Почему еврейская Библия отличается от греческой? Почему иудеи ненавидят всё человечество, и почему все люди их терпят? Как называется еврейская библия

БИБЛИЯ, книга, содержащая священные писания еврейской и христианской религий. Еврейская Библия, сборник древнееврейских священных текстов, входит и в христианскую Библию, образуя ее первую часть – Ветхий Завет. Как христиане, так и евреи считают ее записью договора (завета), заключенного Богом с человеком и открытого Моисею на горе Синай. Христиане верят, что Иисус Христос возвестил о новом Завете, который является исполнением Завета, данного в Откровении Моисею, но вместе с тем заменяет его. Поэтому книги, повествующие о деятельности Иисуса и его учеников, называют Новым Заветом. Новый Завет составляет вторую часть христианской Библии.

Текст Библии. Большинство ветхозаветных книг написаны на древнееврейском языке (библейском иврите), однако встречаются и отрывки на арамейском языке, на котором евреи говорили после 4 в. до н.э. Традиционно авторство ветхозаветных книг приписывается нескольким предводителям, прославившимся в еврейской…

Слово «ТаНаХ» представляет собой акроним (начальные буквы) названий трёх разделов еврейского Священного Писания:

Тора, ивр….

Потомство Сима, сыны Еверовы, хабиру
синайский племенной союз

Евреями (иудеями) в Библии называется религиозно-этническая группа людей, происходящих от Авраама и связанных с Богом рядом союзов (заветов). Начальным моментом формирования еврейского народа можно считать заключение завета между Богом и Авраамом ок. 17 в. до Р.Х. Позже потомки Авраама (как и ряд других семитских племенных групп) оказались в египетском рабстве. В Египте эти семитские рабы получили общее название «хаперу» («хабиру») – к этому слову, вероятно, восходит этноним «евреи»; Библия же производит название «евреи, сыны Еверовы» от одного из предков Авраама, Евера. Так или иначе, эти семитские племена (во всяком случае, большинство из них) сохранили память о вере Авраама, древнем семитском монотеизме. При исходе из Египта (ок. 13 в. до Р.Х.), в Синайской пустыне, к беженцам присоединились обитавшие там семитские племена. Этот разнородный племенной союз стал этнической основой формирования еврейского…

Еврейская Библия. Современная еврейская Библия в основном соответствует канону, принятому в Ямнии. На древнееврейском языке она называется Китве Кодеш («Священные Писания») или Танах (аббревитатура от Тора, Невиим, Кетувим). Древнееврейский текст доныне считается официальным и используется в богослужении. Стандартный его текст основан на редакции еврейского ученого 10 в. Моше бен-Ашера, который исправил многочисленные ошибки переписчиков, накопившиеся за столетия. Широко распространено издание, содержащее, помимо древнееврейского оригинала, его перевод на арамейский язык, а также комментарий Раши, великого ученого 11 в.

Вся Библия почитается у евреев священной, но особо почитается Тора. В каждой синагоге есть рукописные свитки Торы. Благодаря правилу, по которому ни один свиток Торы не может быть уничтожен, сохранилось множество ее древних рукописей, которые иначе могли бы быть утрачены.

В первые века нашей эры в иудаизме сформировался свод устного закона…

Страница 1 из 3

БИБЛИЯ – еврейское Священное Писание, собрание древних текстов, канонизированных в иудаизме, а также название книг, составляющих Священное Писание христианства. Она состоит из двух частей: Ветхого Завета и Нового Завета. Выражение «Ветхий Завет» – христианского происхождения. Апостол Павел первым назвал так священные книги, читаемые и толкуемые в синагоге. Раввины говорили просто о «Писании» или о «книгах» («сефер»). Что же касается слова «Библия», то оно было калькой с греческого ta biblia, т.е. «книги», и, в конце концов, стало означать «Священное Писание». Последний термин («китвей ха-кодеш» – «Священное Писание») появился в мишнаитскую эпоху, чем подчеркивалось отличие Письменного Закона, зафиксированного в Библии, от Устного, который в эту эпоху кодифицировался в тексте Мишны. Впоследствии в еврейской среде общеупотребительным стал акроним ТаНаХ, составленный из первых букв названия трех разделов Библии: Тора, Невиим и Ктувим. Библия – это обобщающий…

Библия (греч….

Для еврейского народа Библия имеет огромное значение. Кроме того, что она считается священной книгой, в ней еще отслежены исторические события Израиля, происходящие на протяжение почти двух тысяч лет, от зарождения евреев как народности, начиная от праотца Авраама, и заканчивая завоеванием Иудеи Александром Македонским. Когда заходит речь о еврейской Библии, то подразумевается, как правило, Танах, являющийся богослужебной книгой иудеев. Слово «Танах» – аббревиатура, составленная из трех слов: Тора, Невиим, Ктувим. Танах полностью идентичен христианскому Ветхому Завету Библии, и отличается лишь последовательностью книг, входящих в его состав. Особое значение для евреев имеет Тора – Пятикнижие Моисея, в котором содержатся все законы, по которым иудеи стараются жить до сих пор. Невиим это название книг пророков, а Ктувим – писания святых. Еврейская Библия оказала большое влияние на становление христианства и ислама и на зарождение письменного наследия этих двух религий.

Мира. Она образовалась в I веке до нашей эры в древней Иудее. История верования напрямую связана с еврейским народом и его богатой историей, а также развитием государственности нации и жизнью её представителей в условиях диаспоры.

Суть

Те, кто исповедует эту веру, называют себя иудеями. Некоторые последователи утверждают, что их религия возникла ещё во времена Адама и Евы в Палестине. Другие же уверены, что иудаизм - это вера, основанная небольшой группой кочевников. Среди них был Авраам, заключивший с Богом договор, что стал фундаментальным положением религии. В соответствии с этим документом, который известен нам, как заповеди, люди обязывались соблюдать правила благочестивой жизни. Взамен же получали покровительство Всевышнего.

Основные источники изучения иудаизма - Ветхий Завет и Библия в целом. Религией признаётся исключительно три вида книг: пророческие, исторические и Тора - издания, толкующие закон. А ещё священный Талмуд, состоящий из двух книг: Мишны и Гемары. Он, кстати, регламентирует все аспекты жизни, включая мораль, этику и даже юриспруденцию: гражданское и уголовное право. Чтение Талмуда - священная и ответственная миссия, заниматься которой разрешено только евреям.

