник);
  • * объектами (взаимодействие «человек - живая природа» - инженер, механик и др.; «человек- человек»- врач, учитель, продавец и др.);
  • * средствами (ручного труда - представители ремесел; машинно-ручного труда - машинист, водитель; с применением автоматизированных систем - оператор);
  • * условиями - с работой в необычных условиях (пожарный, водолаз), с экстренными и экстремальными ситуациями (сотрудники МВД, МЧС и др.);
  • * степенью квалификации (профессии с простым квалифицированным трудом, профессии, не требующие специальной подготовки);
  • * характером труда (автоматический труд - строго регламентированный, с однотипными мелкими операциями в течение дня, задания и приемы однообразны, в частности рабочий-сборщик; полуавтоматический труд - действия не всегда строго регламентированы, перечень заданий и приемов однообразен, но возможно разнообразие в ритме и стиле, в частности машинистка; шаблонный исполнительский труд - задания и приемы разнообразны, но строго оговорены инструкциями, в частности швея).

Существует четыре типа профессии управленца (менеджера организации) :

  • 1) руководитель. Его основная деятельность - управление конкретным коллективом людей (организацией), принятие управленческих решений для решения практических задач в рамках своей компетенции;
  • 2) консультант в области управления. Здесь его деятельность также связана с решением практических задач, однако она ограничивается консультированием, т.е. подготовкой и представлением руководителю (организации) конкретных советов по решению проблем в области социального управления. Принятие решения с учетом полученного совета остается за руководителем. Он же несет и всю полноту ответственности за принятое решение;
  • 3) ученый в области управления. Суть его основной деятельности - научные исследования, направленные на поиск и формирование знаний в области управления, изучение закономерностей социального управления, выявление, объяснение, обоснование и прогнозирование событий и явлений в сфере менеджмента;
  • 4) преподаватель менеджмента. Смысл деятельности преподавателя заключается в обучении, передаче знаний в области управления, руководстве самообразованием менеджеров, управленческом просвещении.

С каждым из указанных типов профессии управленца связаны специфичные требования к профессиональной подготовке и индивидуальным качествам специалиста . Так, для руководителя особенно важны лидерские качества, свободное владение управленческим инструментарием на практике. Для ученого в области управления - творческие способности, склонность к анализу, обобщению информации, к поиску новых знаний в сфере научного управления. Для преподавателя менеджмента - его способности методиста и дидактика, умение заинтересовать учащихся решением проблем управления, направить его самостоятельное обучение, навыки передачи знаний.

Любая профессия требует опыта и мастерства, по мере профессионального роста человек может расширять сферу своих профессиональных интересов или искать новые сферы приложения своих способностей и знаний, специализироваться в более узких или новых областях. Так, ротация управленцев высшего звена управления является основой для формирования так необходимого сейчас России корпуса «топ-менеджеров» (высшего менеджмента). В качестве более широкой сферы приложения сил и способностей менеджера федерального уровня можно рассматривать, в частности, руководство межведомственной комиссией. Как более узкая сфера деятельности управляющего крупным предприятием может выступать руководство федеральной целевой программой.

В связи с реформированием экономики России до настоящего времени возникают новые области, в которых требуется квалифицированное управление, в их числе риск-менеджмент, антикризисное управление, создание единой системы благотворительности, разработка и внедрение новых социальных идей (связанных с экологией, распространением здорового образа жизни и т.д.) .