Отличия

Главная особенность вероисповедания заключается в том, что Бог в иудаизме не имеет облика. В других древневосточных религиях Всевышнего часто изображали или в виде человека, или в подобии зверя. Люди пытались рационализировать природные и духовные материи, сделать их максимально понятными для простых смертных. Но евреи, почитавшие Библию, называют это идолопоклонством, так как главная книга иудеев строго осуждает раболепие перед иконами, статуями или изображениями.

Что касается христианства, то тут выделяют два основных отличия. Во-первых, Бог в иудаизме не имел сына. Христос, по их убеждению, был обыкновенным смертным человеком, проповедником морали и благочестивого слова, последним пророком. Во-вторых, является национальной. То есть гражданин страны автоматически становится иудеем, не имея права впоследствии принять другое вероисповедание. в наше время - пережиток. Только в древние времена это явление процветало. Сегодня же оно почитается только евреями, сохраняя при этом идентичность и самобытность народа.

Пророки

В иудаизме это человек, несущий в массы волю божью. С его помощью Всевышний учит народ заповедям: люди совершенствуются, улучшают свою жизнь и будущее, развиваются морально и духовно. Кто будет пророком, решает сам Бог - утверждает иудаизм. Религия не исключает, что выбор может пасть на смертного, который абсолютно не желает брать на свои плечи такую важную миссию. И приводит пример с Ионой, который даже пытался бежать на край света от возложенных на него священных обязанностей.

Помимо нравственности и духовности, пророки также обладали даром ясновидения. Они предсказывали будущее, давали ценные советы от имени Всевышнего, лечили от различных болезней и даже принимали участие в политической жизни страны. Например, Ахия был личным советником Иеровоама, основателя Израильского царства, Елисей - способствовал смене династии, Даниил - сам возглавил государство. Учения ранних пророков включены в книги Танаха, поздних - изданы отдельными экземплярами. Интересно, но проповедники, в отличие от представителей других древних религий, веровали в наступление «золотого века», когда все народы будут жить в мире и достатке.

Течения в иудаизме

За долгие века своего существования религия претерпела множество трансформаций и видоизменений. В результате её представители разделились на два лагеря: и реформистов. Первые свято придерживаются традиций предков и не вводят новшеств в верования и его каноны. Вторые, наоборот, приветствуют либеральные веяния. Реформисты признают браки между евреями и представителями других религий, однополую любовь и работу женщин на должности раввина. Ортодоксы в основном живут на большей части современного Израиля. Реформисты - в США и Европе.

Попыткой компромисса между двумя враждующими лагерями стал консервативный иудаизм. Религия, вылившаяся в два течения, нашла золотую середину именно в этом синтезе новаторства и традиций. Консерваторы ограничились введением органной музыки и проповедям на языке страны проживания. Вместо этого, такие важные обряды, как обрезание, соблюдение Субботы и каш-рут, они не трогали. Где бы ни исповедовался иудаизм, в России, США или в европейских державах, все евреи соблюдают чёткую иерархию, подчиняясь старшим по духовной должности.

Заповеди

Они для евреев - святые. Представители этого народа уверены, что во времена многочисленных гонений и издевательств нация выжила и сохранила самобытность только благодаря соблюдению канонов и правил. Поэтому и в наши дни нельзя идти вразрез с ними, даже если на кону стоит собственная жизнь. Интересно, но принцип «закон страны - закон» был сформирован ещё в III веке до нашей эры. Согласно ему, правила государства обязательны для всех без исключения граждан. Евреи также обязаны быть максимально лояльными к высшим эшелонам власти, недовольство разрешено высказывать только в адрес религиозной и семейной жизни.

Соблюдение десяти заповедей, полученных Моисеем на горе Синай, - суть иудаизма. Причём главная среди них - соблюдение праздника Субботы («Шабат»). Этот день особый, его обязательно следует посвятить отдыху и молитвам. По субботам нельзя работать и путешествовать, даже готовить еду запрещено. А чтобы люди не сидели голодными, им велено делать первые и в пятницу вечером - на несколько дней вперёд.

О мире и человеке

Иудаизм - это религия, в основе которой лежит легенда о сотворении планеты Господом. Согласно ей, землю он создал из водной глади, потратив на эту важную миссию шесть дней. Таким образом, мир и все живущие в нём существа - Божьи создания. Что касается человека, то в его душе обязательно присутствуют два начала: доброе и злое, которые находятся в постоянном противостоянии. Тёмный демон склоняет его к земным удовольствиям, светлый - к совершению хороших дел и духовному развитию. Борьба начал проявляется в виде поведения индивида.

Как уже говорилось, последователи иудаизма верят не только в начало существования мира, но и в его своеобразный конец - «золотую эру». Её основателем станет царь Машиах, он же Мессия, который будет править народом до конца времён и принесёт ему процветание и освобождение. В каждом поколении есть потенциальный претендент, но только истинному потомку Давида, неуклонно соблюдающему заповеди, чистому душой и сердцем, суждено стать полноценным Мессией.

О браке и семье

Им придавалось самое важное значение. Человек обязан обзавестись семьёй, её неимение считается кощунством и даже грехом. Иудаизм - это вера, в которой бесплодность является наихудшей карой для смертного. Мужчина может развестись с женой, если после 10 лет брака она не родила ему первенца. Наследие религии сохраняется именно в семье, даже в периоды гонений каждая ячейка еврейского общества должна соблюдать обряды и традиции своего народа.

Муж обязан обеспечить свою жену всем необходимым: жильём, продуктами, одеждой. Его долг - выкупить её в случае пленения, достойно похоронить, ухаживать во время болезни, обеспечить средствами к существованию, если женщина останется вдовой. То же самое касалось и общих детей: они не должны ни в чём нуждаться. Сыновья - вплоть до совершеннолетия, дочери - до обручения. Вместо этого мужчина, как глава семьи, имеет право на доход своей второй половинки, её имущество и ценности. Он может наследовать состояние жены и использовать результаты её труда в своих целях. После его смерти на вдове обязан жениться старший брат мужа, но только в том случае, если брак является бездетным.

Дети

Отец имеет также множество обязанностей перед наследниками. Сына он должен посвятить в тонкости веры, которые проповедует священная книга. Иудаизм опирается на Тору, её и изучает ребёнок под руководством родителя. Мальчик также с его помощью овладевает выбранным ремеслом, девочка - получает хорошее приданое. Родителей маленькие евреи очень уважают, исполняют их указания и никогда не перечат им.

До 5 лет религиозным воспитанием детей занимается мать. Она учит малышей основным молитвам и заповедям. После их отправляют в школу при синагоге, где они осваивают все библейские премудрости. Обучение проходит после основных уроков или в воскресенье утром. Так называемое религиозное совершеннолетие наступает у мальчиков в 13 лет, у девочек - в 12. По этому поводу устраивают различные семейные праздники, которые символизируют вступление человека во взрослую жизнь. С этих пор юные создания должны постоянно посещать синагогу и вести благочестивый образ жизни, а также продолжать дальнейшее глубокое изучение Торы.

Основные праздники иудаизма

Основной - Песах, который евреи отмечают весной. История его возникновения тесно связана с периодом Исхода из Египта. В память о тех событиях евреи едят хлеб из воды и муки - мацу. Во время гонений люди не успели приготовить полноценные лепёшки, поэтому довольствовались их постным аналогом. Также на столе у них находится горькая зелень - символ египетского порабощения.

В период Исхода также начали отмечать Новый год - Рош а-Шану. Это сентябрьский праздник, который провозглашает Божье царство. Именно в этот день Господь судит человечество и закладывает основы тех событий, которые случатся с народом в будущем году. Суккот - ещё одна важная осенняя дата. Во время праздника евреи, славя Всевышнего, семь дней живут во временных зданиях-сукках, покрытых ветками.

Ханука - также большое событие для иудаизма. Праздник - символ победы добра над злом, света - над мраком. Возник как память о восьми чудесах, произошедших во времена восстания против греко-сирийского правления. Кроме этих основных памятных дат, евреи также отмечают Ту-Бишват, Йом-Кипур, Шавуот и другие.

Ограничения в еде

Иудаизм, христианство, ислам, буддизм, конфуцианство - каждое вероисповедание имеет свои характерные особенности, часть которых распространяется на кулинарию. Так, евреям нельзя употреблять «нечистые» продукты: мясо свиней, лошадей, верблюдов и зайцев. Также у них под запретом устрицы, креветки и другие морские жители. Правильная еда в иудаизме называется кошерной.

Интересно то, что религия запрещает не только некоторые продукты, но и их сочетание. Например, табу - молочные и мясные блюда. Правило чётко соблюдают во всех ресторанах, барах, кафе и столовых Израиля. Чтобы эти блюда находились максимально далеко друг от друга, их выдают в этих заведениях через разные окошки и готовят в отдельной посуде.

Многие евреи почитают не только потому, что это правило прописано в Торе, но и ради оздоровления собственного организма. Ведь эта схема питания была одобрена многими диетологами. Но тут можно поспорить: если свинина является не такой уж и полезной, то в чём провинились морепродукты - неизвестно.

Другие особенности

Культура иудаизма богата необычными традициями, непонятными для представителей других конфессий. Например, это касается обрезания крайней плоти. Обряд проводят уже на восьмой день жизни новорождённого мальчика. Став полностью взрослым, он также обязан отпустить бороду и бакенбарды, как истинный еврей. Длинная одежда и покрытая голова - ещё одни негласные правила еврейской общины. Причём шапочка не снимается даже во время сна.

Верующий обязан почитать все религиозные праздники. Он не должен обижать или оскорблять своих собратьев. Дети в школе изучают основы своей религии: её принципы, традиции, историю. Это одно из основных отличий иудаизма от других вероисповеданий. Можно сказать, что любовь к религии малыши всасывают с молоком матери, их набожность передаётся буквально по генам. Наверное, поэтому народ не только выстоял во времена его массового уничтожения, но и сумел стать полноценной, свободной и независимой нацией, которая живёт и здравствует на собственной благодатной земле.

Иудаизм - одна из монотеистических национально-государственных религий древнего мира, распространена главным образом среди евреев. Она не стала мировой религией по ряду причин, о которых мы скажем дальше, но получила мировое распространение, повторив судьбу своего рассеянного по всему миру народа. Это первая религия Откровения, то есть религия, которая непосредственно продиктована Богом людям через своего пророка и изложена в Священном Писании. История древних евреев является одновременно историей возникновения и развития иудаизма и его священной книги - иудейской Библии. Мы будем рассматривать все эти три сюжета одновременно, все время помня, что история народа его религии и его Священного Писания - это разные, но неотделимы друг от друга вещи.

Прежде всего - несколько слов о Библии, в которой изложена история еврейского народа.

Когда древние евреи творили свое Священное Писание, они еще не знали, что его будут называть Библией. Это название закрепилось за ним лишь в IV в. Впервые оно встречается в трудах Иоанна Златоуста (347-407), а окончательно этот срок утверждается в богословии только в XIII в. Слово "Библия" греческого происхождения - от названия папируса, который изготавливался из тростника - библусу, а отсюда - и греческое название книги, составленной из листьев папируса - "Библос", "библион". Итак, буквально слово "Библия" означает "книги", на древнееврейском языке - "Софер".

Начав с нескольких книг, это собрание разросся в окончательном виде в собрание многих книг. Это уже целая библиотека в одной книге. Современный протестантский богослов Джон Макдауэлл так характеризует уникальность Библии: она писалась 1600 лет в течение жизни 60 поколений, ее писали более 40 авторов из разных общественных слоев, в разных местах, в разных обстоятельствах и настроений, на трех континентах трех языках.

Созданная древними евреями священная книга была унаследована христианами, они дополнили ее своими произведениями, назвали Библией. Они определили и две основные части Библии: первую, иудейскую - Ветхий Завет, вторую, христианскую, которую, конечно, иудеи не признают, Новый Завет. Именно христианство и дало Писанию иудеев вторую жизнь. Его перевели на латынь - мировой язык средневековья, а затем почти на все языки мира.

До 1966 г.. Библия была переведена на 240 языков и диалектов, а ее отдельный текст - еще на 739 языков.

Считают, что история иудаизма прошла следующие периоды:

библейский иудаизм (XX- IV в. До н.э.);

эллинский иудаизм (IV в. До н.э. - II в. Н.э.)

раввинистический иудаизм (II - XVIII вв.);

современный иудаизм (с 1750 г.).