СТАНОВЛЕНИЕ ПРОФЕССИИ МЕНЕДЖЕРА: ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

С.Н.Воднева

MANAGEMENT AS A PROFESSION IN HISTORICAL PERSPECTIVE

Институт непрерывного педагогического образования НовГУ, [email protected]

Рассматриваются историко-философские предпосылки возникновения и становления профессии менеджера в ее современном контексте, изучаются особенности развития менеджмента в разных экономических системах. Делается вывод, что для становления данной профессии важную роль играют общие мировые тенденции экономического развития, научно-технического прогресса, а также национальные, культурные, исторические особенности. Для современной экономической системы России, в которой работает менеджер, характерны инновационные процессы в производстве, управлении; расширение внешнеэкономических связей; эффективный менеджмент основан на слаженной работе команд. Ключевые слова: профессия, менеджер, менеджмент

The article discusses the historical and philosophical background and development of management as a profession, analyzes the peculiarities of management development in different economic systems. It was concluded that general global trends of economic development, scientific and technological progress as well as national, cultural, historic peculiarities contribute to the development of this profession in Russia. Modern economy is characterized by innovations in production and management, expansion of foreign economic relations.

Keywords: profession, manager, management

Главная задача любого вуза - подготовка высококвалифицированных кадров. Для решения этой задачи важна подготовка будущего специалиста в соответствии с государственным образовательным стандартом, а также понимание того, как исторически складывались профессии, что влияло на их становление.

Слово «профессия» произошло от лат. professio и означает «род деятельности, занятие» . Как род занятий профессии существуют давно. Еще первобытные люди, занимаясь земледелием, скотоводством, охотой на животных, сооружением первых орудий труда и т.д. постепенно переходили к первичным рыночным отношениям. Стало появляться разделение труда, и люди начали обмениваться продуктами своей деятельности. Это были первичные профессии: кузнец, гончар, строитель, рыбак, земледелец. Количество профессий в разных странах неодинаково, согласно «Единому тарифно-квалификационному справочнику» насчитывается более семи тысяч названий профессий, имеющихся на сегодняшний день в нашей стране. На основе анализа определений, данных «Словарем бизнес-терминов», «Толковым словарем» Т.Ф.Ефремовой и др., будем понимать под профессией «род трудовой деятельности человека, владеющего теоретическими знаниями и практическими навыками, которые приобретаются в ходе специальной подготовки» .

Слово «manager» в переводе с английского означает «управлять, заведовать, стоять во главе» . Анализируя определения, данные понятию «менеджер» в разных словарях, мы выявили, что менеджер - «квалифицированный специалист, наемный работник управляющий компанией, фирмой, банком,

структурным подразделением, обладающий в пределах своей компетенции, исполнительной властью» .

Однако говорить о профессии менеджера в современном понимании мы можем только с XX века. Рассмотрим историко-философские предпосылки появления данной профессии.

Некоторые исследователи, например, А.И.Кравченко, А.И.Кредисов, утверждают, что первой исторической формой управления было управление процессами земледелия и скотоводства в первобытном обществе, где один из участников процесса брал на себя функции руководителя, т.е. распределял обязанности, и следил за выполнением работы .

Следующим этапом называют управление, связанное с развитием цивилизации в Древнем Египте (4-5 тыс. лет назад). Вклад развития Египетской цивилизации можно охарактеризовать как осознание планирования, выполнения и контроля работы, выполнение определенных установленных правил .

В античные времена и Средневековье с развитием ремесла, возникновением торгово-денежных отношений, менеджмент синонимичен предпринимательству. «Предпринимательством считалось занятие, дело, деятельность, а предпринимателем - арендатор, человек, ведущий общественное строительство». . Идеи управления из античности таковы: соблюдение неких этических принципов, управление - это особый вид искусства .

В Средневековье купцов, торговцев, ремесленников также называли предпринимателями. К ним относились также лица, занимавшиеся внешней тор-

говлей. Одним из первых предпринимателей Средневековья называют Марко Поло, который стоял у истоков торговли с Китаем и Европой. Торговцы Средневековья подписывали контракты с купцами на продажу товаров. Предпринимателями в Средние века считали также устроителей разных парадов, шествий, балаганов, руководителей строительных или производственных проектов. По мнению Берта Хозели-ца, «типичным предпринимателем в Средние века было духовное лицо, которое осуществляло большой объем архитектурных работ, возведение замков, строительство фортификационных сооружений, общественных зданий, монастырей, кафедральных соборов» .