Библейский иудаизм

Священное Писание древних евреев включает в себя историю этого народа, который еще не имел летоисчисление, своего письма, когда у него только складывалось представление о себе. Поэтому эта история, передавалась устной традиции, очень неточная, мифологизированная и требует критического отношения. Долгое время Библия была единственным историческим источником истории древних евреев. Впоследствии постижения ее с помощью египетских, ассиро-вавилонских, древнеиранская и других источников позволило внести в нее существенные уточнения. Какой же была история древних евреев в библейский период, длившийся с начала II тыс. До н.э. к IV в. до н.э. - Почти 2000 лет!

Начальный период истории древних евреев нам почти неизвестен. Е.Ренан высказывает предположение, что они появились на Аравийском полуострове из страны, которую он звал Ария (территория современного Афганистана) и которая была якобы прародиной кельтов, скифов (германцев и славян) и пелазгов (греков и итальянцев). Современная историческая наука это отрицает. Более вероятно, что древние евреи были кочевниками, которые пришли на территорию Аравии из Центральной Азии. Библия начинает еврейскую историю от Авраама, выходца из города Ур, частично подтверждает это мнение.

По Ренаном, в Сирии во II тыс. До н.э. поселяются кочевые семиты-номады. В них существовали племенные религии с монотеистическим уклоном, поскольку номады не знали мифологии, которая непременно вела к политеизма. И.И. Скворцов-Степанов отмечает, что эта тенденция к монотеизму была вызвана теократической организацией раннего древнееврейского общества.

Древние евреи в тот период избегали давать имя своему богу. Зачем, мол, ему собственное имя, если он единственный и неповторимый? Но позже он же получил имя - Яхве.

По библейской мифологии родоначальником древних евреев Авраам - праотец многих народов целого ряда этнических ветвей, среди которых было и племя Израиль. Этот процесс исторически точно не датированный - где-то в первой половине II тыс. До н.э.

Израильтяне имели упрощенную религию, еще без догм, без книг и без жрецов, поэтому они легко воспринимали побочный религиозное влияние.

В иудейской мифологии важное место занимает миф о пребывании израильтян в земле Египетской.

Внимание! Мы начинаем цитировать Библию. Во всем мире Библию цитируют не по страницам, а указывают название книги, главу и стих. Например: "Иосиф же отведен в Египет" (Бытие 31 И). Иногда указаны только главы, потому что не цитируется какое-то стихотворение, а имеется в виду содержание всей или нескольких глав.

Пребывание израильтян в Египте, тридцатилетнее странствования из Египта в Ханаан не имеет прямого исторического подтверждения. Безусловно, приход израильтян на побережье Средиземного моря то почувствовался в Египте, тем более что египтяне хорошо помнили нашествие гиксосов. Были израильтяне в Египте, не были, а влияние египетского идолопоклонства на их религию имел место: они стали устраивать жилье для своего бога в ковчеге - небольшой шкатулке из дерева акации. Ковчег хранился в специальном шатре - Скинии. Это было святилище с алтарем-жертвенником.

Выход израильтян из Египта возглавил Моисей. Это он получил Откровение и написал первые четыре книги Священного Писания, как утверждает Библия. Но значительная часть комментаторов Библии, а также историков считают лицо Моисея легендарной. Е.Ренан считает историческим лишь факт выхода израильтян из Египта и их вступление в Синайский полуостров. Известный историк Востока Н.Никольський в своей книге "Древний Израиль" выхода израильтян из Египта и Моисею посвятил несколько строк, а не опровергая и не подтверждая этот факт. Но внимание, которое уделяет этому сюжету древнееврейской истории Библия, его ведущее значение для разработки вероучения (идея союза с Яхве) и культа (праздник Пасхи) заставляет нас с пониманием относиться к этой проблеме и высказываться по историчность этого факта.

Если признать вероятным изгнания древних евреев из Египта, следует считать это также и началом антисемитизма, концепции, с национально-политическим соображениям выражает нескрываемую враждебность к еврейскому народу.

Со второй половины II тыс. До н.э. история древних евреев уже более документирована. Это время - тоже глубокая древность - три с половиной тысячи лет назад от нашего времени! Мало народов на нашей планете имеют такую седую историю. О древних евреев пишут такие древние историки, как Манефон из Египта, Геродот из Греции, Иосиф Флавий и др.

Историкам хорошо известно, что около 1350 г. до н. израильтяне появились на восточном берегу Мертвого моря и реки Иордан; где уже жили племена амореев, аммонитов и маовитив. Впоследствии израильтяне расселяются (тоже не без применения силы) на западном берегу Иордана, где им пришлось преодолеть сопротивление Ханаана. Происходил ряд войн. Победу одержали израильтяне, в награду им досталась замечательная плодородная страна - теперь она называется Палестиной. Их успех объясняется просто - они были хорошо сплочены, а сплотила их идея единого Бога - они знали за что дрались. При этом израильтян того времени нельзя рассматривать как завоевателей Палестины. Ведь они возвращались домой после пребывания в Египте. Религиозный культ Ханаана испытал влияние финикийского культа, передан впоследствии израильтянському. Так постепенно расширялись и обогащались религиозные представления Израиля. Это был процесс углубления и совершенствования культа единого Бога - Яхве.

Выше было сказано о сплоченности израильтян. Но национального единства в то время все же не было. В политической и религиозной жизни преобладал давний племенное деление, на колени. Потребность в единстве только возникала. Поэтому не было единого государства, не было единого царя, единой церковной организации, идея единого Бога еще полностью не утвердилась. Скиния с Богом постоянного места пребывания не было. Храма еще не было. Но уже были постоянные служители у Ковчега. Как зародыш будущего государства возник институт временных главарей, которых звали судьями. История зафиксировала имена двенадцати судей.

Именно в период завоевания Палестины жили пророчица Девора (Дебора), которая исполняла обязанности судьи (Суд 4,4). Это свидетельствует о том, что в древнем еврейском обществе положение женщины было не так уж униженное, как привыкли утверждать, рассматривая отношение иудаизма к женщине. Когда израильтяне победили ханаанские войска, возглавлял Сисара, Девора пела триумфальную песню, ставшую гимном победы (Суд 5,1-31). Эта песня вместе с рассказом о Ифтах (Суд 11,1-39) с древним текстом Библии, относится к XIII в. до н.э.

В Библии рассказывается о бесконечные войны Израиля с другими народами и между отдельными коленами Израиля. С XI в. до н.э. хронология событий становится еще более точной, появились записи.

В этот период связи между коленями крепнут, все, четче проявляется идея народного единства. Ягвизм становится национальным культом. В народной памяти уже четко зафиксировано: Яхве вывел народ из Египта, подарил ему Ханаанскую землю. Впоследствии фиксируется религиозный центр - город Силом, куда люди перенесли ковчег. Сюда ходят паломники спрашивать оракула ковчега о будущем.

Авторитет Яхве укрепляется благодаря решительным действиям судьи Самуила. Он положил у ковчега хартию с первыми письменами израильтян, свидетельством начала иудейского Священного Писания. Как пишет Ренан, это был первый архив человечества. Что письмо уже было в те времена, свидетельствует строка из песни Деворы о тех, "кто тростью писца" (Суд 4,14).

С XI в. до н.э. начинается существование Израильского-Иудейского царства со столицей в городе Иерусалиме.

Первый израильский царь Саул (1020-1004 гг. До н.э.) еще не было постоянной столицы и считался более военным вождем, чем руководителем государства. Еще при жизни Саула достиг воинской славы Давид (1004-965 гг. До н.э.) из колена Иуды. Когда после гибели Саула с сыновьями в битве с филистимлянами царем стал сын Саула Исбаал, Давид сел на престол в городе Хеврон.

По мнению Ренана, Давид был убежденным последователем Яхве, но ему выпала судьба стать народным героем. К тому же он был выдающимся дипломатом и государственным деятелем, поэтом и музыкантом. Он сознательно опирался на культ Яхве и возвеличил его. В 1050 до н.э. Давид был провозглашен царем племени Иуды. Своей столицей он избрал Иерусалим.

Царствования Давида было успешным. Он вел многочисленные победоносные войны. Особое внимание он уделил развитию иудаизма. Прежде всего он перенес ковчег в Иерусалим и разместил его в пышном шатре рядом со своим дворцом. Этот перенос сопровождалось торжественной процессией с пением и танцами, с многочисленными жертвоприношениями.

Давыдову государство унаследовал его сын Соломон (965-926 гг. До н.э.). Он укрепил государственный аппарат, построил новый пышный дворец и храм Яхве, установил единую налоговую систему.

После смерти Соломона единое государство распалось. Возникли два новых государства. На севере - Израильское царство со столицей Самарии которое просуществовало около двухсот лет и в 722 г.. Было завоевано ассирийцами. На юге - Иудейское царство со столицей Иерусалимом; оно просуществовало до 587 г. до н. и упало под ударами вавилонян. Тогда с "вавилонского пленения" и началось рассеяние древних евреев по всему миру.

В Иудее и Израиле окончательно сложилась религия, которая получила название иудаизма. С построением Иерусалимского храма образовался постоянный центр вероучения быстро крепнущей религии.

История древних евреев в этот период отразилась в Библии в исторических книгах. В это время появились и пророки, которые владели даром слова и предсказания будущего. Они выступали перед своими войсками, вдохновляя на побед} ", проклинали врагов, предрекая им поражение. Позже, в VIII в. до н.э., пророки стали целой школой религиозно-политических ораторов и проповедников.

Пророки становятся выразителями чувств нации - отмечает Е.Ренан. Они выступали защитниками народных интересов. Пророки уже были в одном шаге от полного утверждения Яхве единственным богом.

Пророчество как религиозная профессия возникло и развивалось в иудаизме параллельно с жречеством. Пророки считались орудием божества не из принадлежности к определенной социальной группе, а только за свой талант входить в контакт с божеством. С помощью различных средств, а больше - молитвы, танца и пения они впадали в экстатическое состояние и предсказывали волю Божию, как оракулы, предвидели будущее. Были среди них люди мудрые и опытные, с возвышенной душой и сильным характером. Хорошо понимая ход исторических событий, они выдвинули новую концепцию веры в мессию, то есть веры в единого, живого, вездесущего и неумирающего Бога. Пророкам принадлежит также и углубление идеи договора ("Завета") между народом Израиля и богом Яхве, а также кредо исключительности исторической роли евреев.

Среди израильских пророков выдающееся место занимает пророк Илия, который призвал к миру и справедливости, обличал жестокость царей и их окружения, их приверженность финикийского культа Ваала. В Иудее среди пророков выделялся Исайя, который мечтал о счастье всего человечества, о вечном мире на планете. Это ему принадлежат страстные слова, которые украшают строения Организации Объединенных Наций в Нью-Йорке: "И мечи свои перекуют на орала, и копья свои - на серпы. Не поднимет народ на народ меча, и не будут более учиться войне" (Ис. 2,4).

Библия зафиксировала выступления трех великих пророков: Исайи, Иеремии и Езакииля и двенадцати малых пророков. Их произведения составили раздел пророческих книг.

Историческая судьба древнееврейских государств сложилась несчастливо. Длительные войны между собой и другими государствами истощали их и делали жизнь народа особенно тяжелым. Социальное напряжение в обществе не приходило.

Израильское царство (на севере Палестины) просуществовало с 928 до 722 г. до н. Царившее 19 царей, из них 7 - около одного года. Это свидетельствует о постоянном внутреннее напряжение в стране. В 722 г. до н. ассирийский царь Саргон II разрушает столицу государства Самарию и забирает в плен десять израильских племен.

Иудейское царство держалось дольше. В нем царившее 20 царей из династии Давида, из них кратковременно три. В 586 г. до н. Иудея была завоевана вавилонянами. Тогда же вавилонский царь Навуходоносор II переселил большую часть иудеев к Вавилонии, а Иерусалимский храм разрушил, превратив иудейское царство на вавилонскую провинцию. Во время "вавилонского пленения" иудейская религия подверглась воздействию иранского маздоизму. В Вавилоне активно выступал Езакииль Он пропагандировал идею обновления Израиля как теократического государства, восстановления Иерусалимского храма. Все это должна была сделать мессия из рода Давидова.

Вавилон был разгромлен персами в 539 г. до н. и вошел в состав Ахеменидской государства. Иудеи в 538 г. до н. смогли вернуться домой с разрешения персидского царя Кира. Возрожденная еврейская государство получило название Иудеи, ее возглавлял правитель, которого назначил персидский царь.