С появлением капитализма и развитием производства предпринимателями становятся собственники производств, которые сами трудятся на своей фабрике или заводе. Вместе с Д.А.Алексашиным считаем, что появления профессии менеджера и этапы ее развития можно сопоставлять с эволюцией и с ходом научно-технического прогресса. Отличительным признаком эпохи первоначального накопления капитала в западной Европе явилось «развитие товарно-денежных отношений, становление рыночной экономики, которая наложила отпечаток на все стороны общественной жизни того времени». . Престижной и прибыльной отраслью становится внешняя торговля. Еще одним следствием развития торговли были изменения в сфере производства. В промышленности появились новые организационные формы - мануфактуры. . Однако в то время, по мнению американского социолога Энтони Джея, слово «менеджер» имело оскорбительный оттенок. Менеджер эпохи первоначального накопления воспринимался то как «заместитель» капиталиста, то как «мальчик на побегушках». .

Таким образом, о появлении менеджера как управляющего можно говорить с момента первоначального накопления капитала, развития товарно-денежных отношений, с появлением первых мануфактур в Западной Европе XIV-XV вв., но современное понимание профессия приобретет значительно позже.

Так, в середине XVI века появляются акционерные общества, а с ними и акционерный капитал. В XVII веке предпринимателем уже называют человека, который заключил с государством контракт на выполнение определенной работы или поставку определенной продукции. В последней трети XVIII века начался промышленный переворот, который происходил во всех странах, вступивших на капиталистический путь развития, и завершился в первой трети XIX века. «Промышленный переворот имел важнейшие экономические и социальные последствия: изменилось соотношение между сельским хозяйством и промышленностью в пользу последней, опережающими темпами развивались отрасли тяжелой промышленности и новые виды транспорта. Из многообразных слоев буржуазии выделились промышленники». .

В этот период как раз появляется новая профессия - профессия руководителя, организатора

крупного производства - профессия менеджер. Затем предпринимательские функции, ранее сосредоточенные в одном лице, постепенно разделяются по направлениям. Так появляются юристы, финансисты, технологи, экономисты. Ими всеми руководит менеджер, который сосредоточен на руководстве этими специалистами и организацией производства. Тогда встал вопрос о специфической культуре управления. Согласимся с Н.Н.Зарубиной, что «важнейшей основой формирования социокультурных предпосылок современного менеджмента было складывание и идейное оформление взаимоотношений классов предпринимателей управляющих и наемных работников». . По мнению А.И.Кравченко, «только эпоха монополистического капитализма дала первые школы бизнеса и систему профессионального обучения руководителей». .

Изучение вопроса становления профессии менеджера позволило сделать вывод, что зарождение и развитие капитализма резко изменило ориентацию естественно - исторического процесса в сторону науки и производства в целом. Так, например, в 1880 г. в Америке появляется американское общество инженеров-механиков. Это общество объединило на добровольной основе менеджеров и промышленников. Деятельность этого общества заключалось в проведении семинаров, лекций, оказании помощи менеджерам. Это была своего рода школа менеджеров. А с 1881 г. появляется первая школа бизнеса. Так, в 1886 г. на ежегодном собрании общества инженеров-механиков Г.Таун представил доклад «Инженер как экономист», где говорится о том, что труд менеджера по своей значимости равен труду инженеров. Следует также упомянуть, что возникновение такой организационно-правовой формы как корпорация, ознаменовало отделение собственности от власти, что также способствовало становлению менеджера как профессии.

Однако на протяжении развития профессии менеджера и менеджмента как управленческой деятельности, функции менеджера были разными. Так, например, в эпоху научного менеджмента Ф.Тейлор и его последователи определяли менеджмент как рациональное распределение всех имеющихся ресурсов на предприятии, в том числе и человеческих. Но уже с 20-х гг. XX в. в теории управления произошло переосмысление работы менеджеров. Так, эксперименты в Хоуторне Э.Мэйо показали, что для успеха выполнения работы важны человеческие отношения. Эта тенденция не только не потеряла своей актуальности сегодня, но и является одной из важнейших компетенций современного менеджера.