Иерусалим получил статус города с самоуправлением. Иерусалимский храм был отстроен, а его первосвященник имел государственную власть.

Этот период в истории древних евреев получил название Второго храма.

Этот период отмечен деятельностью писца Езуры (Эзры), который получил полномочия от Артаксеркса И на ревизию Иудеи. Значительную роль сыграл и вавилонский еврей Неемия, которого Артаксеркса И назначил правителем Иудеи. Они добились неприятие к Иерусалимской общины евреев, не были в "вавилонском плену". Эти евреи частично смешались с другими народами, которых ассирийцы поселили вокруг Самарии, и уже назывались самаритянами. Ездра и Неемия выступали за усиление изоляции евреев от других народов, они требовали аннулировать смешанные браки, из-за чего немало семей было разрушено. От Ездры и Неемии остались книги в Священном Писании.

С начала "вавилонского пленения" началось расселение евреев за пределы Палестины. Часть евреев, которые были вывезены в Вавилонии, не захотели вернуться в Палестину и этим залежи / начало диаспоре - расселению в других странах. Часть евреев поселились во время этих событий в Элефантине в Египте.

Во времена существования Ахеминидськои государства порабощенные страны превращались в подчиненные провинции типа сатрапий, где продолжали властвовать местные династии, но уже без всякой самостоятельности, под строгим наблюдением метрополии. Тогда же в западных сатрапиях Ахеминидськои государства образовалась особая форма религиозного и местного политического объединения, которая получила название "храмовой общины". Такой храмовой общиной была община Иерусалимского храма. Она состояла из 32 объединений, назывались бетабат ("родительский дом"). Каждую общину возглавлял глава, который контролировал жизнь семей, входивших в этой общины. Земля принадлежала бетабатови и была в наследственном владении семей. Последние пользовались наемным землей. Бетабат платил положенные налоги государству и имел, хотя и ограниченную, но собственную юрисдикцию.

По такому образцу, правда, уже без общественной собственности на землю, но с коллективной экономической ответственностью и ограниченной юрисдикцией возникли впоследствии в иудеистив синагогальные общины.

Почти 100 лет назад историк религии А.Мензис, суммируя последствия первого периода древнееврейской истории, отмечал, что иудейская религия после плена сузила свои рамки и, видимо, забыла о тех перспективах, которые открывались перед ней. Иудейство одяглося в твердый панцирь сплошного богослужения и индивидуального соблюдения обрядов. Евреи резко отмежевались от всего мира, считая, что их религия дана только им, а не для всего человечества. Историк справедливо замечает, что возможность стать мировой религией была потеряна, сложилась типичная национально-государственная религия, заботилась только о своем народе.

Впрочем, это сделало евреев народом неприкосновенным, поставило их в особое положение. Религия евреев стала тем панцирем, который защитил их от ассимиляции другими народами. От народов-соседей древних евреев осталась лишь упоминание, зато евреи, хоть и небольшой, но влиятельный народ современности с собственной культурой и государственностью сохранили себя, просуществовав в диаспоре почти две с половиной тысячи лет! И в этом большая заслуга иудаизма.


2. Боги и тотемы древних евреев
3. Иудейская Библия
4. Иудаизм как отдельная цивилизация
5. Эпохи Древнего Израиля
6. Моисей и исход евреев из Египта
7. Образы эпохи судей и царей
8. Ощущение конца истории
9. Пророки Ветхого Завета
10. Новые общины и новые учения

3. Иудейская Библия.

Ее нельзя рассматривать как исторические хроники, поскольку в ней правда и вымысел переплетены. А все потому, что она формировалась в течение длительного времени на основе устных преданий. В основе лежит предание об исходе евреев из Египта, непререкаемый авторитет – Моисей, а также идея богоизбранности еврейского народа. Однако в библейской истории исхода евреев из Египта, где они мирно жили четыреста тридцать лет, удивляет то, что этим людям были совершенно чужды идеи мессианства и богоизбранности.

Иудейская Библия включает в себя 24 книги, которые в древности имели форму свитков. В современном иудаизме они составили Танах, огромный свод, который разделен на три группы: Тору, Невиим и Ктувим. Первые буквы и составляют общее название – ТаНаХ («к» произносится как «х»).

Пять книг Торы (Завет, или Пятикнижие в греческой традиции): Бытие, Исход, Левит, Числа и Второзаконие – содержат основу божественного откровения. Они носят еврейские названия по первым словам текста, например, книга Бытия называется Брейшит (Вначале).

В книге Невиим (Пророки) собраны исторические книги древних пророков: Иисуса Навина, Судей, Самуила и Царств, трех великих пророков: Исаии, Иеремии и Иезикииля – и «Двенадцати пророков» (или малых пророков) в одной книге: Осии, Иоиля, Амоса, Авдия, Ионы

В книге Ктувим (Жития, Писания святых отцов) собраны разнородные поэтические и ученые тексты: Псалтырь, Притчи Соломона, Книга Иова, Песнь песней, Екклесиаст; исторические сочинения Ездры и Неемии, Хроники (Паралипоменон), Книга Руфи, Плач Иеремии, Книг

Эти три раздела составляют канон иудейской Библии, т.е. официальный перечень книг, почитаемых боговдохновенными. Раввины включили сюда только книги, составленные на древнееврейском или на арамейском языке, исключив книги и отрывки, написанные по-гречески, т.е. в более позднюю эпоху. Иудейский канон существует независимо от греческого, сложившегося в III в. до н.э. и называемого Септуагинтой (поскольку текст для него был выработан 70 или 72 толкователями) и предназначенного для еврейской диаспоры, забывшей родной язык. Перевод на греческий язык был осуществлен по просьбе самих раввинов, а не по прямому приказу египетского царя Птолемея. В дальнейшем евреи отказались от Септуагинты, считая, что смысл Священного Писания тем самым был искажен. Стоит также упомянуть, что все канонические тексты были записаны только согласными, без гласных. В дальнейшем массоретские редакторы (от massorah, «толкование») добавили гласные, дабы избежать произвольных толкований и искажений.