Наглядно представим этапы становления профессии менеджера в виде таблицы.

Таким образом, возникновение и становление профессии менеджера можно проследить от древних времен и до наших дней и представить как: распределение обязанностей в первобытном обществе - ремесленник, купец, торговец в Античности и Средневековье - предприниматель XIV-XVII вв. - руководитель XVIII в. - менеджер XIX-XXI вв. Однако нельзя не согласиться с М.Х.Месконом, который ут-

Становление профессии менеджера

Исторический период Экономические предпосылки Функции управления

Первобытное общество Развитие скотоводства, земледелия Распределение обязанностей, контроль работы других

Древний Египет (3-2 в. до н.э.) Земледелие, ремесла Планирование, выполнение и контроль работы

Античность (VII в. до н.э. - VI в. н.э.) Ремесло, строительство, торговля Соблюдение этических принципов управления

Средневековье (V-XIV вв.) Земельная собственность, ручное производство Предпринимательство

XIV-XV вв. Западная Европа Развитие товарно-денежных отношений Руководство производством мануфактур

XVI-XVII вв. Акционерные общества, акционерный капитал Предпринимательство: выполнение по контракту с государством определенной работы или поставка определенной продукции

Кон. XVIII в. - нач. XIX в. Промышленный переворот Организация работы и руководство крупным производством

Кон. XIX в. Развитие капитализма Возникновение системы профессионального обучения руководителей

20-е гг. XX в. Становление современных экономических систем Организация, мотивация, контроль, координация

верждал, что «хотя организации существуют почти столько же, сколько существует мир, до XX века вряд ли кто-нибудь задумался над тем, как управлять ими системно. Людей интересовало, как используя организацию, заработать больше денег, приобрести большую политическую власть, но не то, как управлять ими» .

Изучение истории данного вопроса показало, что развитие профессии менеджера связано с развитием научно-технического прогресса. Разделение труда, научно-технический прогресс, эволюция философской мысли стали основными предпосылками появления профессии «менеджер», хотя само слово «менеджер» появилось сравнительно недавно. Однако разные государства развивались по разному экономическому пути. Можно предположить, что и менеджмент в разных государствах развивался по-разному.

XX век ознаменован стремительным темпом развития менеджмента. В менеджменте классифицируют несколько методологических подходов: традиционный, системный, ситуационный, морально-этический, ситуационный . Если говорить о японском менеджменте, в основе которого морально-эстетический подход, то система японского менеджмента оказалась наиболее приспособленной к условиям научно-технической революции, чем европейская или американская. Анализ экономической литературы показал, что японский менеджмент более ориентирован на технологические новшества, основан на учете культурных, исторических, национальных особенностей. Интересно и то, что в японском менеджменте не человека подбирают под должность, а изучают особенности человека и на основе его профессиональных качеств подбирают должность, для которой он наиболее лучшим образом походит. В управлении развитием производства японский менедж-

мент также имеет особенности: японские фирмы лишь в крайних случаях обращаются к сторонним фирмам, они ищут собственные ресурсы для решения разных задач, это экономит издержки, обеспечивает бесперебойность процесса. Инженерно-технический персонал часто комплектуется из бывших квалифицированных рабочих. Высококачественность изделий - один из главных принципов японского производства.

Для большинства западноевропейских и американских компаний характерен принцип децентрализации. Для американского стиля управления характерно определение ответственности каждого сотрудника. Каждый руководитель лично отвечает за выполнение директивно установленных показателей. Важным показателем является конкурентоспособность.

Таким образом, можно сделать вывод, что в управлении и становлении профессии «менеджер» важную роль играют общие мировые тенденции экономического развития, научно-технического прогресса, но также национальные, культурные, исторические особенности развития того или иного государства.

Несомненно, все эти факторы оказали влияние на развитие и состояние современного менеджмента в России, а также на возникновение и развитие профессии менеджера. Изучив основы менеджмента и эволюционные преобразования в его развитии в учебниках по менеджменту разных авторов, а также диссертационных исследованиях, например, В.С.Джулай, Т.В.Медведчиковой, Л.В.Поляковой и др., мы пришли к выводу, что современный российский менеджмент более сложен и существенно отличается от традиционного менеджмента. Возросло внимание к результату деятельности. Для современного менеджмента характерны инновационные процессы в произ-

водстве, управлении. Эффективный менеджмент основан на слаженной работе команд: из-за увеличения миграции населения коллективы часто становятся многонациональными; важно развитие самих коллективов, создание благоприятного микроклимата. В связи с расширением внешнеэкономических связей многие предприятия имеют международных партнеров или клиентов, необходимым становится умение работать с ними. Менеджер должен постоянно саморазвиваться.

Проследив исторический путь становления профессии менеджер, стало понятным, что на начальном этапе исторического развития его функции сводились к распределению и контролю обязанностей общины, во времена Античности и Средневековья с развитием ремесел, торговли и строительством менеджер - это предприниматель, человек, который выполняет определенный заказ, сам регулирует свою деятельность. Со становлением товарно-денежных отношений, ходом научно-технического прогресса, развитием производства возникает необходимость руководителя, менеджера. С развитием экономики профессия менеджера становится одной из главных, а требования к современному менеджеру достаточно высоки. Умение работать в команде, конструктивно общаться с клиентами и партнерами становится важным условием эффективной работы менеджера.

Считаем, что изучение мирового опыта возникновения, развития и становления профессии менеджера будет серьезной основой нашего дальнейшего исследования по вопросам усовершенствования качества профессиональной подготовки будущего менеджера. Проведенный анализ показал, что становление профессии менеджера связано с историческими, культурными, экономическими особенностями эпохи. Это позволит лучшему пониманию того, каким должен быть современный менеджер и какими должны быть условия для качественной подготовки будущего менеджера в вузе.

1. Справочно-энциклопедический портал. URL: http://enc-dic.com/ozhegov/Professija-28023/ (дата обращения: 2.03.2016).

2. Ефремова Т.Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный в 2-х томах. М.: Русский язык,

3. Словарь бизнес-терминов. URL: http://dic.academic.ru (дата обращения: 12.03.2016).

4. Кравченко А.И. История менеджмента: Учебн. пособие для вузов. 5-е изд. М.: Академический Проект: Трикста, 2005. С. 15.

5. История менеджмента: учебн. пособие / Под ред. Э.М.Короткова. М.: ИНФРА-М, 2010. 240 с.

6. Справочно-аналитический портал. URL: http://wsclan.narod.ru/manager/5/24.html (дата обращения: 12.04.2016).

7. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования / Пер. с англ. Изд. 2-е, испр. и доп. М.: Academia, 2004. CLXX, 788 с.

8. История экономики: Учебник / Под общ. ред. проф. О.Д.Кузнецовой и проф. И.Н.Шапкина. М.: ИНФРА-М,

9. Зарубина Н.Н. Социально-культурные основы хозяйства и предпринимательства. М.: ИЧП «Издательство Магистр», 1998. С.244-245.

10. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента (Management). М.: Дело, 1997. С. 63.

1. Spravochno-entsiklopedicheskiy portal . Available at: http://enc-dic.com/ozhegov/Professija-28023/ (accessed: 2.03.2016).

2. Efremova T.F. Novyy slovar" russkogo yazyka. Tolkovo-slovoobrazovatel"nyy v 2-kh tomakh . Moscow, 2000. 1088 p.

3. Slovar" biznes-terminov . Available at: http://dic.academic.ru (accessed: 12.03.2016).

4. Kravchenko A.I. Istoriya menedzhmenta: Uchebn. posobie dlya vuzov. 5-e izd . Moscow, 2005, p. 15.

5. Korotkov E.M., ed. Istoriya menedzhmenta: uchebn. posobie . Moscow, 2010. 240 p.

6. Spravochno-analiticheskiy portal . Available at: http://wsclan.narod.ru/manager/5/24.html (accessed: 12.04.2016).

7. Bell D. Gryadushchee postindustrial"noe obshchestvo. Opyt sotsial"nogo prognozirovaniya / Per. s angl. Izd. 2-e, ispr. i dop . Moscow, 2004. CLXX, 788 p.