Еврейская библия

В XXII в. до н. э. в юго-западную часть Ханаана на восточном побережье Средиземного моря пришли филистимляне. Место их поселения названо в Библии Пелешет; позже вся земля Ханаан получила название Палестина. Около 1800 г. до н. э. в Ханаан из окрестностей Ура пришли евреи – западносемитские скотоводческие племена. Родина их праотца Авраама, жившего примерно 4200 лет тому назад, – Ур Халдейский в южной части Вавилонии, на правом берегу самого нижнего течения Евфрата. Через 200 лет они переселились в Египет, а около 1320 г. до н. э. произошел их исход из Египта, и к югу и юго-востоку от Палестины они образовали племенной союз с общим культом бога Яхве, принявший название Израиль («бог сражается»). Союз состоял из 11 племен и одной специально посвященной культу Яхве родоплеменной группы – левитов («двенадцать колен Израиля»), В XIII–XII вв. до. н. э. эти племена вели войны с городами-государствами других западносемитских жителей Палестины – ханаанеев (к ним принадлежали и финикийцы). Многие ханаанейские города (например, Иерихон) были разрушены. Позже в ходе борьбы с филистимлянами создается Израильское царство. Прочная государственность на рабовладельческой основе была создана Давидом и его сыном Соломоном (конец XI – первая половина X в. до н. э.). Соломон впервые построил храм Яхве в Иерусалиме (до этого был лишь шатер – «скиния», содержавший особый ларец – «ковчег завета»). При преемнике Соломона государство распалось на два царства – Израильское на севере Палестины и Иудейское на юге (жителей второго стали называть иудеями вне зависимости от происхождения). В 722 г. до н. э. Ассирия уничтожила государство Израиль. В 586 г. вавилонский царь Навуходоносор II завоевал Иудею и разрушил Иерусалим. В 537 г. персидский царь Кир, покорив Вавилон, разрешил иудеям вернуться из вавилонского плена на родину и восстановить иерусалимский храм. После захвата Иудеи Римом восстание против римского владычества (66–70 гг. н. э.) привело к разрушению второго иерусалимского храма, построенного после возвращения евреев из вавилонского плена, и окончательному их выселению из Иерусалима.

Древнееврейская мифология сформировалась в общении с ханаанской, которая в чем-то созвучна библейской. Основной мотив последней – борьба бога плодородия Баала со своим главным врагом богом смерти Мотом, стремящимся отнять у него царскую власть. Она заканчивается победой последнего, хотя потом его убивает мстящая за Баала богиня охоты и битвы Анат, а сам Баал воскресает, чтобы продолжить борьбу (здесь параллель с мифом об Осирисе).

Главное произведение еврейской культуры – Еврейская Библия, получившая в христианстве название Ветхий Завет. К IX–VIII вв. до н. э. восходят книги «Бытие», «Исход», «Левит» и «Числа», излагающие мифологическую историю мира и израильских племен в духе концепции «завета» и включающие в себя основные моральные нормы, в том числе 10 заповедей, которые, впрочем, за исключением первых двух, присутствуют в египетской «Книге мертвых». Вместе с «Второзаконием» эти книги составили так называемое Пятикнижие Моисея, или Тору, наиболее почитаемую часть иудейского Священного Писания, основу иудаизма. Ветхий Завет вошел и в Библию, став первой частью христианского канона.

В книге Бытия есть потрясающий рассказ о том, как Бог потребовал у Авраама принести в жертву собственного сына Исаака, и Авраам, несмотря на любовь к сыну, готов был это сделать, но в последний момент Бог остановил его. Позже Бог сам пошлет на смерть своего сына, чтобы он принял на себя грехи людей. Хотя ветхозаветный Бог создает мир в отличие от многих других богов без использования жертвы, он затем для нормального функционирования мира принесет себя в жертву, искупая грехи людей. Здесь жертва перенесена во времени, но без нее не обходится.

В Ветхом Завете формулируются моральные нормы, в основном отражающие представления древних иудеев о правилах общежития. Тут встречаем и «око за око» и «возлюби ближнего своего» и т. п. Наиболее полно мораль Ветхого Завета выражена в 10 заповедях, данных Господом на горе Синае Моисею. Они звучат так:

«Я, Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства; да не будет у тебя других богов пред лицом Моим.

Не делай себе кумиров и никакого изображения того, что на небе вверху и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им, ибо Я Господь, Бог твой…

Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно.

Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай [в них] всякие дела твои, а день седьмой – субботу Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела…

Почитай отца твоего и мать твою, [чтобы тебе было хорошо и] чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе.

Не убивай.

Не прелюбодействуй.

Не кради.

Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.

Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, [ни поля его,] ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, [ни всякого скота его,] ничего, что у ближнего твоего» (Библия. Исход. 20:2-17).

К VII–VI вв. до н. э. относятся книги, излагающие историю Палестины с XIII по начало VI в. К периоду царств относится культовая лирика (псалмы царя Давида), к вавилонскому пленению – собрание пословиц и афоризмов («Притчи Соломона»), нравоучительная поэма («Книга Иова»), образец древнего философствования («Екклезиаст»), сборник любовной и свадебной лирики «Песнь песней».

В Ветхом Завете встречаем такой памятник человеческой мудрости, как «Притчи Соломона», приписываемые прославившемуся своим умом царю Соломону. Они состоят из похвал мудрости и нравоучительных афоризмов, которые не потеряли своего значения и по сей день. Например: «Пойди к муравью, ленивец, посмотри на действия его, и будь мудрым. Нет у него ни начальника, ни приставника, ни повелителя; но он заготовляет летом хлеб свой, собирает во время жатвы пищу свою… Доколе ты, ленивец, будешь спать? Когда ты встанешь от сна твоего? Немного поспишь, немного подремлешь, немного, сложив руки, полежишь: и придет, как прохожий, бедность твоя, и нужда твоя, как разбойник» (6:6-11).

Если 10 заповедей представляют собой обычные правила общежития монотеистических общин, то в притчах Соломона встречаем систему ценностей, резко контрастирующую с теми, которые встречаются в Древней Индии, в Древнем Китае и в античном мире. Эти ценности, среди которых преобладают милосердие и смирение, затем стали господствующими в христианстве. То же смирение на конкретном примере отношения человека к посланным ему Богом для испытания мучениям встречаем в книге Иова и в творениях ветхозаветных пророков Иеремии, Исайи, Иезекииля.