8. Kuznetsova O.D., Shapkin I.N., eds. Istoriya ekonomiki: Uchebnik . Moscow, 2001, p. 118.

9. Zarubina N.N. Sotsial"no-kul"turnye osnovy khozyaystva i predprinimatel"stva . Moscow, 1998, pp.244-245.

10. Meskon M., Al"bert M., Khedouri F. Osnovy menedzhmenta . Moscow, 1997, p. 63.

В деловой сфере профессия менеджера у всех на слуху, но при этом мало кто до конца понимает, в чем состоят функции этого работника и какими умениями он должен обладать. Профессионалы данного профиля очень востребованы, причем, спрос на них с каждым годом только растет. Вот только вопреки распространенному мнению, это не универсальное направление. Как утверждают работники в области профориентации, чтобы стать востребованным управленцем мало получить соответствующие знания. Надо еще и обладать определенным складом ума, типом характера и коммуникативными навыками.

Менеджером называется наемный управляющий, который следит за производством, оборотом товаров или предоставлением услуг. Он управляет организацией или отделом, работает удаленно или непосредственно в офисе.

Менеджмент как направление подразумевает организацию рабочего процесса на всех его этапах или отдельных отрезках. Чем выше профессионализм работника и длиннее перечень навыков, тем шире могут быть его полномочия, больше зарплата и вероятность карьерного роста.

Функции и должностные обязанности управленцев

Чтобы понять, что это за профессия – представитель сферы менеджмента, рекомендуется изучить перечень требований, которые предъявляются к управленцу. Не так важно, про стратегический, административный или производственный менеджмент идет речь, работник обязан распределять функции между сотрудниками, предоставлять им алгоритмы выполнения задач и контролировать все процессы на предприятии.

Независимо от направления деятельности, в список должностных обязанностей профессионала входят такие пункты:

  • запуск, ведение и контроль работы организации с целью поддержания ее бесперебойного и результативного функционирования;
  • определение стратегических целей и составление планов по выполнению задач;
  • оценка степеней риска заключаемых договоренностей, соблюдение их пунктов;
  • анализ деятельности предприятия в кадровой сфере, оценка работы персонала, составление планов мотивации и поощрения сотрудников;
  • поддержка плодотворной связи с деловыми партнерами;
  • анализ рынка с целью выявления спроса на профильные товары или услуги;
  • привлечение сторонних экспертов к решению поставленных высшим руководством задач.

Профессия менеджера предусматривает работу в разных сферах, независимо от того, управляет он небольшим отделом или огромным предприятием. Главная цель этого специалиста – увеличение прибыли конкретной организации или снижение ее затрат.

Классификация представителей менеджмента

Описание профессии менеджера и перечень его должностных обязанностей во многом зависят от того, на каком уровне управления находится специалист. В направлении выделяют три международных ступени иерархии. На движение вверх по карьерной лестнице влияют: образование, наличие опыта и навыков, умение применить теоретические знания на практике.

Какие бывают менеджеры:

  • низшее звено. В категорию входят младшие начальники, у которых есть хотя бы один подчиненный. Для начала карьеры даже не требуется профильного образования. Яркий пример такого работника – мастер, администратор магазина или учреждения по предоставлению услуг, менеджер по продажам, заведующий кафедрой;
  • среднее звено. В этом случае без высшего образования не обойтись. Управление ведется на уровне отдела, цеха, факультета, одной из точек сети. Такой менеджер контролирует работу начальников низшего звена;
  • высшее звено. Это самая малочисленная категория. Даже на больших предприятиях такие управленцы представлены группой лишь из нескольких человек. Зачастую данные работники обладают дипломами в ряде сфер, многолетним опытом работы по конкретному профилю. Сюда входят директора предприятий, магазинов, образовательных и других социальных учреждений, производств.