Несколько особняком стоит в Ветхом Завете «Книга Екклезиаста», которая напоминает одновременно и скептиков, и Бхагавад-Гиту. Вот два знаменитых отрывка: «Суета сует, сказал Екклезиаст, суета сует, – все суета! Что пользы человеку от всех трудов его, которыми трудится он под солнцем? Род проходит, и род приходит, а земля пребывает вовеки. Восходит солнце, и заходит солнце, и спешит к месту своему, где оно восходит. Идет ветер к югу, и переходит к северу, кружится, кружится на ходу своем, и возвращается ветер на круги свои. Все реки текут в море, но море не переполняется: к тому месту, откуда реки текут, они возвращаются, чтобы опять течь. Все вещи – в труде: не может человек пересказать всего; не насытится око зрением, не наполнится ухо слушанием. Что было, то и будет; и что делалось, то и будет делаться, и нет ничего нового под солнцем» (1:2–9). «Всему свое время, и время всякой вещи под небом: время рождаться, и время умирать; время насаждать, и время вырывать посаженное; время убивать, и время врачевать; время разрушать, и время строить; время плакать, и время смеяться; время сетовать, и время плясать; время разбрасывать камни, и время собирать камни; время обнимать, и время уклоняться от объятий; время искать, и время терять; время сберегать, и время бросать; время раздирать, и время сшивать; время молчать, и время говорить; время любить, и время ненавидеть; время войне, и время миру» (3:1–8).

Из книги Еврейский вопрос автора Аксаков Иван Сергеевич

Еврейская агитация в Англии Москва, 23 января 1882 г. Два слова еще по поводу еврейской агитации в Англии. Нужно ли говорить, что сами англичане не верят, не могут верить всей той лжи, которой с таким изобилием снабжают их евреи и которую они с таким злорадством печатают в

Из книги Каббала в контексте истории и современности автора Лайтман Михаэль

6.1.4 «Еврейская каббала» До сегодняшнего дня в изучении каббалы не существовало ни одной работы, отличающейся достаточно серьезным характером; действительно, книга Адольфа Франка, несмотря на свою репутацию, показывала, насколько ее автор, полный университетских

Из книги Введение в Ветхий Завет. Книга 1 автора Юнгеров Павел Александрович

3) Еврейская пунктуация. Третьим, кажется, самым важным и вместе самым трудным и запутанным вопросом из внешней истории ветхозаветного текста считается вопрос о происхождении, достоинстве и значении существующей ныне еврейской пунктуации. Никто из ученых, как древних,

Из книги История и теория религий: конспект лекций автора Альжев Д В

5. Еврейская религиозная философия Еврейская философия в Средние века также развивается параллельно с христианской и исламской, причем и здесь исходными точками являются неоплатонизм и аристотелизм.На ее развитие оказали влияние мистические элементы иудейского

Из книги Мифология Ближнего Востока автора Хук Самуэль

Глава 5 Еврейская мифология Исследуя литературу Израиля, мы находимся на куда более твердой почве, чем когда говорим о других древних культурах – хеттской, ассирийской, ханаанской и других. Шумерский язык до сих пор представляет для переводчиков большую трудность, равно

Из книги Справочник православного человека. Часть 2. Таинства Православной Церкви автора Пономарев Вячеслав

Еврейская пасхальная вечеря Обычай ветхозаветного закона, отраженный в Пятикнижии Моисеевом, требовал совершения вечери стоя (Исх. 12; 11), но ко времени Христа уже традиционно за вечерей возлежали. Предлагаемая последовательность совершения пасхальной вечери дается по

Из книги Свет невечерний. Созерцания и умозрения автора Булгаков Сергей Николаевич

Из книги Введение в философию иудаизма автора Полонский Пинхас

3. Еврейская философия эпохи средневековья 3.1. Причины возникновения еврейской философии в этот период. Где же у нас в истории возникает этот синтез греческого и еврейского, так что может, наконец, появиться еврейская религиозная философия? Это не произошло ни во время

Из книги Вера после Катастрофы автора Беркович Элиэзе

Еврейская философия истории Мы понимаем, что пытаться понять Катастрофу, исходя только из самой Катастрофы, бесполезно. Мы должны рассматривать трагедию европейского еврейства в контексте всей мировой истории. Мир погрузился в хаос. Будущее человечества в опасности. И

Из книги Кошерный секс: евреи и секс автора Валенсен Жорж

ГЛАВА 2 ЕВРЕЙСКАЯ ЖЕНА В прошлом муж и жена у правоверных евреев существовали как бы в двух разных мирах; традиционное разделение полов сильно ограничивало возможности общения. Слишком часто жена была куда ближе к детям, к своей родне, к соседкам и особенно к матери, чем к

Из книги Иудаизм автора Вихнович Всеволод Львович

СРЕДНЕВЕКОВАЯ ИУДЕЙСКАЯ (ЕВРЕЙСКАЯ) ФИЛОСОФИЯ (Х-ХV

Из книги Иудаизм, христианство, ислам: Парадигмы взаимовлияния автора Пинес Шломо

Еврейская Improperia Важное исследование Пинеса проливает дополнительный свет на возможные связи между гимном Dayyenu из Пасхальной агады, пасхальной проповедью Мелитона Сардийского и молитвой Improperia («Упрёки в недостоинстве») из католической службы Великой пятницы. Все три

Из книги Петр, Павел и Мария Магдалина [Последователи Иисуса в истории и легендах] автора Эрман Барт Д.

Еврейская женщина из Магдалы Итак, что мы знаем о том, каково было быть еврейской женщиной в Палестине I столетия? Эта тема интересовала ученых очень долго, и они посвятили ей целые тома{79}. Одной из интересных особенностей исследования жизни еврейских женщин I столетия

Из книги Еврейский ответ на не всегда еврейский вопрос. Каббала, мистика и еврейское мировоззрение в вопросах и ответах автора Куклин Реувен

Еврейская религия Б-г – это любовь? На одном христианском сайте я видела, что православный священник пишет о любви между Б-гом и людьми: «В других религиях нет этого понятия! Там какое-то рабское поклонение без взаимной любви. Мы говорим, что Бог есть Любовь! Как можно

Из книги Иисус. Тайна рождения Сына Человеческого [сборник] автора Коннер Джекоб

Еврейская семья Что делать, если общение часто переходит в ссору? Уважаемый раввин! Часто так происходит, что общение с родственниками и друзьями неожиданно переходит в споры и раздоры. Что делать?АндрейМы сможем узнать ответ на Ваш вопрос из слов Талмуда в трактате