Несмотря на схожие принципы работы управленцев во всех сферах, лучше изначально определиться с предпочтительной тематикой. Направление развития карьеры поможет установить профориентация. Путем тестов, разработанных психологами и статистиками, выявляют отрасли, которые наиболее интересны конкретному человеку.

Достоинства и недостатки работы в сфере менеджмента

Перед тем как отправиться учиться на менеджера, рекомендуется оценить плюсы и минусы профессии. Некоторые моменты можно рассматривать с двух сторон. Например, мобильность менеджера. Для одних частые командировки становятся приятным бонусом, для других – нежелательной спецификой работы.

Дэвид Заслав — ТОП-менеджер Discovery Communications. З/п $156 млн

Плюсы направления

Как и во многих других специальностях, в сфере менеджмента можно отлично зарабатывать. При этом перспективы карьерного роста практически безграничны. Даже управленцам высшего звена зачастую есть, куда расти, при условии наличия нужных навыков. Менеджеры постоянно общаются с людьми, что позволяет им быстро обзаводиться полезными связями и при желании менять сферу деятельности. Еще одно достоинство такого выбора – востребованность квалифицированных сотрудников. Опытный и амбициозный управленец всегда найдет себе хорошее место.

Минусы профессиональной сферы

Есть в профессии менеджера и негативные моменты. Во-первых, уровень конкуренции в данной сфере постоянно растет. Это требует от сотрудников полной отдачи, постоянного развития, работы над улучшением навыков. Во-вторых, менеджерам необходимо быть готовым к работе в условиях стресса. Именно на них лежит ответственность принятия решений, они отвечают за полученный результат. Доходы у большинства менеджеров на начальном этапе их карьеры невысокие. Зато их рост полностью зависит от самого специалиста.

Еще один важный момент – для работы в менеджменте надо обладать особым складом характера, или же посещать различные тренинги для развития необходимых качеств. Характеристика человека, который рассчитывает на успех в качестве менеджера, выглядит примерно так. Это яркая и знающая себе цену личность с повадками лидера и умением управлять людьми. Дополнительными плюсами менеджера считаются коммуникабельность, аналитический склад ума, внимательность, хорошая память.

Как стать менеджером

Обучение по направлению «менеджмент» сегодня проводится не только в больших профильных учреждениях, но даже региональных обучающих организациях.

Какие предметы нужно сдавать, чтобы поступить в вуз менеджмента, зависит от специфики направления. Сегодня менеджеров готовят как гуманитарные, так и технические факультеты. Во втором случае, помимо хороших знаний по русскому языку, математике и обществознанию могут понадобиться высокие оценки по физике или химии. На международный менеджмент требуется дополнительно пройти испытания по иностранным языкам.

На выходе из учебного заведения квалифицированный менеджер должен знать:

  • основы права в области регулирования коммерческой и предпринимательской деятельности;
  • стратегию ведения бизнеса и рыночную экономику;
  • специфику работы с персоналом;
  • технологии и правила ведения маркетинговых исследований, рекламных кампаний;
  • основы налогообложения, документооборота, делопроизводства, администрирования;
  • принципы составления бизнес-планов, коммерческих и юридических соглашений;
  • этику делового общения, положения охраны труда;
  • основы логистики и государственной сертификации.

Дополнительным плюсом для менеджера считаются знания, полученные на курсах по социологии, психологии, кадровому делу, основам рекламы и маркетинга. Современному менеджеру желательно владеть хотя бы одним иностранным языком на приличном уровне. У человека, который постоянно общается с людьми, должны быть правильная речь и высокий уровень грамотности.

Зарплата на 30.11.2019

Россия
36000-200000 ₽

Москва
40000-300000 ₽